Научная статья на тему 'Стратегическое управление предприятиями ОПК в условиях сокращения объемов государственного оборонного заказа'

Стратегическое управление предприятиями ОПК в условиях сокращения объемов государственного оборонного заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПК / СОКРАЩЕНИЕ ОБЪЕМОВ ГОСОБОРОНЗАКАЗА / ЭФФЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / СВЯЗАННАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / THE DEFENSE INDUSTRY / REDUCTION OF VOLUMES OF STATE DEFENSE ORDER / EFFECTIVE PLANNING / RESOURCE APPROACH / CONNECTED DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савёлов Г.А., Алёшин А.И., Козлов В.А., Качарава Т.Н.

В статье поднимается актуальная проблема продолжения эффективного функционирования предприятий ОПК в условиях снижения объемов государственного оборонного заказа. Подробно расписаны те условия, в которых находятся предприятия ОПК РФ в связи с конфликтом целей рыночной прибыльности и обеспечения достаточной обороноспособности страны, а также общие тенденции российской экономики, влияющие на предприятия ОПК РФ. Особое внимание было уделено принципам эффективного планирования и успешной диверсификации производства. Авторы проводят сравнительный анализ долей продукции невоенного назначения, производимого на крупнейших промышленных центрах ОПК. Кроме того, основываясь на отечественном и зарубежном опыте, анализирует создавшуюся ситуацию и предлагает свой вариант ее улучшения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic management of defense industry enterprises in the conditions of reduction of volumes of the state defensive order

In article the problem of defense industry enterprises effective functioning in the state defense order volumes decrease conditions is considered. The defense industry enterprises conditions in connection with the conflicting goals of market profitability and adequate defense are described in detail, as well as the general trends of the Russian economy, affecting defense companies of the Russian Federation. Special attention was paid to the principles of effective planning and successful diversification of production The authors conduct a comparative analysis of the share of non-military products produced in the largest industrial centers of the defense industry. The author, based on domestic and foreign experience, analyzes the created situation and offers the option of its improvement.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление предприятиями ОПК в условиях сокращения объемов государственного оборонного заказа»

Стратегическое управление предприятиями ОПК в условиях сокращения объемов

государственного оборонного заказа

Strategic management of defense industry enterprises in the conditions of reduction of

volumes of the state defensive order

Савёлов Г.А.,

Преподаватель военного учебного центра РТУМИРЭА

РФ, Москва

Savelov, G. A.,

Teacher

RTUMIREA military educational center Russia, Moscow

Алёшин А.И.

Преподаватель военного учебного центра РТУ МИРЭА

РФ, Москва

Aleshin A. I.

Teacher

RTU MIREA military educational center Russia, Moscow

Козлов В.А.,

Студент

военного учебного центра РТУ МИРЭА

РФ, Москва Jasson9819@gmail. com

Kozlov V. A.,

student

RTU MIREA military training center Russia, Moscow Jasson9819@gmail. com

Качарава Т.Н.

Студент

военного учебного центра РТУ МИРЭА

РФ, Москва

Kacharava T. N.

student

RTU MIREA military training center Russia, Moscow

Научный руководитель Калач Г. П.

Кандидат военных наук Доцент военного учебного центра РТУ МИРЭА

РФ, Москва

Scientific adviser Kalach G. P.

Military Sciences Candidate RTU MIREA military training center Associate Professor

Russia, Moscow

Аннотация.

В статье поднимается актуальная проблема продолжения эффективного функционирования предприятий ОПК в условиях снижения объемов государственного оборонного заказа. Подробно расписаны те условия, в которых находятся предприятия ОПК РФ в связи с конфликтом целей рыночной прибыльности и обеспечения достаточной обороноспособности страны, а также общие тенденции российской экономики, влияющие на предприятия ОПК РФ. Особое внимание было уделено принципам эффективного планирования и успешной диверсификации производства. Авторы проводят сравнительный анализ долей продукции невоенного назначения, производимого на крупнейших промышленных центрах ОПК. Кроме того, основываясь на отечественном и зарубежном опыте, анализирует создавшуюся ситуацию и предлагает свой вариант ее улучшения.

Annotation.

In article the problem of defense industry enterprises effective functioning in the state defense order volumes decrease conditions is considered. The defense industry enterprises conditions in connection with the conflicting goals of market profitability and adequate defense are described in detail, as well as the general trends of the Russian economy, affecting defense companies of the Russian Federation. Special attention was paid to the principles of effective planning and successful diversification of production The authors conduct a comparative analysis of the share of non-military products produced in the largest industrial centers of the defense industry. The author, based on domestic and foreign experience, analyzes the created situation and offers the option of its improvement.

Ключевые слова: ОПК, сокращение объемов гособоронзаказа, эффективное планирование, ресурсный подход, связанная диверсификация.

Key words: the defense industry, reduction of volumes of state defense order, effective planning, resource approach, connected diversification.

Введение

Условия современной, переживающей циклы глобализации и деглобализации, экономики весьма нестабильны, что составляет серьезную угрозу для финансовой устойчивости, рентабельности, а значит и существования промышленных предприятий мировой полупериферии. Оборонный промышленный комплекс Российской Федерации не является исключением, и более того, находится в куда более сложных условиях чем многие конкуренты на рынке вооружений, так как до сих пор имеет под собой основу в виде материальной базы, созданной в СССР, но уже вынужден существовать и выживать в рамках рынка и рыночного подхода к управлению предприятием. К главной задаче ОПК плановой экономики - обеспечение превосходства в средствах и вооружениях для обороны государства, - добавилась еще и мало совместимая с ней задача - достижение рыночной окупаемости и рентабельности.

Основная часть

Российский ОПК представляет собой совокупность исследовательских, научных и испытательных организаций и предприятий, созданный в нашей стране по большей части в советские годы. ОПК, несомненно, был и остается системообразующей отраслью отечественной экономики, так как кроме выполнения жизненно важной для государства оборонительной функции, является главным драйвером научного развития, а также обеспечивает рабочими местами десятки тысяч специалистов и работников как непосредственно на военных, так и на смежных предприятиях.

Однако созданный и долгое время функционирующий в рамках планового хозяйства, ОПК вместе со всей страной перешел в другую социально-экономическую формацию, и несмотря на то, что должен был продолжать выполнение примерно тех же функций, стал вынужден действовать в рыночной среде и по иным правилам.

Предприятия ОПК РФ, имея перед собой цель максимально эффективного выполнения гособоронзаказа с использованием уже имеющегося научно-технического потенциала, находится при этом в следующих условиях:

1. Наличие главенствующего заказчика в лице Министерства Обороны РФ, которое определяет непосредственно изделие и его тактико -технические характеристики.

2. Наличие реальной перспективы прекращения госзаказа, от которой возникает высокая зависимость непосредственно от самого государственного заказа.

3. Желание государства перевести ОПК на полную или частичную самоокупаемость.

4. Высокая наукоемкость разработок и продукции.

5. Наличие долгосрочных заказов на несколько лет для большей части предприятий ОПК.

6. Необходимость инвестиционных вложений, возникающая в рамках федеральных программ переоснащения предприятий.

7. Особый способ формирования цены на продукцию оборонного значения.

8. Контроль производства продукции со стороны военных представительств на предприятиях ОПК.

9. Выпуск некоторыми предприятиями оборонно-промышленного комплекса продукции гражданского назначения.

10. Почти полное отсутствие опыта работы в рыночных условиях.

В то же самое время надо понимать, что наша военная промышленность как частная составляющая всей российской экономики конкурирует также и на международных рынках сбыта своей продукции, для которых характерны следующие тенденции:

1. Необходимость доступа предприятиям дешевого и долгосрочного ссудного капитала, а также обладания необходимым уровнем производственного потенциала, что приводит к увеличению затрат на разработку и производство высокотехнологичной продукции в несколько раз.

2. Сокращение поставок военной продукции, обусловленных ростом стоимости самих изделий и повышения их функциональных возможностей. Данный факт вынуждает производителей наращивать активность в большей степени на гражданских сегментах рынка, например, с помощью использования «двойных технологий».

3. Ужесточение требований к качеству продукции и подорожание её стоимости, что привело к продажам не отдельного изделия, а всего его жизненного цикла.

Данные тенденции, являясь частным случаем всего капиталистического хозяйства, приводят к тому, что наиболее эффективными и наиболее конкурентоспособными являются крупные предприятия-«гиганты», выстроенные по структуре концерна, так как она обеспечивает создание полного цикла производственной цепи и минимизацию транзакционных издержек между разными ее звеньями.

Кроме того, нельзя не сказать о том, что даже при вполне конкурентных позициях по доле рынка, по ряду других показателей, например, по производительности труда наши предприятия уступают своим зарубежным конкурентам. [4,5,6] Это говорит о том, что в связи с недостаточной степенью оптимизации и интенсивности технологических процессов, для производства того же объема продукции наши корпорации вынуждены затрачивать относительно большее количество ресурсов.

Таблица 1. Сравнение показателей конкурирующих вертолетостроительных корпораций мира

Показатели

Производите ль Поставлено машин, шт. Выручка, млрд. долл. США Прибыль от продаж, млрд. долл. США Затраты на НИОКР, млрд. долл. США Производительн ость труда, тыс. долл. США

АО «Вертолеты России»

2012 290 4,04 0,64 0,16 96,4

2014 271 4,4 1,02 0,19 96,7

2016 189 3,6 2,8 0,05 96,6

2018 178 3,3 2,5

Airbus Helicopter

2012 475 7,3 0,4 0,38 383,6

2014 471 8,5 0,54 0,39 371,5

2016 464 8,1 0,6 0,37 378,2

2018 460 7,9 0,66 0,35 375,8

Bell

2012 261 4,2 0,63 0,18 353,2

2014 249 4,2 0,52 0,16 487,9

2016 243 3,2 0,39 0,15 485,3

2018 237 2,9 0,31 0,13 481,6

Здесь необходимо задать столь важный для рассматриваемой отрасли вопрос: «Как не разориться, оказавшись в условиях сокращения гособоронзаказа, а также сохранить или даже улучшить конкурентные позиции на международном рынке?»

И раз уж ранее было указано, что отечественный ВПК вместе со всей экономикой перешел на рыночные рельсы, для разработки оптимальной институциональной и производственной сторон деятельности его предприятий необходимо обратиться к западному опыту анализа и планирования.

Чтобы разработать научно -обоснованный подход к планированию, западная управленческая мысль длительное время пыталась сформировать инструменты анализа организации, внутренней и ее конкурентной среды. Можно привести в пример несколько инструментов: SWOT-анализ, матрица БКГ (анализ темпов роста и доли рынка), матрица МКК (анализ соответствия миссии предприятия его ключевым компетенциям), матрица GE/McKinsey (анализ сравнительной привлекательности рынка и конкурентоспособности бизнеса), матрица ADL (анализ жизненного цикла отрасли и относительного положения на рынке). И, действительно, например, SWOT-анализ вполне наглядно характеризует положение дел в ОПК.

_Таблица 2. SWOT - анализ для ОПК РФ

Сильные стороны Слабые стороны

Гарантированность государственного заказа Высокая себестоимость продукции за счет военной приемки

Высокая квалификация и профессионализм персонала Недостаточный интерес рядовых сотрудников в развитии предприятия

Ответственность поставщика за уровень государственной безопасности Высокие затраты для перехода на новый уровень технологий и оборудования

Экспертная приемка продукции Достижение конкурентных преимуществ нерыночными способами

Недостаток оборотного капитала

Использование нерыночных методов управления

Возможности Угрозы

Доступность ресурсов Перспективы сокращения госзаказа

Приоритет национальной безопасности Санкции, введенные со стороны США и Евросоюза

Гарантия государства на стабильность условий деятельности Активизация стран-конкурентов в борьбе за иностранный инвестиционный капитал (ЮВА, СНГ)

Использование новых технологий Высокий уровень коррупции, бюрократия

Государственная поддержка инновационных проектов и модернизации производства

Однако, в силу особенностей отрасли, исторического опыта и специфики российской полупериферийной

экономики, методы анализа и планирования деятельности, созданные для корпоративного управления не в полной мере применимы к работе с отечественным ОПК и применимы лишь в качестве дополнительных, «взгляда со стороны».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому эффективное функционирование и дальнейшее развитие крупных военно-промышленных предприятий, по мнению автора, складывается из двух составляющих: научный подход к планированию и ресурсный подход к диверсификации производства.

Под научным подходом к планированию подразумевается следование определенным принципам, сложившимся под непосредственным влиянием внешней среды, объективное понимание внутреннего экономического потенциала предприятия и соответствие ему выпускаемой продукции, а также адекватное стратегическое и тактическое планирование с возможностью его гибкой корректировки.

Рассмотрим подробнее принципы планирования, предлагаемые предприятиям ОПК для создания производственного плана предприятия (ППП).

Принцип стратегической ориентации обозначает определение и структурирование стратегических целей и задач предприятия для удовлетворения стратегических потребностей страны при планировании ППП ОПК.

Таблица 3. Принципы стратегического управления предприятиями ОПК

Особенности предприятий ОПК Требования к инструментам стратегического планирования Ш1П ОПК Принцип планирования

Специфический характер назначения продукции, определяемый ее направленностью на обеспечение/удовлетворение стратегических интересов страны Существование госзаказа обуславливает приоритетность оборонной продукции Стратегическая направленность (ориентации)

Ограниченные возможности по передаче информации и технологий Необходимость соблюдения особых информационных условий, ограничивающих кооперацию и передачу технологий Закрытость (ограниченность)

Существование двух полярных сфер функционирования предприятия, проявляющихся в наличии оборонного и конверсионного производств Критерии формирования ППП должны структурироваться на две части, учитывая, таким образом, ориентацию производства на гособоронзаказ и выпуск конверсионной продукции Полуфункциональность

Особенности формирования производственной программы обусловлены существованием различных типов продукта предприятий ОПК При формировании производственной программы основополагающим выступает тип продукта предприятия ОПК, определяющийся степенью использования экономического потенциала на основе влияния факторов Формирование производственной программы на основе вариантности типов продукта

Принцип закрытости (ограниченности) предполагает: необходимость в соблюдении особых требований, которые ограничивают возможности предприятий оборонно-промышленного комплекса в установлении межхозяйственных связей и передаче технологий, а также четкую принадлежность предприятий к сфере ОПК, что обуславливает возможность их дальнейшего развития, но не дает возможности выйти за рамки специализации по крайней мере до тех пор, пока государство испытывает устойчивую потребность к их продукции.

Принцип полифункциональности основывается на одновременное существование двух совершенно разных сфер предприятия ОПК, которые проявляются в наличии оборонного и конверсионного производств, каждая из которых имеет свои цели, воздействующие факторах, схемы финансирования и степень неопределенности.

Инструменты планирования производственной программы имеют необходимость в учете типа продукта предприятия оборонно-промышленного комплекса, которая характеризуются степенью использования экономического потенциала. Следовательно, на основе принципа формирования производственной программы и учета номенклатурных отличий продукта руководство должно разрабатывать адекватные методы стратегического планирования производственной программы.

Огромное количество вариаций продукции, которое производится предприятиями в современном мире, делает затруднительным предложение универсальных методов стратегического планирования, поэтому необходимо учитывать особенности и разработки методов, которые соответствуют условиям формирования производственной программы предприятий.

Особенности предприятий ОПК, обусловленные спецификой отрасли, предоставили возможность определить признаки и составить типологию продукции, оптимальность производства которой определяется комбинацией внутренних потенциалов предприятия.

В оборонной промышленности экономический потенциал является наиболее прогрессивным и максимально приспособленным к освоению производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Так как структура экономического потенциала позволяет определить специфику деятельности предприятия, то были структурированы основные элементы данного потенциала предприятий оборонно -промышленного комплекса. Экономический потенциал - система, которая имеет такие структурные элементы, как производственный потенциал (ММ), научно-технический (НТП) и рыночный (РП).

Чтобы учесть неоднородный характер влияния факторов на различные продукты, была разработана определенная типология продукта производственной программы, которая основывается на использовании признаков, которые в свою очередь отражают степень применения элементов экономического потенциала. Влияние таких факторы, как уровень инновационности продукта на различных стадиях (стадия фундаментальных исследований (ФИ), прикладных исследований (ПИ), стадия опытного производства (ОП) и промышленного освоения (ПО)), определяют степень неоднородности выделенных типов продукта.

Таблица 4. Типология продукции, выпускаемой предприятиями ОПК

Признак Тип продукта

Продукт гособоронзак аза (ГОЗ) Продукт военно-техническог о сотрудниче ства (ВТС) Продукт двойного назначения Конверсионны й продукт Продукт научно -исследовательски х и опытно-конструкторских работ (НИОКР)

Степень использования производственного потенциала Высокая Высокая Высокая Высокая Низкая

Степень использования научно-технического потенциала Высокая Низкая Низкая Высокая Высокая

Степень использования рыночного потенциала Низкая Высокая Высокая Высокая Низкая

Степень использования экономического потенциала ПП + НТП ПП + РП ПП + РП ПП + НТП + РП НТП

Состав стадий инновационного процесса ФИ + ПИ + ОП + ПО ПО ПО ФИ + ПИ + ОП + ПО ФИ + ПИ + ОП

Технологическая однородность + + + +

Сырьевая однородность + + + - -

Вышеизложенная типология дает возможность определить тип продукта по степени использования экономического потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса и сделать правильный выбор адекватных методов планирования, которые необходимы при решении задачи управления производственной программой предприятия ОПК.

В силу особенностей поступления заказов корпорациям ОПК РФ их порог планирования несколько дальше нежели в среднем у иных российских предприятий. Однако, как было несколько раз указано, существует тенденция к снижению объемов госзаказа, а потому мера неопределенности для предприятий ОПК растет. В связи с этим следует вновь обратиться к западному опыту и обнаружить, что оптимальный период стратегического планирования предприятий ОПК, принятый в развитых капиталистических странах, составляет срок от 3 до 5 лет. Данный период необходимо определять для каждого конкретного предприятия в зависимости от условий производства и типа выпускаемой продукции. При этом также следует проводить погодовое тактическое планирование с учетом его возможных оперативных поправок.

На необходимость диверсификации ОПК, впрочем, как и всей экономики в целом указывали многие специалисты, начиная с конца 90-х годов, однако ни одна попытка не дала планируемых результатов. Возможно, так вышло из-за нехватки опыта у правительства и минобороны в реформаторской деятельности или по причине того, что в целом данный вопрос не стоял столь насущно как в наши дни. Кроме того, проблема нерезультативности крылась в попытке дать задание предприятиям ОПК производить продукцию, значительно отличающуюся от привычной. Именно поэтому в данной статье предлагается взглянуть на данный процесс с точки зрения ресурсного подхода.

Ресурсная концепция стратегического управления возникла в начале 90-х годов и основой для нее является специализация и концентрация организации на производстве тех товаров, для производства которых используются ресурсы или средства производства, находящиеся либо преимущественно в ее собственности, либо просто в избытке.

Таким образом, для предприятий ОПК это значит не создание новые производственных мощностей и переквалификацию рабочих на создание совершенно иных товарах, а концентрацию производства на продукции смежной, с главной, так называемой «продукции двойного назначения».

Очевидно, что ОПК имеет несколько направлений и для каждого его сектора характерны собственные условия, по причине которых, например, концерн «Калашников», выпускающий мелкую по военным меркам, серийную продукцию может позволить себе провести диверсификацию номенклатуры и производить охотничье и спортивное оружие, а также туристическую экипировку, тем самым создавая дополнительные источники прибыли, а потому имея возможность заниматься более серьезными проектами, такими как БПЛА. Однако, возможно ряд других корпораций могут быть не столь мобильны в инвестиционной деятельности, обладать меньшим пакетом активов.

250

2013 2014 2015 2016 2017 2018

□ Коммерческий сегмент ■ Военный сегмент

Рисунок 1. Динамика выручки АО «Вертолеты России» по сегментам за период 2013-2018 годов

И все же так или иначе, предприятия вынуждены искать баланс, и применение ресурсного метода может облегчить диверсификационное развитие. Наглядным примером может послужить корпорация «Вертолеты России», которая который год показывает, что за счет связанной диверсификации можно выходить на новые рынки сбыта и получать прибыли, значительно выше, чем от производства основной, военной продукции. [4]

Еще одним ярким примером проведения успешной диверсификационной политики является свердловский комплекс «Уралвагонзавод», который благодаря увеличению доли гражданской продукции до 48% в общей доле производства, в прошедшем году смог рекордно увеличить свою выручку. Так, в 2013 году доля гражданской продукции в доле военной составляла всего лишь 23,7%, тогда как в 2018 она достигла значения 48%. Благодаря этому годовая выручка комплекса выросла на 13% и составила 127 млрд. рублей, что на 5,8 больше, чем в прошлом году. Рост данных показателей еще раз доказывает то, что увеличение доли производства гражданской продукции в предприятиях ОПК может обеспечить стабильную и надежную работу данных предприятий. [7]

180 160

2013 2014 2015 2016 2017 2018

□ Гражданская продукция ■ Военная продукция

Рисунок 2. Динамика выручки АО «НПК «Уралвагонзавод» по сегментам за период 2013-2018 годов

Проводя работу по диверсификации своей производственной деятельности предприятие может увеличить долю выпускаемой гражданской продукции, что будет способствовать ее продвижению не только на внутреннем, но и на мировом рынке. А для авиастроения, которое переживает не лучшие времена в условиях планово-снижающегося государственного оборонзаказа, диверсификация производства и вытекающее из него значительное увеличение объемов гражданской продукции являются стратегическим приоритетом. Так, ПАО «ОАК» (Объединённая авиастроительная корпорация), занимающаяся производством и реализацией военной техники, за счет диверсификации производства увеличила свою выручку благодаря передаче в лизинг за рубеж своих гражданских воздушных судов благодаря чему выручка гражданского сегмента за 2018 г. увеличилась более чем на 11% и превысила 75 млрд руб. [8]

40 35 30 25 20 15 10 5 0

I

I

2014

2015 2016

Название оси

2017

Й

2018

□ Внутренний рынок ■ Внешний рынок

Рисунок 3. Динамика поставок воздушных судов ПАО «ОАК» по сегментам за период 2014-2018 годов

Заключение

Помимо того, что разработка «двойных технологий» и выпуск продукции двойного назначения позволяют сохранять мощный ОПК, также использование данной технологии и способа производства ускоряет развитие экономики страны в целом. Прибыль, которая получена от реализации «двойных технологий», поможет компенсировать часть расходов на разработку военной техники. И в совокупности с грамотным научным подходом к планированию адаптация положений ресурсного подхода к управлению стратегией развития предприятий ОПК в рамках интегрированных структур сможет стать действительным источником решения проблем, входящих в него предприятий в части расширения выпуска востребованной на рынке продукции.

Список используемой литературы:

1. А. Томпсон, Дж. Стрикленд. Перевод Л. Зайцева, М. Соколовой. «Стратегический менеджмент» [Электронный ресурс]. URL: http://Yspu.org/students/FPKiPPK/Tompson Strategicheski menegment.pdf

2. Журнал ИСЭРТ РАН 3/45 2016. «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ: ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗ». [Электронный ресурс]. URL: http://esc.vscc.ac.ru/issue/45/download#1

3. В. Ефремов. «Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа». Статья. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/press/management/2002-2/02.shtml

4. Сайт АО «Вертолеты России». [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianhelicopters.aero/ru/

5. Сайт компании Airbus Helicopters. [Электронный ресурс]. URL: http://www.airbushelicopters.ru/website/ru/ref/home.html

6. Сайт компании Bell. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bellflight.com

7. Сайт АО «НПК Уралвагонзавод». [Электронный ресурс]. URL: http://uralvagonzavod. ru/

8. Сайт ОАК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uacrussia.ru/ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.