Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и мониторинг реализации факторов успеха конверсии'

Актуальные проблемы и мониторинг реализации факторов успеха конверсии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРСИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ ОПК / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ФАКТОРЫ УСПЕХА / РЕАЛИЗАЦИЯ КОНВЕРСИИ / CONVERSION / DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES / ACTUAL PROBLEMS / FACTORS OF SUCCESS / CONVERSION IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурукина Анастасия Дмитриевна, Типнер Людмила Михайловна

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью наращивания объемов выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения предприятиями оборонно-промышленного комплекса в рамках конверсии. Основной сложностью для выполнения поручений президента является отсутствие опыта работы предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях рынка. Конверсия предприятий ОПК важная и перспективная задача, с решением которой связано будущее предприятий оборонно-промышленного комплекса, развитие импортозамещения, наращивание высокотехнологичного экспорта, развитие отечественной промышленности и экономики. Цель исследования выявление актуальных проблем конверсии, изучение существующих подходов к решению проблем реализации конверсии, проработка и дополнение выделенных внутренних факторов успешного осуществления конверсии, разработка классификации факторов, мониторинг реализации внешних факторов успеха конверсии. Авторский подход к решению актуальных проблем состоит в выделении внешних и внутренних факторов успеха конверсии и объединении их в единую систему по взаимодействию государства и предприятий ОПК. Проведенный в работе анализ реализации обозначенных факторов позволил выявить степень их проработки, а также направления, требующие оперативного и своевременного принятия управленческих решений, которые будут способствовать внедрению в процесс производства новых технологий, освоению производства новой гражданской продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мурукина Анастасия Дмитриевна, Типнер Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems and monitoring the implementation of the conversion success factors

The relevance of this research is caused by need of increase of production volumes of hi-tech products of civil and dual purpose by the enterprises of defense industry complex in conditions of conversion. The main difficulty for execution of presidential orders is lack of experience of defense industry enterprises in market conditions. Conversion of defense industry enterprises is important and perspective task with which solution the future of the enterprises of defense industry complex, import substitution development, increasing hi-tech export, development of the domestic industry and economy is connected. Purpose of the research identification of actual problems of conversion, studying of the existing approaches to the solution of problems of realization of conversion, study and addition of the allocated internal factors of successful implementation of conversion, development of classification of factors, monitoring of realization of external factors of success of conversion. Author's approach to the solution of actual problems consists in allocation of external and internal factors of success of conversion and combining them into a single system on interaction of the state and defense industry enterprises. The analysis of the implementation of these factors carried out in the work allowed us to identify the degree of working out and the directions that require prompt and timely management decisions that will facilitate the introduction of new technologies into the production process.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и мониторинг реализации факторов успеха конверсии»

вопросы инновационной экономики

Том 9 • Номер 1 • Январь-март 2019

ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

Актуальные проблемы и мониторинг реализации факторов успеха конверсии

Мурукина А.Д.1, Типнер Л.М.1

1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью наращивания объемов выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения предприятиями оборонно-промышленного комплекса в рамках конверсии. Основной сложностью для выполнения поручений президента является отсутствие опыта работы предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях рынка. Конверсия предприятий ОПК - важная и перспективная задача, с решением которой связано будущее предприятий оборонно-промышленного комплекса, развитие импортозамещения, наращивание высокотехнологичного экспорта, развитие отечественной промышленности и экономики. Цель исследования - выявление актуальных проблем конверсии, изучение существующих подходов к решению проблем реализации конверсии, проработка и дополнение выделенных внутренних факторов успешного осуществления конверсии, разработка классификации факторов, мониторинг реализации внешних факторов успеха конверсии. Авторский подход к решению актуальных проблем состоит в выделении внешних и внутренних факторов успеха конверсии и объединении их в единую систему по взаимодействию государства и предприятий ОПК. Проведенный в работе анализ реализации обозначенных факторов позволил выявить степень их проработки, а также направления, требующие оперативного и своевременного принятия управленческих решений, которые будут способствовать внедрению в процесс производства новых технологий, освоению производства новой гражданской продукции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конверсия, предприятия ОПК, актуальные проблемы, факторы успеха, реализация конверсии.

Actual problems and monitoring the implementation of the conversion success factors

Murukina A.D.1, Tipner L.M.1

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Russia

введение

Пик поставок в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) будет пройден в 2020 году, после чего объемы госзакупок будут существенно уменьшены. В связи с этим президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию в декабре 2016 г. поставил задачу довести долю высокотехнологичной гражданской продукции к 2020 г. не менее чем до 17% от общего объема производства ОПК, к 2025 г. - до 30%, к

2030 г. - до 50% [1]. Конверсия предприятий ОПК - важная и перспективная задача, с решением которой связано будущее предприятий оборонно-промышленного комплекса, развитие импортозамещения, наращивание высокотехнологичного экспорта, развитие отечественной промышленности и экономики.

Организация предприятиями оборонно-промышленного комплекса процесса конверсии - важнейшая задача, требующая стратегического подхода, понимания рынков и конкурентов, собственных компетенций и возможностей. Однако отсутствие опыта работы предприятий ОПК в условиях рынка может вызвать серьезные сложности для успешного осуществления конверсионного перехода, в силу того, что подход к процессу производства военной продукции резко отличается от подхода к производству гражданской, которое для военных предприятий является отдельным инвестиционным проектом, требующим соответствующей квалификации, системного подхода и финансирования.

В условиях рыночной экономики множество различных факторов влияет на эффективность проведения конверсии. Без государственного регулирования кон-

ABSTRACT:_

The relevance of this research is caused by need of increase of production volumes of hi-tech products of civil and dual purpose by the enterprises of defense industry complex in conditions of conversion. The main difficulty for execution of presidential orders is lack of experience of defense industry enterprises in market conditions. Conversion of defense industry enterprises is important and perspective task with which solution the future of the enterprises of defense industry complex, import substitution development, increasing hi-tech export, development of the domestic industry and economy is connected. Purpose of the research - identification of actual problems of conversion, studying of the existing approaches to the solution of problems of realization of conversion, study and addition of the allocated internal factors of successful implementation of conversion, development of classification of factors, monitoring of realization of external factors of success of conversion. Author's approach to the solution of actual problems consists in allocation of external and internal factors of success of conversion and combining them into a single system on interaction of the state and defense industry enterprises. The analysis of the implementation of these factors carried out in the work allowed us to identify the degree of working out and the directions that require prompt and timely management decisions that will facilitate the introduction of new technologies into the production process.

KEYWORDS: conversion, defense industry enterprises, actual problems, factors of success, conversion implementation

JEL Classification: L52, M21, L64 Received: 12.02.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Murukina A.D. (adm22950mail.ru)

CITATION:_

Murukina A.D., Tipner L.M. (2019) Aktualnye problemy i monitoring realizatsii faktorov uspekha kon-versii [Actual problems and monitoring the implementation of the conversion success factors]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (1). - 151-166. doi: 10.18334/vinec.9.1.39960

версии невозможно эффективное осуществление процесса производства высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения [2] (Tipner, Murukina, 2017). При этом без готовности производственных мощностей, наличия конструкторских, управленческих и маркетинговых компетенций по организации производства и выводу продукции на гражданский рынок предприятия ОПК не смогут адаптироваться и обеспечить финансовую устойчивость к колебаниям гособоронзаказа.

Актуальные проблемы конверсии

На основании изучения публикаций по вопросам осуществления конверсии [3-6] (Malkov, 2016; Rozmirovich, Manchenko, Mekhanik, Liss, 2017; Sannikova, Malikova, 2018), материалов военно-промышленных конференций, встреч руководителей предприятий ОПК [7-9] и совещаний по вопросу диверсификации производства высокотехнологичной гражданской продукции организациями ОПК [10], результатов исследований, проведенных АНО «АТР» [11] и НПО «Конверсия» [12], выделим актуальные проблемы ее осуществления для современных российских предприятий ОПК.

1. Отсутствие необходимых финансовых средств. Конверсионный переход требует значительных инвестиций на освоение и производство непрофильной продукции, развитие необходимых компетенций для работы на гражданских рынках. Данные инвестиционные проекты нуждаются в долгосрочном финансировании на льготных условиях.

2. Проблема маркетинга. Гражданская продукция должна быть конкурентной, предприятиям необходимы стратегия продвижения собственных товаров на рынке, системная маркетинговая работа, профессиональные маркетологи. НПО «Конверсия», проводившая исследование среди генеральных директоров оборонных предприятий, выявила, что они не знают, что и для кого производить, с кем конкурировать. У руководства предприятий отсутствует представление о работе гражданских рынков, их текущих и перспективных трендах.

3. Отсутствие мотивации. Низкая мотивация руководства предприятий, менеджмента к выпуску гражданской продукции в силу достаточной комфортности работы предприятий в условиях госзаказа.

ОБ АВТОРАХ:_

Мурукина Анастасия Дмитриевна, студент магистратуры, инженер кафедры организации машиностроительного производства (adm22950mai1.ru)

Типнер Людмила Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации машиностроительного производства (tipner10mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Мурукина А.Д., Типнер Л.М. Актуальные проблемы и мониторинг реализации факторов успеха конверсии // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 1. - С. 151-166. doi: 10.18334/утее.9.1.39960

4. Динамичность гражданских рынков (постоянное изменение потребительских предпочтений, технологий, уровня конкуренции и т. д.). Продолжительность периода от разработки новой продукции до ее вывода на рынок составляет 3 года. Возрастает риск несоответствия характеристик продукции требованиям потребителей, так как рынок гражданской продукции постоянно изменяется.

5. Отсутствие технологий для производства гражданской продукции. Особенностью российского оборонного комплекса является то, что большинство предприятий изначально создавались исключительно под военные задачи. Только небольшая доля предприятий ОПК использует двойные технологии, следовательно, требуются значительные затраты на перепрофилирование и переобучение персонала узкоспециализированных производств ОПК.

6. Неумение формировать технологический запрос. Запрос на конкретную технологию, конкретное технологическое решение, которое необходимо для выпуска гражданской продукции.

7. Проблема в подсчете и разделении издержек. Предприятия ОПК обозначают проблему применения раздельной системы учета затрат для оборонной и гражданской продукции. Управление затратами при освоении и производстве новых видов конверсионной продукции имеет огромное значение, так как издержки производства в конечном итоге определят конкурентоспособность продукции предприятий.

8. Барьер кооперации, так как предприятия предпочитают делать все своими силами. Необходимо объединение всех предприятий в единое пространство, где каждый участник сможет видеть потенциальных партнеров для сотрудничества, кооперации и взаимодействия по любым вопросам от НИОКР до изготовления продукции и ее продвижения на рынке. Такая передача опыта между отдельными участниками позволит быстрее и эффективнее проводить диверсификацию, а также оптимизировать расходы на ее осуществление.

9. Сложность подбора информации о существующих мерах государственной поддержки процесса конверсии. Отсутствует единая информационная платформа, позволяющая предприятиям быстро находить и подбирать для себя существующие меры поддержки выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.

10. Рассекречивание и трансфер технологий. Данная проблема была обозначена в пункте 11г Указа Президента РФ от 01. 12. 2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»: «Практически отсутствует передача знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, что сдерживает развитие и использование технологий двойного назначения». Срок рассекречивания передовых технологий военного производства для использования их в гражданском секторе в западных странах составляет от 2 до 5 лет. Таким образом, в первую очередь, должен быть разработан план эффективной передачи передовых технологий из военного производства в гражданское.

Анализ существующих подходов к решению проблем реализации конверсии

В существующих литературных источниках по конверсии мнения авторов о решении проблем ее реализации сводятся к классификации предприятий ОПК и затем к определению особенностей и характерных проблем для каждой выделенной группы. Авторами публикаций [4, 5, 14] (Glebova, 2016) было выделено несколько вариантов классификаций.

Первый вариант - это разделение оборонных предприятий на три условные группы по величине доли гражданской продукции в общем объеме выпуска:

• Предприятия, не вписывающиеся в гражданские рынки.

• Предприятия, работающие на гражданских рынках, с долей высокотехнологичной гражданской продукции и продукции двойного назначения более 25% в общей структуре производства.

• Предприятия с незначительной долей непрофильной продукции (менее 10%).

Второй вариант - разделение всех предприятий ОПК по наличию технологий

двойного назначения на два типа.

Компании первого типа опираются на технологии двойного применения, которые после доработки можно использовать для гражданской продукции, тогда ее доля может доходить до 30-50%.

Компании второго типа имеют в своей основе технологии, специфичные для военной продукции, такие компании широко диверсифицированы по типу вооружений, но доля гражданской продукции у них 5-10%.

Формирование системы факторов для успешного осуществления конверсии

В статье «Факторы успеха конверсии предприятий ОПК» [2] Л. М. Типнером и А. Д. Мурукиной отмечено, что вне принадлежности предприятий ОПК к той или иной группе одной из самых значимых и общих для всех организаций характеристик является зависимость от внешней и внутренней среды. Поэтому авторами было предложено выделить и классифицировать основные факторы, обеспечивающие успех конверсии. Стоит также подчеркнуть, что разработок системы факторов успеха нет, разные авторы отмечают проблемы, с которыми могут столкнуться предприятия ОПК при диверсификации, но нет четкой логики взаимодействия государства и предприятия в данном вопросе.

Все условия успеха конверсии оборонно-промышленных предприятий были разделены на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: наличие госпрограммы и поддержка государства: финансовая, информационная, организационная, нормативно-правовая (рис. 1).

В процессе дальнейшего исследования определилась цель - подробно рассмотреть внутренние факторы успешного осуществления конверсии, классифицированные по функциональному признаку на следующие группы:

Стратегическое управление

Наличие бизнес-стратегии. Процесс формирования стратегии состоит из последовательного выполнения следующих этапов: стратегический анализ позиции предприятия на рынке, выбор стратегической цели развития, определение стратегии, разработка подходов к реализации выбранной стратегии, оценка и контроль за ходом реализации стратегии диверсификации [15] (Golubtsova, 2016). Данные этапы - это основа для формирования эффективной стратегии осуществления конверсии.

Определение приоритетов при распределении ресурсов между военным и гражданским производствами. На предприятиях ОПК, сложились две противоположные модели затрат: первая модель предполагает автоматический перенос структуры затрат (включая весомые условно-постоянные издержки и накладные расходы) профильного производства на непрофильное. Результатом является неконкурентоспособная цена продукции гражданского назначения. Вторая модель, напротив, ради поддержания конкурентоспособности изделий допускает перенос издержек непрофильных изделий на профильную оборонную продукцию [5]. Данные модели неприемлемы для осуществления конверсионного перехода.

Поиск возможностей кооперации для производства продукции гражданского и двойного назначения.

Взаимодействие со стартапами и малыми инновационными предприятиями, которые могут выступать в роли генераторов проектов и бизнес-идей.

Взаимодействие с предприятиями гражданского производства.

Объединение предприятий ОПК с предприятиями гражданского сектора экономики возможно за счет создания совместных производственных площадок на базе

Поддержка государства

• Финансовая

• Информационная

госпрограммы . Организационная

• Нормативно-правовая

Наличие

предприятия ОПК

Рисунок 1. Внешниефакторы успеха конверсии Источник: составлено авторами

освободившихся мощностей предприятий оборонной промышленности, а также применения технологий военного комплекса для производства гражданской продукции.

Работа с инжиниринговыми центрами при необходимости научно-технического аутсорсинга.

Участие в формировании базы разработок выпускаемой продукции. Необходимо для интеграции предприятий оборонной промышленности и передовых в технологическом отношении гражданских компаний и предприятий. Для данных целей была создана «Государственная информационная система промышленности».

Постоянное взаимодействие с потребителями гражданской продукции. Такое взаимодействие с потребителями выступает обязательным условием работы на гражданских рынках. Покупатели становятся участниками конструирования изделия, что позволит эффективно улучшать технические характеристики и дизайн выпускаемой продукции, повысить ее конкурентоспособность на рынке.

Финансы

Для выхода на рынок с непрофильной продукцией необходимы значительные капиталовложения. Источники финансирования гражданских проектов:

Наличие собственных средств для финансирования гражданских проектов.

Возможность привлечения заемных средств для непрофильного производства.

Использование государственной поддержки приоритетных направлений развития промышленности, участие в программах фондов развития промышленности.

Поиск инвесторов для финансирования непрофильного производства.

персонал

Подготовка управленческого персонала к работе в рыночных условиях. Управление в военных и гражданских отраслях значительно отличается, поэтому руководителям, отвечающим за гражданские проекты, необходимо освоить ряд компетенций, связанных с маркетингом, управлением затратами, аналитикой, продвижением и сбытом продукции.

Наличие высококвалифицированных конструкторских кадров. Позволит проводить конструирование продукции под заданную стоимость.

Наличие квалифицированного производственного персонала.

Наличие профессиональных специалистов по маркетингу. Для разработки комплексных программ продвижения гражданской продукции.

Разработка систем мотивации и работы с кадрами. Обучение сотрудников необходимым компетенциям, мотивация коллектива на непрерывное повышение качества гражданской продукции, приведение заработной платы в соответствие рыночному уровню.

технологии

Опыт организации НИОКР. Данный опыт необходим для разработки высокотехнологичной гражданской продукции, удовлетворяющей всем требованиям потребителей.

Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР военного назначения. Коммерциализация - важный фактор для трансфера военных технологий в гражданское производство, так как технологии должны являться активом предприятия, который приносит доход.

Производство

Наличие производственных мощностей, позволяющих выпускать гражданскую продукцию.

Подготовка производства к выпуску высокотехнологичной гражданской продукции на заданную стоимость.

Важный фактор для предприятий, использующих затратный метод ценообразования. Новое производство никогда не станет эффективным и не выполнит нормативы и показатели, которые ему установлены, если на него будут относиться накладные расходы основного оружейного производства [10]. Поэтому необходима система раздельного учета затрат для гражданского и оборонного производства.

Маркетинг и сервис

Наличие опыта организации маркетинговых исследований. В условиях конкурентной среды при выборе вида гражданской продукции для производства невозможно ориентироваться только на функциональное и конструктивно-технологическое сходство с военными изделиями. Маркетинговые исследования необходимы для определения перспективных рыночных ниш и неудовлетворенных рыночных потребностей, определения требуемых характеристик гражданской продукции.

Создание точек продаж и сети дистрибуции.

Поиск потенциальных потребителей гражданской продукции.

Поиск потенциальных потребителей продукции возможен, например, на рынке средств производства для малого и среднего бизнеса, на крупных российских и зарубежных выставках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация гарантийно-сервисного обслуживания непрофильной продукции. Позволит постоянно взаимодействовать с клиентами для оперативного решения проблем потребителей за максимально короткий срок.

Логистика

В условиях конкурентной среды при выборе вида гражданской продукции для производства невозможно ориентироваться только на функциональное и конструктивно-технологическое сходство с военными изделиями. Логистика путем снижения издержек различных видов может оказать существенное положительное влияние на финансовые результаты деятельности организации.

Использование опыта гражданских логистических компаний. Кроме требований оперативности и надежности логистическая система военной организации должна

быть эффективной с экономической точки зрения, тогда как для организаций экономического комплекса страны данное условие является основным [16] (Kurbanov, Mostovoy, Martynov, 2012).

мониторинг реализации внутренних и внешних факторов успеха конверсии

Конверсия требует от предприятий ОПК освоения новейших сфер деятельности, реализации неиспользованного потенциала, внедрения и использования новых, нестандартных методик и технологий, которые позволят нарастить выпуск гражданской продукции. Для успешного осуществления конверсионного перехода необходимо принятие инновационных управленческих решений, которые будут способствовать внедрению в процесс производства новых технологий, освоению производства новой продукции.

Анализ реализации внутренних факторов успеха конверсии позволит определить уровень компетенций, необходимых для осуществления конверсионного перехода, и своевременно принять эффективное управленческое решение. В свою очередь, мониторинг внешних факторов успеха конверсии позволит использовать существующие инструменты поддержки для развития требуемых конверсией компетенций.

В результате исследования реализации внутренние факторы по степени использования на предприятиях ОПК были разделены на три группы: используемые, частично используемые и неиспользуемые. На рисунке 2 они выделены зеленым, синим и красным цветом соответственно, данное разделение условно, но характерно для большинства предприятий.

На представленной схеме видно, что большинство обозначенных внутренних факторов отсутствуют на военных предприятиях. Для каждого предприятия ОПК данные факторы имеют различную степень проработки и определяют его текущую готовность к выпуску высокотехнологичной гражданской продукции. Поэтому предприятиям необходимо провести предварительную оценку своих возможностей для осуществления конверсии. Наличие или отсутствие перечисленных компетенций обусловит необходимость поиска внешних бизнес-партнеров для проведения маркетинговых исследований, финансирования проектов, организации продаж и сервисного обслуживания и других потребностей для взаимодействия.

Приведем результаты мониторинга реализации внешних факторов успеха конверсии.

С 2016 года Минпромторгом и Правительством РФ формируется инструментарий поддержки проектов по диверсификации. В частности, в качестве мер поддержки были созданы АНО «АТР» и НПО «Конверсия», на базе Минпромторга организована ГИСП. По многим направления взаимодействия государства и предприятий ОПК в рамках конверсии продолжает вестись активная работа. 17 февраля 2018 г. был сформирован Перечень поручений Президента по итогам совещания по вопросу дивер-

Рисунок 2. Внутренние факторы успеха конверсии Источник: составлено авторами

сификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК № Пр-288, выполнение которых должно завершиться в текущем году.

В свою очередь, главная задача предприятий ОПК состоит в своевременном использовании предоставленных возможностей, поэтому необходимо постоянное взаимодействие государства и военных предприятий для эффективного использования всего инструментария поддержки при конверсионном переходе.

Однако отсутствует единая платформа, содержащая информацию о существующих мерах поддержки, также существует проблема слабо развитых кооперационных связей предприятий ОПК с предприятиями гражданского сектора и научного средой, что также препятствует снижению зависимости предприятий от колебаний гособо-ронзаказа и увеличению доли продукции гражданского назначения в общем объеме выпуска.

Для успешного осуществления конверсии необходимо, чтобы была налажена результативная работа государства и военных предприятий по всем возникающим вопросам о существующих программах и мерах поддержки как на региональном, так и на федеральном уровнях.

В ходе исследования также была проведена работа по определению текущего состояния реализации конверсии, степени проработки внешних факторов успеха, наличия нормативных и информационных баз по вопросам проведения конверсии. Приведем примеры реализации внешних факторов. По фактору «Наличие госпрограммы» реализуются:

• государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Госпрограмма включает в себя 8 подпрограмм. Срок реализации: 2013-2020 годы. Бюджет: всего: 1 285 653 588,5 тыс. руб.; план на 2018 год - 218556180,1 тыс. руб.; фактические затраты в 2017 году составили 257,41 млрд. руб. [17].

• национальная технологическая инициатива (НТИ) К 2018 году утверждены 8 «дорожных карт» рынков: Энерджинет, Хелснет, Нейронет, Маринет, Автонет, Аэронет, Технет и Кружковое движение. На сегодняшний день НТИ поддерживается 258 проектов по дорожным картам. «Фондом содействия инновациям» была оказана поддержка проектов в рамках НТИ на 1,9 млрд руб. по 253 договорам [18].

В качестве примера поддержки государства приведем таблицу результатов мониторинга по группе факторов «Информационная поддержка государства»

Анализ реализации внешних факторов успеха конверсии показал, что по большинству выделенных факторов можно видеть множество предоставляемых мер поддержки, но по некоторым факторам нет данных о начале работы по их реализации (например, по рассекречиванию военных технологий для создания высокотехнологичной продукции гражданского назначения и работе по созданию системы комплексной оценки результативности господдержки, оказываемой в рамках программы конвер-

сии). Только начата работа по одному из важных направлений - изданию закона, стимулирующего сбыт гражданской продукции, для создания уровня спроса, обеспечивающего достаточную рентабельность производства.

Таблица

примеры реализации факторов группы «информационная поддержка государства»

внешние факторы успеха примеры реализации факторов результаты/планы реализации

Создание единой информационной базы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результатов интеллектуальной деятельности и конструкторской документации на продукцию военного назначения Интерактивные каталоги результатов интеллектуальной деятельности, справочники научно-технической документации на базе ГИСП В интерактивном каталоге на базе ГИСП содержится 1860 результатов интеллектуальной деятельности различных областей применений [19]

Информация по диверсификации производства Раздел «Диверсификация» на сайте Минпромторга предоставляет 5 сервисов В основной пул Минпромторга уже входят более 170 проектов по диверсификации ОПК, запланированных к реализации на ближайшие 4-5 лет [20]

Создание Координационного центра по вопросам конверсии НПО «Конверсия» До конца 2018 года НПО планировалось представить продуктовые каталоги по направлениям «Электроника», «Энергетика», «Городская среда», «Медицинская техника» [21]

Создание единой информационной площадки для предприятий ОПК ГИСП Действуют 147 цифровых сервисов для всех субъектов промышленности. Зарегистрировано около 104 тысяч активных пользователей: «Навигатор мер господдержки» содержит информацию о 500 мерах поддержки федерального и регионального уровня [22]; «Витрина инвестиционных проектов» содержит более 160 инвестпроектов на сумму свыше 300 млрд рублей [23]; Интерактивные каталоги продукции гражданского и двойного назначения включают в себя более 2,2 тыс. позиций продукции оборонных предприятий [24]

Источник: составлено авторами

Информированность предприятий ОПК о существующих мерах поддержки и порядке их использования позволяет выстроить систему взаимодействия предприятий с государством для решения актуальных проблем конверсии.

Значимость эффективного взаимодействия государства и предприятий ОПК для успешного конверсионного перехода подчеркивает и заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук Константин Сивков:

«Конверсия предусматривает решение четырех основных задач, которые президент сформулировал как приоритеты. Во-первых, предприятия ОПК должны стать активными участниками масштабных общегосударственных программ, например, таких, как модернизация электроэнергетики и развитие цифровой экономики, оснащение медучреждений, экологическое оздоровление территорий, создание индустрии переработки и утилизации отходов. Во-вторых, устранение барьеров, в частности законодательных, препятствующих диверсификации оборонных производств, в том числе при госзакупках. В-третьих, стартовые заказы, которые помогут предприятиям более уверенно пройти начальный этап. Для этого компании с госучастием должны переориентироваться на закупку существующих и создаваемых отечественных аналогов вместо иностранных. В-четвертых, обеспечить сбалансированное разделение рисков и затрат между государством и предприятиями ОПК, в частности, механизмы специальных инвестиционных контрактов» [25] (Sivkov, 2018).

Заключение

Конверсия в той или иной форме проводится во всех странах мира. Важнейшим условием успешного ее осуществления являются продуманная государственная политика; заблаговременная подготовка законодательства и конверсионных программ; поиск путей перепрофилирования производства, которые были бы наиболее эффективны и результативны; определение востребованных видов высокотехнологичной продукции для производства; финансовая поддержка конверсионных проектов.

Опыт проведения конверсии военного производства позволяет сделать ряд выводов:

Организация предприятиями оборонно-промышленного комплекса процесса конверсии - важнейшая задача, требующая стратегического подхода, понимания рынков и конкурентов, собственных компетенций и возможностей. Предприятия ОПК различаются по возможности диверсификации, поэтому важность факторов в конкретный момент также может варьироваться.

Для каждого предприятия ОПК обозначенные внутренние факторы имеют различную степень проработки и определяют его текущую готовность к выпуску высокотехнологичной гражданской продукции. Поэтому предприятиям необходимо провести предварительную оценку своих возможностей для осуществления конверсии. Наличие или отсутствие перечисленных компетенций обусловит необходимость поиска внешних бизнес-партнеров для проведения маркетинговых исследований, финансирова-

ния проектов, организации продаж и сервисного обслуживания и других потребностей для взаимодействия.

На основании выделенных внешних и внутренних факторов успеха возможно формирование системы взаимодействия государства и предприятия для эффективной реализации программы конверсии и достижения государством поставленных стратегических целей.

Предложенный подход, заключенный в выделении системы основных общих для всех предприятий ОПК факторов успеха для решения поставленной руководством страны задачи увеличения выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения предприятиями ОПК, обладает определенной новизной и сможет оказать положительное влияние на практическую деятельность в рамках осуществляемой конверсии. Для достижения поставленной руководством страны цели наращивания выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения проработка обозначенных направлений должна быть начата незамедлительно.

ИСТОЧНИКИ:

1. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации

Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/ copy/53425.

2. Типнер Л.М., Мурукина А.Д. Факторы успеха конверсии предприятий ОПК //

Экономика и бизнес: теория и практика, 2017. - № 12.

3. Как проходит диверсификация ОПК в России. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ekonomika/4710238.

4. Малков А. Оборонная промышленность: Конверсия 2.0. Ведомости. [Электронный

ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/07/13/648974-konversiya.

5. Розмирович С.Д., Манченко Е.В., Механик А.Г., Лисс А.В. Диверсификация ОПК:

как побеждать на гражданских рынках // Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ: V Международного форума технологического развития «Технопром». - Новосибирск, 2017.

6. Санникова К.А, Маликова Д.М. Вопросы диверсификации производства граждан-

ской продукции на предприятиях ОПК // Социально-экономическое управление: теория и практика, 2018. - № 1(32).

7. Диверсификация оборонно-промышленного комплекса - стратегия перемен. Dfnc.

ru. [Электронный ресурс]. URL: https://dfnc.ru/reforma/dmitrij-rogozin-kachestvo-grazhdanskoj-produktsii-predpriyatij-opk-vopros-prestizha.

8. Диверсификация оборонно-промышленного комплекса и региональное развитие -

стратегия перемен. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government. ru/news/26568.

9. Круглый стол по диверсификации ОПК. Mil.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://

mil.ru/files/files/army2017/anonce/23_08_17ZakypkiVVST.pdf.

10. Совещание по вопросам диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/56699.

11. Официальный сайт АНО «Агентства по технологическому развитию». [Электронный ресурс]. URL: https://tech-agency.ru.

12. Официальный сайт НПО «Конверсия». [Электронный ресурс]. URL: https://npo-konversia.ru.

13. Карпачаев С. Конверсия или смерть. Военно-промышленный курьер. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesvks.ru/public/flippingbook/vpk182017/20/assets/basic-html/page2.html.

14. Глебова О.В. Направления инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в производстве высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: мат-лы международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2016.

15. Голубцова О.А. Методические подходы к разработке стратегии диверсификации предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности: Материалы VI Межвузовской научно-практической интернет-конференции (г. Донецк, 29 февраля 2016 г.). - Донецк: Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского. - Донецк, 2016.

16. Курбанов А., Мостовой А., Мартынов М. Концепция военной логистики в современных социально-экономических условиях // Логистика, 2012. - № 10.

17. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Minpromtorg.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/activities/state_programs/list.

18. Официальный сайт Национальной технологической инициативы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nti2035.ru.

19. ГИСП. Результаты интеллектуальной деятельности. Gisp.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/ing/service-market/rid.

20. Как проходит диверсификация ОПК в России. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ekonomika/4710238.

21. Официальный сайт НПО «Конверсия». [Электронный ресурс]. URL: https://npo-konversia.ru/.

22. Официальный сайт «Навигатор мер поддержки. [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/support-measures/list/9007105.

23. ГИСП - сервис для активных промышленников. Gisp.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/news/8299586.

24. Как проходит диверсификация ОПК в России. Tass.ru. [Электронный ресурс].

URL: http://tass.ru/ekonomika/4710238.

25. Сивков К. Военно-промышленный курьер. [Электронный ресурс]. URL: https://vpk-

news.ru/articles/41770.

REFERENCES:

Glebova O.V. (2016). Napravleniya innovatsionnogo razvitiya predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa v proizvodstve vysokotekhnologichnoy produktsii grazhdanskogo i dvoynogo naznacheniya [Directions of innovative development of enterprises of the military-industrial complex in the production of high-tech products for civilian and dual-use] Topical issues of economics, management and innovation. (in Russian).

Golubtsova O.A. (2016). Metodicheskie podkhody k razrabotke strategii diversifikatsii predpriyatiya[Methodological approaches to the development of the diversification strategy of the enterprise]Enterprise strategy in the context of increasing its competitiveness. (in Russian).

Kurbanov A., Mostovoy A., Martynov M. (2012). Kontseptsiya voennoy logistiki v sovremennyh sotsialno-ekonomicheskikh usloviyakh [Military Logistics Concept in Modern Social and Economic Environment]. Logostics. (10). (in Russian).

Rozmirovich S.D., Manchenko E.V., Mekhanik A.G., Liss A.V. (2017). Diversifikatsiya OPK: kak pobezhdat na grazhdanskikh rynkakh [Diversification of defence industry: how to win in civil markets] The report of the Expert Council of the Chairman of the Board of the Military-industrial Commission of the Russian Federation. 36. (in Russian).

Sannikova K.A, Malikova D.M. (2018). Voprosy diversifikatsiiproizvodstvagrazhdanskoy produktsii na predpriyatiyakh OPK [Questions of diversification of production of civil production at the enterprises of the military-industrial complex]. Sotsialno-ekonomicheskoe upravlenie: teoriya i praktika. (1(32)). (in Russian).

Tipner L.M., Murukina A.D. (2017). Faktory uspekha konversii predpriyatiy OPK [Factors of success of conversion of the enterprises of defense industry complex]. Economics and business: theory and practice. (12). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.