Научная статья на тему 'Проблемы диверсификации оборонно-промышленного комплекса и пути их решения'

Проблемы диверсификации оборонно-промышленного комплекса и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1285
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / CIVIL INDUSTRY / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довгучиц Сергей Иванович, Журенков Денис Александрович

В статье рассмотрены актуальные аспекты информационно-аналитического обеспечения процесса диверсификации оборонно-промышленного комплекса, ключевые факторы препятствующие развитию гражданских производств и ключевые задачи, стоящие перед ФГУП "ЦНИИ "Центр" в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Довгучиц Сергей Иванович, Журенков Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of diversification of the military-industrial complex and the ways of their solutions

The article describes the relevant aspects of the information and analytical support of the diversification of military-industrial complex, describes key factors of the development of the civil industry and the key objectives of diversification of the military-industrial complex in this sphere.

Текст научной работы на тему «Проблемы диверсификации оборонно-промышленного комплекса и пути их решения»

УДК 334.02; 338.45; 338.5

ПРОБЛЕМЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Довгучиц Сергей Иванович

директор ФГУП "ЦНИИ "Центр", кандидат экономических наук,

Заслуженный экономист Российской Федерации, член Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук

Журенков Денис Александрович

начальник отдела информационно-аналитического обеспечения ФГУП "ЦНИИ "Центр"

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные аспекты информационно-аналитического обеспечения процесса диверсификации оборонно-промышленного комплекса, ключевые факторы препятствующие развитию гражданских производств и ключевые задачи, стоящие перед ФГУП "ЦНИИ "Центр" в данной сфере.

Ключевые слова: гражданская промышленность, диверсификация, оборонно-промышленный комплекс.

Dovguchits Sergey Ivanovich, director of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", candidate of economic sciences, Honored economist of the Russian

Federation, Moscow, Russian Federation.

Zhurenkov Denis Aleksandrovich, head of department of the information and analytical support of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre" Moscow, Russian Federation.

Problems of diversification of the military-industrial complex and the ways of their solutions.

Abstract. The article describes the relevant aspects of the information and analytical support of the diversification of military-industrial complex, describes key factors of the development of the civil industry and the key objectives of diversification of the military-industrial complex in this sphere.

Keywords: civil industry,

diversification, military-industrial

complex.

Диверсификация предприятий высокотехнологичных отраслей России, включая оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК)1, является одним из приоритетных направлений промышленной политики в ближайшие 1015 лет. Согласно поручению Президента Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № Пр-1845 перед отечественной оборонной промышленностью стоит задача нарастить долю продукции гражданского и двойного назначения (далее

- ПГН и ПДН) с 16,8% в 2016 году до 17% к 2020 году, до 30% к 2025 году и до 50% к 2030 году.

ОПК является одним из основных элементов национальной безопасности и обороны государства и относится к числу сегментов российской экономики, сохранивших наиболее значимую часть производственного и интеллектуального потенциала. В этих условиях невозможно отрицать важность роли оборонной промышленности в социально-экономическом, научно-техническом и инновационном развитии страны.

По оценкам Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, для ряда предприятий ОПК и страны в целом сокращение государственного оборонного заказа (далее -ГОЗ) вызовет серьезные сложности*.

- сокращение либо остановку производства;

- снижение рентабельности;

- перевод работников на сокращенную неделю или в неоплачиваемые отпуска;

- избавление от непрофильных активов, зачастую социально значимых;

* Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации // V Международный форум технологического развития "Технопром". - Новосибирск, 2017. - 36 с. - С. 4.

- банкротство предприятий;

- частичное нарушение кооперационных цепочек вследствие ухода из них комплектаторов нижних уровней, связанное с уменьшением объемов.

Для страны это повышает угрозы социальной и политической стабильности

- на предприятиях ОПК занято около 2 млн человек, то есть 3% от общего числа работающих.

Сегодня ОПК должен играть важнейшую роль в развитии национальной экономики по следующим направлениям:

- научно-техническоеразвитие: трансфер технологий (в обе стороны), прорывные НИОКР. В текущих экономических реалиях в развитых странах ОПК становится источником новых технологий для гражданских сегментов и одновременно их активным потребителем;

- квалифицированные кадры: ОПК выступает сектором экономики, где востребованы наиболее квалифицированные кадры рабочих, инженеров, разработчиков, а также источником поддержания компетенций по работе с высокотехнологичными производствами в других сегментах экономики;

- развитие кооперационных цепочек: организации ОПК являются центром экосистемы высокотехнологических компаний: поставщиков третьего-четвертого уровня комплектации, поставщиков оборудования и технологий, партнеров по производству гражданской продукции.

Центр диверсификации организаций ОПК. Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. приказом Мин-промторга России от 2 февраля 2017 г. № 293** ФГУП "ЦНИИ "Центр" был

** Приказ Минпромторга России от 2 февраля 2017 г. № 293 "О центре по информационно-аналитическому сопровождению решения задач диверсификации и развития производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса".

определен организацией, осуществляющей функции центра компетенции по информационно-аналитическому сопровождению решения задач диверсификации и развития производства высокотехнологичной ПГН и ПДН организациями ОПК (далее - Центр диверсификации организаций ОПК).

Основными целями и задачами Центра диверсификации организаций ОПК определены:

1) информационно-аналитическое сопровождение работ при решении задач по диверсификации и развитию производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями ОПК и проведение исследований в указанной сфере;

2) мониторинг и системный анализ проблем диверсификации ОПК;

3) разработка предложений по механизмам реализации государственной политики в области диверсификации ОПК;

4) подготовка предложений по разработке или актуализации нормативных правовых, методических и иных документов, направленных на диверсифика-

цию ОПК (Рисунок 1).

Во исполнение поручения Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова от 5 декабря 2016 г. № МД-85 ФГУП "ЦНИИ "Центр" была организована работа по формированию каталогов по важнейшим номенклатурным группам продукции гражданского назначения, производимой организациями ОПК. Данная работа сегодня сконцентрирована на базе Центра диверсификации организаций ОПК.

За неполный год существования Центра успешно выполнено более 30 поручений коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и Минпромторга России в сфере информационно-аналитического сопровождения решения задач диверсификации и развития производства высокотехнологичной ПГН и ПДН организациями ОПК.

В настоящее время на базе Центра диверсификации организаций ОПК создается специальный портал - информационный ресурс, содержащий каталоги, справочники и классификаторы на осно-

Рисунок 1. Центр диверсификации организаций ОПК

ве ОКПД2, включающие данные о продукции, организациях-разработчиках и производителях высокотехнологичной ПГН и ПДН, источниках и структуре аккумулируемой на информационном ресурсе информации, а также формы экспорта информации как укрупненно по группам, так и более детально, по категориям и подкатегориям.

Вместе с тем, уровень детализации ОКПД2 по ряду групп и подгрупп не дает полной картины разнообразия выпускаемой ОПК продукции гражданского назначения и не позволяет однозначно определить принадлежность того или иного оборудования или товаров к укрупненной группе (подгруппе) продукции.

Поэтому для целей дополнительной идентификации продукции при построении каталогов было предложено дополнительно использовать коды Общероссийского классификатора продукции (ОКП), который, несмотря на меньшее количество классификационных характеристик, в ряде случаев обладает более подробной детализацией по группам и подгруппам однородной продукции (Рисунок 2).

Предложенный подход позволит точнее идентифицировать гражданскую продукцию и продукцию двойного на-

значения, производимую организациями ОПК, обеспечит детальной информацией потенциальных потребителей продукции, а также федеральные органы исполнительной власти, принимающие решения по вопросам промышленной политики.

Выбор в пользу портального решения предопределили актуальность поставленной задачи по ускоренной диверсификации ОПК, необходимость максимально широкого освещения возможностей оборонных предприятий по выпуску высокотехнологичной ПГН и ПДН. Разрабатываемый ресурс позволит наглядно и эффективно объединить информацию из различных источников в унифицированном виде, а также, не нарушая целостности решения, позволит ФГУП «ЦНИИ «Центр» интегрировать дополнительные сервисы по работе с информацией или пользователями в зависимости от требований заказчика (Рисунок 3).

Предложенная идентификация и классификация продукции позволит изначально сформировать информационный ресурс, основываясь на разнообразной информации, уже имеющейся в различных действующих информационных системах, с тем чтобы сократить трудозатраты организаций ОПК - производителей и поставщиков высокотех-

ОКПД2

XX - класс

XXX - подкласс ХХ.ХХ - группа XX.XX.X - подгруппа XX.XX.XX - вид XX.XX.XX.XX0 - категория XX.XX.XX.XXX - подкатегория

ОКП

1хх 0000- класс

(хх х000 - подкласс

(хх ххх0 - подгруппа

(хх хх00 - группа

I хх хххх - вид

Рисунок 2. Уровень детализации классификационных признаков в ОКПД2 и ОКП

Классификаторы (признаки отнесения к каталогам ПГН и ПДН): ОКП; ОКПД 2; ТН ВЭД; ЕКПС

Переходные ключи для классификаторов продукции

Фонд предприятий

Набор данных по номенклатурным позициям ПГН и ПДН

Ответы на адресные запросы от предприятий о производстве ПГН и ПДН

Информация от ИС о производстве ПГН и ПДН

Госуда р сто ен н а я информационная

система промышленности (ГИСП)

Информация от ИС ГК «Ростех» о производстве ПГН и ПДН

Информация от ГК «Росмосмос» и ГК «Росатом» производстве ПГН и ПДН

Рисунок 3. Интеграция информации о ПГН и ПДН из различных источников в унифицированном виде для последующей передачи в ГИСП Минпромторга России

нологичной ПГН и ПДН - по наполнению ресурса актуальной информацией.

Полнота представления информации на ресурсе обеспечивается за счет:

- формирования основы каталогов официальной информацией, уже размещенной в различных информационных системах (реестр контрактов, заключенных заказчиками Единой информационной системы, в сфере закупок, федеральной системы каталогизации продукции, автоматизированного банка данных "Продукция России", статистической и ведомственной отчетности организаций (форма П-1, раздел 5, форма 8-ВЭС и т.д.), ежемесячно аккумулируемой в ЕИП ОПК в рамках информационно-аналитической системы "Мониторинг" и ряде других;

- актуализации информации непосредственно организациями-разработчиками и производителями ПГН и ПДН;

- предоставления возможности разработчикам и производителям продукции редактировать ранее введенную информацию из различных систем;

- декомпозиции финальной продукции, классифицируемой как «вид продукции», до составляющих его подкатегорий путем адресных запросов организациям ОПК.

Для постоянной верификации и актуализации информации в режиме 365/7/24 на портале могут быть созданы личные кабинеты организаций-разработчиков и производителей продукции. Ответственным исполнителям организаций ОПК может быть предоставлен авторизиро-ванный доступ к личным кабинетам, а также досье их предприятий с реквизитами организации и перечнем разработанной (производимой) ПГН и ПДН.

Кроме постоянной актуализации информации сервис личных кабинетов позволит сотрудникам Минпромторга

России, других федеральных органов исполнительной власти наладить оперативную адресную связь с конкретными представителями организаций ОПК, ответственными за диверсификацию.

В отраслевом разрезе объемы производства промышленной продукции гражданского назначения по отраслям ОПК Минпромторга России в 2016 году имели следующую структуру: авиационная промышленность - 47,1%, промышленность обычных вооружений - 15,6%, промышленность боеприпасов и спецхимии - 11%, судостроительная промышленность - 12,2%, радиоэлектронная промышленность - 14,1% (Рисунок 4).

Структура общих объемов производства продукции гражданского назначения ОПК Минпромторга России по основным направлениям показана на Рисунке 5.

Ключевые факторы. В ходе формирования каталогов по важнейшим номенклатурным группам продукции

2011 г.

11,6 32,1

гражданского назначения Центром диверсификации организаций ОПК была определена референтная группа, среди которой было проведено анкетирование, направленное на выявление факторов, сдерживающих развитие гражданских производств.

Вопросы были разделены на два блока: внешнеэкономические факторы и внутренние факторы.

1. Значительными или решающими экономическими факторами считают следующий процент респондентов:

- низкий спрос со стороны коммерческих потребителей - 83%;

- конкуренция с зарубежными производителями - 77%;

- высокая стоимость нововведений для повышения конкурентоспособности продукции - 61%;

- низкий спрос со стороны государственных заказчиков - 57%;

- низкий спрос со стороны иностран-

2016 г.

14,1 47,1

Рисунок 4. Структура объемов производства промышленной продукции гражданского назначения по отраслям ОПК Минпромторга России, %

Рисунок 5. Структура общих объемов производства продукции гражданского назначения ОПК Минпромторга России по основным направлениям, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных заказчиков - 52%;

- недостаток собственных денежных средств - 38%;

- недостаток финансовой поддержки со стороны государства - 38%;

- высокий экономический риск - 27%;

- низкий спрос со стороны населения -14%.

2. Значительными или решающими

внутренними факторами считают следующий процент респондентов:

- недостаток квалифицированного персонала - 54%;

- ограничения по объему выпуска продукции - 29%;

- низкая узнаваемость продукции среди потенциальных потребителей - 21%;

- низкий производственно-технологический потенциал организации - 17%;

- недостаток информации о рынках сбыта - 13%.

Как видно из опроса, основными

сдерживающими факторами являются низкий спрос со стороны коммерческих потребителей, конкуренция с зарубежными производителями, высокая стоимость нововведений для повышения конкурентоспособности продукции, низкий спрос со стороны государственных заказчиков, низкий спрос со стороны иностранных заказчиков, недостаток квалифицированного персонала, ограничения по объему выпуска продукции, низкая узнаваемость продукции среди потенциальных потребителей (Рисунок 6).

В этих условиях поставленные на федеральном уровне задачи по интенсификации процессов диверсификации оборонной промышленности и повышению доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения до 50% к 2030 году требуют поиска новых механизмов повышения инвестиционной и инновационной активности.

Рисунок 6. Ключевые факторы, препятствующие развитию гражданских

производств в ОПК

Одной из ключевых задач развития российского ОПК на среднесрочный период становится создание действенного механизма мотивации необходимых преобразований, обеспечивающих не только эффективность выполнения заданий ГОЗ и полноту загрузки технологических мощностей, но и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции гражданского и двойного назначения.

В качестве приоритетных рынков для диверсификации организаций ОПК сегодня можно рассматривать медицину, телеком, гражданскую авиацию, судостроение, космос, робототехнику, топливно-энергетический комплекс и ряд других.

Топливно-энергетический комплекс. Особое место в этом ряду занимает топливно-энергетический комплекс, который наряду с ОПК и металлургией сегодня рассматривается в качестве "отрасли-локомотива" российской экономики на долгосрочную перспективу.

Согласно данным формы П-1, представленным организациями ОПК во ФГУП "ЦНИИ "Центр", в 2016 году оборудование для топливно-энергетического комплекса производило 58 организаций ОПК. Основной объем приходится на 20 организаций ОПК, выпускающих не менее 40 номенклатурных товарных позиций.

Высокая емкость данного рынка сбыта обуславливает наращивание производства продукции для данного сектора экономики. Так, если в 2011 году в интересах ТЭК было произведено различной продукции на сумму 24,115 млрд руб., то по итогам 2016 года объем производства уже достиг 34,909 млрд рублей.

Тем не менее информация об объемах внутреннего производства и потребностях организаций ТЭКа в соответствующем оборудовании позволяет сделать вывод, что пока оборонно-промышленный комплекс не является значимым игроком на данном рынке. По итогам 2016 года

доля продукции для ТЭК в общем объеме производства гражданской продукции ОПК Минпромторга России была объективно невысока и составила 8,2%.

Несмотря на то, что в настоящее время на ОПК приходится незначительная доля поставок для ТЭК, в целом взятый курс на импортозамещение, системная работа с поставщиками и подрядчиками является для организаций ОПК серьезной возможностью исправить сложившуюся ситуацию и значительно нарастить производство соответствующего оборудования.

По результатам опроса организаций ОПК, проведенного ФГУП "ЦНИИ "Центр" в период с 17 июля по 10 августа 2017 года можно выделить три общесистемных проблемы:

1) недостаточность развития нормативно-правовой базы, отсутствие четких долгосрочных приоритетов по развитию ТЭК;

2) отсутствие разработанных институтами развития методических указаний по им-портозамещению для организаций ОПК;

3) высокий административный барьер компаний ТЭК для организации сотрудничества с предприятиями ОПК, а именно: укрупнение лотов и объединение по различным номенклатурам изделий, что значительно усложняет участие в торгах для производителей и приводит к тому, что в них в первую очередь участвуют компании-посредники. Также следует отметить высокие требования к производителям при прохождении аккредитации для вхождения в реестр поставщиков компаний ТЭК.

Вместе с тем следует отметить активную позицию коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Минпромторга России и ПАО "Газпром" для решения названных проблем. 16 августа 2017 года состоялась рабочая поездка руководства организаций ОПК на Бованенковское

нефтегазоконденсатное месторождение (п-ов Ямал), в ходе которого представители организаций ОПК смогли очно обсудить проблемы взаимодействия с ТЭК и увидеть эксплуатацию поставляемого оборудования ОПК в реальных условиях. Для этого мероприятия ФГУП "ЦНИИ "Центр" оказывал всестороннюю информационно-аналитическую и организационную поддержку.

Развитие рыночных компетенций. В условиях глобальной конкуренции реализация новых проектов в гражданской сфере возможна только после развития рыночных компетенций как на уровне лучших отечественных практик, так и мирового уровня. Например, одно только внедрение CALS-технологий позволяет решить проблему кардинального повышения конкурентоспособности продукции за счет оптимизации и снижения затрат: на разработку и производство продукции - на 20-30%, на устранение дефектов продукции - на 15-20%, на эксплуатацию на 20-25%. При этом повышается качество продукции, и на 60-70% сокращаются сроки вывода на рынок новейших образцов.

В этой связи в актуальную повестку законодательного обеспечения процессов диверсификации ОПК на федеральном уровне можно предложить следующий комплекс вопросов:

- развитие взаимодействия с государственными корпорациями, повышение их открытости и обеспечение публикации полных перечней закупаемой продукции;

- стимулирование использования малым и средним бизнесом инфраструктуры и незадействованных площадей оборонных предприятий;

- поиск оптимального взаимодействия учебных заведений по подготовке кадров и использованию научного потенциала в оборонных исследованиях;

- снижение зависимости российско-

го топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, комплектующих и услуг;

- реализация финансовых мер поддержки на федеральном, региональном уровнях и в банковском секторе, в том числе для освоения и продвижении высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.

Учитывая изложенное, необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование промышленной политики в соответствии с принципами, изложенными в статье2, в том числе:

- обеспечить совершенствование механизмов программно-целевого планирования в целях выстраивания долгосрочных партнерских отношений между всеми участниками выполнения ГОЗ, включая организации, представляющие фундаментальную науку, отраслевые институты и конструкторские бюро, предприятия ОПК, их поставщиков и подрядчиков, обеспечить активное привлечение генеральных конструкторов и технологов;

- сместить акцент при контроле закупок к оценке действий менеджмента предприятий от исключительно внешних формальных показателей (% закупки по конкурсу, % закупки по аукциону, % закупки у единственного поставщика) к комплексному анализу с учетом таких факторов, как, например, "обоснованность закупок у единственного поставщика", "обоснованность ценообразования";

- обеспечить развитие механизмов "кластерных закупок" (положительные примеры: ОАК, КАМАЗ и другие), в рамках которых производители финальных изделий стимулируют создание поставщиков комплектующих в технопарках или производственных кластерах, в качестве дополнения либо альтернативы конкурсным процедурам, развитие механизмов государственно-частного партнерства, обеспечение взаимовы-

годного, а не навязанного привлечения к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства;

- обеспечить проведение оценки результатов закупок не только по степени их открытости и "конкурентности", но и по своевременности и качеству выполнения заданий ГОЗ при одновременной конкурентоспособности на мировом рынке выпускаемой продукции гражданского и двойного назначения.

В современных условиях необходимо развитие механизмов содействия комплексному продвижению новых проектов в сфере диверсификации и развития производства ПГН и ПДН, связанных с российским рынком прямых и венчурных инвестиций, развитием механизмов открытых инноваций на предприятиях ОПК, внедрением аддитивных технологий, индустриального интернета и цифровых сред для управление жизненным циклом.

Представляется также целесообразным разработать новые механизмы государственной поддержки процессов диверсификации, порядка проведения технологического аудита организаций ОПК и субъектов малого и среднего предпринимательства, планирующих (реализующих) инвестиционные проекты в сфере ОПК, в том числе с учетом реализации проектов Национальной технологической инициативы и других программ в гражданской сфере.

Ключевые задачи. В числе ключевых задач, стоящих перед ФГУП "ЦНИИ "Центр" в сфере диверсификации ОПК в 2018 году, следует выделить следующие.

1. Проведение системного анализа проблем диверсификации организаций ОПК, классификация факторов, препятствующих наращиванию выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.

2. Разработка системы показателей,

прямо или косвенно характеризующих динамику выпуска ПГН и ПДН.

3. Проведение всестороннего анализа выпуска ПГН и ПДН в отраслевом и региональном разрезах, а также в разрезе основных номенклатурных групп.

4. Разработка методологии и организационно-технологических схем сбора информации о динамике и структуре выпуска высокотехнологичной ПГН и ПДН.

5. Выработка предложений по составу отчетных форм и материалов, формируемых на основе собранных данных для оценки динамики увеличения выпуска ПГН и ПДН и ее соответствия поставленным задачам по наращиванию выпуска к 2020, 2025 и 2030 годам.

6. Выявление основных тенденций выпуска ПГН и ПДН, определение возможных "точек роста", а также определение целевых групп, в отношении которых могут применяться различные меры тарифного и нетарифного регулирования для стимулирования наращивания выпуска ПГН и ПДН.

7. Выработка предложений по совершенствованию механизмов нетарифного стимулирования выпуска ПГН и ПДН, направленных на расширение возможностей производителей по выводу продукции на внутренний и внешний рынки, исходя из особенностей определенных целевых групп.

8. Подготовка предложений по проектам мероприятий для включения в подпрограмму "Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса"

государственной программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса", их взаимоувязке по целям, срокам и ресурсам, с указанием сроком их реализации и ожидаемых результатов.

9. Проведение комплексного анализа источников ресурсного обеспечения реализации государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса.

10. Развитие взаимодействия с институтами развития, в числе целей деятельности которых прямо или косвенно указано взаимодействие с организациями ОПК.

Дальнейшее развитие процессов диверсификации ОПК, прежде всего, будет связано с обеспечением эффективной реализации предприятиями ОПК инвестиционных проектов в гражданских отраслях промышленности, привлечением дополнительных инвестиций в проекты по приоритетным направлениям выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, а также увеличением объемов ее продаж в среднесрочной перспективе.

Литература

1. Довгучиц С.И., Кохно П.А., Косарев А.С. Оптимальное управление затратами на производство военной продукции // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. -2017. - №3. - С. 13-29.

2. Довгучиц С.И., Кохно П.А. Приоритетные направления государственной политики в области ракетно-космической отрасли // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2017. - №3. - С. 3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.