ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА. ВОПРОСЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ УДК 334.02; 338.245
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПК
Акжигитова Альбина Наиловна
начальник отдела научно-методологического обеспечения диверсификации ОПК ФГУП "ВНИИ "Центр", кандидат экономических наук
Аннотация. В статье проведен анализ действующей системы мотивации выпуска производства гражданской продукции (далее - ПГН) и продукции двойного назначения (далее — ПДН) оборонными предприятиями, а также участия частных компаний в разработке ПГН и ПДН в кооперации с организациями ОПК. Разработаны предложения по развитию мотивации и стимулирования процессов диверсификации организаций ОПК.
Ключевые слова: диверсификация ОПК, гражданская продукция, мотивация, кооперация, малый бизнес.
Akzhigitova Albina Nailovna, Head of scientific and methodological support Department diversification of the military-industrial complex of VNII "Center", Сandidate of Economic Sciences, Moscow, Russian Federation.
Development of mechanisms to motivate and stimulate the diversification process of organizations of the military-industrial complex.
Abstract. The article analyzes the current system of motivation for the production of civilian products (hereinafter - PGN) and dual-use products (hereinafter - PD) by defense enterprises, as well as the participation of private companies in the development of PGN and PD in cooperation with defense
companies. Proposals for the development of motivation and stimulation of the processes of diversification of defense industry organizations have been developed.
Keywords: diversification of the defense industry, civilian products, motivation, cooperation, small business.
В настоящее время перед предприятиями ОПК стоит актуальная задача диверсификации своей деятельности при сохранении потенциала оборонного производства для обеспечения безопасности страны. Государство оказывает оборонным предприятиям поддержку в виде субсидий на производство, продажу и организацию послепродажного сервиса, создаются различные фонды поддержки, производятся вливания в уставной капитал. Вместе с тем материальная поддержка недостаточно полно стимулирует оборонные предприятия к решению задач, поставленных президентом страны по наращиванию выпуска гражданской продукции. Для этого необходимо развитие механизмов мотивации и стимулирования процессов диверсификации организаций ОПК1,2.
О необходимости создать систему мотивации, чтобы активизировать процесс диверсификации ОПК, Дмитрий Рогозин, занимавший ранее должность заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, заявил, выступая на заседании круглого стола, посвященном диверсификации в ОПК, на Российском инвестиционном
форуме "Сочи-2017": "Нам предстоит разработать целую систему мотивационных механизмов для развития коллективов, которые заняты производством гражданской инновационной продукции, создать для оборонной промышленности и инновационной промышленности единое информационное методическое пространство, чтобы обеспечивать интеграцию производств и новых технологий при выпуске высокотехнологичной продукции гражданского назначения".
Диверсификация ОПК должна обеспечить рост конкурентоспособности выпускаемой продукции, привести к повышению доли экспортируемой продукции, что в совокупности обеспечит повышение устойчивости отрасли и экономики в целом. Вместе с тем успешная диверсификация сдерживается негативными факторами, часть из которых не может быть решена только совершенствованием механизмов мотивации. Бесспорно, что для обеспечения поступательного развития ОПК необходима реализация комплекса мер.
В настоящее время на рынке гражданской продукции наблюдается сильная конкуренция с российскими и зарубежными производителями аналогичной продукции. Организации сектора ОПК пока не приспособились оперативно реагировать на колебания спроса потребителей и не могут гибко реагировать на изменения цен, как это делают успешные конкуренты. Между тем сложная международная обстановка диктует необходимость быстрого принятия решений и их реализацию. Другим фактором, препятствующим наращиванию выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, является проблема невозможности диверсификации отдельных предприятий ОПК с высокой долей гособоронзаказа, слабой приспособленностью к рыночным условиям, малой гибкостью в маневрировании при изменении экономических условий хозяйствования.
Одним из способов решения выявленных проблемы может стать кооперация организаций ОПК с частными компаниями, в том числе с предприятиями малого и среднего бизнеса. Одним из факторов, препятствую-
щим наращиванию выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, является проблема в системе ценообразования, формирования себестоимости и в установлении конкурентоспособной цены на гражданскую продукцию. В рамках одного предприятия проблема ценообразования на военную продукцию проецируется на формирование себестоимости гражданской продукции, проблема усугубилась после введения спецсчетов на финансирование ГОЗ. Как правило, издержки оборонные предприятия стараются больше учесть в стоимости гражданской продукции, так как со стороны государства имеется установка при наращивании военных расходов обеспечить рост цен на военную продукцию ниже, чем установлена официальная инфляция. Некоторые производители организаций ОПК могут обеспечить такие условия формирования цен единоразово в контрактах, но сохранить такую тенденцию невозможно в среднесрочной перспективе. Указанные факторы тормозят переход организаций отечественного ОПК на производство высокотехнологичной и востребованной на рынке гражданской продукции.
Для большинства руководителей предприятий процессы разработки, производства и продажи высокотехнологичной гражданской продукции, требующие значительных объемов инвестиций вследствие ужесточения законодательства за невыполнение гособоронзаказа, являются второстепенными. Так, принятый в декабре 2017 года Федеральный закон № 469-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" стал одним из основных сдерживающих факторов роста выпуска гражданской продукции.
Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 201.1 "Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа" и 285.4 "Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа". Статьей 201.1 УК РФ вводится уголовная ответственность, вплоть до лишения
свободы на срок до 10 лет, за использование тем лицом, который выполняет управленческую работу в коммерческой или другой организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа. Статьей 285.4 УК РФ устанавливается уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет, в случае использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.
В связи с данными обстоятельствами существенно вырастают уголовно-правовые риски руководителей организаций, участвующих в выполнении гособоронзаказа. Сами по себе составы ст. 201 и ст. 201.1 УК РФ позволяют рассмотреть в качестве преступных злоупотреблений практически любое случайное или обусловленное производственной или иной разумной необходимостью отступление от процедур, связанных с заключением и исполнением договоров в сфере гособоронзаказа без корыстной или иной незаконной цели.
Административная ответственность за нарушение положений Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" установлена статьями 7.29, 7.30, 7.32, 14.55, 15.37, 15.40, 19.7.2, 19.4, 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и предусматривает наложение штрафа на должностных лиц от 30 тыс. рублей до 1 млн рублей за нарушение условий выполнения гособоронзаказа.
Введение уголовного наказания добавило нервозности в работе руководителей при принятии оптимальных управленческих решений, направленных на увеличение доли гражданской продукции в портфеле предприятий
ОПК. Выявленные проблемы планомерно решаются, совершенствуется система ценообразования на продукцию ГОЗ. Но сохраняются угрозы и риски снижения финансовой устойчивости предприятий ОПК. Сразу же проблемы с финансовой стабильностью ощутят компании с низким уровнем диверсификации. Все указанные обстоятельства вызывают необходимость развития мотивационных механизмов диверсификации ОПК.
Одним из способов мотивации выпуска ПГН и ПДН оборонными предприятиями руководителями различного уровня является стимулирование спроса на такую продукцию. Для расширения спроса на ПГН и ПДН оборонными предприятиями предлагается аккумулирование спроса в единой информационной базе с тем, чтобы покупатели могли легко и просто сделать заказ на гражданскую продукцию, как это можно сделать в конкурентных коммерческих предприятиях. На основе собранной информации по заказам предприятия ОПК могут запланировать производство продукции гражданского и двойного назначения с учетом объемов и качества, стимулировать реализацию. Государство, в свою очередь, сможет оценить объемы рынка и при необходимости заложить правильные направления государственной поддержки. Специфика отрасли свидетельствует о том, что оборонные предприятия, особенно те из них, у которых в портфеле заказов высока доля ГОЗ, не смогут обеспечить сопоставимый уровень конкурентоспособности, по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и участие государства в лице собственника необходимо. Вместе с тем доля таких предприятий должна планомерно снижаться.
В конце 2018 г. вице-премьер Ю. Борисов отметил, что для более активного продвижения гражданской продукции будут установлены зеркальные ключевые показатели эффективности. Это означает, что крупные компании гражданского сектора с госучастием могут получать предписания по закупке отечественного оборудования, производимого организациями ОПК.
Анализ показал, что для достижения ключевых показателей выпуска ПГН и ПДН необходима четко выстроенная система мо-
тивации, позволяющая стимулировать достижение результативных показателей с привязкой их к определенным временным границам, установленным главой государства. Планом по развитию производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями ОПК на период 2018-2019 гг. предусмотрено внесение изменений в Методические указания по применению ключевых показателей эффективности, одобренные поручением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. №ИШ-П13-2043 в части включения показателя депремирования работников организаций ОПК при недостижении установленных значений по доле выпускаемой высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения (далее - Методика КПЭ).
Процесс применения ключевых показателей эффективности на уровне компании согласно принятой Методике КПЭ происходит поэтапно (Рисунок 1).
Минэкономразвития России в приказе от 30 декабря 2014 г. № 530 дает определение ключевому показателю эффективности (КПЭ) - это оценочный критерий достижения цели, используемый для определения эффективности деятельности, поддающейся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения долгосрочных и среднесрочных задач.
После принятия решения по применению ключевых показателей эффективности экспертным сообществом был выявлен ряд недостатков (Рисунок 2). Как показывает анализ утвержденных ключевых показателей эффективности интегрированных структур ОПК, ряд недостатков устранены. Так, в годовом отчете ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (далее - ПАО "ОАК") отмечается, что для более четкого целеполагания в указанной Корпорации и усиления мотивации руководства на достижение основных целевых индикаторов стра-
Рисунок 1. Уровни принятия ключевых показателей эффективности
Рисунок 2. Общесистемные недостатки установления КПЭ
тегии изменен состав ключевых показателей эффективности. Перечень показателей сократился с 17 до 9, а некоторые показатели были перенесены в КПЭ вице - президентов Корпорации. В частности, перечень ключевых показателей эффективности дополнен обязательным КПЭ "Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности" и показателем "Процент выполнения ГОЗ" для более четкого фокуса на выполнение поставок для нужд государственных заказчиков (Таблица 1).
Данные Таблицы 1 свидетельствуют, что единственный показатель, который в системе КПЭ позволяет оценить гражданское направление ПАО "ОАК", это количество поставок воздушных судов (далее -ВС) гражданского назначения. Причем его плановое значение на 2018 г. снизилось на одну единицу (Таблица 2). Если учесть, что выручка корпорации запланирована к снижению с 452 млрд рублей в 2017 г. до 421 млрд рублей в 2018 г., то можно предположить рост доли ПГН и ПДН. Но для выполнения поручений Президента Российской Федерации необходимо установление КПЭ по выпуску ПГН и ПДН с привязкой результатов к депремированию руководителей предприятий ОПК при недостижении плановых показателей.
Как отмечается в годовой отчетности ПАО "ОАК", основными причинами, приводящими к пересмотру утвержденных значений показателей, стало отрицательное влияние факторов и макроэкономических показателей для расчета бюджета, находящихся вне сферы контроля менеджмента Корпорации. В числе этих показателей выделяется курс доллара по отношению к рублю, изменение конъюнктуры на основных рынках, перенос сроков исполнения контрактов в рамках реализации ГОЗ по решению заказчика.
Анализ ключевых показателей эффективности АО "Объединенная судостроительная корпорация" за 2017 г. выявил отсутствие критериев, позволяющих оценить выпуск ПГН и ПДН. Вместе с тем в годовом отчете корпорации содержатся сведения о том, что в целях увязки степени достижения ключевых показателей эффективности, утвержденных советом директоров АО "ОСК", с системой материального вознаграждения руководителей АО "ОСК", советом директоров АО "ОСК" утверждено Положение о системе годового премирования высших менеджеров АО "ОСК", которое распространяется и на президента Общества3.
Следовательно, необходимо повышение мотивации руководителей предприятий
Таблица 1.
Целевые и фактические показатели КПЭ ПАО "ОАК" в 2017 г.
№ Наименование показателя Ед. изм. Вес 2016 г. (справочно) 2017 г.
Факт, значения Целевые значения Факт, значения Оценка результата
1 Рентабельность инвестиций акционеров (TSR) за прошедший год % 15% 22 5,0 32,9 сверхцелевой (>110%)
2 Рентабельность собственного капитала (ROE) % 15% -5,9 ОД -0,9 недостаточный (<80%)
3 Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг млрд. руб. 5% 417 470 452 96,17%
4 Отношение чистый долг/выручка - 5% 0,47 0,70 0,53 сверхцелевой (>110%)
5 Снижение операционных затрат (расходов) % 10% 7,4 2,00 2,04 102%
6 Процент выполнения ГОЗ % 15% 100 100 100 100%
7 Поставка ВС гражданского назначения ед 15% 34 31 30 96,77%
8 Производительность труда на предприятиях отрасли самолетостроения тыс. руб. 10% 3 915 4 300 4 119 95,79%
9 Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности (ИКПЭИД) % 10% 186,3 95 126 сверхцелевой (>110%)
ИТОГО 100% 85,46%
Таблица 2.
Плановые значения КПЭ ПАО "ОАК" на 2018 г.
№ п/п Наименование показателя Ед. изм. Целевые значения
1. Рентабельность инвестиций акционеров (TSR) за прошлый год % 5
2. Рентабельность собственного капитала (ROE) % > 0
3. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг млрд руб. 421
4. Отношение чистый долг / выручка - 0,95
5. Снижение операционных затрат (расходов) % 2
6. Процент выполнения ГОЗ % 100
7. Поставка ВС гражданского назначения ед. 30
8. Производительность труда на предприятиях отрасли самолетостроения тыс. руб. 4 375
9. Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности (ИКПЭИД) % 95
ОПК путем увязки достижений целевых показателей по выпуску высокотехнологичной гражданской продукции с определением размера годовых вознаграждений. Целевыми значениями должны стать рост объемов выпущенной продукции гражданского и двойного назначения, увеличение их доли в общей структуре выпущенной продукции ИС ОПК. Эта мера позволит простимулировать менеджмент и обеспечить выполнение государственного оборонного заказа и установленных задач по диверсификации. В отдельных интегрированных структурах уже имеются удачные решения. Например, для менеджмента разработаны КР1 с учетом объемов выпуска гражданской продукции как в товарном, так и в денежном выражении. Но этот процесс только запущен.
Так, на одном из совещаний, посвященным проблемам диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК генеральный директор госкорпорации "Ростех" С.В Чемезов пояснил, что для обеспечения чёткой постановки задачи по диверсификации управленческие решения менеджмента корпорации должны быть доведены до уровня кластеров, а те в свою очередь - на отдельные холдинги. Данная методика нашла отражение в задачах по "гражданской" выручке по годам в закрепленных в КР1 каждого руководителя
организации. Вместе с тем он отметил, что обязательно следует увеличить степень ответственности за невыполнение поставленных целей и КПЭ по гражданской продукции. По словам С.В Чемезова, в госкорпорации "Ростех" каждый руководитель оценивается с применением КР1, где закреплено, что если у него не наблюдается тенденция к увеличению доли гражданской продукции, то его премия уменьшается. Лишение работника премии по Трудовому кодексу Российской Федерации является мерой, которую применять можно лишь в соответствии с условиями трудового договора, а также посредством сохранения прав и свобод субъекта как рабочего лица и работодателя. В Трудовом кодексе депремирование регламентируют в качестве меры воздействия.
Предприятиям ОПК следует придерживаться следующей процедуры отмены у сотрудника дополнительных выплат при соблюдении двух условий:
- организация должна иметь положение о премировании, в котором следует прописать все условия о депремировании и сроки (с 01.01.2017 субъекты малого бизнеса могут работать без них, если соблюдается условие отражения этих положений в трудовые контракты);
- решение руководителя о депремирова-нии необходимо оформить приказом (долж-
ны быть подписи заинтересованных сторон).
Преимущества использования системы депремирования на предприятиях ОПК при производстве гражданской продукции и продукции двойного назначения:
- рост производства ПГН и ПДН;
- повышение ответственности со стороны руководителей и работников ОПК;
- улучшение трудовой дисциплины;
- появляется новый инструмент у руководителя для эффективного контроля отклонений, анализа ситуации и принятия обоснованного решения.
Следовательно система мотивации выпуска ПГН и ПДН оборонными предприятиями начала внедряться в ОПК. Однако при таком подходе оценивается только объем работы, но не качество. Очевидно, что при производстве гражданской продукции на предприятиях ОПК требуется оценка доли экспортируемой ПГН и ПДН, что является косвенным показателем уровня качества. Кроме того, количество признанных претензий к качеству производимой продукции может характеризовать качество производимой продукции.
Рекомендации по установлению ключевых показателей эффективности по выпуску гражданской продукции на уровне предприятия ОПК. Для достижения установленных показателей по выпуску гражданской продукции на уровне предприятия ОПК было бы целесообразней установить оперативные и стратегические ключевые показатели эффективности.
Оперативные показатели характеризуют текущие результаты деятельности предприятия ОПК и его подразделений по выпуску гражданской продукции и продукции двойного назначения. Они позволят в оперативном режиме следить за технологическими процессами, материальным обеспечением, качеством продукции гражданского и двойного назначения, корректировать параметры управления в соответствии с меняющимися условиями (Таблица 3).
Представленные показатели инициативности работников ОПК при производстве ПГН и ПДН не могут иметь количественной оценки. Вместе с тем результативность оперативной оценки может быть выражена
в реализации конструктивных предложений работников ОПК, в количестве заключенных договоров на производство и реализацию ПГН и ПДН. Оперативные показатели должны быть тесно связаны со стратегическими.
Стратегические ключевые показатели эффективности, связанные с выпуском гражданской продукции, позволяют следить за обобщенными результатами работы предприятия ОПК за месяц, квартал, полугодие и принимать решения по обеспечению соответствия этих результатов плановым. Рассчитываются краткосрочные прогнозы эффективности деятельности подразделений, доли выпуска гражданской продукции и продукции двойного назначения на предстоящий период.4,5
Анализ возможностей предприятий ОПК по переходу к успешной диверсификации производства показал, что сложно создавать высокотехнологичные производства с различными видами технологий в каждой организации вследствие дефицита гражданских технологий и свободных ресурсов (финансовых средств, кадров и др.). Обеспечить высокую загрузку производственных мощностей можно посредством создания на территориях ограниченного количества организаций, которые имеют определенную технологическую специализацию и выполняют заказы значительного количества узкоспециализированных организаций в рамках развитых кооперационных связей.
Наиболее гибкими, мобильными и инновационно активными являются малые и средние предприятия (далее - МСП). В США, по оценкам экспертов, в оборонном комплексе заняты до 40 тысяч малых и средних субъектов хозяйствования. А в России доля для малых и средних форм хозяйствования в реестре организаций ОПК не более 10 %.*** Для сравнения: в странах Евросоюза доля технологий малых и сред-
* Серебренников Е. Доля участия малого и среднего бизнеса в оборонных научно-исследовательских разработках недопустимо мала.- URL: http://council.gov. ru/events/news/47086/
** В Госдуме системно подойдут к вопросам участия ма-
лого и среднего бизнеса в ОПК.- URL: https://vpk.name/ news/149443_v_gosdume_sistemno_podoidut_k_voprosam_ uchastiya_malogo_i_srednego_biznesa_v_opk.html
них компаний составляет 20 % от всего промышленного производства. На начало 2019 года средние предприятия в российском ОПК занимают 5,6%, малые - 3,7%, доля микропредприятий не превышает 0,6%.
В Таблице 4 представлены основные виды деятельности малого бизнеса в ОПК. Данные Таблицы 4 свидетельствуют о том, что наиболее распространенным видом дея-
тельности малого бизнеса в ОПК являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. В данной сфере занято 39 МСП. Из числа прочих видов деятельности следует выделить класс ОКВЭД 26 - Производство компьютеров, электронных и оптиче ских изделий, 33-МСП ОПК зарегистрированы в данной группе, 5 субъектов малого бизнеса заняты в обла-
Таблица 3.
Показатели инициативности работников ОПК при производстве ПГН и ПДН
Балл Характеристика
1. При решении производственных вопросов по выпуску гражданской продукции не проявляет личной инициативы
2. Очень редко выступает с конструктивными предложениями по увеличению выпуска гражданской продукции
3. Часто выступает с предложениями, которые практически редко реализуются
4. Регулярно разрабатывает конструктивные предложения в рамках своих должностных обязанностей, при их принятии доводит до практической реализации
5. Для эффективного решения производственных вопросов регулярно приводит конструктивные предложения не только в рамках своих должностных обязанностей, но и повышающих эффективность работы подразделения в целом. Умело доводит свои предложения до их практической реализации
Таблица 4.
Виды деятельности малого бизнеса в ОПК Российской Федерации по состоянию на 01.02.2019 года
№ п/п Виды деятельности Доля от общей численности МСП в ОПК, %
1. 72.19 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, прочие 26,3
2. 25.40 Производство оружия и боеприпасов 5,26
3. 26.11 Производство элементов электронной аппаратуры 5,26
4. 26.11.9 Производство частей электронных ламп, трубок и прочих электронных компонентов, не включенных в другие группировки 4,51
5. 26.30.11 Производство средств связи, выполняющих функцию систем коммутации 4,51
6. 30.11 Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций 4,51
7. 62.01 Разработка компьютерного программного обеспечения 3,00
8. 68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом 3,00
9. 72.1 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук 3,00
10. 20.59, 24.20, 25 (4, 11, 61, 62), 26 (12, 20, 40, 51), 28 (22.9, 99.9), 29.10.5, 30 (1, 11, 30.11), 33 (12, 13), 38, 68.20, 70.10, 71 (11, 12, 20), 72.49. 40,65
сти архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа, работают в сфере разработки проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности. Производством электрического оборудования в подклассе Производство электродвигателей, электрогенераторов и трансформаторов заняты еще 4 МСП. Всего 2 МСП работают в сфере производства машин и оборудования.
Таким образом, 47% МСП ОПК заняты в обрабатывающей промышленности, 30% - в научной сфере. Для сравнения следует рассмотреть структуру малых предприятий по отраслям экономики в ЕС (Рисунок 3).
Согласно данным ФНС России, по состоянию на 14 апреля 2019 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства (Рисунок 4) составило 6 141 283 2 единицы. Средняя численность работников составила 15 781 512 человек. Общее количество производимой продукции и услуг составило 5 155. Эти данные свидетельствуют о большом потенциале для возможной кооперации ОПК и малого бизнеса. Малые и средние предприятия по качественным характеристикам, зачастую, превышают крупные предприятия ОПК. Для сравнения на Рисунке 6 приводится количество предприятий ПК в разрезе федеральных окру-
гов в относительном выражении.
Сравнительный анализ данных на Рисунках 5,6 показал, что в Центральном и Северо-Западном федеральных округах доля предприятий ОПК превышает долю МСП на 13,5% соответственно. В остальных федеральных округах доля МСП выше, что свидетельствует о возможности выбора предприятиям ОПК для кооперации МСП, удовлетворяющие условиям совместного наращивания производства продукции гражданского и двойного назначения.
Механизм стимулирования малого бизнеса в индустриально развитых странах включает в себя, прежде всего, законодательные правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, льготные субсидии, налоговые преференции и иные инструменты поддержки как в области производственных отношений, так и для создания системы обучения, подготовки и переподготовки кадров.
Другим полезным инструментом поддержки стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение организаций.
В конце 2018 года был принят национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", действующий до конца 2024 г. Целями проекта предусмотрен активный рост численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей до 25 млн чел. к концу 2024
Рисунок 3. Структура малых предприятий по отраслям экономики в ЕС
Рисунок 4. Данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства*
Дальневосточный ФО Сибирски
Уральский ФО
Приволжский ФО
Центральный ФО
Северо-Западный ФО
Северо-Кавказский ФО
Рисунок 5. Количество субъектов МСП по состоянию на 14 апреля 2019 г.'
Дальневосточный ФО Сибирский ФО
Уральский ФО
Приволжский ФО
Северо-Кавказский ФО
Центральный ФО
Северо-Запзоный ФО
Рисунок 6. Количество предприятий ОПК по состоянию на 14 апреля 2019 г., %*
'' По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации. : ** Авторский рисунок.
г.; наращивание доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 32,5% к концу 2024 г.; рост доли экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта до 10% к концу 2024 г. На достижение поставленных целей запланировано финансирование в объеме 481,5 млрд рублей.
Для поддержки МСП в 2015 г. была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Но, как показывает опыт, механизм реализации мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров и услуг заказчиками у предприятий малого и среднего бизнеса, далеко не совершенен. Создание и развитие промышленных кластеров, созданных на базе крупных организаций ОПК, может стать тем стимулом, который бы позволил оптимизировать процесс вовлечения малого и среднего предпринимательства в производственные отношения и увеличить эффективность функционирования предприятий ОПК. Для организации и оптимизации таких процессов все же необходима апробация на федеральном уровне процедур проверки соответствия промышленных кластеров требованиям и их государственной поддержки. Данные мероприятия позволят существенно снизить возможные риски организаций ОПК от перестроения производственных цепочек. В то же время малые и средние предприниматели, претендующие на участие в таких цепочках, получат финансовый инструмент в виде субсидирования затрат на освоение новой продукции в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 41 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения".
Совместные проекты участников кластера могут стать площадкой для новых инвестиций, технологий и претендовать на меры государственной поддержки. При этом бизнес сокращает издержки производ-
ства и напрямую получает компенсацию за понесенные затраты.
Таким образом, мерами поддержки малого бизнеса, направленными на стимулирование в разработке ПГН и ПДН в кооперации с организациями ОПК, могут быть:
- облегчение доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);
- облегчение доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками);
- внедрение кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.
Важнейшая проблема сотрудничества ОПК с субъектами малого и среднего бизнеса - отсутствие информации о возможностях МСП. Головные исполнители гособоронзаказа, связанные с гостайной, не могут раскрыть свои потребности. Соответственно отсутствие инфраструктуры и какого-то информационного ресурса, представляющего МСП, не позволяет сделать предложение о кооперации.
Предлагается в рамках Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства сформировать соответствующую базу, раскрывающую структурированно возможности каждого субъекта МСП. Предусмотреть в рамках данной корпорации возможность подготовки проектов совместных производств, расчета бизнес-проектов с учетом потенциала предприятий и имеющихся мер господдержки для каждого конкретного совместного проекта ОПК и МСП.
Такая мера позволит предприятиям ОПК иметь возможность выбора для сотрудничества предприятия малого бизнеса с потенциалом, которого недостаточно у оборонных предприятий для возможности успешного выпуска гражданской продукции и продукции двойного назначения. Оборонные предприятия могут в полной мере использовать преимущества малого бизнеса, заключающиеся в следующих характеристиках:
- относительной независимости действий субъектов малого бизнеса,
- привлечении свежих идей по выпуску гражданской продукции, инновационной активности малого бизнеса благодаря господдержке,
- вовлечении энергичных и предприимчивых людей в производство гражданской продукции и продукции двойного назначения,
- использовании возможности МСП в гибком маневрировании на рынке, способности быстро приспосабливаться к меняющимся потребностям и спросу на продукцию, работы и услуги,
- возможности снижения издержек за счет узкой специализации,
- ускорении темпов разработки и внедрения проектов, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления.
Таким образом, чтобы привлечь бизнес, необходимо давать ему постоянную, максимально четкую и надежную информацию: где имеется в нем необходимость, каковы условия его участия, каковы гарантии, что будет с результатами интеллектуальной деятельности, правами на нее, будут ли они отобраны государством или он получит бонусы за свои изобретения. Именно в этих целях необходим единый банк данных с информацией о потребностях ОПК в привлечении частных инвестиций.
Для решения задачи реструктуризации и повышения эффективности ОПК необходимо стимулировать создание и привлечение малых и средних предприятий к решению задач предприятий ОПК по росту выпуска гражданской продукции и продукции двойного назначения. На деле это можно сделать с применением модели организационного развития ОПК на основе кластерного подхода. Малые и средние предприятия помогут реально стимулировать предприятия ОПК к кооперации и реализации совместных проектов, обеспечить индивидуализацию продукции под заказ конкретного потребителя. Именно кластерный подход к развитию ОПК позволит наладить эффективное взаимодействие крупных предприятий с малым
и средним бизнесом, поможет им эффективно решать такие задачи, как выведение на аутсорсинг поддерживающих производственных и обслуживающих процессов, снижение издержек, привлечение перспективных научно-технических разработок, диверсификация производства и выход на новые рынки, в том числе гражданской продукции, созданной с применением технологий двойного назначения. Это позволит как повысить эффективность и гибкость производственных цепочек предприятий ОПК, так и способствовать диверсификации производства предприятий ОПК и реализации потенциала технологий двойного назначения на рынках гражданской продукции.
Как показывает анализ постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 41, данная мера направлена на поддержку совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях имортозамещения. В перечне критериев по оценке показателей эффективности совместного проекта кластера не содержится показатель роста производства ПГН и ПДН. В связи с указанными обстоятельствами для стимулирования участия частных компаний, включая представителей малого и среднего бизнеса, в разработке ПГН и ПДН в кооперации с организациями ОПК рекомендуется по аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 41 предоставлять субсидии на создание совместных проектов. В качестве ключевого показателя для оценки эффективности совместного проекта частных компаний, включая представителей малого и среднего бизнеса, с предприятиями ОПК рекомендуется установить рост производства ПГН и ПДН.
Для возможности реализации совместных проектов предприятий ОПК с частными компаниями, включая представителей малого и среднего бизнеса, в разработке ПГН и ПДН предлагается оказывать поддержку в форме субсидий не только производства, но и начального и завершающего этапов проекта. В частности для стимулирования создания нового вида продукции в кооперации рекомендуется субсидиро-
вать также разработку технологической и конструкторской документации, создание опытных образцов продукции и проведение их испытаний участниками кластера.
Кроме того, предлагается внести изменения в постановление Правительства РФ от 28.01.2016г. №41 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения". Документ принят в целях стимулирования участия организаций ОПК в промышленных кластерах, но не содержит возможность субсидирования расходов участников промышленных кластеров, понесенных в связи с производством импортозамещающей продукции кластера, включая конечную, а также расходов на разработку технологической и конструкторской документации, создание опытных образцов продукции и проведение их испытаний участниками кластера.
Также следует признать, по мнению автора, необходимость реализации мер по увеличению доли частного капитала в ОПК до 25-30%. Для этого необходимо скорректировать ряд ограничений по режиму секретности для снижения доли закрытой информации и максимального повышения интереса инвесторов к данной отрасли. Требуется обосновать критерии участия субъектов хозяйствования, работающих с ОПК, обеспечить правовое поле для возможности интеграции государства и частного бизнеса в такой синергии. Было бы эффективным опробовать сотрудничество на разных схемах: от находящегося в частной собственности полного производственного цикла, смешанных форм собственности до применения механизма концессий доверительного управления. Затем широко применять наиболее эффективные схемы. Существующее нормативно-правовое регулирование такого партнерства ОПК и МСП требует существенных изменений на федеральном уровне.
Заключение. Сегодня наблюдается возрастающая значимость мотивационной составляющей в ОПК, без которой ни одно производство не сможет в полном объеме реализовать свой потенциал развития в тактическом и в стратегическом плане. Особенно актуально развитие мотивационных механизмов для руководителей предприятий ОПК, занимающихся регулированием производства одновременно военной, гражданской продукции и продукции двойного назначения, в том числе с использованием стимулированияпроцессов диверсификации методом "кнута". Решение выявленных проблем приведет к развитию механизмов мотивации и стимулирования процессов диверсификации организаций ОПК для поддержания финансовой стабильности оборонных предприятий и решения государственных задач.
Список литературы
1. Довгучиц С.И., Акжигитова А.Н, Журен-ков Д. А. Повышение инвестиционной привлекательности интегрированных структур ОПК как фактор ускорения диверсификации производства // Научный вестник ОПК России. -2018.-- №1.- С. 58-69.
2. Акжигитова А.Н. Совершенствование методов оценки мер господдержки в сфере оборонно-промышленного комплекса // Вестник Московского финансово-юридического университета.-2016.-№1.-С.116-128.
3. Коняхина О.Н., Новиков В.Д. Интегрированная отчетность как инструмент влияния на инвестиционную привлекательность компании // Поиск.- 2019.-№ 1- Т. 10.- 234 с
4. Сафронова Ю.В., Юшин И.В. Оценка экономической безопасности в информационном пространстве цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. -2018. -№ 11 (100). -С. 257-260.
5. Кругляк Л.И., Белогурова Н.Д. Современные подходы к повышению финансовой устойчивости как фактора обеспечения экономической безопасности организации // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие".- 2019. - Ч.1.-С. 176-178.- 206 с.