Диверсификация и импортозамещение — ключевая проблема оборонно-промышленного комплекса: пути комплексного решения
Е.А. СТАРОЖУК, кандидат экономических наук
В.В. СЕЛИВАНОВ, доктор технических наук
Полковник в отставке Ю.Д. ИЛЬИН, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Рассмотрены вопросы повышения устойчивости функционирования оборонно--промышленного комплекса (ОПК) и его развития на основе сбалансированного решения задач технической оснащенности Вооруженных Сил, военно-технического сотрудничества РФ и расширения выпуска продукции гражданского и двойного назначения. Сформулированы основные положения Стратегии диверсификации военного производства и импортозамещения в ОПК на период до 2035 года.
The paper examines issues of improving the functioning stability of the defense-industry complex (DIC) and its development on the basis of balanced solutions of technical equipment tasks in the Armed Forces, RF military-technological cooperation and increasing the output of civilian and dual-purpose products. It formulates the main provisions of the Strategy of Military Production Diversification and Import Substitution in the DIC until 2035.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Военная и гражданская экономика, диверсификация, конверсия, стратегия.
Military and civilian economics, diversification, conversion, , strategy.
В УСЛОВИЯХ все более масштабного развертывания странами Запада торговых, финансовых, технологических, информационных, гибридных и иных войн в рамках возродившейся в XXI веке (а по сути, никогда не прекращавшейся) «холодной войны» против России полная реализация планов Государственной программы вооружения (ГПВ) и соответствующих заданий государственного оборонного заказа (ГОЗ) приобретает особую актуальность. Решение этой задачи тесно связано с ликвидацией (поэтапным снижением) зависимости от импорта наукоемкой продукции, ростом финансово-экономической устойчивости на основе повышения конкурентоспособности предприятий и интегрированных структур (ИС) оборонно-промышленного комплекса при выпуске продукции военного (ПВН), гражданского (ПГН) и двойного назначения (ПДН).
Нелишне напомнить, что в наградной системе США есть медаль1, на аверсе которой имеется надпись: «Холодная война»! На реверсе представлены даты: «2 сентября 1945 — 26 декабря 1991». Для справки: 2 сентября 1945 года — официальная дата окончания Второй мировой войны, а 26 декабря 1991 года — дата принятия декларации Советом Республик Верховного Совета СССР о прекращении существования Советского Союза. Упомянутая медаль входит в число американских наград за войны на иностранной территории.
Следовательно, вполне логично, что на федеральном уровне на долгосрочную перспективу планируется обеспечить устойчивое развитие ОПК. Тем более что реалии таковы — современный мир уже объективно живет в состоянии прокси-гибрид-ной войны, развязанной отнюдь не Россией2. Эта прокси-война ведется за гегемонию, за технологическое превосходство, прежде всего в сфере искусственного интеллекта, за природные и людские ресурсы, за сохранение контроля над финансами, торговлей и технологиями — с одной стороны, и за многополяр-
ность, собственное суверенное будущее — с другой.
В этой связи разработка и серийное производство вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в России всегда были и впредь будут предметом гарантированного обеспечения надежной обороны и безопасности и специфической сферой деятельности государственных законодательных и исполнительных структур, заказывающих и эксплуатирующих органов военного управления и научно-исследовательских (НИО) и производственных организаций ОПК. На реализацию нынешней ГПВ на период 2018—2027 годов (ГПВ-27) выделено 20 трлн руб., что с учетом прошлых расходов и инфляции подтверждает тенденцию на сокращение военных расходов при сохранении набранных темпов переоснащения ВВСТ ВС РФ, других воинских формирований и органов. В ГПВ-27 впервые в постсоветский период реформирования ОПК предусматривается значительное выделение средств на синхронизацию поставок ВВСТ и развитие соответствующей инфраструктуры. Из 20 трлн руб. 19 трлн направлены на закупки, ремонт и
разработку ВВСТ, а 1 трлн руб. — на строительство соответствующей инфраструктуры.
Это весьма значимо, поскольку в большинстве регионов РФ (организации ОПК имеются в 72 регионах) НИО и производственные предприятия ОПК являются стержневой основой их научно-технического и производственно-технологического комплекса, обеспечивающего создание продукции различного назначения. По замыслу военно-политического руководства РФ ОПК должен стать драйвером высокотехнологичного роста военной и гражданской экономики. Президент России В.В. Путин на совещании по финансовому оздоровлению предприятий ОПК объявил, что пик поставок ПВН в рамках ГОЗ в целом пройден, что ставит перед предприятиями масштабные задачи по выпуску гражданской продукции3. Ранее перед ОПК им была поставлена задача о расширении производства ПГН до 30 % от общего объема продукции к 2025 году и до 50 % к 2030 году4.
Необходимо также учитывать, что за последние десятилетия в мире резко возросли темпы научно-технического прогресса, что привело к беспрецедентному росту инноваций. Новые технологии приводят к качественным изменениям запросов населения планеты и ожесточенной конкурентной борьбе между государствами и их коалициями за рынки сбыта продукции. В результате видоизменилась роль инновационной и инвестиционной политики государств в рамках ожесточенной конкуренции при продаже ПВН по линии военно-технического сотрудничества (ВТС), а также сбыта на мировом рынке ПГН и ПДН. Одновременно при продаже товаров и услуг происходит ускоряющееся по времени удешевление результатов инновационной деятельности (так называ-
емая «технологическая дефляция»), ведущее к более частой смене на рынке выпускаемой продукции.
Все это приводит к регулярной корректировке государственной политики в области развития ОПК. Основные цели, принципы, приоритетные направления и задачи в области ОПК, а также источники и механизмы ресурсного обеспечения ее реализации определены Основами государственной политики в области развития ОПК РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утверждены Указом Президента РФ от 23.02.2017 № 91. Конкретные значения показателей развития ОПК заданы Правительством РФ в Плане мероприятий по реализации этих Основ. В постановлении Правительства РФ от 16.05.2016 № 425-8 (ред. от 06.02.2019) «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие ОПК» подчеркивается, что основными целями государственной политики в области развития ОПК в долгосрочной перспективе являются динамичное развитие его научно-технического, производственно-технологического, кадрового и интеллектуального потенциалов, наращивание и реализация конкурентных преимуществ ОПК. Регулярно проводится большой комплекс мероприятий по обеспечению диверсификации ОПК по выпуску ПГН. Так, в статье5 представлен всесторонний анализ технологических запросов и потребностей предприятий ОПК для выполнения задач по диверсификации исходя из результатов II Всероссийского форума «Гособоронзаказ-2018» в подмосковном г. Красногорске. Вместе с тем системные вопросы диверсификации ОПК не рассматриваются или считаются уже решенными и как бы остаются в стороне. В частности, например, системно не анализируются проводимые и необходимые дополнительные мероприятия по сни-
жению зависимости ОПК от импорта высоких технологий и оборудования и последствий его перевода на масштабный выпуск ПГН.
Общеизвестно, что в России в последние три десятилетия произошла масштабная деиндустриализация экономики, т. е. сформировалась экономика сырьевого типа: особенно наращивался экспорт минеральных продуктов и металлов (75,5 % в 2000, 81,1 % в 2014 году в общем объеме экспорта), импортировалось все больше жизненно важных товаров. Только за период 2000—2014 годов объем ввозимой продукции увеличился в 8,4 раза6. Наиболее высокими темпами среди высокотехнологичной продукции импорт рос по следующим категориям: станки и оборудование; автомобили, пассажирские и транспортные авиалайнеры; новые технологии; продукция для ОПК. В середине нынешнего десятилетия в страну массово ввозились и комплектующие, например, для тяжелого машиностроения — 70 %, для гражданского авиастроения — 80 %.
В результате РФ попала в зависимость от стран-экспортеров и их политики. Под угрозой оказалась национальная безопасность страны. Так, в случае радикального обострения конфликта с Западом критически важные производства проблемно будет рассредоточить по стране и вывести их из-под удара7. Таким образом, не удастся полноценно воспроизвести успешный опыт СССР по реконверсии производства в годы Великой Отечественной войны. Работу станков, сборочных линий, электростанций и прочих объектов с иностранными узлами, приобретенными по данной схеме, также ждет парализация. Кроме того, импортное оборудование (например, станки) ввиду перманентной передачи телеметрических данных сообщает экспортерам всю номенклатуру производимых
изделий. Если для компании-производителя это является привычным каналом промышленного шпионажа, то вероятному противнику такие данные позволяют понять, по какой области (объектам) наиболее эффективно следует наносить кибер- и (или) огневые удары или на какую сферу накладывать санкции и вызывать дефицит с целью максимального ослабления экономики РФ.
Вместе с тем есть мнение, что «индикатором успешности импортоза-мещения должен быть несырьевой экспорт»8, хотя, казалось бы, на современном этапе главное в импортозаме-щении— это решение приоритетных задач по удовлетворению собственных потребностей РФ. Согласно заключению Счетной палаты РФ9 в 2019 году на 12,9 млрд руб. сокращены бюджетные расходы на поддержание, развитие и использование системы ГЛО-НАСС. Причина — невозможность изготовления серийных космических аппаратов ГЛОНАСС-К «из-за ограничений на поставку электронной компонентной базы (ЭКБ) иностранного производства и невозможности ее оперативного замещения». В настоящее время большинство спутников, входящих в орбитальную группировку ГЛОНАСС, продолжают работать за пределами гарантийного срока10. При этом из 27 аппаратов свои непосредственные функции выполняют 23, что недостаточно для глобального покрытия. В связи с этим возникает вопрос: когда же начнется системное рассмотрение вопросов импортоза-мещения, нацеленных на развитие отраслей экономики, прежде всего для удовлетворения потребностей ОПК, ВС РФ и в целом национальной экономики и населения?
Не происходит пока и кардинальных структурных изменений в экспорте продукции. Несмотря на то что в 2018 году общий объем экспорта товаров из России вырос, он составил
449 964 млн долл., увеличившись на 26,01 % (92 881 млн долл.) по сравнению с 2017 годом11, доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте снизилась — она составила 5,13 % (в 2017 году — 6,02 %). Доля минеральных продуктов возросла до 64,79 % от всего объема экспорта РФ (в 2017 году — 60,37 %).
Очевидно, что для нейтрализации нарастающих проблем технологического отставания РФ и повышения собственной устойчивости функционирования наиболее важной (возможно, главной) проблемой для ОПК на ближайшую перспективу должно стать рациональное сочетание выпускаемой предприятиями конкурентоспособной ПВН, ПДН и ПГН для реализации на внутреннем и внешнем рынке. Не вызывает сомнения, что изолированное (ведомственное и (или) региональное) рассмотрение задач ГПВ (и соответственно ГОЗ), импортозамещения, ВТС и создания ПГН и ПДН изначально не может обеспечить достижение оптимального соотношения между военно-экономической и экономической эффективностью ОПК.
На совещании по вопросам безопасности в Центральном федеральном округе секретарь Совета безопасности РФ отметил12, что различные финансовые проблемы ряда оборонных предприятий мешают им наращивать выпуск ПГН. Ситуация осложняется закредито-ванностью предприятий, недостаточностью собственных оборотных средств, зависимостью от иностранных компонентов и материалов, низкой компетентностью менеджмента в сфере коммерческого маркетинга. Особенно сложным является решение вопроса «закредитованности» — по сути, невозможности предприятий расплатиться по кредитам из-за высоких ставок кредитования ранее заключенных контрактов ГОЗ (при-
мерно 10 % и выше). В июле 2019 года вице-премьер Правительства РФ Ю.И. Борисов сообщил, что долги по кредитам составляют свыше 2 трлн руб., а на их выплату ежегодно требуется около 200 млрд руб.13 Ежегодные выплаты задолженности банкам в ОПК составляют около 135 млрд руб., что не создает положительных тенденций в динамике погашения долгов. В связи с этим 25 сентября 2019 года Президент РФ поставил задачу Правительству РФ решить вопрос с рентабельностью предприятий ОПК, поскольку из-за невысокой рентабельности контрактов ГОЗ предприятия не могут рассчитаться с долгами по взятым кредитам14. Это сказывается на устойчивости их функционирования и, соответственно, на текучести квалифицированных кадров. В результате на ряде предприятий задания ГОЗ не выполняются, хотя в целом по ОПК выполнение ГОЗ приближается к 100 %15. Вследствие этого достижение доли современного ВВСТ в видах ВС РФ и родах войск (общее требование — не менее 70 %) перенесено на 2021 год.
Для исправления накопившихся перекосов развернута масштабная организационно-правовая работа по диверсификации ОПК с целевой установкой на расширение выпуска ПГН. Федеральный закон (ФЗ) «О диверсификации организаций ОПК» разрабатывается с марта 2018 года16. Этот ФЗ в первую очередь будет связан с ликвидацией законодательных барьеров, которые мешают развиваться ПГН на предприятиях. В ходе проводимых мероприятий диверсификации уже внесены изменения в закон № 44-ФЗ в части условий заключения специальных инвестиционных контрактов с предприятиями ОПК. Коллегией Военно-промышленной комиссии РФ принято решение о разработке стратегии диверсификации ОПК до 2030 года17. Правительством РФ
объявлено18, что в федеральном бюджете, начиная с 2020 года, должны предусматриваться меры по диверсификации организаций ОПК. Эти мероприятия станут важными вехами в подготовке к запуску государственной программы диверсификации ОПК. Вице-премьер Правительства РФ Ю.И. Борисов сообщил, что государственная программа по диверсификации ОПК может быть разработана к 2023 году, так как логично принимать ее вместе с последующей ГПВ19. Он посоветовал руководителям оборонных предприятий иметь следующее соотношение в портфеле заказов: 30 % — гособоронзаказ, 30 % — военно-техническое сотрудничество, 30 % — гражданский сек-тор20. По его мнению, это идеальная ситуация. При этом он, однако, отмечал, что в 2018 году уровень конверсии составил 20,9 %, и в дальнейшем такого показателя уже не достичь — ОПК фактически вышел на предел своих возможностей в деле перехода на мирные рельсы21.
И все же, не умаляя значимости указанных выше факторов и причин, можно отметить, что одной из главных проблем диверсификации ОПК является отсутствие системного подхода к анализу ее ключевых задач, а также комплексной их реализации на основе стратегического планирования развития военной и гражданской экономики в интересах национальной безопасности РФ. Чтобы не допустить повтора «кастрюльной» конверсии 90-х годов прошлого столетия с ликвидацией ключевых предприятий, выполняющих ГОЗ22, прежде всего необходимо устранить путаницу понятий «диверсификация» и «конверсия» и соответственно дублирование проводимых мероприятий.
Конверсия военного производства во многих источниках, например, в Большом российском энци-
клопедическом словаре, отмечается как процесс перевода предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции, рассматриваемый как важнейшая составная часть процесса разоружения23.
Диверсификация (от ср. век. лат. diversificatio) в том же словаре — изменение, разнообразие, проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности24. Диверсификация связана с процессом концентрации производства на межотраслевом уровне и структурной перестройкой хозяйства. В широком смысле — это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. п.) с целью снижения риска потерь и получения более высокого дохода.
В военно-политическом словаре под военной конверсией понимается «сокращение размеров (объемов) военного производства и Вооруженных Сил, при котором гражданское производство расширяется за счет высвобождаемых мощностей оборонной промышленности и передачи некоторых видов военной техники в гражданский сектор»25. Под диверсификацией в словаре понимается «придание образцам ВВТ и военного имущества новых функций для использования в гражданском хозяйстве». Таким образом, по сути, под диверсификацией понимается использование ВВСТ и военного имущества по двойному назначению.
Из анализа этих и многих других источников следует, что конверсия — это однозначно перевод высвобождающихся мощностей военного производства на выпуск гражданской продукции. В отношении диверсификации имеются различные толкования. Поэтому рассмотрим этот термин подробнее. В фундаментальных
трудах американского специалиста российского происхождения по вопросам управления промышленными корпорациями родоначальника концепции стратегического менеджмен-та26 И. Ансоффа дано определение диверсификации, которое принято в большинстве мировых литературных источников и СМИ: «Диверсификация — это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих»27. В отечественной литературе достаточно представительная совокупность определений диверсификации и их анализ представлены в статье28 и подтверждают версию И. Ансоффа. В дополнение к этому можно отметить, что и в российской экономике29 диверсификация рассматривается как «расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производства с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства».
В этой связи следует констатировать, что диверсификация в экономике (и соответственно в ОПК) — это переход от одностороннего производства (однотипной продукции) к многоотраслевому производству на основе применения комплекса мер, позволяющих получить наибольшую выгоду (максимальную военно-экономическую эффективность). Применительно к предприятиям ОПК можно заметить, что процесс диверсификации является ключевым для перехода на новые технологии с целью производства продукции в тех отраслях экономики и реализации ее на рынках, где ранее предприятия не имели сбыта. Так, например, предприятия ядер-
но-оружейного комплекса (ЯОК) в последнее десятилетие в инициативном порядке занялись диверсификацией внутри военного производства — разработкой боеприпасов в обычном оснащении, в том числе и для систем вооружения тактического звена. При грамотно проводимой диверсификации предприятия ОПК становятся независимыми от длительности выпуска серийных образцов и комплексов вооружения и в целом от жизненного цикла ПВН. При этом если продукты предприятия находят разнообразное применение, то при существенной доле не основной продукции (> 30 %) оно обычно считается диверсифицированным. По нашему мнению, предложенное вице-премьером Правительства РФ Ю.И. Борисовым сочетание выпускаемой продукции (1/3 — создание ВВСТ для технического оснащения ВС РФ, 1/3 — выпуск ВВСТ по линии ВТС, 1/3 — производство гражданской продукции) — это скорее не идеальная, а идеализированная диверсификация. Однако поставленная вице-премьером перед ОПК задача о поиске, по сути, сбалансированного решения между техническим оснащением ВС РФ, продажей вооружений на международном рынке и расширением производства ПГН является пионерской для федерального уровня. Эта задача требует полноценной проработки с соответствующими обоснованиями для каждой отрасли ОПК, ИС и предприятия (НИО).
В методическом плане диверсификация ОПК предполагает использование критерия «максимума военно-экономического (в частных постановках экономического) эффекта» на основе анализа ограничений по научно-техническим, производственно-технологическим, финансовым, кадровым и иным ресурсам предприятий ОПК. При этом необходимо учитывать ряд важных обстоятельств.
Во-первых, предприятия отраслей ОПК находятся в совершенно разных условиях. Так, тем же предприятиям ЯОК в силу известных причин по-крупному запрещен экспорт их основной ПВН. Аналогично предприятиям отрасли боеприпасов и спецхимии (БП и СХ) значительно труднее развернуть производство ПГН и ПДН (например, на основе выпуска артиллерийских БП различного калибра) из-за условий безопасности (взрыво- и пожароопасности) создания диверсифицированных производств на территориях или вблизи пороховых и «боеприпасных» заводов и сложности переоборудования высвобождаемых мощностей под выпуск ПГН. Значит, они заведомо оказываются не конкурентоспособными по сравнению предприятиями, выпускающими и авиационную технику (например, вертолеты) или военную автомобильную технику (например, внедорожники). Иными словами, нужен учет специфики отраслей ОПК и всестороннее обоснование соотношения выпускаемой ими ПВН, ПДН и ПГН. Очевидно, что для выполнения требований к ОПК по соотношению выпуска «ПГН и ПВН к 2030 году (50 % на 50 %)» некоторые его отрасли должны иметь задания по выпуску ПГН существенно выше 50 %. Тогда станет возможным сформировать оставшимся отраслям ОПК реализуемые для них более низкие задания по ПГН. Только в этом случае может быть достигнуто среднее значение показателя — 50 % ПГН. Однако вполне вероятно, что в связи этим в отраслях ОПК с долей ПГН > 50 % могут нарастать проблемы реализации контрактов ГОЗ из-за снижения (а может быть и потери) заинтересованности предприятий в выполнении оборонных заказов.
Во-вторых, переоснащение ВС РФ осуществляется циклически — сменой новыми поколениями ВВСТ
устаревающих систем вооружения на основе комплектных поставокорга-низационно-штатным формированиям. В настоящее время сроки замены комплектов образцов и систем вооружения для большинства наукоемких видов вооружения составляют в среднем 7—12 лет, и эти сроки имеют тенденцию к сокращению. Это означает, что не позднее 2030 года потребуется новое качественное переоснащение группировок войск (сил) на новое поколение ВВСТ, т. е. последующая ГПВ должна будет ответить на растущие угрозы и вызовы со стороны вероятных противников. В этой связи военный бюджет РФ на 4—5 лет может вновь составить примерно 4 % валового внутреннего продукта, а реализующий ГПВ гособо-ронзаказ должен будет в этот период значительно вырасти по сравнению с ожидаемым в начале 20-х годов прошлого века снижением загрузки ОПК оборонными заказами.
Очевидно, что для нейтрализации нарастающих проблем технологического отставания РФ и повышения собственной устойчивости функционирования наиболее важной (возможно, главной) проблемой для ОПК на ближайшую перспективу должно стать рациональное сочетание выпускаемой предприятиями конкурентоспособной ПВН, ПДН и ПГН для реализации на внутреннем и внешнем рынке.
В-третьих, не верно, по нашему мнению, ограничиваться рассмотрением диверсификации в ее узком понимании — как формирование гражданских производств на предприятиях ОПК. Диверсификация также включает: создание и производство качественно новых (прежде всего асимметричных) видов и типов
вооружения для обороны РФ, а также ПДН; экспорт не разрешаемых ранее к поставке в рамках ВТС систем ВВСТ; создание мобилизационных мощностей для выпуска ПВН и ПДН. В диверсификацию в качестве составной части входит конверсия, которая направлена на закрытие военных производств и развертывание на их базе производства ПГН. Однако приходится констатировать, что в СМИ, да и на федеральном уровне, конверсия и диверсификация рассматриваются как отдельные самостоятельные направления.
В-четвертых, необходимо учитывать принципиально разный подход к разработке и производству ПВН и ПГН. Военная продукция нацелена на выполнение задач в любых возможных сценариях, т. е. и в самых жестких условиях боевой обстановки. Не секрет, что с распадом Советского Союза появились непредвиденные ранее «узкие места» в обеспечении требуемого уровня качества при создании ПВН. Так, например, как отметил Министр обороны РФ С.К. Шойгу30, в Сирии только 12 образцов вооружения, считавшихся перспективными, не справились с поставленными задачами, они сняты с вооружения. 300 образцов после использования в сирийском климате прошли модернизацию и улучшили свои качества. Для проведения расширенных климатических испытаний ВВСТ понадобилось создать полигон на юге России, максимально приближенный к условиям Ближнего Востока.
Трудно представить, что какой-либо инвестор и (или) фирма-производитель ПГН создавали бы специальные полигоны для повышения качества ПВН с целью расширения ее выпуска. У них задача совсем иная: завораживающий дизайн предлагаемой модной на сегодняшний день ПГН, максимально удобный сервис, бешеная реклама и как можно
более частая смена моделей (модификаций) продукции при относительно невысокой надежности (долговечности). Иными словами, идеология разработки, производства и сбыта ПВН и ПГН принципиально разная, и то, какая идеология победит в головах разработчиков и изготовителей на предприятиях ОПК, имеет важные последствия для обороны, национальной безопасности РФ и удовлетворения растущего спроса населения. В этой связи, по нашему мнению, при проведении диверсификации военного производства жесткими приоритетами должны являться:
первое — гарантированное техническое обеспечение обороноспособности РФ, готовности группировок войск (сил) ВС РФ к отражению агрессии и мобилизационной подготовки страны к ведению военных конфликтов различной интенсивности;
второе — целенаправленное системное научно-техническое и производственно-технологическое развитие ОПК и его структур как ведущей высокотехнологичной производственной структуры государства;
третье — расширение существующих рынков продаж ПВН по линии ВТС и обеспечение выхода ОПК на новые рынки на основе принципиального изменения положений существующей концепции ВТС, прежде всего путем более широкого использования оффсета и создания совместных производств ВВСТ с государствами-импортерами российского вооружения;
четвертое — создание условий для высокотехнологичного развития гражданской экономики и расширение производства ПГН и ПДН в ОПК и смежных отраслях с акцентом на импортозамещение и отечественное оборудование.
Решение первых трех задач обеспечивается путем повышения уров-
ня выполнения предприятиями, ИС и отраслями ОПК планов ГПВ (ГОЗ). При этом, однако, из-за стремления поскорее выйти на международные рынки продаж современного ВВСТ регулярно возникают вопросы комплектования оргштатных формирований и достаточности оснащения ВС РФ перспективными системами вооружения — в войска порой поступают лишь единичные их экзем-пляры31. Четвертая задача, к сожалению, рассматривается как отдельная задача, не связанная с тремя предыдущими. Вместе с тем с позиций системного подхода достижение военно-экономической эффективности ОПК и устойчивости его функционирования на длительную перспективу, а также конкурентоспособности предприятий возможно лишь путем комплексного решения всех четырех задач, в том числе с учетом динамики их загрузки ГОЗ.
При реализации указанных приоритетов и принятии управляющих решений первичным является анализ возможностей оборонных предприятий, их способность и готовность диверсифицироваться. В частности, необходимо детально анализировать наиболее значимые составляющие их инвестиционно-инновационного потенциала: ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов); производственный (совокупный результат реализации создаваемой ПВН, ПДН и ПГН); экспортный (совокупная эффективность реализации ПВН в рамках ВТС, а также ПДН и ПГН); инфраструктурный (экономико-географическое положение предприятия и его инфраструктурная обустроенность); интеллектуальный (профессионально-образовательный уровень кадров); институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе,
отрасли и стране); инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса на каждом предприятии).
Предлагается
Первое. Отказаться от использования термина «конверсия» в нормативном правовом поле при подготовке и корректировке нормативных правовых документов по диверсификации и конверсии военного производства, а также при отработке проектов и программ в этой сфере. Как показано выше, конверсия, по сути, является составной частью диверсификации военного производства; ее отдельное рассмотрение вносит, по нашему мнению, не только терминологическую путаницу, но и создает условия для дублирования направлений создания ПГН и ПДН и соответственно нецелевого расходования финансовых средств и иных ресурсов.
Следует отметить, что федеральный закон «О конверсии оборонной промышленности» от 13 апреля 1998 года № 60-ФЗ устанавливал роль и ответственность государства в процессе конверсии; права, обязанности и ответственность конверсируемых предприятий; компенсации и льготы трудящимся, потерявшим работу в результате конверсии. С 1 января 2005 года этот закон утратил силу без отработки нового закона. Наиболее значимая федеральная целевая программа конверсии оборонной промышленности на 1995—1997 годы и последующие годы (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 № 1274) не выполнена и закрыта из-за прекращения финансирования. В 90-х годах прошлого столетия, по данным Госкомстата (теперь Росста-та), конверсией были охвачены около 700 предприятий ОПК32. Несмотря на то что выпуск продукции на них в 2000 году в целом сократился на 23 %, примерно на каждом пятом
предприятии был отмечен рост производства гражданской продукции. Две трети выпускаемых на них изделий — товары, далекие от военных нужд. На каждом третьем предприятии — гражданское производство достигало 80 % общего выпуска продукции, что создало предпосылки для окончательного ухода многих из этих предприятий из сферы военного производства. При этом следует иметь в виду, что создание производств, как правило, базировалось на иностранной технологической базе, т. е. эти предприятия «садились» на зарубежную технологическую иглу. В организационно-управленческом плане одной из главных причин допущенных просчетов при проведении конверсии 1990-х годов явилось то, что было расформировано Министерство оборонной промышленности РФ (МОП). Для справки: МОП было образовано на базе Государственного комитета РФ по оборонным отраслям промышленности (Указ Президента РФ от 08.05.1996 № 686); 17 марта 1997 года под давлением из-за рубежа МОП было ликвидировано.
В настоящее время на федеральном уровне одновременно с диверсификацией проводятся мероприятия и по конверсии. Так, в июле 2017 года Фонд развития промышленности запустил новую программу «Конверсия».
Второе. В последние десятилетия значительная (скорее всего большая) часть наукоемких основных производственных фондов промышленности и эксплуатируемого высокотехнологичного оборудования отраслей экономики РФ, включая ОПК, в том числе научно-экспериментальной базы, испытательного и производственно-технологического оборудования, программного обеспечения, ЭКБ, и т. п., находится под внешним контролем или опосредованным дистанционным управлением из-за рубе-
В настоящее время сроки замены комплектов образцов и систем вооружения для большинства наукоемких видов вооружения составляют в среднем 7—12 лет, и эти сроки имеют тенденцию к сокращению. Это означает, что не позднее 2030 года потребуется новое качественное переоснащение
группировок войск (сил) на новое поколение ВВСТ, т. е. последующая ГПВ должна будет ответить на растущие угрозы и вызовы со стороны вероятных противников.
жа. Проводимые мероприятия по им-портозамещению носят локальный характер, не нацелены на системную ликвидацию импортных поставок и не сочетаются с диверсификацией оборонных предприятий и НИО. Поэтому необходимо сформулировать и определить внятные и четкие цели и задачи взаимоувязанной и совместной научно-технической и производственно-технологической деятельности военной и гражданской экономики (их НИО и предприятий) по обеспечению военной, государственной, экономической и технологической безопасности, проводимой с учетом комплексиро-вания мероприятий импортозаме-щения и диверсификации военного производства. Решение этих задач должно осуществляться во взаимосвязи с мероприятиями Стратегии научно-технологического развития РФ (Указ Президента РФ от 1.12.2016 № 642) и постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (с изменениями от 29.03.2019). В конечном итоге под обоснованные приоритетные направления техники и технологий, сочетающиеся с потребностями ОПК, должны формироваться комплексные
планы импортозамещения и диверсификации.
Для достижения поставленных целей и решения соответствующих задач необходимо выработать совместные и кумулятивные направления работ гражданских и военных специалистов (исследований, разработок, опытных производств и т. д.) по формированию в рамках планов импортозамещения и диверсификации:
• научно-технического задела для создания перспективных разработок ВВСТ;
• планов расширения ВТС с зарубежными странами;
• дополнительных и скорректированных (при необходимости) плановых мероприятий научно-технического и производственно-технологического обеспечения мобилизационной подготовки ОПК и его структур;
• «прорывных», «закрывающих», «дефляционных» и иных отечественных технологий, динамично изменяющих сегменты региональных и глобальных рынков ПГН и ПДН.
Выполнение этих планов должно осуществляться с учетом проводимых мероприятий государственной поддержки инновационной деятельности в интересах обороны и безопасности РФ. В частности, например, Военному инновационному технополису «ЭРА» целесообразно дополнительно поставить задачу комплекси-рования работ по диверсификации и импортозамещению.
Третье. Отказаться от постановки задач диверсификации ОПК и его структур без их предварительной проработки с позиций системного подхода и стратегического планирования на базе программно-целевого управления. В частности, провести анализ целесообразности и последствий увеличения в 2—3 раза выпуска ПГН на предприятиях (> 50 %
от объема выпускаемой продукции). При этом технико-экономическое обоснование и формулирование требований по диверсификации должно быть не «сверху вниз», а «снизу вверх» с учетом финансовых, производственно-экономических, кадровых и иных ограничений, устанавливаемых «сверху», т. е. на федеральном уровне.
Целевая установка диверсификации военного производства должна быть направлена прежде всего на ускоренное импортозамещение, обеспечивающее снижение зависимости производства ВВСТ от поставок импортных комплектующих и материалов и формирование научно-технического задела для создания асимметричных ответов вероятному противнику33.
В результате должны быть выработаны требования по диверсификации и их финансовому, материально-техническому, кадровому обеспечению на уровнях: 1 — ОПК в целом; 2 — его отраслей; 3 — интегрированных структур; 4 — отдельных предприятий. На основе этих требований и установленных ограничений по выделяемым ресурсам должны отрабатываться и реализо-вываться программы и конкретные проекты диверсификации.
Четвертое. Для повышения устойчивости функционирования оборонных предприятий на основе обеспечения сбалансированного выпуска ПВН, ПДН и ПГН, функциональных, организационно-технических, финансово-экономических и иных мероприятий диверсификации и импортозамещения вместо стратегии диверсификации ОПК (Стра-тегии-2030), разрабатываемой Военно-промышленной комиссией РФ, разработать Стратегию диверсификации военного производства и им-портозамещения в ОПК на период до 2035 года (далее Стратегия). Целью
данной Стратегии должна стать комплексная увязка и финансово-техническое сбалансирование мероприятий, заложенных (или планируемых) в программах диверсификации ОПК и импортозамещения, с учетом сроков выполнения заданий ГОЗ в рамках ГПВ-27 и последующей ГПВ.
Целесообразно, чтобы Стратегия выполнялась в три этапа: 1-й этап — до 2025 года, 2-й — 2026—2030 гг. и 3-й — до 2031—2035 годов. Базовая нормативная и методическая основа для выполнения мероприятий Стратегии имеется. В частности, например, достаточно представительной является «Система показателей комплексной оценки состояния и динамики развития организаций ОПК, включая показатели эффективности работы «консолидированных» государством компаний», утвержденная приказом Минпромторга России от 28.09.2012 № 1386 (Приложение № 1 к приказу от 17 мая 2017 № 1583). Необходимо только наряду с имеющимися показателями ввести дополнительный учет объемов и качества выполнения работ по диверсификации.
При разработке и реализации Стратегии целесообразно обеспечить не «слепой» (лежащий на поверхности) перевод предприятий на производство ПГН, хотя на ближайшую перспективу могут быть в некоторых случаях потери при создании дополнительных рабочих мест за счет мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики. С позиций системного подхода необходим поиск и выработка действительно перспективных направлений их диверсификации, дающих в будущем синергетический эффект при создании асимметричных и других перспективных систем вооружения и попутно создание «закрывающих технологий» в отраслях экономики вероятного противника. Только в этом случае, по нашему мнению (с учетом п. 2 и п. 3), может быть получен максимальный синергетиче-ский эффект от импортозамещения и диверсификации. Не претендуя на полноту вопросов, рассматриваемых в Стратегии, в ее содержание предлагается включить разделы и приложения, представленные в таблице.
Таблица
Содержание Стратегии диверсификации военного производства и импортозамещения в ОПК на период до 2035 года
№ Наименование разделов и параграфов Стратегии
пп (курсивом даны пояснения к составу разделов и приложений)
1 Общие положения
2 Современное состояние и проблемы ОПК РФ по обеспечению устойчивости его
функционирования при выполнении ГПВ и ГОЗ.
2.1 Вызовы инновационного развития для ОПК и его структур.
2.2 Состояние и проблемы ОПК при обеспечении устойчивости его функционирования.
3 Стратегия в системе стратегического планирования развития военной и гражданской
экономики РФ и обеспечения ее национальной безопасности.
3.1 Стратегия в системе обеспечения военной и экономической безопасности.
3.2 Стратегия в системе стратегического планирования в рамках социально-экономической
политики государства.
3.3 Обоснование исходных вариантов формирования и реализации Стратегии и их
характеристика (с описанием инерционного, пессимистического, оптимистического
вариантов).
Продолжение таблицы
№ Наименование разделов и параграфов Стратегии
пп (курсивом даны пояснения к составу разделов и приложений)
4 Цель и задачи Стратегии. Этапы реализации (с описанием для инерционного, пессимистического, оптимистического и рекомендуемого вариантов).
4.1 Цель Стратегии.
4.2 Основные задачи Стратегии.
4.3 Этапы реализации Стратегии.
5 Ресурсное обеспечение Стратегии и оценка ее реализуемости (с описанием для инерционного, пессимистического, оптимистического и рекомендуемого вариантов).
5.1 Ресурсное обеспечение Стратегии при выделении бюджетных и частных инвестиций
5.2 Оценка рисков и реализуемости Стратегии.
Оценка военно-экономической и экономической эффективности Стратегии и
6 ожидаемых последствий ее реализации (с указанием условий и последствий принятия
инерционного, пессимистического, оптимистического и рекомендуемого варианта реализации Стратегии).
Приложения.
П1 Приоритетные направления и мероприятия диверсификации и импортозамещения в рамках реформирования и модернизации ОПК.
П2 Критерии и показатели диверсификации и импортозамещения ОПК и его структур (по годам планируемого периода).
П3 Перечень стратегически значимых проектов РФ диверсификации и импортозамещения ОПК (с указанием ожидаемых результатов и затрат по этапам реализации Стратегии).
П4 Перечень перспективных региональных проектов РФ диверсификации и импортозамещения ОПК(по каждому из федеральных округов).
П5 Перечень и краткая характеристика проблемных предприятий при выполнении мероприятий диверсификации и импортозамещения по этапам реализации Стратегии в прогнозируемом периоде (по каждому из федеральных округов и каждой интегрированной структуре ОПК).
П6 Потребности в дополнительных ресурсах и квалифицированных специалистах дефицитных профессий (по этапам реализации Стратегии) и ожидаемые результаты по их удовлетворению.
П7 План подготовки научных кадров и квалифицированных специалистов для выполнения мероприятий диверсификации и импортозамещения в ОПК и после перевода его предприятий на новый технологический уровень (для вузов, НИО РАН, отраслей промышленности и ОПК).
П8 План мероприятий диверсификации и импортозамещения в ОПК в интересах мобилизационной подготовки в РФ.
П9 План мероприятий диверсификации и импортозамещения в ОПК в интересах международного военно-технического сотрудничества.
П10 Региональные планы реализации Стратегии (по каждому из федеральных округов).
П11 Описание, детальная и сводная оценка вариантов обеспечения и повышения устойчивости функционирования и развития ОПК (в том числе, по интегрированным структурам и проблемным предприятиям — в соответствии с П5).
Разработка структуры и формирование мероприятий Стратегии должны осуществляться в соответствии с федеральными законами РФ: от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ» и другими нор-
мативными правовыми документами. Подготовка плана мероприятий должна включать: формирование состава показателей эффективности, методологию их расчета; мероприятия по выполнению задач; описание рисков реализации Стратегии и способов их минимизации; мониторинг
и координацию деятельности различных организаций и государственных структур.
Подводя итог, отметим, что при комплексировании мероприятий функционирования и развития ОПК, в том числе в интересах создания синергетического эффекта в отраслях наукоемкой промышленности, разделение стратегического планирования военного производства (его диверсификации) и импортоза-мещения абсолютно неприемлемо. Эффективность такого планирования может быть обеспечена только на самом высоком государственном уровне, аналогичном когда-то упраздненному Госплану. Речь идет только о жестком планировании деятельности госкорпораций и предприятий, работающих в сфере ОПК, а также взаимодействующих с ними организаций, обеспечивающих ликвидацию «узких мест», сдерживающих ускоренное развитие ключевых его предприятий.
В целом проблема эффективного управления ОПК, по нашему мнению, заключается не в перманентном кадровом сокращении и ротации в управленческих структурах, а в достижении на основе системного подхода оптимального соответствия объекта и субъекта управления при постановке и выполнении решаемых ими задач. В частности, можно отметить, что в Правительстве РФ обеспечение диверсификации военного производства, импортозамещения и координация функционирования и
Необходимо сформулировать и определить внятные и четкие цели и задачи взаимоувязанной
и совместной научно-технической и производственно-технологической деятельности военной и гражданской экономики (их НИО и предприятий) по обеспечению военной, государственной, экономической и технологической безопасности,
проводимой с учетом комплексирования мероприятий импортозамещения и диверсификации военного производства. Решение этих задач должно осуществляться во взаимосвязи с мероприятиями Стратегии научно-технологического развития РФ.
финансового обеспечения предприятий ОПК при программно-целевом управлении созданием и реализацией ПВН, ПДН и ПГН возложено на Министерство промышленности и торговли. В составе Минпромторга России имеется сводный департамент и несколько департаментов, каждый из которых курирует одну-две отрасли ОПК, что явно не отвечает резко возросшему объему стоящих перед ОПК задач военного и гражданского производства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Микрюков В. Знать и помнить войну. НВО. 29.07.2016. URL: http://nvo.ng.ru/ concepts/2016-07-29/8_remember.html (дата обращения: 29.09.2019).
2 Ильницкий А., Лосев А. Искусственный интеллект — угрозы и возможно-
сти //Арсенал Отечества. 2019. № 4 (42). 23.08.2019. URL: http://arsenal-otechestva. ru/article/1269-iskusstvennyj-intellekt-ugrozy-i-vozmozhnosti (дата обращения: 10.11.2019).
3 Герейханова А. Уйти на гражданку. Президент поставил задачи пред-
приятиям ОПК. Российская газета 16.10.2019 — Столичный выпуск № 234 (7992). URL: https://rg.ru/2019/10/16/ putin-zhdet-ot-predpriiatij-opk-vypuska-grazhdanskoj-produkcii.html (дата обращения: 18.10.2019).
4 Об увеличении доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, выпускаемой ОПК. Поручение Председателя Правительства РФ во исполнение поручений Президента России по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 01.12.2016. Правительство РФ. 08.12.2016. URL: http://government. ru/dep_news/25735/ (дата обращения: 05.10.2019).
5 Бакарджиева С. Быть или не быть диверсификации производства на предприятиях ОПК. kornelik. 21.09.2018.URL:http:// integral-russia.ru/2018/09/21/20408/ (дата обращения: 18.10.2019).
6 Экономические санкции против России. Обеспечение оптимального импор-тозамещения. Bstudy.net. URL: https://bstudy. net/627467/ekonomika/ekonomicheskie_ sanktsii_protiv_rossii_optimalnoe_ importozameschenie#486 (дата обращения: 11.10.2019).
7 Хубиев Р. «Санкции из космоса»: могут США «отключить электронику в России»? Станки под дистанционным управлением, или почему импортозаме-щение — не блажь. iarex. 18.10.2019. URL: http://www.iarex.ru/articles/71433.html(да-та обращения:18.10.2019).
8 Медведев Д.А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. №10. С. 5—28.
9 Ткачев И., Солопов М. ГЛОНАСС спускается на землю. 25.06.2019. РБК. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/0 6/25/5d10ef6d9a79476950dcf15e (дата обращения: 18.10.2019).
10 Повышение точности ГЛОНАСС решили отложить. Репортер. 12.11.2019. URL: https://topcor.ru/11887-povyshenie-tochnosti-glonass-reshili-otlozhit.html (дата обращения: 12.11.2019).
11 Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2018-godu/ (дата обращения: 11.10.2019).
12 Патрушев назвал причины, тормозящие диверсификацию «оборонки» в ЦФО. Тула, РИА Новости. 04.10.2019. URL: https://ria.ru/20191004/1559435397. html (дата обращения: 05.10.2019).
13 Почему российскому ОПК потребовалось списание 700 млрд руб. кредитов. Вице-премьер Юрий Борисов обосновал это предложение тем, что оборонные предприятия «живут впроголодь». РБК. 08.07.2018. URL: https://www.rbc.ru/econo mics/08/07/2019/5d2320289a7947771c7d26 ea(дата обращения:12.11.2019).
14 Путин поручил Медведеву рассмотреть вопрос о рентабельности предприятий ВПК. ИА Красная Весна. 25.09.2019. URL: https://rossaprimavera.ru/news/e22 d1b62 (дата обращения: 04.10.2019).
15 Сокирко В. Гособоронзаказ не в силах переварить «путинские триллионы». Свободная пресса. 21.11.2018. URL: http:// svpressa.ru/war21/article/216675/?utm_ source=warfiles.ru (дата обращения: 12.11.2019).
16 Володин: закон о диверсификации предприятий ОПК будет разработан в течение года. ТАСС. 04.03.2018. URL: https:// tass.ru/ekonomika/5006596 (дата обраще-ния:12.11.2019).
17 Журенков Д.А., Трушкова Е.А. Стратегия диверсификации-2030 // Арсенал Отечества. 2018. № 2 (34). URL: http:// arsenal-otechestva.ru/article/1036-strategiya (дата обращения: 12.11.2019).
18 О ходе выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и модернизации ОПК». Правительство России. 4.05.2017. URL: http:// government.ru/orders/selection/406/27537/ (дата обращения: 17.10.2019).
19 Борисов анонсировал появление госпрограммы по диверсификации ОПК. РБК. 30.11.2018. URL:https://www.rbc.ru/
politics/30/11/2018/5c01319a9a794785bc58 a6ea (дата обращения: 12.11.2019).
20 Власти призвали научиться «парировать угрозы» из-за падения ОПК. РБК. 28.07.2018. URL: https://www.rbc.ru/econo mics/28/07/2018/5b5c8da39a79475ce4fdea dd (дата обращения: 12.11.2019).
21 Юрий Борисов: ОПК вышел на предел возможностей перехода на «гражданские рельсы». Nakanune.Ru 8.07.2019. URL:https://news.myseldon.com/ ru/news/index/213094493 (дата обраще-ния:12.11.2019).
22 Воробьев С. Кастрюли вместо «Арматы». Чиновники собираются превратить предприятия ВПК в заводы по выпуску сеялок и ширпотреба. Свободная пресса. 28.11.2018. URL: https://svpressa.ru/blogs/ article/217464/. Воробьев С. Гонка разоружения. Почему в РФ начали банкротить уникальные оборонные заводы. Свободная пресса. 1.07.2018. https://svpressa.ru/blogs/ article/204187/. Попова Н. «Алмаз-Антей»: Лолита и «сов. секретно». Новые подробности жесткой приватизации Московского машиностроительного завода «Авангард», который входит в концерн «Алмаз-Антей»: по кому сильно рыдает УК РФ? 11.06.2019. URL: http://www. moscow-post.su/economics/almaz_antej_ lolita_i_sov_sekretno31026/ (дата обращения: 12.11.2019).
23 Большой российский энциклопедический словарь. М.: 2012. URL: https:// slovar.cc/enc/bolshoy-rus/1718161.html(да-та обращения:12.11.2019).
24 Там же. URL: https://slovar.cc/enc/ bolshoy-rus/1708445.html (дата обращения: 12.11.2019).
25 Война и мир в терминах и определениях / ред. Д.О. Рогозин. Военно-политический словарь. М.: Вече, 2011. С. 640.
26 Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика. 1989; Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
27 Ансофф И. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2009. С. 344. (Strategic Management, 1979). URL: https://e-libra.ru/
books/158993-strategicheskoe-upravlenie. html (дата обращения: 04.10.2019).
28 Юдина И.С., Антонов А.П. К вопросу об определении термина «диверсификация». Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 6. С. 303—308. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-termina-diversifikatsiya (дата обращения: 04.10.2019).
29 Экономический словарь. Slovariki 2.0. Знание — сила. 13.10.2019. URL:http:// slovariki.org/ekonomiceskij-slovar/9238 (дата обращения: 04.10.2019).
30 Большое интервью министра обороны Сергея Шойгу газете «Московский комсомолец». AFTERSHOCK. 22.09.2019. https://aftershock.news/?q= node/791030&full (дата обращения: 12.11.2019). СМИ США указали на непригодность российского вооружения в Сирии. РИА VistaNews. 11.10.2019 URL: https://vistanews.ru/politics/army/ 3 0 776 5?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&utm_referrer=https% 3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения: 12.11.2019).
31 Сокирко В. Гособоронзаказ не в силах переварить «путинские триллионы». Обещания массово обеспечить Вооруженные Силы РФ «Арматами», «Ярсами» и Су-57 застряли на предприятиях «оборонки». Свободная пресса. 21.11.2018. URL: http://svpressa.ru/war21/ article/216675/?utm_source=warfiles.ru (дата обращения: 12.11.2019).
32 Мельников В. Убожество российской конверсии. Гражданская продукция предприятий ВПК неконкурентоспособна // Газета «Коммерсантъ». № 13. 18.02.1997. С. 6. URL: https://www. kommersant.ru/doc/172693 (дата обращения: 09.11.2019).
33 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Методические основы формирования асимметричных ответов в военно-техническом противоборстве с высокотехнологичным противником // Военная Мысль. 2019. № 2. С. 5—14.