Научная статья на тему 'Комплексная экономическая оценка реализуемости мероприятий государственного оборонного заказа в виде динамического процесса'

Комплексная экономическая оценка реализуемости мероприятий государственного оборонного заказа в виде динамического процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
693
923
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ГОСКОНТРАКТ / ЗАКАЗ / ПРОЦЕСС / PLANNING / FORMATION / GOVERNMENT CONTRACT / ORDER / PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старожук Е. А., Абрамов П. И.

Осуществлена формализованная постановка задачи оценки реализуемости организациями оборонно промышленного комплекса мероприятий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа. Определены проблемы, влияющие на эффективность реализации этих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Старожук Е. А., Абрамов П. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED ECONOMIC ASSESSMENT OF STATE DEFENSE ORDER EFFORTS REALIZABILITY AS A DYNAMIC PROCESS1the Moscow State Technical University of N.E. Bauman

Formalized statement of the problem of assessment of government arms program and state defense order efforts realizability by military industrial complex enterprises is implemented. The problems having influence on these efforts realization are defined.

Текст научной работы на тему «Комплексная экономическая оценка реализуемости мероприятий государственного оборонного заказа в виде динамического процесса»

УДК 658.5: [338.45:621]:001.891

КОМПЛЕКСНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗУЕМОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА В ВИДЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Е.А. Старожук, П.И. Абрамов

Осуществлена формализованная постановка задачи оценки реализуемости организациями оборонно-промышленного комплекса мероприятий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа. Определены проблемы, влияющие на эффективность реализации этих мероприятий.

Ключевые слова: планирование, формирование, госконтракт, заказ, процесс.

Выполнение мероприятий государственной программы вооружения (ГПВ) в соответствии с действующим законодательством осуществляется путем реализации заданий государственного оборонного заказа (ГОЗ). Процесс разработки и реализации заданий государственного оборонного заказа представляет собой взаимосвязанные последовательно выполняемые этапы: обоснование, формирование, размещение, выполнение и приемка результатов. Этапы разработки и реализации ГПВ и ГОЗ, основные разрабатываемые документы и участники этого процесса представлены на рис. 1.

э

о

та

з-

ВПК, МЭР, Минфин, Минпромторг, Роскосмос, Росатом

ФОИВ -госзаказчики ВВСТ

Минобрнауки, РАН, головные НИО и организации ОПК

ГПВ

ЕСИД

ГОЗ

Расчетные обоснования потребностей в ВВТ

ВПК, МЭР, Минфин, Минпромторг, Роскосмос, Росатом

ФОИВ -госзаказчики ВВСТ

ФОИВ -Госзаказчики ВВСТ

Рособоронпоставка

Государстве нные контракты

Продукция

(работы,

услуги)

Предприятия и организации ОПК

Рособоронзаказ

Военные

представительства

Минобороны

России

ФОИВ -Госзаказчики ВВСТ

Акты о приемке продукции (работ, услуг)

Рис. 1. Этапы разработки и реализации ГПВ и ГОЗ: основные документы и участники

362

При этом в ходе планирования и исполнения ГОЗ существует ряд проблем, влияющих на эффективность реализации его мероприятий:

при обосновании - недостаточное использование методов моделирования для оценки угроз, хода и исхода вооруженного противоборства, боевого применения вооружения и военной техники (ВВТ);

при формировании - рассогласованность оборонно-ориентированных федеральных целевых программ и ГПВ, недостоверность данных по наличию и техническому состоянию ВВТ, несовершенство механизма ценообразования на продукцию военного назначения (ПВН);

при размещении - недостатки Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ;

при выполнении и приемке результатов работ по ГОЗ - старение производственных мощностей, кадровый «кризис», отсутствие современной электронной компонентной базы отечественного производства, устаревание испытательной и полигонной базы.

Проведение мероприятий на каждом из выделенных этапов связано с соответствующим перечнем документов, являющихся либо основанием, либо результатом деятельности на этих этапах участников разработки и реализации государственного оборонного заказа. Регламент участников каждого из этапов закреплен действующей нормативной и правовой базой, определяющей состав мероприятий, последовательность действий, порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, их ответственность на каждом из этапов работ.

Формализованная постановка задачи оценки реализуемости организациями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) мероприятий ГПВ и ГОЗ [1, 2] заключается в создании методического аппарата, позволяющего оценить уровень реализуемости мероприятий проекта ГПВ и ГОЗ органи-

ГПВ ГОЗ

зациями ОПК на этапе формирования заказа (Жд , Жц ), возможности

предполагаемых головных исполнителей заказа на этапе размещения ГОЗ (Жо ) и кооперации соисполнителей при заключении государственных контрактов на выполнение заданий ГОЗ (Жг), достаточность объема финансирования при исполнении заказа (Ж* ) и разработать рекомендации по

обеспечению реализации мероприятий ГОЗ.

Методический аппарат должен представлять комплекс методик, обеспечивающих отображение множества исходных данных (О) в множество выходных показателей (МА: О ®{ ж]^ПВ, Ж^°, Жо, Жг, Ж% }) на всех этапах практического управления разработкой и реализацией ГПВ и ГОЗ (формирование, размещение, реализация и контроль исполнения).

На этапе формирования проектов ГПВ и ГОЗ по критерию соответствия заданному уровню реализации выбирается мероприятие ГОЗ (ті) из множества подлежащих рассмотрению мероприятий (М), стратегия ис-

полнения которого обеспечивает значение обобщенного показателя оценки реализуемости мероприятий ГПВ или заданий ГОЗ (Wr ) не ниже требуемого (Wrтр ), то есть: V mi е М, Wr > Wr р ^ mi: = true - реализуемое

мероприятие ГПВ или ГОЗ.

Невыполнение данного условия предполагает то, что мероприятие не реализуемо. Формально это описывается следующим выражением:

V m^ е М, Wr < Wr тр ^ mi: = false - нереализуемое мероприятие ГПВ

или ГОЗ.

На этапе размещения ГОЗ по критерию максимального значения общего показателя оценки головного исполнителя мероприятия ГОЗ (критерий предпочтения) из множества потенциальных исполнителей мероприятия ГОЗ (F) выбирается i-ый головной исполнитель (ГПг), обеспечивающий максимальное значение общего показателя оценки головного исполнителя заказа (Wq ) и, следовательно, наибольшую степень реализуемости заказа:

VГПЬ ГП2,..., ГПп е F, 3ГП1 е F, Wo(ГП) = max{Wo(ГП)} ^

ГП;- f ГП1, ГП2,..., ГПп

- предпочтительность i-го головного исполнителя заказа относительно других.

На этапе заключения государственного контракта на выполнение оборонного заказа по критерию максимального значения ранга соисполнителей заказа (Wr) из множества потенциальных соисполнителей мероприятия ГОЗ (F) для каждой функционально-целевой и конструктивнотехнологической группы (разработка, производство и ремонт определенных составных частей ПВН), в которой потенциальные предприятия кооперации могут осуществить реализацию заказа (W j), определяются предпочтительные участники кооперации. Формально это описывается следующим выражением:

V И!, П2,..., Пп е F, VWj eW, 3 И, е F, Wr(П1 ) = max{Wr (П)} ^

^ П1 f И1, И2, ..., Пп

- предпочтительность i-го соисполнителя заказа относительно других.

На этапе исполнения мероприятия ГОЗ по критерию оптимальности из множества возможных вариантов осуществления производственной деятельности предприятием-исполнителем заказа (Х) выбирается тот вариант (х), который обеспечивает максимум эффективности (W% ) выполнения предприятием мероприятия ГОЗ совместно с собственными, не связанными с реализацией оборонного заказа работами. Для любого конечного набора вариантов такой вариант существует, то есть:

V х е X, 3 x е X, Wx ® max ^ x: = opt - оптимальный вариант.

Основные этапы решения задачи оценки реализуемости в ОПК мероприятий ГПВ и ГОЗ представлена на рис. 2.

Эта задача развернута во времени, где решение частных задач на конкретных этапах ГОЗ (формирование и размещение ГОЗ, заключение государственных контрактов на выполнение оборонных заказов и их исполнение) будет в целом способствовать повышению уровня реализуемости мероприятий формируемых проектов ГПВ и ГОЗ организациями ОПК. Обратная связь, позволяющая учитывать проблемы реализации в ОПК заданий ГОЗ для формирования проектов ГПВ и ГОЗ на новый программноплановый период, обеспечит выработку и реализацию управленческих решений по обеспечению требуемого уровня реализации мероприятий ГПВ и ГОЗ [3,4].

Рис. 2. Этапы решения задачи оценки реализуемости ОПК мероприятий ГПВ и ГОЗ

Множество исходных данных для решения поставленной задачи О = {М, Р, Р, Хгп, ^, 7 п, Ф, Т, С, ПМТр, ТТТ} должно включать:

М = {Мнир,Мокр ,М^ШР } - множество подлежащих рассмотрению мероприятий проектов ГПВ и ГОЗ, включающее подмножество НИР, ОКР, мероприятий по производству, модернизации и ремонту ПВН;

Р = {РнИР, РоКР, РсПиР } - множество параметров оценки реализуемости мероприятий ГПВ и ГОЗ потенциальными предприятиями-исполнителями, включающее параметры оценки реализуемости потенциальными исполнителями НИР, ОКР, производства, модернизации и ремонта ПВН (состояние лабораторно-экспериментальной базы и научнотехнического задела по тематике НИОКР, укомплектованность квалифицированным персоналом, состояние кооперации, загрузка оборонными за-

казами в предшествующий период, обеспеченность материалами и элементной базой, производственно-технологическая готовность к проведению соответствующих работ и др.);

^ = {ГП, П} - множество потенциальных головных предприятий-исполнителей (ГП) и соисполнителей (П) мероприятий ГОЗ (НИР, ОКР, производство и ремонт ПВН и ее составных частей);

Хгп = {Х1, Х2,..., Хп } - вектор параметров оценки потенциальных головных исполнителей мероприятий ГОЗ: параметры оценки степени выполнения тактико-технических требований заказчика и требований по стоимости и срокам реализации мероприятий ГОЗ, оценки научнотехнической и производственно-технологической готовности к реализации мероприятия ГОЗ (научно-технический задел, степень современности используемых технологий, достаточность лабораторно-экспериментальной и производственной баз для реализации оборонного заказа), оценки финансово-экономической целесообразности реализации мероприятий ГОЗ (удельный объем ГОЗ на одного сотрудника, отношение задолженности к стоимости годового объема работ по ГОЗ, уровень общей рентабельности производства, динамика уровня прибыли за последние три года), оценки возможности управления ходом реализации мероприятий ГОЗ потенциальными головными исполнителями (наличие полного комплекта разрешительных документов, доля объема ГОЗ в портфеле заказов предприятия, ведомственная принадлежность, система обеспечения качества продукции);

О - множество функционально-целевых и конструктивнотехнологических групп (научно-исследовательские и опытно-

конструкторские работы, производство и ремонт составных частей ПВН), в которых потенциальные предприятия кооперации могут осуществить реализацию оборонного заказа;

У П = Яфхд, ^тех, Янпп, N, ПМ } - вектор параметров оценки потенциальных предприятий кооперации исполнителей мероприятий ГОЗ, включающий множества параметров оценки финансово-хозяйственной

деятельности (Яфхд), технико-экономического состояния (Ятех ), научнопроизводственных возможностей (Янпп), военно-экономической и военнотехнической деятельности (N) и производственных мощностей потенциальных предприятий кооперации исполнителей оборонных заказов (ПМ);

ф = {р, а, т, Ь, х, g} - множество показателей оценки достаточности

объема финансирования мероприятий ГОЗ, где:

р - удельная прибыль (разность между средними ценой и себестоимостью единицы продукции);

а - удельные трудозатраты, определенные на основе трудоемкости

366

изготовления единицы продукции;

т - предельная мощность предприятия по выпуску продукции;

Ь - значение численности основных рабочих предприятия;

х - оптимальные, с точки зрения предприятия, объемы выпуска продукции;

g - измененный вариант выпуска предприятием продукции из-за влияния мероприятия ГОЗ.

Оценка каждого из мероприятий ГОЗ должна производиться при следующих ограничениях:

г < Т, с < С, V = К, ПМ> ПМТР, ТТТ = ТТТ 0, (1)

где г - длительность выполнения мероприятия ГПВ и ГОЗ; Т - требуемая длительность выполнения мероприятия ГПВ и ГОЗ; с - объем финансирования мероприятия ГПВ и ГОЗ; С - лимит ассигнований на выполнение мероприятия ГПВ и ГОЗ; V - объем поставки продукции по оборонному заказу; V - требуемый объём поставки продукции по оборонному заказу; ПМ - производственная мощность для выполнения мероприятия ГОЗ; ПМТР - требуемая производственная мощность для выполнения мероприятия ГОЗ; ТТТ - тактико-технические требования заказчика к мероприятию ГОЗ; ТТТ о - уровень достижения тактико-технических требований заказчика при реализации мероприятия ГОЗ.

Требуется определить:

Рср - вероятность срыва выполнения мероприятия или вероятность нанесения финансового ущерба заказчику из-за невыполнения мероприятия проекта ГПВ (прекращения работ до его завершения или недостижения заданных результатов по завершении проекта);

Му - математическое ожидание финансового ущерба заказчика из-за невыполнения мероприятия, то есть среднее значение напрасных финансовых расходов до момента получения отрицательных результатов, не позволяющих либо продолжить дальнейшие работы, либо считать мероприятие успешно завершенным;

Жя - уровень реализуемости мероприятия проекта ГПВ и соответствующих ему заданий ГОЗ организациями ОПК, при оценке которого определяются частные показатели, характеризующие различные аспекты реализуемости мероприятий (финансово-хозяйственная деятельность, технико-экономическое состояние и состояние производственных мощностей, научно-технические и производственно-технологические возможности по выполнению мероприятий ГОЗ), позволяющие оценить обоснованность формируемых предложений по обеспечению реализации мероприятий оборонного заказа;

Жо - предпочтительность головного исполнителя мероприятия ГОЗ, который обеспечивает наибольшую степень реализуемости заказа;

Жг - предпочтительность участников кооперации исполнителей

мероприятия ГОЗ, обеспечивающих требуемую степень её устойчивости;

Жх - вариант осуществления производственной деятельности предприятием-исполнителем заказа, который обеспечивает максимум эффективности выполнения предприятием мероприятия ГОЗ совместно с собственными, не связанными с реализацией оборонного заказа работами.

Практическое применение методического аппарата оценки реализуемости ОПК мероприятий ГПВ и ГОЗ потребует получения достаточно большого объема исходных данных из различных источников (организации и предприятия ОПК, Минпромторг России, Минэкономразвития России, Рособоронзаказ, Роспоставка, Федеральная налоговая инспекция Российской Федерации, Федеральная служба по тарифам и другие). Это возможно при наличии специальной системы информационного обеспечения оценки реализуемости ОПК мероприятий ГПВ и ГОЗ. В связи с этим возникает необходимость решения задачи по разработке межведомственной организационно-информационной системы оценки реализуемости ОПК мероприятий ГПВ и ГОЗ и выработки эффективных рекомендаций для принятия государственным заказчиком управленческих решений по обеспечению их реализации.

Сформулированная задача оценки реализуемости мероприятий ГПВ и ГОЗ охватывает основные этапы (формирование, размещение, заключение госконтрактов и исполнение заказа), существующие в сфере ГПВ и ГОЗ.

Новизна сформулированной задачи заключается в представлении реализуемости мероприятий ГПВ и ГОЗ в виде динамического процесса и в её комплексности, а именно в том, что оценка уровня реализуемости мероприятий ГПВ и ГОЗ осуществляется с учетом проблем формирования, размещения и исполнения фактических заданий ГОЗ, то есть на всех этапах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на этапе формирования проектов ГПВ и ГОЗ при оценке рисков срыва выполнения предлагаемых государственными заказчиками мероприятий проекта ГПВ и оценке реализуемости предложений в оборонный заказ по мероприятиям во взаимосвязи с научно-техническими, производственно-технологическими, финансово-экономическими возможностями потенциальных головных исполнителей (исполнителей);

- на этапе размещения ГОЗ при проведении дополнительной оценки потенциальных головных исполнителей, вызванной затруднениями гос-заказчика в окончательном выборе победителя торгов (конкурса) по оборонному заказу из-за сокращения количества требований к потенциальным поставщикам, отражающих их способность поставлять продукцию надлежащего качества, в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ;

- на этапе утверждения ТТЗ и заключения государственных контрактов на выполнение мероприятий ГОЗ при оценке предложенной го-

ловным исполнителем состава кооперации и её устойчивости;

- на этапе исполнения мероприятий ГОЗ при уточнении достаточности возможного объема финансирования исполнителей мероприятий ГОЗ для качественного их выполнения и повышения эффективности расходования финансовых средств, что особенно важно при выполнении долгосрочных контрактов по оборонному заказу.

На каждом этапе должны вырабатываться рекомендации по обеспечению реализации в ОПК мероприятий ГОЗ на основе полученных оценок, которые необходимо учитывать и при разработке новых проектов ГПВ и ГОЗ.

Исходя из вышеизложенного, постановка задачи оценки реализуемости ОПК мероприятий ГПВ и ГОЗ заключается в создании методического обеспечения оценки реализуемости предприятиями ОПК мероприятий ГПВ и ГОЗ, включающего разработку соответствующего комплекса методик и организационно-информационной системы обеспечения процесса оценки уровня реализуемости мероприятий ГПВ и ГОЗ, и на основе его практического применения получать результаты оценки реализуемости проектов ГПВ и ГОЗ, разрабатывать рекомендации по формированию возможной кооперации предприятий-исполнителей и предложения по повышению уровня реализации оборонно-промышленным комплексом этих мероприятий и эффективности использования бюджетных средств, направляемых на создание продукции военного назначения.

Список литературы

1. Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения / под ред. А.М. Московского. М.: Изд-во «Вооружение. Политика, Конверсия», 2004.

2. Военно-экономический анализ / под. ред. С.Ф. Викулова. М.: Военное издательство, 2001.

3. Буренок В.М., Лавринов Г. А., Подольский А.Г. Оценка стоимости военной научно-технической продукции // Военная мысль, 2001. Вып. 3. С. 25-29.

4. Буренок В.М., Мельников И.Д. Об основах формирования предложений в государственный оборонный заказ // Военная мысль. 2000. Вып. 2. С. 42-46.

Старожук Евгений Андреевич, канд. экон. наук, проректор, Россия, Москва, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

Абрамов Павел Иванович, канд. техн. наук, начальник управления, Россия, Москва, Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л.Я. Карпова

INTEGRA TED ECONOMIC ASSESSMENT OF STA TE DEFENSE ORDER EFFORTS REALIZABILITY AS A DYNAMIC PROCESS

Ye.A. Starozhuk, P.I. Abramov

Formalized statement of the problem of assessment of government arms program and state defense order efforts realizability by military-industrial complex enterprises is implemented. The problems having influence on these efforts realization are defined.

Key words: planning, formation, government contract, order, process.

Starozhuk Evgeny Andriyovych, candidate of economic sciences, The Prorector, Russia, Moscow, the Moscow state technical university of N.E. Bauman,

Abramov Pavel Ivanovich, candidate of technical sciences, the head of department, Russia, Moscow, Research physical and chemical institute of L. Ya.Karpov

УДК [332.143:330.53]:51 -7

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА НИОКР ОБРАЗЦОВ

ВООРУЖЕНИЯ

С.Н. Акиншин, Е.А. Старожук

Исследована проблема формирования договорной цены на основе сопоставления верхнего предела цены и затрат. Определены методические основы определения цены на НИОКР и закупки вооружения и военной техники специального назначения, а также прогнозирование стоимости ОКР. Проведены расчеты значений полной стоимости ОКР и НИР на основе косвенных методов.

Ключевые слова: лимитные цены, ценообразование, контактная цена, жизненный цикл, материальные затраты.

Основными задачами государственных заказчиков в политике ценообразования на любой вид продукции, в том числе и на вооружение и военную технику (ВВТ) являются:

создание экономической заинтересованности исполнителей государственных заказов в обеспечении требуемого технического уровня и качества продукции;

стимулирование исполнителей к внедрению ресурсосберегающих технологий, снижению материальных, трудовых, энергетических и других затрат на выполнение заказов;

сосредоточение научно-технического потенциала страны и инвестиций на приоритетных направлениях развития техники;

обеспечение научно-технической и производственноэкономической реализуемости программ и планов развития техники.

Лимитные цены на научно-техническую продукцию являются основой для проведения военно-экономического обоснования целесообразно-

370

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.