УДК 338.245
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РОССИЙСКИХ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПРОБЛЕМЫ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
п
н
Бочкарёв Олег Иванович
заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, член-корреспондент РАРАН, кандидат экономических наук
Довгучиц Сергей Иванович
генеральный директор ФГУП "ВНИИ "Центр", заслуженный экономист Российской Федерации, член-корреспондент РАРАН, член Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
Аннотация. В настоящей статье рассматривается состояние, проблемы, задачи и ближайшие перспективы в сфере диверсификации предприятий ОПК. Подробно анализируются имеющиеся проблемы, принимаемые и дополнительно необходимые меры государственной поддержки по наращиванию выпуска высокотехнологичной продукции предприятиями оборонной промышленности, исходя из анализа опыта проведения конверсии в нашей стране.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, диверсификация, конверсия, продукция гражданского назначения, продукция двойного назначения, инструменты государственной поддержки.
Bochkarev Oleg Ivanovich, Deputy Chairman ofthe Board of the Military-industrial Commission Russian Federation, candidate of economic Sciences, Corresponding Member of Russian Academy of Missile and Artillery Sciences, Moscow, Russian Federation.
Dovguchits Sergey Ivanovich, General Director of the Federal state unitary enterprise
"All-Russia scientific and research institute "Center", Honored economist of Russian Federation, Сorresponding Member of the Russian Academy of Missile and Artillery Sciences, member of the Marine Board under the Government Russian Federation, candidate of economic Sciences, Moscow, Russian Federation.
Diversification of the Russian defense enterprises: problems, state and prospects.
Abstract. This article discusses the status, challenges and immediate prospects in the field of diversification of defense enterprises. The article analyzes in detail the existing problems, taken and additionally necessary measures of state support to increase the production of high-tech products by enterprises of the defense industry, based on the analysis of the experience of conversion in our country.
Keywords: military-industrial complex, diversification, conversion, civilian products, dual-use products, instruments of state support.
Введение. Основной задачей развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), исходя из Военной доктрины* , является обеспечение его эффективного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил, других войск и органов в современном вооружении, военной и специальной технике (ВВСТ) и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг.
Государственные программы вооружения на 2007-2015 гг. (ГПВ-2015) и 2011-2020 гг. (ГПВ-2020) дали существенный толчок к масштабной модернизации оборонно-промышленного комплекса, которая реа-лизовывалась через ряд государственных и федеральных целевых программ. Однако объемы государственного оборонного заказа (ГОЗ) к настоящему времени проходят свой пик. Очевидно, что снижение оборонных расходов отрицательно сказывается не только на функционировании предприятий оборонно-промышленного комплекса, но и создает проблемы экономического и социального характера в стране в целом. Казалось бы, периоды локальных действий создают условия для дополнительной загрузки предприятий, но это только для отдельных предприятий и носят они временный характер. Необходимо плавное перетекание работников оборонных предприятий и имеющегося научно-технического потенциала в гражданскую сферу производства.
Для того чтобы скомпенсировать неизбежное снижение расходов бюджета на оборонные цели**, Президентом России в сентябре 2016 г. на совещании в г. Туле был дан старт диверсификации оборонно-промышленного комплекса***. Осново-
* Военная доктрина Российской Федерации утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976.
** Если в 2017 году доля расходов бюджета на оборонные нужды составляла 3,1%, то в 2020 году этот показатель запланирован на уровне 2,5%.
*** "У нас сейчас реализуется задача полного перевоо-
ружения армии и флота. В 2020 коду масштабное перевооружение армии и флота завершится. Дальше мы
полагающими документами принятого решения стало поручение Президента Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № Пр-1845 "О мерах по использованию потенциала оборонно-промышленного комплекса в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешнем рынках" и Послание Президента Федеральному Собранию в декабре того же года, в которых была поставлена конкретная задача: довести к 2025 г. долю гражданской продукции до 30% от общего объема производства оборонно-промышленного комплекса, а к 2030 г. - до 50%.
В рамках выполнения этой задачи коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Минпромторгом России, "Росатомом", "Роскосмосом", "Ро-стехом", интегрированными структурами, предприятиями и организациями ОПК в настоящее время последовательно проводится системная работа по диверсификации оборонно-промышленного комплекса.
Выполнение поставленной Президентом России задачи дает возможность использовать уникальный кадровый потенциал предприятий российской оборонки**** и результаты их технологического перевооружения, увеличить поступления в федеральный бюджет в виде налоговых отчислений, оптимизировать бюджетные расходы, решить задачи импортозамещения.
Хочется подчеркнуть, что диверсификация - это не лозунг, а путь решения многих проблем, способ развития высокотехнологичного экспорта, направление повышения конкурентоспособности продукции российской экономики. Статья посвящена состоянию, проблемам, мерам финансовой и нормативно-правовой поддержки процессов
будем выходить на плановое ритмичное вооружение. Сейчас необходимо сосредоточиться на диверсификации оборонных предприятий. При выпуске гражданских продуктов нельзя ориентироваться на ширпотреб. Нужно ориентироваться на потребности медицины, авиа и судостроение, космос, связь", - заявил, открывая совещание в НПО "Сплав" Владимир Путин (Источник: ИА Тульская прессами 08.09.2016). **** Напредприятиях ОПК заняты почти 2 млн человек или 3% от трудоспособного населения страны.
диверсификации со стороны государства, тенденциям их развития. Анализируется опыт прошлого принудительного переориентирования оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции.
Опыт конверсии предприятий оборонной промышленности СССР и России.
Вопросы переориентации отечественной оборонной промышленности на выпуск гражданской продукции для нашей страны не новые. Многие помнят, как проходила обвальная конверсия в годы перестройки и в новой России. К концу 80-х годов прошлого столетия экономика СССР столкнулась с резко обострившимися проблемами. Причин было несколько и, прежде всего, невозможность сохранения прежнего рынка сбыта ВВСТ и системы его реализации вследствие сокращения государственного заказа, разрушения Варшавского договора и СЭВ, тяжелой ситуации с государственным бюджетом. Имело также место резкое снижение финансовых возможностей страны из-за падения цен на мировом рынке на экспортируемые энергоресурсы.
Начальным импульсом для осуществления конверсии военного производства было объявленное в конце 1988 г. в ООН решение об одностороннем сокращении военного бюджета СССР на 14,5%, закупок ВВСТ на 19,5%, численности Вооруженных сил на 500 тыс. человек. Масштабы и глубина конверсии установлены были Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.03.1989 г., определившим сокращение расходов на оборонный комплекс в течение 1989-1990 гг. Происходившие в этот период в СССР процессы конверсии явились отражением этих решений1. Для большинства оборонных предприятий решение о конверсии было неожиданностью. Конверсию предприятия начали, по существу, с завязанными глазами. Не было ни концепции, ни общесоюзной программы, ни экономического механизма. Реализация модели самоконверсия также была невозможна, так как в советской экономике рыночные отношения находились в период 1989 - 1990 гг. в зачаточном состоянии. Считалось, что в результате шагов по
сокращению военных расходов и заказов на производство ВВСТ происходит высвобождение производственных мощностей и основных фондов, других материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом, создаются предпосылки к переключению ресурсов ОПК на мирные цели, освоению гражданской продукции и существенному наращиванию ее производства1.
Осуществление конверсии началось командно-административными методами: предприятия ОПК получали конкретные плановые задания на организацию выпуска дефицитных для экономики СССР видов гражданской продукции. Это было оборудование для переработки пищевой и легкой промышленности, товары народного потребления.
Процессом конверсии в тот период было охвачено порядка 400 предприятий. Производство ВВСТ было сокращено в несколько раз2,3. Проведение конверсии в советский период без какого-либо предварительного научного анализа и продуманной программы не принесло ожидаемого результата.
Позднее была принята Государственная программа конверсии оборонной промышленности и развития гражданской продукции в оборонном комплексе на период до 1995 года. В рамках ее реализации количество конверсируемых предприятий тогда превысило 600. Однако результаты ее реализации оказались более чем скромными. Из планировавшихся к освоению 120 новых видов продукции реально в производство вошли только 23 вида, причем только 5 из них отвечали международным стандартам. При этом экономическая эффективность такого конверсирования была низкой2. Трудоемкость создаваемой гражданской продукции оказывалась в 2-3 раза выше, чем оборонной, а цена превышала стоимость аналогов, выпускаемых чисто гражданскими предприятиями, в 5-6 раз.
К середине 1990-х годов стало ясным, что Закон "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" и Государственная программа конверсии на 1993-1995 гг. не учитывали всего комплекса взаимосвязанных особенностей ОПК, в частности в нем были слабо проработаны вопросы управле-
ния предприятиями при проведении конверсии. Предусмотренные в законе льготы для ОПК мало отличались от льгот гражданских отраслей промышленности. Рыночные механизмы еще были крайне слабы3.
Государственная программа конверсии оборонной промышленности и развития гражданской продукции в оборонном комплексе на период до 1995 г. предусматривала на 1993 г. увеличение производства гражданской продукции в ОПК на 12% по сравнению с 1992 г. Реально она так и не была профинансирована, и поэтому вместо роста произошло снижение гражданского производства на 11%. Это все имело место на фоне обвального сокращения военного бюджета. Так, уже в 1992 году он был сокращен на 18%, а заказы на ВВСТ - на 60%. При этом на цели конверсии было выделено лишь примерно 10% от потребной суммы4.
В 1994-1995 гг. сокращение гражданского производства продолжилось. Ни по одной из целевых конверсионных программ новые мощности не были введены в намеченных объемах, а в результате либерализации цен оборонные предприятия лишились оборотных средств. Инфляция и запредельный рост процентных ставок на банковские кредиты привели к тому, что предприятия лишились доступа к средствам для реализации программ выпуска гражданской продукции. Немаловажно и то, что с распадом Советского Союза оборонные предприятия лишились налаженных производственных связей и значительной части рынков сбыта продукции. В условиях отсутствия четкой военной доктрины еще более сократился оборонный заказ. Естественно, что в отраслях ВПК произошел существенный спад производства. К концу 1995 г. выпуск военной продукции составил менее 20% от уровня 1991 года. По отдельным видам ВВСТ из-за отсутствия военного заказа сокращение объемов производства оказалось еще большим. Так, за 1993-1995 гг. выпуск боевых самолетов сократился в 50 раз, а танков - в 7 раз2-4.
Ход событий 1992-1995 гг. показал, что органы власти по ряду причин не смогли последовательно выдержать задуманную
концепцию конверсии. Были использованы заготовки конверсионных программ 1990 года, ориентированных на "физическую" конверсию, которые невозможно было реализовать в рамках новой экономической политики, и безуспешные попытки предложений западным инвесторам отечественных проектов. Фактически ситуация вышла из-под контроля исполнительной власти. По факту вместо грамотной, хорошо спланированной конверсии и продуманной системы ее реализации осуществлялась простейшая концепция демилитаризации экономики, с предоставлением предприятиям и организациям права самим искать место в новой экономической ситуации. Период резкого снижения государственного заказа и провал реализации конверсии привел к потере многих высоких технологий, увольнению специалистов высокой квалификации, разрушению исследовательской базы.
Проблемы и барьеры на пути диверсификации. В современной России ситуация в оборонно-промышленном комплексе принципиально отличается от той, что в свое время сложилась в СССР. Оборонно-промышленный комплекс Советского Союза был ориентирован на ведение полномасштабной мировой войны, стало быть обеспечивал многократный запас военной техники на случай длительной войны. Вследствие этого конверсионные мероприятия проводились в условиях, когда был гигантский избыток мощностей ОПК.
В наши дни диверсификация - это компенсация спада военного спроса, осуществляемая без прекращения выпуска продукции военного назначения при сохранении промышленной базы ОПК4. Она базируется на использовании современных технологий, наработанных компетенций и существующей технологической базы. Но так же, как в прошлом, она требует значительной модернизации производства, переобучения персонала, принципиально нового мышления, выстраивания применительно к высоко конкурентному рынку стратегии продвижения новой продукции.
По реализуемому в настоящее время за-
мыслу диверсификация должна создавать дополнительные возможности для увеличения прибыли вне зависимости от трендов отрасли, минимизировать риск зависимости от одного профиля заказов. Ее необходимость, как уже отмечалось выше, обусловлена снижением пика нагрузки на предприятия ОПК в рамках ГОЗ, обостряющимися трудностями продажи ВВСТ на экспорт из-за западных санкций, наращивания зарубежными партнерами собственного производства. Особенностью проводимой диверсификации является то, что акцент при реализации соответствующих мероприятий делается на производстве высокотехнологичной гражданской продукции, профильной для оборонных предприятий изделий (авиационная техника, морская техника и суда, взрывные устройства и взрывчатые вещества, электронная техника, продукция химических производств, медицинская техника) и продукции для межотраслевых комплексов (топливно-энергетического, машиностроительного, научно-технического, транспортного). При этом весьма важно, чтобы диверсификация по возможности решала проблемы импортозамещения, в том числе в таких критически важных отраслях, как электроэнергетика, медицина, электроника. Безусловно, в ОПК есть отрасли, например кораблестроение или авиастроение, где направления диверсификации очевидны. Это корабли, самолёты. Они бывают и военными, и гражданскими. С другими отраслями существенно сложнее диверсифицировать производство "естественным" путём. Поэтому идёт активный поиск направлений диверсификации, например в сферах медицины, топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и других.
Проблемы быстрого перепрофилирования военного производства на выпуск гражданской продукции очевидны и признаются практически всеми участниками этого процесса и экспертами в силу их объективности. По большому счету их можно свести к трем: первая - это финансирование, вторая - кадры, третья - маркетинг. Более детальный анализ приводит к осознанию следующих сдерживающих факторов:
1) низкий спрос на создаваемую ПГН и ПДН вследствие ограниченности внутреннего рынка. Необходимо расширять рынок за счет экспорта, однако этому препятствуют большая конкуренция с зарубежными производителями, высокая стоимость отечественных товаров, их низкая узнаваемость;
2) недостаток квалифицированного персонала, который обладал бы компетенциями в маркетинге и продажах, имел бы опыт работы на конкурентных гражданских рынках;
3) отсутствие у руководства предприятий достаточного представления о работе на гражданских рынках, их текущих и перспективных трендах; устаревшие целепо-лагание и КПЭ менеджмента, не увязанные до некоторого времени с решением задач диверсификации5-6.
Главное заключается в том, что диверсификация требует проведения определенных, часто значительных, структурных изменений на предприятиях, а это невозможно без дополнительных финансовых вложений. Предприятия, живущие исключительно на строго лимитированные средства гособо-ронзаказа, ограничены в оборотных средствах, которые можно было бы направить на реализацию гражданских проектов. Проведение мероприятий в рамках диверсификации требует государственного участия.
Инструменты государственной поддержки диверсификации. По результатам рассмотрения вопросов диверсификации на совещаниях, проводимых Президентом России В.В. Путиным, и обсуждения необходимых мер на многочисленных форумах к настоящему времени сформирован комплекс общесистемных и специально разработанных инструментов для решения поставленных задач по наращиванию объемов выпуска ПГН и ПДН организациями ОПК.
Финансовые меры поддержки диверсификации. Прежде всего, это государственные программы Российской Федерации в сфере развития ОПК, авиационной, судостроительной и радиоэлектронной отраслей промышленности, в рамках мероприятий которых на программном уровне реализует-
ся государственная финансовая поддержка приоритетных направлений гражданской техники и продукции двойного назначения.
Одним из ключевых инструментов стимулирования производства высокотехнологичной ПГН и ПДН является Фонд развития промышленности (ФРП), который предоставляет льготные займы на реализацию инвестиционных проектов организаций промышленности по специальной программе "Конверсия". Основные ее параметры: срок займа - не более 5 лет; общий бюджет проекта - не менее 100 млн руб.; процентная ставка по предоставляемым целевым займа - один процент годовых в первые три года пользования займом и 5 % годовых в оставшийся срок пользования займом. В прошлом году в ФРП по программе "Конверсия" было подписано 9 договоров на общую сумму более 3,5 млрд рублей. Для открытия доступа к дополнительным финансовым ресурсам и привлечения большего количества инвестпроек-тов была снижена нижняя граница диапазона бюджета проектов по этой программе с 400 млн руб. до 100 млн руб. Стало возможным комбинирование различных инструментов ФРП. В настоящее время предприятие ОПК может подать заявки на финансирование своего проекта в рамках диверсификации сразу по двум программам: "Конверсия" и "Лизинговые проекты". Это позволяет предприятию ОПК привлечь по линии ФРП до 1,25 млрд рублей заемных средств (до 750 млн рублей по программе "Конверсия" и до 500 млн руб. по программе "Лизинговые проекты").
Существенным инструментом для оборонки являются льготные кредиты государственной корпорации Внешэкономбанк (новое название ВЭБ. РФ). Она предоставляет кредиты на осуществление проектов по выпуску ПГН и ПДН предприятиям ОПК на сумму не менее 750 млн рублей сроком от 3 лет. Фактическая процентная ставка по кредиту на весь срок действия кредитного договора составляет 5-7 % годовых, минимальный бюджет проекта - 1 млрд рублей. Реализация данного механизма закреплена постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 апреля 2018 г. № 459*.
Для разработки высокотехнологичной продукции гражданского назначения существуют различные институты развития: АО "РВК" (Российская венчурная компания), Корпорация МСП, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) и др. Предприятия ОПК также могут воспользоваться для этих целей такой специально разработанной мерой поддержки, как субсидирование до 100% затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям выпуска гражданской продукции в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1312**. По итогам конкурсного отбора в 2018 году с помощью этого инструмента осуществлена поддержка 11 проектов организаций ОПК на общую сумму более 1 млрд рублей.
Нормативно предусмотрена также компенсация расходов (до 80 % затрат организациями малого и среднего предпринимательства и до 50 % - остальным предприятиям) на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях по продвижению высокотехнологичной гражданской продукции на отечественных, а также зарубежных рынках в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. № 488. Это дает возможность напрямую свести предприятия оборонной направленности с потенциальными потребителями. На текущий год определено порядка 20 таких мероприятий.
Перспективным в части развития производства ПГН и ПДН организаций ОПК пред-
* Указанным постановлением Правительства утверждены Правила предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса в ГКВ нешэкономбанк для компенсации недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной ПГН и ПДН организациями ОПК.
** Данным постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
ставляется их участие в реализации ряда национальных проектов, на что неоднократно обращал внимание В.В. Путин. Возможными направлениями для этого с учетом решений, принятых на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 октября 2018 г. (протокол заседания от 2 ноября 2018 г. № Пр-2019, пункт 5), являются производство медицинского оборудования, транспортных средств, продукции химических производств, компьютерного оборудования, комплектующих изделий, электронных средств, оптического оборудования, машин и оборудования и др.
В целях привлечения потенциала организаций ОПК к реализации национальных проектов ведется работа по увязке процессов диверсификации с реализацией национальных проектов: "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Здравоохранение", "Наука" и "Образование". Проведена серия совещаний с участием курирующих эти проекты заместителей Председателя Правительства Российской Федерации. По результатам совещаний предприятиями ОПК предложены конкретные проекты.
В рамках реализации поручений Президента России по итогам совещания по вопросам диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса от 21 ноября 2018 года № Пр-2423, готовятся дополнительные меры государственной поддержки проектов (программ) производства организациями ОПК продукции гражданского назначения с определением их финансирования в проекте федерального бюджета, в том числе на 2020 год и на плановый период 2021-2022 гг. Срок окончания данной работы - 1 октября 2019 г.
Нефинансовые меры поддержки.
В помощь предприятиям ОПК, не имеющим опыта работы по гражданским направлениям, в 2017 году Госкорпорацией "Ростех" и Внешэкономбанком создано совместное предприятие - НПО "Конверсия". Ключевым функционалом этой организации является выявление потребностей
рынка и поиск возможностей для продвижения и реализации продукции предприятий ОПК, их аналитическое сопровождение, содействие в привлечении финансирования для конверсионных проектов и внедрение экосистемных проектов.
Главной точкой сбора гражданских проектов оборонных предприятий сегодня является платформа ГИСП - Государственная информационная система промышленности. На ее базе созданы электронная торговая площадка, сервис для сбора данных по проектам организаций ОПК и интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции, включающие более 6,8 тыс. наименований, в том числе каталог гражданской продукции организаций ОПК, в котором содержится более 2,6 тыс. наименований (более 450 позиций по медицинской технике и порядка 650 позиций по радиоэлектронному оборудованию). Минфином России и Минпром-торгом России ведется совместная работа по обеспечению синхронизации информации, содержащейся в ГИСП, с информацией, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок, касающейся каталогизации высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
Все вышеуказанные меры поддержки и каталоги, а также иные меры государственной поддержки, которые могут быть получены организациями ОПК, размещены в сети Интернет на портале ГИСП (www/gisp.gov.ru), в разделе "Навигатор поддержки". В целях формирования опережающего задела и при необходимости формирования мер поддержки по реализуемым и (или) планируемым к реализации проектам Минпромторгом России организована работа по формированию реестра проектов (программ) по диверсификации производства организациями ОПК.
Реализуются и частные меры поддержки, ориентированные на конкретные отрасли и виды гражданской продукции. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. № 1119* введены
* Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. № 1119 "Об ограничениях допуска оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их
ограничения на закупки для государственных и муниципальных нужд спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, патронов, боеприпасов и их деталей, происходящих из иностранных государств*. В результате к концу 2018 года доля продукции отечественного производства на рынке по спортивному стрелковому оружию составила 70 %, а по патронам к нему - 92%. Основными производителями данной продукции (а она закупается спортивными школами и спортсменами спорта высших достижений) являются АО "Концерн "Калашников" и АО "ЦНИИТОЧМАШ". Этим предприятиям также оказывается господдержка в виде предоставления субсидий и займов ФРП.
Нормативно-правовое и методическое обеспечение диверсификации.
Правительством Российской Федерации 12 июля 2018 г. во исполнение поручений Президента России от 17 февраля 2018 г. № Пр-288 утвержден план развития производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями ОПК на период 2018 - 2019 гг., мероприятия которого направлены на законодательное и методологическое обеспечение развития производства ПГН и ПДН организациями ОПК. В рамках реализации указанного плана Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ), предусматривающий снижение объема инвестиций, предусмотренных специальным инвестиционным контрактом, в создание или модернизацию (освоение) производства товара на территории Российской Федерации с 3 млрд руб. до 750 млн руб. в случае заключения специального инвестиционного контракта с организациями, включенными в сводный реестр организаций ОПК.
деталей, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
* Ограничение не касается оружия и патронов, происходящих из стран ЕАЭС.
В числе назревших и прорабатываемых в настоящее время вопросов также предложение о внесении изменения в №44-ФЗ в части запрета на закупки иностранной продукции в случае, если есть отечественные аналоги. Это было бы действенным механизмом закрытия рынка в пользу отечественного производителя. При этом, понимая сложности, сопутствующие принятию такого рода решений, параллельно предлагается в рамках действующих механизмов в типовую конкурсную документацию и типовые контракты под национальные проекты ввести нормы, которые позволят исключить закупку импорта при наличии отечественного аналога. Иными словами, принимать решения о закупке импорта только при наличии заключения Минпромторга России об его отсутствии. В этой связи предлагается также сфокусировать деятельность ФАС в рамках данных службе полномочий на жестком контроле соблюдения этого требования через свои территориальные органы.
Мониторинг, анализ и оценку приобретения техники и оборудования для национальных проектов, на наш взгляд, целесообразно осуществлять в системе госзакупок путем маркирования каждой отдельной закупки специальным признаком "продукция отечественного производства". С целью арбитража в решении спорных вопросов, связанных с закупками оборудования для национальных проектов, предлагается задействовать Правительственную комиссию по импор-тозамещению и ее подкомиссии. При необходимости - с правом отмены результатов торгов. Таким образом, предлагается ориентировать субъектов закупок на развитие отечественных предприятий ОПК, реализующих мероприятия по диверсификации.
Реализация указанных предложений позволит сформировать спрос на отечественную продукцию. Международный, прежде всего китайский опыт, показывает, что для целей государственных нужд государство вправе не вести рыночную политику на этапе "выращивания" отечественных поставщиков. Все сказанное особенно актуально для таких критически важных отраслей, как энергетика, транспорт, электроника.
В рамках работы по совершенствованию законодательного обеспечения развития производства ПГН и ПДН организациями ОПК Правительством Российской Федерации во исполнение перечня поручений Президента России по итогам совещания по вопросу диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК от 17 февраля 2018 г. № Пр-288 был принят ряд нормативно-правовых актов (приведены в Таблице 1).
В целях повышения эффективности деятельности компаний с государственным участием Минпромторгом России инициировано внесение изменений в разработанные
Минэкономразвития России методические рекомендации по системе ключевых показателей эффективности (далее - КПЭ) в части их дополнения специализированными КПЭ для организаций ОПК. Специализированные КПЭ предусматривают установление показателей депремирования для руководящего состава организаций ОПК по следующим направлениям: выполнение государственного оборонного заказа, мероприятий по импортозамещению, диверсификации производства и выпуску ПГН и ПДН. Кроме того, методическими рекомендациями предусмотрено, что для организаций ОПК решением Правительства Российской Федерации
Таблица 1.
Перечень нормативно-правовых актов, принятых Правительством Российской Федерации во исполнение перечня поручений Президента России от 17 февраля 2018 г. № Пр-288
№ п/п Принятые Правительством Российской Федерации НПА (постановления/распоряжения) Содержание НПА
1. Распоряжения Правительства РФ от 05.07.2018 № 1370-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2015 г. № 781-р" и № 1371-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 2744-р" Этими распоряжениями определены отдельные виды продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов, и закупки которой не могут быть осуществлены заказчиками или юридическими лицами, предусмотренными частью 5 статьи 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за пределами территории России без согласования возможности осуществления такой закупки с Правительственной комиссией по импортозамещению.
2. Распоряжение Правительства РФ от 18 июля 2018 г. № 1489-р Об утверждении перечня товаров, закупки которых с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную Правительством Российской Федерации, не могут быть осуществлены заказчиками, указанными в части 1 статьи 31-1 223-ФЗ, без согласования с координационным органом Правительства России по согласованию закупок заказчиков эксплуатационных характеристик этих товаров, в том числе использование которых предусмотрено условиями закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), и (или) возможности осуществления таких закупок за пределами территории РФ. В данный перечень включена продукция судостроительной и авиационной промышленности - суда различного назначения ценой от 2 млн руб., самолеты и вертолеты ценой от 200 млн руб.
3. Постановление Правительства РФ от 01.08.2018 № 899 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 29.12.2015 № 1485" Предусматривает внесение изменений в Правила определения цены единицы продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов юридическими лицами.
4. Постановление Правительства РФ от 16.08.2018 № 946 "О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по импортозамещению" Постановлением определено, что комиссия является координационным органом Правительства РФ для целей исполнения статьи 31 и статьи 31-1 223-ФЗ.
5. Постановление Правительства РФ от 16.08.2018 № 948 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 31.12.2015 № 1521" Изменения направлены на регулирование цены продукции машиностроения в рамках реализации инвестиционных проектов, а также при исполнении договоров на выполнение работ, оказание услуг, договоров аренды (включая договоры фрахтования и финансовой аренды), условиями которых предусмотрено использование этой продукции.
6. Постановление Правительства РФ от 16.08.2018№ 949 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1516 и порядке ведения реестра инвестиционных проектов" Постановление конкретизирует перечень проектов для включения в реестр инвестиционных проектов в связи с изменением минимального объема их финансирования (500 млн руб.), а также уточнением государственной поддержки инвестиционных проектов, в которых обязательства юридического лица обеспечены государственной гарантией РФ и (или) финансовое обеспечение которых осуществляется полностью или частично в объеме не менее 10 млн рублей.
7. Постановление Правительства РФ от 27.08.2018 № 1000 О Порядке согласования заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 % долей принадлежит указанным юридическим лицам, закупок товаров, определяемых в соответствии с частью 6 статьи 31-1 223-ФЗ.
8. Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Проект ФЗ, направленный на снижение объема инвестиций, предусмотренных специальным инвестиционным контрактом, в создание или модернизацию (освоение) производства товара на территории РФ с 3 млрд рублей до 750 млн рублей в случае заключения специального инвестиционного контракта с организациями, включенными в сводный реестр организаций ОПК.
могут устанавливаться отраслевые КПЭ, направленные на повышение безопасности и обороноспособности Российской Федерации, диверсификацию производства ОПК, а также на иные стратегические цели и задачи. В настоящее время уточненная редакция методических рекомендаций находится в состоянии рассмотрения и согласования.
Краткие результаты и прогнозы работы по диверсификации. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что задача по достижению установленных Президентом России показателей по доле гражданской продукции в целом выполняется, причем по некоторым направлениям даже опережающими темпами. По имеющимся данным, в сопоставимых ценах 2018 года производство продукции гражданского назначения в ОПК к уровню 2017 года выросло на 8,8%, а ее доля в общем объеме продукции, выпускаемой организациями ОПК, составила 20,9%, в том числе по отраслям: в авиационной промышленности - 27,1%; промышленности обычных вооружений
- 27,4%; промышленности боеприпасов и спецхимии - 33,3%; судостроительной промышленности - 15,5%; радиоэлектронной промышленности - 9,7%; ракетно-космической промышленности - 31,3%.
Большая часть предприятий в настоящее время успешно работает на рынке гражданской продукции. При реализации мероприятий по диверсификации акцент делается на производстве профильной для оборонных предприятий продукции: авиационная техника, морская техника и суда, взрывные устройства и взрывчатые вещества, электронная техника, продукция химических производств, а также медицинская техника и продукция для межотраслевых комплексов (топливно-энергетический, машиностроительный, научно- технический, транспортный).
В авиационной промышленности: примерно 83% от общего объема производства продукции гражданского назначения занимает профильная продукция (самолеты, вертолеты, запчасти к ним), более 9% продукция для ТЭК, остальное прочая гражданская продукция. В радиоэлектронной
промышленности: около 75% - профильная радиоэлектронная продукция (навигация, связь и др.) и компоненты, остальное - гражданская продукция общепромышленного назначения. В промышленности боеприпасов и спецхимии: профильная продукция составляет около 70%, по 9% - холодильное оборудование и продукция для ТЭК. В судостроительной промышленности: более 65% - суда и плавучие средства, порядка 10% -оборудование для ТЭК, остальное - общепромышленное оборудование и изделия. В промышленности обычных вооружений: более 45% - вагоны грузовые и комплектующие, профильная продукция - 15% (оружие и боеприпасы), различные готовые изделия из металла, машины и оборудование, в том числе оптика, практически пропорционально от оставшегося объема.
Многие предприятия ОПК смогли самостоятельно нацелить свое производство на выпуск гражданской продукции. В качестве примера можно привести концерн "Калашников", который разрабатывает и производит разные виды гражданского оружия, биатлонные винтовки, электрические мотоциклы, гражданские катера, лодки, бес-пилотники, антидроны и др. Некоторые изделия обладают экспортным потенциалом, в частности ижевские карабины "Сайга" и "Тигр", которые поставляются в страны СНГ, Пакистан, Индонезию7.
Для авиационной промышленности приоритетом гражданской направленности является создание современных воздушных судов, вертолетов, авиадвигателей, а также напрямую связанной с основными компетенциями двигателестроителей продукции для ТЭК - газоперекачивающего оборудования, газотурбинных и газопоршневых электростанций. Среди реализуемых проектов можно выделить следующие:
- создание нового отечественного сред-немагистрального самолета МС-21. В 2020 году должна состояться сертификация этого самолета (ПАО «НПК "Иркут"), его серийные поставки заказчикам состоятся в 2020-2021 гг. Планируется, что Иркутский авиационный завод в 2025 году выйдет на проектную мощность в 70 самолетов в год;
- организация серийного производства самолета Ил-114 и двигателя для него. В 2020-2021 гг. по планам должно начаться серийное производство самолета для региональных линий Ил-114-300 (ПАО "Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина");
- создание широкофюзеляжного дальне-магистрального самолета, авиадвигателей ПД-14 (российский сертификат на данный двигатель будет получен в октябре 2019 года) и ПД-35;
- создание многоцелевых вертолетов Ка-62 и Ми-38У;
- работы по созданию российско-китайского дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета CR 929;
- разработка новейшего многоцелевого вертолета Ми-171А2 в модификации "офшор" для использования при освоении месторождений на континентальном шельфе (АО "Вертолёты России").
В рамках государственной программы "Развитие авиационной промышленности" ведется проработка вопросов создания сверхзвукового пассажирского самолета*. Тема актуальная. Современные самолеты летают не быстрее 900 км/ч, а сверхзвуковой лайнер будет иметь скорость около 1900 км/ч. Использование такого самолета предоставит новые возможности для делового мира. На этапе проводимых в настоящее время исследований необходимо решить ряд вопросов не только технического, но и экономического порядка, в частности, оценки спроса со стороны коммерческих эксплуатантов на подобные суда с учетом высоких затрат, связанных с их содержанием и эксплуатацией, и, как следствие, высокой стоимостью услуг по пассажирским перевозкам**.
Плодотворная работа в интересах гражданских отраслей промышленности ведется в судостроительной отрасли. Так, верфями,
* Предложение вернуться к вопросу создания так лайнера высказал не так давно Президент России В.В. Путин во время визита в Казань в феврале 2019 г.
** Головной исполнитель работ - ФГУП "ЦАГИ", к выполнению НИР привлечены также МАИ, Институт авиационного моторостроения, ЛИИ им. М.М. Громова, Институт гражданской авиации, Институт теоретической и прикладной механики и др.
входящими в АО "ОСК", освоено производство судов и морской техники для освоения шельфа. Идет активное строительство танкерного флота в интересах нефтяных и газовых компаний: крупнотоннажных судов различных классов, танкеров усиленного ледового класса (дедвейтом 100 тыс. тонн и более), газовозов (вместимостью до 120 тыс. куб. м). Продолжается деловое сотрудничество отечественных судостроителей с компаниями ТЭК. Сданы в эксплуатацию или находятся в высокой степени заводской готовности плавучие ледостойкие стационарные платформы для двух месторождений ОАО "ЛУКОЙЛ" в Каспийском море, плавучие полупогружные буровые установки (проект MOSS CS-50 Mk II "Полярная звезда", "Северное сияние", "Меркурий", ZHD-A, "Арктическая"), различные суда снабжения морских буровых платформ и установок. На отечественных судостроительных предприятиях "Адмиралтейские верфи", "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", "Выборгский судостроительный завод", "Северная верфь", "Ленинградский судостроительный завод "ПЕЛЛА", Ярославский судостроительный завод реализуется ряд проектов по строительству судов для рыбопромыслового флота.
Передовые позиции в сфере диверсификации занимает холдинг "Росэлектроника" (входит в корпорацию "Ростех"), который в 2018 г. увеличил выручку по сравнению с 2017 г. от поставок продукции гражданского назначения в 1,5 раза. Холдинг имеет ряд высокотехнологичных разработок для нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий - элементы питания для забойных телеметрических систем, телевизионные системы для буровых установок, комплекс глубокой криогенной переработки природного газа и др.
Перспективным направлением для предприятий ОПК является рынок дорожно-строительной техники, в ключевых сегментах которого (экскаваторы, бульдозеры, погрузчики) доля импорта превышает сейчас 85%. Здесь стоит упомянуть Ковровский электромеханический завод (ОАО "КЭМЗ"), который разработал образец экскаватора-
погрузчика с дистанционным управлением. Проект нашел поддержку у ФРП, и КЭМЗ ставит перед собой цель - занять до 10% отечественного рынка этой техники к 2020 г.
Перспективы наращивания выпуска продукции гражданского и двойного назначения организациями ОПК на текущем этапе во многом связаны с закупками продукции естественными монополиями, госкорпорациями и органами власти. Такие закупки должны стать и становятся важным инструментом стимулирования спроса, наращивания объёмов производства и сбыта гражданской продукции. В настоящее время к создаваемой предприятиями ОПК продукции стали проявлять большой интерес другие отрасли российской экономики.
Доля производства высокотехнологичной гражданской продукции в структуре выпуска ОПК в 2018 г., как уже отмечалось ранее, выросла, при этом более 500 млрд руб. высокотехнологичной продукции было реализовано на рынках государственных закупок (по 44-ФЗ)*, закупок госкомпаний (по 223-ФЗ)** и на конкурентном открытом рынке.
Реализация нацпроектов в 2019-2024 гг. предполагает в рамках предусмотренных 25,7 трлн руб. закупку техники и оборудования на сумму 6,2 трлн руб. В 2019 году планируется законтрактовать 1,7 трлн рублей.
По данным Центра диверсификации организаций ОПК, созданного в структуре ФГУП "ВНИИ "Центр" Минпромторга России, в настоящее время организациями ОПК заявлено к реализации около 400 инвестиционных проектов, направленных на разработку и производство продукции гражданской назначения. Инициаторами проектов выступают 138 организаций ОПК. Значительное число проектов реализуется при активном участии головных компаний интегрированных структур.*** По 282 про-
* Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями).
** Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*** В настоящее время в результате укрупнения в ОПК функционирует 41 интегрированная структура, в ко-
ектам выпуск гражданской продукции уже осуществляется или планируется к осуществлению в период до 2021 г. включительно. Данные проекты предполагают суммарный объем инвестиций в размере 175,6 млрд рублей. В первые 5 лет с начала производства продукции прогнозный объем продаж по 282 проектам должен составить 750,2 млрд руб. или в среднем 150 млрд руб. в год.
Прогнозные значения (на основании заключенных и планируемых к заключению договоров) выручки от продажи высокотехнологичной продукции (товаров), выполнения работ и услуг гражданского назначения в 2019-2021 гг. в отраслевом разрезе демонстрируют устойчивую положительную динамику. Всего по ОПК за период 2019-2021 гг. выручка от продажи высокотехнологичной продукции предприятиями ОПК прогнозируется в размере 1 572,82 млрд руб.: 2019 год - 416,56 млрд руб.; 2020 год - 516,44 млрд. руб.; 2021 год - 639,82 млрд. руб. (Таблица 2).
Одна из ключевых текущих задач - увязка процесса диверсификации с реализацией национальных проектов. Сегодня ведется активная работа по включению организаций ОПК в реализацию национальных проектов. Проведенный ВНИИ "Центр" анализ вышеуказанных проектов показал, что 263 инвестиционных проекта в сфере диверсификации
торой сосредоточено около 84% объемов производства продукции ОПК.
ОПК могут быть непосредственно отнесены к национальным проектам (НП). Наибольшее количество инвестиционных проектов в сфере диверсификации приходится на следующие НП (см. Рисунок): "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры" (81 проект), "Цифровая экономика"(68 проект), "Производительность труда и поддержка занятости" (46 проектов), "Здравоохранение" (30 проектов).
Учитывая ведущую роль отечественной оборонной промышленности в реализации национальных проектов, масштабные задачи, поставленные в рамках импортоза-мещения, постоянно будет расширяться и номенклатура продукции гражданского назначения, выпускаемая организациями ОПК. Сегодня есть все основания прогнозировать дальнейший рост выпуска высокотехнологичной гражданской продукции и, в конечном итоге, выполнение поручений Президента Российской Федерации, связанных с диверсификацией ОПК.
Заключение
1. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями оборонно-промышленного комплекса реализуется комплекс мероприятий, направленный на стимулирование дости-
Таблица 2.
Показатели по выручке от продажи высокотехнологичной продукции (товаров), выполнения работ и услуг гражданского назначения ОПК в 2019-2021 годах, млрд рублей
Отрасль ОПК Выручка от продажи высокотехнологичной продукции, млрд. руб.
Всего за период 2019-2021 гг. 2019 г 2020 г. 2021 г
Оборонно-промышленный комплекс в целом 1 572,82 416,56 516,44 639,82
Авиационная промышленность 612,1 167,56 200,27 244,27
Судостроительная промышленность 187,4 60,0 62,4 65,0
Промышленность обычных вооружений 305,49 84,8 103,59 117,1
Промышленность боеприпасов и спецхимии 111 30,0 36,0 45,0
Радиоэлектронная промышленность 356,83 74,2 114,18 168,45
Рисунок. Инвестиционные проекты в сфере диверсификации ОПК, которые могут быть отнесены к национальным проектам
жения установленных показателей по доле выпуска высокотехнологичной ПГН и ПДН и формирование соответствующей инфраструктуры диверсификации.
2. Реализуемый на федеральном уровне комплекс мер государственной поддержки позволил достичь показателя доли выпуска гражданской продукции в общем объеме промышленной продукции, выпускаемой организациями ОПК - 20,9%, что превышает показатель, установленный поручением Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346 на 2020 год.
3. Достигнутые показатели по выпуску ПГН и ПДН предприятиями ОПК в 2018 году демонстрируют уверенность в выполнении поставленной Президентом России задачи по диверсификации. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то, что не менее 60% от общего объема промышленной гражданской продукции предприятий ОПК (Минпромторга России) приходится только на 21 организацию, при этом 50% гражданской продукции приходится исключительно на авиацию. Из этого следует, что круг производителей гражданской продукции ОПК необходимо максимально расширять.
4. Необходимо в сфере диверсификации ОПК продолжить совершенствование нормативной базы в направлении стимулирования производства продукции гражданского и двойного назначения, развития и трансформации действующих механизмов и инструментов.
Важным инструментом стимулирования
спроса, наращивания объёмов производства и сбыта гражданской продукции должны стать государственные закупки, инвестиционные проекты предприятий ОПК, погруженные в национальные проекты.
Список литературы
1. Астахов А.А. Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России. .-URL: https://studizba.com/files/show/doc/89235-10-dissert.html (дата обращения: 05.06.2019).
2. Оборонная промышленность России: конверсия или реконструкция: доклад.- М.: Инфор-мат, 1996. - 159 с.
3. Пименов В.В. Государственная оборонно-промышленная политика России (1992-2012 годы): этапы становления и развития, механизмы и инструменты реализации. Теория, методология, практика: монография в 2-х т.- Т.1. - М.: Граница, 2014. - 528 с.
4. Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках.- URL: /http://www. instrategy.ru/pdf/367.pdf (дата обращения: 06.06.2019)
5. Довгучиц С.И. Акжигитова А.Н., Журен-ков Д.А. Повышение инвестиционной привлекательности интегрированных структур ОПК как фактор ускорения диверсификации производства // Научный вестник ОПК России. - 2018. -№ 1. - С. 58-69.
6. НПО "Конверсия": сайт.-URL: https://npo-konversia.ru/
7. Как проходит диверсификация ОПК в России.-URL: https://tass.ru/ekonomika/4710238