Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ'

НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В СФЕРЕ ОПК / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ВООРУЖЕНИЯ / ВОЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ГРАЖДАНСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / INTEGRATED CORPORATE STRUCTURES WITH STATE PARTICIPATION / DIVERSIFICATION IN THE DEFENSE INDUSTRY / THE STATE DEFENSE ORDER / WEAPONS / MILITARY AND SPECIAL EQUIPMENT / CIVILIAN PRODUCTS / PRIVATE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамхалов Ферид Имирасланович, Канкулов Муаед Хажмусович

В статье на основе анализа сложившейся ситуации и оценки рисков проведения диверсификации излагаются основные направления диверсификации деятельности интегрированных корпоративных структур с государственным участием в высокотехнологичных отраслях промышленности. Особое внимание уделено вопросам привлечения частного бизнеса в ОПК, необходимости координации со стороны государства диверсификации деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шамхалов Ферид Имирасланович, Канкулов Муаед Хажмусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Areas of diversification of activities of integrated corporate structures with state participation

Based on the analysis of the current situation and risk assessment of diversification, the article outlines the main directions of diversification of activities of integrated corporate structures with state participation in high tech industries. Special attention is devoted to the issues of attracting private business to the defense industry, the need for coordination by the state of diversification of enterprises

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ»

ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА. ВОПРОСЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ УДК 338.24

НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

Шамхалов Ферид Имирасланович

директор НИИ инновационного развития промышленности ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", доктор экономических наук, профессор

Канкулов Муаед Хажмусович

заместитель генерального директора по безопасности ФГУП "ВНИИ "Центр", кандидат экономических наук, доцент

Аннотация. В статье на основе анализа сложившейся ситуации и оценки рисков проведения диверсификации излагаются основные направления диверсификации деятельности интегрированных корпоративных структур с государственным участием в высокотехнологичных отраслях промышленности. Особое внимание уделено вопросам привлечения частного бизнеса в ОПК, необходимости координации со стороны государства диверсификации деятельности предприятий.

Ключевые слова: интегрированные структуры с государственным участием, диверсификация в сфере ОПК, государственный оборонный заказ, вооружения, военная и специальная техника, гражданская продукция, частный бизнес.

Shamkhalov FeridImiraslanovich, Director of research Institute of innovative industry development Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow, Russian Federation.

Kankulov Muaed Hazhmusovich, deputy General Director for security of the VNII

"Center", Candidate of Economic Sciences, docent, Moscow, Russian Federation.

Areas of diversification of activities of integrated structures with state participation.

Abstract. Based on the analysis of the current situation and risk assessment of diversification, the article outlines the main directions of diversification of activities of integrated corporate structures with state participation in high-tech industries. Special attention is devoted to the issues of attracting private business to the defense industry, the need for coordination by the state of diversification of enterprises.

Keywords: integrated structures with state participation, diversification in the defense industry, the state defense order, weapons, military and special equipment, civilian products, private business.

Сложившаяся ситуация и оценка рисков диверсификации. Особое место в экономике России занимают интегрированные корпоративные структуры с госу-

дарственным участием. В первую очередь важен поворот интегрированных структур с государственным участием (далее - ИС) ключевых отраслей экономики в сторону новых технологий.

Учитывая особое место, которое занимает оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК) как в системе национальной безопасности и обороноспособности, так и в научно-технологической сфере, руководство страны уделяет повышенное внимание наращиванию разработки и производства новых высокотехнологичных образцов вооружения, военной и специальной техники.

В настоящее время уровень современных вооружений в стратегических ядерных силах достиг 82%, в Воздушно-космических силах этот показатель составил 74%, в Воздушно-десантных войсках и Военно-морском флоте превышает 60%, а в Сухопутных войсках вплотную подошел к 50%. Все это требует последовательного развития перспективных систем вооружения, основанного на прорывных технологиях. Такие вооружения позволяют сегодня надежно обеспечивать стратегический баланс сил и, безусловно, сохранят такую возможность на длительную перспективу1. В среднем за последние 6 лет количество передовой техники в нашей армии выросло в 4 раза2.

Не менее важно нацелить предприятия высокотехнологичных отраслей, занятых выпуском в основном военной продукции, на производство современной конкурентоспособной гражданской продукции, то есть диверсифицировать их деятельность3.

Наша страна находится в ситуации необходимости выбора стратегии дальнейшего развития, когда остро встает необходимость диверсификации экономики в целом по пути ускоренного развития высокотехнологичных отраслей.

Удельный вес ОПК в отечественной экономике относительно невелик — примерно 5-6% промышленного производства и 3% ВВП страны. Вместе с тем в этом секторе создается порядка 70% всей российской наукоемкой продукции. ОПК относится к числу секторов отечественной экономики, сохранивших свой производственный и ин-

теллектуальный потенциал по сравнению с иными экономическими сферами деятельности. И это единственный сектор обрабатывающей промышленности, в котором отечественные компании полностью контролируют рынок конечной продукции4.

В качестве основных количественных параметров диверсификации в сфере ОПК поставлены задачи: освоение к 2025 г. выпуска гражданской продукции 30% к общему объему продукции, к 2030 г. - не менее 50%.5 По итогам 2019 г. доля продукции гражданского назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями ОПК, составила 21%.*

Диверсификацию можно трактовать как меру разнообразия в совокупности элементов в целом. Следовательно, чем больше разнообразие элементов целого, тем больше диверсификация. Под диверсификацией производства понимается расширение ассортимента выпускаемой продукции и освоение новых рынков сбыта с целью получения прибыли, повышения эффективности производства и последующего устойчивого развития.

Таким образом, диверсификация в сфере ОПК заключается в наращивании выпуска современной конкурентоспособной гражданской продукции и в последовательном увеличении ее доли в совокупном объеме продукции.

Переход от плановой экономики к рыночной достаточно болезненно отразился на предприятиях ОПК. В условиях плановой экономики оборонный государственный заказ позволял загрузить производственные мощности и обеспечить нужды предприятий. В современных условиях предприятия ОПК сталкиваются с необходимостью диверсификации производства, ибо, с одной стороны, необходимо безусловное выполнение государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ); с другой стороны, объемы ГОЗ сокращаются, вынуждая предприятия ОПК вы-

* Денис Мантуров дал интервью об итогах года телеканалу "Россия-24"//сайт Минпромторга России.-URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/ news/#!dems_manturov_dal_mtervyu_ob_itogah_goda_ telekanalu_rossiya24.

ходить на рынки гражданской продукции.

Постановка задачи диверсификации связана с тем, что в свое время государственные программы вооружений на 2007-2015 гг. и 2011-2020 гг. (ГПВ-2015 и ГПВ-2020 соответственно) дали толчок к масштабной модернизации ОПК, которая реализовыва-лась через ряд федеральных целевых программ (ФЦП) и, в первую очередь, через федеральную целевую программу развития ОПК на 2011-2020 гг.

Последние годы (2014-2018 гг.) объемы государственного оборонного заказа (ГОЗ) в текущих ценах оставались на стабильном уровне 1,4-1,5 трлн руб., что с учетом инфляции соответствовало среднегодовому снижению на 7% в постоянных ценах. Однако объемы госзакупок в рамках ГОЗ уже в ближайшей перспективе будут существенно уменьшены.

Пик поставок вооружения в рамках госо-боронзаказа в целом пройден, и теперь перед организациями ОПК помимо работы на укрепление обороноспособности страны стоят объемные задачи по наращиванию выпуска высокотехнологичной гражданской продукции, конкурентоспособной не только внутри страны, но и за рубежом. Широкое поле для реализации такой продукции открывается в рамках выполнения национальных проектов5.

Для ряда предприятий ОПК и страны в целом это вызовет серьезные сложности:

- сокращение либо прекращение производства;

- снижение рентабельности;

- явное или скрытое сокращение занятости работников;

- избавление от непрофильных активов (зачастую социально значимых);

- банкротство предприятий;

- частичное нарушение кооперационных цепочек вследствие ухода из них комплектаторов нижних уровней, связанных с уменьшением объемов.

В целом для страны это повышает угрозы социальной и политической стабильности. Сегодня на предприятиях ОПК занято около 2 млн человек, т.е. 3% от общего числа работающих.

В условиях снижения реального объема ГОЗ одной из ключевых задач для предпри-

ятий ОПК становится диверсификация и выход на рынки гражданской продукции.

Такой поворот изначально предусматривался Правительством России, когда в 2011 г. оно приняло программу развития вооружений на 2011-2020 гг. в размере 23 трлн рублей, в рамках которой на техническое перевооружение ОПК было направлено около 3 трлн рублей. При этом имелось с виду, что к 2020 г. предприятия ОПК должны будут, опираясь на свои новые мощности, найти им гражданское применение и диверсифицировать производство6.

Для достижения целей, поставленных Президентом России, выручка от продажи гражданской продукции (ГП) и продукции двойного назначения (ПДН) должна вырасти за 12 лет почти в 5 раз (с 832 млрд руб. в 2018 г. до 3662 млрд руб. в 2030 г.), что соответствует среднегодовому темпу роста 12,8 %7. Выполнение этой целевой установки отражает необходимость решения более системной задачи — повышения степени интеграции ОПК в народное хозяйство.

Ситуация в ОПК современной России отличается от той, что сложилась в СССР при проведении конверсии, когда налицо был значительный избыток мощностей ОПК. Текущая задача диверсификации ОПК состоит в оптимизации использования имеющихся средств, компетенций, кадров, научно-технологических заделов. В первую очередь необходимо кардинально наращивать рыночные компетенции.

В настоящее время структура ОПК, определяемая приказами Минпромторга России, включает около 1300 организаций (см. Таблицы 1,2).

Таблица 1.

Структура ОПК по ведомственной принадлежности, количество предприятий

ФОИВ Количество организаций

Минпромторг России 1056

Госкорпорация "Роскосмос" 73

Госкорпорация "Росатом" 38

Минобороны России 44

Минобрнауки России 44

ФСТЭК России 5

ФСБ России 7

Росстандарт 3

ФМБА России 12

Минкомсвязь России 2

Минэнерго России 1

Россвязь 2

Росрезерв 1

Вневедомственные организации 2

Итого: 1290

Таблица 2.

Структура ОПК по отраслям, в процентах к общему количеству

Авиационная промышленность 16,9%

Промышленность обычных вооружений 8,8%

Промышленность боеприпасов и спецхимии 7,2%

Судостроительная промышленность 11,6%

Радиопромышленно сть 12,9%

Электронная промышленность 8,9%

Промышленность средств связи 7,1%

Ракетно-космическая промышленность 5,7%

Атомная промышленность 2,9%

Иные предприятия и организации 9%

Научные учреждения и организации 3,4%

Организации гражданских отраслей 5,6%

Итого: 100,0%

У российского ОПК есть важнейшая особенность, отличающая его от ОПК других стран, которая состоит в том, что наш комплекс с конца 1920-х годов строился как сугубо военный. И на многих заводах выпуск оборонной продукции составляет от 70 до 90%, а по некоторым — 97-98%. И это затрудняет проведение таких экономических и технологических маневров, как диверсификация. В отличие от российского ОПК на большинстве зарубежных компаний ОПК больше половины выпуска составляет гражданская продукция. Поэтому нарастить выпуск гражданских

товаров, когда сокращается оборонный заказ (а это циклично происходит), для них проще. Все это создавало и продолжает создавать серьезные затруднения при переходе предприятий российского ОПК на производство гражданской продукции.

Во-первых, при налаживании выпуска гражданской продукции перед предприятиями ОПК неизбежно встает вопрос о техническом переоборудовании, которое в силу узкой специализации производственных мощностей, используемых в изготовлении военной продукции, может оказаться либо нерентабельным, либо вообще невозможным.

Во-вторых, на оборонных предприятиях может не оказаться соответствующих специалистов как в инженерно-конструкторском корпусе, так и в маркетингово-управленческом, что неизбежно ставит вопрос о переквалификации рабочих, инженерно-технических работников и работников других категорий.

В-третьих, для выпуска гражданской продукции необходима техническая документация, которая продается в виде патентов и лицензий. Их покупка является затратными инвестициями, доступными не каждому предприятию.

В-четвертых, военный и гражданский секторы развили две различные технические и бизнес-культуры, сближение которых является отдельной проблемой.

В Таблице 3 отражены основные различия между разработкой продукта на коммерческих рынках и рынках военной продукции8.

Анализ факторов, приведенных в Таблице 3, определяющих производство и реализацию военной и гражданской продукции, показывает их разнонаправленность и во многом противоположность друг другу. Поэтому задача диверсификации ОПК не имеет прямолинейного решения, сводящегося к указанию каждому предприятию ОПК организовать выпуск гражданской продукции на своих мощностях. Как показывает практика реализации программ конверсии, такой путь приводит к низкой эффективности создаваемых производств и слабой конкурентоспособности выпускаемой гражданской продукции. А диверсификация подразумевает

согласованные, продуманные системные изменения во многих сферах. Возможность замены одного государственного заказа другим - иллюзия. Задача так просто не решается. Должен быть какой-то центр с маркетологами, технологами, финансистами.

Кроме того, следует чётче сформулировать, что именно означают цифры, звучащие в связи с диверсификацией. К 2030 г. в ОПК должно быть 50% мощностей, которые будут производить гражданскую продукцию.

Очевидно, что необходим дифференцированный подход к предприятиям ОПК. Все предприятия ОПК в отношении задач диверсификации можно разделить на три условные группы:

1. Предприятия, которые принципиально не вписываются в рынки гражданской продукции (ядерный оружейный комплекс, ракетные системы, специальные боеприпасы).

2. Предприятия (организации), которые легко диверсифицируются и уже работают на гражданских рынках. Прежде всего, это предприятия, у которых традиционно доля производимой высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения

составляет более 25%, например: Объединенная авиастроительная корпорация (самолеты гражданской авиации), Объединенная двига-телестроительная корпорация (газотурбинные энергетические установки и газоперекачки, двигатели для гражданских самолетов и вертолетов), Объединенная судостроительная корпорация (гражданские морские и речные суда, ледоколы, техника для освоения шельфа), "Вертолеты России" (гражданские вертолеты), Концерн "Алмаз-Антей" (системы управления воздушным движением, телекоммуникационное оборудование), Концерн "Швабе" (медицинское оборудование, приборы для научных исследований, энергосберегающая светотехника). Предприятия (организации) данной группы безусловно способны самостоятельно нарастить выпуск высокотехнологичной гражданской продукции.

3. Предприятия, у которых традиционно доля гражданской продукции не значительна, т.е. не превышает 10% в общем объеме производства и реализации. На этих предприятиях возможно провести диверсификацию, но с большими затратами и серьезной реорганизацией. Для них весьма проблема-

Таблица 3.

Различия в разработке продукта на коммерческих рынках и рынках военной продукции

Фактор ОПК Коммерческий сектор

Продукт Определяется требованиями гособоронзаказа Определяется рыночной ситуацией

Тип продукции Сложный, строгие требования к качеству Простой, надежный, умеренной производительности

Финансирование НИОКР Государственное Собственное и привлеченное финансирование

Типы разработок Фундаментальные, долгосрочные Прикладные, краткосрочные

Доработки Медленные, качественные изменения Быстрое пошаговое изменение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продуктовый цикл Годы, десятилетия Месяцы, годы

Приоритеты Технология продукта для функциональной производительности и длительного срока годности Технологический процесс недорогого производства, продукции высокого качества

Связь НИОКР и производства НИОКР может быть отделена от производства Интеграция НИОКР, производства и обслуживания клиентов

Конкуренция Ограниченное количество конкурирующих производств/подрядчиков Высококонкурентный рынок

Процесс принятия решений Медленный, высокая степень бюрократии Быстро и своевременно

Культура и ценности Новейшие технологии Бизнес-ориентированная

тичен самостоятельный выход на рынок высокотехнологичной гражданской продукции.

Обобщенные результаты анализа в основном отрицательного опыта деятельности в области производства и реализации гражданской (непрофильной) продукции предприятий группы 3 позволяют выделить следующие риски проведения диверсификации:

• Имеются серьезные затруднения в позиционировании и продвижении гражданской продукции, в частности из-за неизвестности производителей и отсутствия брендов. Отсутствует четкость в расстановке приоритетов при одновременном развитии на предприятиях спектра направлений непрофильной гражданской продукции, отсутствует концентрация финансовых потоков для их осуществления. В ряде случаев происходит фактическое игнорирование реальных рыночных потребностей и т. д.

• Требуются существенные капиталовложения и расходы ресурсов для преодоления барьеров вхождения в рынки с новыми продуктами. Ограниченность возможностей не позволяет действовать даже на региональном уровне и тем более не дает реализовать рыночный потенциал общероссийского масштаба, которым может обладать существенная часть инновационной гражданской продукции в случае ее производственного освоения. Производство и реализация ряда изделий является хронически убыточным из-за несоответствия существующей производственной системы уровню реального платежеспособного спроса.

• Возникает необходимость постоянного улучшения технического облика и дизайна продукции, снижения себестоимости (трудоемкости и накладных расходов), налаживания эффективного сервиса в условиях динамичного вытеснения с рынков устаревающих изделий и трудностей повторного выхода на рынки.

• Диверсификация осуществляется в условиях высокой конкуренции с отечественными и зарубежными специализированными производителями аналогичной продукции. При этом предприятия ОПК не способны столь оперативно реагировать на изменения рыночных запросов и ценовой

шкалы, как это делают конкуренты.

• Имеются факты непродуктивной конкуренции между предприятиями внутри интегрированных структур ОПК в попытках становиться финалистами, осваивать и выпускать конечную гражданскую продукцию или изделия одного продуктового ряда.

• Структура научно-технических и производственных комплексов, задействованных на предприятиях в выпуске гражданской непрофильной продукции, развивается по остаточному принципу по отношению к гособоронзаказу, что определяет сдерживание объемов производства востребованной на рынке продукции.

• Нехватка кадровых, финансовых, информационных и других ресурсов для постоянного ведения перспективных непрофильных гражданских разработок крайне отрицательно сказывается на сроках готовности изделий к выходу на рынок, их функциональных и качественных показателях.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что у значительной доли предприятий оборонной промышленности на фоне динамичных прогрессивных процессов в профильной деятельности и устойчивого роста выпуска продукции в непрофильном направлении набрали силу негативные тенденции, характеризующие угрозу невы-полгнения установленных заданий по диверсификации. Основные причины этого обусловлены следующими обстоятельствами:

1. Для большинства руководителей предприятий в силу сложившихся стереотипов процессы разработки, производства и реализации непрофильной гражданской инновационной продукции, требующие масштабных инвестиций, по-прежнему остаются второстепенными.

2. Слабо осознается, что востребованными являются высокотехнологичные гражданские изделия оборонки. По-прежнему считается, что любое предприятие способно легко войти на любой непрофильный, но близкий ему по технологическим особенностям сегмент гражданского рынка, хотя многолетний опыт проведения конверсии на предприятиях оборонной промышленности не дает для этого оснований.

3. Как правило, осваиваемое непрофильное гражданское изделие максимально приспосабливается под существующие на предприятии организацию и технологии производства, изменение которых считается недопустимым. Второстепенность подрывает конкурентоспособность и коммерческую эффективность создаваемого непрофильного гражданского производства. В этом заключается одна из важнейших управленческих проблем стратегического характера, предопределяющая возникновение системного кризиса.

Для непрофильного гражданского производства на предприятиях характерны две крайности — две полярные организационно-экономические модели.

Первая модель предполагает автоматический перенос структуры затрат, включая весомые условно-постоянные издержки и накладные расходы) профильного производства на непрофильное. Результатом является неконкурентоспособная цена продукции гражданского назначения.

Вторая модель, напротив, ради поддержания конкурентоспособности изделий допускает перенос издержек непрофильных изделий на профильную оборонную продукцию.

Обе эти модели неприемлемы для притока негосударственных инвестиций в инновационную деятельность и освоение производства высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ОПК.

Вторая организационно-экономическая модель в последние годы породила еще одну проблему, состоящую в поддержании проблемных и кризисных производств непрофильной гражданской продукции за счет успешных оборонных, а также за счет инвестиций федерального бюджета. В основе этой проблемы лежит тезис о безусловном сохранении и наращивании существующего научно-производственного потенциала предприятия без должной оценки экономической целесообразности. Считается, что решение проблемы состоит в субсидировании деятельности проблемных производств за счет перераспределения доходов от прибыльных контрактов внутри предприятия. В этой связи единственной разумной альтернативой является выдвижение в качестве

стратегической линии поддержки только успешных высокотехнологичных непрофильных направлений, рост масштабов которых позволит организовывать новые рабочие места и виды производств.

Сами предприятия, в подавляющем большинстве сконцентрированные на выпуске военной продукции, как показал почти 20-летний опыт, объективно не обладают возможностями самостоятельного преодоления имеющихся трудностей в силу его отраслевого структурного характера.

Задача диверсификации - обеспечить устойчивость ОПК как одной из ключевых отраслей. Поэтому крайне важно своевременно устранять административные барьеры на пути диверсификации, создавать для предприятий условия, в которых процессы диверсификации будут идти быстрее и увереннее.

Требуется совершенствование нормативного регулирования в части трансфера технологий и коммерциализации созданных в организациях ОПК результатов интеллектуальной деятельности. Причем требуется снятие лишних барьеров не только в связи с использованием технологий, созданных в ОПК для целей выпуска продукции военно-технического назначения. Много сложностей все еще возникает и для использования в ОПК технологий и изделий, разработанных и применяемых в гражданских секторах.

Вместе с тем непринятие мер по устранению перечисленных проблем (инерционный сценарий) приведет, наиболее вероятно, к следующим последствиям. На предприятиях группы ОПК, у которой доля военной продукции достигает 90% и более, произойдет постепенная утрата экономической целесообразности освоения производства высокотехнологичной непрофильной продукции гражданского назначения. Это при том что зарубежные крупные военно-промышленные компании, действующие зачастую в более благоприятных финансово-экономических условиях, считают для себя чрезмерно рискованной занятость каким-либо одним направлением и целенаправленно осуществляют диверсификацию бизнеса в области продукции гражданского назначения.

В силу снижения ГОЗ при отсутствии

компенсации за счет роста производства высокотехнологичной непрофильной гражданской продукции начнется неизбежное в таких условиях замораживание технологического уровня производства и постепенное устаревание и обесценивание основных производственных фондов. Начнутся большие кадровые потери — как в количественном отношении, так и в отношении владения современными конструкторскими и производственными навыками. Такой сценарий для предприятий ОПК является неприемлемым9.

Фактором, обостряющим ситуацию в области процессов диверсификации в ОПК, является, как считает ряд экспортов, отсутствие общей концепции перехода к выпуску гражданской продукции предприятиями ОПК10.

Дело осложняется тем, что эти отрасли на протяжении многих лет работали с иностранными поставщиками, так что вместе с задачами диверсификации следует решать и задачи импортозамещения. При этом нужно с удвоенным вниманием относиться не только к качеству продукции, но и к срокам поставок и к стоимости работ. Компании, с которыми предстоит сотрудничать, работают в условиях рынка, на котором предприятия ОПК - вовсе не монополисты, как в случае с ГОЗ. И срывы поставок могут привести не только к выговорам и увольнениям, как в случае с оборонным заказом, но и к весьма серьёзным финансовым потерям. Проблема, которая стоит перед ОПК — это адаптация к практической работе в условиях рынка.

Другая проблема состоит в том, что даже когда производственный и интеллектуальный потенциал оборонного предприятия позволяет произвести какое-то оборудование, на решение этой задачи нужно время. А предприятиям, работающим на рынке, как можно быстрее нужен готовый продукт и инвестировать в разработку без гарантированного результата они не торопятся. В то же время произвести экспериментальную партию продукции и провести испытания за свой счёт могут позволить себе далеко не все оборонные предприятия.

Для этих целей существуют инструменты дотационного характера со стороны государства: субсидии, фонды и так далее, но

они ещё до конца не отработаны. Даже если отечественная продукция будет на 5-10% дороже зарубежных аналогов, государство - если, конечно, оно заинтересовано в сохранении производственного потенциала оборонки - может доплатить эти 10% из бюджетных средств. Это могло бы способствовать сохранению кадрового состава и мощностей предприятий ОПК для решения задач по разработке новых вооружений10.

В процессе диверсификации должна появиться вторая, гражданская версия предприятия, которая наращивает производство и выходит на конкурентные рынки. Это предполагает не столько обретение предприятием новых компетенций, сколько появление у него принципиально нового подхода к своей деятельности и точку зрения на рынок с позиции предпринимателя11.

"Донорами предпринимательской культуры" для оборонных предприятий могут стать компании из частного сектора, которые сотрудничают с ОПК в качестве поставщиков или комплектаторов. При этом существенной проблемой являются информационные барьеры, возникающие на пути диверсификации. Государство тратит внушительные средства на программу импортозамещения, а продукция заказывается за рубежом исключительно потому, что некоторые предприятие, не знает, что производят соседи и смежники. Поэтому актуально построение горизонтальной коммуникации между специалистами различных отраслей оборонки.

Важно отметить, что в 2019 г. был принят ряд нормативных правовых актов, устанавливающих преференции для проектов по диверсификации ОПК и формирующих условия для появления устойчивого спроса на продукцию гражданского и двойного назначения.

В целях стимулирования инвестиций ОПК в проекты по диверсификации внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), которые позволят наделять предприятия ОПК статусом единственного поставщика при реализации СПИК при объ-

еме инвестиций в 750 млн рублей (вместо 3 млрд рублей для остальных предприятий). Принятый Федеральный закон от 27 июня 2019 г. № 152-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" также снимает ограничения по количеству гражданской продукции, которая может поставляться единственным поставщиком (для организаций ОПК).

В целях обеспечения допуска на рынок продукции ОПК внесен ряд изменений в подзаконные правовые акты, разработанные в части особенностей применения национального режима при закупках в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ.

В частности, Минпромторгом России совместно с Минфином России проведена работа по расширению перечня товаров, рассмотрение и оценка заявок которых происходит с применением понижающего 15% коэффициента к предложенной участником цене контракта, утвержденного приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В указанный перечень дополнительно включены товары, которые могут производиться, в том числе, организациями ОПК.

В соответствии с поручениями Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 10 июля 2019 г. № ДК-П9-5804 и 16 августа 2019 г. № ДК-П9-703 о трансформации действующей системы запретов и ограничений Мин-промторгом России разработаны:

1. Единый акт, устанавливающий запрет для нужд обороны страны и безопасности государства, а также для целей реализации национальных проектов (во исполнении поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Ю.И. Борисова от 30 июля 2019 г. № 6958п-П7 "О реализации Плана мероприятий по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях стимулирования закупок российской продукции

гражданского назначения").

Документ подготовлен на базе постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 239, ориентированное в настоящее время на станочную продукцию, и предусматривает расширение перечня продукции за счет товаров, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации № 239, некоторых видов продукции из постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 656 (колесные транспортные средства, строительная дорожная техника, сельхозмашиностроение), товаров легкой промышленности из постановления от 11 августа 2014 г. № 791, товаров мебельной и деревообрабатывающей продукции из постановления от 5 сентября 2017 г. № 1072.

2. Единый акт, устанавливающий ограничение (работающий по принципу "третий лишний"), который включает в себя расширенную машиностроительную продукцию, спортивное огнестрельное оружие и боеприпасов из постановления № 1119, а также добавлена новая продукция, том числе: оборудование для пищевой промышленности, товары, содержащие алюминий, музыкальные инструменты, спортивные товары, товары детской индустрии, строительные материалы и нефтегазовое оборудование.

Таким образом, вместо 12 действующих актов Правительства Российской Федерации будет действовать 8 постановлений Правительства Российской Федерации.

Наряду с этими проектами постановлений предусмотрен запрет на смешение в одном лоте товара, подпадающего под действие запрета (ограничения) и товара в отношении, которого не установлено таких мер, а также распространение запрета (ограничения) на иностранные товары, приобретаемые в рамках закупки работ и (или) услуг.

С целью координации осуществления государственными корпорациями и компаниями с государственным участием закупок продукции гражданского назначения организаций ОПК при реализации крупных инвестиционных проектов и программ, Минпромторгом России определены направления расширения перечня товаров, за-

купки которых с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную Правительством Российской Федерации, не могут быть осуществлены заказчиками, указанными в части 1 статьи 3.1-1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Одновременно постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 542 "О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по импортозамещению" расширены задачи Правительственной комиссии в части: рассмотрения вопросов разработки, корректировки и осуществления программ развития и инвестиционных программ компаний с государственным участием; определения мер, направленных на удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков в конкурентоспособной промышленной продукции российского производства; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию производства товаров, работ и услуг, обладающих международной конкурентоспособностью, и их выводу на внешние рынки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. № 1335 "О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по им-портозамещению" уточнены полномочия подкомиссий по вопросам гражданских отраслей экономики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса Правкомиссии в части разграничения согласования ими закупок товаров в соответствии с кодами общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.

Выпущено постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. от № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925", предусматривающее 30%

преференции для товаров российского происхождения по отношению к иностранным товарам, при закупках радиоэлектронной продукции, включенной в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

В целях совершенствования действующих механизмов предоставления субсидий из федерального бюджета и переориентации их на поддержку проектов (программ) производства ПГН, в том числе организаций ОПК, а также во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 31 января 2019 г. № ДК-П9-18пр, Минпром-торгом России путем консолидации мер поддержки одной направленности разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации правила предоставления следующих "укрупненных" субсидий:

- субсидий из федерального бюджета, направленных на стимулирование спроса и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции (единая лизинговая субсидия);

- субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов (единая субсидия на НИОКР).

Также в целях расширения направлений поддержки проектов производства гражданской продукции организациями ОПК Минпромторгом России внесены изменения в механизм субсидирования части процентной ставки при кредитовании ВЭБ.РФ таких проектов на период до 2027 года (правила предоставления субсидии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. № 459).

Обновленными Правилами предоставления субсидии установлена возможность субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым ВЭБ.РФ покупателям на приобретение продукции гражданского назначения, произведенной организациями ОПК, при этом субсидия может предоставляться на весь срок реали-

зации проекта, но не далее окончания срока действия Государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса".

Сегодня также ведется работа по адаптации ряда инструментов поддержки Мин-промторга России и переориентации их под потребности реализации проектов производства продукции гражданского назначения. В частности, в рамках разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации "О грантовой поддержке создания и развития инжиниринговых центров на базе ведущих образовательных и научных организаций" в 2020 году планируется поддержка создания тематических центров по диверсификации ОПК.

В целях оптимизации взаимодействия и упрощения процедур подготовки документов Минпромторгом России разрабатывается навигатор поддержки организаций ОПК, представляющий путеводитель по наиболее востребованным механизмам субсидирования, который будет рассылаться по организациям ОПК и будет размещен в ГИСП.

Направления проведения диверсификации. Необходимо привнести в сектор ОПК предпринимательское начало, иначе невозможно добиться успеха на конкурентном гражданском рынке. Источником такого начала может стать развитие кооперационных проектов со средним частным технологическим бизнесом.

Частный бизнес готов искать свое место в ОПК. Часть таких компаний уже работают в качестве поставщиков третьего-четвертого уровней. Они уже знают, как работать в сегменте ОПК, понимают его сильные и слабые стороны, технологические особенности, предъявляемые требования к поставщикам, порядок принятия решений. Работа по выполнению оборонных заказов интересна для них по трем причинам:

- возможность получения заказа, позволяющего загрузить часть мощностей и развернуть производство серийной продукции. Частные компании отдают себе отчет в возможном снижении объемов таких заказов из-за изменений в бюджетной политике и поэтому стараются поддерживать баланс

между военной и гражданской продукцией. Но, тем не менее, считают полезным иметь некоторую долю оборонной продукции;

- возможность поддержания и развития направлений, связанных с производством высокотехнологический продукции. Участие в работах по оборонной тематике позволяет формировать и развивать сильный коллектив профессионалов. Сегодня на внутреннем рынке России крупных гражданских предприятий, которые могут сформировать спрос на высокотехнологическую продукцию, незначительное количество, поэтому работа с оборонными заказами становится условием сохранения таких производств в среднем и малом бизнесе;

- возможность развития новых технологических направлений, наработка новых компетенций, особенно если компаниям удается получить заказ не только на производство, но и на проведение НИОКР. В последующем эти новые разработки могут использоваться и в гражданской продукции компаний6.

Проблемы, возникающие у частных компаний в ОПК. Уже сам по себе статус участника реестра ОПК связан с увеличением объема отчетности, запросов, документооборота. Много сложностей возникает вокруг вопросов, связанных с формированием цены на выпускаемые в рамках ГОЗ изделия. Возникают обременения, связанные с организацией специальной системы управления качеством и военной приемки. Для компаний, которые постоянно работают с военными заказами и имеют серийный выпуск, это не составляет больших проблем. Однако для тех компаний, продукция которых востребована эпизодически или малыми партиями, это может стать серьезным барьером. То же самое относится к достаточно сложной системе получения сертификации или к необходимости ведения специальных счетов в казначействе.

Частные компании также отмечают, что, хотя они и входят в реестр организаций ОПК, средства на техперевооружение, т.е. на модернизацию производственных мощностей, им не выделяются, в отличие от предприятий с государственным участием. Государство считает, что инвестиционные затраты част-

ные компании должны осуществлять за собственный счет. Частным компаниям фактически закрыта возможность стать головным исполнителем продукции по ГОЗ. В этом не было бы ничего страшного, если бы сегодня интегрированные структуры, традиционно выступающие головными исполнителями, не старались по максимуму все поставки комплектующих оставлять у себя.

Сегодня ОПК в значительной степени продолжает оставаться "государством в государстве". Более того, в последнее время тенденция его обособления, выстраивания самодостаточного "натурального хозяйства" только усилилась: вертикально-интегрированные холдинги стремятся все кооперационные поставки оставлять внутри себя, по минимуму привлекая внешних поставщиков. Сторонним поставщикам все чаще передают только те заказы, которые дочерние предприятия в принципе не в состоянии выполнить. Во многом это связано с действующей системой ценообразования ГОЗ, когда на свои собственные затраты предприятие может получить прибыль в размере 20%, в то время как на покупные комплектующие — только 1%. В результате при полном самообеспечении предприятия комплектующими его прибыльность составит 20%, а при 90% доле покупных компонентов, что нередко случается в ОПК, прибыль падает до 3%. Тем не менее, несмотря на все проблемы, приход частного бизнеса в ОПК неизбежен. Необходимо использовать опыт пусть и небольшого числа негосударственных компаний, уже сегодня работающих на оборонку для создания системы, обеспечивающей комфортный приход новых участников на этот рынок в качестве поставщиков, в качестве проводников, наставников для расширения присутствия подобных им компаний.

Как показывает зарубежный опыт, в последние десятилетия активно развивается процесс диффузии гражданских технологий и компаний в сектор ОПК. Это не только дает импульс технологическому развитию данного сегмента, но и обеспечивает взаимное узнавание, вызывает появление совместных проектов. По мере расширения присутствия предпринимательского сектора в ОПК он сам

начнет генерировать предложения по развитию взаимодействия с традиционными игроками в направлении гражданских рынков.

В Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН предлагают задачу конверсии перевернуть — не столько развивать гражданские производства на предприятиях ОПК независимо от степени их готовности, сколько развивать независимое гражданское производство, организуя его кооперацию с военным. Интеграция должна быть, но необязательно развиваться на действующих площадях ОПК. Если появится кооперация, то те компании, которые уже умеют работать на рынке, включая внешний, будут выступать заказчиками для оборонных предприятий.

Второй вариант — использовать предприятия ОПК, как опытное производство для стартапов и малых инновационных предприятий. Ведь оборонщики как раз "заточены" на то, чтобы делать малые партии с хорошим качеством. Такие центры двойных технологий могут апробировать малые опытные партии на основе своих передовых технологий. Оборонщикам это может быть выгодно, плюс возникнет обмен технологиями6.

Вместе с тем следует учитывать, что при расчёте исключительно на внутренний рынок не только производство, но и разработка высокотехнологичных медицинских изделий может оказаться нерентабельной. Поэтому, выбирая этот путь, нужно сразу думать о выходе на зарубежные рынки, привлекая к этой работе АО "Российский экспортный центр" и другие профильные организации9.

Согласно расчётам аналитиков Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) без реализации экспортного потенциала судостроительных предприятий выполнить поручение президента в полном объёме не получится. Чтобы убедиться в этом, достаточно соотнести прогноз выручки корпорации от реализации гражданской продукции с объёмом внутреннего рынка. Поэтому корпорация собирается выходить на внешние рынки, в том числе разворачивать производство гражданских судов на территории Индии и запускать российские катамараны для работы на греческих линиях.

Что касается радиоэлектронной промышленности, то в планах АО "Росэлек-троника" — формирование рынков для отечественной радиоэлектронной продукции, а также организация и взаимодействие разработчиков аппаратуры и микроэлектроники при реализации госпрограмм и национальных проектов9.

Направления привлечения частного бизнеса к диверсификации ОПК. На способность организаций российского ОПК к диверсификации деятельности с целью доза-грузки производственных мощностей выпуском высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения наибольшее влияние оказывают следующие два фактора. Первый — это готовность мощностей предприятий к выпуску продукции гражданского и двойного назначения. Второй связан с наличием маркетинговых, конструкторских и административно-управленческих компетенций по созданию, организации производства и выводу продукции на гражданский рынок.

Для каждой из организаций ОПК сочетание двух этих факторов имеет свои особенности и определяет степень их текущей готовности к выпуску высокотехнологичной гражданской продукции. Разберем каждый из этих факторов подробнее.

Уровень готовности активов ОПК к выпуску высокотехнологичной гражданской продукции определяется:

- наличием производственных мощностей, позволяющих выпускать высокотехнологичную гражданскую продукцию;

- загрузкой производственных мощностей предприятий продукцией военного назначения;

- наличием дополнительных производственных мощностей, которые могут быть ориентированы на выпуск гражданской продукции;

- наличием ограничений на использование дорогостоящего оборудования вне производственных программ государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества;

- наличием свободного квалифицированного производственного персонала.

При этом высокий уровень готовности организаций ОПК означает их самодостаточность для производства готовых изделий

и их компонентов, а низкий - потребность в поиске внешних бизнес-партнеров для выстраивания кооперационных цепочек.

Уровень компетенций организаций ОПК в создании высокотехнологичной гражданской продукции характеризуется:

- опытом создания и продвижения гражданской продукции на рынок;

- наличием квалифицированных маркетинговых подразделений, задачей которых является поиск рыночных запросов на создание продукции гражданского и двойного назначения, поиск и работа с заказчиками, организация сбыта и сервисного обслуживания продукции;

- наличием свободных высококвалифицированных конструкторских кадров;

- возможностью инвестирования средств в гражданские проекты;

- опытом организации НИОКР, выстраивания оптимальной производственной кооперации и подготовки производств к выпуску высоко-технологичной гражданской продукции на заданную стоимость.

Наличие или отсутствие у организаций ОПК тех или иных компетенций определяет необходимость поиска внешних бизнес-партнеров с целью организации маркетинговой деятельности, финансирования проектов, инжиниринга как изделий, так и производств, внешней кооперации, сбыта продукции.

Вернемся к предложенной ранее дифференциации организаций ОПК по степени их готовности к производству гражданской продукции. Речь будет идти об организациях из второй группы. Это предприятия, которые легко диверсифицируются и уже работают на гражданских рынках, и третьей группы - это предприятия, у которых доля гражданской продукции не значительна.

Организации ОПК второй группы - это интегрированные структуры, с долей производимой высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения более 25%. Предварительная оценка возможностей этих компаний в диверсификации своей деятельности позволяет сделать следующие выводы об их потребностях в стороннем участии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организации обладают специализиро-

ванными производственными мощностями, позволяющими организовать полную (за редким исключением) внутреннюю кооперацию для производства продукции гражданского и двойного назначения;

- требуется участие государства в части, касающейся определения приоритетов социально-экономического, инфраструктурного и транспортного развития страны, выработки разумных протекционистских мер для вывода российской продукции на внутренний рынок;

- требуются внешние (для организаций ОПК) источники финансирования новых проектов;

- в ряде случаев необходим поиск бизнес-партнеров для связи с внешним (для организаций ОПК) инновационным сообществом, определения рыночных потребностей и вывода продукции на рынок.

Организации ОПК третьей группы - интегрированные структуры с незначительной (до 10%) долей гражданской продукции. Их деятельность характеризуется:

- загрузкой производственных мощностей выпуском продукции по контрактам государственного оборонного заказа и по линии военно-технического сотрудничества;

- ограничением использования части уникальных производственных линий для выпуска непрофильной продукции;

- как правило, низкими маркетинговыми компетенциями для работы на гражданском рынке, отсутствием опыта организации продаж и сервисного обслуживания гражданской продукции;

- слабым опытом или отсутствием опыта конструирования продукции под заданную стоимость для массового производства;

- ограниченностью состава высококвалифицированного конструкторского персонала, занятого в НИОКР военного назначения;

- неразвитым механизмом коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР военного назначения;

- ограниченностью или по разным причинам отсутствием собственных средств для финансирования гражданских проектов;

- как правило, отсутствием разделения ре-

сурсов и затрат профильных и непрофильных бизнесов.

Предварительная оценка возможностей организаций ОПК третьей группы по диверсификации деятельности позволяет сделать следующие выводы об их потребностях в стороннем участии. В большинстве случаев производство высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения требует организации широкой кооперации с внешними производителями комплектующих. Существует потребность взаимодействия с внешними посредниками для работы с рынком, в функции которых должны входить поиск рыночных потребностей, работа с заказчиками, сбыт продукции и организация ее сервисного обслуживания. В отдельных случаях существует необходимость в управлении проектами, включая организацию или отбор и приобретение результатов НИОКР, организацию кооперации и подготовки производства, управление жизненным циклом продукции. Также существует потребность поиска внешних источников финансирования проектов.

В процессе диверсификации бизнеса организаций ОПК могут быть привлечены три типа сторонних соисполнителей.

1. Бизнес-партнеры - сторонние организации, которые могут выступать в роли генераторов проектов и бизнес-идей, соинвесторов и организаторов продаж и сервисного обслуживания продукции. Наиболее приемлемой для обеих сторон формой сотрудничества является создание совместного предприятия с заранее оговоренной формой участия, правами и обязанностями бизнес-партнера.

2. Инжиниринговые компании, обеспечивающие максимальное использование научно-производственных возможностей организаций ОПК в рамках реализации гражданских проектов, которые могут выступать в роли организаторов управления проектами разработки продукции и доведения ее до стадии массового производства, включая вопросы организации внутренней и внешней кооперации. Инжиниринговые компании нанимаются в случае необходимости в качестве научно-технического аутсорсинга в ходе реализации проектов.

3. Поставщики комплектующих изделий, определенные в процессе организации производственной кооперации в рамках реализации проектов. Данные компании работают по договору с центрами капитализации проектов, в качестве которых могут выступать как сами организации ОПК и/или их структурные подразделения, отвечающие за развитие гражданской продукции, так и образованные с бизнес-партнером совместные предприятия. В случаях использования промышленных мощностей организаций ОПК в рамках выпуска продукции по сторонним заказам бизнес-партнера заказчиком может выступать сам бизнес-партнер.

Для организаций ОПК второй группы в качестве соисполнителя может привлекаться бизнес-партнер с целью вывода продукции на новые рынки. Для организаций ОПК третьей группы, помимо бизнес-партнеров, могут быть привлечены на правах научно-технического, технологического и производственного аутсорсинга инжиниринговые компании и поставщики комплектующих изделий.

Учитывая изложенное, следует отметить, что целевые показатели по доле выпуска гражданской продукции должны задаваться, скорее на уровне интегрированных структур, чем отдельных предприятий, поскольку объединять гражданские и оборонные компетенции в рамках одного юридического лица не всегда целесообразно. Как правило, намечая курс на диверсификацию деятельности, крупные многопрофильные компании осуществляют внутреннюю реорганизацию, заключающуюся в формировании специализированной организационной структуры, в которую объединяются несколько направлений, не относящихся к основным областям профильной деятельности. Такие бизнес-единицы должны сочетать организационную автономию с возможностью доступа к производственным активам и технологиям интегрированной структуры.

На перспективу надо ставить задачу расширения числа поставщиков ОПК из сегмента предпринимательского бизнеса и снижения уровня участия государства в ОПК. Необходимо активнее продолжать процесс приватизации холдингов ОПК. Именно эта

задача ставилась в качестве стратегического ориентира, например при создании некоторых вертикально-интегрированных структур. Пока работа в этом направлении ведется в крайне ограниченных масштабах. В качестве примера можно привести АО "Концерн "Калашников" и холдинг "Вертолеты России". Начинать такую модернизацию надо с организаций, участвующих в кооперации второго - четвертого уровня, не затрагивая интеграторов верхнего уровня.

Разумеется, надо тщательно подходить к вопросу о том, кто станет покупателем доли государства, чтобы не оказаться в ситуации приватизации 1990-х гг., когда оборонные предприятия покупали только для того, чтобы сдать в металлолом оборудование, а на освободившихся площадях организовать торговый центр. В этом смысле надежным партнером государства могут стать частные компании, уже зарекомендовавшие себя работой в сфере ОПК. Альтернативным вариантом может стать участие в приватизации менеджмента самих организаций ОПК, имеющего проработанную стратегию их дальнейшего развития.

Необходимость координации деятельности по диверсификации ОПК. Привлечение сторонних частных компаний при реализации проектов по диверсификации ОПК является, безусловно, назревшей и эффективной мерой. Однако реализоваться она сможет только при условии проведения серьезных изменений на уровне как отдельных организаций, так и на уровне системной поддержки процесса диверсификации в ОПК.

Следующим шагом должно стать появление на базе тех организаций ОПК, у которых недостаточно высок уровень компетенции по работе на гражданских рынках, особой бизнес-единицы, ответственной за это направление. Она может быть создана путем формирования дочерней организации либо за счет привлечения внешнего партнера на условиях аутсорсинга, либо через образование совместного предприятия. Формирование такой структуры целесообразно осуществлять преимущественно на средства негосударственных инвесторов или кредитных организаций. Одновремен-

но в самой организации ОПК должно быть создано специализированное подразделение, которое бы обеспечивало дружественный интерфейс при взаимодействии с этой бизнес-единицей.

Задачи диверсификации ОПК тесно связаны с более широким кругом макроэкономических задач. Говоря о необходимости и неизбежности диверсификации, нельзя не упомянуть об увязке диверсификации ОПК с планами и интересами крупных потребителей наукоемкой гражданской продукции в гражданских секторах (ТЭК, транспорт, здравоохранение и т.д.). Объем закупок в этих секторах, в том числе осуществляемых государственными и корпоративными структурами, подчас в разы превосходит объем гособоронзаказа. Но координация их спроса с потенциальным предложением со стороны ОПК потребует реально работающих механизмов стратегического планирования как индикативного, так и директивного, но уже на уровне не только оборонно-промышленного, но всего народнохозяйственного комплекса, по крайней мере в отношении стратегически значимых и капиталоемких отраслей.

Заключение. Рассматривая проблему диверсификации ОПК в комплексе, необходимо сосредоточиться на решении ключевой задачи - повышение степени интеграции ОПК в народное хозяйство. Если мы действительно намерены выстроить многопрофильную промышленность с ядром в виде военной индустрии, то диверсификация ОПК не может быть делом только самих оборонщиков. Это общенациональное дело по значимости и по масштабу операций.

Список литературы

1. В Сочи Владимир Путин провел совещание по развитию оборонно-промышленного комплекса .-URL: www.1tv.ru/news/2019-05-13/365061-v_ sochi_vladimir_putin_provel_soveschanie_po_ razvitiyu_oboronno_promyshlennogo_kompleksa (дата обращения: 13.05.2019).

2. Развитию оборонно-промышленного комплекса России на этой неделе было уделено особое внимание.-URL: www.1tv.ru/ news/2019-05-19/365362-razvitiyu_oboronno_ promyshlennogo_kompleksa_rossii_na_etoy_ nedele_bylo_udeleno_osoboe_vnimanie (дата обращения: 19.05.2019).

3. Совещание с руководством Министерства обороны и предприятий ОПК.- URL: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/59171 (дата обращения: 21.11.2018).

4. Ремизов М. Журнал Stiмул - Диверсификация ОПК: миссия выполнима: сайт Института Национальной Стратегии.- URL: http://www. instrategy.ru/smi/article377.htm (дата обращения:

10.05.2018).

5. Совещание по финансовому оздоровлению организаций ОПК.- URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/61839 (дата обращения:

16.10.2019).

6. Олег Бочкарёв: "Диверсификация - не факультатив, а боевая задача": сайт ЦЭРС ИНЭС.- URL: https://profiok.com/news/detail. php?ID=7619#ixzz6AWr0Qoqf (дата обращения: (05.12.2018).

7. Семенов Эдуард. Диверсификация-2019: сайт Центра политического анализа.- URL: https://centerforpoliticsanalysis.ru/position/ read/id/diversifikatsija-2019 (дата обращения: 01.02.2019).

8. Диверсификация предприятий ОПК -вызов времени и осознанная необходимость: материалы круглого стола Международного военно-технического форума "АРМИЯ-2020".-Москва, 23-29 августа 2019.- URL: https://www. rusarmyexpo.ru/business_program/4116/31765. html (дата обращения: 30.08.2019).

9. Слаженная работа - залог успеха. Думская комиссия по ОПК подвела итоги года.- URL: https://profiok.com/news/detail.php?ID=10719 (дата обращения: 20.12.2019).

10. Соломонов. Юрий. Общая концепция перехода к диверсификации пока не сформирована. - URL: https://profiok.com/news/detail. php?ID=7686#ixzz5kbsGwhpb. (дата обращения: 12.12.2018).

11. Завершился Всероссийский конкурс "Аналитик ОПК России" № 2-2018: сайт Института экономических стратегий.-URL: http://ar.inesnet. ru/uchastnikam/vtoroj-etap-vserossijskogo-konkursa-analitik-opk-rossii-2-2018/zavershilsya-vserossijskij-konkurs-analitik-opk-rossii-2-2018/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.