2. Балашов А.И. Производственный менеджмент (организация производства) на предприятии. СПб.: Питер, 2009. 160 с.
3. Воронина Э.М. Производственный менеджмент М.: МЭСИ, 2003. 159 с.
4. Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления изменениями в организациях // Креативная экономика и социальные инновации. 2011. № 1. С. 10-19.
5. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Инструменты обеспечения технологий решения задач управления организациях // Управленческие науки. 2018. №1. С. 82-89.
6. Герасимов Б.Н. Моделирование содержания и взаимоотношений процессов организации // Russian Journal of Management. М.: ИНФРА-М. 2017. Т. 5. Вып. 4. C. 549-557.
7. Герасимов Б.Н. Структура и содержание процессов деятельности организаций // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №4. С. 17-26.
8. Герасимов Б., Герасимов К. Построение систем управления: теория, методология, технологии. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 288 с.
9. Герасимов Б.Н. Исследование и проектирование процессов управления конфликтами в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. №3. С. 99-108.
10. Герасимов Б.Н. Структура и содержание процессов деятельности организаций // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №4. С. 17-26.
11.Герасимов Б.Н., Шимельфениг О.В. Личностное постижение мира. Саратов: «Амирит», 2018. 448 с.
12. Горелик О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений. М.: КНОРУС, 2007. 272 с.
13.Гуияр Ф.Ж., Нелли Д.Н. Преобразование организаций / пер. с англ. М.: Дело, 2000. 370 с.
14.Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦР, 2003. 864 с.
15.Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный
менеджмент: пер. с англ. М.: Вильямс, 2007. 1169 с.
16.Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Игровое моделирование поведенческой деятельности управленцев // Поведенческий менеджмент в организациях: сб. ст. ме-ждунар. науч.-метод. конф. Пенза: ПДЗ, СГАУ, 2009. С. 73-77.
17. Щедpовицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 759 с.
18. Zhu L., Cheung S.O. Harvesting Competitiveness through Building Organizational Innovation Capacity. Journal of Management in Engineering. 2017. Vol. 33 №5, P. 401435.
УДК 338.22.01
Баринов Владимир Александрович,
профессор, д-р экон. наук, профессор
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И РЫНКИ ПРОДУКЦИИ HIGH-TECH
Россия, г. Москва, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]
Аннотация. В статье исследуется подход к организации процессов диверсификации высокотехнологичных производств основанный на изучении спроса на рынке. Приведена модель диверсификации производств ОПК базирующаяся на анализе выпускаемых продуктов по секторам рынка. Показаны особенности рынка B2G
высокотехнологичных комплексов гражданского назначения. Предложена модель эффективной диверсификации высокотехнологичного производства в современных условиях цифровизации экономики. Показано, что создание подобных комплексов меняет структуру экономики. Сформулированы задачи и инструменты эффективного государственного регулирования процессов диверсификации компаний ОПК.
Ключевые слова: высокотехнологичное производство, диверсификация, сектора рынка, сложные технические комплексы, цифровая экономика, государственные закупки.
Vladimir A. Barinov,
Professor, Dr. Econ. Sciences, Professor
DIVERSIFICATION HIGH-TECH INDUSTRIES AND MARKETS
FOR HIGH-TECH
Russia, Moscow, FGBOU VO "REU them. G. V. Plekhanov», [email protected]
Abstract. The article investigates the approach to the organization of processes of diversification of high-tech industries based on the study of market demand. The model of diversification of defense industry based on the analysis of products by market sectors. The features of the B2G market of high-tech civilian complexes are shown. A model of effective diversification of high-tech production in modern conditions of digitalization of the economy is proposed. It is shown that the creation of such complexes changes the structure of the economy. The tasks and tools of effective state regulation of the processes of diversification of defense companies are formulated.
Keywords: high-tech production, diversification, market sectors, complex technical complexes, digital economy, public procurement.
Диверсификация производства понимаем как процесс распространения хозяйственной деятельности предприятия на новые сферы. На практике диверсификация реализуется в виде расширения номенклатуры выпускаемой продукции, увеличение видов предоставляемых услуг в т.ч по сопровождению своих продуктов. Целью диверсификации является не только увеличение прибыли, но и уменьшение риска хозяйственной деятельности, повышения стабильности функционирования предприятия в быстроменяющихся внешних условиях, таких как например, мировые кризисы, переход к цифровой экономике. Современные требования к диверсификации высокотехнологичных производств (ВТП) представляет многостороннее явление. С одной стороны, коммерческая эффективность организации строится на максимальном использовании технологического потенциала в производстве товаров на рынок. С другой - минимизация издержек производства. С третьей - стратегическое позиционирование новых продуктов для обеспечения их конкурентоспособность. Эти требования предполагают реформирование управления организацией, переход на рыночные принципы хозяйствования (маркетинго-
вый анализ, стратегическое управление, обеспечение конкурентоспособности, особое внимание к сервису, постоянное развитие организации).
Помимо указанного переход к хозяйствованию на принципах цифровой экономики усиливает трудности переходного периода. Анализ российской и зарубежной практики подобных процессов показывает особую важность методического обеспечения переходного периода построенного на системных принципах для снижения потерь и рисков объективно возникающих в подобной трансформации экономических отношений в обществе.
ОПК, где сосредоточен основный потенциал технологических компетенций ВТП испытывает особые сложности в силу объективной необходимости развития параллельно двух направлений: по линии ГОЗ и по линии производства гражданской продукции. Примером подобной диверсификации является производство гражданских нужд самолета Superjet в рамках проекта «Гражданские самолеты Сухого» на мощностях НПО "Сухой". Запланированное сокращение ГОЗ должно идти одновременно с расширением объемов производства гражданской продукции. Глава нашего государства отметил, что" выпуск гражданской продукции должен полностью, максимально загрузить существующие мощности предприятий и обеспечить их финансовую устойчивость, особенно после 2020г" [2]. Определены и количественные рамки переходных процессов, так "к 2020 году доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме производства предприятий оборонки должна составить 17%, к 2025 - дойти до 30%, и к 2030 - до 50% "[1].
Цель настоящего исследования состоит в системном представлении основных закономерностей диверсификации ВТП.
Наиболее часто цитируемые в экономической литературе способы конверсии сводятся к организации производства продукции гражданского назначения по технологии близким к производству продукции военного назначения (например, производство оптических прицелов для охотничьих и спортивных ружей). Практика двух волн подобной трансформации производства изделий оборонного назначения показала, что не существует только одного направления решения этой проблемы. Более того, ограничение участия государства в этом процессе только выделением финансовых средств на диверсификацию оказалось явно не достаточным. Требуется иные формы государственного регулирования такого рода глобальных процессов реформирования ВТП, сосредоточенных в ОПК, для получения системных эффектов в отечественной экономике.
Можно выделить несколько групп противоречий в подобной масштабной реформе деятельности корпораций ОПК. Во-первых, простой и
ускоренный переход к производству продукции гражданского назначения ведет к неэффективному использованию потенциала высокотехнологичных производств, сосредоточенных в ОПК. Это противоречит и истории деятельности ОПК как хозяйственного комплекса, который исторически всегда решал научные и технологические задачи не имеющие аналогов в мире. В этом направлении отработан эффективный инструментарий достижения поставленных задач на основе применения самых последних достижений мировой научной мысли и технологий. Более того, заказчиком и финансовым донором создания подобных продуктов было государство. Конкуренция была в основном в области предложений конструктивных решений создаваемого изделия. Рыночный механизм направленный на минимизацию издержек использовался только в очень узких сферах, например, в области создания и производства комплектующих.
Во-вторых, ускоренными методами невозможно решить проблему сокращения издержек в производстве гражданской продукции (ГП). С позиции современного менеджмента задачи носили стратегический характер, "главное создать изделие отвечающее всем техническим требованиям". Стоимость создания в этом случае не является приоритетным критерием. Потребность в минимизации издержек, характерной для операционной эффективности, возникала при серийном производстве изделия (технического комплекса). Более того, на практике это критерий также не становился приоритетным в силу того, что руководство компании всегда стремилось к расширению масштабов серии. Иными словами, руководство компаний работало над освоением эффекта масштабов производства. В условиях ускорения технического прогресса и перехода к персонализации удовлетворения потребностей клиента, свойственное современному поведению на рынке, формирование больших размеров серий становится очень проблематичным. Одним из следствий такого положения явилось расширение объемов неиспользованных мощностей. При больших сериях издержки на консервацию и поддержку покрывались доходами от основного производства. [6, с 10-18].
В-третьих, задачи организации производства серийной продукции или массового потребления для рынка является качественно иной по сравнению с отработанным инструментарием ОПК решения сложных научно-технических задач. Проблема освоения методов управления производством в основном серийной высокотехнологичной продукции для рынка осложняется рядом новых требований, возникших в последнее десятилетие. Речь идет о характерных особенностях механизма хозяйствования и управления, который обеспечивает конкурентоспособность как производителя, так и продукции.
Проблема управления современной организацией в рыночных условиях имеет несколько аспектов. С одной стороны, это отработанные технологии управления издержками. Решение проблемы на практике состоит не только в минимизации издержек основного производства, но и в рациональном распределении производства, передачи части функций на аутсорсинг. С другой стороны, бизнес - процессы компании должны быть относительно высокого уровня зрелости (не ниже 3-го по шкале Gartner). С третьей, - условия цифровизации экономики добавляю к уже устоявшимся требованиям к конкурентоспособности компании фактор времени вывода нового продукта на рынок. Во многих случаях именно скорость вывода на рынок нового продукта является существенным рычагом повышения конкурентоспособности компании.
Другими словами, компания длительно присутствующая на рынке массового потребления это та, в которой переход от продукта еще не выработавшего свой потенциал продаж к другому, становится постоянным. Необходимо отметить, что несоблюдение этих требований к управлению компанией ведет ее уход с рынка или продажу ее другой компании. Доля таких "не встроившихся" (продаются другим копаниям, стагнируют или уходят с рынка) в новые условия рынка и освоивших переход на новые критерии эффективных компаний составляет по некоторым оценкам 2/3 от общего числу игроков на рынке [8]. Иными словами, качественно ужесточились условия выживания компании на рынке.
Выполнение рассмотренных требований к хозяйствованию в современном рынке, овладение подобными механизмами управления для корпораций ОПК, по мнению ряда специалистов, стало неразрешимой задачей для обеспечения современных требований к конкурентоспособности производимых продуктов. [6, с. 10-16; 7, с.12-18].
Главным критерием для выработки системных рациональных решений по трансформации деятельности ОПК является, по мнению автора, минимизация потерь в разных аспектах деятельности компаний, а также в разных горизонтах планирования: краткосрочном и долгосрочном. Так, в частности, в числе главных стоит задача сокращение потерь в социальном плане (увольнение большого количества специалистов, большие затраты на переподготовку высвобождаемых работников), финансовых потерь в силу повышенных рисков производства неконкурентоспособной продукции. Но более существенными и трудно прослеживаемыми являются процессы затормаживания развития научных и технологических компетенций компаний и возникающие при этом отложенные риски. Другими важными рисками и потерями являются негативные последствия нерационального использования технологического потенциала высокотехнологичного производства для производства продукции гражданского назначения.
Анализ практики конверсии, а также мнений ведущих ученых и практиков, позволяет сформулировать модель эффективной диверсификации ВТП в современных условиях цифровизации экономики [3, с.757-766; 5,с. 8-14; 7, с.12-18]. Сложившиеся направления диверсификации основных крупных компаний ОПК по секторам рынка приведены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение выпускаемой продукции гражданского назначения крупными компаниями ОПК по секторам рынка
№пп Компании Б2С Б2Б Б2Э
1 Концерн Калашников Гражданское стрелковое оружие, спортивное оружие, одежда и аксе-суары, электромотоциклы, лодки и катера плавательные средства гражданского назначения, дроны для сельского и лесного хозяйства, беспилотные комплексы лодки и катера
2 Концерн ШВАБЕ Бинокли, фото и видео-записывающие устройства оптические приборы, промышленные приборы, оптические элементы, микроскопия, светотехника, системы безопасности медицинское оборудование
3 Холдинг Росэлектроника Системы газовой безопасности для жилых многоквартирных домов цифровизация электроэнергетики, интерактивные системы хранения медицинское оборудование
4 Корпорация Ависма Новые материалы: композиты, титан и изделия
5 Концерн Алмаз Антей Аэродромные радиолокационные комплексы, автоматизированные системы управления воздушным движением связь, ТЭК, транспорт, ЖКХ, системы безопасности, промышленные технологии медицинское оборудование
6 Объединенная авиастроительная корпорация 8иреф1 100
7 Обьединенная судостроительная корпорация Суда гражданского назначения. Атомные ледоколы
Источник: Сайты компаний Алмаз Антей, Ависма, Калашников, Росэлектроника, Швабе, НПО "Сухой", ОАК, ОСК[3сс.757-766,4сс126-128].
В рамках проблемы диверсификации товары Б2в можно разделить на две группы. Первая группа - товары потребления текущего периода. Эта категория товаров производится силами одной корпорации и выступают под брэндом компании производителя. Главным моментом этих товаров является относительно небольшая доля новых знаний в его стоимости по отношению к основному производству и технологии. НИОКР и технологии производства товаров подобных категорий не вносят принципиальных изменений в технологический потенциал высоко-
технологичной компании. Вторая группа - крупные технические комплексы. Как показывает анализ зарубежного опыта в создании таких комплексов привлекаются компетенции крупные высокотехнологичных компаний разных сфер экономической деятельности. Подобные проекты требуют объемных НИОКР, дополнительных научных исследований, и следовательно, больших инвестиций. Отличительной стороной этих технических комплексов является высокая доля новых знаний в его стоимости. Более того, приобретенный технологический опыт, результаты теоретических исследований и НИОКР создают базу для возникновения новых видов высокотехнологичной деятельности и меняют структуру экономики. Подобного рода проекты чаще всего выполняются под заказ государства или очень масштабных компаний.
Автор присоединяется к мнению ряда специалистов которые утверждают, что диверсификация ОПК в проекты создания крупных комплексов наиболее эффективна в случае формулировании государством запросов на создание крупных технических систем для использования в гражданских производствах [7]. В целом подобный заказ должен выражаться в условно назовем "конверсионной политике". Ключевым элементом ее должны стать стратегические интересы развития страны в экономической и социальной сферах. Безусловно, это такие направления высоких технологий как "медицинская техника, системы связи, мониторинга, управления, образования, энергетики, сельского хозяйства, защиты окружающей среды, добычи и переработки полезных ископаемых".
Разработка конверсионной политики позволит компаниям обосновать трансформацию управления, затраты на его реформирование и повышение эффективности в новых условиях. Отметим, что вхождение в рынок предполагает выполнение всех сложившихся закономерностей и требований. Продукция производимая на базе диверсификации (таблица 1) относится в основном категории продуктов и товаров сектора В2В. Особенность работы в этом секторе определяется прежде всего глубоким пониманием продукта и знанием собственных потребностей самим заказчиком. Помимо этого, этот сектор отличается повышенной стоимостью заключенной сделки; повышенным риском потери как материальных ресурсов в случае недобросовестности контрагента, так и репутации. Организационно взаимодействие в этом секторе характеризует устойчивые деловые связи и ограниченное количество клиентов; проведение конкурентных торгов; проведение многоэтапных переговоров и множества согласований. Следствием специфики подобного рода сделки является длительность процесса подготовки документации и всей процедуры.
Отношения между продавцом и покупателем в этом секторе строятся на тесном сотрудничестве и взаимной выгоде. Наиболее важные характеристики продукта это его качество. Развитие нового продукта как
обязательное требование цифровой экономики представляет сложную техническую задачу и требует крупных вложений. С этих позиций сопровождение продукта и его развитие как дополнительная услуга по поддержанию технического уровня на конкурентном уровне представляет самостоятельную и обязательную задачу. Подобная услуга в цифровой экономике становится востребованной, но она сопряжена с постоянной работой над совершенствованием продукта, большими затратами производителя.
Другим сектором рынка high-tech товаров и комплексов гражданского назначения, производимых компаниями ОПК, является продажи государственным учреждениям - сектор B2G. Этот сектор представляет процесс реализации товаров и услуг предприятиями, клиентом которых выступают государственные учреждения: армия, полиция, суды, Федеральное собрание и другие; образовательные учреждения различного уровня; государственные предприятия здравоохранения; культурные и научные учреждения.
Взаимоотношения с государством всегда более ответственны, чем с частными бизнес-партнерами. Характерные особенности этого сектора состоят в следующем: получение заказа только посредством тендера; всегда крупные единовременные закупки; сложные системы финансовых расчетов и системы оплаты; отношения будут строиться на основе долговременного сотрудничества; применение жестких санкций в случае невыполнения условий договорных обязательств (задержки заказа).
Развитие страны на инновационной базе, а также изменяющиеся формы защиты геополитических и экономических интересов предполагает создание high-tech продуктов и их комплексов на основе использования компетенций в НИОКР и технологиях по нескольким направлениям. Примерами создания подобных комплексов служат программы создания систем переработки твердых бытовых отходов и комплекс подводной добычной комплекс.
Например, разработка и реализация проектов создания серии современных мусороперерабатывающих заводов предусмотренных госпрограммой нацпроектом "Экология" следует, что совокупная мощность новых предприятий по переработке коммунальных отходов к 2024 году составит 23,1 млн тонн. Доля мусора, поступающего на обработку, увеличится с 12% в 2019 году до 60% к 2024 году [«Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 20122020 годы»]. Подобные проекты требуют современных технологических решений в области энергетики (производство и передача в сети выработанной энергии), сортировки и переработки вторичного сырья (снабженные системами распознавания образов), защиты и охраны окружающей среды.
Технологическое оборудование в подобных комплексах не только включает ИТ, для управления автоматизированными технологическими процессами, но и управления системами мониторинга экологической обстановки в районе действия. Каждое из названных решений должны быть включены в системы интернет вещей, искусственного интеллекта, (прежде всего для сортировки ТБО а в целом "умное производство") и др. элементов цифровой экономики. В целом задача состоит в создании комплектных систем сбора и переработки бытовых отходов: от сбора отходов в населенных пунктах до полного использования ресурса: энергия, сырье для производства новых изделий, полная утилизация не поддающейся переработки ее части.
Разнообразие в уровнях развития городов и регионов, объемов вырабатываемых ТБО, а также климатических условий нашей страны предполагает создание набора комплектных систем сбора и переработки бытовых отходов. Одним из основных требований к этим системам, является возможность "привязки" к реальным условиям городов и населенных пунктов и, прежде всего, к объемам перерабатываемых отходов.
Другим примером необходимого участия технологической мысли ОПК является создание подводных добычных комплексов [9].
О сложности создаваемого комплекса говорят следующие его характеристики. "В рамках проекта было разработано пять подводных автономных комплексов добычи полезных ископаемых:
1. Устройства сейсморазведки, которая помогает обнаружить в море залежи полезных ископаемых. 2. Создание энергетической установки, атомной электростанции, в которую установлен реактор, созданный по всем требованиям МАГАТЭ 3. Роботизированный подводный буровой комплекс. 4. Специальное транспортное судно, как технические средства для доставки оборудования под водой в любое время года. 5. Система безопасности всех подводных сооружений. Рассматривается комплекс для наблюдения, отслеживания нарушителей и, возможно, какого-то строго не летального воздействия на них. Реализация этих комплексов обусловили участие в разработке не только «Рубина», «Газпрома» и «Ро-сатома», но и структур Минобороны РФ"[11].
Основная особенность такого масштабного проекта состоит в создании и производстве ПДК использующих исключительно отечественные компоненты и ИТ. При этом рынок этих комплексов только формируется. Внутри нашей страны потребность оценивается примерно в 50 таких комплексов, а мировой рынок по разным оценкам в добыче на шельфе разного рода начиная от Каспия и до арктического в обьема 400 штук [5, 10].
Другими словами, подразделение, отвечающее за гражданскую продукцию в компании, должно выстраивать систему управления адек-
ватную рассмотренным условиям. Только при выполнении этих условий можно рассчитывать на коммерческий результат диверсификации.
Управление созданием и сопровождением подобного сложного комплекса представляется возможным только отработанными технологиями координации в рамках программного подхода, которые сложились только в ОПК. Отметим, что заказчиком подобных комплексов является государство, а рыночные механизмы координации использовались только в очень ограниченных сферах. Иными словами, эффективное решение проблем диверсификации возможно на пути расширения государственного регулирования этими процессами. Роль государства в подобных проектах должна состоять не только в финансовой помощи, но и в разработке государственной политики в сфере диверсификации, в формулировании и реализации программ и проектов изменяющих структуру целых отраслей экономики на базе привлечения научных и технологических компетенций, сосредоточенных в ОПК.
Итак, модель эффективного управления процессами диверсификации и развития потенциала ОПК для производства ГП можно представить в виде двух направлений работы. Первое - разработка государственной политики как госзаказ на новую технику социального и экономического развития страны. Важными вопросами здесь являются формирование системы отношений и технологий производства и реализации сложных технических комплексов, изменяющих целые виды деятельности в национальной экономике. Разработка государственной политики создает условия для выбора приоритетов в финансовой поддержке процессов диверсификации производств оборонного назначения.
Второе - разработка системы мер по развитию технологического трансфера из области высоких технологий ОПК в производство гражданской продукции. Высокотехнологичные компании должны осваивать выполнение роли технологического генератора и носителя технологических компетенций. В цепочке создания ценностного предложения и продвижения его на рынок компании должны стать основными разработчиками технологий производства продуктов по заказам компаний, имеющих компетенции по длительной работе на рынке продуктов секторов Б2С, Б2Б, Б2в.
Реализация рассмотренных предложений позволяют создать механизм управления процессами диверсификации производства и обеспечить живучесть за счет механизмов рыночного финансирования. Достижение подобного положения создает потенциал для снижения нагрузки на бюджет диктуемой оборонной необходимостью нашей страны. Разворачивающийся процесс цифровизации российской экономики только ужесточают требования к темпам работ в технологической диверсификации для обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных компаний специального назначения.
Список литературы.
1. Белуза А. Выход на гражданку. Российская газета, 22.11.2018 г.
2. Путин поставил 4 задачи в рамках конверсии ОПК.[Электронный ресурс] -Режим доступа https://www.vestifinance.ru/articles/96807.
3. Barinov V. Strategy management of technological processes of conversion // Innovative technologies in economics, science, education/ Materials of the 2. international scientific-practical conference at Plekhanov Russian University of Economics. West-OstVerlag Berlin, 2019. с.757-766.
4. Баринов В. Структурный анализ процессов диверсификации ОПК. "Организационно-управленческие инновации в развитии цифровой экономики и систем электронного образования". Материалы международной научно-практической конференции Москва, РЭУ им Г.В. Плеханова 20.12.2018 г. М.: Изд-во Кнорус, 2018, с.152-156.
5. Диверсификация: трудности перехода. Интервью с Ю. Абрамовым// Умное производство Вып 42. 06.18, с.8-14.
6. Меньщиков В. Инновационное развитие ОПК в условиях рыночной экономики // Инновации, 11, 2013 г., с. 10-18.
7. Новиков Я. По пути системной конверсии//Экономические страте-гии,7/2016, с. 12-18.
8. Полунин К. Исследования BCG // Материалы Гайдаровский форум 2019 г.
9. Попов С. Айсберг: Россия возрождает грандиозный проект СССР [Электронный ресурс]/ - Режим доступа balalaika24.ru technology/aysberg-rossiya.. .proekt...
10. Море богатств: Россия поднимет госдолг США с арктического дна. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа https://ria.ru/economy/20181003/1529805146.html7referrer_blo.;.
11. Освоение Арктики. Проект "Айсберг". [Электронный ресурс]-Режим доступа https://tass.ru/interviews/4572997; https://topwar.ru/116551-proekt-podvodnoy-lodki-seysmorazved...
УДК 004.02; 004.04
Биченкова Оксана Федоровна,
аспирант,
Потапова Людмила Геннадьевна,
студент,
Черненькая Людмила Васильевна,
д-р техн. наук, профессор
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДИСКРЕТНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ ПРИ ПОМОЩИ ПОЛИНОМИАЛЬНОГО
АЛГОРИТМА
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический
университет Петра Великого Высшая школа киберфизических систем и управления Института компьютерных наук и технологий, [email protected]
Аннотация. Рассматривается полиномиальный алгоритм для построения оптимального расписания производства, использующего один рабочий станок, на кото-