Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ВОПРОСЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ / КОНВЕРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ОБОРОНЫЙ ЗАКАЗ / ПРОДУКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / DIVERSIFICATION / HIGH TECH INDUSTRIES / NATIONAL INTERESTS / NATIONAL PROJECTS / INTERNATIONAL RATINGS / CONVERSION PROJECTS / DEFENSE ORDER / CIVILIAN PRODUCTS / PRIVATE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамхалов Ферид Имирасланович, Канкулов Муаед Хажмусович, Богатырёва Эмма Михайловна

В статье дается определение диверсификации в высокотехнологичных отраслях промышленности, содержится исследование актуальности ее проведения, исходя из анализа национальных интересов и позиции России в ведущих международных рейтингах, характеризующих условия для экономического роста. Особое внимание уделено изучению мирового опыта осуществления диверсификации и проведения конверсии в странах, обладающих мощным военно - промышленным комплексом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шамхалов Ферид Имирасланович, Канкулов Муаед Хажмусович, Богатырёва Эмма Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diversification questions of operation enterprises of high tech industries

The article gives the definition of diversification in high tech industries, contains a study of the relevance of its implementation, based on the analysis of national interests and the Russian position in the leading international rankings characterizing the conditions for economic growth. Special attention is devoted to the study of the world experience of diversification and conversion in countries with a powerful military - industrial complex.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 338.24

ВОПРОСЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Шамхалов Ферид Имирасланович

директор НИИ инновационного развития промышленности ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", доктор экономических наук, профессор

Канкулов Муаед Хажмусович

заместитель генерального директора по безопасности ФГУП "ВНИИ "Центр", кандидат экономических наук, доцент

Богатырёва Эмма Михайловна

заместитель директора Административного департамента Минпромторга России, аспирантка ФГУП "ВНИИ "Центр"

Аннотация. В статье дается определение диверсификации в высокотехнологичных отраслях промышленности, содержится исследование актуальности ее проведения, исходя из анализа национальных интересов и позиции России в ведущих международных рейтингах, характеризующих условия для экономического роста. Особое внимание уделено изучению мирового опыта осуществления диверсификации и проведения конверсии в странах, обладающих мощным военно-промышленным комплексом.

Ключевые слова: диверсификация, высокотехнологичные отрасли промышленности, национальные интересы, национальные проекты, международные рейтинги, конверсионные проекты, оборонный заказ, продукция гражданского назначения, частный бизнес.

Shamkhalov Ferid Imiraslanovich, Director of research Institute of innovative industry

development Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow, Russian Federation.

Kankulov Muaed Hazhmusovich, deputy General Director for security of the VNII "Center", Candidate of Economic Sciences, docent, Moscow, Russian Federation.

Bogatyreva Emma Mikhailovna, Deputy Director of Administrative Department of the Ministry of industry and trade Russia, postgraduate student of the VNII "Center", Moscow, Russian Federation.

Diversification questions of operation enterprises of high-tech industries.

Abstract. The article gives the definition of diversification in high-tech industries, contains a study of the relevance of its implementation, based on the analysis of national interests and the Russian position in the leading international rankings characterizing the conditions

for economic growth. Special attention is devoted to the study of the world experience of diversification and conversion in countries with a powerful military-industrial complex.

Keywords: diversification, high-tech industries, national interests, national projects, international ratings, conversion projects, defense order, civilian products, private business.

Диверсификация высокотехнологичных отраслей как важная стратегическая задача развития России. Стратегической задачей оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) на современном этапе является наращивание выпуска современной конкурентоспособной гражданской продукции для высокотехнологичных отраслей. Руководством Российской Федерации предусмотрено в рамках процесса диверсификации достижение доли выпуска гражданской продукции в общем объеме продукции отраслей ОПК к 2025 году 30%, а к 2030 году не менее 50%1.

Под диверсификацией деятельности предприятий понимается расширение ассортимента выпускаемой продукции и освоение новых рынков сбыта с целью получения прибыли, повышения эффективности производства и последующего устойчивого развития. Следовательно, диверсификация в сфере ОПК заключается в увеличении выпуска конкурентоспособной гражданской продукции и увеличении ее доли в общем объеме продукции.

Задача диверсификации деятельности ОПК является неотъемлемой частью стратегии социально-экономического и научно-технологического развития нашей страны. Во-первых, это опережающий темп роста производительности труда на основе новых технологий и цифровизации, формирование конкурентоспособных отраслей и с последующим увеличением несырьевого экспорта более чем в 1,5 раза за 6 лет. Во-вторых, это улучшение делового климата и качества национальной юрисдикции для предотвращения вывоза капитала за границу с целевой установкой роста объёма инвестиций

внутри страны. В-третьих, необходимо снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики и раскрытия потенциала регионов. И в-четвертых, но не в последнюю очередь необходимым условием подъема экономики является подготовка современных кадров и создание мощной научно-технологической базы2.

Особо выделяется задача развития оборонно-промышленного комплекса. При этом нужно использовать все возможности для диверсификации, наращивания выпуска гражданской продукции.

В современном мире глобальная конкуренция всё больше смещается в область науки, технологий и образования. В этих условиях Россия смогла совершить высокотехнологичный прорыв в оборонной сфере не только с точки зрения повышения обороноспособности, но и укрепления потенциала науки, формирования уникальных технологических заделов. Руководством страны была отмечена необходимость принятия дополнительных мер для достижения показателей, установленных на 2025 и 2030 годы3.

В первую очередь нужно завершить формирование нормативно-правовой базы, которая позволит предприятиям оборонки диверсифицировать производство, уделив при этом особое внимание необходимости определения номенклатуры и размера доли гражданской продукции, подлежащей закупке естественными монополиями, госкорпорациями, федеральными органами власти, которые призваны стать основными потребителями этой продукции на начальном этапе реализации программы.

Во-вторых, нужно создать систему механизмов управления процессом диверсификации с тем, чтобы чётко на трёхлетний период с разбивкой по годам определять, сколько и какой гражданской продукции будет производить каждое предприятие ОПК и на какие рынки планирует её поставлять.

В-третьих, после предварительных расчётов следует для каждого проекта определить объёмы государственной поддержки, включая средства на НИОКР и субсидии на выплату процентов по кредитам4.

Кроме того, необходимо встроить про-

цесс диверсификации в реализацию национальных проектов и программ развития с тем, чтобы скоординировать планы предприятий ОПК по производству гражданской продукции с планами госзакупок. Наконец, следует наладить мониторинг и контроль за ходом диверсификации, а также осуществлять анализ динамики процесса. При этом следует зарезервировать производственные мощности после сокращения объёмов ГОЗ на случай их востребованности для обеспечения безопасности страны в долгосрочной перспективе3.

Необходимость реализации амбициозных целей развития России, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"5 требует обновления подходов к реализации государственной политики. В целях формирования полноценного рынка инноваций следует двигаться по нескольким направлениям:

- комплексная поддержка разработчиков, стартапов со стороны институтов развития; содействие наращиванию объёмов продаж успешными инновационными компаниями с помощью льготных кредитов, софинан-сирования на исследования, разработки и поддержки венчурного финансирования и формирования максимально благоприятных условий для выхода на международные рынки;

- создание механизмов снижения и разделения рисков путем всемерного развития инжиниринговых компаний, призванных стать связующим звеном между разработчиками и заказчиками;

- улучшение делового климата для инновационного бизнеса посредством модернизации системы технического регулирования и стандартизации;

- стимулирование спроса на инновации со стороны крупных компаний с госучастием;

- развитие инфраструктуры в регионах, расширение государственной поддержки в сфере науки и технологий через единую сеть научно-образовательных центров мирового уровня.

Для мощного технологического развития нужно выстроить современную модель исследований и разработок. Согласно Указу Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" национальным проектом "Наука"в 2019-2021 годах запланированосоз-дание не менее 15 научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня на основе интеграции науки, образования и бизнеса. 26 августа 2019 г. состоялось первое заседание Совета НОЦ, на котором были рассмотрены программы деятельности пяти проектов НОЦ, создающихся в Тюменской, Кемеровской, Белгородской, Нижегородской областях и в Пермском крае6.

Каждый из центров имеет свою специализацию. Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ (в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО) займется цифровой трансформацией нефтегазовой индустрии, проблематикой жизни человека в Арктике, биологической безопасности, животных и растений, а также индивидуальных образовательных траекторий. Пермский центр призван увеличить присутствие на мировом рынке недропользования российских компаний, также в приоритете — горное дело, машиностроение, химическая промышленность, робототехника, интеллектуальный мониторинг и экобезопасность в области недропользования. Ученые Нижегородской области сосредоточатся на суперкомпьютерном моделировании, геофизике, геологии и генетике. В Кемеровской области сделан акцент на восстановлении промышленных территорий, а также усилении позиций по медицинскому направлению. Предполагается создание новых иммунопрепаратов, оборудования и медикаментов для кардиохирургии. В Белгородской области основными направлениями выбраны биотехнологии, селекционно-генетические исследования, разработки в области здорового питания и сквозные инжиниринговые технологии.

Основным инструментом реализации национальных целей должны стать национальные проекты, формируемые с учетом накопленного опыта организации проект-

ной деятельности в Правительстве Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти7.

Комплекс национальных проектов включает в себя 11 национальных проектов, национальную программу "Цифровая экономика Российской Федерации" и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры общим объемом 25,7 трлн руб. на период 2019-2024 годов. Национальные проекты нужно рассматривать не только как долгосрочный государственный заказ, обязательный для выполнения, но и в качестве драйверов для технологического роста отраслей и создания новых индустрий. Необходимо увязать процесс диверсификации с реализацией национальных проектов, для чего следует сосредоточиться на завершении работ по формированию перечня техники, технологий и оборудования, необходимых для продвижения отечественной продукции в рамках реализации нацпроектов.

Согласно статистике процесс диверсификации российских оборонных предприятий идёт с опережением: доля продукции гражданского назначения в общем объёме продукции по итогам 2018 года составила 20,7%8. По сравнению с 2000 годом объем промышленного производства в целом возрос в 1,7 раза, а в обрабатывающей промышленности - в 1,9 раза. Таким образом, среднегодовой темп промышленного роста составил в среднем за период 3,0% в год, а в обрабатывающей промышленности - 3,7% в год. С учетом того что промышленность задействована практически во всех нацпро-ектах, следует рассчитывать, что их реализация будет иметь мультипликативный эффект и положительно скажется на динамике промышленного производства9.

В Минпромторге России функционирует профильный информационный ресурс, созданный в Государственной информационной системе промышленности и направленный на интерактивное обеспечение процесса диверсификации ОПК. Эта система предназначена для организации поиска новых перспективных рынков сбыта продукции организаций ОПК, а также их активного во-

влечения в реализацию национальных проектов. Высокий научно-технологический потенциал организаций ОПК, их участие в программах импортозамещения позволяет рассчитывать, что разрабатываемая и производимая ими высокотехнологичная гражданская продукция будет пользоваться спросом, в том числе в рамках масштабных программ модернизации отечественной экономики9.

В настоящее время ведется большая работа по формированию таких условий, которые стимулируют организации ОПК в наращивании выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Создана инфраструктура для поддержки реализации соответствующих проектов в части разработки, производства и поставки продукции на внутренние и внешние рынки, действует целый ряд субсидий.

Так, Фондом развития промышленности, в том числе по программе "Конверсия", выдаются займы от 80 млн до 750 млн руб. под 1% в первые три года и 5% - на оставшийся срок реализации проекта. Любая организация ОПК может претендовать на получение финансовой поддержки в рамках действующих программ или инструментов фонда, нацеленных на поддержку гражданской продукции. По такой схеме в фонд обратилось 138 из 1300 компаний ОПК. В общем объеме программ фонда поддержано 53 проекта предприятий ОПК на сумму 14,3 млрд руб.

В части банковского сектора за поддержку проектов по производству высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями ОПК отвечает Внешэкономбанк, которым разработан механизм выделения субсидий в виде имущественного взноса Внешэкономбанка на компенсацию недополученных доходов по кредитам, выданным корпорацией в целях финансирования реализации указанных проектов. Правила предоставления субсидии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации и предполагают, что за счет средств субсидии из федерального бюджета компенсируется разница между расчетной процентной ставкой, гарантирующей безубыточность банка, и эффективной фактической процентной

ставкой по целевому кредиту.

Механизм разработан с учетом необходимости предоставления среднесрочного и долгосрочного льготного финансирования для реализации инвестиционных проектов стоимостью свыше 1 млрд руб. предприятиями ОПК. Реализация таких проектов имеет важное значение для обеспечения жизнеспособности и конкурентоспособности отрасли, но в связи с низкой маржинальностью, долгим сроком окупаемости и повышенным уровнем кредитного риска такие проекты особенно нуждаются в долгосрочном финансировании на льготных условиях.

Минпромторгом России также предусмотрены новые меры поддержки процессов диверсификации в ОПК:

- возможность субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым Внешэкономбанком покупателям, приобретающим продукцию гражданского назначения, которая произведена организациями ОПК на весь срок реализации проекта. При этом расширен перечень предоставляемых Внешэкономбанком инструментов кредитно-финансовой поддержки;

- субсидирование из федерального бюджета части процентной ставки российским кредитным организациям в целях компенсации недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями ОПК в рамках соглашений с ПАО "Промсвязьбанк" и АО "Российский сельскохозяйственный банк".

Диверсификация и научно-технологическое развитие интегрированных корпоративных структур с государственным участием. Вопросы интенсификации инновационного развития интегрированных корпоративных структур с государственным участием, диверсификации их деятельности анализируются в национальных докладах об инновациях в России за 2014-2017 годы (далее - национальные доклады), подготовленных специалистами и экспертами Минэкономразвития России, Открытого правительства и АО «РВК».

В Национальном докладе об инновациях в России за 2017 год (далее — Доклад 2017) 10 отмечалось, что за последние 8 лет России удалось значительно улучшить свои позиции в ведущих международных рейтингах, характеризующих условия для экономического роста (Global Competitiveness Index и Doing Business) и его качество (Global Innovation Index).

Наибольший рывок как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективах отмечается в части создания благоприятных условий ведения бизнеса. Так, в рейтинге Doing Business Россия поднялась на 85 позиций: со 120 места в 2010 г. до 35 в 2017 г. При этом рост только за последний год (2016-2017 гг.) составил +16 рейтинговых значений. На сегодня, согласно данным Всемирного банка, успешность действий государства по обеспечению деловой среды для всех видов компаний в России сопоставима с такими странами, как Нидерланды (32 место), Швейцария (33 место), Япония (34 место), Словения (37 место), Польша и Словакия (39 место). Вместе с тем по-прежнему наблюдается отставание от стран ЕС: (Дания -3 место, Великобритания - 7 место, Швеция -10 место) и ОЭСР (Новая Зелан-дия - 1 место, Республика Корея - 4 место, США - 6 место, Норвегия - 8 место). Только в группе стран БРИКС Россия демонстрирует лучший текущий результат и максимальную положительную динамику в долгосрочном и краткосрочном периодах.

Наша страна также улучшила позиции своей глобальной конкурентоспособности, поднявшись в рейтинге Global Competitiveness Index с 63 места в 2010 г. на 38 в 2017 г. По оценке собственно инновационного потенциала Россия остается на уровне выше среднего, занимая 49 место среди 137 стран. По международной оценке глобальной конкурентоспособности Россия находится на уровне таких стран, как Испания (34 место), Мальта (37 место), Польша (39 место), Индия (40 место). По-прежнему сохраняется отставание от ведущих инновационных экономик государств ЕС (Нидерланды - 4 место, Германия - 5 место, Швеция - 7 место, Великобритания - 8 место,

Финляндия - 10 место), ОЭСР (Швейцария - 1 место, США- 2 место, Япония - 9 место). Среди стран БРИКС Россия уступает Китаю (27 место).

Россия поднялась на 19 позиций в рейтинге Global Innovation Index. Все улучшения привели Россию на 43 место в 2016 г., на котором однако ей так и не удалось закрепиться. В 2017 г. страна опустилась на две рейтинговые строчки и заняла 45 место. Сегодня инновационное развитие России оценивается международными экспертами на уровне таких стран, как Турция (43 место), Румыния (42 место), Греция (44 место) и Чили (46 место). По-прежнему сохраняется отставание от ведущих инновационных экономик государств ЕС (Швеция - 2 место, Нидерланды - 3 место, Великобритания- 5 место, Дания 6 место, Финляндия - 8 место, Германия - 9 место, Ирландия-10 место), ОЭСР (Швейцария- 1 место, США -4 место, Япония -9 место). Среди стран БРИКС Россия уступает Китаю (22 место).

Таким образом, оценив усилия государства по становлению экономики на инновационный путь развития, мировые рейтинги не фиксируют существенной отдачи от этих усилий и констатируют относительную слабость инновационной экономики как таковой. Так, расходы на НИОКР в России составляют менее 1,5% ВВП. Для сравнения: в Израиле на науку расходуется примерно 4,38% ВВП, в Японии - 3,39%, в Германии и США - по 2,8%, в Китае -1,84%. В 2015 г расходы на исследования и разработки в мире составили $1882,7 млрд. Из них более 60% пришлось на 4 страны: США, Китай, Япония и Германия. Доля России только 2,7%.

При этом отставание наблюдается и в корпоративных затратах на НИОКР. Доля расходов на НИОКР от выручки в авиапроме в 2015 г. составила в ОАК 1,4% и "Вертолеты России" 1,2%, что существенно уступает расходам на исследования и разработки компаний Airbus (5,9%), Embraer (5,6%), Boeing (3,5%). В автопроме расходы на НИОКР КАМАЗа составили 2,6% от выручки, АвтоВАЗа-1,2%, что существенно ниже показателей компаний GM (5,1%), Ford (4,8%)

или Renault (4,6%). Лидером по величине расходов на НИОКР стал Volkswagen - $15,3 млрд. или 5,7% выручки компании, что эквивалентно около 30% суммарных расходов российских компаний на эти цели.

Если в Национальном докладе об инновациях в России за 2015 г. (далее - Доклад 2015)11 содержались концептуальные разработки в области структуризации инновационной системы и формулировки рекомендаций по направлениям действий инновационного регулятора, то в Национальном докладе об инновациях в России за 2016 г. (далее - Доклад 2016) ставится задача определения того ключевого звена в системе инновационного развития, активные действия которого привели бы к скорым, очевидным и при этом качественным и устойчивым результатам для всех участников инновационной системы, а также для страны в целом12.

В национальных докладах содержится анализ мер, предпринятых государством в области инновационного развития России. Рассмотрим их.

Краткий анализ действий государственных органов, проведенный в Докладе 2015, указывает на то, что приоритетными направлениями инновационной политики государства в период с 2010 по 2015 гг. помимо самоорганизации и совершенствования системы госуправления были академическая среда и стартапы, в то время как зрелый бизнес специально не затрагивался. Существенная активность происходила в первую очередь в области поддержки науки и стартапов: реформирование РАН, создание институтов развития, строительство технопарков, разработка и реализация Национальной технологической инициативы. В то же время существенная активность по отношению к зрелому бизнесу - это по большей части планирование (ПИР) и точечные льготы и субсидии.

В 2015-2016 гг. баланс сместился в пользу зрелых компаний, в особенности крупного бизнеса. Мы уже видим разнообразные инициативы, предоставляющие компаниям реальные возможности получить поддержку и направленные на самые разные сторо-

ны их деятельности: патентование, экспорт, госзакупки, новые большие проекты. Эффект от активизации по этому направлению еще не вполне виден, но на уровне инициатив усиление направления очевидно.

Так, в мае 2016 г. создано Агентство по технологическому развитию, призванное способствовать увеличению количества заключённых лицензионных соглашений и созданных в целях передачи технологий совместных предприятий, повышению конкурентоспособности российских компаний за счёт их вовлечения в процессы модернизации и технологического обновления, а также росту несырьевого экспорта с целью поддержки трансфера технологий.

Создан Российский экспортный центр — "единое окно" для получения экспортерами поддержки от государства, в которое вошли также Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и АО "РОСЭКСИМБАНК", функции которых состоят в финансовой (кредитование, страхование, гарантии) и нефинансовой (консультирование, информационные услуги) поддержки экспортеров, особенно работающих в приоритетных направлениях: машиностроение (в том числе автопром), АПК, ИТ, микроэлектроника, ТНП, ТЭК и химическая промышленность, строительство и деревообрабатывающая промышленность.

В 2015 г. начал работу Фонд развития промышленности, созданный для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание производств на базе наилучших доступных технологий. Фонд предоставляет займы крупным предприятиям на промышленные проекты, размер займа от 50 до 500 млн рублей под 5% годовых на срок до 7 лет. В 2016 г. одобрено 11,3 млрд рублей на реализацию конкретных проектов.

В Докладе 2016 выделены 5 групп экономических агентов, на которые могут быть направлены основные инициативы государ-

ства в рамках проводимой инновационной политики:

• само государство, система госуправления инновационной системой;

• академическая среда: наука и образование и "инновационность" общества в целом;

• предприниматели, стартапы и венчурные инвесторы;

• зрелые мелкие, средние или крупные компании;

• прочие группы и направления, например международное сообщество.

На основании проведенного системного анализа в Докладе 2016 сделан вывод, что главным источником быстрых и значимых побед в развитии инноваций может стать крупный бизнес. И в первую очередь важен поворот интегрированных корпоративных структур с государственным участием ключевых отраслей экономики в сторону новых технологий, формирование модели крупной компании, которая сможет обеспечить диверсификацию деятельности, высокую скорость реакции на изменения рынка в условиях ускорения процессов научно-технического прогресса13.

Мировой опыт осуществления диверсификации. В современных условиях предприятия ОПК, решая задачу диверсификации производства, сталкиваются с необходимостью решения системной макроэкономической задачи, заключающейся в достижении интеграции оборонно-промышленного комплекса в народное хозяйство.

Подходы к решению этой задачи предпринимались уже неоднократно в плане так называемой конверсии, т.е. задачи сокращения выпуска военной продукции и высвобождения ресурсов для гражданского использования. Поэтому на основании изучения опыта других стран и анализа состояния отечественной оборонки представляется возможность сформулировать предложения о путях диверсификации предприятий российского ОПК14.

В современной истории Соединённых Штатов Америки было два временных периода проведения конверсии. Первый пери-

од относится к окончанию Второй мировой войны, когда США начали сокращать производство военной продукции. Здесь следует учитывать, что за годы войны экономика США значительно окрепла и обогатилась, и военное производство было налажено на изначально гражданских заводах, в которых по большей части для военных нужд были временно выделены отдельные подразделения. Когда же предприятия вернулись к выпуску привычной и уже освоенной гражданской продукции, на рынке был накоплен значительный платежеспособный спрос. Следует отметить, что государство поддержало предприятия, финансируя программы по переквалификации кадров. Кроме того, администрацией Кеннеди был принят закон, согласно которому компании, выпускающие военную технику, получали военные заказы только на 30% от общего объёма выпускаемой продукции. Таким образом, идея диверсификации была заложена изначально. Подобную модель можно было бы в той или иной степени реализовать в России в 1990-х гг., если бы одновременно с конверсией не были отпущены цены, что привело к падению покупательной способности населения.

Второй период конверсии в США продолжался примерно с середины 1980-х до середины 1990-х годов. В 1993 г. началась реализация проекта по реинвестированию технологий (ТКР) для улучшения результатов программ производства продукции для выполнения оборонного заказа и гражданского назначения. При этом предусматривалось, что доля финансирования НИОКР гражданских проектов увеличится до 50%.

В рамках ТЯР выбирались:

- проекты по разработке технологий, предназначавшиеся для создания продуктов двойного (военного и гражданского) назначения;

- проекты с инновационными разработками, изначально адаптированные для военного производства, одновременно имевшие большой рыночный потенциал;

- проекты с созданием единой промышленной базы для развития новых технологий с привлечением коммерческих партнеров, с учетом отсутствия опыта ведения бизнеса предприятиями оборонной промышленности.

Реализацией программы TRP занималась DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США). В настоящее время в рамках реализации программ Small Business Innovation Research (SBlR) и The Small Business Technology Transfer (STTR) DARPA предоставляет финансирование и экспертную поддержку частным компаниям, разрабатывающим инновационную продукцию военного, государственного и двойного назначения15.

В США иначе, чем в Советском Союзе и после в России, проводилось перепрофилирование оборонных мощностей. Задача была поставлена и решалась системно. Так, была создана правительственная комиссия, которая после изучения всех мощностей, подлежащих конверсии, определяла степень их конкурентоспособности, и по проведению анализа решения по предприятиям принимались дифференцированно. Мощности, признанные неконкурентоспособными, закрывали с выплатой компенсаций. Пентагон не только организовал перепрофилирование военных производств в гражданские, но и изменил подход к контрактации - расширил базу контрактов в несколько раз, создав мощную конкуренцию за счет вовлечения дополнительных контрагентов под новые требования. В результате чего оборонная промышленность вынуждена была притормозить рост цен на свою продукцию.

Одновременно ставилась задача сохранить высокий потенциал военной промышленности. Программа конверсии в США была составной частью планов макроэкономического развития экономики страны в целом, главной целью которых было сохранение уникального потенциала военной промышленности и государственная поддержка проводящих конверсию предприятий по развитию рынков сбыта гражданской продукции и доступу к льготным кредитам.

При этом на всех уровнях осуществления программы было понимание того, что трансфер высоких технологий в гражданский сектор производства, особенно на стадиях их завершенного технологического освоения в военно-промышленном секторе, представляет собой задачу либо невыполнимую,

либо осуществимую со значительными издержками. Как выяснилось, предприятиям ОПК требуется более 5 лет на перестройку своих предприятий. Дело осложнялось тем, что управленцы предприятий ОПК не имели опыта работы в конкурентной среде, и при перестройке производственных мощностей с выпуска военной продукции на товары гражданского потребления ориентировались на функциональное и конструктивно-технологическое сходство с военными изделиями, а не на неудовлетворенную рыночную потребность.

Проведенные в ходе подготовительного периода исследования показали, что в ходе конверсии потребуется решить ряд комплексных задач, а именно: выявление альтернативной и перспективной гражданской продукции и рынков сбыта для нее; проведение технологической перестройки предприятий в соответствии с новой продукцией; трудоустройство персонала конверсируемых заводов и организаций.

В 1992 г. наметилась интересная тенденция в методах приспособления американских фирм ОПК к спаду военных заказов. Отдельные подрядчики, получив информацию о сокращении заказов Пентагона, стремились продать свою долю производства соответствующей военной продукции, если не чувствовали уверенности в успешной адаптации к новым условиям. Другие покупали эти производства в целях расширения позиции на рынке данного вида вооружений. Так, Lockheed выкупила у корпорации General Dynamics мощности по производству истребителей и стала крупнейшим в США производителем боевых самолетов этого класса.

Один из самых сложных вопросов при проведении конверсии состоял в определении тех производственных возможностей, которые не подлежали реорганизации. Для этого министерство обороны выработало набор критериев, определяющих минимальные возможности военного сектора, являющиеся предельными для поддержания обороноспособности страны на должном уровне.

В соответствии с Законом Стивенсона-Уайдлера во всех федеральных исследовательских институтах, конструкторских бюро

и государственных структурах были созданы специальные подразделения в форме отделов, обеспечивающих передачу научно-технологических результатов военного назначения в гражданское производство.

Программа конверсии изначально включала достижение встречной цели: расширение доступа оборонного комплекса к гражданскому сектору экономики, который мог бы удовлетворять его потребности с хорошим качеством и надежностью, но при меньших издержках. При этом предусматривалось не только приобретение продукции гражданского сектора, но и налаживание производства военной продукции на частных гражданских предприятиях. Министерством обороны и Министерством торговли США был создан информационный центр по проблемам конверсии, призванный обеспечивать необходимой информацией заинтересованные компании, организации и государственные должностные лица.

Опыт Китая для России представляет несомненный интерес потому, что изначально военно-промышленный комплекс КНР был во многом создан по советской модели. К началу 1980-х гг. по уровню военного производства и технологий Китай уступал только Советскому Союзу и странам НАТО. Однако при этом следует учитывать, что Китай на десятилетие раньше начал реформы ВПК и добился значительных результатов в отличие от позднего СССР. Китайское руководство в 1979 г. поставило задачу довести к концу века долю гражданской продукции ОПК Китая до 50%. В 1982 г. для реформирования и управления ВПК была создана особая комиссия по науке, технологии и промышленности в интересах обороны.

Большое количество военных предприятий были переданы местным властям для организации производства гражданской продукции. Одновременно проводилась реорганизация военных округов, где не только налаживалось производство бытовой техники, электроники и сельхозпродукции, но и оказывались ремонтные услуги, а также развернулась торговля излишним оружием. Оценки показывают, что коммерческая деятельность китайской армии обеспечивала в

1990-е годы до 2% ВВП страны. В это же время осуществлялся переход военной промышленности к производству гражданской продукции. К середине 1990-х годов 80% производства судостроения и 70% продукции министерства вооружения относилось уже к гражданскому сегменту.

К концу 1990-х годов страна накопила достаточный потенциал для того, чтобы прекратить коммерческую деятельность вооружённых сил и сосредоточиться на их боеспособности.

С 1998 года началась реорганизация армии и ВПК Китая. Появились 11 крупных корпораций военной промышленности, ориентированных в основном на рынок ядерной и электронной промышленности. Одновременно были рассекречены и переданы в гражданский сектор более 2 000 передовых научно-технических разработок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях формирования многоукладной экономики одной из главных задач ее реформирования стало создание комплексной системы контроля за сохранением государственного имущества и управления госсобственностью. В 2003 г. в структуре Госсовета КНР был создан комитет по контролю и управлению госимуществом, который представляет государство в качестве собственника активов во всех крупных госкорпорациях, включая военно-промышленные. Все отраслевые корпорации военной промышленности в рамках общегосударственной реформы, как и все крупные государственные корпорации, были акционированы и переданы под контроль этого комитета. Таким образом, государственная собственность на основные оборонные предприятия и формирование оптимального состава отраслевых военно-промышленных корпораций, а также меры государственной поддержки в условиях рыночных преобразований позволили сохранить мобилизационные мощности и квалифицированные кадры военной промышленности.

Важнейшим направлением реформы ОПК Китая является интеграция предприятий оборонной промышленности, гражданских компаний и предприятий, включая частные и с иностранным капита-

лом. Это обусловлено значительным развитием частного сектора и существенным повышением его роли в промышленности, особенно в высокотехнологичных отраслях. Многие частные предприятия и предприятия с иностранным капиталом создали современную научно-исследовательскую и производственную базу, а благодаря устойчивым кооперационным связям с ведущими иностранными компаниями получили доступ к передовым зарубежным технологиям. Негосударственные предприятия имеют определенные преимущества в области информационных технологий, производства элементной базы для электронной промышленности, создания новых материалов и источников энергии, современных производственных технологий. Ожидается, что привлечение негосударственного сектора к деятельности в этой сфере существенно облегчит получение из-за рубежа образцов высокотехнологичной продукции и инновационных технологий с целью их использования в военном производстве, позволит снизить себестоимость разработки вооружений и военной техники, сократит сроки проведения НИОКР и обеспечит дополнительные инвестиции в развитие научно-производственной базы.

Эта ситуация характерна для стран с развитой военной промышленностью. Лидеры военной индустрии зависимы от спроса со стороны государства и пытаются компенсировать его сокращение дополнительными мерами по снижению издержек, активизации экспорта, выходу на гражданские рынки.

Для большинства крупных мировых игроков характерна высокая доля выручки от гражданской продукции. Например, у американских и французских военно-промышленных компаний, входящих в первую сотню мирового рейтинга, эта доля приближается к 70%. Это стало следствием не только корпоративных стратегий, но и планомерной государственной политики.

Американский и китайский опыт поучителен для нас в нескольких отношениях. Во-первых, как пример проведения эффективной государственной политики по сознательному и планомерному ориентирова-

нию военной промышленности на выпуск продукции двойного назначения и выполнению системообразующей роли в целом ряде гражданских отраслей. Во-вторых, как пример концентрации компетенций и капиталов под эгидой по-настоящему крупных корпоративных интегрированных структур, призванных стать основными субъектами диверсификации. В-третьих, как аргумент в пользу необходимости открытости ОПК гражданскому сектору, новым поставщикам и потребителям продукции16.

Диверсификация ОПК должна выстраиваться в виде дороги с двусторонним движением, т. е. предполагать не только движение военных поставщиков на гражданские рынки, но и встречное движение - организацию производства продукции военного назначения на гражданских негосударственных предприятиях14.

Поэтому когда мы говорим о проблемах диверсификации ОПК в современных российских условиях, нужно иметь в виду не только барьеры для выхода компаний из реестра организаций ОПК на гражданские рынки, но и барьеры для вовлечения компаний преимущественно гражданского профиля в систему кооперации по ГОЗ. Только в результате максимального содействия взаимной интеграции военного и гражданского секторов можно сформировать диверсифицированный и конкурентоспособный оборонно-промышленный комплекс.

Выводы.

1. Диверсификация является стратегически важным направлением развития интегрированных структур, научных и промышленных организаций гражданского и оборонного комплексов.

Развитие ОПК предполагает диверсификацию производства, направленную на увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции. Рассматривая проблему диверсификации ОПК в комплексе, необходимо сосредоточиться на решении ключевой задачи - повышении степени интеграции ОПК в народное хозяйство.

2. Нужно относиться к диверсифика-

ции не только как к способу использования оборонных технологий для производства гражданской продукции, но и к использованию ресурсов, сконцентрированных в оборонном секторе, для реструктурирования всей российской экономики. Главным в данном процессе является сохранение и эффективное задействование человеческого капитала оборонных отраслей, их социальной, транспортной и энергетической инфраструктуры, сферы НИОКР.

ОПК может и должен играть важнейшую роль в развитии национальной экономики по следующим направлениям:

- в научно-техническом развитии, в плане генерирования прорывных НИОКР, трансфера технологий ОПК становится не только источником новых технологий для гражданских сегментов, но и активным их потребителем;

- в качестве места применения квалифицированных кадров, их воспроизводства и источника для других сегментов экономики;

- как основа для формирования комплекса высокотехнологических компаний: поставщики третьего-четвертого уровня комплектации, поставщики оборудования и технологий, партнеры по производству гражданской продукции.

3. Важен поворот интегрированных корпоративных структур с государственным участием ключевых отраслей экономики в сторону новых технологий, формирование модели крупной компании, которая сможет обеспечить диверсификацию деятельности, высокую скорость реакции на изменения рынка в условиях ускорения процессов научно-технического прогресса.

Представляется целесообразным вернуться к высказанному ранее предложению13 о реформировании модели государственного администрирования путем перехода от децентрализованной модели, когда госкомпании находятся под управлением соответствующих отраслевых министерств, к централизованной, когда вся ответственность сосредоточена в рамках одного ведомства. Это, с одной стороны, позволит наиболее полно использовать преимущества четкого разделения функций управления государственным имуществом, а с другой стороны

- функции контроля и регулирования, введения унифицированных правил формирования руководящих органов государственных корпораций и контроля за их деятельностью со стороны государства, формирования "центров компетенций" с привлечением экспертов из различных областей.

Важным отличием от сегодняшней модели финансовой поддержки должно стать внедрение жестких условий со стороны государства при предоставлении финансовой поддержки крупным компаниям. Решением этой задачи может стать переход от отраслевого финансирования к поддержке конкретных инновационных проектов, что позволит перейти от принципа периодического "латания дыр" в бюджете отдельных компаний к точечной поддержке по-настоящему конкурентоспособных проектов и решений.

4. Анализ мирового опыта осуществления диверсификации свидетельствует о необходимости системной постановки и путях решения задачи. Так, при проведении конверсии в США в 1980-1990-х гг. программа конверсии была составной частью планов развития экономики страны в целом, главной целью которых стало сохранение уникального потенциала военной промышленности и государственная поддержка предприятий.

Опыт Китая также подтверждает необходимость централизации усилий государства. Для реформирования и управления ОПК была создана особая комиссия по науке, технологии и промышленности в интересах обороны. Акцент был сделан на дальнейшем развитии ОПК путем создания интегрированных корпоративных структур, ориентированных на рынок. Государственная собственность на основные оборонные предприятия и формирование оптимального состава отраслевых военно-промышленных корпораций, а также меры государственной поддержки в условиях рыночных преобразований позволили сохранить мобилизационные мощности и квалифицированные кадры военной промышленности.

5. В целях реализации наилучшего зарубежного опыта, системного подхода к осуществлению диверсификации и оптимального выполнения поставленных прези-

дентом задач необходимо придерживаться дифференцированного отношения к организациям ОПК, для чего целесообразно подразделить их на следующие группы:

- предприятия, которые принципиально не вписываются в рынки гражданской продукции (ядерный оружейный комплекс, ракетные системы);

- предприятия, которые легко диверсифицируются и уже работают на гражданских рынках;

- предприятия, которые возможно диверсифицировать, но с большими затратами и серьезной реорганизацией.

Внимание должно быть сосредоточено, прежде всего, на второй и третьей группах предприятий. Необходимо развить в них предпринимательское начало, иначе невозможно будет добиться конкурентоспособности на гражданском рынке. Источником такого начала может стать развитие кооперационных проектов с частным технологическим бизнесом.

6. Потребность развития новых конкурентоспособных и саморазвивающихся гражданских направлений в условиях недостатка на предприятиях ОПК внутренних ресурсов для саморазвития обусловливает необходимость решения следующих задач:

- разработать процедуры появления на базе предприятий ОПК бизнес-единиц, работающих на гражданских рынках;

- организовать переподготовку менеджмента и иметь единый банк кандидатов на вакантные должности в создаваемых бизнес-единицах для привлечения профессионалов, способных эффективно управлять разработкой, производством и выводом на рынок продукции гражданского назначения;

- организовать объединенную систему маркетинга, продаж, логистики, продвижения выпускаемой гражданской продукции, в том числе на зарубежных рынках;

- создать информационную базу наличия у предприятий ОПК оборудования для выпуска гражданской продукции, перечня объектов интеллектуальной собственности, имеющихся потребностей по привлечению поставщиков, предложений по созданию совместных бизнесов на базе

имеющихся активов;

- наладить консультационное сопровождение процессов диверсификации по вопросам реорганизации систем управления, разработки стратегий, поиска специалистов и руководителей, управления издержками; провести технологический аудит каждой организации ОПК;

- обеспечить привлечение финансовых ресурсов (инвестиций, кредитов, займов, гарантий), возможно, с организацией специализированной финансовой структуры, обеспечивающей предоставление льготных займов (по аналогии с Фондом развития промышленности).

7. Подытоживая выводы статьи, следует еще раз сделать акцент на необходимости увязки диверсификации ОПК с планами и интересами крупных потребителей наукоемкой гражданской продукции в гражданских секторах, осуществляемых государственными и негосударственными структурами. Координация их спроса с потенциальным предложением со стороны ОПК потребует реально работающих механизмов стратегического планирования на уровне не только оборонно-промышленного, но и всего народнохозяйственного комплекса.

Список литературы

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 01.12.2016.-URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/53379 (дата обращения: 25.10.2019).

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 20.02.2019. -URL: http://www. kremlin.ru/d/59863 (дата обращения: 20.02.2019).

3. Совещание с руководством Министерства обороны и предприятий ОПК 21.11.2018.-URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/59171 (дата обращения: 01.11.2019).

4. Перечень поручений по итогам совещания по вопросу диверсификации ОПК, состоявшегося 21.11.2018.-URL: http://www.kremlin.ru/ acts/assignments/orders/59448 (дата обращения: 18.12.2018).

5. О национальных целях и стратегических

задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 // Собрание законодательства РФ.- 2018.- № 20.- Ст. 2817.

6. Протокол №1 от 26 августа 2019 г. заседания Совета научно-образовательных центров мирового уровня состоялось под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой, помощника Президента Российской Федерации А.А. Фурсенко. - Минобрнауки России.

7. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России).- URL: https://www.minfin.ru (дата обращения: 02.10.2018).

8. Образцовое министерство. Мин-промторг подвёл итоги работы за 2018 год.-URL: https://profiok.com/news/detail. php?ID=8754#ixzz5ptCTSFzF (дата обращения: 22.04.2019).

9. Интервью Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Валентиновича Мантурова // Коммерсант. Деньги. -2019.- 25 июня.

10. Национальный доклад об инновациях в России 2017.-URL: http://www.rvc.ru/upload/ iblock/b6d/RVK_innovation_2017_v.pdf.

11. Национальный доклад об инновациях в России 2015. .-URL: http://www.rvc.ru/upload/ iblock/b70/NR0I_RVC.pdf.

12. Национальный доклад об инновациях в России 2016.-URL: http://www.rvc.ru/upload/ iblock/b6d/RVK_innovation_2016_v.pdf.

13. Груздов В.В., Шамхалов Ф.И. Инновационное развитие интегрированных корпоративных структур с государственным участием в современных условиях: монография. - М.: МИ-РЭА, 2018. - 448 с.

14. Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках: доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации - Новосибирск, 20-22 июня 2017 г.- URL: https://profiok. com/news/detail.php?ro=4696#ixzz5ksaXrlKc

15 Диверсификация предприятий ОПК - вызов времени и осознанная необходимость: материалы круглого стола Форума "Армия-2019".-М., 25-30 июня 2019 г.

16. Ремизов М. Диверсификация ОПК: миссия выполнима // Stiмул. - URL: https://stimul.online/ articles/analytics/diversifikatsiya-opk-missiya-vypolnima/ (дата обращения: 10.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.