Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:
Бакунина А.А., Соколова Е.С. — Исследование мирового и отечественного опыта управления процессами диверсификации предприятий ОПК в условиях цифровой экономики // Национальная безопасность / nota bene. - 2019. - № 5. DOI: 10.7256/2454-0668.2019.5.30732 URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=30732
Исследование мирового и отечественного опыта управления процессами диверсификации предприятий ОПК в условиях цифровой экономики
Бакулина Анна Александровна
доктор экономических наук
профессор, кафедра Государственное и муниципальное управление, Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации
125993, Россия, г. Москва, уп. Ленинградский Проспект, 49 El [email protected]
Соколова Елизавета Сергеевна
доктор экономических наук
профессор, директор Центра анализа, управления рисками и внутреннего контроля в цифровом пространстве, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
125993, Россия, г. Москва, уп. Ленинградский Проспект, 51 И [email protected]
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности цифровизации управления бизнес-процессами в рамках диверсификации производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса России и зарубежных стран (США, Германии, Франции, Великобритании и Китая). Авторы отмечают, что при правильной организации управления предприятия ОПК смогут обеспечивать стабильный экономический рост и национальную безопасность в целом. Говоря о концепции перехода к диверсификации, авторы выделяют причины, по которым она еще не сформирована, такие как неготовность некоторых отраслей производить продукцию двойного назначения, необходимость импортозамещения. Методологическую основу исследования составили такие методы научного познания, как анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, также использован системный подход. В заключении на основе анализа зарубежного опыта диверсификации и цифровизации ОПК авторы приходят к выводу, что новая структура ОПК требует совершенствования, и определяют направления, реализация которых позволит достичь указанной цели, в частности это конверсия избыточных и технологически устаревших производственных мощностей, выявление и развитие критических оборонных технологий и др.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, управление бизнес-процессами, продукция двойного назначения, трансфер технологий, диверсификация, цифровая экономика, государственные корпорации, Россия, США, Китай
DOI:
10.7256/2454-0668.2019.5.30732
Дата направления в редакцию:
06-09-2019
Дата рецензирования:
07-09-2019
Дата публикации:
13-09-2019
Статья выполнена в рамках исполнения государственного задания на 2019 год. Тема: Трансформация бизнес-процессов при производстве гражданской продукции на предприятиях ОПК
Необходимость эффективного управления бизнес-процессами промышленных предприятий в условиях цифровой экономики в аспекте диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России обусловлена нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивого развития мировой экономики в целом, обострением глобальной конкуренции. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности России. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования эконо1 мических методов для достижения политических целей.
В этих условиях особую роль приобретает диверсификация предприятий ОПК, способных при правильной организации их управления в соответствии с вызовами цифровой экономики обеспечивать стабильный рост экономического потенциала в совокупности с обеспечением национальной безопасности нашей страны в целом.
Предприятия ОПК, осуществляющие реализацию всего жизненного цикла изделий, обеспечивают реализацию задач не только по созданию наиболее перспективных образцов вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ), но и по развитию трансфера технологий из оборонных отраслей в гражданские и обратно, по созданию
продукции конкурентоспособной на мировом рынке -Ш.
Присутствует необходимость в формировании взаимосвязи процесса диверсификации и реализации национальных программ развития и национальных проектов. Уместным также является соотнесение планов предприятий ОПК по производству гражданской продукции и продукции двойного назначения с инвестиционными программами госкомпаний и естественных монополий, а также с планами закупок органов власти, участвующих в национальных проектах Вместе с тем целесообразным будет определение объемов и необходимых мер господдержки для каждого проекта, включая субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам и средства на НИОКР
Между тем, общая концепция перехода к диверсификации еще не сформирована, что обусловлено рядом причин:
- во-первых, не все отрасли готовы производить продукцию двойного назначения, к примеру, в таких отраслях, как авиастроение и кораблестроение, направления диверсификации очевидны, и корабли, и самолеты бывают и гражданские, и военные. С другими отраслями сложнее: диверсифицировать производство стратегических ядерных вооружений быстро не получится. Идет поиск разработок в сфере ТЭК и медицины.
- во-вторых, отрасли ОПК долго работали с зарубежными поставщиками, одновременно придется решать вопросы импортозамещения, качества продукции, сроки поставок, стоимость работ - адаптация в высококонкурентной рыночной среде.
- в-третьих, разработка новых товаров гражданской продукции требует производства экспериментальной партии товаров, испытаний. Для этих целей существуют государственные инструменты дотационного характера: субсидии, фонды и так далее, но они ещё до конца не отработаны
Существует мнение, что решать задачу нужно комплексно - совершенствовать законодательство, разворачивать меры финансовой поддержки, а также обеспечивать более тесное взаимодействие потенциальных заказчиков и исполнителей, трансформировать бизнес-процессы при производстве гражданской продукции и продукции двойного назначения. Например, в части реализации нацпроектов и инвестиционных программ крупных естественных монополий необходимо «серьёзное администрирование с целью формирования ёмкого заказа по аналогии с ГОЗ»
Правительству Российской Федерации поручено проработать предложения Госкорпорации «Ростех», Госкорпорации «Росатом», Госкорпорации «Роскосмоса» и других заинтересованных организаций и на их основе утвердить прогнозные объёмы производства организациями ОПК продукции гражданского назначения.
В настоящее время происходит внесение изменений в законодательство с целью совершенствования специальных инвестиционных контрактов (СПИК), которые должны способствовать производству организациями ОПК продукции гражданского назначения. Также необходимо обеспечить формирование предприятиями ОПК номенклатуры гражданской продукции и планов её выпуска на ближайшие три года, причём с разбивкой по потребителям и рынкам сбыта. Результаты реализации этих планов планируется ежегодно рассматриваться на заседаниях Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. Реестр таких программ и проектов будет вести Минпромторг России. После разработки планов и программ производства предприятиями ОПК гражданской продукции Правительству Российской Федерации предстоит до октября 2019 года сформировать меры государственной поддержки этих программ и предусмотреть их
бюджетное финансирование на период до 2022 года
Между тем, зарубежный опыт технологического развития зарубежных государств, занимающих лидирующие позиции на мировых рынках, позволяет исследовать приоритеты и тенденции развития трансформации бизнес - процессов оборонно-промышленных предприятий, особенности формирования и направления диверсификации оборонной промышленности посредством коммерциализации военно-ориентированных наукоемких технологий гражданского и двойного назначения в условиях цифровой экономики. Как показывает международный опыт, именно в совокупности факторы диверсификации и технологий двойного использования увеличивают инвестиционную
привлекательность оборонного сектора через мультипликативный эффект взаимного обогащения технологий, стандартов цифровой экономики.
Первое место в списке лидеров занимает США. Многосложный эффект функционального взаимодействия критических, в частности, технологий двойного назначения, через системные и решительные изменения в некоторых отраслях науки, техники и производства, позволяет формировать материальную основу для ускорения инновационных процессов военной промышленности США. Развитие концепции двойных технологий в США предполагает совершенствование механизма передачи технологий и научно-технических знаний, а также повышение эффективности и рационализацию инновационной деятельности посредством системного подхода. При этом предполагается расширение потенциала совершенствования двойных технологий, превосходящих по качеству мировые аналоги, за счет их встраивания в динамичный коммерческий рынок. Особое значение имеет мультипликативный эффект взаимного обогащения военных и гражданских технологий, что приводит к повышению гибкости при создании инновационного наукоемкого продукта, трансформации бизнес-процессов, и, соответственно, к росту эффективности использования затрат.
Все более важную роль играют проекты государственно-частного партнерства. Подключение мелкого бизнеса к решению технологических проблем Министерства обороны США (доля в общем объеме контрактов в конце 80-х годов возросла до 25%) явилось одним из эффективных каналов распространения научно-технических достижений двойного назначения, полученные в ходе выполнения военных исследований. Так в 2001 г. малому бизнесу было выделено 1,29 млрд долл., на 4748 проектов, 45% этой суммы по линии Министерства обороны США (576 млн долл.) [7].
В 2014 г. принята «Инновационная инициатива в военной области» (Defense Innovation Initiative - DII), цель которой увеличение инвестиций и качественно новый рывок в разработке новых высоких технологий и систем, в частности в области робототехники, автономных систем, больших данных, перспективных производственных систем, включая аддитивные технологии посредством более совершенных и эффективных форм государственно-частного партнерства при создании технологий. Главная задачей является вовлечение и стимулирование работающих в Силиконовой долине компании.
Стратегия США в сфере технологий двойного назначения направлена на создание единой национальной промышленной базы, в основе которой приоритеты при инвестировании развитию технологий двойного назначения, критически важных для национальной безопасности, усиление процесса интеграции военного и гражданского производства, а также расширение использования рыночных компонентов и цифровизации в военных производствах посредством привлечения малого бизнеса, регулирования законодательства.
Флагманами европейского рынка вооружений и технологий двойного назначения являются Германия, Франция и Великобритания.
Концептуальная система развития инновационной оборонной системы Германии -правительственные стратегии, в которых сформулированы приоритетные направления и задачи в части технологического и инновационного развития ОПК. Кроме того, в ФРГ сформировано объединение крупнейших оборонно-промышленных компаний, основной функцией которого является координация взаимодействия оборонно-промышленного сектора с профильными ведомствами и правительственными структурами как в рамках Германии, так и в рамках ЕС и за его пределами - Федеральный союз немецкой
оборонной промышленности и промышленности в области безопасности (BDSV). Так в его задачи входит формулирование общей позиции немецкой оборонной промышленности по вопросам технологий и исследований».
Специфика Германии состоит в более тесном взаимодействии правительства и региональных властей. Через государственно-частную систему институтов Общества Фраунгофера осуществляются прикладные исследования и функции по технологическому трансферу в оборонную промышленность.
В целом благодаря проработанной инновационной политике и стратегии, а также ряду устойчивых элементов инновационной системы современная Германия сохраняет лидерство в сферах высоких и двойных технологий, как по производительности, так и по конкурентоспособности в области цифровых технологий, включая создание инновационных рабочих мест. Также важной особенностью является высокая степень вовлеченности в транснациональные (европейские) проекты в сфере высоких и двойных технологий и готовность разрабатывать и имплементировать общеевропейские стандарты по контролю за товарами двойного и гражданского назначения.
Расходы на двойные технологии во Франции составляют 15 % от всех инвестиций на оборонный задел (100 млн. евро), делая Министерство обороны Франции самым большим инвестором в технологии в этой сфере. Во Франции снижение затрат, которое связано с прогрессом гражданских технологий, стало причиной увеличения использования гражданских технологий в оборонных системах, в основном в программном обеспечении и электронике. Эта двойственность проявляется в разработке проекта в целом и отдельных компонентах систем, их архитектур и определения степени надежности. Это является предпосылкой к увеличению совпадений гражданских технологий с техническими возможностями оборонных технологий, и ставит вопрос об управлении конфигурациями компоновки или архитектурами и их эксплуатационного обслуживании на протяжении всего срока службы системы, так как оборонные и гражданские системы имеют различные жизненные циклы.
Специфика оборонных интересов Франции предопределяет твердую позицию в пользу развития конкурентоспособных кластеров, инициируя сотрудничество с университетами и научно-исследовательскими учреждениями, промышленностью, институциональными территориальными субъектами. Учитывая технические и экономические проблемы кластеров Министерство обороны Франции обеспечивает их финансовую поддержку.
Обеспечение прямого доступа среднего и малого бизнеса к государственным контрактам поддерживается оптимизацией и модернизацией закупочных процедур, налаживанием связей и адаптацией к требованиям. Министерство обороны Франции финансирует деятельность малого и среднего бизнеса посредством создания специальных инвестиционных фондов.
Технический прогресс французской промышленности и лидирующие позиции задают технологии двойного назначения, которые ориентируются на заимствование гражданских технологий, а также предполагают сближение программ и совместную работу военных и гражданских учреждений, что, в целом, способствует развитию и совершенствованию, интеграции оборонных и гражданских секторов в интересах безопасности французской экономики.
Целью британской оборонно-промышленной политики является максимизация эффекта использования гражданских технологий. Использование гражданских технологий в оборонных системах делает возможным снижение стоимости систем вооружения при
сохранении, а в некоторых случаях улучшении их тактико-технических характеристик. Одновременно с этим применение военных высокотехнологичных разработок в гражданской сфере обеспечивает значительное повышение качества производимой продукции.
Центры технологий двойного назначения были созданы Министерством обороны Великобритании для коммерческой эксплуатации исследований, проведенных военными лабораториями. Основной правовой нормой, которая регламентирует в части контроля производства и применения продукции двойного назначения в Великобритании является Регулирование ЕС двойного назначения, Регламент Совета (ЕС) №428/2009. Под продукцией двойного назначения подразумеваются товары, технологии, программное обеспечение, диаграммы и документы, которые можно использовать как для гражданских, так и для военных целей. В Великобритании значимость технологий двойного назначения обозначена на государственном уровне. Эффективно реализуется программа DUTE, объединяющая промышленность как гражданского сектора, так и оборонного, академические круги, государственные организации. При этом технологии оборонного сектора и технологии двойного назначения находятся под строгим экспортным контролем.
В документе о Режиме контроля экспортной торговли Европейской комиссией определяется термин продукции двойного назначения в качестве товаров, программного обеспечения и технологий, используемых в большинстве своем в гражданских целях, но которые также могут применены в военных целях или могут способствовать распространению оружия массового уничтожения. Также в качестве продукции и средства двойного назначения могут подразумеваться политические и иные инициативы, выдвигаемые в рамках решения задач в области безопасности, так и в контексте решения иных задач в области экономики, технологического развития, политики, и т.д. К примеру, в рамках ЕС ключевой задачей является повышение эффективности различных сфер деятельности посредством консолидации ресурсов отдельных стран и выработка общей политики, которая будет способствовать достижению совместных целей.
Беспрецедентный рост в области науки и технологий в Китае обусловлен:
- развитием производственных, проектных, эксплуатационных и технологических цепочек, которые находят применение как для производства гражданской, так и военной
продукции - технологий двойного назначения
- трансфером передовых технологий, созданных в системе ОПК, гражданскому сектору промышленности;
- процессом активного вовлечения гражданского, в том числе негосударственного сектора экономики в процесс разработки и производства продукции военного назначения;
- формированием системы малого по объему производства оборонной продукции при сохранении широких мобилизационных возможностей;
- интенсификацией сотрудничества предприятий оборонной промышленности и передовых в плане технологического развития гражданских компаний, включая частные и с иностранным капиталом.
Китай осуществляет процесс интеграции государственных оборонных подрядчиков и частных и негосударственных компаний с целью стимулирования экономики и
укрепления национальной оборонной системы. Соответствующие меры позволяют снизить себестоимость разработки вооружений и военной техники, обеспечивает дополнительные инвестиции в развитие научно-производственной базы, облегчает получение зарубежных образцов высокотехнологичной продукции инновационных технологий
Занять второе место в мире по объемам как гражданских, так и военных НИОКР Китаю помогли реализация стратегии по обеспечению прорыва за счет технологий, науки и ключевых программ развития технологий двойного назначения, активизация процессов конверсии и проведение широкомасштабной конверсии военного производства и увеличение объемов финансирования материальной базы научных исследований. Вместе с тем Китай занял второе место в мире по показателям выпуска научных публикаций, инвестиций в научные исследования и разработки и наращивания высокотехнологичного производства и первое место по обеспеченности инженерными и научными талантами.
Высокотехнологичное производство Китая сосредоточено на информационных и коммуникационных технологиях, электронной, компьютерной и фармацевтической промышленности. Растет объем инвестиций в возобновляемую энергию, в солнечную и ветровую энергетику.
Сохранение требуемых мобилизационных мощностей и кадров военной промышленности стало результатом формирования оптимального состава отраслевых военно-промышленных корпораций, государственной собственности на основные оборонные предприятия и мер государственной поддержки в условиях рыночных преобразований.
В настоящее время в большинстве развитых стран уже запущена цифровая трансформация промышленности (ЕС - «Цифровая Европа 2020», Германия - «Индустрия 4.0.», Китай - «Интернет плюс»), и крупнейшие промышленные корпорации принимают активное участие в данном процессе.
Игнорирование данного процесса приведет к существенному снижению конкурентоспособности, потому цифровая трансформация обеспечит более быстрое, качественное и дешевое производство. Кроме того, на высококонкурентных рынках происходит борьба компаний за десятые доли процента рынка, и цифровизация даст возможность за счет современных технологий увеличить этот разрыв ПШ.
Цифровая трансформация является частью стратегии развития организации, она обусловлена изменениями внешней среды, в которой организация существует и развивается. Причем сама «цифровизация» - лишь финальная часть, ей предшествует цепочка шагов, состоящей из стратегии, бизнес-модели, бизнес-архитектуры, процессов и цифровизации. При этом в ОПК присутствует своя специфика в виде жесткого регулирования и не соответствующей современным условиям, не гармонизированной нормативной базы (ЕСКД, ГОСТ Р, ГОСТ РВ), которая не в полной мере сочетается с архитектурой и возможностями существующих систем автоматизации. Поэтому пока в ОПК преобладают традиционные подходы, в том числе в части взаимоотношений с приемками Военного представительства Минобороны России, предъявлений документации и т.д. Соответственно в настоящее время в ОПК цифровая трансформация реализуется медленнее в сравнении с гражданским сектором [11].
Мировой опыт диверсификации и цифровизации ОПК говорит о необходимости совершенствования новой структуры ОПК посредством реализации следующих направлений:
- конверсии избыточных и технологически устаревших производственных мощностей;
- выявления и развития критических оборонных технологий, в частности, защита критической инфраструктуры, безопасность, цифровые средства защиты в зонах особого внимания, поступление и обработка данных, навигация, энергетические ресурсы и материаловедение, среда, системы и моделирование, далее - повышение совместного инвестирования, максимизация взаимодействия между государственными и частными партнерствами на национальном уровне и международном, позволяющим повысит взаимное использование гражданских и военных результатов двойного назначения в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;
- создание единого Интернет-портала по оборонным и гражданским исследованиям двойного назначения для обеспечения осведомленности о инновационно-технологических разработках в целях тесного взаимодействия с потребителями и близость к рынку.
- использование эффективных инновационных финансовых решений с целью стимулирования частного финансирования оборонного научно-технологического задела производства гражданской продукции и технологий двойного назначения.
Библиография
1. Авдийский В.И. Экономические аспекты развития и управления оборонно-промышленным комплексом в современных условиях: монография / В.И. Авдийский, А.А. Бакулина, П.П. Топчий.-Москва: КНОРУС, 2018.-202 с.
2. Президент РФ провел серию совещаний с руководством Минобороны И ОПК России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.almaz-antey.ru/press-sluzhba/puЫikatsii-smi/prezident-rf-provel-seriyu-soveshchamy-s-rukovodstvom-minoborony-i-opk-rossii/
3. Сорокин Д. "Гособоронзаказ сократится — что делать будете?" Как "оборонка" превращается в "гражданку". 12.12. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://tass.ru/armiya-i-opk/5898722
4. Соломонов Ю. Общая концепция перехода к диверсификации пока не сформирована. 12.12.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://profюk.com/news/detail.php?Ю = 7б8б#Zd
5. Борисов Ю. Диверсификация-жизненная необходимость. 11.07.2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://profюk.com/news/detail.php?Ю = 935б#ixzz5vZJ7z51g
6. Диверсификация: сроки и цифры 20.12.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://profюk.com/news/detail.php?Ю = 7734#ixzz5vZGXrq7Z
7. Приоритеты зарубежных НИОКР двойного назначения // Отв. ред. Л.В. Панкова, С.Ю. Казеннов. - М.: ИМЭМО РАН.-2016.-С. 14.
8. Ковалев М. Китай строит экономику знаний. - Минск: Изд. Центр БГУ,-2015. 239 с.
9. Каменнов П. Модернизация военно-промышленного комплекса КНР: достижения и проблемы// Российский экономический журнал. - 2012.-№3. С. 74-87.
10. Бужов Ф.А. Методика оценки потенциала цифровои трансформации производственного процесса / Аналитик ОПК России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sea-opk.inesnet.ru/wp-content/uploads/2018/04/BuzjovFA-
Zakhari kovVS-
TreskinOU_Method_for_assessing_the_potential_of_digital_transformation_of_the_pro duction_process.pdf
11. Смирнов Н. Трансформация «оборонки»: от стратегии к цифровизации.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cio.ru/news/030818-Transformatsiya-oboronki-ot-strategii-k-tsifrovizatsii