Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОПК'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ОПК / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / DIVERSIFICATION / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / NATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макеева О. Б., Герасименко Н. А.

Диверсификация ОПК провозглашена стратегической национальной задачей, призванной повысить финансовую стабильность оборонной промышленности и конвертировать научно-технический задел в развитие высоко-технологичной мировой экономики. Одним из возможных вариантов ее решения является активное вовлечение предприятий ОПК в реализацию национальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National projects as a tool to support the diversification of the military-industrial complex

Diversification of military-industrial complex is stated to be strategic national priority, it is to raise the financial stability of defence industry and to convert scientific and technological capacity into extension of high-tech global economy.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОПК»

Национальные проекты как инструмент поддержки диверсификации ОПК

doi 10.26310/2071-3010.2019.40.11.002

О. Б. Макеева, Н. А. Герасименко,

к. э. н., доцент, начальник департамента руководитель проекта

[email protected] [email protected]

Департамент инновационных технологий, АО «Концерн «Созвездие»

Диверсификация ОПК провозглашена стратегической национальной задачей, призванной повысить финансовую стабильность оборонной промышленности и конвертировать научно-технический задел в развитие высокотехнологичной мировой экономики. Одним из возможных вариантов ее решения является активное вовлечение предприятий ОПК в реализацию национальных проектов.

Ключевые слова: диверсификация, ОПК, национальные проекты.

В ближайшее десятилетие доля продукции гражданского назначения должна составить не менее трети от общего объема производства в оборонно-промышленном комплексе [1]. Необходимость диверсификации ОПК в Российской Федерации продиктована прежде всего мощным научно-производственным и кадровым потенциалом, созданным в период существования СССР и значительно усиленным государством программами технического перевооружения последних лет.

В настоящее время в структуру оборонно-промышленного комплекса входят больше 1300 предприятий. Порядка 1000 из них — производственные предприятия, из которых около 80% относятся к отраслям промышленности, перспективным для развития производства гражданской продукции (авиастроение, радиоэлектроника и средства связи, судостроение и т. д.) [2]. За время реализации программ техперевооружения организации ОПК серьезно модернизировали научно-производственной базу, что значительно расширяет возможности производства высокотехнологичной конкурентоспособной гражданской продукции.

В то же время реализация потенциала конверсии без системной поддержки государства невозможна по ряду объективных причин, определенных в свою очередь текущим состоянием макроэкономики,

а также организационно-правовой спецификой хозяйствования.

Ключевым звеном системного подхода считаем требование к разработке согласованных на межведомственном уровне стратегических программ развития отраслей, декомпозированных в программы деятельности научно-производственных объединений (дивизионов, концернов, групп предприятий), далее — в проекты. Принципиальным моментом является фактическое доведение долгосрочных инвестиций до предприятий, где комплекс источников финансовой поддержки, безусловно, включает возможность получения «долгих» денег и инвестиций для высокорисковых проектов (они же чаще всего относятся к категории «прорывные»).

На данном этапе развития предприятиями ОПК сформированы портфели проектов по диверсификации, большая часть которых нацелена только на разработку научно-технического задела, другими словами НИОКР. Именно эти проекты, прошедшие согласование научно-технических советов, сформиро- ^ вали целый ряд государственных программ, до которых за последние годы так и не были доведены лимиты распределителями бюджетных средств. В качестве примера можно привести значимую, на наш взгляд, го- ^ сударственную программу «Социально-экономическое I развитие Арктической зоны РФ» (ответственный ис- 5

полнитель — Минэкономразвития). Надо понимать, что в условиях критического дефицита собственных средств на реализацию гражданских проектов с одной стороны и агрессивного маркетинга иностранных компаний (со стратегией беспрецедентного демпинга) — с другой, сегодня возможно говорить об определении национальной высокотехнологичной экономики в долгосрочном периоде как экономики упущенных возможностей, если не удастся реализовать в кратчайший период политику государственного протекционизма в отношении высокотехнологичных компаний, чьи уникальные технологические компетенции соответствуют или превышают мировой уровень.

В то же время, национальные проекты, при условии определения эффективного механизма реализации, могут стать существенным ресурсом для цели повышения конкурентоустойчивости предприятий ОПК на рынках гражданской продукции.

По мнению аудиторов Счетной палаты РФ, в условиях развивающейся институциональной поддержки в целом контрольные показатели эффективности не достигаются. На наш взгляд, такое положение дел во многом определяется тем, что на этапе формирования механизмов поддержки не прослеживается экспертное знание той или иной отрасли или региональных особенностей, что не позволяет в комплексе мер найти кратчайший путь к коммерческому успеху с наименьшими бюджетными затратами.

Таким образом, рассматривая необходимые составляющие эффективности государственной поддержки и содействия развитию процессов диверсификации, следует учитывать различия в стартовых условиях предприятий, чаще всего заключающиеся в отраслевой специфике и территориальной принадлежности.

Дифференцированный подход к предприятиям ОПК позволит повысить эффективность господдержки того или иного сектора ОПК. Так, В. Ивантер все предприятия в отношении к конверсии предложил разделить на три группы:

1. Предприятия, которые принципиально не встраиваются в рынки гражданской продукции (ядерный оружейный комплекс, ракетные системы, специальные боеприпасы)/

2. Предприятия, работающие на гражданских рынках (Концерн «Алмаз - Антей», холдинг «Швабе», Объединенная Авиастроительная корпорация и т. д.).

3. Предприятия, у которых доля гражданской продукции незначительна (не превышает 10% в общем объеме производства и реализации) [3].

Для предприятий, образующих третью группу, весьма проблематичен самостоятельный выход на рынок высокотехнологичной гражданской продукции. Однако именно эта группа обладает широким набором уникальных разработок и решений, которые могли бы быть применимы в гражданском секторе. При этом у большинства компаний отсутствуют компетенции для работы в условиях агрессивной конкуренции, в связи с чем необходимо создать условия для их адаптации к гражданскому рынку.

В Российской Федерации в настоящее время функционируют порядка 600 государственных мер поддержки бизнеса (в частности, предприятий ОПК), из которых используются менее 50%. К наиболее востребованным можно отнести следующие федеральные меры господдержки:

• льготные займы на реализацию проектов, предоставляемые Фондом развития промышленности;

• субсидии Министерства промышленности и торговли РФ, а также Министерства науки и высшего образования РФ на создание научно-технических заделов;

• государственные гарантии;

• специальные инвестиционные контракты;

• государственная поддержка экспорта.

В качестве региональных мер государственной поддержки коммерческой деятельности приведем пример Воронежской области:

Таблица 1

Перечень утвержденных национальных проектов и программ [4]

№ пп Национальный проект/программа Объем финансирования, млрд руб.

Направление «Человеческий капитал»

1. Демография 3105,2

2. Здравоохранение 1725,8

3. Образование 784,5

4. Культура 113,5

Направление «Комфортная среда для жизни»

5. Безопасные и качественные автомобильные дороги 4779,7

6. Экология 4041,0

7. Жилье и городская среда 1066,2

Направление «Экономический рост»

8. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 6348,1

9. Цифровая экономика 1634,9*

10. Международная кооперация и экспорт 956,8

11. Наука 636,0

12. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 481,5

13. Производительность труда и поддержка занятости 52,1

Примечание: * — без учета альтернативных источников финансирования.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204

> к

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ —> Достижение цепей, целевых показателей и выполнение задач национального проекта

1 к

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Достижение целей, показателей и результатов федерального проекта

Рис. 1. Состав национальных проектов

• предоставление субсидий организациям на разработку и внедрение инновационных технологий, научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок для реализации инвестиционных проектов;

• предоставление субсидий из областного бюджета организациям, реализующим инвестиционные проекты в рамках государственной программы Воронежской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей промышленных предприятий, направленные на создание и (или) развитие производства новой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, в том числе в соответствии с утвержденными планами импортозамещения, на 2017-2019 гг.

С целью использования заделов, имеющихся в оборонно-промышленном комплексе, а также увеличения выпуска продукции гражданского назначения на предприятиях ОПК, руководством страны поставлена задача по обязательному активному участию госкомпаний в национальных проектах.

Согласно указу Президента Российской Федерации «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» от 07.05.2018 г. № 204 разработаны национальные

проекты и программы по следующим направлениям (табл. 1).

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве РФ» определено, что национальные проекты должны состоять из федеральных проектов, которые, в свою очередь, из региональных (рис. 1). Срок реализации каждого национального проекта — 6 лет (до 2024 г.). За этот период на нацпроекты из бюджетных и внебюджетных источников будет направлено порядка 26 трлн руб. При этом только на ближайшие три года из федерального бюджета будет выделено порядка 5,7 трлн руб. [5]. Выделение бюджетных средств на реализацию национальных проектов происходит посредством государственных программ (рис. 2).

Национальные проекты могут реализовываться как в рамках одной государственной программы, так и в рамках нескольких госпрограмм (в качестве отдельных федеральных проектов). Каждый федеральный проект закреплен за профильным ведомством федерального уровня, который является главным распорядителем бюджетных средств.

Наиболее востребованной гражданская продукция оборонных предприятий может быть в таких национальных проектах как «Цифровая экономика», «Образование», «Здравоохранение», «Наука», «Жилье и городская среда».

ДОПОЛНИТЕЛЬНО |

ВЫДЕЛЕННЫЕ СРЕДСТВА НА |

РЕАЛИЗАЦИЮ |

НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА |

|

ДОСТИЖЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РВ |в) ПРОГРАММА НН БЮДЖЕТ

ПОДПРОГРАММА 1 ГП

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ПРОЕКТ, ВХОДЯЩИЙ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 2

Рис. 2. Механизм выделения бюджетных средств на реализацию национальных проектов

СП

о

сч ю

< со

о

Однако если распределение полномочий и ответственности за достижение целей национальных проектов среди органов государственной власти регламентируется законодательством и методическими рекомендациями, то в отношении бизнеса (в частности, предприятий ОПК) отсутствует единый механизм участия в проектах (в части финансирования проектных предложений гражданского назначения со стороны государства). Так, на сегодняшний день возможен вариант участия в конкурсных процедурах на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в рамках № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

Сложность указанного подхода состоит в том, что в открытых источниках не публикуются составляющие национальных проектов (перечень мероприятий федеральных и региональных проектов), которые могли бы быть выполнены высокотехнологичными предприятиями. Кроме того, до настоящего времени предприятия ОПК недостаточно информированы о сути, целях и наполнении национальных проектов, а также о распределителях бюджетных средств, определенных ключевыми исполнителями их реализации (для мониторинга планов закупок в части касающейся).

Таким образом, для ускоренного и масштабного включения предприятий ОПК в реализацию национальных проектов со стороны государства необходимо:

• снизить риски информационной асимметрии, для чего проводить открытую государственную политику реализации национальных, федеральных и региональных проектов, в том числе через активный диалог на открытых профессиональных площадках;

• разработать ряд поправок к законодательству в сфере контрактной системы, позволяющих предприятиям ОПК иметь преимущества при заключении контрактов на закупки для государственных и муниципальных нужд при реализации национальных проектов (по аналогии с преференциями для МСП);

• с привлечением специалистов ОПК сформировать план мероприятий по разработке высокотехноло-

гичной продукции и технологий, соответствующих шестому и седьмому технологическим укладам, которые могут быть использованы для достижения целей национальных проектов;

• обеспечить восприимчивость основных отраслей российской экономики к инновационным отечественным разработкам гражданского назначения путем применения административных методов регулирования экономики (прежде всего госсектора и зоны естественных монополий).

Список использованных источников

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_207978.

2. Доклад экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации «Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках». Новосибирск, 2017. 36 с.

3. Диверсификация ОПК: современное состояние// Информационно-аналитический журнал «Арсенал Отечества». http://arsenal-otechestva.ru/article/998-diversifikatsiya-opk-sovremennoe-sostoyanie.

4. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. http://government.ru/department/410/projects.

5. Материалы заседания Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. http://government.ru/news/34830.

National projects as a tool to support the diversification of the military-industrial complex

N. A. Gerasimenko, project manager,

O. B. Makeeva, PhD in economics, associate professor, director.

(Department of innovative technologies, Concern «Sozvezdie»)

Diversification of military-industrial complex is stated to be strategic national priority, it is to raise the financial stability of defence industry and to convert scientific and technological capacity into extension of high-tech global economy.

Keywords: diversification, military-industrial complex, national projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.