Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОПК В ЦЕЛЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОПК В ЦЕЛЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / INNOVATIONS / DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журенков Денис Александрович

В статье предложен комплекс мероприятий по развитию взаимодействия организаций ОПК и институтов развития для решения задач наращивания объемов производства продукции гражданского и двойного назначения в целях инновационного развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities the diversification of the military-industrial complex in order to innovative development of the industry

The article proposes a set of measures to develop cooperation between defense industry organizations and development institutions to solve the problems of increasing the volume of production of civil and dual-use products for innovative development of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОПК В ЦЕЛЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 334.02; 338.45; 338.5

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОПК В ЦЕЛЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Журенков Денис Александрович

начальник отдела информационно-аналитического обеспечения ФГУП "ЦНИИ "Центр", соискатель ФГБНУ "Аналитический центр"

Аннотация. В статье предложен комплекс мероприятий по развитию взаимодействия организаций ОПК и институтов развития для решения задач наращивания объемов производства продукции гражданского и двойного назначения в целях инновационного развития российской экономики.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, инновации, диверсификация, цифровая экономика.

Zhurenkov Denis Alexandrovich, Head of Department of the Information and Analytical Support of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", applicant of "Analytical center", Moscow, Russian Federation.

Priorities the diversification of the military-industrial complex in order to innovative development of the industry.

Abstract. The article proposes a set of measures to develop cooperation between defense industry organizations and development institutions to solve the problems of increasing the volume of production of civil and dual-use products for innovative development of the Russian Federation.

Keywords: military-industrial complex, innovations, diversification, digital economy.

Согласно поручению Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346 перед российским оборонным промышленным комплексом (далее - ОПК) стоит задача нарастить долю продукции гражданского и двойного назначения (далее - ПГН и ПДН) до 30% к 2025 году и до 50% к 2030 году1. Причем диверсификация должна укрепить не только экономическую устойчивость ОПК, но и устойчивость критической инфраструктуры в условиях киберугроз, валютных колебаний и других рисков, а также позволит минимизировать воздействие факторов, которые могут негативно повлиять на реализацию большинства инвестиционных программ российских инфраструктурных монополий и государственных корпораций.

В отраслевом разрезе объемы производства промышленной продукции гражданского назначения по отраслям ОПК Минпром-торга России в 2017 году имели следующую структуру: авиационная промышленность -50,9%, промышленность обычных вооружений - 17,5%, промышленность боеприпасов и спецхимии - 9%, судостроительная промышленность - 10,7%, радиоэлектронная промышленность - 11,9% (Рисунок 1).

В целом по итогам 2017 года в ОПК достигнута доля ПГН и ПДН в размере 18,7%.

В настоящее время Президентом России поставлены четыре задачи диверсификации

Рисунок 1. Структура объемов производства промышленной продукции гражданского назначения по отраслям ОПКМинпромторга России, %

ОПК, решение которых необходимо обеспечить в приоритетном порядке (Рисунок 2).

1. Завершить работы по формированию нормативно-правовой базы, позволяющей оборонным предприятиям диверсифицировать производство, в том числе поручений по итогам проведенного совещания Президентом России в г. Уфа, состоявшегося 24 января 2018 года.

2. Создать систему управления процессом диверсификации, позволяющей, как минимум на трёхлетний период, прогнозировать объемы и номенклатуру гражданской продукции, а также прогнозировать потребности перспективных рынков.

3. Оценить объемы финансирования господдержки каждого проекта, включая субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам и средства на НИОКР.

4. Увязать процесс диверсификации с реализацией национальных проектов или программ развития. Участие организаций ОПК в таких проектах должно стать важным инструментом стимулирования спроса, наращивания объёмов производства и сбыта гражданской продукции.

Актуальные исследования ФГУП "ЦНИИ "Центр" показывают, что сегодня можно вы-

делить три крупных блока, наиболее существенных для стимулирования процессов диверсификации организаций ОПК.

Первый блок - формирование инвестиционного ресурса для развития гражданских направлений за счет финансовых льгот от государства. В числе наиболее востребованных мер:

• льготное налогообложение;

• бюджетные дотации;

• таможенная защита внутреннего рынка и снижение таможенных пошлин на ввозимое высокотехнологичное оборудование;

• ускоренная амортизация оборудования, купленного для гражданского направления;

• совершенствование ценообразования - установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов и иной интеллектуальной собственности.

Второй блок - формирование и стимулирование платежеспособного спроса как на саму гражданскую продукцию ОПК, так и на услуги ее постпродажного и сервисного обслуживания.

Третий блок - увеличение числа инновационных проектов и стимулирование пере-

Рисунок 2. Приоритетные задачи диверсификации ОПК

Создание системы управления процессом диверсификации

Ззвершение формирования правовсн базы диверсификации

П рисрнгетные задачи дизерсификации организации ОПК

Стимулирование спроса через участие в национальных проекта*

Оценка нео&доднмых объемов господдержки

дачи более совершенных технологий "двойного" применения из ОПК в гражданское производство.

Отдельный блок связан с мониторингом процессов диверсификации. Взятый курс на активизацию использования информационных технологий в деятельности органов государственного управления и юридических лиц предполагает и изменение подходов к формированию и сбору отчетности организаций. Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности была поставлена задача "Сформировать правовые условия для внедрения новых правил сбора отчетности, в том числе статистической информации"2.

Изменение подходов к формированию и сбору отчетности неизбежно затронет организации оборонно-промышленного комплекса не только с точки зрения введения новых отчетных форм и показателей, но и модификации принципов подготовки отчетности.

В условиях необходимости создания системы управления процессом диверсификации - развитие технологий сбора информации о диверсифицируемых производствах организаций ОПК и сопутствующая оптимизация системы отчетности может стать значимой составляющей наращивания

объемов производства ПГН и ПДН. Кроме того, развитие технологий сбора статистической отчетности позволит на новом уровне обеспечить решение информационно-аналитических задач Минпромторга России и других заинтересованных органов власти за счет построения устойчивых связей между их задачами и формами отчетности в рамках диверсификации ОПК.

В условиях взятого курса на цифро-визацию экономики основополагающим принципом должна стать количественная оптимизация объема представляемой информации без качественного изменения уровня достоверности и полноты описания сложившейся ситуации с диверсификацией организаций ОПК. При этом под оптимизацией объема представляемой информации подразумевается:

- автоматизация процесса (подготовки отчетности), в том числе механизмы и алгоритмы импорта требуемой информации из существующих информационных систем производственного и управленческого учета организаций ОПК, а также интеграция ранее заполненной идентичной информации из других форм отчетности или по соответствующей форме за период, предшествующий отчетному;

- унификация и цифровизация (представления отчетности только в электронном виде) за счет выработки единых форматов

и инструментов представления различных форм отчетности только в машиночитаемом виде, в том числе обоснование внесения необходимых изменений в нормативных документах, регламентирующих сбор и представление отчетности, а также предложения по формированию инфраструктуры для обеспечения ее дистанционного представления с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне;

- систематизация процесса представления отчетности, в том числе определение перечня, порядка и сроков представления различных форм (ведомственной) отчетности в соответствии с действующей нормативной базой и утвержденными перечнями диверсифицируемых организаций ОПК, в отношении которых реализуется соответствующий мониторинг.

Можно предложить следующую систему мероприятий для развития статистического инструментария, разработку новых правил сбора отчетности от диверсифицируемых организаций ОПК в условиях построения системы управления процессом диверсификации:

1) аудит всего корпуса предоставляемой отчетности организаций ОПК;

2) создание карт данных, предоставляемых в государственные органы;

3) формирование перечней дублирующих и избыточных показателей;

4) оптимизация собираемой отчетности и исключение избыточного регулирования, в том числе переход от сплошного статистического наблюдения к выборочному по отдельным формам отчетности;

5) обеспечение представления отчетности организаций ОПК на порталы федеральных органов исполнительной власти с помощью программного доступа (API) в части производства гражданской продукции, в том числе:

- формирование финансовых профилей диверсифицируемых организаций ОПК и основных потребителей их гражданской продукции;

- формирование цифровых социальных профилей организаций ОПК;

- информация о текущих выручке от про-

даж и объемах производства гражданской продукции;

- информация о текущем уровне спроса на основную номенклатуру гражданской продукции;

- прогноз выручки от продаж и объемах производства гражданской продукции на краткосрочную и среднесрочную перспективу;

- прогноз уровня спроса на основную номенклатуру гражданской продукции на краткосрочную и среднесрочную перспективу;

- информация о текущем уровне и динамике развития логистических цепочек;

6) содействие внедрению в организациях ОПК технологий, функционирующих на принципах "цифровой экономики", для повышения качества статистической отчетности и снижения трудоемкости ее сбора:

- стимулирование увеличения инвестиций в цифровые технологии;

- мониторинг использования цифровых технологий в бизнес-процессах (интернет вещей, облачные вычисления, большие данные, аддитивные технологии, быстрое про-тотипирование, цифровые двойники, CAD-, CAM-, CAE-, PLM-системы и др.);

- мониторинг использования цифровых технологий в контрактных отношениях между организацией ОПК и ее контрагентами;

- мониторинг выручки от поставок гражданской продукции по государственным контрактам (B2G);

- мониторинг выручки от продаж гражданской продукции в интернете;

- внедрение гибкой ценовой политики для гражданской продукции, продающейся на торговых площадках в интернете ("мар-кетплейс") по типам участников (B2C или B2B), по предлагаемым продуктам, по видам конечных коммуникаций (online commerce, online to offline), по способам монетизации;

- мониторинг появления новых видов деятельности организаций в сфере цифровой экономики и оценка их воздействия на экономические показатели организаций ОПК.

Очевидно, что создание системы управления процессом диверсификации ОПК потребует концентрации всех ресурсов, в том числе институтов развития, действующих в нашей стране. Именно через них могут

финансироваться все стадии жизненного цикла разработки нового продукта, и фактически запущен "конвейер финансирования". Может быть предложена следующая конфигурация институтов развития для увеличение числа инновационных проектов в рамках диверсификации ОПК:

1) стадия разработки проекта - АО "Российская венчурная компания" и Фонд перспективных исследований. Необходимо отметить, что АО "РВК" - государственный фонд фондов, институт развития венчурной отрасли Российской Федерации. Основные цели деятельности АО "РВК": стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ).

2) стадия НИОКР - Национальная технологическая инициатива как долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет. НТИ включает в себя комплекс проектов и программ, направленных на активное включение России в формирование стандартов глобальных рынков:

- безопасность страны и ее системного обеспечения ресурсами: рынок питания (FoodNet), энергии (Епе^у№^ и безопасности (SafeNet);

- преобразования в транспортной системе: рынок беспилотного автотранспорта (АШю№^, воздушного транспорта (Аего№^) и морского / речного транспорта (Май№^);

- наиболее важные сферы человеческой жизни, где происходят "сумасшедшие" технологические изменения: рынок "цифрового" здоровья (Неа№№^), новых финансов

и нейрокоммуникаций (№иго№£).

3) производство серийной продукции -Фонд развития промышленности и ВЭБ.

РФ. Причем направление по технологической модернизации организаций ОПК, диверсификации и развитию инфраструктуры двойного назначения включено в новую редакцию меморандума о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. №1510-р.

4) внедрение РИД - действующие и перспективные меры государственной поддержки, которые позволят стимулировать НИОКР и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности при производстве гражданской продукции в рамках проектов диверсификации.

5) новые рынки сбыта - представляется перспективным в целях увеличения доли объемов производства продукции гражданского назначения организациями ОПК, привлечение организаций ОПК к реализации национальных проектов.

Реализация предложенного комплекса мер может стать значимой составляющей системы управления процессом оборонно-промышленного комплекса в целях инновационного развития промышленности страны.

Список литературы

1. Довгучиц С.И., Журенков Д.А. Проблемы диверсификации оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2017.-№4. - С. 7-17.

2. План мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации": протокол Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18 декабря 2017 № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.