Журенков Д. А.
Начальник отдела информационно-аналитического обеспечения ЦНИИ «Центр»
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И КИТАЯ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
Ключевые слова: высокотехнологичная продукция, диверсификация, КНР, ОПК.
Согласно поручению Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346 перед российским оборонным промышленным комплексом (далее - ОПК) стоит задача нарастить долю продукции гражданского и двойного назначения до 30% к 2025 году и до 50% к 2030 году1. Создание системы управления процессом диверсификации ОПК потребует концентрации всех ресурсов, в том числе институтов развития, действующих в нашей стране. Причем диверсификация должна укрепить не только экономическую устойчивость ОПК, но и устойчивость критической инфраструктуры в условиях киберугроз, валютных колебаний и других рисков, а также позволит минимизировать воздействие факторов, которые могут негативно повлиять на реализацию большинства инвестиционных программ российских инфраструктурных монополий и государственных корпораций.
На предстоящий год высшим руководством страны поставлены четыре задачи диверсификации ОПК, решение которых необходимо обеспечить в приоритетном порядке2:
- завершение работы по формированию нормативно-правовой базы, позволяющей оборонным предприятиям диверсифицировать производство;
- создание системы управления процессом диверсификации, позволяющей, как минимум на трёхлетний период прогнозировать объемы и номенклатуру гражданской продукции, а также прогнозировать потребности перспективных рынков;
- оценка объемов финансирования господдержки каждого проекта, включая субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам и средства на НИОКР;
- увязка процесса диверсификации с реализацией национальных проектов или программ развития. Участие организаций ОПК в таких проектах должно стать важным инструментом стимулирования спроса, наращивания объёмов производства и сбыта гражданской продукции.
В свою очередь, российская политика в сфере ОПК проводится в целях обеспечения динамичного развития научно-технического, производственно-технологического, кадрового и интеллектуального потенциалов ОПК и предполагает в среднесрочной перспективе решение следующих задач :
- достижение целевых показателей реализации государственной программы вооружения, оснащенность войск и сил современными образцами вооружения, военной и специальной техникой (ВВСТ), поддержание установленных норм исправности ВВСТ;
- формирование опережающего научно-технического задела, разработка и производство перспективных образцов ВВСТ, продукции двойного и гражданского назначения;
- ускоренное импортозамещение, обеспечивающее снижение зависимости при производстве ВВСТ от поставок импортных комплектующих и материалов.
Согласно Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года развитие ОПК предполагает диверсификацию производства, направленную на увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции. Ожидается, что диверсификация производства ОПК позволит:
- выполнить государственный заказ на высокотехнологичную продукцию;
- поддерживать технологическое лидерство за счет сохранения и развития основных компетенций, технологической базы и кадрового потенциала ОПК;
- нивелировать сокращение объемов государственного оборонного заказа после 2020 года;
- создать конкурентоспособную продукцию двойного и гражданского назначения, востребованную на внутреннем и внешнем рынках;
- создать дополнительные рабочие места за счет мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики.
1 Довгучиц С.И., Журенков Д.А. Проблемы диверсификации оборонно-промышленного комплекса и пути их решения // Научный вестник ОПК России. 2017. - № 4. - С. 7-17.
2 Журенков Д.А. Приоритетные задачи диверсификации ОПК в целях инновационного развития промышленности // Научный вестник ОПК России. 2018. - № 4. - С. 47-51.
3
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Председателем Правительства Российской Федерации Д.Медведевым 29 сентября 2018 г.).
Переходя к сравнению развития процессов диверсификации оборонной промышленности России и Китая, отметим, что изначально китайский военно-промышленный комплекс (далее - ВПК) создавался по «рецептам» ВПК СССР и во многом при его участии1, вместе с тем Китай более чем на 10 лет раньше начал его реформу и добился при этом, в отличие от позднего СССР, значительных результатов. Реформирование китайского ВПК, осуществленное на рубеже XX и XXI веков, было нацелено на обеспечение реализации перспективной стратегии развития оборонного потенциала КНР, в которой сделан акцент на совершенствование его качественных параметров2. Конечной целью стратегии является достижение к 2050 году уровня развитых в военном отношении стран мира. Как показывает мировой опыт военного строительства, решение этой сложной задачи возможно только на базе освоения передовых научно-технических достижений, в первую очередь в области высоких (наукоемких) технологий, а также развитой в национальном масштабе системы интеграции науки и производства.
Современная оборонная промышленность Китая стала базой для гражданской авиации, автомобилестроения и других отраслей промышленности. При этом конверсионный ВПК Китая не только способствовал бурному развитию экономики, но и сам существенно повысил технический уровень. Если 30 лет назад Китай имел самый развитый ВПК среди стран «третьего мира», сильно отставая в передовых разработках от НАТО и СССР, то в начале XXI столетия благодаря продуманной конверсии и умелому использованию благоприятных внешних обстоятельств оборонная промышленность страны уверенно догоняет лидеров, входя в пятерку лучших военно-промышленных комплексов3. В настоящее время реформа оборонно-промышленного комплекса Китая продолжается. Приоритетными направлениями реформы ОПК Китая сегодня являются4:
- продолжение конверсии военного производства, активное использование избыточных мощностей оборонных отраслей промышленности в интересах гражданского сектора экономики;
- совершенствование системы управления ОПК с целью создания нового механизма хозяйствования предприятий оборонной промышленности, отвечающего требованиям рыночной экономики;
- стимулирование процесса передачи гражданскому сектору промышленности передовых технологий, созданных в системе ОПК;
- активное вовлечение гражданского, в том числе негосударственного, сектора экономики в процесс разработки и производства продукции военного назначения;
- создание системы малого по объему военного производства при сохранении широких мобилизационных возможностей;
- повышение качества подготовки квалифицированных кадров для военной промышленности для работы на всех уровнях разработки и производства вооружений и военной техники.
В докладе Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации «Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках» отмечено, что важнейшим направлением реформы ОПК Китая сегодня также является формирование современной научно-технической базы военного производства на основе интеграции предприятий оборонной промышленности и передовых в технологическом отношении гражданских компаний и предприятий, включая частные и с иностранным капиталом. Это позволяет говорить о том, что сейчас в КНР реализуется программа, направленная на интегрирование различных военных инноваций в гражданский сектор, а также адаптацию военной техники для использования в гражданских целях. Фактически, сегодня КНР осуществляет процесс интеграции государственных оборонных подрядчиков и частных компаний для стимулирования экономики и укрепления национальной оборонной системы.
Оборонную промышленность России и Китая сближает и тот факт, что изучение вопроса об объединении военных и гражданских исследований в обеих странах началось не более 5 лет назад. Опытно-конструкторский потенциал китайского ВПК ограничен, ему необходимо уделять больше внимания привлечению научных кадров и разработок гражданского сектора. В Китае признается, что потенциал военно-гражданских исследований в России велик, поэтому российский ВПК рассматривается в качестве важной составной китайско-российского научно-технического сотрудничества. Причем, оба государства видят в научно-технических компаниях и предприятиях основную силу научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, а в качестве механизмов финансирования отрасли используют фонды по грантам, поощряют научно-исследовательские и опытно-конструкторские структуры в рамках свободной конкуренции изыскивать альтернативные источники финансирования своей деятельности. Оба государства признают важность сотрудничества ВПК и гражданских НИИ5.
Также необходимо отметить роль руководства КНР, приложившего все усилия, чтобы реструктуризация ОПК не оказала отрицательного влияния на мобилизационные возможности военной промышленности. В условиях формирования многоукладной экономики одной из главных задач ее реформирования стало создание комплексной системы
1 Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках: Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. - Новосибирск, 2017. - С. 8.
2 Китай - Россия - 2050: стратегия соразвития / Б.Н. Кузык, М.Л. Титаренко. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - С. 500-501; Перспективы Китая: Научный доклад Института прикладных международных исследований. - М., 2003. - № 1. -С. 23.
3 Конверсия ОПК: опыт Китая. - http://arsenal-otechestva.ru/article/948-konversiya-opk-opyt-kitaya
4 Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках: Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. - Новосибирск, 2017. - С. 12.
5 Философия науки и техники в Китае: история и современность / Бао Оу; Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Институт науки, техники и общества Университета Цинхуа. - М.: ИИЕТ РАН, 2014. - С. 237-241.
контроля за сохранением государственного имущества и управления госсобственностью1. В России производство продукции военного назначения, как и в Китае, жестко централизовано, иерархично и сконцентрировано в руках государства, которое к тому же владеет рычагами управления системой военно-технического сотрудничества. Это говорит о специфике и значимости данного процесса, связанного, в первую очередь, с вопросами организации обороноспособности страны2.
Крупнейшие российские военные компании, также как и китайские, представляют собой огромные холдинги, включающие заводы, испытательные центры, конструкторские бюро и т.д. Продукция, выпускаемая данными госкорпорациями, имеет зачастую как военное, так и гражданское назначение.
Для успешной диверсификации оборонной промышленности крайне важной является развитая система инновационных малых и средних компаний. Показательной является ситуация сложившаяся с 8икИо1 8иреце1 100 - единственным гражданским самолетом, созданным в постсоветской России. Весьма красноречивым является мнение директора Центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации3: «Говорят, что через производство «Суперджета» Россия вышла из кризиса в авиастроении. Но организовать производство на головном заводе - это не то же самое, что возродить отрасль. Мы потеряли экосистему поставщиков советских времен, и теперь, чтобы сложились новые цепочки, потребуются десятилетия. Причем нужен постоянный массовый поток заказов, тогда бизнесу будет интересно входить в авиапром. Если же выпускать пару десятков «Суперджетов» в год, поставщики не появятся».
В России создан целый спектр инструментов поддержки инновационного предпринимательства, однако до настоящего времени значимый результат в полной мере не достигнут. В свою очередь, в этой сфере в Китае достигнуты значительные успехи - в целях улучшения предпринимательского климата и развития малого бизнеса в Китае разработан ряд перспективных мер, а именно4:
- совершенствование законодательства по вопросам защиты интеллектуальной собственности, трудовых взаимоотношений и социальных гарантий для предпринимателей;
- создание благоприятных институциональных условий для эффективного развития инновационного предпринимательства и контроль за реализацией всех действующих положений по поддержке малого и среднего бизнеса;
- создание равных условий в сфере налогообложения, кредитования, импорта и т.д. для всех предприятий малого и среднего бизнеса на уровне предприятий с государственной, кооперативной, иностранной формой собственности;
- полноправное участие предпринимательства в создании городских и сельских кооперативов, народных банков на акционерной основе.
Международное сотрудничество России и Китая в инновационной сфере позволит объединить инновационные компетенции двух стран и достичь значительного синергетического эффекта, значительный потенциал сотрудничества существует не только и не столько в сегменте крупных компаний, но в высокотехнологичных компаниях малого и среднего бизнеса, а система институтов развития в России должна выступить в качестве связующего звена между государственным сектором и бизнесом5, что позволит повысить вовлеченность компаний в инновационную деятельность и технологическое предпринимательство.
1 Конверсия ОПК: опыт Китая. - http://arsenal-otechestva.ru/article/948-konversiya-opk-opyt-kitaya
2 Российско-китайское военно-техническое сотрудничество как важный компонент стратегического партнерства двух государств: теоретическое и практическое измерение. - http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/416/rossijsko-kitajskoe-voenno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-kak-vazhnyj-komponent-strategicheskogo-partnerstva-dvuh-gosudarstv-teoreticheskoe-i-prakticheskoe-izmerenie-6428
3 «Суперджет» попал в болтанку. Почему забуксовал главный проект российского авиапрома. - https://profile.ru/economy/ industry/superdzhet-popal-v-boltanku-pochemu-zabuksoval-glavnyj-proekt-rossijskogo-aviaproma-65730/?fbclid=IwAR2og01XeDqeBexK ZfPE-Xrp33h-2ekR9RfmbPIDaaM8wBTfFw42Mnuse4s
4 Климова Н.В., Глущенко О.С. Инновационное предпринимательство в Китае // Fundamental research. 2018. - № 10. - С. 7478.
5 Россия и Китай: инновации и предпринимательство / Фонд Сколково. - М., 2016. - C. 94.