РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОБОРОННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА. ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПК РФ
С.А. Лемешевский
Златоустовский машиностроительный завод, г. Челябинск
Е.В. Маскайкина
Академия труда и социальных отношений Уральский социально-экономический институт, г. Челябинск
Оборонный сектор экономики России отличается от оборонно-промышленного комплекса Запада. Если на Западе частные компании вели борьбу за оборонные заказы своих правительств, то оборонно-промышленный комплекс (ОПК) в России формировался изначально под военные заказы государства. Поэтому процессы диверсификации и модернизации производства, источники и механизмы финансирования государственного оборонного заказа в отечественном ОПК имеют свою «историческую» специфику, что в известной мере затрудняет работу оборонных предприятий в рыночных условиях.
В настоящее время в военном секторе многих государств наблюдается глубокое реформирование военной промышленности на основе ее качественного обновления. Наиболее успешно модернизация этого сектора экономики протекает в развитых странах, что является составной частью структурных изменений в экономике, диктуемых условиями конкурентной борьбы на рынке.
Мировой опыт в данной области показывает, что в общем виде этот процесс включает две группы мероприятий:
1) конверсию избыточных или технологически устаревших производственных мощностей военной промышленности;
2) формирование новой структуры ОПК, соответствующей современной военностратегической ситуации в стране и мире в целом.
Существует достаточно широкий спектр реализации конверсии оборонного комплекса. В процессе конверсии при всем многообразии форм передачи технологий из военного сектора в гражданский и наоборот преобладающей становится тенденция к использованию в обоих секторах универсальных технологий двойного (военного и гражданского) назначения. Регулирующая и контролирующая роль
государства в этих процессах заключается в финансировании НИОКР двойного назначения, а также в ограничении монопольных эффектов и поддержании в секторах ВПК конкурентных условий хозяйствования.
Политика США в области конверсии заключается в масштабном бюджетном финансировании программ разработки технологий двойного назначения, как в оборонном, так и в гражданском секторах экономики.
Для реструктуризации ВПК США во второй половине 90-х годов наиболее характерной была тенденция слияния крупных компаний, производящих вооружение. Аналогичные процессы происходили в этот период и в других важнейших отраслях экономики: автомобильной, производстве средств телекоммуникации, космической промышленности.
Преимуществом сформировавшихся компаний-гигантов являлись дополнительные возможности рационализации производственного цикла с использованием новейших информационных технологий, исключения дублирования научных исследований, снижения издержек и достижения оптимальных показателей «цена - качество» выпускаемой военной и гражданской продукции. Ключевую роль здесь играют реализация стратегии во-енно-гражданской интеграции, предполагающей создание и использование универсальных технологий1.
В США осуществляется принятая в конце 1997 г. долгосрочная «Программа реформирования Министерства обороны». Один из ее центральных элементов - внедрение в практику военного ведомства принципов и методов коммерческой деятельности. К ним относятся, в частности, использование электронных каталогов, введение безбумажной технологии в тыловом обеспечении, технологическом обслуживании и ремонте вооружения и военной техники.
Особое внимание уделяется реорганизации военно-закупочной системы и новым методам и процедурам военных закупок. Среди них внедрение безбумажной контрактации, оплаты «микрозакупок» (мелких закупок стоимостью до 2,5 тыс. долл.) с использованием коммерческих кредитных карт и т.д. Предусмотрено также глубокое реформирование управления военными финансами, включая консолидацию финансовых структур в рамках Министерства обороны, использование компьютеризованных систем выплаты денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданским служащим министерства, расчетов с подрядчиками, внедрение безбумажного документооборота и др.
В качестве одного из важных путей повышения эффективности и экономии средств рассматривается приватизация. Под ней понимается передача частным фирмам некоторых видов деятельности, не относящихся к ряду военных, например, предоставление коммунальных услуг, жилья и др.
Передача частным фирмам отдельных видов военной деятельности практикуется и в некоторых других странах. Отношение к проблеме приватизации на Западе неоднозначно. Часть экспертов в США поддерживает идеи приватизации в рамках Министерства обороны, высказывают предложения приватизировать все закупки, не связанные с приобретением вооружений и военной техники. Сторонники этого мнения считают, что передача частным организациям материально-технического обеспечения американских войск как на континентальной части США, так и в зарубежных странах, может стать наиболее быстро развивающейся сферой военноэкономической деятельности.
Другие специалисты относятся к этой проблеме гораздо сдержаннее, поскольку трудно разграничить «сугубо военные» и «не сугубо военные» виды деятельности; не ясно, как далеко могут зайти приватизационные процессы в военных ведомствах и какими будут реальные последствия2.
В Великобритании конверсия рассматривалась как часть общенациональной программы реструктуризации и модернизации всех секторов экономики, включая оборонный сектор, направленной на повышение конкурентоспособности наиболее важных отраслей - оборонной и аэрокосмической промышленности.
Великобритания, испытывающая затруднения с финансированием программ разработ-
ки и производства систем оружия, значительное внимание уделяет реорганизации закупочных процессов с целью сокращения затрат.
В настоящее время главное управление закупок Министерства обороны стало относительно независимой организацией, в которой работают около 150 групп, каждая ведает отдельной закупочной программой в течение всего жизненного цикла системы - от разработки требований до материально-технического обеспечения. Руководство рассчитывает, что изменения в управлении закупочными программами дадут ежегодную экономию в сотни миллионов фунтов стерлингов3.
Для стран, осуществляющих рыночную трансформацию экономики, в том числе для КНР, реформирование ВПК сопряжено с преодолением дополнительных трудностей, связанных с переходом к децентрализованной системе управления экономикой.
Реформирование китайского ВПК связано с начавшимся переходом Китая к новому этапу индустриализации, важным моментом которого должен стать поворот от ресурсозатратного экстенсивного способа производства к эффективному ресурсосберегающему науко-, техни-ко- и капиталоемкому интенсивному способу. Этот переход, имеющий для Китая стратегическое значение, осуществляется в условиях ускорения научно-технического прогресса, углубления мировых интеграционных процессов в экономической и научно-технической сферах и возрастающего вклада науки в достижения экономики.
Идея реформирования ВПК Китайской Народной Республики предполагала «сочетание военного и гражданского, мирного и немирного, приоритет военного производства и его развитие с опорой на выпуск гражданской продукции»4.
Хозяйственная система КНР в дореформенный период была разделена на два сектора- военный и гражданский. Первый (военный сектор) находился на особом положении, а именно имел централизованное обеспечение сырьем, электроэнергией, оборудованием, квалифицированными кадрами. Второй базировался на местных материальных и трудовых ресурсах, полунатуральном сельском хозяйстве, мелкой местной промышленности.
Китайские специалисты по реформированию ВПК выделяют два основных этапа конверсии, отражающих постепенный переход ВПК к интеграции в мировую экономику.
Первый этап (1980-1990 гг.) проводился в рамках существовавшей централизованной системы управления и включал конверсию оборонных предприятий, предоставляющую им некоторую хозяйственную самостоятельность в условиях сокращения военного заказа и бюджетного финансирования оборонного комплекса. При выборе направлений производства гражданской продукции отсутствовали системность, обоснованность, целесообразность, экономические расчеты эффективности производства. Стихийность процесса привела к массовому выпуску продукции невысокого качества, перепроизводству и усилению конкуренции на рынке. Во второй половине 80-х годов политика в области конверсии осуществлялась в направлении усиления регулирующей роли государства и оказания конверсионным предприятиям целевой финансовой поддержки в соответствии с перспективными программами их развития.
Второй этап (начало 90-х - 2000 гг.) характеризовался созданием государственных военно-промышленных корпораций, модернизацией и интенсивными преобразованиями оборонной промышленности в соответствии с требованиями рыночной экономики при сохранении и развитии потенциала выпуска военной продукции. В 1991 г. была принята государственная программа конверсии на 90-е годы, в соответствии с которой намечалось проведение конверсии 115 военных заводов во внутренних районах Китая.
Китай последовательно осуществил реформирование оборонного сектора, производящего исключительно военную продукцию в сектор экономики, выпускающий как военную, так и гражданскую продукцию. К концу прошлого века промышленность этого сектора насчитывала свыше 600 производственных линий по выпуску товаров народного потребления, способных производить более 15 тыс. видов продукции. В шести отраслях оборонной промышленности доля выпускаемых товаров народного потребления возросла с 8% в 1979 г. до 75% в 1996 г., среднегодовой темп роста превысил 20%.
Для обеспечения экономической эффективности конверсионных предприятий Китай развернул широкое научно-техническое и торгово-экономическое сотрудничество с десятками стран. Эта деятельность включала самые разнообразные формы: заимствование передовой техники и трансфер технологий для перепрофилирования предприятий; соз-
дание компаний с совместным капиталом; выпуск продукции по заказам зарубежных фирм; подготовка управленческого персонала для конверсионных предприятий и др.
Уже к 1994 г. предприятиями оборонной промышленности Китая было создано более 300 совместных предприятий с иностранным участием. На нынешнем этапе Китай стремится обеспечить развитие предприятий ВПК опережающими темпами по сравнению с другими отраслями путем развития предприятий на основе увеличения выпуска гражданской продукции, в том числе ориентированной на экспорт. В целях расширения научно-исследовательской и производственной базы ВПК Китай открыл эту сферу для негосударственных компаний с участием иностранного капитала. Частные компании и научно-исследовательские центры получили доступ к разработкам и производству продукции военного назначения.
Реформирование китайского ВПК способствовало повышению научно-техни-ческого, технологического и производственного потенциалов оборонной промышленности, модернизации отраслей производства и формированию новых высокотехнологичных отраслей в гражданском секторе, что явилось фактором бурного экономического роста Китая и одновременно послужило импульсом в направлении интеграции Китая в мировую экономику.
Процесс реструктуризации военного сектора в России протекает в условиях рыночной трансформации экономики, содержанием которой является переход от планово-центра-лизованной системы к рыночной. Этим объясняются особенности формирования оборон-но-промышленного комплекса в России. Адаптация оборонной промышленности к рыночным условиям в нашей стране - достаточно трудный и противоречивый процесс, учитывая роль и место, которые занимал ВПК в Советском Союзе. Действительно, развитие военной промышленности было одним из важнейших социально-экономических и политических приоритетов страны. А финансирование военного сектора осуществлялось в полном объеме за счет средств государственного бюджета.
Начальный этап рыночной трансформации и реструктуризации экономики в военном секторе осуществлялся в форме конверсии, приоритеты которой, однако, не были четко определены. Итогом такого подхода было
распыление финансовых ресурсов, достаточно низкая эффективность производства гражданской продукции на предприятиях ОПК, их неспособность конкурировать на рынке гражданской продукции. В то же время имели место попытки развития производства гражданской продукции за счет применения технологий двойного назначения, но область применения таких технологий оставалась достаточно узкой в связи с особенностями продукции, производимой на оборонных предприятиях.
В условиях сокращения военных заказов, возникновением проблем с их финансированием предприятия ОПК вынуждены были искать эффективные способы хозяйствования и дополнительные источники финансирования. Так, характерным для процессов реформирования ОПК России было появление малых и средних фирм в рамках оборонных предприятий. При этом последние (оборонные предприятия) часть своих ресурсов направляли в эти фирмы. Для решения производственных проблем возникла необходимость поиска внутренних ресурсов и обращения к негосударственным источникам помощи, например, к сотрудничеству с иностранными компаниями.
Одним из направлений диверсификации ОПК России на современном этапе является применение технологий двойного назначения. Объективной основой этого процесса является появление, наряду с военным ведомством, крупных заказчиков с реальными источниками финансирования выпуска гражданской продукции на предприятиях ОПК с применением технологий двойного назначения.
В настоящее время финансово-экономическая ситуация в российском обороннопромышленном комплексе выглядит более благоприятно. Так, в 2007 г. наметились следующие позитивные тенденции:
- возрос более чем на 30% государственный оборонный заказ (ГОЗ);
- увеличился объем экспортных заказов на продукцию комплекса;
- выросли государственные инвестиции на развитие производственной базы и НИОКР в рамках федеральных целевых программ
(ФЦП);
- началась реализация мер поддержки ОПК в форме частичной оплаты процентов и предоставления государственных гарантий по банковским кредитам, полученным под экспортные контракты на поставку высокотехнологичной продукции;
- предприятия более активно стали ис-
пользовать такой инвестиционный инструмент как фондовый рынок.
Вместе с тем при функционировании ОПК возникает много проблем, которые требуют незамедлительного решения.
На протяжении последних десяти лет на финансирование статьи «Национальная оборона» федерального бюджета выделялись средства, составляющие практически неизменную долю в ВВП (около 2,7 %), финансирование осуществлялось «от достигнутого», с сохранением установившихся в середине девяностых годов пропорций (см. таблицу) Представляется, что данная тенденция сохранится и в будущем. Исходя из данных ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года», доля расходов на национальную оборону в ВВП составит в 2008 году 2,74%, в 2009 году - 2,67% и в 2010 году - 2,66%. Как правило, это мотивируется ограниченностью финансовых средств.
В настоящее время процесс подписания контрактов по ГОЗу и ФЦП занимает длительный период времени. В результате более 30% бюджетных средств на закупку вооружений и более 50% на НИОКР доходят до исполнителей только в четвертом квартале текущего года. Такая ситуация оборачивается хроническим дефицитом средств, который покрывается с помощью банковского кредита. Многие предприятия ВПК вынуждены брать банковский кредит не на развитие, а на покрытие текущих производственных затрат.
Кроме того, государственный оборонный заказ с коммерческой стороны часто оказывается невыгодным, так как формируется по затратному принципу (стоимость продукции определяется исходя из затрат на ее производство и фиксированных цен на сырье, материалы и полуфабрикаты), в то время как его исполнитель вынужден закупать часть материалов и комплектующих у поставщиков по рыночным ценам. Это резко ухудшает финансовое состояние оборонного предприятия.
Многие предприятия ОПК, не надеясь на государственное финансирование, кредитуются у банков. И сталкиваются с очередной существенной проблемой - дорогими кредитами. Даже предприятия, вынужденные брать заем для выполнения государственного заказа, не имеют льгот при кредитовании и вынуждены возмещать полную ставку рефинансирования.
В настоящее время средний возраст работающих в оборонной промышленности достиг
Ассигнования на национальную оборону и государственный оборонный заказ по линии Министерства обороны в 2002-2007 гг. и в 2010 г.
Годы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2010
Доля расходов на национальную оборону в ВВП, % 2,7 2,7 2,8 2,8 2,7 2,6 2,6
Доля расходов на национальную оборону в расходной части федерального бюджета, % 13,4 15,1 15,9 17,3 15,6 15,0 15,6
Доля ГОЗа в расходах на национальную оборону, % 32,0 33,2 34,7 34,0 36,6 36,7 50,3
Доля ГОЗа в расходной части федерального бюджета, % 3,9 4,8 5,2 6,1 5,5 5,6 7,9
Источник: Информационное агентство ТС ВПК.
50 лет. Высокотехнологичной отрасли не хватает в первую очередь молодых, талантливых инженеров, технологов и конструкторов. Решать проблемы инновационного характера производственники с имеющимися знаниями и навыками производства продукции, как показывает опыт, не могут.
Разработанные в свое время программы внутренней реструктуризации производства, одной из главных целей которых являлось снижение издержек, на многих предприятиях ОПК к 2006 году были фактически свернуты. Не произошел и ожидаемый в связи с увеличением объемов ГОЗа и экспортных контрактов переход от единичного к мелкосерийному производству. При этом накладные расходы большого количества предприятий остались на прежнем уровне и в ряде случаев доходят до 150%. Это зачастую и компенсируется путем повышения цены.
У большинства предприятий ОПК существует дисбаланс между малым по объему государственным заказом и огромными мобилизационными площадями. Так как степень загрузки производственных мощностей не превышает 20-30%, а «лишние» мобилизационные мощности необходимо содержать, то растут накладные расходы. Поскольку это не учитывается государством при формировании цены на военные изделия, их производство зачастую оказывается нерентабельным. В результате у предприятий не остается средств на развитие.
Таким образом, предприятия оборонной промышленности, несмотря на благоприятные факторы последних лет, в процессе своей деятельности сталкиваются с рядом проблем, решение которых требует не только денеж-
ных средств, но и политической воли, понимания приоритетов развития, направлений реструктуризации и модернизации отрасли, качественного менеджмента. Поскольку слабо проработаны институциональные (и прежде всего правовые) основы привлечения частного капитала, его собственники слабо заинтересованы в инвестировании предприятий ОПК, то без государственной поддержки невозможно нормальное функционирование и развитие оборонной промышленности. Государственный заказ играет в этих условиях важную роль, обеспечивая устойчивость работы высокотехнологичных предприятий, давая им возможность повышать свой технический уровень, модернизировать оборудование, выходить на внутренний и внешний рынок с конкурентоспособной продукцией, стимулировать развитие смежных предприятий гражданского сектора экономики. Поэтому необходимо определение рациональных размеров государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа не только с целью обеспечения развития ОПК, но и с целью достижения приемлемых макроэкономических и социальных показателей развития страны.
1 Каменное, П. Реформирование военно-промышленного комплекса Китая / П. Каменнов // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 8. - С. 32.
2 Фарамазян. Военная экономика: упор на эффективность и экономию средств / Фарамазян, Борисов // Мировая экономка и международные отношения. -2000,-№8.-С. 80.
3 Каменнов, П. Там же. - С. 31.
4 Там же. - С. 33.