Научная статья на тему 'Проблемы оборонно-промышленного комплекса России в условиях рыночной экономики'

Проблемы оборонно-промышленного комплекса России в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
675
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОК / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНВЕРСИЯ / ПРОДУКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковбаса Н. А.

Оборонно-промышленный комплекс обладает определенной спецификой, и его целесообразно рассматривать как неотъемлемую часть экономики России, являющуюся важным элементом эффективного функционирования государства. Статья посвящена анализу современного состояния оборонно-промышленного комплекса России в рыночной экономике, а также определению основных проблемных вопросов деятельности комплекса, приобретенных в период его реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оборонно-промышленного комплекса России в условиях рыночной экономики»

УДК 336.02

проблемы оборонно-промышленного комплекса россии в условиях рыночной экономики

Н. А. КОВБАОА,

кандидат экономических наук,

профессор кафедры налогового контроля и проверок финансово-хозяйственной деятельности E-mail: nalog1962@mail. ru

академия экономической безопасности МВд России

Оборонно-промышленный комплекс обладает определенной спецификой, и его целесообразно рассматривать как неотъемлемую часть экономики России, являющуюся важным элементом эффективного функционирования государства. Статья посвящена анализу современного состояния оборонно-промышленного комплекса России в рыночной экономике, а также определению основных проблемных вопросов деятельности комплекса, приобретенных в период его реформирования.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, рынок, рыночная экономика, реформирование, национальная экономика, экономические условия, военно-экономический потенциал, конверсия, продукция гражданского назначения.

Положение оборонно-промышленного комплекса (ОПК) как важной части функционирования экономики государства определяется не только тем, что он обеспечивает военную безопасность государства, но и, что не менее важно, участвует в формировании стабильного экономического развития и, следовательно, является необходимым звеном обеспечения национальной безопасности в целом.

Переход России к рыночной экономике и последующий процесс многолетней перестройки и адаптации всех отраслей российского хозяйства повлекли за собой ряд явлений, сказавшихся на оборонной сфере в большей степени отрицательно, что поставило государство перед необходимостью

преодоления всевозможных преград в сфере функционирования оборонно-промышленного комплекса России (рис. 1).

В процессе экономической реформы были сделаны определенные шаги к насыщению рынка потребительских товаров. Предприятия оборонного комплекса встали «на рельсы» конверсии, Правительство РФ стимулирует перспективные предприятия, делает «вливания» в промышленность, предпринимает шаги по ускорению структуризации рынка потребительских товаров.

По своему отраслевому составу ОПК делится на несколько основных отраслей, представленных на рис. 2 [1].

Но кроме военной продукции предприятия оборонно-промышленного комплекса производят продукцию гражданского назначения. Большая часть холодильников, магнитофонов, вычислительной техники, пылесосов и стиральных машин России производилась на предприятиях военно-промышленного комплекса. А телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и швейные машины выпускались только на военных заводах.

Таким образом, военно-промышленный комплекс концентрирует производство более сложной продукции.

Такое положение в ОПК вызывает к жизни две равновозможные тенденции. Первая — наличие акционерных обществ позволяет более эффективно использовать преимущества рыночной экономики.

Стратегические исследования развития оборонно-промышлен ного потенциала

Научно-методическое обеспечение мобилизационной подготовки

Информационное

обеспечение информационных технологий (Главный вычислительный центр)

Маркетинг и международная коммерческая информация

Комплексные технико-экономические

исследования, структурно-инвестиционная политика и экономическая безопасность ОПК

Проблемы внебюджет-

£

ного инвестирования экспертиза конверсионных проектов, организация и анализ сотрудничества с зарубежными странами

Рис. 1. Перечень основных кризисных направлений деятельности российского ОПК в условиях перехода к рыночной экономике

Однако низкий уровень капитализации большинства оборонных предприятий РФ снижает заинтересованность инвесторов во вложении своих средств в их развитие, существует опасность поглощения данных предприятий более сильными конкурентами.

Второй равновозможной тенденцией при такой структуре ОПК является возрастающий риск того, что эти предприятия просто перестанут быть

Рис. 2. Состав оборонно-промышленного комплекса

стратегически значимыми для обеспечения военно-экономической безопасности страны.

Экономические условия работы оборонных предприятий практически уравнены с функционированием предприятий других отраслей. Государственный оборонный заказ (ГОЗ) не выступает задающим генератором экономического развития ОПК: помимо относительно гарантированного бюджетного финансирования он дает право только на 40 % авансирования, повышенную до 25 % рентабельность, освобождение от земельного налога, а при проведении НИОКР — исключение НДС.

Анализ структуры предприятий ОПК показывает, что значительная часть их относится к корпоративной форме собственности — акционерным обществам с различной долей участия государства.

-65

Несмотря на некоторую стабилизацию и рост производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, в функционировании ОПК можно отметить ряд негативных тенденций.

1. В связи с практическим отсутствием за годы реформ инвестиций в основной капитал происходят старение производственного оборудования и увеличение износа основных фондов в промышленности, что сдерживает решение проблемы повышения конкурентоспособности продукции. В общем объеме парка оборудования оборудование с возрастом свыше 20 лет составляет 80 %, а до 10 лет — менее 20 %. Износ производственной базы ОПК в разных отраслях составляет от 60 до 82 %, не обновляются станочный парк и стендовая база, многие сооружения и инженерные коммуникации разрушаются и требуют капитального ремонта. По некоторым экспертным оценкам, на техническое перевооружение предприятий ОПК необходимо 25 трлн руб. в течение 10 лет, т. е. 2,5 трлн руб. ежегодно, тогда как в настоящее время выделяется не более 200 млн руб. в год.

2. После резкого падения объемов производства в постсоветский период в ОПК существует большое количество незагруженных мощностей.

3. Сохранилась тенденция к переходу на критический уровень объема производства многих видов военной продукции. Ряд предприятий ОПК полностью перепрофилирован на выпуск гражданской продукции, другие «теряют свои позиции на рынке оборонной продукции».

4. Сохраняется низкая инновационная активность предприятий ОПК: доля НИОКР в общем объеме работ предприятий ОПК составляет всего лишь 10 %, что на фоне старения производственного оборудования и износа основных фондов препятствует модернизации и повышению эффективности предприятий, решению проблемы повышения конкурентоспособности их продукции.

5. Медленно идут процессы снижения затрат всех видов ресурсов, уровни ресурсоемкости на предприятиях ОПК превышают не только соответствующие показатели развитых стран, но и других предприятий промышленности России. На процесс снижения затрат негативно влияет постоянный рост цен на комплектующие, материалы, сырье.

6. Обострилась кадровая проблема. Численность занятых в оборонной промышленности составляет 23,5 % от общей численности работающих по стране. Непосредственно вооружение и военную

технику (ВВТ) производят примерно 2 млн чел. Значительное число предприятий ВПК страдает от скрытой безработицы. Комплексно ухудшился и качественный состав рабочей силы. Так, средний возраст работников на предприятиях ВПК составляет 43 года (в НИИ и КБ — 45 лет). Около 16 % от общего числа персонала составляет молодежь до 30 лет; высокий процент работающих женщин — 52 % и пенсионеров — 11,5 % (в НИИ и КБ — 12,5 %).

7. В современных условиях на уровне субъектов РФ крайне слабо развита нормативно-правовая база, призванная обеспечивать эффективное функционирование предприятий и организаций ОПК. Отсутствует полная ясность о стратегии решения вопроса разграничения полномочий федерального центра и субъектов РФ в отношении управления предприятиями оборонного промышленного комплекса.

Таким образом, требуются меры, которые закрепили бы достигнутый рост и стимулировали бы дальнейшее развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Проведенный анализ экономической ситуации позволил выявить ряд негативных факторов, повлиявших на упадок многих предприятий ОПК.

С одной стороны, это резкое снижение расходов на военные нужды, падение объема и уровня фактического финансирования государственного оборонного заказа, разрушение хозяйственных связей между предприятиями-смежниками и отсутствие на первом этапе реформ нормативно-законодательной базы по реформированию предприятий оборонно-промышленного комплекса. С другой — нарастание внутренней и зарубежной конкуренции на рынке товаров народного потребления, рост цен на энергоносители, падение покупательной способности населения, кадровая проблема на предприятиях ОПК.

Следствием влияния указанных факторов явилась кризисная ситуация на многих предприятиях комплекса, выразившаяся в падении объемов производства до критического уровня (особенно по военной продукции). Как результат — массовые банкротства многих предприятий комплекса либо их перепрофилированные на выпуск гражданской продукции.

Главная проблема, однако, заключается в слабом финансировании ОПК. Мизерное финансирование поставило научные и конструкторские организации ОПК в очень тяжелое положение, за которым следует потеря воспроизводственного потенциала, особенно по высокотехнологичным

образцам ВВТ. Его восстановление потребует впоследствии больших средств, чем его поддержание на текущем уровне.

Ухудшение финансового положения оборонных предприятий привело к резкому устареванию оборудования. Недостаточный уровень капиталовложений в перевооружение функционирующих и мобилизационных мощностей ведет к их быстрому моральному и физическому старению, что в ближайшее время, несомненно, скажется на способности производить современное вооружение и военную технику. Широкое распространение и использование устаревших технологий характерны для экономики России. Их доля превышает 80 % используемого технологического потенциала.

Современное состояние, проблемы и тенденции развития оборонно-промышленного комплекса представляется целесообразным рассматривать с точки зрения выполнения им основных целевых функций (рис. 3).

Однако целевые функции оборонный комплекс не всегда в достаточной мере выполняет ввиду его недостаточной гибкости и невозможности динамичной перестройки в соответствии с регулярно изменяющимися военно-политическими и хозяйственными условиями. В связи с этим отмечается необходимость совершенствования «управления государственным имуществом в оборонном секторе

Рис. 3. Целевые функции ОПК в условиях рыночной экономики

через реструктуризацию собственности, создание интегрированных структур» [3].

На современном этапе при применении данной стратегии выхода российского ОПК на новый уровень, соответствующий новым рыночным условиям и одновременно отвечающий требованиям обеспечения экономической безопасности комплекса и государства, необходимо оценить реальные возможности оборонно-промышленного комплекса России, его технологические, экономические и организационные проблемы. В свете сказанного, а также исходя из авторского анализа возможностей увеличения уровня безопасности за счет максимального использования военно-экономического потенциала российского ОПК, рассматриваемую категорию необходимо подразделить на следующие составляющие группы:

1) трудовой потенциал;

2) научно-технический потенциал;

3) природно-ресурсный потенциал;

4) производственный потенциал.

Данные категории необходимо рассматривать с точки зрения двух методологических подходов:

> оценка ресурсов, которыми располагает национальная экономика;

> определение вероятного экономического результата в процессе применения всей массы ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

В контексте данных подходов важно отметить,

что «Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что расходы на реализацию Государственной программы вооружений на 2011—2020 годы составят 21 триллион рублей» [2]. Однако состояние ОПК таково, что простое увеличение объемов финансирования не сопровождается ор-ганизационно-эко-номическими мерами по повышению эффективности его работы, в связи с чем при рассмотрении вопроса реформиро-

Рис. 4. Сравнительная характеристика оценок современного состояния ОПК

вания ОПК необходимо оценивать прежде всего достигнутый на выходе результат, а не объемы бюджетных вливаний.

При сравнении полученных результатов таких оценок с данными опроса Всероссийского научно-исследовательского института межотраслевой информации [4] получено подтверждение гипотезы, определяющей, что предпринимаемые правительством меры хотя и воздействуют на современное состояние российского ОПК, но в полной мере не обеспечивают потребностей современной рыночной экономики в защите от угроз военно-экономической безопасности (рис. 4).

Фактически же в отраслях оборонной промышленности сокращение общего объема производства продукции на конверсируемых предприятиях составило 11 %. Удельный вес гражданской продукции в общем объеме выпуска конверсируемых предприятий составляет около 3/4.

«Ежегодные объемы финансирования национальной обороны сохранятся на уровне 2,8 % от ВВП. Для того чтобы выйти на эти показатели, пришлось внести довольно значимые корректировки и в бюджет, и в наши проектировки на ближайшие годы. Реализация госпрограммы позволит к 2020 году оснастить Вооруженные Силы Российской Федерации современными видами вооружений от 70 до 100 процентов», — заявил Дмитрий Медведев [2].

Данный вывод предопределил дальнейшую необходимость оценки экономических угроз и рисков безопасности хозяйствующих субъектов оборонно-промышленного комплекса в целях улучшения

механизмов обеспечения военно-экономической безопасности страны. При этом проблемы экономической безопасности в сфере оборонной промышленности в настоящее время являются недостаточно исследованными, поэтому необходимо продолжение научного поиска, результаты которого позволят выработать и реализовать военно-экономическую политику государства в условиях существующих жестких экономических ограничений. Здесь, в частности, необходимо выявить оборонные аспекты экономической безопасности, которые будут определять ее состояние и наметившиеся тенденции обеспечения военной безопасности, прежде всего военно-экономический потенциал. Кроме того, необходимо определение эффективной доли ВВП, направляемой на удовлетворение потребностей военной организации государства, при которой не только обеспечивается военная безопасность страны, но и оказывается положительное влияние на национальную экономику в целом.

Список литературы

1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Департамент развития оборонно-промышленного комплекса): официальный сайт. URL: http://www. minprom. gov. ru/ministry/ dep/copy_of_sample.

2. Одна из главных задач страны // Военно-промышленный курьер, 2010. 1 декабря. № 47 (363).

3. Путилин В.Н. Основные направления укрепления экономической безопасности и повышения эффективности оборонной промышленности // Независимое военное обозрение, 2008. 25 января. URL: http://nvo. ng. ru/concepts/2008-01-25/6_zapad. html.

4. Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации — федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности» (ФГУП «ВИМИ» ) : официальный сайт. URL: www.vimi.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.