Научная статья на тему 'Оборонно-промышленный комплекс России: предназначение, состояние и перспективы развития'

Оборонно-промышленный комплекс России: предназначение, состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3838
1324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв Е.Ю.

В статье представлен анализ состояния и тенденций развития российского оборонно-промышленного комплекса. Определено место ОПК в экономической и военной системах государства, обоснована необходимость развития военной экономики и ОПК в России, а также описан механизм влияния военной экономики и ОПК на национальное хозяйство. Показано, что наличие у России современных Вооруженных Сил является одним из условий ее успешной интеграции в систему международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оборонно-промышленный комплекс России: предназначение, состояние и перспективы развития»

УДК 338.4

оборонно-промышленный комплекс РОссИИ: предназначение, состояние и перспективы развития*

е. ю. хрусталёв,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru

Центральный экономико-математический институт РАН

В статье представлен анализ состояния и тенденций развития российского оборонно-промышленного комплекса. Определено место ОПК в экономической и военной системах государства, обоснована необходимость развития военной экономики и ОПК в России, а также описан механизм влияния военной экономики и ОПК на национальное хозяйство. Показано, что наличие у России современных Вооруженных Сил является одним из условий ее успешной интеграции в систему международных отношений.

Ключевые слова: военная экономика, вооружение и военная техника, оборонно-промышленный комплекс, военная безопасность, вооруженные силы, международные отношения.

Оборонно-промышленный комплекс — совокупность научно-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов для государственных силовых структур и на экспорт, а также гражданской продукции в рамках конверсии.

В России в начале 1990-х гг. в результате стихийной либерализации экономики произошла потеря управляемости научно-промышленной сферой страны в целом, что негативно отразилось в первую очередь на оборонно-промышленном комп-

* Статья подготовлена при поддержке российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) (проект № 11-02-00243-а).

лексе — главном носителе ее научно-технического, технологического и кадрового потенциала. Этот потенциал, наименее ориентированный (в силу своей главной функции) на запросы рынка, без адекватной государственной поддержки подвергся разрушению и существенному сокращению.

Тем не менее другой перспективной базы интенсивного экономического подъема, альтернативной отраслям ОПК, у России нет. Предприятия ОПК в технологическом и кадровом отношении оснащены лучше, чем в других обрабатывающих отраслях. Это и позволило потенциалу ОПК в кризисных условиях в основном сохранить свою жизнеспособность, хотя фактор времени по-прежнему остается критическим. Более того, благодаря живучести ОПК удалось восстановить свои позиции на мировом рынке продукции военного назначения, придать стабильность тенденции наращивания ее дальнейшего экспорта; он пока еще способен воспроизводить и воспринимать новейшие научные достижения, доводить их до уровня технических и технологических новшеств.

Перепрофилирование избыточных оборонных мощностей, диверсификация предприятий ОПК путем освоения ими широкого круга гражданской продукции, в первую очередь производственного назначения, обеспечивает максимальную реализацию возможностей ОПК, отводит угрозы дальнейшей потери его кадрового и научно-производственного потенциала. Техническое и технологическое пере- 61

вооружение на базе ОПК гражданских секторов экономики наряду с тиражированием инноваций, продуцируемых ОПК, позволило бы снижать издержки, повышать конкурентоспособность и производительность всей российской экономики.

Высокий уровень адаптивных способностей отраслей ОПК предопределил то, что после кризиса 1998 г. он вновь стал явным лидером всей отечественной экономики, значительно опережая темпы общепромышленного роста. Сложившийся диспаритет внутренних цен на гражданскую продукцию ОПК сделал ее более выгодной в сравнении с импортом. Одновременно он повлиял и на экспорт продукции военного назначения. Сейчас вклад ОПК является самым значительным не только в высокотехнологичном, но и во всем машиностроительном экспорте отечественной экономики.

Вместе с тем представляется, что наметившиеся прогрессивные тенденции развития ОПК по-прежнему не устойчивы, ведь отмеченный результат в определяющей степени обусловлен ростом его гражданской и экспортной составляющей. Востребованная же экспортная продукция является лишь небольшой частью всего спектра вооружений и военной техники (ВВТ), необходимой Вооруженным Силам РФ. Причина неустойчивости видится в том, что структурно-технологическая и институциональная трансформация ОПК осуществляется недостаточно системно как с точки зрения проведения четкой и взвешенной научно-промышленной политики в целом, так и с точки зрения приведения потенциала ОПК в соответствие с перспективными запросами Вооруженных Сил на ВВТ, увязанными с конкретными целями, задачами и требованиями военной реформы, в неочевидных успехах которой и проявляется непоследовательность и неэффективность государства в деле военного строительства [1, 10, 11, 12, 15].

Военная экономика и ОПК: сущность и структура. Военная экономика имеет столь же древнюю историю как армии и войны, с которыми она находится в неразрывной взаимосвязи. За многовековое существование военная экономика под воздействием развития производительных сил, военного дела и особенно научно-технического прогресса неоднократно подвергалась трансформации.

Вплоть до конца XIX в. основная экономическая проблема, связанная с ведением войн, состояла в том, чтобы добыть деньги на войну. На этом историческом этапе потребности войск удовлетворялись

продукцией, почти на 90 % состоявшей из предметов личного довольствия солдат и офицеров и фуража [3, 6]. Их источниками могли быть и заранее накопленные запасы, и так называемые местные ресурсы, которые можно было реквизировать или купить. Лишь около 10 % конечной военной продукции составляли специфические предметы вооружения. То есть военные потребности удовлетворялись в основном той же продукцией, что и гражданские, война приводила лишь к перераспределению совокупного продукта в пользу вооруженных сил. В плане воспроизводства она увеличивала долю текущего потребления, а в нем — долю вооруженных сил, уменьшая и порой сводя к нулю долю накопления. Военная сфера экономики в современном смысле этого понятия отсутствовала.

Но уже во время Первой мировой войны проблема существенно усложнилась, так как для ведения войны требовались многообразные средства вооруженной борьбы. В составе военных потребностей стали преобладать вооружение и военная техника, боеприпасы, горючее и другие предметы, натуральная форма и масштабы потребления которых предполагают их промышленное производство. Невозможно было создать большие запасы этих предметов на длительное время, купить или реквизировать их на занятой войсками территории. Потребовалось организовать мощное текущее производство ВВТ, создать разветвленную военно-экономическую инфраструктуру, чтобы непрерывно, своевременно и в требуемом ассортименте поставлять вооруженным силам все необходимое для их функционирования. Впервые такая военно-экономическая система была создана в ходе Первой мировой войны путем проведения экономической мобилизации, т. е. перевода значительной части гражданского производства на выпуск военной продукции. Это было уже не простое перераспределение совокупного продукта в пользу вооруженных сил, а кардинальное изменение структуры общественного производства, всех пропорций воспроизводства в целях максимального увеличения военного производства. Процесс этот получил название конверсии экономики, а послевоенная перестройка ее на мирные рельсы — реконверсии. Наиболее рельефно и полно конверсионные процессы проявились во время Второй мировой войны.

Важнейшая роль экономики в войне наиболее наглядно проявилась в XX в. и особенно в годы Первой и Второй мировых войн. Как относительно

Рис. 1. Функциональная структура военной экономики и ее связь с национальной экономикой и вооруженными силами

самостоятельная и крупная военно-хозяйственная система военная экономика сформировалась в ходе Первой мировой войны. Возникновение и развитие военной экономики как объективного общественного явления обусловлено, прежде всего, политическими причинами, стремлением государств использовать военную силу в качестве средства обеспечения безопасности страны, достижения военным путем экономических, политических и иных целей.

В отечественной и зарубежной литературе встречаются различные определения понятия «военная экономика» 1. В рамках данной статьи под военной экономикой понимается система специализированных организаций (предприятий, научных и учебных организаций, ведомств и пр.) и институтов (нормативно-правовых, экономических и пр.), используемых для экономического обеспечения военной организации государства. Термин «военная экономика» используется также для обозначения системы теоретических взглядов на законы и закономерности функционирования военного хозяйства, обеспечения военно-экономи-

1 См., например [4, 5, 16].

ческих потребностей и военно-экономической безопасности государства.

На всем протяжении истории в военной экономике происходили и продолжают происходить эволюционные и революционные изменения, однако ее общее функциональное предназначение остается неизменным и заключается в производстве огромного ассортимента продукции и услуг оборонного назначения, в материально-техническом обеспечении функционирования военной организации государства. Непрерывно расширяющийся под влиянием военно-политических, военно-технических и других причин военно-экономический процесс охватывает совокупность четырех функционально различных видов деятельности (рис. 1), каждый из которых осуществляется соответствующей фазой военной экономики.

В структуре военной экономики различают два блока: производственный, соответствующий основной фазе военно-экономического процесса, и инфраструктурный, включающий в себя фазы распределения, обмена (обращения) и потребления оружия и других предметов военного назначения. Производственный блок, объединяющий предприятия и организации, продукция которых предназначена для удовлетворения военных потребностей государства и поставок за рубеж, образует специфический сектор национальной экономики — оборонно-промышленный комплекс или, иначе, оборонную промышленность. Продукция в данном определении включает в себя конечные и промежуточные товары и услуги. В современную эпоху именно ОПК определяет облик военной экономики, образует фундамент ее развития и служит важнейшей опорой военной мощи государства.

К числу структурных элементов ОПК, помимо самой промышленности, относят и другие отрасли, в частности строительство и сферу услуг. Оборонная промышленность стремительно развивается под воздействием научно-технического прогресса и изменений в военном деле, в ней появляются новые отрасли, происходит перестройка научно-производственной базы, организационной структуры и т. д.

Выполняемый предприятиями оборонной промышленности государственный оборонный заказ (ГОЗ) является ключевым механизмом реализации военно-технической политики, развития вооружения и военной техники и представляет собой очень

Рис. 2. Взаимосвязь ОПК с другими сферами жизнедеятельности государства

важный инструмент стимулирования экономического развития страны.

Оборонно-промышленный комплекс является относительно самостоятельной системой, но его функционирование невозможно без наличия тесных межсистемных взаимосвязей с внешней политикой, национальной экономикой, военной организацией (рис. 2). Процессы, протекающие в этих сферах жизнедеятельности государства, оказывают решающее влияние на функционирование оборонной промышленности.

Геополитическое положение государства, его место в системе глобальных военно-политических отношений и военно-политическая ситуация в мире определяют ключевые национальные интересы и угрозы безопасности государства. Это, в свою очередь,

Трансформация системы международных отношений

I

взаимоисключающие тенденции

к формированию многополярного мира

- укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений;

- совершенствование механизмов многостороннего управления международными политическими, экономическими, финансовыми и информационными процессами;

и

Рис. 3. Трансформация системы международных отношений

64-

наряду с особенностями исторического развития государства определяет облик военной организации, а следовательно, размеры и структуру ОПК. Состояние и динамика развития оборонной промышленности зависят от возможностей национальной экономики — финансово-экономической базы ОПК.

Таким образом, эффективное стратегическое управление оборонно-промышленным комплексом невозможно без анализа геополитической ситуации в мире, социально-экономической ситуации в стране, военной организации, а также основополагающих документов, определяющих принципы и основные направления военного строительства в Российской Федерации.

Военные аспекты геополитической ситуации в мире. Современная геополитическая ситуация характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эпохи биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции (рис. 3).

Трансформация сопровождается стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным. Как Россия, так и ведущие мировые державы не исключают применения вооруженных сил для реализации своих национальных интересов и стремятся увеличить военную мощь и

военный потенциал. Следует отметить, что практически все без исключения страны мира увеличивают расходы на оборону. Общемировые расходы на оборону имеют устойчивую тенденцию к росту. Исключением стал 2009 г., когда военные расходы впервые снизились за последние 10 лет, что обусловлено мировым экономическим кризисом и является временным явлением. В 2009 г. мировые расходы на оборону со-

к установлению доминирования одной страны или группы стран в мировых делах

создание структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права

формирование и укрепление региональных центров силы

усиление национального, этнического и религиоз- ■ ного экстремизма

активизация сепаратизма

ставили 1,335524 трлн долл., что ниже показателя 2008 г. (1,388156 трлн долл.) [20].

Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов и обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.

Основные факторы, определяющие и дестабилизирующие военно-политическую обстановку, представлены на рис. 4 и 5.

Наряду с указанными факторами геополитическая обстановка в первой половине XXI в. будет подвержена влиянию ряда факторов неопределенности — ситуаций, конфликтов или процессов политического или военно-политического свойства. Наиболее значимыми факторами неопределенности являются: развитие внутренней ситуации в ведущих странах и ключевых регионах мира; развитие ситуации в странах Содружества Независимых Государств (СНГ); ситуация в приграничных с СНГ регионах; возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента.

Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом имеющихся факторов неопределенности показывает степень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Наряду с переменами в области военно-политических форм и методов существенно модифицировался характер непосредственно военного, боевого противостояния, учет которого необходим для разработки приоритетных направлений развития оборонно-промышленного комплекса.

Ядерное сдерживание особенно применительно к сдерживанию угроз, связанных с применением

снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной

1

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения и средств его доставки

обострение информационного противоборства

у

v

усиление региональной гонки вооружений

распространение локальных воин и вооруженных конфликтов

Рис. 4. Факторы, определяющие военно-политическую обстановку

противником обычных вооружений, в современных условиях может быть осуществлено эффективно только при наличии боеспособных сил общего назначения.

На основании анализа конфликтов конца XX — начала XXI в. можно выделить следующие основные черты современных и будущих войн [14]:

• влияние на все сферы жизнедеятельности человечества;

• коалиционный характер;

• постоянная угроза внезапного нанесения противником первого упреждающего электронно-огневого удара с определяющим влиянием на ход и исход первых операций;

• широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения;

• активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом;

• стремление сторон к дезорганизации системы государственного и военного управления;

• применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники;

• маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;

• поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон;

использование военно-силовых акций в качестве средства "гуманитарного вмешательства" без санкции Совета Безопасности ООН, в обход общепризнанных принципов и норм международного права

попытки ослабить (игнорировать) существующие механизмы обеспечения международной безопас- ^Ч.

I ^^

ности (прежде всего ООН и ОБСЕ)

1

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

расширение масштабов организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия ^^ и наркотиков, транснациональный характер этой деятельности

нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения

\

деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и структур

использование субъектами международных отношений информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий в агрессивных (экспансионистских) целях

Рис. 5. Факторы, дестабилизирующие военно-политическую обстановку

• напряженность борьбы за захват и удержание инициативы, завоевание господства в воздушно-космическом и информационном пространстве;

• существенная роль соотношения уровней морально-психологической устойчивости сторон, и в особенности — высшего командного состава;

• возрастание роли защиты войск, населения и объектов тыла страны от существующих и перспективных средств поражения;

• высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массового уничтожения.

Войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин, которые следует учитывать при раскрытии стратегического содержания вооруженной борьбы будущего.

Современное состояние российского ОПК.

К началу 1990-х гг. ОПК СССР характеризовался самым высоким по сравнению с другими секторами экономики научным, технологическим и производственным потенциалом. Предприятия ОПК производили 20—25 % валового национального продукта. На долю оборонных производств приходилось более 12 % основного капитала промышленности.

На военные разработки тратилось почти 75 % от всей суммы средств, выделяемых бюджетом на НИ-ОКР. Общая численность персонала оборонных НИИ и КБ превышала 1,8 млн чел. На предприятиях ОПК производилась продукция гражданского назначения широкого профиля: телевизоры, радиоаппаратура, фотоаппараты, стиральные машины, оборудование для других отраслей народного хозяйства, причем их доля в выпуске такой продукции достигала 80—100 %. От ОПК зависело благополучие более 10 млн граждан.

Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности, призванные уменьшить бремя военных расходов и насытить рынок гражданской продукции дефицитными товарами, для чего предполагалось использовать накопленный на оборонных предприятиях мощный научно-технический, кадровый и производственный потенциал, превратили этот некогда процветавший сектор экономики в средоточие экономических и социальных проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мероприятия, проводившиеся в рамках конверсии и реструктуризации ОПК, сводились к количественному сокращению числа предприятий оборонной промышленности и практически не преследовали цели оптимизации его качественного состава, ориентированного на выполнение государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа. Фактически реформирование ОПК было оторвано от военного строительства.

Результатом такой экономической политики в области ОПК стало значительное ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий и снижение их надежности, являющейся интегральной характеристикой предприятий. Многие из предприятий ОПК даже при выделении необходимых ассигнований уже не способны качественно и в срок выполнить возложенные на них работы.

В настоящее время оборонно-промышленный комплекс России представляет собой системообразующую группу из восьми военно ориентированных

отраслей, включает около 800 промышленных предприятий и около 570 проектных, конструкторских и технологических организаций [9] (без предприятий и организаций Минатома России). Около 1 200 предприятий и организаций (включая ремонтные заводы Минобороны России), расположены в 70 регионах России. Число занятых на предприятиях и в организациях оборонной промышленности превышает 2 млн чел. Из общего количества промышленных предприятий и научных организаций оборонной промышленности по видам собственности составляют: государственные — около 36 %; акционерные общества (АО) с участием государства — около 33 %; акционерные общества без участия государства — 30 %. При этом государственные предприятия выпускают около 44 % продукции, акционерные общества с участием государства — около 34 %, акционерные общества без участия государства — около 22 %. Государственные научные организации ОПК создают порядка 72 % научно-технической продукции, акционерные общества с участием государства — 15 %, акционерные общества без участия государства — 13 %.

Доля отраслей ОПК в производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции достигает по авиационной технике, гражданскому космосу, оптическому приборостроению, изделиям электронной техники, промышленным взрывчатым веществам 100 %; судостроению, радиоэлектронной аппаратуре — 90 %; средствам связи — 70; сложной медицинской технике — 60; высокотехнологичному оборудованию для ТЭК — 30 %. Интеграция предприятий оборонно-промышленного комплекса в холдинги ведет к увеличению количества акционерных обществ и уменьшению числа федеральных государственных унитарных предприятий. Одновременно с этим завершается создание казенных предприятий, которых на сегодняшний день около 20. Предполагается превращение ОПК в рамках стратегии развития комплекса в высокотехнологичный многопрофильный комплекс, включающий крупные конкурентоспособные компании. Как ожидается, к концу 2015 г. в ОПК будет около 40 таких компаний [21].

Оборонно-промышленный комплекс является наиболее высокотехнологичным сектором экономики страны. В этом отношении Россия отличается от ведущих государств Запада и США, где научно-технический прогресс одинаково характерен и для военного, и для гражданского секторов. Более

того, нередко именно гражданский сектор поставляет новые технологии военному производству (особенно в микроэлектронике и вычислительной технике). Российский ОПК был и во многом остается единственным национальным источником, поставляющим высокие технологии в гражданский сектор производства товаров и услуг. Поэтому от состояния и уровня развития предприятий оборонной промышленности зависит обеспечение национальной безопасности и решение вопросов по техническому перевооружению важнейших сфер экономики (транспорт, связь, топливно-энергетический комплекс, здравоохранение и др.), а также социально-политическая стабильность в большинстве регионов России. Кроме того, ОПК играет значительную роль во внешнеэкономической стратегии государства по расширению экспорта наукоемкой машиностроительной продукции и технологий. На ее долю приходится около 35 % экспорта машин и оборудования.

Предприятиями ОПК производится около 30 % продукции отечественного машиностроения. Удельный вес продукции военного назначения составляет более 50 % от общего объема производства (в интересах Минобороны России и других силовых ведомств — 30—40 %).

В течение ряда лет функционирование предприятий оборонной промышленности определялось рядом негативных факторов: низкой фондовооруженностью; большим износом основных производственных фондов; низким уровнем загрузки производственных мощностей и рентабельности; снижением численности и качества персонала; распадом сложившихся кооперационных связей; слабой экономической устойчивостью, неритмичностью и недостаточным финансированием.

Действие указанных факторов может привести к следующим негативным последствиям: затягиванию сроков разработки образцов вооружения; изменению тактико-технических заданий на разработку в сторону снижения заложенных ранее тактико-технических характеристик; преждевременному окончанию работ плана на ранних стадиях; невозможности начать серийное производство уже разработанных комплексов; удорожанию процесса разработки и производства ВВТ.

На фоне имеющего место в последние годы экономического роста в оборонной промышленности России появились явные свидетельства некоторого позитивного изменения ситуации: растет экспорт

ВВТ, увеличиваются объемы государственного финансирования, финансово-банковская система стала проявлять больше интереса к реальному производству, снизились темпы приватизации и т. д. Среди тенденций, наметившихся в последние годы, следует отметить изменение соотношения вклада гражданского и военного секторов ОПК. Если в 2006—2008 гг. наблюдался опережающий рост производства военной продукции, то в 2010 г. быстрее увеличивались объемы выпуска гражданской. Выпуск гражданской продукции увеличился во всех отраслях ОПК. Доля гражданской продукции в общем объеме производства оборонных предприятий в 2010 г. увеличилась почти до 42 % по сравнению с 37 % в 2009 г.

Сам факт и результат промышленного роста в ОПК особенно важны и показательны, если учесть, что его достижению сопутствовал продолжающийся процесс коренного реформирования, реструктуризации и сокращения ОПК. В новых геополитических и экономических условиях этот процесс есть не что иное как эмпирический поиск структурно-технологического баланса ОПК с текущими и перспективными возможностями государства, отвечающими его доктринальным и программным документам в сфере обеспечения национальной и технологической безопасности, с запросами мирового рынка на ВВТ, производственного и потребительского секторов новой российской экономики на его гражданскую продукцию.

Вместе с тем, хотя ОПК в целом показывает положительную динамику производства, она неустойчива, а потому скорее следует вести речь о балансировании между стабилизацией и ростом, что свойственно всей обрабатывающей промышленности. Негативное влияние на финансовое состояние предприятий также оказывают два фактора: задержки перечисления средств государственными заказчиками и рост цен на энергоносители.

Основные фонды предприятий, которые в 1991 г. были не самыми современными, в последующие годы практически не обновлялись. Отсутствие заказов и финансовых средств у предприятий ОПК реально повлекло за собой нарушение процесса воспроизводства научно-технического и технологического потенциала. Морально устаревшими признаны 75 % еще работоспособных производственных фондов предприятий ОПК. Около 50 % фондов имеют физический износ. На протяжении более десяти последних лет темпы ежегодного обновле-

ния основных фондов в ОПК не превышали 1 %, в то время как потребность в их замене, диктуемая техническим прогрессом и конкуренцией, составляла 10 % (в научно-экспериментальной базе — не менее 15 %, а в некоторых ее секторах — до 30 % в год). Из общего количества передовых производственных технологий на предприятиях оборонных отраслей почти половина (47,7 %) была введена в эксплуатацию 15 лет назад и ранее.

Еще одним фактором, сдерживающим развитие оборонной промышленности России, стала неэффективность выработанной правительством страны концепции структурного реформирования ОПК. Провозглашенное создание крупных вертикально интегрированных холдингов встречает большое сопротивление со стороны предприятий, поскольку управляющие компании, кроме отъема доходов, ничего не гарантируют.

Действие указанного комплекса негативных факторов привело к тому, что произошло замедление, а фактически прекращение экономического роста в оборонном секторе, что резко контрастирует с показателями всего предыдущего пятилетия, но согласуется с утверждением о неустойчивости экономической динамики. Задействованные резервы на сегодня фактически исчерпаны, а новые стимулы действуют далеко не всегда и не везде.

В числе наиболее важных задач, требующих безотлагательного решения, можно особо выделить создание современных действенных механизмов стратегического планирования, управления и контроля; обеспечение внутренней консолидации ОПК, избавление его от структурной избыточности; повышение экономической отдачи от используемой государственной собственности. Для успешного решения перечисленных и ряда других проблем необходима обоснованная программа интеграции ОПК в рыночную инфраструктуру, повышение его экономической привлекательности. Развитие комплекса, качественный рост его эффективности и конкурентоспособности возможны лишь на основе внедрения современных рыночных инструментов.

Для реализации этого были разработаны очередной вариант государственной политики, а также правительственная федеральная целевая программа реформирования ОПК. В соответствии с принятыми документами планируется интегрировать предприятия ОПК в крупные промышленно-фи-нансовые бизнес-группы оборонно-гражданской направленности. Укрупнение будет сопровож-

даться дальнейшим сокращением числа предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, причем останется примерно половина из них, работающих наиболее эффективно.

Стратегическое управление ОПК: определения, суть и требования. Анализ литературы, посвященной и затрагивающей концептуальные проблемы стратегического управления, позволяет сделать вывод о том, что трактовка термина «стратегия» всегда связана с выбором направления развития организации и маршрутом движения в этом направлении. При формулировке стратегии, как правило, следуют трем этапам: 1) анализ существующего положения вещей («где находимся сейчас»); 2) желаемого («где хотим оказаться»); 3) пути, по которому можно переместиться из настоящего в будущее («как туда попасть»).

Для решения поставленных задач предложена система понятий, раскрывающих суть стратегического управления ОПК (рис. 6.).

Под стратегическим управлением ОПК будем понимать деятельность по разработке и реализации стратегии развития ОПК. Стратегию развития ОПК определим как основное направление развития ОПК и замысел его реализации. Направление развития ОПК представляет собой последовательность все более совершенных целей функционирования ОПК, а замысел — представление о принципах и основных способах достижения таких целей [7, 8, 18, 19]. Цели, определяющие направление изменения состояния системы, называют траекторными или направляющими.

Таким образом, основными этапами стратегического управления ОПК в части разработки стратегии являются: обоснование и формирование целей функционирования ОПК — стратегическое целеполагание; разработка принципов и основных способов достижения таких целей — стратегическое проектирование.

Для разработки и эффективного применения методики стратегического управления ОПК необходимо чтобы она, во-первых, удовлетворяла основным требованиям, обусловленным самой

Стратегическое управление ОПК

(деятельность по разработке и реализации стратегии развития ОПК)

Стратегия развития ОПК

(

)

Направление развития ОПК

(

все более совершенных целей )

Замысел

(

способах достижения целей )

этапы стратегического управления*

1. Стратегическое целеполагание

(

)

2. Стратегическое проектирование

(

способов достижения целей )

Указанные этапы относятся к стадии стратегического управления, охватывающей разработку стратегии. Стадия реализации стратегии не рассматривается.

Рис. 6. Система понятий, раскрывающих суть стратегического управления ОПК

природой оборонно-промышленного комплекса и процессами, происходящими во внешней среде и влияющими на функционирование ОПК, и во-вторых, поддерживала основные этапы стратегического управления.

Оборонно-промышленный комплекс можно отнести к социальным или гуманистическим системам, т. е. системам, главными компонентами которых являются социальные единицы и образованные ими различного рода общности (национальности, государства и т. п.), а также объекты биологической и неживой природы, наиболее тесно связанные с деятельностью человека [13].

Имея социальный характер, оборонно-промышленный комплекс является сложной слабострукту-рируемой системой, обладающей всем спектром свойств, характерных для таких систем:

• неопределенностью, связанной с тем, что многие процессы, протекающие в ОПК и вокруг него, не поддаются наблюдению. Неразрешимая неопределенность, свойственная системе, обусловливает гипотетический характер моделей, отражающих механизмы ее функционирования;

• трудной формализуемостью, обусловленной тем, что ОПК тесно переплетается практически

со всеми сферами жизнедеятельности государства, т. е., во-первых, как система состоит из множества элементов различной природы (экономических, военно-технических, политических и др.), во-вторых, функционирование комплекса зависит от множества факторов различной природы, и в-третьих, информация о большинстве таких факторов и механизме их влияния на ОПК носит качественный характер, т. е. представлена в виде словесных описаний;

• уникальностью. Находясь под влиянием бесчисленного множества зачастую специфических факторов, оборонно-промышленный комплекс государства является единственной в своем роде системой со свойственными только ей составом и структурой. Уникальность системы ограничивает возможность использования опыта управления подобными системами;

• динамичностью. С течением времени сами социальные системы и окружающая их среда изменяются, эволюционируют, причем темп их изменений постоянно растет, следовательно, сокращается и время, отведенное на принятие решений. Это приводит к необходимости осуществлять постоянный мониторинг системы и окружающей ее среды и соответствующим образом оперативно корректировать модели последних.

Учитывая указанные ранее свойства ОПК как объекта управления, а также то, что методы стратегического управления должны поддерживать ключевые этапы стратегического управления — стратегическое целеполагание и стратегическое проектирование — можно сформулировать основные требования к методике стратегического управления ОПК. Методика должна позволять: исследовать ОПК в условиях дефицита информации о процессах, влияющих на его развитие; учитывать существенные разнородные факторы (геополитические, внутриполитические, социально-экономические и пр.), определяющие функционирование и развитие ОПК; создавать адаптивные модели, т. е. модели, готовые к изменению, с тем, чтобы в сжатые сроки корректировать стратегию развития ОПК в соответствии с изменившимися условиями его функционирования; формулировать цели и исследовать их структуру; осуществлять поиск способов достижения целей; получать наглядные, обозримые и «информативные» результаты [2]. .. .В заключение следует отметить, что геополи-

тическое положение государства, его место в системе глобальных военно-политических отношений и военно-политическая ситуация в мире определяют ключевые национальные интересы и угрозы его безопасности. Это, в свою очередь, наряду с особенностями исторического развития определяет облик военной организации, а следовательно, размеры и структуру ОПК. Состояние и динамика развития оборонной промышленности зависят от возможностей национальной экономики — финансово-экономической базы ОПК.

Современная геополитическая ситуация характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. Это сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным. Как Россия, так и ведущие мировые державы не исключают применения вооруженных сил для реализации своих национальных интересов и стремятся увеличить военную мощь и военный потенциал. В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов государства. Наличие у России современных и эффективных вооруженных сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.

Россия с учетом ее геополитического положения, размера территории, уровня развития, людских и природных ресурсов будет и в дальнейшем играть важную дипломатическую и военную роль в современном мире. Складывающиеся международные условия и изменения в характере использования армии и флота учитываются многочисленными предложениями по реформированию Вооруженных Сил РФ в ближайшие годы XXI в. В их основе лежит предположение о том, что Россия продолжит сотрудничество с рядом стран в дипломатической, экономической, экологической, социальной и других областях на базе долговременного сотрудничества, временных соглашений или в рамках международных организаций. Нет сомнения в том, что от уровня российской военной мощи, состояния и качества военной организации в значительной мере будет зависеть эффективность процессов укрепления сотрудничества и взаимопонимания России со всеми членами мирового сообщества.

К началу 1990-х гг. ОПК СССР характеризовался самым высоким по сравнению с другими секторами экономики научным, технологическим и производственным потенциалом. Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности, призванные уменьшить бремя военных расходов и насытить рынок гражданской продукции дефицитными товарами, для чего предполагалось использовать накопленный на оборонных предприятиях мощный научно-технический, кадровый и производственный потенциал, превратили этот некогда процветавший сектор экономики в средоточие экономических и социальных проблем. Несмотря на это, российский ОПК и сейчас остается порой единственным национальным источником, поставляющим высокие технологии в гражданский сектор производства товаров и услуг. Поэтому от состояния и уровня развития предприятий оборонно-промышленного комплекса зависит обеспечение национальной безопасности и решение вопросов по техническому перевооружению важнейших сфер экономики (транспорт, связь, топливно-энергетический комплекс, здравоохранение и др.), а также социально-политическая стабильность в большинстве регионов России. Кроме того, оборонная промышленность играет значительную роль во внешнеэкономической стратегии государства по расширению экспорта наукоемкой машиностроительной продукции и технологий. На ее долю приходится около 35 % экспорта машин и оборудования.

В настоящее время ОПК в целом показывает положительную динамику, однако функционирование предприятий оборонной промышленности определяется рядом негативных факторов: низкой фондовооруженностью; большим износом основных производственных фондов; низким уровнем загрузки производственных мощностей и рентабельности; снижением численности и качества персонала; распадом сложившихся кооперационных связей; слабой экономической устойчивостью, неритмичностью и недостаточным финансированием и др.

На основе проведенного системного анализа условий и механизма функционирования отечественного оборонно-промышленного комплекса выделен ряд свойств последнего как сложной слабострук-турируемой системы: неопределенность, трудная формализуемость, уникальность, динамичность. Основываясь на указанных свойствах ОПК как объекта управления, а также на том, что методы стратегического управления должны поддерживать ключевые

этапы стратегического управления — стратегическое целеполагание и стратегическое проектирование — сформулированы основные требования к методике стратегического управления ОПК.

Список литературы

1. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е.Ю. Российский оборонно-промышленный комплекс: финансово-экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1.

2. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е.Ю. Методы оценки военно-экономической эффективности военного строительства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 21.

3. Военная экономика: теория и актуальные проблемы / под общ. ред. А. И. Пожарова. М.: Военное издательство, 1999.

4. Военно-экономический анализ / под общ. ред. С. Ф. Викулова. М.: Военное издательство, 2001.

5. Война и мир в терминах и определениях / под общ. ред. Д. О. Рогозина. М.: ПоРог, 2004.

6. Воробьев В. В., Пожаров А. И., Ермаков С. М. Военная экономика. М.: Военное издательство, 2003.

7. Макаренко Д. И., Хрусталёв Е. Ю. Когнитивные технологии в теории и практике управления (на примере оборонно-промышленного комплекса) // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 4.

8. Макаренко Д. И., Хрусталёв Е. Ю. Качественный подход к прогнозированию и управлению развитием оборонно-промышленного комплекса // Проблемы прогнозирования. 2007. № 5.

9. Московский А.М. Военно-техническая политика государства: современный этап и тенденции развития. М.: Военный парад, 2006.

10. Пожаров А. И. Концептуальные проблемы обеспечения национальной безопасности // Вооружение и экономика. 2008. № 2.

11. Рассадин В. Н. Оборонно-промышленный комплекс. Генезис. Конверсия. М.: МАКС_Пресс, 2002.

12. Рассадин В. Н. Исторические условия и факторы формирования и развития военной организации // Угрозы и риски технологической безопасности: сб. науч. тр. М.: ИЭ РАН, 2009.

13. Рассадин В. Н., Хрусталёв Е. Ю. Социально-экономические основы национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 7.

14. Слипченко В.И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. М.: Вече, 2002.

15. Соколов А. В. Оборонная промышленность России: состояние и тенденции развития. Новосибирск: ИЭОПП, 2003.

16. Фарамазян Р.А., Борисов В. В. Трансформация военной экономики в XX и начале XXI века. М.: ИМЭМО РАН, 2004.

17. Хрусталёв Е. Ю. Концептуальные основы военной безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 10.

18. Хрусталёв Е. Ю. Семантические модели в управлении оборонно-промышленным комплексом России // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 21.

19. Хрусталёв Е. Ю., Мингалиев К. Н. Когнитивные модели стратегического управления оборонно-промышленным комплексом // Вооружение и экономика. 2011. № 1.

20. Центр анализа мировой торговли оружием. URL: www. armstrade. org.

21. URL: http://www. vniiprim. ru/shop/cat_show. php?cat_ id=29.

- 71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.