УДК 330
Ф.И. Шамхалов, канд. экон. наук, профессор, 8-499-943-94-37, fs2005@mail.ru, (Россия, Москва, Фин. акад. при Правительстве РФ)
ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩАЯ, ИННОВАЦИОННООРИЕНТИРОВАННАЯ СТРАТЕГИЯ В ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Рассматривается состояние оборонно-промышленного комплекса России, формулируются направленияреализации стратегии импортозамещения.
Ключевые слова: оборонная промышленность России, стратегия
развития, импортозамещение.
В современных условиях глобализации мировой экономики участие в международном разделении труда является основой динамичного развития государства. В то же время активное присутствие на мировом рынке требует высокого уровня конкурентоспособности продукции, а в рамках экономики страны — конкурентоспособности отраслей в целом.
Ситуация экономического развития международных связей в настоящее время складывается таким образом, что ужесточение конкурентных условий для национальных отраслей требует участия государства. С одной стороны, государство должно компенсировать возможные социальные последствия, возникающие при сокращении производства отечественной продукции. С другой стороны, роль правительства состоит в том, чтобы в определенной степени контролировать направления развития отечественных отраслей, особенно оборонной отрасли промышленности, обеспечивающей безопасность страны, путем стимулирования развития инновационных технологий и управления конкурентоспособностью, создавая условия к интенсификации процессов импортозамещения.
Необходимость импортозамещения обоснована тем, что Россия все больше зависит от иностранных поставщиков в такой важнейшей отрасли, как оборонная промышленность. Данная зависимость имеется не только в сфере производства сырья и материалов, но и в поставляемых сегодня для нужд оборонной промышленности новейших видах электронной техники, обрабатывающего высокоточного автоматизированного оборудования, различных видах мелких комплектующих, таких, как подшипники, коммутационные устройства, гидравлические системы и т. д. В этих сферах требуется осуществление интенсификации процесса импортозамещения, что потребует значительных финансовых ресурсов и разработки соответствующих инструментов государственной поддержки и регулирования всего процесса импортозамещения в целом.
Данная работа посвящена изучению состояния обороннопромышленного комплекса России и формированию подходов по импор-
тозамещению с учетом реализации возможных промышленных политик: импортозамещающая, экспортно-ориентированная, инновационно-
ориентированная, которые направлены на ускорение развития импортозамещения.
Структура и состояние оборонно-промышленного комплекса
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) представляет собой наиболее качественный компонент экономики России. Он включает промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники. ОПК составляет основу оборонно-промышленного потенциала России и представляет собой высокотехнологичный сектор промышленного комплекса страны, основным предназначением которого является производство продукции военного назначения: вооружения и военной техники, других материальных средств, используемых Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ) в ходе боевой подготовки и ведения боевых действий.
Наибольшая часть российского потенциала инноваций сосредоточена в оборонном комплексе. В него включены новейшие достижения страны как в организации производства, так и в области технологии и лучшие кадры ученых, специалистов и рабочих.
Военная мощь Советского Союза опиралась на значительный общеэкономический фундамент. С точки зрения возможностей функционирования военно-промышленного комплекса экономика была самодостаточной. Изготовление новейших вооружений практически не зависело от внешних экономических связей.
Подавляющее большинство предприятий советской оборонной промышленности к концу 80-х годов прошлого столетия имело двойной профиль и производило многие виды гражданской продукции: около 50 % всех товаров потребления машиностроительного производства, 100 % — телевизоров, 70-80 % холодильников, стиральных машин и т. д. Россия унаследовала 80 % оборонной промышленности СССР, степень милитаризованности экономики оказалась более высокой по сравнению с остальными республиками бывшего Союза [0, 0, 0].
Переход России к рыночной экономике существенным образом изменил как структуру, так и основы функционирования ОПК (рис. 1) [0].
Возникшие в 90-е годы трудности в ОПК были обусловлены непродуманной конверсией, неэффективной приватизацией объектов ОПК, недостаточным финансированием и несовершенством управления.
Уменьшение военных расходов в 1991-1997 гг. ежегодно составляло в среднем около 30 % (только за один 1993 г. — 68 %), расходы на закупки вооружения и военной техники (ВВТ) снизились в 14 раз, а на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — в 13. Это повлекло уменьшение государственных закупок у военной промышленности. В целом государственный оборонный заказ по основной
массе вооружений и военной техники обеспечивает загрузку производственных мощностей максимум на 10-15 %. Объем производства по многим видам военной продукции снизился за критический минимум, что привело к росту издержек в расчете на единицу выпускаемой продукции, а также к деградации и утрате высокотехнологических производств [0].
Неэффективная приватизация предприятий ОПК привела к потере мобилизационных мощностей из-за отсутствия государственного финансирования; банкротству части предприятий; разбазариванию интеллектуальной собственности из-за отсутствия механизма контроля за использованием интеллектуальной собственности при приватизации предприятий и научных организаций; разрушению научных, технологических и кооперационных связей между предприятиями; ослаблению научноисследовательского потенциала научных организаций при раздельной приватизации научной и опытно-производственной базы.
Рис. 1. Структура ОПК:
1 — ФОИВ осуществляют единую государственную политику в сфере проведения работ по созданию, ремонту и утилизации продукции военного и гражданского назначения; 2 — Государственные предприятия и организации находятся в ведении ФОИВ и органов исполнительной
власти субъектов РФ.
Доля предприятий ОПК в производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции представлена на рис. 2 [0].
Рис. 2. Доля ОПК в производстве высокотехнологичной продукции
Доля продукции ОПК в промышленном производстве России составляет 5,8 %, а в общем экспорте — 4,4 % (при доле в общем экспорте машиностроения в 60 %), что недостаточно для высокотехнологичного сектора российской экономики.
Недозагруженность производственных мощностей ОПК приводит к тому, что накладные расходы по содержанию незагруженных мощностей включаются в себестоимость продукции, что вызывает удорожание ВВТ.
Относительно новое оборудование в активной части основных фондов (не старше 10 лет) составляет менее 20 %, в то время как общий износ машин и оборудования в целом по ОПК превысил 70 %. При этом коэффициент обновления производственных фондов — менее 1 % в год.
К настоящему времени потеряны технологии производства 36 % видов материалов, из-за чего в отечественных образцах вооружения и военной техники иностранная элементная база составляет более 65 % [0].
Вследствие этого сохраняется только фрагментарная конкурентоспособность как оборонно-промышленного комплекса, так и всего отечественного машиностроения. Производство ВВТ является убыточным на каждом шестом предприятии, гражданской продукции — на каждом третьем. Основные причины: низкая серийность выпускаемой продукции и рост себестоимости при вынужденном сдерживании отпускных цен [0].
Финансово-экономическое положение подавляющего большинства предприятий и организаций ОПК остается сложным. Около половины из них хронически убыточны, неконкурентны по заработной плате и неспособны к воспроизводству высококвалифицированных кадров. Основными причинами такого состояния ОПК являются: несоответствие загрузки имеющимся про-
изводственным мощностям, высокий износ основных фондов и оборудования, незначительная государственная помощь в их обновлении, накапливающаяся из года в год кредиторская задолженность предприятий при росте дебиторской, в том числе за счет недоплат по работам в рамках ГОЗ.
Одним из тормозов на пути развития ОПК являются сложившиеся в последние годы принципы финансирования. Сформировалась практика «загрубления» расходов в федеральном бюджете, в результате чего деньги накапливаются в «непрозрачных мешках», где находятся практически без движения. В течение года средства не направляются равномерно предприятиям оборонных отраслей, конструкторским бюро и институтам. Финансовый голод разработчики и производители ВВТ испытывают в первые месяцы года и при недостатке оборотных средств практически не могут наладить нормальный производственный процесс. В Минобороны России сложилась инерционная система централизованных расчетов, в результате заложенные в федеральном бюджете деньги съедает инфляция, финансовое положение предприятий ухудшается, растет социальная напряженность. В конце года при ожидаемом полном исполнении заданий оборонного заказа начинается аврал. Так, в 2005 г. десятки миллиардов рублей были распределены по исполнителям ГОЗ за две недели до конца года. В этих условиях ни об эффективности их расходования, ни о ценовой политике не может быть речи [0].
Оборонно-промышленный комплекс постепенно утрачивает свои возможности по обеспечению вооружением и военной техникой. Его сегодняшнее состояние можно охарактеризовать как кризисное со следующими качественными параметрами:
- избыточность производственных мощностей;
- низкая производительность труда;
- слабая специализация;
- высокая энергоемкость и материалоемкость;
- устаревшие технологии;
- фрагментарная кооперация с западными странами;
- низкое качество продукции и проблемы его обеспечения;
- отсутствие свободной конкуренции и слабый уровень саморегуляции;
- неразвитость конкурентной среды;
- устаревшая инфраструктура, оставшаяся практически без изменений в течение последних 10-15 лет;
- отсутствие предложений на рынок конкурентоспособной продукции, способной вытеснить продукцию иностранных производителей;
- отсутствие ответственности федеральных органов исполнительной власти за состояние ОПК и др. [0].
В отличие от промышленно развитых стран в России освоение новых наукоемких технологий идет замедленными темпами, причиной чему яв-
ляется недостаточное финансирование наукоемкого сектора российской экономики [0].
В 2005 г. по уровню технологического развития Россия занимала 62е место в мире (между Коста-Рикой и Пакистаном), что на один пункт выше показателя 2004 г. [0]. Это стало следствием технологической деградации и постепенной утраты технологической основы создания высокотехнологичной продукции — промышленных технологий.
С каждым годом нарастает проблема производства специальных материалов для создания ВВТ в интересах технического оснащения ВС РФ. Практически прекращено производство некоторых видов полимерных материалов (полиамиды, поликарбонаты), ряда специальных каучуков, клеев, герметиков, смазок, жидких ракетных топлив. Под угрозой закрытия находится производство всех углеродных материалов, необходимых для изготовления конструкционных, теплостойких и эрозионностойких композиционных материалов, используемых в современной авиационной и ракетно-космической технике, атомной промышленности. В критическом положении находится более 42 % производств по изготовлению материалов, необходимых для изготовления авиационной техники, более 25 % номенклатуры сырья и компонентов изделий малотоннажной и специальной химии, необходимых для производства ракет.
Место России в современном технологическом пространстве определяется наличием у нее мирового уровня в развитии технологий, либо степенью отставания от него (рис. 3) [0].
Мировой уровень создание и применение новых высокоэнергетических веществ, порохов и топлив; создание систем направленной энергии.
Критическое отставание (до 5 лет) создание новых перспективных конструкций, сооружений, машин и механизмов; создание геофизического и метеорологического обеспечения; создание перспективных датчиков и чувствительных элементов; создание и применение оптических и оптикоэлектронных средств; создание и применение перспективных радиотехнических, радиолокационных и гидроакустических средств; энергетика.
Значительное отставание (5-10 лет) имитация и моделирование ситуаций, прогнозирование, обоснование и выбор решения; перспективные средства коммуникаций.
Невосполнимое отставание (более 10 лет) компьютерные технологии; автоматизированное управление,
Рис. 3. НаличиеуРоссии современных технологий
Образцы относительно небольшой номенклатуры высокотехнологичного ВВТ выпускаются малыми партиями, что не дает возможности для интенсификации оборонного производства (поставлено танков в 2003 г. —
14, в 2004 г. — 15, в 2005 г. — 17; космических аппаратов (КА) и ракет-носителей (PH) для их запуска в 2004 г. — 6 КА и 4 PH, в 2005 г. — 9 КА и 5 PH; модернизированных самолетов в 2004 г. — 5, в 2005 г. — 9). В 2006 г. закуплены 31 новый танк Т-90 (1 батальон), 125 БТР (4 батальона), и 3770 военных автомобилей, а также модернизированы 139 танков и 125 орудий [0].
Вследствие утраты технологических возможностей Российские Вооруженные Силы стали практиковать закупки зарубежной не только эле -ментной базы, но и образцов техники. В частности, для обеспечения нужд ВМФ в Великобритании закуплены два спасательных аппарата «Скорпио», стоимостью по 1,5 млн долл. США [0]. В 2009 г. Россия приобрела беспилотные летательные аппараты израильского производства. Стоимость партии из 12 беспилотников (Bird-Eye 400, I-View MK150, Searcher Mk II) составила 53 млн долл. США [0]. В настоящее время ведутся переговоры о строительстве на французских верфях вертолетоносцев типа Mistral для ВМФ России стоимостью около 700 млн евро [0].
Стало очевидным ранее наметившееся отставание в области технического уровня отечественной бронетанковой техники. Только 15 % мирового объема новых танков будет произведено в России (около 2,5 % в Украине, а остальные 82,5 % — в других странах, прежде всего в США и странах Западной Европы). Согласно рейтингу агентства «Форкаст Интернешнл», лучшими танками считаются:
- М12А2 SER «Абраме» — США;
- «Меркава» Mark IV — Израиль;
- «Тип-90» — Япония.
Эксперты считают, что российские танки характеризуются низкой выживаемостью и надежностью, что вызвано устаревшей конструкцией и недостаточным контролем качества на производстве [0].
Сегодня уже не только экспортные, но и образцы ВВТ, предназначенные для ВС РФ, комплектуются с использованием компонентов и элементной базы иностранного производства, что снижает экономическую эффективность для России экспортных сделок и главное чревато негативными последствиями для обороноспособности и технологической безопас-ности страны.
Уровень обеспеченности технологических циклов отечественной элементной базы не превышает 10 %, при этом перспективные разработки ВВТ обеспечены элементами и комплектующими изделиями отечественного производства не более чем на 40-50 %.
Постоянная модификация и несовместимость микросхем приводит к быстрому расширению типажа применяемой зарубежной ЭКБ, а невоз-
можность прямого копирования западных микросхем заводит ситуацию в тупик (рис. 4) [0].
Внутренний рынок ВВТ 26%
Экспорт
гражданской
продукции
6%
Товары народного потребления 40%
Экспорт ВВТ 28%
Рис. 4. Структура продукции, выпущенной предприятиями ОПК
в 2004 г.
Отечественная военная промышленность выполняет не только функцию обеспечения вооружением и военной техникой (ВВТ) Вооруженных Сил, но и представляет собой важнейшую экспортоориентированную отрасль. В последнее время Россия удерживает второе место на мировом рынке вооружений (рис. 5) [0].
Рис. 5. Ведущие экспортеры вооружений за период 2003-2007 гг.
В 2007 г., согласно данным АРМС-ТАСС, Россией были осуществлены поставки ВВТ в 30 стран: Алжир, Болгария, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Иран, Испания, Казахстан, Китай, Кипр, Малайзия, Марокко, Мексика, Непал, ОАЭ, Перу, Польша, Португалия, Сербия, Сирия, Судан, Таджикистан, Франция, Хорватия, Южная Корея и Япония.
В 2008 г. Россия поставила оборонной продукции на 6,725 млрд долл. США, больше половины оружейного экспорта приходится на вооружение и военную технику, около одной пятой занимают запчасти и агрегаты, затем — оборудование и комплектующие, и, наконец, работы и услуги. Лучше всего продавалась авиационная техника — 56 %, на втором месте
— техника ПВО (17 %), затем — вооружение для сухопутных войск (15 %) и техника ВМФ (9 %) [0].
Импортозамещающая, экспортно-ориентированная, инновационноориентированная стратегии в оборонной промышленности
Реализация стратегии импортозамещения возможна только при условии выпуска продукции, способной конкурировать с импортными образцами. Наиболее чувствительным индикатором технического совершенства образцов ВВТ является мировой рынок вооружения, поэтому способность отечественного оборонно-промышленного комплекса по созданию современных вооружений может быть прослежена по положению на нем соответствующей продукции военного назначения.
У России лишь по некоторым видам авиационной техники, надводных кораблей и зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск пока еще сохраняется относительно высокая конкурентоспособность, а следовательно, имеются достаточные научно-технический и производственно-технологический потенциалы.
По своим боевым возможностям отечественные системы ПВО на базе ЗРК С-ЗООПМУ сегодня не уступают лучшим западным аналогам и имеют возможность глубокой модернизации электронных компонентов и программного обеспечения. В целом мировой рынок средств ПВО в предстоящее десятилетие оценивается в 22,6 млрд долл. США.
Достаточно высокий уровень эффективности российских истребителей был подтвержден в Индии при проведении в феврале 2004 г. учебных воздушных боев истребителей Су-30МК против американских самолетов F-15C, в ходе которых индийские пилоты на российских истребителях в трех из четырех боев одержали победы над американцами из 3-го воздушного крыла базы ВВС США в Элмендорфе. Некоторые военные эксперты полагают, что появление самолетов типа Су-30 и новых ракет класса «воздух-воздух» может положить конец доминированию США в воздухе в локальных конфликтах и существенно подорвать престиж американского оружия на мировом рынке вооружения [0].
Россия остается лидером в ракетно-космической технике, особенно в части межконтинентальных баллистических ракет стратегического назначения, ракетоносителей космических аппаратов и пилотируемого космоса. У этих и смежных производств имеется наибольший потенциал импортозамещения.
Основным условием импортозамещения является выпуск конкурентоспособной продукции, поэтому одной из основных задач развития ОПК является обновление производственной базы оборонных предприятий и создание условий для ее обновления каждые 5-7 лет. Решение этой задачи будет способствовать сохранению Россией своих ниш на мировых рынках ВВТ, а также обеспечению потребностей Вооруженных Сил РФ и народного хозяйства, что особенно важно в свете ближайшего вступления России в ВТО.
Развитие ОПК — это, прежде всего, развитие его конкурентоспособных отраслей (авиационная, ракетно-космическая, судостроительная), создание современной электронной компонентной базы, развитие производства авиационно-космических материалов и специальной металлургии. Решение этих вопросов связано со значительными инвестициями, что возможно осуществить только при тесном взаимодействии государства, предприятий и бизнеса. Большую роль при этом может сыграть вхождение отечественного ОПК в международную кооперацию при соблюдении интересов национальной безопасности.
Исторически сложилось так, что именно потребности военного дела становились рычагом развития тех или иных технологий. А значительные ресурсы, выделявшиеся на оборонные цели, обусловливали возможность существенных затрат на НИОКР военного назначения, что фактически и обеспечивало высокую наукоемкость военной техники. В свою очередь, развитие науки и техники определяло возможности создания принципиально новых образцов вооружения. Поэтому нарушение непрерывности научно-технического прогресса в оборонно-промышленном комплексе вызывает наибольшие сложности в создании современных и перспективных образцов вооружения, поскольку образуется разрыв между военными и промышленными технологиями.
Военное производство тесно переплетено с гражданским и опирается на общие для них производственные технологии. Так как уровень технологического развития страны определяется интенсивностью создания изделий нового поколения на базе современных высоких технологий и реструктуризации производства, то снижение спроса на продукцию обороннопромышленного комплекса в 90-х годах привело к тому, что часть производственных технологий оказалась невостребованной и была утрачена.
В России пока не созрели условия для того, чтобы в рамках одной организационной структуры охватить все стадии жизненного цикла высокотехнологичной продукции, что во многом предопределяет эффективность ис-
пользования средств, выделяемых на НИОКР. Однако по мере развития рыночных отношений, формирования больших интегрированных структур, повышения эффективности применения организационно-экономических механизмов, свойственных рыночной экономике, отечественная промышленность, в том числе и оборонно-промышленный комплекс, смогут на практике реализовать современную парадигму конкурентоспособности.
Большая часть высокотехнологичной продукции имеет высокую стоимость, не позволяющую коммерческим структурам осуществлять их массовые закупки, и здесь государство должно сыграть определяющую роль. Однако одной государственной поддержки для развития спроса на высокотехнологичную продукцию недостаточно. Необходимо совершенствование и создание эффективных организационно-экономических, правовых и налоговых механизмов, использование которых позволит активнее направлять свободные финансовые ресурсы коммерческих структур в такой высокотехнологичный сектор российской экономики, как ОПК.
В ОПК сосредоточена наибольшая часть российского потенциала инноваций. Россия в сложных современных условиях сохранила уникальные передовые технологии. Такими технологиями располагают, прежде всего, такие отрасли ОПК, как авиакосмическая и атомная промышленность, судостроение, производство лазерной техники и средств информации, разработка программного обеспечения. Во многом благодаря оборонной продукции Россия поддерживает удельный вес машин, оборудования и транспортных средств в экспорте на уровне 10 %.
Ракетно-космическая промышленность, как и другие отрасли ОПК, технологически неоднородна, однако большая часть сопряженных производств, образующих технологические цепочки, относится к современному пятому технологическому укладу.
Космическая деятельность постепенно приобретает черты, свойственные рыночной экономике. Растет удельный вес космической техники и услуг, выполняемых на коммерческой основе (до 70 % «гражданского» космоса).
Как отмечалось ранее, российская авиатехника способна конкурировать с иностранной. Промышленность выпускает самолеты, часто превосходящие западные по ряду характеристик.
Заключение
Позиция руководства страны по вопросам импортозамещения сводится к тому, что Россия не должна зависеть от зарубежных поставок при выполнении оборонных заказов, в то же время не следует стремиться заместить весь импорт сразу. Импортозамещение необходимо только в стратегически важных отраслях экономики. Что касается обороноспособности государства и тех сфер деятельности, без которых невозможно обеспечить его существование, нужно «даже задорого, но производить у себя» [0, 0].
Начало процесса импортозамещения должно происходить с организацией конкурентоспособного импортозамещения, которое предполагает:
- предварительную оценку импортозамещающего производства (по цене и качеству, насыщению внутреннего рынка и экспортному потенциалу), а также системный анализ его влияния на конкурентоспособность продукции, созданной на основе вновь разработанных и произведенных материалов, комплектующих и другой продукции, взамен импортируемой для нужд оборонной промышленности;
- комплексное развитие импортозамещения в оборонной отрасли промышленности, организациях через соответствующие взаимосвязанные импортозамещающие программы и бизнес-планы развития организации;
- создание в перспективе импортозамещающих межотраслевых и отраслевых корпоративных структур, которые на долевой основе могут финансировать проекты импортозамещающих производств, оказывающих влияние на конкурентоспособность конечной продукции.
Проведение вышеуказанных работ требует принятия соответствующей политики импортозамещения и разработки методических подходов для ее осуществления.
Библиографический список
1. Бабкин Г.В. Оборонно-промышленный комплекс России на современном этапе и предпосылки его развития / Г.В. Бабкин, A.A. Косенко // Вестник военного финансово-экономического университета. 2006. № 1(5).
2. Буренок В.М. Оборонно-промышленный комплекс: состояние и перспективы развития / В.М. Буренок, Г.В. Бабкин, A.A. Косенко // Военная мысль. 2005. № 6.
3. Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики / A.M. Бабашкина. М.: Финансы и статистика, 2004.
4. ВПК России в 2004 году (Структурные показатели). Информационное агентство ТС ВПК, 2005.
5. Коптев Ю.Н. Оборонно-промышленный комплекс России: вчера, сегодня, ближайшие годы / Ю.Н. Коптев // Информационно-аналитический журнал. Вооружение. Политика. Конверсия. 2006. № 2.
6. Буренок В.М. Техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации: организационные, экономические и методологические аспекты / В.М. Буренок, A.A. Косенко, Г.А. Лавринов. М.: Изд. дом «Граница», 2008.
7. Экономика ВПК России. Информационное агентство ТС ВПК. 2006. Январь-март.
8. Пискунов A.A. Конверсия: второе пришествие / A.A. Пискунов // Информационно-аналитический журнал. Вооружение. Политика. Конверсия. 2006. № 2.
9. Михайлов Н.В. Оборонно-промышленный комплекс. Анализ вызовов и направления их парирования / Н.В. Михайлов. М.: ООО Издательство «Русь-Стиль XXI век», 2005.
10. Долгосрочное прогнозирование: от методологии к видению. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Режим доступа: http://www.forecast.ru/main-frame.asp.
11. www.lenta.ru от 10.03.2005.
12. ВПК России. Отрасли. Информационное агентство ТС ВПК. 2006. Январь-март.
13. Родная газета. 12.08.2005. № 30(116).
14. www.lenta.ru/news/2009/06/23/drones.
15. Российская газета. 5 августа 2009 г. Федеральный выпуск
№ 4967.
16. Военно-техническое сотрудничество. 2004. № 25.
17. Рынки вооружений. 2007. № 12.
18. Российская газета. 10 апреля 2009 г. Федеральный выпуск
№ 4887.
19. http://vlasti.net/mdex/news/64661/main от 30.06.2004 г.
20. http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=3 388.
21. http://www.izvestia.ru/news/news205404.
F.I. Shamkhalov
Import substitution, innovation-oriented strategy in the defense industry of Russia This paper examines the state of the military-industrial complex of Russia, defines the direction of the import substitution strategy.
УДК 336:339.187.62 (470.312)
Д.И. Кокин, аспирант, (4872)33-24-80, fim@tsu.tula.ru,
(Россия, Тула, ТулГУ)
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА) ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Проанализированы особенности развития рынка лизинговых услуг Российской Федерации, а также Тульской области, определены наиболее активныеучастникирынка, выявлены особенности их деятельности.
Ключевые слова: лизинг, сделка, финансовая аренда, рынок, кредитные ресурсы, платежеспособность.
В период с 1998 по 2008 гг. в России наблюдалось активное развитие рынка лизинговых услуг. Объем новых заключенных договоров лизинга по данным журналов «Лизинг ревю» [2] и «Лизинг» с 1998 по 2006 гг. вырос с 1,18 млрд долл. до 17,08 млрд долл. В 2005-2006 гг. прирост объемов сде-