Научная статья на тему 'Динамика развития профессионально значимых личностных качеств студентов специальностей «Социальная работа», «Психология», «Педагогика» в процессе обучения в ВУЗе'

Динамика развития профессионально значимых личностных качеств студентов специальностей «Социальная работа», «Психология», «Педагогика» в процессе обучения в ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика развития профессионально значимых личностных качеств студентов специальностей «Социальная работа», «Психология», «Педагогика» в процессе обучения в ВУЗе»

Кафедра физического воспитания проводит пропагандистскую работу среди студенческой молодёжи о вреде алкоголя и табакокурения. Организованы теоретические беседы о вреде алкоголя и табакокурения. На кафедре создан учебно - публицистический фильм «О двух вредных привычках» (Авторы: проф. В.И. Гаврилов, проф. В.П. Правосудов). В фильме показана история возникновения табакокурения, содержатся необходимые сведения о том, как табакокурение и алкоголь наносят огромный вред сердечно - сосудистой системе, и здоровью в целом, и роль физического воспитания в искоренении этих вредных привычек.

Профилактика аддиктивного поведения среди студентов в настоящее время является актуальной проблемой, к которой обращено внимание самых различных специалистов. Целью педагогических технологий профилактики аддиктивного поведения является информация, мотивация на здоровый образ жизни, пропагандистские акции, учебные фильмы, оказывающие информационно - психологические воздействие на массовое сознание и способствующие профилактике социальных отклонений у студентов.

Г.В. Гончаренко

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ

КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА», «ПСИХОЛОГИЯ», «ПЕДАГОГИКА» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова,

Абакан, Республика Хакасия, Россия

В социальной сфере возрос интерес не только к проблемам развития теории и практики различных социальных наук, но и к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов: формирование у студентов профессионально значимых личностных качеств необходимых для выбранной профессии. Современное общество нуждается в квалифицированных специалистах. В процессе профессиональной подготовки специалистов должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы профессиональные качества, которые позволяли бы выпускникам вузов быстро включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять.

Развитие социальной сферы становится стратегически важным направлением жизнедеятельности российского общества. Уровень профессионализма специалистов во многом зависит от сформированности профессионально значимых личностных качеств в процессе обучения в ВУЗе. Однако на практике существует несоответствие качества подготовки специалистов с требованиями профессии.

Под профессионально значимыми личностными качествами студента как будущего специалиста мы понимаем такие качества, которые предъявляются современным обществом к специалистам выбранной профессии, влияют на успешность учебной деятельности студента, дают ему возможность наиболее полно реализовать себя и развитие которых обеспечивает в дальнейшем высокое качество его профессиональной деятельности.

Для выявления профессионально значимых личностных качеств, уровня их сформированности и динамики развития в процессе обучения, было проведено анкетирование студентов 1-5 курса специальностей «Социальная работа», «Психология», «Педагогика».

Были выявлены наиболее общие ПЗЛК, необходимые для успешной профессиональной деятельности выбранных специальностей. В ходе исследования использованы следующие методики: Тест В.Ф. Ряховского для оценки уровня общительности, коммуникативности; Тест на объективность, Тест Шейнова «Уверенность в себе», Тест на стрессоустойчивость, Тест Шейнова «Агрессивны ли Вы».

Мы проследили положительную динамику развития профессионально значимых личностных качеств с первого курса по пятый.

Объективность недостаточно развита на первом и втором курсе, но к третьему курсу достигает 100%, немного уменьшается к четвертому, но на пятом опять составляет 100%.

Общительность максимальна на первом курсе, у некоторых она даже носит болезненный характер. Это говорит о том, что студенты еще не готовы к серьезной работе, плохо умеют слушать, очень отвлекаемы. Ко второму курсу ситуация не особо выравнивается, но студентов с болезненной коммуникацией уже не выявлено. К третьему курсу - уменьшается, но по-прежнему большинство весьма общительны. На четвертом ситуация примерно такая же. А на пятом выявлен разброс результатов, есть и весьма общительные, и в меру, и недостаточно общительные. Это говорит, о том что коммуникативность не успевает сформироваться в процессе обучения в ВУЗе.

Уверенность на первом и втором курсе очень низка. Большинство сомневаются в своих действиях. К третьему и четвертому курсу ситуация слегка изменяется, большинство обладают среднем уровнем уверенности, но значительная часть по-прежнему неуверенна. И лишь на пятом курсе не выявлено неуверенных, большинство со среднем уровнем уверенности, но, что примечательно, появляется значительная часть студентов уверенных в своих действиях.

Стрессоустойчивость практически на всех курсах средняя, лишь на втором выявлена небольшая часть студентов с низкой стрессоустойчивостью. А на третьем - часть студентов с высокой стрессоустойчивостью.

Излишне агрессивные имеются лишь на первом курсе, к третьему появляются чрезмерно миролюбивые, а к пятому курсу чрезмерно миролюбивых становится больше, чем умеренно агрессивных. Это происходит, вероятно, в силу

гуманистической направленности профессий.

Таким образом, в процессе обучения в ВУЗе коммуникабельность не успевает сформироваться до конца, необходимый уровень стрессоустойчивости для выбранных специальностей также не успевает сформироваться; объективность и уверенность в своих действиях на должном уровне.

Студенты всех курсов специальностей «социальная работа», «психология», « педагогика» профессионально значимыми личностными качествами выбирали: доброту, объективность, справедливость, тактичность, терпеливость, ответственность, оптимистичность, эмпатичность, коммуникативность. Чуть реже выбирали тактичность, внимательность, самокритичность, честность и адекватность. Тем не менее все основные качества были выбраны, это говорит о том, что представления о личности социального работника, психолога и педагога у учащихся правильные.

Затем, студенты выбирали те качества, которыми обладают они, результаты представлены ниже:

Среди студентов 1 курса; 80% считают, что обладают добротой, ответственностью; 60% - эмпатичностью. Среди студентов 2 курса, 100% считают, что обладают добротой; 60% - объективностью; 20% - тактичностью, внимательностью, и самокритичностью. Не обладают качествами: честность, эмпатичность и адекватность. Среди студентов 3 курса, 100% считают, что обладают добротой, справедливостью; 80% - ответственностью. Не обладают адекватностью. Среди студентов 4 курса, 100% считают, что обладают справедливостью; 80% -добротой; 40% - ответственностью и адекватностью; 20% - тактичностью и самокритичностью, а также вспыльчивостью, резкостью суждений и принципиальностью. К сожалению, не обладают качествами: честность, внимательность, терпеливость и толерантность, эмпатичность. Среди студентов 5 курса, 100% считает, что обладают добротой, гуманизмом, объективностью, справедливостью, оптимистичностью; 80% - коммуникативностью; 60% - ответственностью; 40% - тактичностью, толерантностью. Студенты считают, что не обладают такими важными качествами, как внимательность и наблюдательность. К пятому курсу студенты считают, что не обладают вредными для профессии качествами, такими как конфликтность, принципиальность, резкость суждений.

Таким образом, представления о профессии у студентов правильные, но лично они требованиям профессии не совсем соответствуют. В процессе обучения в Вузе не успевают сформироваться необходимые ПЗЛК.

При подготовке кадров по специальностям «социальная работа», «педагогика», «психология» нужно развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности. Также при комплектовании групп можно проводить тестирование, с целью учета личностных качеств будущего специалиста.

Итак, результаты, полученных данных в ходе эмпирического исследования показывают, что необходим новый подход к обучению, необходимо найти но-

вые инструменты и механизмы реализации образовательного процесса, которые бы учитывали не только ЗУНы, но и личностную компоненту, которая так необходима для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Л.Г. Григорьев

ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ТВЕРСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Тверской государственный технический университет, Россия

Наркотизация молодежи представляет собой одну из самых острых проблем современного российского общества, а профилактика наркомании, противодействие распространению наркотических веществ в молодежной среде являются важнейшими задачами воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях. В мае 2011 года в Твери кафедрой социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета совместно с Центром медико-психологической помощи молодежи Тверского областного наркологического диспансера было проведено пилотажное прикладное социологическое исследование на тему: «Представления учащихся школ Твери о проблеме наркомании». Всего было опрошено 229 школьников, обучающихся в шести средних общеобразовательных школах, расположенных во всех районах г. Твери.

В результате исследования было установлено, что большинство опрошенных старшеклассников (84,5%) считает наркоманию социальной проблемой. 13,2% респондентов дали на соответствующий вопрос анкеты ответ «скорее да, чем нет». 90,8% из всего числа опрошенных отметили, что «употребление наркотиков приводит к негативным последствиям для личности и общества, поэтому с наркоманией необходимо бороться». Лишь 9,2% школьников заявили, что «употребление наркотиков - личное дело каждого человека, поэтому борьба с наркоманией не имеет смысла».

В ходе исследования было выявлено, из каких источников старшеклассники получают информацию о вреде наркотиков. Значительное число респондентов получает информацию о вреде наркотиков из телевизионных программ (31,3%), из Интернета - 21,2%, от школьных педагогов - 12,8%. 11,9% ребят узнали о наркотиках из прессы. От родителей информацию получили 11% опрошенных, а от друзей и знакомых - 9%.

Что побуждает молодых людей употреблять наркотики? По мнению опрошенных, основными причинами начала употребления наркотиков молодыми людьми являются - влияние окружающих (42,5%) и любопытство (36%), что можно объяснить легкой внушаемостью молодёжи, не имеющей достаточного жизненного опыта и сформировавшихся антинаркотических установок. 14,5% из всего числа опрошенных считают, что пристрастие к наркотическим веществам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.