Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая деятельность в образовании личности: опыт, проблемы, перспективы'

Здоровьесберегающая деятельность в образовании личности: опыт, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая деятельность в образовании личности: опыт, проблемы, перспективы»

В. С. Данюшенков, Т. В. Машарова

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В соответствии с социально-экономической ситуацией Волго-Вятского региона в Вятском государственном гуманитарном университете разработаны Программа стратегического развития вуза на 2004-2009 гг. и среднесрочный план действий на 2006-2008 гг. В указанных документах отмечается, что университет приоритетным направлением в своей деятельности считает воспитание интеллигентности как интегративного личностного качества будущих специалистов. Воспитание современного человека всегда связано с формированием потребности в здоровом образе жизни и в сохранении собственного физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Невозможно сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии, необходим комплексный подход к данной проблеме.

Здоровый образ жизни рассматривается нами как путь к гармонии с природой, окружающими людьми, как развитие эмоционально-волевой сферы через комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий, способствующих формированию у студентов потребностей и навыков здорового образа жизни.

Здоровье - это важнейшая ценность человека и общества. Поэтому нужна целостная система формирования у молодежи ценностного отношения к физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью. Необходимо обучать правилам здорового образа жизни в процессе постижения закономерностей окружающего мира и освоения культурных норм поведения; прово-

дить профилактические мероприятия и применять здоровьесберегающие технологии.

Рассматривая особенности процесса воспитания студента в русле формирования здоровье-сберегающей культуры, мы, прежде всего, обращаем внимание на создание условий, которые благоприятствуют этому процессу. На наш взгляд, существенный компонент при данном подходе -наличие интеллигентности, которое проявляется в стремлении студента к овладению физической культурой, чистоте духа и тела; в воспитании здорового образа жизни.

Интеллигент - это толерантный и ответственный человек, обладающий большой внутренней культурой, признающий самоценность личности, уважающий ее права и достоинство, руководствующийся в своих поступках и действиях совестью и справедливостью, сохраняющий активную гражданскую позицию. Интеллигенту присущи эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, забота о сохранении окружающей среды, активная общественная позиция в области экологического образования.

Специфика воспитания нравственной культуры у студенческой молодежи выражается в относительно сформировавшихся в довузовский период взглядах и оценках, нравственных ориентирах и культурных потребностях; нормах поведения и межличностных отношениях. Поэтому особенность вузовского образования - в слиянии воспитательного процесса, внешнего, педагогически организованного, с развитием тех положительных новообразований, которые заложены в предшествующий период. Чтобы добиться данного синтеза, необходимо:

- изучение структуры личности каждого студента (куратором, преподавателем-предметником);

ДАНЮШЕНКОВ Владимир Степанович - доктор педагогических наук, профессор, чл.-кор. РАО, ректор ВятГГУ

МАШАРОВА Татьяна Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, проректор ВятГГУ © Данюшенков В. С., Машарова Т. В., 2008

- коррекция нравственных отклонений гуманными средствами;

- систематическое «приращение» нравственной культуры в содержание каждого предмета.

Процесс формирования здоровьесберегающей культуры молодежи заключается, во-первых, в создании здоровьеформирующих умений и навыков; во-вторых, в субъектном включении человека в процесс здоровьесбережения - освоение способов жизнедеятельности, адекватных доминантным потребностям и возможностям возраста и обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики -одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, методов и форм организации обучения, без ущерба для здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Можно выделить следующие направления в системе физического воспитания в вузе, которая формирует привычку к здоровому образу жизни.

1) Развитие физической культуры будущего специалиста как важнейшего фактора его гармоничного развития, эффективной организации здорового быта и досуга.

2) Формирование высоких нравственных, волевых и физических качеств, психологической устойчивости.

3) Сохранение и укрепление здоровья студентов.

Мы считаем, что необходимо обратить внимание на следующие проблемы:

- формирование мотивации ценности здоровья и здорового образа жизни;

- изменения в содержании педагогического образования по охране и укреплению здоровья и повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме формирования культуры здоровья;

- создание адаптивной здоровьесберегающей образовательной среды, здоровьесберегающего пространства вуза.

Введение в образовательный процесс учебной дисциплины «Основы здорового образа жизни» позволяет развивать и углублять медико-гигиеническую культуру студентов гуманитарного университета, являющуюся основой сохранения и укрепления здоровья. Студенты могут получить современные знания по таким основным направлениям:

- здоровье человека, основные критерии оценки индивидуального здоровья, взаимосвязь психического, физического и социального (духовно-нравственного) здоровья человека;

- образ жизни как главный резерв здоровья, условия жизни и факторы, определяющие образ жизни и обеспечивающие мотивацию здоровья и здорового образа жизни;

- здоровый образ жизни как основа сохранения, укрепления и улучшения здоровья человека.

В Вятском государственном гуманитарном университете основными формами реализации воспитательной работы по формированию потребности в здоровом образе жизни и сохранению собственного здоровья являются следующие:

1. Подготовка специалистов среднего и высшего профессионального образования по специальностям «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура».

2. Встречи с ветеранами спорта, ведущими тренерами, спортсменами, специалистами адаптивной физической культуры города и области.

3. Работа «Школы вожатых» по подготовке вожатых и инструкторов для работы в детских спортивно-оздоровительных лагерях и осуществление данной деятельности в областных и всероссийских детских оздоровительных лагерях.

4. Организация и проведение ежегодной Спартакиады студентов всех курсов и специальностей по основным видам спорта.

5. Проведение ежегодной Спартакиады преподавателей и сотрудников по основным видам спорта.

6. Создание условий для занятия физической культурой (строительство нового концертно-спортивного комплекса).

7. Разработка буклетов, информационных листовок, плакатов, памяток, посвященных проблемам здорового образа жизни.

8. Открытие в газете «Вятский край» рубрик, пропагандирующих здоровый образ жизни.

9. Проведение бесед, круглых столов, дискуссий по вопросам профилактики здорового образа жизни.

10. С 2000-2001 учебного года в региональный компонент Государственного образовательного стандарта в Вятском государственном гуманитарном университете была включена дисциплина «Основы здорового образа жизни» в объеме 54 часов, из них 14 часов отведено на раздел «Основы профилактики наркомании».

11. Открытие сайта в Интернете «Молодежь за здоровый образ жизни».

12. Межведомственные рейды, операция «Подросток - игла», деловые игры, тренинги, акция «Стоп-СПИД», фестиваль «Скажи жизни - да!», конкурс социальных плакатов и роликов «Я выбираю жизнь».

13. Проведение акций к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом.

14. Функционирование спортивных секций по разным видам спорта.

15. Оказание комплексной помощи группам социального риска.

16. Работа университетского туристического клуба «Данко».

17. Оказание индивидуальной помощи лицам, имеющим отклонения в физическом развитии.

ВятГГУ тесно сотрудничает с социальными партнерами, которые занимаются решением проблем сохранения и укрепления здоровья человека.

Проблема молодежной наркомании стала угрожающей особенно в последние годы. Разрушение идеологии, резкое расслоение общества, невозможность быстро адаптироваться в современных экономических и социальных условиях привели к тому, что родители оказались неспособными подготовить детей к выходу в жизнь. Отсюда недовольство слишком медленным осуществлением материальных и социальных планов, совершение ряда опрометчивых и рискованных поступков, цепь провалов и неудач и как следствие - употребление психоактивных средств.

Руководство Вятского государственного гуманитарного университета выбрало в качестве одной из форм работы по профилактике наркомании включение в региональный компонент учебных планов всех специальностей дисциплины «Основы здорового образа жизни», значительную часть содержания которой составляет тема «Болезненные пристрастия, их влияние на здоровье человека и его потомство».

Учебная программа этой дисциплины была подготовлена с учетом данных анкетирования молодежи преподавателями кафедры медико-биологических дисциплин совместно с городским отделом по незаконному обороту наркотиков.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что первые пробы наркотиков, как правило, происходят на фоне потребления алкоголь-

ных напитков и табакокурения. Так, большинство обследованных, попробовавших наркотики, пьют (84%), часть из них (24%) систематически курят. При этом приобщение и потребление психоактивных средств у молодежи произошло в возрасте 11-15 (16%) и 16-18 (59%) лет.

Алкоголь и табак страшны не только тем, что разрушают здоровье человека, но и тем, что они способствуют саморазрушению личности, искажению ее взаимоотношений с другими людьми, разрыву социальных связей, потере человеческого облика.

Молодежь, независимо от уровня своего материального положения, благополучия или его отсутствия, профиля обучения, так мотивирует первое употребление наркотиков:

- желание справиться с личными проблемами, временными сложностями в учебе, взаимоотношениях с родителями, друзьями и т. д.;

- желание снять стресс, расслабиться, испытать чувство удовольствия;

- преодолеть серость, рутинность существования;

- просто так, за компанию.

Это далеко не полный перечень причин приобщения к наркотикам, но его анализ показывает необходимость изучения ценностно-мотиваци-онных, культурных установок молодежи.

Из этого списка ясно, что молодежная наркомания в своей основе - явление духовное, а ее корни - в общекультурной ситуации современного общества.

Интересным моментом изучения студенческих взглядов и оценок наркомании, возможной мотивации употребления наркотиков, мнений о мерах, которые могут помочь избавиться человеку от наркоалкогольной зависимости, можно назвать факт критического отношения большинства студентов к наркомании, достаточно твердом пред-

ставлении об опасности ее влияния на физическое и психическое здоровье (95%).

Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий, организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

И только целенаправленная профилактическая деятельность, построенная на комплексной основе и обеспечиваемая совместными усилиями педагогов и психологов, медицинских и социальных работников, сотрудников правоохранительных органов, может привести к достижению заметного результата.

В настоящее время становится актуальной проблема включения в жизнь общества инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В нашем университете началась подготовка специалистов по адаптивной физической культуре. Отношение к людям с отклонениями в состоянии здоровья является одним из показателей цивилизованности общества. Количество инвалидов всех групп и категорий, определяемое по международной методике подсчета, с группой лиц с ослабленным здоровьем составляет почти пятую часть населения России. В новых социально-экономических условиях положение людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов ухудшается, у них обостряются чувства зависимости, неустроенности, ущербности, усиливающие как пассивные, так и агрессивные реакции. Многие явления жизни в переходный период ставят инвалидов в разряд маргинальных групп, источников повышенного социального напряжения, влекущих угрозу социальной безопасности как для самой группы, так и для её окружения. Поэтому в настоящее время актуальным в социальной политике является развитие системы социального обслуживания инвалидов.

Физическая культура содержит виды деятельности, которые имеют особое значение для жизнеспособности и социальной активности инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Спортивно-оздоровительные, рекреационные и реабилитационные занятия обеспечивают освоение ими мобилизационных ценностей физкуль-турно-спортивной деятельности: способности рациональной организации своего стиля жизни, внутренней дисциплины, собранности, быстроты оценки ситуации и принятия решения, настойчивости в достижении цели. В системе социального обслуживания инвалидов предпринимаются первые шаги по организации учреждений нового типа (социально-оздоровительные центры, социально-реабилитационные отделения), в строящихся новых объектах социально-культурной и социально-спортивной сферы предусматриваются такие проектные решения, которые обеспечивали бы максимальную интеграцию граждан пожилого возраста и инвалидов в социальную действительность, продление их активного долголетия и качественную подготовку специалистов адаптивной физической культуры. При этом главным является наличие комплексного подхода, использование широкого набора социальных технологий, которые имеются и разрабатываются в различных учреждениях высшего образования, культуры, здравоохранения и физической культуры.

Большое значение мы придаем сохранению психического и духовно-нравственного здоровья человека, которое, прежде всего, связано с коммуникативной культурой, включающей в себя:

- соблюдение культуры речи как основополагающего признака интеллигентной личности;

- общение субъектов образовательного процесса на основе совместного увлечения творческой деятельностью и дружеского расположения;

- руководство принципами позитивной взаимозависимости, максимизации непосредственного взаимодействия между обучающимися, целенаправленного обучения навыкам работы в группе;

- овладение навыками, необходимыми для плодотворного сотрудничества с другими участниками общественно-производственной деятельности (умение слушать друг друга, разрешать возникающие недоразумения и конфликты, поощрять друг друга, составлять и реализовать план общей работы);

- развитие способности анализировать и оценивать текущую социальную ситуацию, сохранять независимость суждений как важного средства противодействия манипуляциям общественным сознанием;

- овладение самоанализом, самооценкой, рефлексией как привычкой к осмыслению своей и окружающей жизни;

- адаптацию человека в обществе, включающую умения целенаправленно работать с информацией.

Разрабатываемые на этой основе технологии обучения успешно применяются в образовательной практике вуза. Перспективным направлением развития системно-ориентированной технологии является разработка электронных сетевых учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине специальности. Особенность комплексов - их многофункциональное применение в образовательной сфере. Каждый электронный сетевой учебно-методический комплекс способствует формированию таких компетенций, как готовность к самообразованию, критическому анализу и рефлексии собственной деятельности, выбору и принятию решений, адекватных ситуации. При этом реализуется принцип интег-ративного подхода к процессу обучения в высшей школе, оптимизирующим условием которо-

го является подготовка и использование в образовательной практике целостных учебно-методических комплексов дисциплин. В настоящее время все дисциплины специальностей университета полностью обеспечены учебно-методическими комплексами и необходимыми методическими рекомендациями.

Современный специалист должен быть психологически готов к переменам условий труда и характера трудовой деятельности, которые связаны с модернизацией производства, и к непрерывному пополнению и обновлению своих знаний. Одной из важнейших характеристик конкурентоспособности выпускников вуза является их социальная компетентность, т. е. уровень сформиро-ванности знаний, навыков межличностного делового общения, социального имиджа, обусловленного не только особенностями личности, но и содержанием и характером приобретаемой профессии. Студентов вуза надо готовить к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в самых разнообразных обстоятельствах.

Уверенность нашего выпускника в завтрашнем дне, его социальное здоровье определяются подбором его будущего рабочего места, в этом ему оказывают большую помощь ярмарки вакансий, которые проводятся и по факультетам вуза с приглашением работодателей, и в целом по уни-

верситету. В университете работает кадровое агентство, помогающее студентам осуществлять поиск работы. В вузе создана студенческая психологическая служба, позволяющая помогать студентам, особенно младших курсов, справляться с трудностями в адаптации к обучению в вузе, потребностями студентов в профессиональном и личностном развитии, соответствующем требованиям современного рынка труда и профессии в динамично меняющихся социально-экономических условиях, возрастающим требованиям к уровню развития профессиональных качеств выпускников вуза. Студенту вуза помогает более успешно адаптироваться к вузовской системе и безболезненно для его психики входить в образовательное пространство куратор студенческой группы, который выступает как наставник молодежи, осуществляет педагогическую помощь и поддержку. Доброй традицией в вузе стали сборы первокурсников, которые помогают студенту быстрее пройти адаптационный период, познакомиться со студенческой группой, особенностями вузовской системы.

Сложившаяся система образования должна ответить на вызов времени, и поэтому необходимо менять сами подходы к определению целей образования, его содержания, организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.