В. С. Данюшенков, Т. В. Машарова МИССИЯ
ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА -ВОСПИТАНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ
Сегодня все острее ощущаются проблемы в работе образовательной системы по воспитанию обучающихся, формированию у них общественно и личностно значимых компетентностей, владение которыми позволяет адаптироваться к жизни в условиях рыночных отношений.
Новые социально-экономические условия требуют соответствующей им новой системы высшего образования. Полагаем, что ведущим, стержневым направлением в этой системе должно стать воспитание студента.
«Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития», - говорится в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Таким образом, профессиональное образование специалиста не может быть сведено лишь к обучению, а должно гармонично сочетаться с организацией целенаправленного воспитания. При этом студент одновременно является субъектом воспитания и автором воспитательного пространства. Воспитание становится существенной характеристикой педагогического процесса в вузе и определяет его направленность.
Выбирая гуманистическую стратегию развития вуза, под воспитанием мы понимаем создание условий для саморазвития личности студента в процессе обучения. Целью воспитания студента является формирование интеллигента-гражданина, компетентного специалиста, человека творческого, инициативного, коммуникабельного, обладающего инновационным способом мышления, ответственного за свою профессиональную деятельность перед обществом и государством, признающего отношение к человеку как
наивысшей ценности, уважающего права, свободу, личное достоинство другого.
Основные идеи концепции воспитания студентов в ВятГГУ:
1) формирование чувства гордости, уважения к стране, к родному краю, университету, его символике и традициям;
2) обеспечение условий для интеллектуального, культурного и нравственного развития личности студента посредством получения высшего образования;
3) формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации;
4) создание среды, благоприятной для сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей.
Интеллигентность как свойство человека основана на духовности. Понятие духовности принято рассматривать в двух смыслах: в религиозном и светском. В религиозном смысле духовность отражает степень преображения человека Божественной благодатью. В светской трактовке она означает качество человека-творца, наделенного развитым интеллектом и нравственностью. Сочетание интеллекта и нравственности в педагогической науке обозначают понятием «эмоциональный интеллект», или, как в России XIX в., «осердеченный ум».
Таким образом, интеллигентность включает в себя сознательную часть деятельности духа, разумную, интеллектуальную, рациональную, невозможную без базовых нравственных чувств: любви, достоинства, ответственности, долга и совести. Интеллигентность является интегративным качеством личности. Ценность интеллигентности заключается в ее когнитивно-аксиологической сущности, комплексности и возможности формирования по аналогии с другими нравственными качествами личности. Можно утверждать, что интеллигент - это толерантный и творческий человек, обладающий развитой внутренней культурой, признающей самоценность личности, со-
ДАНЮШЕНКОВ Владимир Степанович - доктор педагогических наук, профессор, чл.-кор. РАО, ректор ВятГГУ
МАШАРОВА Татьяна Викторовна - доктор педагогических наук, профессор по кафедре педагогики, проректор по учебно-воспитательной работе ВятГГУ © Данюшенков В. С., Машарова Т. В., 2009
знательно руководствующийся в своих поступках любовью, ответственностью, совестью, сохраняющий активную гражданскую позицию.
Таким образом, «интеллигентность» и «духовность» (в ее светской трактовке) свидетельствуют о необходимости воспитания потребности в самосовершенствовании, гармонизации интеллектуального и нравственного развития личности.
Основа интеллигентности - образование. Однако наличие образования еще не гарантирует появление этого качества у личности, поскольку интеллигентность требует развития, в частности самообразования и самовоспитания.
Неоценимую помощь в выявлении соотношения понятий «интеллигентность» и «образованность» дает всесторонний анализ современной российской государственной политики в области образования. Основные направления совершенствования законодательства в этой области отражены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития системы образования в период до 2025 г.
Среди целей и задач образования, отраженных в доктрине, наиболее важными с позиции воспитания интеллигентности являются следующие:
1) формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
2) разностороннее и своевременное развитие у детей и молодежи их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности;
3) непрерывность образования в течение всей жизни человека;
4) воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и
проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
5) организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.
В таком контексте возрастает актуальность исследования роли высшего гуманитарного образования в становлении интеллигентной личности; разработки вопросов формирования методологической компетенции профессорско-преподавательского состава; реализации интегратив-ного подхода в воспитании интеллигентности будущего специалиста; развития индивидуальности, субъектности студентов в гуманитарной среде вуза; выявление сущностных характеристик, роли и функций духовно-нравственной компоненты в формировании интеллигентности; разработки эмоционально-ценностной составляющей в процессе формирования интеллигентности; осмысления креативности, интеллектуальности как составных элементов интеллигентности; обоснования совокупности сотворческой деятельности преподавателей и студентов; разработки и апробации образовательных технологий, направленных на формирование самоопределения и самореализации личности.
Университет, работая в данном направлении, начинает обретать свою изначальную интеллектуальную и социальную миссию в обществе в качестве гаранта универсальных ценностей и культурного наследия. Смысл профессиональной деятельности интеллигентного специалиста - это поиск и реализация эффективных технологий решения профессиональных задач, ориентация на ключевые ценности в отношениях с людьми, сотворчество и диалог.
Для реализации основных идей концепции воспитания студентов в ВятГГУ созданы следующие структурные подразделения: управление учебно-методической и воспитательной работы,
отдел учебно-воспитательной работы, Центр по развитию творческой инициативы студентов, отдел информации и рекламы, редакция газеты «Университетский вестник», Центр практики и содействия трудоустройству выпускников, музей истории ВятГГУ.
На всех факультетах и в колледже на основе концепции воспитания студентов созданы и действуют долгосрочные программы. Для оценки качества выполнения программ отдел учебно-воспитательной работы совместно с социологической лабораторией ведет мониторинг и исследует уровни воспитанности студентов.
Управление воспитательной деятельностью в ВятГГУ реализуется через механизмы организации учебной и внеучебной работы со студентами, совершенствование профессионализма персонала, а также развитие системы документооборота, материально-технической базы, локальных сетей связи и своевременной координации действий структурных подразделений.
Формирование интеллигентности в педагогическом процессе осуществляется за счет использования воспитательного потенциала учебных дисциплин. Кроме традиционных учебных дисциплин, предусмотренных учебными планами, с 2000-2001 учебного года в региональный компонент Государственного образовательного стандарта в ВятГГУ была включена учебная дисциплина «Основы здорового образа жизни» в объеме 54 часов, из них 14 часов отведено на раздел «Основы профилактики наркомании». В рамках изучения этих дисциплин:
- проводятся социологические исследования, дающие информацию об употреблении или неупотреблении студентами психоактивных и наркотических препаратов;
- функционирует студенческий кружок с углубленным изучением наиболее актуальных тем «Основ здорового образа жизни» и последующим применением полученных знаний в педагогической работе (выступления студентов перед учащимися школ, колледжа);
- предусматривается написание рефератов, оформление тематических стендов, участие студентов в мероприятиях городского уровня «Молодежь против СПИДа и наркотиков», «Я выбираю жизнь»; в проведении конференций по проблеме «Здоровый образ жизни»; в программе Управления по делам молодежи Кировской области «Мы - здоровое поколение».
Эффективность воспитательной деятельности обусловливается созданной в вузе системой организации внеучебной работы со студентами, которую курирует отдел учебно-воспитательной работы. В целях организации культурного досуга студентов и развития у них духовно-нравственной, гражданско-правовой, профессионально-интеллектуальной, эстетической и физической культуры в ВятГГУ функционируют органы самоуправления: Студенческий совет, первичная профсоюзная организация студентов, научное общество, кадровый центр, рекламное агентство, студенческое телевидение, творческие студенческие объединения, клубы, кружки и секции по интересам, студенческие отряды: 45 педагогических и 1 оперативный, в которых активно участвует более 7 тыс. человек.
Под системой студенческого самоуправления в ВятГГУ понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом через коллегиальные и взаимодействующие друг с другом органы самоуправления.
Значимость студенческого самоуправления также обусловливается потребностью общества не только в квалифицированных специалистах, но и в активных социально ориентированных гражданах, обладающих определенным потенциалом саморазвития.
Для материального поощрения активных студентов лидерами Студенческого совета университета и представителями администрации вуза была разработана специальная балльно-рейтинговая система, предусматривающая стипендиальные надбавки лучшим студентам ВятГГУ. Они выявляются путем составления рейтинга студентов каждым
факультетом. Рейтинг складывается как из учебных показателей, так и из той деятельности, которую студент ведет во внеучебное время.
О признании на российском уровне системы организации студенческого управления в ВятГГУ свидетельствует диплом III степени Всероссийского конкурса моделей организации студенческого самоуправления (Москва, 2006 г.). Студенческий совет университета продуктивно организует работу по следующим направлениям: студенческий лидер, студенческая наука, культурно-массовая, спортивно-оздоровительная, организационно-трудовая и редакционно-издатель-ская деятельность.
В целях преемственности и сохранения актива по предложению студентов ежегодно организуются выездные школы лидеров, студентов старших курсов-кураторов (школы актива). В ходе работы школы актива происходит обмен опытом между факультетами по вопросам организации студенческого самоуправления, участники знакомятся с концептуальными понятиями воспитательной работы в вузе, основами социального проектирования. По итогам деятельности школы актива рабочими группами разрабатываются социальные проекты, которые затем проходят апробацию в грантовых конкурсах Управления по делам молодежи и реализуются студентами в вузе.
В рамках первого лагеря актива, состоявшегося в 2006 г., был создан Студенческий кадровый центр (СКЦ), способствующий успешному трудоустройству выпускников ВятГГУ. Ярмарки вакансий, Дни карьеры, непосредственные встречи студентов с потенциальными работодателями и ролевые игры - вот далеко не полный список мероприятий, регулярно организуемых СКЦ. Результатом последнего лагеря актива стало создание Банка Инициатив Студентов, интеллектуальные вкладчики которого могут рассчитывать на помощь в реализации предложенных проектов.
Студенческий кадровый центр является волонтерским студенческим объединением, входящим
в структуру Центра практики и содействия трудоустройству выпускников ВятГГУ.
В настоящее время важным направлением деятельности Студенческого кадрового центра является помощь в организации работы по развитию социальной компетентности выпускников на рынке труда. В рамках этой работы совместно с кафедрой практической психологии ВятГГУ проводятся деловые игры, во время которых студенты в форме обучающих занятий знакомятся с технологиями поиска работы, методиками составления резюме, нормативно-правовыми аспектами работы дипломированного специалиста.
Особенностью проведения деловых игр и тренингов является участие в них работодателей и представителей кадровых агентств г. Кирова, которые не только представляют вакансии, но и консультируют по профессиональной и коммуникативной компетенции.
Основными направлениями работы Студенческого кадрового центра являются:
• поиск работодателей и пополнение банка данных вакансий для студентов и выпускников;
• помощь в организации сезонной занятости студентов;
• помощь в организации программных мероприятий университета по содействию занятости и трудоустройству выпускников;
• разработка и организация тематических мастер-классов для студентов в вопросе эффективных технологий трудоустройства выпускников;
• участие в мероприятиях Студенческого совета университета.
На базе ВятГГУ по инициативе студентов создана и успешно функционирует Школа вожатых, в которой в течение года студенты обучаются организации активных форм взаимодействия с детьми и подростками. Это качественно повышает их подготовленность к работе с детьми в летних оздоровительных и спортивных лагерях. На протяжении последних 4 лет студенты нашего университета имеют возможность проходить практику не только в детских лагерях Кировской
и соседней с ней областях, но и в ВДЦ «Орленок» (Краснодарского края). Кроме нашего университета такая возможность предоставлена лишь 20 вузам России. Делегация ВятГГУ является самой массовой (этим летом в «Орленке» работали 34 студента нашего университета).
Обучающиеся в Школе вожатых студенты принимают активное участие в организации и проведении социально значимых акций не только университетского масштаба, но и городского, областного и российского уровней.
В настоящее время Студенческим советом реализуется инновационный проект «Золотой резерв». Он предусматривает обучение студентов 1-11 курсов качественной разработке и проведению мероприятий на уровне университета. К проектам 2008 г. относятся организация студенческого телевидения и Студенческого рекламного агентства.
Таким образом, Студенческий совет Вятского государственного гуманитарного университета -это орган студенческого самоуправления, действующий в интересах всех студентов вуза, осуществляющий координацию работы студенческих советов факультетов и колледжа, организацию их взаимодействия со структурными подразделениями университета. Председатель Студенческого совета и председатель первичной профсоюзной организации студентов являются членами Ученого совета университета.
Основные направления деятельности первичной профсоюзной организации студентов ВятГГУ -юридические консультации и защита прав студентов в решении проблем, касающихся учёбы, быта, воинской службы, материального обеспечения; сбор и предоставление информации об аренде жилья у населения (в настоящий момент имеется база данных для абитуриентов и студентов как очной, так и заочной форм обучения); оказание материальной помощи семейным студентам и студентам, оказавшимся в трудной ситуации; медицинская помощь (организация лечения, оздоровления и отдыха студентов, частичная оплата об-
следований и дорогостоящего лечения); организация работы студенческих советов в общежитиях ВятГГУ; спортивно-оздоровительная и культурно-массовая работа в общежитиях вуза.
Представители органов студенческого самоуправления принимают активное участие в решении вопросов, связанных с жизнью студенчества, на уровне региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Студенты ВятГГУ входят в состав рабочих групп, осуществляющих разработку проекта реформы молодежного самоуправления в г. Кирове и Кировской области. Делегация университета всегда представлена на межрегиональных, городских и областных молодежных форумах.
Значительное внимание в вузе уделяется науке, что позволяет студентам повысить свой профессиональный уровень. Большинство студентов принимает участие в научно-практических конференциях различного статуса - от факультетского до международного. Студенты завоевывают призовые места на Всероссийских олимпиадах по психологии, культурологии, социальной работе, информатике, истории (участие в Ломоносовских чтениях в МГУ), в конкурсах студенческой рекламы, «Хрустальный апельсин» и многих других. Студенческое научное общество (СНО) продолжает активную деятельность. Так, в феврале 2009 г. студенты СНО самостоятельно организовали и успешно провели неделю студенческой науки.
В настоящее время в целях создания условий для самореализации личности в вузе действует 63 творческих коллектива, студенческих клуба по интересам, объединяющих более 1 200 человек (камерный хор «Gaudeamus», студия сольного пения, школа эстрадного вокала, клуб бардовской песни, театральная студия «Антре», драматическая лаборатория, команды КВН, ансамбль греческого танца «Апсимон», ансамбль эстрадного танца, психологический клуб и др.). Из числа студентов ВятГГУ в 2008 г. 1271 человек ста-
ли лауреатами городских, областных, региональных, всероссийских и международных студенческих фестивалей и конкурсов («Студенческая весна», «Лидер XXI века», «Дельфийские игры», «Моя Россия», «Музыкальный кубок КВН», «Театральная весна» и др.)
Забота об укреплении здоровья студентов и развитии у них потребности в здоровом образе жизни также реализуется во внеучебной деятельности. В настоящее время в университете работают 16 спортивных секций по легкой атлетике, лыжным гонкам, ушу, шейпингу, клубным танцам, стрип-пластике, йоге, восточным танцам, степ-аэробике, две секции по волейболу (женская, юношеская), две секции по атлетической гимнастике, три секции по баскетболу. За предыдущий учебный год 440 студентов на соревнованиях различного уровня заняли призовые места и награждены соответствующими дипломами.
Ведущими формами воспитательной работы нашего вуза являются как традиционные мероприятия - конференции, фестивали, конкурсы, игры, индивидуальная работа со студентами, так и инновационные - коллективные творческие дела, дискуссионные трибуны, форумы в режимах оп- и ой-Ипе, драматическая лаборатория, марафон и др.
Залогом результативной воспитательной работы в вузе и еще одним механизмом ее реализации является профессионализм преподавателей. Для своевременного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по организации воспитательной работы Центром дополнительного образования ВятГГУ проводятся соответствующие курсы.
Имеющаяся в вузе система документооборота по воспитательной деятельности позволяет объективно отслеживать проведение мероприятий и быстро находить связанную с ними необходимую информацию.
Созданная система воспитательной работы позволяет качественно и эффективно проводить научные, культурно-массовые, спортивно-оздоровительные, общественно полезные мероприятия, тематические семинары, курсы по организации воспитательной работы для преподавателей, а также организовывать индивидуальную работу со студентами. Включение в процесс обучения и воспитания студентов ВятГГУ культурного, гуманитарного, морального и просветительского начал является необходимым условием формирования интеллигентности у будущего специалиста в высшей школе.