Научная статья на тему 'Комплексная оценка деятельности университета и перспектива его будущего развития'

Комплексная оценка деятельности университета и перспектива его будущего развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка деятельности университета и перспектива его будущего развития»

В. С. Данюшенков

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА И ПЕРСПЕКТИВА ЕГО БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ

К несомненным стимулам развития вузов относится комплексная оценка их деятельности, не только подводящая итоги, но и определяющая дальнейшие перспективы.

Как правило, вуз проверяют по следующим направлениям: организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и системы управления; структура подготовки специалистов; содержание подготовки специалистов; информа-ционно-методическое обеспечение учебного процесса; организация учебного процесса; качество подготовки специалистов; воспитательная работа; кадровое обеспечение образовательного процесса; международная деятельность; научно-ис-следовательская работа; материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Аккредитации вуза предшествует тестирование студентов на качество знаний. Например, в нашем университете результаты были следующие: контингент тестируемых по 11 дисциплинам составил 1676 студентов, средний процент студентов, освоивших все дисциплины, 91% при нормативе 51%.

Наш университет, как и любой другой российский вуз, тщательно продумывает стратегию и тактику своего развития, учитывая особенности региона. Так, с 2003 по 2008 г. в организационном плане были созданы следующие отделы: научно-исследовательский, международный, информации и рекламы, закупок и управления имуществом; центры: издательский, дистанционного образования, аудита качества образования, практики и содействия трудоустройству выпускников, лингвистический, международного образования, педагогических исследований РАО; а также фундаментальная научная библиотека; научно-про-изводственное объединение «Технологии», пси-

хологическая служба, криминалистическая лаборатория, рекламное и дизайнерское студенческие агентства и т. п. Всё это способствовало главному - подготовке специалистов из разных стран с высоким профессиональным уровнем.

Исходя из потребностей региона и научного потенциала вуза открылись новые специальности: пролицензированы 8 специальностей ВПО (010707.65 Медицинская физика; 020101.65 Химия; 020802.65 Природопользование; 030401.65 История; 031001.65 Филология; 040104.65 Организация работы с молодёжью; 050716.65 Специальная психология; 080505.65 Управление персоналом), 22 направления подготовки бакалавров (010500.62 Прикладная математика и информатика; 020800.62 Экология и природопользование; 030100.62 Философия; 030300.62 Психология; 030500.62 Юриспруденция; 030900.62 Книжное дело; 031100.62 Лингвистика; 032100.62 Физическая культура; 040100.62 Социальная работа; 040200.65 Социология; 050100.62 Естественнонаучное образование; 050200.62 Физико-математическое образование; 050300.62 Филологическое образование; 050400.62 Социально-экономическое образование; 050500.62 Технологическое образование; 050600.65 Художественное образование; 050700.62 Педагогика; 070600.62 Дизайн; 080100.62 Экономика; 080300.62 Коммерция; 080500.62 Менеджмент; 080700.62 Бизнес-инфор-матика), 7 специальностей аспирантуры (08.00.12 Бухгалтерский учёт, статистика; 10.01.09 Фольклористика; 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика; 05.13.13 Телекоммуникационные системы и компьютерные сети; 25.00.23 Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов; 25.00.36 Геоэкология), открыта подготовка специалистов в форме экстерната по 7 специальностям (030501.65 Юриспруденция; 050708.65 Педагогика и методика начального образования; 050711.65 Социальная педагогика; 080109.65 Бухгалтерский учёт, анализ и аудит; 080301.65 Коммерция (торговое дело); 080504.64

ДАНЮШЕНКОВ Владимир Степанович - доктор педагогических наук, профессор, чл.-кор. РАО, ректор ВятГГУ

© Данюшенков В. С., 2008

Государственное и муниципальное управление; 080507.65 Менеджмент организации). Разработана и реализуется целевая программа по содействию занятости и трудоустройству выпускников в условиях современного социально-экономического развития региона.

Разработаны современная нормативно-право-вая база вуза, регламентирующая всю его деятельность (см. рисунок); информационная система вуза, то есть фактически создана локальная сеть управления университетом (ректорат, деканаты, проректора, отдел кадров, бухгалтерия и т. п.).

Для информационно-методического обеспечения учебного процесса за последние 5 лет приобретено 103 295 экземпляров учебной и учеб-но-методической литературы на общую сумму около 13 333,498 тысяч рублей.

За 5 лет преподавателями вуза издано 517 наименований различных учебно-методических материалов. Из указанного числа 374 материала в электронном виде размещены на сервере университета. Преподавателями вуза разработан 21 электронный учебник.

Для реализации образовательных программ в университете оборудованы 36 собственных компьютерных классов (599 ПЭВМ), зал для самостоятельной работы на 40 компьютеров, объединённых в локальные сети. Общее количество используемых компьютеров - 781. С 651 терминала имеется выход в Интернет. За 5 лет приобретено 588 компьютеров, 51 ноутбук, 36 мультимедийных проекторов.

Стационарное мультимедийное оборудование установлено в 19 аудиториях вуза.

Имеется собственный сайт. Информация на сайте достоверная, разносторонняя.

В университете разрабатывается система мониторинга качества образования, включающая процедуры сбора, накопления, поиска, обработки и передачи информации, объективно отражающей деятельность вуза в целом и эффективность реализации образовательного процесса в частности. С целью получения достоверной

информации и ее систематизации в университете используются методики, предлагаемые Федеральным агентством по образованию (Рейтинг высших учебных заведений) и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Модуль сбора информации об образовательном учреждении для Центрального банка данных государственной аккредитации, Модуль комплексной оценки деятельности вуза, Модуль сбора информации о дипломах, выданных выпускникам вуза), а также разрабатываемые структурными подразделениями вуза методики диагностики образовательной, научной, воспитательной, учебной и других видов деятельности вуза. Так, например, с 2004 г. проводится рейтинговая оценка деятельности кафедр, с 2005 г. - рейтинг специальностей и факультетов университета. Начиная с 2007 г. разрабатывается методика оценки научной деятельности кафедр. С 2008 г. вводятся конкурсы «Лучшая кафедра года», «Профессор года ВятГГУ», «Молодой ученый ВятГГУ», «Лучший студент года в науке». Становится традиционным конкурс «Студент года».

С целью мониторинга успеваемости студентов применяется система контроля, которая включает вступительные испытания, входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль, а также контроль базовых (остаточных) знаний студентов. Основными методами текущего контроля является балльно-рейтинговая система оценки, Интернет-экзамен. Установить достижения студентов позволяют конкурсы студенческих научных, творческих работ и проектов, олимпиады, спартакиады, которые носят в университете традиционный характер.

В университете отработаны процедуры диагностической, текущей и итоговой оценки уровня знаний студентов. Так, например, диагностический контроль проходит в форме тестирования, проблемных бесед, анкетирования, контрольных работ, индивидуальной диагностики и позволяет установить уровень обученности и обучаемости студентов.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вятского государственного гуманитарного университета

Сборник нормативно-правовых документов

Часть II Положения по основным направлениям деятельности

ПЛАН деятельности

Вятского государственного гуманитарного университета

на IV квартал 2008 года и на 2009 год

Руководство

к организации и проведению конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников Вятского государственного гуманитарного университета

1 р

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1 В ВЯТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ

! 1 ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

1 ЧАСТЬ IV

1 |

Текущий контроль проводится в течение всего учебного года с целью получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления образовательным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов. Организация текущего контроля предваряется тщательным изучением профессорско-преподавательским составом личностных и профессиональных качеств студентов, общего уровня их подготовленности к усвоению учебного материала, степени его восприятия и усвоения.

В учебном процессе используются следующие формы текущего контроля успеваемости обучающихся:

- при организации лекций: проблемные учебные вопросы (уточняющие, наводящие, встречные, казусные); тестовые задания и опросы; проблемные ситуации; педагогические (учебные) задачи; проверка конспектов; систематическое наблюдение; учебная дискуссия; задания для самопроверки;

- при проведении семинара: летучка (опрос); диспут; комментированное чтение рекомендованных источников; контрольная письменная работа; доклад, реферат, сообщение; проблемные учебные вопросы (уточняющие, наводящие, встречные, казусные); вопросно-ответная или групповая беседа; тестовые задания и опросы; самооценка; отчет по заданию; проблемные ситуации; педагогические (учебные) задачи; коллоквиум; дискуссия; рейтинг; компьютерный контроль; проверка конспекта; комплексная проверка знаний; систематическое наблюдение; индивидуальный или групповой опрос; задания для самопроверки;

- при проведении практического и лабораторного занятия: контрольная письменная работа; систематическое наблюдение; практический контроль; педагогические (учебные) задачи; летучка (опрос); коллоквиум; проблемные учебные вопросы (уточняющие, наводящие, встречные, казусные); рейтинг; тренировка (тренинг); самооцен-

ка; упражнение; тестовые задания и опросы; отчет по заданию; компьютерный контроль; проблемные ситуации; комплексная проверка умений и навыков; задания для самопроверки;

- при проведении индивидуального или группового собеседования (коллоквиума): проблемные учебные вопросы (уточняющие, наводящие, встречные, казусные); эвристическая беседа; дискуссия (диспут), проверка конспекта; комплексная проверка знаний; наблюдение; самооценка; компьютерный контроль;

- при проведении консультаций: вопросно-ответная форма; индивидуальная или групповая беседа или собеседование; проверка конспекта; систематическое наблюдение; индивидуальный или групповой опрос; рейтинг; задания для самопроверки;

- при организации и проведении учебных теоретических и научно-практических конференций: педагогические (учебные) задачи; проблемные теоретические вопросы; практические задания; доклады, рефераты, сообщения; научная дискуссия; комплексная проверка знаний, навыков, умений.

На итоговую оценку качества знаний студентов влияет выполнение ими творческих работ, портфолио, эссе, рефератов, контрольных работ, курсовых работ и проектов, аннотаций к научным статьям, результаты устных и письменных опросов.

Непреложным условием высокого уровня образования в университете является качественный профессорско-преподавательский состав. Оценка компетентности преподавателей носит комплексный характер и складывается из самооценки и оценки качества деятельности преподавателя, осуществляемой студентами, коллегами, руководителями структурных подразделений, в которых работает преподаватель. В университете разработаны и используются разнообразные процедуры оценки компетентности преподавателя, к их числу относятся:

- годовые комплексные отчеты о работе преподавателя;

- тематические отчеты преподавателя;

- конкурсное избрание на должность;

- взаимопосещения;

- анкетирование студентов и преподавателей;

- открытые занятия;

- круглые столы;

- методические семинары;

- повышение квалификации.

Для выявления мнения студентов о доступности и качестве предоставляемых образовательных ресурсов в университете проводятся анкетирование, акция «Задай вопрос ректору», встречи с представителями ректората, адаптационные встречи со студентами первого курса, заслушивание руководителей студенческого самоуправления на заседаниях Ученого совета университета, беседы. Разнообразная информация подвергается детальному анализу. Обобщенные выводы используются в совершенствовании образовательного процесса в целом и образовательных ресурсов в частности.

Разработаны новые нормативно-правовые документы, регламентирующие воспитательную работу в ВятГГУ; используются инновационные формы и средства проведения воспитательных мероприятий. Большой интерес вызвал «Марафон первокурсника» как способ адаптации студента в университете. Реализуется модель организации студенческого самоуправления; к участию в воспитательных мероприятиях привлекаются представители различных социальных институтов регионального, российского и международного уровней.

За 5 лет изменилось кадровое обеспечение учебного процесса и научная деятельность (см.таблицу).

В настоящее время в вузе работает 570 преподавателей, из них 1 член-корреспондент РАН, 4 действительных члена и член-корреспондента РАО, 77 докторов наук и 303 кандидата наук. В среднем университет выпускает ежегодно более 2500 специалистов по различным специальностям.

Научно-исследовательская работа ведётся на 49 кафедрах и в 21 научно-исследовательской

лаборатории по 9 научным направлениям. Сформировались и развиваются 17 научных школ. В их рамках за 5 лет защищено 10 докторских и 103 кандидатских диссертаций, подготовлено 84 монографии.

Для развития научных школ ВятГГУ характерно внедрение инновационных форм организации деятельности. Научно-исследовательская лаборатория биомониторинга, например, работает в тесном взаимодействии с Институтом биологии Коми НЦ РАН, обеспечивает реальную интеграцию высшего образования и фундаментальной науки. Лаборатория выполняет исследования по федеральной целевой программе «Уничтожение химического оружия в Российской Федерации», обеспечивает выполнение биотестирования в рамках программы государственного экологического мониторинга объектов уничтожения химического оружия на основании аттестата государственной аккредитации по оригинальным методикам, не имеющим российских аналогов. Коллектив лаборатории составляет основу общероссийского научного журнала «Теоретическая и прикладная экология ». Лаборатория ориентирована в своей деятельности на требования заказчиков - Министерства образования и науки РФ, Министерства обороны РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Управления окружающей среды по Кировской области.

Всероссийское значение имеют результаты исследований специфики малокомплектных сельских школ и проблем современного профильного обучения, выполняемых под руководством чле-на-корреспондента РАО, профессора В. С. Да-нюшенкова. Указанные исследования финансируются Федеральным агентством по образованию и Российской Академией образования при участии «Волго-Вятского регионального научно-об-разовательного центра Российской Академии образования».

Значительным достижением университета стало открытие двух новых докторских диссертационных советов по методикам и филологии, а также перерегистрация ещё двух докторских советов.

Показатели лицензирования и государственной аккредитации 2003 2008 Итог

1. Спектр реализуемых ООП Число укрупненных групп специальностей 7 9 т

2. Возможность продолжения обучения по ООП послевузовского и дополнительного профессионального образования Число отраслей науки по специальностям аспирантуры 10 12 г

Число аспирантов 162 298 т

Количество защитивших диссертации в срок 17 19 т

Количество докторантов 2 6 т

Количество защит диссертаций в советах 22 25 т

3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Число отраслей НИР 7 9 т

Объем НИР за год (в тыс. р.) 5592,112 18124,3 т

Количество монографий 9 18 т

4. Квалификация педагогических работников Количество ППС 562 556

из них штатных 469 462

Лиц с учеными степенями и званиями 276 380 т

Докторов наук, профессоров 69 77 т

Контингент обучающихся студентов (физ. лиц) 13799 11468 4,

Приведенный контингент студентов 7594 7503,35 4,

Учебно-лабораторная площадь (м2) 71922 88218 Г

Количество студентов приведенного контингента на 1 ППС 13,5 13,4 1

Научный журнал «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета» с января 2008 г. стал реферируемым.

Также университет сделал серьёзный шаг в области международной деятельности. От частных зарубежных визитов вуз перешёл к системной работе с иностранными студентами.

Международная деятельность в вузе организована и ведётся по следующим основным направ-

лениям: обучение студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья (26 студентов); обучение студентов вуза в образовательных учреждениях других государств по обмену (в Каннском педагогическом университете, г. Канн, Франция); реализация ООП совместно с зарубежными вузами (по системе 2+2, 3+1, 1+4, 1+3+1 с Китаем и США); обмен преподавателями между университетом и зарубежными вузами: Венский университет (Вена,

Австрия), Римский университет (Рим, Италия), Дрезденский технический университет (Дрезден, Германия), Ольденбургский университет (Ольден-бург, Германия), Тройский университет (США, Алабама), Каоенский университет (Тайвань), Каннский университет (Канн, Франция), Высшая школа (Дортмундт, Германия), Ля Сапиенца (Рим, Италия), Мадридский университет (Мадрид, Испания), преподают 9 человек по договорам (научно-обра-зовательным); в вузе за аттестуемый период к ведению учебного процесса привлекались 22 преподавателя высших учебных заведений: Институт английского языка Университета Южного Миссисипи (США, г. Хеттисбург), Институт лингвистики Венского университета (Австрия, г. Вена), Каоенский университет (Тайвань), Канзасский университет (США), Рурский университет (г. Бо-хум, Германия), Геттингенский университет (г. Гет-тинген, Германия), Венский экономический университет (Австрия, г. Вена). 48 преподавателей вуза имеют научные публикации в зарубежных научных журналах. Ученые университета участвуют в реализации следующих совместных научных проектов: «Новые методы в современном изучении иностранных языков » (Великобритания (Ньюмен Колледж, г. Бирмингем), Франция (Педагогический институт, г. Канн), Германия (Кельнский университет) и т. п.

За прошедшее пятилетие построен учебный корпус для факультета физической культуры, ка-

питально отремонтированы: первый учебный корпус по ул. Ленина, 111, учебный корпус № 5 по ул. М. Гвардии, общежития № 2 и 3, плавательный бассейн и другие объекты.

Таким образом, комплексная оценка вуза способствует активизации и мобилизации всех интеллектуальных, научных и творческих сил управленческого аппарата, профессорско-преподавательского состава и студенчества. Положительный имидж университета создается ежедневным упорным и кропотливым трудом, продуманной и определенной системой развития. Комплексная оценка поможет более объективно выявить новую парадигму развития высшего учебного заведения.

Нашими насущными задачами на ближайшие годы являются:

1. Оптимизация структуры университета и кафедр.

2. Увеличение доли магистерских программ.

3. Переход на экономически целесообразные методы обучения студентов: дистанционное обучение; применение в обучении цифровых технологий.

4. Создание инновационных учебных и научных структур, например открытие Восточно-европейского института международных отношений, технопарков и т. п.

5. Строительство новых учебных корпусов и общежитий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.