ББК 60.542.12:60.542.2
Н. А. Птицына, Л. В. Зубарева
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Радикальные преобразования в жизнедеятельности страны обусловили появление ряда проблем в молодежной среде. В условиях лояльности к различным видам девиантного поведения, отсутствия должного социального контроля со стороны общества, ослабления коллективной ответственности возрастает численность юношей и девушек, употребляющих психоактивные вещества. Особую остроту приобретает проблема злоупотребления алкоголем. Об ухудшении положения и в Российской Федерации в целом, и в Ивановской области свидетельствует рост уровня среднедушевого потребления алкоголя. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ситуация считается опасной, если потребление абсолютного алкоголя в год составляет 8 литров. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области, с 2000 по 2007 г. этот показатель увеличился с 7,9 до 11,1 литра чистого алкоголя на одного жителя региона [5, с. 11]. При этом в структуре смертности населения Ивановской области увеличился коэффициент смертности (число умерших на 100 000 человек населения) от случайных отравлений алкоголем (в 2007 г. — 17,0, в 2008 г. — 22,1) [7, с. 139]. Вызывает тревогу и тот факт, что пьянство и алкоголизм трактуются в обществе как серьезная социальная проблема, тогда как само употребление алкоголя гражданами рассматривается как «нормальное» явление.
Стремительно расширяется группа молодежи с аддиктивным поведением. К примеру, результаты исследования А. В. Худякова свидетельствуют о том, что «знакомство с алкоголем происходит в достаточно раннем возрасте: к 12 годам его пробовали 61,3 % мальчиков и 78,7 % девочек, к 13 годам — соответственно 72,1 % и
80,2 %, в 14 лет юноши начинают “опережать” девушек — 90,4 % против 84,7 %, а к 15 годам подавляющее большинство подростков, как юношей, так и девушек, оказываются приобщенными к алкоголю (соответственно — 96,6 % и 95,4 %)» [9, с. 28].
Анализ литературы показал, что алкогольная зависимость (аддикция) довольно широко изучалась в рамках биомедицинского подхода. В последние годы в отечественной науке и практике происходит активизация внимания специалистов различных отраслей знания к рассмотрению аддикции как одного из видов девиантного поведения (см., напр., [2, 6, 8]).
Термин «аддиктивное поведение» введен в оборот в конце 80-х гг. XX в. Суть понятия трактовалась как злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как сформируется зависимость. В дальнейшем содержание понятия неоднократно уточнялось. В работах современных исследователей аддиктивное поведение определяется неоднозначно. Так, по мнению Е. В. Змановской, аддиктивное поведение представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции, связанный со злоупотреблением чем-то в целях саморегуляции и адаптации. Важное значение при этом отводится аддиктивной установке, выражающейся в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции [4, с. 122]. В основе такой трактовки аддиктивного поведения особую значимость приобретает психическая зависимость. Несколько иной подход к изучению аддиктивного поведения у А. В. Гоголевой, которая рассматривает физическую зависимость как основу аддиктивного поведения. Содержание понятия трактуется «как одна из форм
© Птицына Н. А., Зубарева Л. В., 2010
отклоняющегося девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход осуществляется путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ» [1, с. 5]. В соответствии с объектом зависимости (аддикции) выделяются типы аддиктивного поведения (алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение и др.).
Несмотря на возрастание интереса исследователей к изучению проблемы аддиктивного поведения в целом, причины и особенности алкогольной аддикции в студенческой среде исследованы недостаточно.
Мы трактуем алкогольную аддикцию как одну из форм девиантного поведения, которая выражается в стремлении уйти от реальности путем употребления алкоголя с целью изменения психоэмоционального состояния.
Научный интерес к проблемам студенческой молодежи обусловлен тем, что студенчество представляет особую группу, рассматриваемую как интеллектуальный ресурс общества, его кадровый потенциал; в определенном смысле — это преемники и представители национальной культуры. Студенты более благополучны по сравнению с другими группами молодежи с точки зрения нравственного сознания и поведения. Например, употребление алкоголя в студенческой среде заметно ниже, чем в других группах молодежи, слабее выражены крайние группы потребителей спиртных напитков (злоупотребляющие и трезвенники). Относительное благополучие объясняется тем, что в состав студентов, как правило, не входят молодые люди из групп «повышенного риска» («трудные дети», члены асоциальных молодежных группировок), формирующихся в школьном возрасте и не стремящихся к продолжению образования. Развитие крайних форм алкоголизации среди юношей и девушек, благополучных в детстве, происходит в студенческом возрасте не столь стремительно, а проявляется, главным образом, в частоте и количестве употребления молодыми людьми спиртных напитков.
Обучение в высшем учебном заведении требует от студента активности и ответственности, самоорганизации и самоконтроля. В период поступления в вуз молодые люди в основном уже достигают физической зрелости, в то время как их социальное, психическое и нравственное развитие находится в стадии интенсивного становления. Наличие у абитуриентов некоторого опыта употребления алкогольных напитков до поступления в вуз оказывает определенное влияние на последующее развитие личности, поскольку уже созданы предпосылки для формирования «алкогольно ориентированного образа жизни» будущего студента, риск потерять здоровье становится намного выше риска других потерь. Употребление спиртного в студенческие годы, с одной стороны, представляет собой продолжение и усиление алкоголизации, начавшейся еще в школе, а с другой — становится непосредственной основой дальнейшей алкоголизации личности, которая может привести к снижению и утрате работоспособности, возникновению конфликтов с окружающими, совершению преступлений. Более того, наличие алкогольной аддикции так или иначе оказывает влияние на взаимоотношения с членами семьи.
В современных условиях в высшей школе уделяется большее внимание процессу профессионализации личности, чем воспитательной работе (осуществлению контроля поведения студентов, организации их досуга и др.), поэтому проблема алкоголизации студенческой среды приобретает особую актуальность и практическую значимость.
На основе анализа специальной литературы, а также данных эмпирических исследований можно выделить ряд причин, обусловливающих распространение пьянства и алкоголизма в студенческой среде [3]. В числе основных необходимо назвать следующие:
— трудности первокурсников в процессе адаптации в вузе (проживание отдельно от родителей, сложности коммуникации в группе сверстников, в том числе обусловленные индивидуально-личностными особенностями студента, и др.);
— условия и качество жизни;
— наличие стрессогенных факторов (повышенная утомляемость во время занятий, экзамены и др.);
— низкий уровень самоорганизации и самоконтроля;
— рассогласование между профессиональным выбором личности и способами его реализации;
— отсутствие культуры досуговой деятельности;
— недостаточная степень социального контроля со стороны администрации вуза за поведением лиц, злоупотребляющих алкоголем;
— недостаток в высших учебных заведениях специалистов, способных вести диалог со студентами на деликатные, интересующие молодых людей темы.
С целью изучения причин и особенностей аддиктивного поведения в студенческой среде проведено пилотажное социологическое исследование (Иваново, 2009), объектом которого избраны студенты социолого-психологического и юридического факультетов Ивановского государственного университета. Выборочную совокупность составили 127 человек (74,6 % — женщины, 25,4 % — мужчины). Преобладание в выборочной совокупности женщин отражает специфику состава студентов, обучающихся на данных факультетах. Выбор профессии в сфере «человек — человек» предъявляет повышенные требования к личностным характеристикам будущих специалистов, поскольку в определенных условиях от них может зависеть жизнедеятельность клиентов. В связи с этим студентам необходимо наряду с приобретением общекультурных и профессиональных знаний развивать практические умения и навыки рефлексии, а также формировать ответственное отношение к собственному здоровью.
На основе полученных данных составлен обобщенный социальный портрет студента. Это девушка 19—21 года, проживающая в г. Иванове (как правило, с родителями), незамужняя, без детей, неработающая, оценивающая свой уровень доходов как средний (его главным источником является помощь родителей). Основные расходы составляют затраты на питание, покупку одежды, проведение досуга.
Становится очевидным, что в современных социально-экономических условиях благополучие человека зависит не только от материального положения, но и от его отношения к собственному здоровью. Вероятность соблюдения основных принципов здорового образа жизни обусловлена тем, насколько высоко молодые люди оценивают значимость собственного здоровья. В связи с этим в ходе исследования было уделено внимание изучению системы ценностных ориентаций студентов, содержание которой определяет направленность личности, основу ее мировоззрения, отношение к себе и окружающим. Изучение иерархии жизненных ценностей студентов (рис. 1) показало, что лидирующую позицию в ней занимает здоровье (66,7 %). Большое значение опрошенные придают любви (55,6 %) и материальному благополучию (52,4 %), а также хорошим отношениям в родительской семье (41,3 %). Более трети студентов считают значимыми наличие интересной работы (36,5 %), верных и надежных друзей (34,9 %). Несмотря на то что треть студентов (33,3 %) большое значение придают созданию собственной семьи, ценность детей велика лишь для 16,6 %. Получению образования (32,5 %) и построению карьеры (28,6 %) в большей мере отдают предпочтение студенты старших курсов, поскольку в ближайшем будущем им предстоит влиться в состав профессионального сообщества. Наименее значимыми для опрошенных оказались такие ценности, как общественное признание (14,3 %), культура (11,9 %), полезность людям (7,1 %).
Другое Полезность людям Свобода Общественное признание
Карьера
Материальное благополучие Творчество Слумэние Рзссии Друзья Интересная работа
Образование Сексуальная жизнь Дети
Создание собственной семьи Любовь
Хорошие отношения в родительской семье Здоровье
згН10,б
Цб.4
] 9,4
I 26,6
-| 11.7
□ 31,3
□ 21,9
1 28.7
328,1
~1 5.3
Г8,8
□ 12,5
,30.9
37
~1 2.1
17
□ 25
□15.1
-1 21,9
53.2
50
.2
□ 46,9
37.2
37.2
□ 46,9
58.5
'37.5
42.6
64.9
] 71,9
0
10
20
30
40
50
60
70
80
□ юноши □ девушки
Рис. 1. Иерархия ценностей студентов в зависимости от пола, % ^ = 127)
В триаду ценностей у юношей вошли здоровье, материальное благополучие, друзья, а у девушек — здоровье, любовь и материальное благополучие. Отмечены определенные расхождения по ряду позиций: для студенток более значимы такие ценности, как хорошие отношения в родительской семье, создание собственной семьи, тогда как для студентов — любовь и интересная работа. То есть для девушек в жизни важнее душевный и семейный комфорт, для юношей — возможность самоутверждения путем профессиональных достижений.
Студенты достаточно серьезно размышляют о будущем и продумывают пути достижения поставленных целей. Подавляющее большинство юношей в качестве основных целей рассматривают построение карьеры и достижение материального благополучия. Соотношение системы ценностей и жизненных планов юношей показывает, что у них доминирует стремление к получению образования и освоению профессии, достижению материальной обеспеченности, в меньшей мере они расположены к созданию семьи, в то время как девушки в первую очередь нацелены на создание семьи и достижение материальной обеспеченности, а затем на получение образования и построение карьеры.
Наиболее важными слагаемыми успеха студенты считают трудолюбие (62,7 %), коммуникабельность (57,9 %), ответственность (51,6 %), профессионализм (42,1 %). Большее значение студенты придают наличию полезных связей (39,7 %) и предприимчивости (38,9 %), чем порядочности (28,6 %), воспитанности (23,8 %), что может свидетельствовать о смене ценностных ориентаций молодежи в рыночных условиях.
Поведение студентов, связанное с действиями по отношению к собственному здоровью, обусловливается степенью осознания юношами и девушками значимости той или иной социальной проблемы. К числу наиболее серьезных социальных проблем студенты относят наркоманию (57,1 %), алкоголизм (55,6 %), безработицу (43,7 %). Однако чем старше респонденты, тем большую актуальность для них приобретают проблемы трудоустройства, нежели распространение социальных болезней.
Большинство зависимостей, по мнению специалистов-наркологов, приобретается человеком в течение жизни и формируется под воздействием различных факторов, в том числе под влиянием референтных лиц, социальных групп, опыта жизнедеятельности и др.
Кто же является идеалом для современной студенческой молодежи? Для большинства опрошенных студентов образцом являются родители (60,3 %) и люди, своим трудом достигшие успеха (58,7 %). Почти каждый пятый из опрошенных называет своих друзей и знакомых, а каждый шестой — родственников. Значительная доля студентов (16,7 %) не имеет идеала. Можно предположить, что студенты, считающие образцом своих родителей, менее привержены к формированию таких видов рискованного поведения, как табакокурение, злоупотребление алкоголем и наркотиками. В то же время повышение роли друзей, имеющих зависимости, способствует приобщению студентов к употреблению психоактивных веществ.
В ходе исследования установлено, что основная часть студентов (71,7 %) согласны с утверждением о том, что «пристрастие к табаку, алкоголю и наркотикам получило широкое распространение в студенческой среде», не согласны с такой постановкой вопроса 22,6 % опрошенных, затруднились в выборе ответа — 5,6 %.
Основными причинами злоупотреблений психоактивными веществами в молодежной среде, по мнению студентов, являются снятие напряжения и изменение своего настроения (71,4 %), следование поведению друзей, компании (69,0 %), стремление уйти от проблем (61,9 %), а также желание рискнуть и получить захватывающие впечатления (28,6 %), возможность избежать одиночества (23,8 %). Юноши и девушки ранжируют причины неодинаково. Так, юноши в первую очередь называют возможность снять напряжение и изменить настроение (75 %), затем следование поведению друзей, компании (68,1 %), стремление уйти от проблем (57,4 %). Девушки среди главных причин называют стремление уйти от проблем (75,0 %), следование поведению друзей (71,9 %), снятие напряжения (59,4 %).
Установлена определенная зависимость между целями опрошенных студентов и проведением ими своего свободного времени. Так, студенты, желающие стать высокообразованными людьми, значительно больше времени уделяют чтению литературы; стремящиеся к материальной обеспеченности больше времени проводят в Интернете; нацеленные на саморазвитие и совершенствование предпочитают проводить досуг в компании друзей и знакомых. Причем студенты отмечают, что неотъемлемым атрибутом интересного разговора, обсуждения серьезных проблем в компании однокурсников становится принятие алкогольных напитков. В личных беседах студенты обращали внимание на слабую организацию досуговой деятельности в вузе, дефицит личностного творческого самовыражения из-за отсутствия возможности участвовать в социально полезной деятельности, бесплатно посещать спортивные секции. У многих юношей и девушек наряду с внутриличностными проблемами существуют проблемы, связанные с межличностными отношениями. В отдельных случаях доверенными лицами студентов выступают преподаватели. Однако далеко не каждый студент готов обратиться к преподавателю за помощью, поскольку считает, что сможет самостоятельно справиться с возникшими трудностями. Одним из доступных способов снятия напряжения или изменения настроения в подобных случаях является употребление алкоголя. Вместе с тем определенная часть студентов, если представится возможность, проявляет готовность обратиться к специалистам (психологу, психотерапевту) для разрешения собственных проблем. В связи с этим возрастает необходимость осуществления психологопедагогического сопровождения образовательного процесса в высших учебных заведениях, создания в них здоровьесберегающего пространства.
Рассматривая здоровьесбережение как деятельность, направленную на создание оптимальных условий для сохранения и поддержания соматического, психического и нравственного здоровья, особую роль мы отводим ответственности личности, формирующейся в условиях образовательного процесса в классическом университете.
Однако в ходе исследования выявлено противоречие, которое состоит в том, что высокая оценка студентами значимости здоровья не совпадает с реальным отношением юношей и девушек к его сохранению. Можно предположить, что это обусловлено влиянием ряда факторов, среди которых не только отсутствие у студентов культуры досуговой деятельности, но и повышенная конформность, выражающаяся в стремлении следовать традициям компании друзей, в том числе студенческой компании.
Другое Нравится вкус Приятные ощущения Чузство раскрепощения 15,7 Г3,4 5,7 1 4,6 1 6,9 1=1 11,5 110,3 43 7
І43^
1
140,2
Снятие напряжения, усталости 3 , 9 1
1 14,9 17,2
і і і і Э 10 20 30 40
□ юноши □ девушки
Мнения юношей и девушек об основных причинах
] 48,3
50
60
Рис. 2.
употребления студентами алкоголя, % ^ = 127)
Каковы же основные причины употребления алкогольных напитков в студенческой среде?
В целом по выборке основными причинами употребления алкоголя (рис. 2) названы стремление поддержать компанию (44,8 %) и изменить настроение (39,7 %). Причем главной причиной, по мнению студентов младших курсов, является стремление изменить настроение (43,4 %), а старших курсов — поддержать компанию (54,2 %).
Мнения юношей и девушек во многом совпадают. Вместе с тем среди студентов-юношей несколько больше тех, кто считает, что употребление алкогольных напитков главным образом происходит за компанию или из-за необходимости изменить настроение. Среди юношей в 2 раза больше тех, кто придает важное значение вкусу алкоголя.
Как юноши, так и девушки употребляют спиртные напитки (рис. 3) в основном при наличии повода (40,6 % и 40,9 %) и принимают алкоголь иногда, или очень редко (34,4 % и 35,5 %). Среди девушек чаще встречаются те, кто никогда не пробовали алкоголь (12,9 %), а среди юношей — те, кто пробовали, но сейчас не употребляют вообще (12,5 %).
Большинство респондентов употребляют спиртные напитки раз в месяц (26,7 %), несколько раз в месяц (24,1 %), раз в неделю (15,5 %).
Другое Несколько раз в год Раз в год Несколько раз в месяц Раз в месяц Несколько раз в неделю Раз в неделю Ежедневно
669 111,5
117,2
□ 5,7 127 6
'3,4
113 "8 1,6
-5 М
13,4 113 ,8
1 10,3
110,3
3,4 4
3,
]31
]31
10
15
20
25
30
35
0
5
□ юноши
□ девушки
Рис. 3.
Распределение студентов в зависимости от частоты употребления алкогольных напитков, % ^ = 127)
Юноши употребляют спиртные напитки значительно чаще, чем девушки: каждый третий выпивает раз в неделю. Каждая третья девушка употребляет спиртное раз в месяц.
Выявлено, что студенты, часто употребляющие алкоголь (ежедневно, раз в неделю, несколько раз в неделю), пытаются таким образом снять стресс или изменить настроение. Значительно чаще употребляют алкогольные напитки те студенты, которые считают образцом поведения собственных друзей. Причем приобщение студентов младших курсов (главным образом первого года обучения) к употреблению спиртного происходит в разновозрастной студенческой компании, лидирующие позиции в которой занимают лица, употреблявшие алкоголь еще до поступления в высшее учебное заведение.
Студенты, употребляющие алкоголь наиболее часто (ежедневно, раз в неделю, несколько раз в неделю), предпочитают пиво, редко употребляющие — вино, мартини и шампанское. Причем юноши отдают предпочтение пиву (72,4 %), а девушки — вину (80,5 %).Следует отметить, что пиво часто используется в разнополой студенческой компании, заменяя чашку чая или кофе. Можно предположить, что предпочтения студентов обусловлены тем, что пиво является более легким алкогольным напитком и в большей мере доступным по цене. Однако именно пиво и вино приносят наибольший вред организму, поскольку содержат сахар и углекислый газ, пищевые химикаты — красители, консерванты, ароматизаторы и стабилизаторы.
Специалисты указывают на наличие тесной связи между употреблением алкоголя, табакокурением и принятием наркотических веществ. В связи с этим было уделено внимание проблеме курения студентов. Действительно, в последние годы в студенческой среде получило широкое распространение курение, в том числе среди девушек. Согласно данным Г. И. Семикина, А. И. Киселева, Г. А. Мысиной, доля курящих среди студентов составляет 51 % [6, с. 13]. В ходе исследования было выявлено, что 43,2 % молодых людей уже имеют опыт курения, 26,4 % — курят (в том числе постоянно — 13,6 %), только 30,4 % опрошенных никогда не курили. При этом большую долю тех, кто курят постоянно (14 %), составляют юноши, а тех, кто периодически употребляют табачные изделия (15,6 %), — девушки. Кроме того, среди девушек оказалось больше, чем среди юношей, тех, кто имеет опыт курения, но в настоящее время не курит.
Основными причинами табакокурения, по мнению студентов, является стремление снять стресс, напряжение (38,6 %), курение за компанию (26,1 %), любопытство («просто попробовал»; «пробовал, потому что курят знакомые»; «хотелось узнать, что это такое») (23,9 %), привычка (22,7 %), получение удовольствия (12,5 %), следование моде (1,1 %).
В ходе исследования выявлено, что студенты, не имеющие опыта табакокурения, большую часть свободного времени проводят за чтением, с друзьями или с любимым человеком, оказывают помощь родителям. Курящие студенты в свободное время предпочитают посещать центры развлечений, общаться с друзьями, проводить время в
Интернете. По мнению опрошенных, в определенной степени табакокурению способствует увлечение интернет-ресурсами, поскольку позволяет снять напряжение во время работы за компьютером. Возможно, данный факт следует рассматривать как отражение процесса дереализации личности.
Выявлено, что треть студентов, занимающихся в свободное время спортом, никогда не пробовали курить, а две трети пробовали табачные изделия, но отказались от их употребления.
Большинство юношей и девушек курят для того, чтобы снять стресс и напряжение (36,4 % и 39,4 %), за компанию (27,3 % и 25,8 %), по привычке (22,7 % и 22,7 %).
Практически в одинаковой мере юноши и девушки проявляют готовность отказаться от употребления табака, если появится такое желание или при обнаружении у них какого-либо заболевания. Вместе с тем девушки в большей степени готовы, нежели юноши, отказаться от курения, если это не понравится любимому человеку. Это может свидетельствовать о смещении мотивации у девушек в сторону базовых ценностей, в число которых входят отношения с любимым человеком.
В ходе исследования выяснилось, что основная часть опрошенных —
90,2 % студентов — никогда не пробовали наркотики, 9,5 % имеют опыт употребления (в том числе пробовали, но сейчас не употребляют — 8,1 %; принимали раньше, но бросили
— 0,8 %; принимают редко — 0,8 %). Среди студентов не оказалось тех, кто регулярно принимает наркотики. В числе тех, кто знаком со вкусом наркотических веществ, юноши составили 18,8 %, девушки — 4,4 %. Среди имеющих опыт употребления наркотиков — преимущественно студенты младших курсов, проводящие свой досуг в центрах развлечений и ночных клубах.
Основными причинами употребления наркотиков, по мнению опрошенных, является получение удовольствия, приятных ощущений и расслабления (45,5 %), а также любопытство, возникшее в связи с тем, что знакомые принимали наркотики (45,5 %). Причем юноши делали это из любопытства, девушки — с целью расслабиться, испытать удовольствие. В числе наркотиков, вкус которых знаком опрошенным, названы галлюциногены (марихуана, ЛСД и др.) (41,7 %), гашиш (33,3 %). Юноши употребляли галлюциногены, а девушки — гашиш.
В реальной действительности употребление табачных изделий, алкоголя и наркотиков не встречает осуждения в обществе, а наличие нечеткой нормативно-правовой базы не препятствует распространению аддиктивного поведения юношей и девушек. Более того, показ в популярных телепрограммах людей, достигших определенных успехов в политической или экономической сфере, как правило, сопровождается курением персонажей или же употреблением ими алкогольных напитков, вследствие чего лица, злоупотребляющие психоактивными веществами, не вызывают у молодежи отчуждения. Наоборот, юноши и девушки склонны проявлять к ним чувство жалости, готовы оказать им помощь (в основном психологического характера). Более того, курение, употребление алкогольных напитков (пива, вина, коктейлей) превращается в норму поведения молодежи.
Нами изучено отношение студентов к сверстникам, употребляющим психоактивные вещества. Согласно полученным данным, опрошенные в целом нейтрально относятся к тем, кто курит и употребляет алкоголь, считая это личным делом каждого. Студенты, имеющие собственный опыт употребления алкоголя (выпивающие редко, употребляющие спиртное при наличии повода, бросившие пить и пьющие регулярно), считают, что потребление алкогольных напитков также является личным делом каждого. А вот юноши и девушки, не употребляющие алкогольные напитки, менее терпимы к «пьющим», не доверяют таким людям и стараются с ними не общаться. Принципиально отличную позицию студенты демонстрируют по отношению к лицам, принимающим наркотики: вообще не общаются с такими людьми 50 % опрошенных, по возможности стараются их избегать — 27,8 %, не доверяют таким людям и относятся к ним настороженно — 26,2 %.
По мнению большинства опрошенных студентов (72 %), необходима профилактика зависимого поведения молодежи.
В числе основных мер профилактики аддиктивного поведения студенты называют (рис. 4): пропаганду здорового образа жизни (65,1 %), организацию досуга (54,0 %), создание специализированных центров для молодежи (50,0 %), формирование соответствующей законодательной базы (43,7 %). Мнения юношей и девушек по данному вопросу практически совпадают.
Другое Организация досуга Создание специализированных центров Занятия по профилактже Контроль вуза Формирование законодательной базы Усиление антцэекламы Пропаганда ЗСЖ
:1,1 1 53,2 ,3 і 60,6
^56
, 1 53,2
118,1 ^0,6 43,6
15 6
156-|23.4 ' ' 1 ОС
1 25
43,8
, 13 7,2 4
134,-
Н 1
] 78,1
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
□ юноши
□ девушки
Рис. 4. Распределение мнений студентов о мерах профилактики употребления психоактивных веществ в зависимости от пола, % ^ = 127)
Исходя из полученных эмпирических данных можно заключить, что распространение аддикций в студенческой среде во многом обусловлено ее социальнопсихологическими особенностями, что свидетельствует об актуальности разработки и внедрения профилактических программ и формирования приоритетов здорового образа жизни студентов и преподавателей. В Ивановском государственном университете проводится разнообразная работа по здоровьесбережению, которая носит комплексный характер. На базе санатория-профилактория ИвГУ функционирует центр психологической помощи студентам «Стиль жизни», деятельность которого направлена на пропаганду здорового образа жизни студентов и поддержку их соматического, психического и нравственного здоровья; разработана комплексная программа системы профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи. С 2006 г. на социологопсихологическом факультете действует добровольное объединение студентов и преподавателей «Университет за жизнь» («УЖ»), занимающееся разработкой и реализацией социальных проектов, направленных на профилактику аддиктивного поведения в молодежной среде. Цель объединения — создание условий для формирования модели здоровьесберегающего поведения молодежи вуза.
На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
1. В число самых значимых ценностей студенты включили здоровье, любовь и материальное благополучие. Вместе с тем любовь для девушек важнее, чем для юношей, которые большую значимость придают друзьям. Юноши более ориентированы на карьеру и служебный рост, чем девушки, чьи приоритеты сконцентрированы на создании семьи.
2. Считая здоровье главной ценностью для достижения поставленных целей, значительная доля опрошенных относится к его сохранению и поддержанию недостаточно ответственно: более трети респондентов курят и употребляют алкогольные напитки при наличии повода с разной частотой. Приобщение к употреблению алкоголя и курению определенной доли студентов младших курсов (в основном юношей) происходит в разновозрастных студенческих компаниях, лидерами которых являются студенты, употреблявшие психоактивные вещества еще до поступления в вуз.
3. Основными причинами употребления алкоголя студенты считают стремление поддержать компанию и изменить настроение. Причем первокурсники таким образом пытаются снять стресс, а старшекурсники — поддержать компанию. Девушки употребляют алкоголь значительно реже, чем юноши. Среди опрошенных юношей в 2 раза больше тех, кто придает значение вкусу алкоголя.
4. Студенческая молодежь в целом проявляет лояльное отношение к лицам, злоупотребляющим курением и алкоголем; более интолерантны юноши и девушки к злоупотребляющим наркотиками. Меньшую терпимость к лицам, употребляющим психоактивные вещества, проявляют студенты, придерживающиеся здорового образа жизни. Однако именно среди них чаще встречаются те, кто готов участвовать в работе по профилактике аддиктивного поведения в молодежной среде.
5. Наиболее действенными мерами профилактики аддиктивного поведения студенты считают пропаганду здорового образа жизни, организацию культурного досуга и деятельность специализированного центра.
Определена совокупность условий, способствующих повышению эффективности работы по предупреждению алкогольной аддикции в студенческой среде:
— проведение социально-психологической и медицинской профилактической работы со студенческой молодежью посредством использования полипрофессионального подхода (преподаватели вуза, специалисты-медики, психологи), а также разработка и применение в рамках образовательного пространства инновационных здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию здорового образа жизни и предупреждению зависимостей от психоактивных веществ;
— организация работы по психологическому сопровождению образовательного процесса в вузе; своевременное выявление студентов, входящих в «группу риска» (в том числе путем активного использования возможностей конфиденциальной самодиагностики студентов); расширение объема психолого-педагогической помощи зависимым студентам на базе центра;
— разработка профилактических спецкурсов и включение их в программу обучения. В рамках ряда существующих учебных курсов — проведение специализированных занятий, направленных на повышение стрессоустойчивости личности и профилактику зависимостей;
— организация внедрения службы «телефон доверия» на базе центра;
— активное вовлечение юношей и девушек в работу студенческого самоуправления, общественных объединений (в том числе антиалкогольного характера) с целью формирования у студенческой молодежи альтернативной формы организации досуга. Привлечение студентов к участию в проведении различных профилактических мероприятий (например, областных и городских конкурсов социальных проектов) посредством использования «диалоговых» форм работы (круглые столы, тематические встречи, семинары с использованием ресурсов видеотеки и др.);
— организация работы по подготовке и обучению волонтеров из числа студентов для работы с зависимыми учащимися.
Библиографический список
1. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : Изд-во НПО «Модек», 2003. 240 с.
2. Девиация и делинквентность: социальный контроль : сб. материалов Междунар. конф. : в 2 т. / под общ. ред. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород : НИСОЦ, 2006. Т. 1. 303 с. ; Т. 2. 192 с.
3. Емельянов В. В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // СОЦИС. 2001. № 9. С. 77—82.
4. Змановская Е. В. Девиантология : (психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2006. 288 с.
5. Развитие здравоохранения и состояние здоровья населения Ивановской области : аналитическая записка. Иваново, 2008. 29 с.
6. Семикин Г. И., Киселев А. И., Мысина Г. А. Проблемы профилактики рискованного
(аддиктивного) поведения молодежи и здоровьесберегающие технологии в образовательной среде. М. і Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. 169 с.
7. Социальное положение и уровень жизни населения Ивановской области, 2008 і стат. сб. Иваново, 2009. 191 с.
S. Фетискин Н. П. Психология аддиктивного поведения. М. ; Кострома і КГУ
им. Н. А. Некрасова, 2005. 272 с.
9. Худяков А. В. Клинические и социально-психологические основы профилактики зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних. Иваново, 2007. 252 с.