определяет успешность и конкурентоспособность бизнеса, чем принципиальная новизна научной идеи, заложенной в новый продукт.
Таким образом, управленческие инновации - это не вложения в будущее, а использование сегодняшних возможностей, способное принести доход уже в текущем периоде их реализации. Инновационная бизнес-модель предполагает широкий спектр организационно-управленческих функций и бизнес-процессов, генерирующих потребительские ценности, реализация которых на рынке обеспечивает устойчивое повышение валовой выручки и чистой прибыли.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1214 г. Москва "О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями".
2. Приказ Министерства образования и науки российской федерации от 20 мая 2010 г. № 544 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр").
3. Инновационные ресурсы управления: монография // Под ред. В. А. Козбаненко. - М.: ГУУ, 2011.
А.А. Смирнов Н.Г. Живаев А.А. Постнова
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА В ВУЗЕ1
DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF THE PERSON OF THE LAWYER
IN HIGH SCHOOL
Аннотация: подготовка студенов-юристов в вузе определяет успешность их профессиональной деятельности. Данная подготовка связана с развитием у студентов необходимых личностных качеств. Цель работы состояла в исследовании психологических закономерностей формирования личности правоведа в ходе получения высшего образования. Результаты показывают, что в ходе обучения на первом курсе происходит снижение адаптированности студентов и снижение развития профессионально важных качеств, снижается ответственность, мотивация, отношение к другим людям, развивается конфликтный копинг, принятие борьбы. Далее, до 4 курса происходит восстановление показателей, притом, что тенденция ускоряется. Таким образом, формирование основных профессиональных компетенций происходит на 3-4 курсе, после прохождения кризиса первого года обучения, т.е. по завершении активной фазы адаптации.
Ключевые слова: развитие личности специалиста, структура личности, динамика.
Abstract: preparation of students of faculties of law in high school defines success of their professional work. The given preparation is connected with development in students of necessary personal qualities. The work purpose consisted in research of psychological laws of formation of the person of the jurist during higher education reception. Results show that
© А.А. Смирнов, Н.Г. Живаев, А. А. Постнова, 2012
1 Работа подготовлена в рамках НИР № ЗН-1013 (Тематический план ЯрГУ)
during training at the first year there is a decrease in adaptedness of students and decrease in development of professionally important qualities, responsibility, motivation, the relation to other people decreases, struggle acceptance develops disputed coping. Further, to 4 courses there is a restoration of indicators, besides, that the tendency is accelerated. Thus, formation of the cores professional competences occurs on 3-4 course, after passage of crisis of the first year of training, i.e. on termination of an active phase of adaptation.
Keywords: development of the person of the student, structure of the person, dynamics.
Успешность работы государственных и муниципальных органов определяется в значительной степени качеством подготовки специалистов и развитием у них необходимых личностных качеств. Поскольку значительную часть сотрудников этих служб составляют юристы, мы поставили перед собой цель исследовать психологические закономерности формирования личности правоведа в ходе получения высшего образования. Своеобразие обучения в вузе таково, что здесь наибольшее значение приобретают самостоятельность, активность и ответственность студентов [4, 5]. Наличие этих качеств позволяет быть успешным в вузе и в профессиональной деятельности.
Учебно-воспитательный процесс на юридических факультетах направлен на формирование высоких профессиональных и гражданских качеств и умений. Учитывая, что юридическая профессия относится к осуществляемой в системе «человек -человек», полагаем, что в разряд профессионально значимых качеств следует отнести качества, обеспечивающие успешность таких аспектов деятельности как грамотное и целенаправленное взаимодействие с людьми, вступление в контакт с которыми диктуется профессиональной необходимостью и оказание помощи которым в защите их интересов, перестройке их поведения, ценностных ориентаций, социальных ролей входит в круг профессиональных обязанностей [6].
Данная работа направлена на изучение динамики некоторых компонентов личности правоведа в вузе в течение обучения. Объектом исследования стал процесс формирования личностных качеств у студентов юридического факультета, предметом -психологические закономерности развития личностных качеств в ходе обучения в вузе. Цель исследования - выявление динамики личностных качеств у студентов юридического факультета. Методом лонгитюда (с первого по пятый курсы) исследовались психологические закономерности формирования личностных качеств у студентов юридического факультета. Выборку составили студенты юридического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (87 человек), в возрасте от 17 до 22 лет, а также помощники судей Дзержинского РОВД г. Ярославля со стажем работы от 1,5 до 11 лет.
Инструменты исследования: Методика на мотивацию успеха и избегания неудач (А. Реана), Опросник многомерно - функционального анализа ответственности (А.И. Крупнов), Методика «Цель - Средство - Результат» (А. А. Карманов), Методика определения ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну), Методика «Q - Сортировка» (В. Стефансон), Опросник о способах копинга (WCQ, Р. Лазарус, С. Фолькман; адаптация Т.Л. Крюковой), тест - опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), методика диагностики социально психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймонд).
В результате эмпирического исследования получены следующие результаты.
При переходе от первого курса ко второму происходят изменения личностных свойств, связанных с деятельностью (табл. 1).
Структура любой деятельности включает в себя три основных компонента «Цель-Средство-Результат» (обычно чередующихся последовательно). В начале любой деятельности человек, синтезируя большое количество информации, вырабатывает цель деятельности, т.е. начинает представлять более или менее ясную картину
желаемого будущего, то конечное состояние, в которое он хочет привести ситуации и себя. Далее в ход вступает средство, т.е. тот ресурс, который человек готов истратить на достижение цели. Итогом любой деятельности является актуализация результата -того итога, которого достиг человек. И в разные периоды жизни каждый человек обладает неодинаковыми параметрами своей деятельности.
Таблица 1
Динамика развития личности студентов-юристов на протяжении первого _и второго курсов __
Показатели Направление р
1. Цель рост p<0,05
2. Результат рост p<0,01
3. Глобальное самоотношение снижение p<0,01
4. Ожидание положительного отношения от других снижение p<0,05
5. Самоинтерес снижение p<0,05
6. Отношение других снижение p<0,05
7. Самопонимание рост p<0,05
8. Динамическая эргичность снижение p<0,05
9. Мотивация социоцентрическая снижение p<0,05
10. Когнитивная осмысленность снижение p<0,05
11. Продуктивность предметная снижение p<0,01
12. Продуктивность субъектная снижение p<0,01
13. Эмоциональность стеническая снижение p<0,01
14. Регуляторная интернальность снижение p<0,01
15. Регуляторная экстернальность рост p<0,05
16. Трудности операциональные рост p<0,01
17. Конфронтативный копинг рост p<0,05
18. Поиск социальной поддержки снижение p<0,05
19. Независимость рост p<0,01
20. Необщительность рост p<0,01
21. Принятие "борьбы" рост p<0,01
22. Избегание "борьбы" рост p<0,01
Так при переходе с первого курса на второй мы обнаружили, что достоверно увеличивается показатель направленности на «цель» и «результат». От необоснованных, неустойчивых целей к реальным, от пустого времяпрепровождения к целесообразной, систематичной, иерархизированной деятельности, где полученный результат не преувеличивается, оценивание других людей и событий довольно беспристрастно.
При изучении ряда параметров самоотношения мы наблюдаем следующую тенденцию: при переходе с первого на второй курс наблюдается уменьшение показателей по параметрам «глобальное самоотношение», измеряющее интегральное чувство "за" или "против" собственного "Я"; «ожидание положительного отношения других» - проекция, соответствующая своему оптимизму в ожидании успешности действий на других; «отношение других» - данная шкала отражает ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих людей; «самоинтерес» может говорить о близости к самому себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в своей значимости для других, «самопонимание». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным.
На первом курсе студенты оценивают себя очень высоко. Последующее обучение, прохождение производственных практик и другие сложности учебного
процесса ведут к пониманию того, что учебная и профессиональная деятельность сложна, что не всегда удается соответствовать ее требованиям. Происходит коррекция самосознания, самоотношения по выявленным направлениям.
При изучении компонентов ответственности мы установили, что:
- снижается показатель «динамическая эргичность», который характеризуется самостоятельным, без дополнительного контроля, неоднократно подтвержденным на практике, тщательным выполнением трудных и ответственных заданий;
- снижается «мотивация социоцентрическая» - социально значимая мотивация, выраженная в выполнении ответственных дел из-за желания быть среди людей, коллектива, общества, связанная с чувством долга, преобладанием общественных интересов над личными;
- возрастает «когнитивная осмысленность» - схватывание стержневой основы ответственности, ее сути, глубокое и целостное представление качества;
- снижается «продуктивность предметная», которая связана с результатами субъекта при выполнении коллективных дел, его самоотверженностью и добросовестностью;
- снижается «продуктивность субъектная», т.е. завершение ответственных дел, связанных с личностным благополучием, самореализацией, с развитием различных сторон и качеств личности;
- возрастает «эмоциональность стеническая» - положительные эмоции или их появление от возможности или при выполнении ответственных дел;
- снижается «регуляторная интернальность», т.е. самостоятельность субъекта, его самокритичность и независимость при выполнении ответственных дел.
При этом такие компоненты ответственности как «регуляторная экстернальность» (при выполнении ответственных дел субъект ставится в зависимость от других людей и внешних обстоятельств) и «трудности операциональные» (трудности, возникшие в процессе выполнения задания, зависящие от характера выполняемого задания и окружающих людей) достоверно растут. На начальном этапе обучения происходит изменение системы ценностей, правил и норм. Отличие школьных стандартов от таковых в вузе, отсутствие хороших дидактических умений, навыков, поиск социальной поддержки, несформированность внутренней мотивации -всё это способствует появлению сложностей при выполнении заданий без контроля со стороны вуза. В данном случае вуз выступает как направляющая и регулирующая, стимулирующая сила для большинства студентов первого года обучения.
На втором же курсе обучения наблюдается тенденция принятия личной ответственности за результаты своей деятельности, доминирование внутреннего контроля над внешним, желание работать в коллективе. При исследовании динамики компонентов копинг-стратегий установлено, что переход с первого на второй курс обучения дает достоверное увеличение «конфронтативного копинга», что предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску, а также достоверное уменьшение показателя «поиск социальной поддержки» - усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Для деятельности юриста характерна состязательность и конфликтность. И одной из задач профессиональной подготовки является формирование у студентов подготовленности к дисциплинарным факторам деятельности. Важны умение обосновать свою точку зрения и опровергнуть другую, стрессоустойчивость, критичность и т. п., что в свою очередь, является показателем агрессивного поведения.
В ходе исследования представлении человека о себе в группе мы получили следующее: имеется достоверное увеличение показателя «независимость»,
«необщительность», «принятие «борьбы», «избегание «борьбы». Это свидетельствует о склонности избегать взаимодействия, сохранять нейтралитет в спорах и конфликтах. Тенденция к независимости от мнения других людей, мнение о себе строится на основе личных представлений о результатах своей деятельности. Отношения в группе строятся по типу «партнёрства», где каждый участник воспринимается как равный. В исследовании эго-состояний личности (по Берну), мы получили следующие результаты: показатель по шкале «родитель» достоверно уменьшается. При переходе с первого на второй год обучения наблюдается тенденция к снижению уровня критичности, излишней самоуверенности, избегание назиданий и поучений.
Выявлено, что доминирующим качеством данной группы является «Ожидание внутреннего контроля», что свидетельствует о преобладании внутреннего контроля над внешним со стороны вуза, наличии внутренней мотивации, преобладании внутреннего контроля, принятии ответственности за результаты своей учебной деятельности. Для структуры личностных качеств студентов на данном этапе характерно наличие таких параметров, как «Самоуважение» (содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя), «Глобальное самоотношение (интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я»), «Самопонимание» (эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным) и «Мотивация успеха».
При переходе от второго курса к третьему происходят изменения личностных свойств, связанных с деятельностью. Установлены значимые отличия по 35 шкалам. В тексте имеется их содержательный анализ, а в таблице мы в целях экономии места представили лишь отличия со значимостью р<0,01 (табл. 2).
Таблица 2
Динамика развития личности студентов-юристов
на протяжении второго и третьего курсов_
Показатели Направление
1. Результат снижение
2. Адаптивность рост
3. Принятие себя рост
4. Принятие других рост
5. Эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) рост
6. Ожидание внутреннего контроля рост
7. Доминирование рост
8. Эскапизм снижение
9. Глобальное самоотношение рост
10. Ожидание положительного отношения от других рост
11. Самоуверенность рост
12. Самоинтерес рост
13. Когнитивная осмысленность. снижение
14. Трудности личностные снижение
15. Трудности операциональные снижение
16. Поиск социальной поддержки рост
17. Независимость снижение
18. Необщительность снижение
19. Избегание "борьбы" снижение
Для студентов третьего курса мы установили достоверное уменьшение показателя направленности на «результат», т.е. полученный результат не
преувеличивается, оценивание других людей и событий довольно беспристрастно. В ходе диагностики социально-психологической адаптации нами было зафиксировано достоверное увеличение от второго к третьему курсу показателя «Адаптивность», «Принятие себя», «Принятие других». Таким образом, в данный период происходит увеличение адаптированности студентов, что связано с удовлетворенностью выбором профессии и успешностью в достижениях.
В этот период также возрастает «Ожидание внутреннего контроля», что свидетельствует о повышении внутреннего контроля по сравнению с внешним со стороны вуза, а также о формировании внутренней мотивации. Достоверное уменьшение показателя «Эскапизм» свидетельствует о снижении таких проявлений как избегание ответственности, страх перед новыми проблемами, боязнь совершить ошибку, что также свидетельствует об адаптированности. Увеличение глобального самоотношения, ожидания положительного отношения от других и самоинтереса говорит о повышении самоотношения, росте самооценки, росте готовности взаимодействовать с другими людьми, повышению принятия себя и своих мыслей, росте самостоятельности и оценки своих возможностей. Данные результаты могут быть проявлением завышенной самооценки или свидетельствовать об устойчивом отношении к себе, о твёрдой уверенности в своих способностях и возможностях, не зависящей от дидактической успеваемости. Можно предположить, что самоотношение у студентов юридического факультета не носит ситуативный характер.
При изучении компонентов ответственности мы обнаружили достоверное увеличение показателя «Динамическая аэргичность», который характеризуется нерешительностью и необязательностью субъекта, отказам от реализации трудных и ответственных заданий, низкой помехоустойчивостью. Также возрастает показатель «Мотивация эгоцентрическая», что свидетельствует о повышении желания студентов обратить на себя внимание в процессе реализации ответственных дел, получить поощрение, вознаграждение, избежать личных осложнений, возможного наказания. Достоверно возрастает показатель «Продуктивность субъектная», т.е. увеличивается стремление к завершению ответственных дел, связанных с личностным благополучием, самореализацией, с развитием различных сторон и качеств личности. Рост показателя «Эмоциональность стеническая» свидетельствует о повышении проявлений положительных эмоций при выполнении ответственных дел. Возрастание показателя «Регуляторная интернальность» говорит о росте самостоятельности студентов, их самокритичности и независимости при выполнении ответственных дел. Достоверное понижение показателя «Когнитивная осмысленность» и «Когнитивная осведомленность» свидетельствуют о снижении ответственности, формировании поверхностного ее понимания. Снижение показателя «Регуляторная экстернальность» свидетельствует о повышении независимости от других людей и внешних обстоятельств.
В процессе начального этапа обучения происходит изменение системы ценностей, правил и норм. Отличие школьных стандартов от таковых в вузе, отсутствие хороших дидактических умений, навыков, поиск социальной поддержки, несформированность внутренней мотивации - всё это способствует появлению сложностей при выполнении заданий без контроля со стороны вуза. В данном случае, вуз выступает как направляющая и регулирующая, стимулирующая сила для большинства студентов первого года обучения. При переходе со второго на третий курс обучения наблюдается тенденция принятия личной ответственности за результаты своей деятельности, доминирование внутреннего контроля над внешним.
При исследовании динамики компонентов копинг - стратегий наблюдается достоверное снижение конфронтативного копинга, стратегии принятия ответственности, повышение поиска социальной поддержки и самопринятия. Для деятельности юриста характерна состязательность и конфликтность. И одной из задач профессиональной подготовки является формирование у студентов подготовленности к
дисциплинарным факторам деятельности. А именно: умение доказать и обосновать свою точку зрения и опровергнуть другую, стрессоустойчивость, критичность, работа в команде и т. п. Изменения в копинг-поведении свидетельствует о формировании качеств, связанных с уверенностью в своих действиях. В ходе диагностики мотивации нами было зафиксировано достоверное увеличение мотивации успеха. Это также свидетельствует о формировании уверенности в себе, в своих силах, инициативности и активности.
При переходе с третьего на четвертый курс также происходит заметная трансформация (табл. 3).
Таблица 3
Динамика развития личности студентов-юристов
на протяжении третьего и четвертого курса__
Показатели Направление Р
1. Адаптивность рост р<0,01
2. Принятие себя рост р< 0,01
3. Ожидание внутреннего контроля рост р< 0,01
4. Эскапизм рост р<0,01
5. Дезадаптивность рост р<0,05
6. Неприятие себя рост р<0,05
7. Принятие других снижение р<0,05
8. Динамическая аэргичность рост р<0,05
9. Мотивация социоцентрическая рост р<0,05
10. Когнитивная осмысленность рост р<0,05
11. Когнитивная осведомлённость рост р<0,01
12. Продуктивность предметная рост р<0,05
13. Продуктивность субъектная рост р<0,01
14. Эмоциональность стеническая рост р<0,05
15. Эмоциональная астеничность рост р<0,01
16. Трудности оперативные рост р<0,01
17. Стремления инструментально - стилевые рост р<0,05
18. Стремления содержательно - смысловые рост р<0,05
19. Мотивация успеха рост р<0,05
20. Дистанцирование рост р<0,05
21. Самоконтроль рост р<0,05
22. Принятие ответственности рост р<0,01
23. Планирование решения проблемы рост р<0,01
24. Необщительность снижение р<0,01
При переходе с третьего на четвёртый курс обучения были зафиксированы увеличение показателей адаптированности студентов, рост их мотивации, ответственности. Также в данный период происходит увеличение использования когнитивных стратегий копинг-поведения, показателей продуктивности, ответственности. Возрастает внутренний контроль, когнитивная осмысленность и осведомленность.
Рассматривая в целом динамику личности в течение всего срока обучения, можно выделить следующие закономерности. В ходе обучения на первом курсе происходит снижение важных показателей, относящихся к адаптированности и формированию профессионально важных качеств. Уменьшается ответственность, мотивация, отношение к другим людям. Растут негативные тенденции: развивается конфликтный копинг, принятие борьбы. Это мы связываем с кризисом после поступления: студенты оказываются в стрессовой ситуации в ходе адаптации к вузовской системе обучения. На протяжении 2 и 3 курса происходит восстановление
показателей: растет адаптированность, мотивация, ответственность. Данная тенденция ускоряется к четвертому курсу. Таким образом, формирование основных профессиональных компетенций происходит на 3-4 курсе, после прохождения кризиса первого года обучения, т.е. по завершении активной фазы адаптации.
Литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб., 2009.
2. Романов В.В. Юридическая психология. - М., 1998.
3. Смирнов А. А. Профессионально ориентированная деятельность как условие вузовской адаптации // Ярославский психологический вестник. 2008. № 23, с.135-137.
4. Смирнов А. А. Юридическая психология. - Ярославль, 2008.
5. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Адаптация студентов и образ вуза: монография. - Ярославль, 2010.
6. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Психология вузовской адаптации. - Ярославль,
2009.
7. Смирнов А. А., Постнова А. А. Генезис параметров ответственности студентов юридического факультета // Ярославский психологический вестник. 2010. № 27, с. 156-158.
8. Смирнов А.А., Постнова А.А. Развитие личности правоведа в вузе // Психология обучения. 2010. № 2. С. 49-64.
Г.И. Харченко М.В. Гулакова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ IMPROVEMENT OF METHODS OF TEACHING IN HIGH SCHOOL
Аннотация: в статье рассматривается вопрос теоретического осмысления феномена кейс-технологии и инкорпорирование его в практику вузовского образования.
Ключевые слова: кейс-технологии, метод «кейс-стади», компетентностный подход, интерактивные технологии.
Abstrakt: this article examines theoretical reflection on the phenomenon of case technology and the incorporation of it into practice of university education.
Keywords: case-technology method of "case studies", kompetentnostnyj approach, interactive technology.
В настоящее время в России складывается новая система образования, ориентированная на демократические ценности гражданского общества. Приходит понимание того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, субъектность и другие. Кризис, который переживает образование, особенно высшее, определил проблему невозможности обучения студентов прежними методами. Современный образовательный процесс необходимо основывать на идее радикального изменения и трансформации сложившихся форм и методов обучения в соответствии с новыми реалиями, что является важнейшей научной проблемой. Одним из способов решения данной проблемы является применение в
профессиональной подготовке студентов кейс-технологии.
© Г.И. Харченко, М.В. Гулакова, 2012