Научная статья на тему 'Особенности профессионального становления студента-медика'

Особенности профессионального становления студента-медика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4350
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПОЗНАНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фельдман И. Л.

Отражено состояние проблемы исследования профессионального становления личности студентов-медиков, психологические основы развития профессионального мышления врача. Обобщены результаты эмпирического исследования особенностей профессионального становления студентов-медиков младших и старших курсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feature of formation of professional student-medica

The article reflects the state of research problem of professional growth of medical students, the psychological basis for the development of professional thinking of a doctor. The author summarizes the results of empirical studies of the professional development of students junior and senior medical courses.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального становления студента-медика»

10. Никифоров Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика. СПб: Изд-во Речь, 2010. 816 с.

11. Переведенцев В. И. Человек выбирает профессию. М., 1980.96 с.

12. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96 с.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Y. Y. Sorokina

Professional orientation as a component of a personal self-determination in ado-lesence and youth.

The article is devoted to the definition of self-determination and professional orientation, dependence if its main components on the process of choosing a career.

Keywords: professional orientation, personal self-determination, motivation in choosing a career.

Получено 15.02.2011 г.

УДК 159.9:37

И.Л. Фельдман, канд. психол. наук, доц.,

(4872) 35-36-79, inessa-feldman@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА-МЕДИКА

Отражено состояние проблемы исследования профессионального становления личности студентов-медиков, психологические основы развития профессионального мышления врача. Обобщены результаты эмпирического исследования особенностей профессионального становления студентов-медиков младших и старших курсов.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное самоопределение, профессиональное обучение, профессиональная идентификация, профессиональное самопознание, студенчество, личность, кризисы профессионального становления, профессиональное мышление.

В настоящее время возрастает неудовлетворенность общества качеством оказываемой медицинской помощи, зачастую в медицинской практике можно столкнуться с откровенными и циничными случаями профессионального поведения врачей, неадекватными гуманистической сути медицинской деятельности. В связи с этим с новой силой актуализировались вопросы гуманизации медицинского образования, вопросы личностнопрофессионального развития будущего врача, в особенности его ценностно-смысловой сферы и морально-нравственных качеств. Фундаментальным условием развития личности специалиста является повышение уровня его профессионального самосознания, становление его «профессионального Я», обретение им профессиональной идентичности.

Немаловажным является тот факт, что в силу возрастных особенностей период обучения в ВУЗе, является сензитивным для профессиональ-

ного самоопределения, для идентификации студента с будущей профессией. Поэтому так важно обратить особое внимание на этот период и тщательно изучить его.

Проблемой профессионального становления личности занимались многие исследователи, такие как А.А.Деркач, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, А.К. Маркова и др. Теоретические аспекты проблемы самоопределения анализируются в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Е.А. Климова, A.B. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Чебышевой и др. Заслуга постановки проблемы студенчества как особой социальнопсихологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, Е.И. Степановой, Л.Н. Фоменко, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, В.А. Якунина, и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме.

В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности, которое трактуется широко как процесс овладения профессией. Выделение его этапов, стадий, ступеней позволяет прослеживать динамику развития личности в профессиональной сфере и рассматривается как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуальнопсихологическими особенностями человека [3].

Современные исследователи рассматривают его с различных позиций. Например, Т.В. Кудрявцев рассматривает «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса -профессиональное самоопределение. [2, с. 67] Т.В. Зеер трактует

«профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности [1, с. 51]. K.M. Левитан исследует этот термин как решение профессионально значимых, всё более усложняющихся задач - познавательных, моральнонравственных и коммуникативных, в процессе чего профессионал овладевает необходимым комплексом связанным с его профессией деловых и нравственных качеств [4, с. 34]. Можно сказать, что становление профессионала — это, в частности, процесс вхождения человека в профессиональную общность, и в этом смысле есть основания говорить именно о приобщении к профессии [5, с. 134].

Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит

специалист в своём профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы.

Один из вариантов, предложенный Е.А. Климовым:

-оптант - фаза выбора профессии;

-адепт - человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её;

-адаптант - привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы;

-интернал - опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями; -мастер, авторитет, наставник.

K.M. Левитан выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности с целью её полной самореализации в профессиональной деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности профессионала [4, с. 37].

Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования. Процесс профессионального обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения [7].

Обучение в вузе может быть сопряжено с прохождением личности кризисов относительно овладения профессиональной деятельностью (кризис адаптации характерен для 1-го курса, кризис ожиданий - для 3-го, кризис самореализации - для 5-го). В то же время развитие представлений о профессии, ее содержательном аспекте носит нелинейный характер и связан не столько с накоплением профессионального опыта, сколько с его осмыслением. Мотивационная составляющая в профессиональном самосознании будущего специалиста определяет в целом отношение к выбранной специальности и профессиональной деятельности [3].

Экспериментальной базой исследования послужили студенты медицинского института при ТулГУ. Выборку составили 40 учащихся обоего пола в возрасте 17 - 27 лет, из которых были сформированы две группы.

Первая группа - это студенты, обучающиеся на младших курсах (I, II курсы), в количестве 20 человек. Вторую группу составили студенты старших курсов (IV - VI курсы) в количестве 20 человек.

Программа эмпирического исследования представлена следующими методиками:

1. Методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности (A.B. Карпов).

2. Методика диагностики профессионального самопознания врача (адаптированная нами).

3. «Шкала субъективного благополучия».

4. «Шкала базовых убеждений» (Р. Янов - Бульман).

5. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

6. «Тест - опросник уровня субъективного контроля» (В. В. Бажен, Е.А. Голыкина, А.М. Эткинд).

7. «Тест - опросник самоотношения» (В.В. Столин).

8. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

При проведении исследования также использовались методы статистической обработки его результатов. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с применением программы «Statistika 6.0».

Обработка количественных данных исследования проведена по всей выборке. Для описания полученных особенностей группы применен метод анализа средних значений. Для оценки степени значимости выявленных различий использован t-критерий Стьюдента.

Сравнительный анализ полученных данных показал следующее:

1. Методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности. Значение t-критерия Стьюдента для определения статистической значимости различий результатов, полученных в группе студентов младших курсов и в группе студентов старших курсов, равно 4,23. Эти результаты являются статистически значимыми уровень значимости р< 0,01.

Это значит, что показатели по группе студентов, обучающихся на старших курсах значительно превышают показатели студентов, обучающихся на младших курсах.

2. Методика диагностики профессионального самопознания врача. Статистически значимые результаты различий были получены студентами по шкалам: «Осознание цели медицинской деятельности» на уровне значимости р< 0,05; «Осознание мотивов выбора медицинской профессии» на уровне значимости р< 0,05; «Осознание мотивационного потенциала профессии», уровень значимости р< 0,05; «Осознание социальной значимости медицинской профессии» на уровне значимости р< 0,01; «Осознание профессионального эталона», р< 0,05; «Удовлетворенность успехами в овладении медицинской профессией», на уровне значимости р<0,05.

При этом у студентов старших курсов результаты выше на статистически значимом уровне по шкалам: «Осознание цели медицинской деятельности»; «Осознание мотивов выбора медицинской профессии»;

«Осознание мотивационного потенциала профессии»; «Удовлетворенность успехами в овладении медицинской профессией»

У студентов младших курсов результаты выше на статистически значимом уровне по шкалам: «Осознание социальной значимости»; «Осознание профессионального эталона».

3. «Шкала субъективного благополучия». Статистически значимые результаты различий в группе студентов младших курсов и группе студентов старших курсов получены по следующим шкалам: напряженность и чувствительность на уровне значимости р< 0,01; признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику на уровне значимости р< 0,05; изменения настроения на уровне значимости р< 0,01; самооценка здоровья на уровне значимости р< 0,01; степень удовлетворенности повседневной деятельностью р< 0,05; итоговый балл р< 0,01.

При этом у студентов старших курсов результаты выше на статистически значимом уровне по шкалам: напряженность и чувствительность; признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику.

У студентов младших курсов результаты выше на статистически значимом уровне по шкалам: Изменения настроения; Самооценка здоровья; Степень удовлетворенности повседневной деятельностью; Итоговый балл.

4. «Шкала базовых убеждений». Статистически значимые результаты различий в группе студентов младших курсов и группе студентов старших курсов получены по следующим шкалам: благосклонность мира на уровне значимости р< 0,01; доброта людей на уровне значимости р< 0,01; ценность собственного «Я» на уровне значимости р< 0,01; степень самоконтроля на уровне значимости р< 0,05; общее отношение к благосклонности окружающего мира р< 0,01; убеждения относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения р< 0,05.

При этом у студентов старших курсов результаты выше на статистически значимом уровне по шкалам: ценность собственного «Я»; степень самоконтроля, т.е. контроля над происходящими событиями; убеждения относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения.

У студентов младших курсов результаты выше на статистически значимом уровне по шкалам: благосклонность мира; доброталюдей; общее отношение к благосклонности окружающего мира.

5. Методика«Ценностные ориентации». Статистически значимые результаты различий в группе студентов младших курсов и группе студентов старших курсов получены по следующим терминальным ценностям: ак-

тивная деятельная жизнь (р<0,01), интересная работа (р<0,05), общественное признание (р<0,01), познание (р<0,01). По инструментальным ценностям: аккуратность (р<0,05), жизнерадостность (р<0,05), независимость (р<0,01), ответственность (р<0,01), рационализм (р<0,01), широта взглядов (р<0,05), эффективность в делах (р<0,01).

При этом для студентов старших курсов наибольшее значение имеют следующие ценности: общественное признание, независимость, ответственность, рационализм и эффективность в делах, а для студентов младших курсов: активная деятельная жизнь, интересная работа, познание, аккуратность, жизнерадостность, широта взглядов.

6. «Тест - опросник уровня субъективного контроля». Статистически значимые результаты получены по шкалам: общая интернальность (р<0,01), интернальность в области неудач (р<0,01), интернальность в производственных отношениях (р<0,01). Это говорит о том, что студенты старших курсов в большей степени, чем студенты младших курсов, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом, а также считают свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.

7. «Тест - опросник самоотношения». У студентов старших курсов результаты выше на статистически значимом уровне по шкалам: интегральная шкала (р<0,05), шкала самоуважения (р<0,01), шкала аутосимпатии (р<0,01), шкала ожидаемого отношения от других (р<0,05), шкала са-моинтересов (р<0,05), шкала самоуверенности (р<0,01), шкала самоприня-тия (р<0,01), шкала самопоследовательности (р<0,05), шкала самоинтереса (р<0,05), шкала самопонимания (р<0,01). У студентов младших курсов по шкале самообвинения (р<0,05).

8. «Методика диагностики межличностных отношений». После сравнения результатов, полученных по шкалам «Я реальное» и «Я - образ врача» статистически значимые показатели различий получены только у студентов младших курсов по октантам «Дружелюбие» (р<0,01) и «Альтруизм» (р<0,01). Эти студенты считают, что у хорошего врача эти качества должны быть развиты в большей степени, чем у них самих.

У студентов старших курсов статистически значимых результатов различий обнаружено не было, что говорит о том, что эти студенты полностью индентифицируют себя с выбранной профессией и считают, что обладают тем набором качеств, которые необходимы хорошему врачу.

Анализ полученных в ходе проведения исследования данных позволил сделать выводы о том, что у студентов старших курсов уровень рефлексивности превышает уровень рефлексивности студентов младших курсов.

Таким образом, можно составить групповые характеристики студентов- медиков.

Студенты младших курсов, в целом, удовлетворены жизнью, ощущают благополучие, вероятно, в их повседневной жизни положительные эмоциональные переживания преобладают над отрицательными. Эти студенты, в отличие от студентов-старшекурсников, считают окружающих людей дружелюбными и отзывчивыми, готовыми прийти на помощь и выручить в трудной ситуации, а окружающий мир полным добра и гармонии.

Взгляды студентов, обучающихся на младших курсах, отличаются неким романтизмом. Для них большое значение имеет престиж профессии, её значимость для социума в целом. При этом негативные моменты либо отходят на второй план, либо не являются столь значимыми в свете того, сколько пользы приносит данная профессия. Студенты младших курсов выявляют некоторые различия между тем, как они представляют собственную личность и личность идеального врача. Это говорит о том, что они еще не в достаточной мере идентифицируют себя с выбранной профессией.

Студенты старших курсов обращают внимание в большей степени на саму суть профессии, в частности, на цели осуществляемой деятельности. Также для них важную роль играет мотивационный потенциал профессии, который отражает меру наличных ресурсов человека в отношении к своей работе. Стоит отметить, что студенты-старшекурсники больше идентифицируют себя с выбранной профессией и хотят построить успешную карьеру на данном поприще. Эти студенты не выявляют особых различий в представлениях о себе и представлениях о хорошем враче, что позволяет сделать вывод о том, что уровень их профессиональной идентификации настолько высок, что они считают себя обладателями большинства качеств, необходимых хорошему врачу.

Студенты-старшекурсники в полной мере не удовлетворены сложившейся жизненной ситуацией и не ощущают благополучие, в их повседневной жизни зачастую преобладают отрицательные эмоции. Мнение студентов, обучающихся на старших курсах, состоит в том, что мир не так уж хорош и в нем больше зла, чем добра.

Студенты старших курсов более высокого мнения о себе, чем студенты младших курсов, они не имеют причин стыдиться своего характера. Студенты, обучающиеся на старших курсах предпринимают более активные действия, дабы предотвратить какие-либо неприятные события и приблизить хорошие, чем студенты младших курсов. Так же они считают себя хорошими людьми, которые могут контролировать своё поведение. Для этих студентов наибольшее значение имеют следующие ценности: общественное признание, независимость, ответственность, рационализм и эффективность в делах, а для студентов младших курсов: активная деятельная жизнь, интересная работа, познание, аккуратность, жизнерадостность,

широта взглядов. Такие различия могут быть связаны с тем, что к более старшим курсам система ценностей у студентов меняется, им необходимо проявлять всё больше и больше самостоятельности и ответственности, поэтому эти качества выходят на первый план.

Студенты старших курсов имеют значительно более высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, чем студенты младших курсов. Это связано с тем, что студенты вынуждены проявлять больше самостоятельности от курса к курсу. Студентам-старшекурсникам значительно в большей мере, чем студентам младших курсов, присуща вера в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимать самого себя.

Взгляды студентов младших курсов и взгляды студентов старших курсов на собственную личность и на будущую профессию неодинаковы. Это служит доказательством правомерности гипотезы о том, что система ценностей и убеждений студентов-медиков изменяется в процессе обучения в ВУЗе: от ориентации на романтизм к ориентации на реализм и ответственность; а также гипотезы о том, что представления о будущей профессии изменяются в процессе обучения в вузе.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что уровень требований к образованию в высшей медицинской школе в настоящее время необыкновенно высок и требует от будущего специалиста больших интеллектуальных, эмоциональных, а зачастую и физических нагрузок. Всё это может приводить к безответственному, можно сказать халатному, отношению к своей будущей профессии, а также отказу от получения высшего медицинского образования. Именно поэтому большое значение имеет психологическое сопровождение студентов медиков на этапе профессионального обучения.

Немаловажным является вопрос об удовлетворенности профессией, которую можно считать тем интегративным показателем, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. От профессиональной удовлетворенности прямо зависит удовлетворенность трудом, хотя последняя и определяется многими факторами. Т.В. Кудрявцев и другие отмечали, что низкая удовлетворенность профессией в значительном числе случаев является причиной текучести кадров. Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией, уровня профессионализма в немалой степени зависит и психическое здоровье человека. Низкая удовлетворенность профессией в процессе профессионального обучения вероятнее всего приводит и к ее освоению на поверхностном уровне. А это, в свою очередь, вызывает психические перегрузки даже при умеренно напряженной профессиональной деятельности [8]. Проблема формирования устойчивого позитивного отношения к профессии является одним из важнейших вопросов психологии профессионального обучения [6].

Полученные нами данные могут использоваться для организации психологической работы со студентами медицинских специальностей. Так как этап профессионального обучения для студентов-медиков является весьма сложным и ему присущи различные кризисы, то необходимым условием является организация психологического сопровождения личностного и профессионального развития учащегося. Здесь возможно такое направление работы психолога, как психологические тренинги, с целью развития профессионально важных качеств врача, а также формирования профессиональной идентичности и положительного отношения к будущей профессии.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Урал. 1988. 254 с.

2. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы// Вопросы психологии.1981. №2. С. 67 - 82.

3. Кунц Л.И. Некоторые аспекты психологического сопровождения профессионального становления личности в вузе.

http://totem.edu.ru/index.php?option=com content&task=view&id=584& Itemid=30

4. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1991. 187 с.

5. Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней// Вопросы психологии. 1981. №5. С.134 - 148.

6. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией// Вопросы психологии. 1988. №1. С.87-99.

7. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика .М.: Вен-тана -граф. 2006. 214 с.

8. Человек, производство, управление/ под ред. А.А. Крылова, В.П. Сочивко. 1982. 342с.

I.L.Feldman

Feature of formation of professional student-medica

The article reflects the state of research problem of professional growth of medical students, the psychological basis for the development of professional thinking of a doctor. The author summarizes the results of empirical studies of the professional development of students - junior and senior medical courses.

Получено 15.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.