Научная статья на тему 'Влияние сформированности субъективного образа трудовой ситуации на переживание психологического стресса (на примере студентов медицинских специальностей)'

Влияние сформированности субъективного образа трудовой ситуации на переживание психологического стресса (на примере студентов медицинских специальностей) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MEDICAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / ОСТРЫЙ СТРЕСС / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POSTGRADUATE EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL FORMATION / СТРЕСС / STRESS / СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ / SUBJECTIVE ESTIMATION OF A SITUATION / СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ ТРУДОВОЙ СИТУАЦИИ / SUBJECTIVE WORK IMAGE / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LABOR ACTIVITY / ХРОНИЧЕСКИЙ СТРЕСС / CHRONIC STRESS / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / EMOTIONAL TENSION / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / EMOTIONAL STATE / OCUPATIONAL STRESS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Величковская С.Б., Гребенникова Т.О.

В статье рассматриваются некоторые аспекты эмпирического исследования, посвященного особенностям переживания психологического стресса у студентов медицинских специальностей на разных этапах профессионального становления. Были выявлены структура и качественная специфика переживания стрессовых состояний у студентов-медиков на разных этапах профессионализации для всей выборки в целом. Были обследованы две группы испытуемых, характеризующихся различной степенью сформированности субъективного образа трудовой ситуации и модальностью эмоциональных переживаний. В каждой из групп на первый план выходят разные субъективно значимые факторы, связанные со спецификой деятельности на конкретном этапе профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of subjective work image formednesson the experience of psychological stress (examplified by medical students)

The article considers the more specific aspects of the empirical research dedicated to the typical features of psychological stress which medical students experience at different stages of training. Factor analysis was conducted in order to define the structure and qualitative specifics of stress states experience in medical students at different stages of training. The sample also underwent the clusterization procedure. As a result, the sample broke into two clusters, which can be characterized by a different grade of subjective work image development and the different modality of emotional experience. The data acquired show that there is a direct interrelation between the emotional state and the negative stress effects experience. In each of the observed groups different subjectively important factors come to the fore. These factors are related to the special activity patterns at a precise stage of professional development.

Текст научной работы на тему «Влияние сформированности субъективного образа трудовой ситуации на переживание психологического стресса (на примере студентов медицинских специальностей)»

УДК 378-052:159.9

С. Б. Величковская, Т. О. Гребенникова

Величковская С. Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры

психологии и педагогической антропологии МГЛУ;

e-mail: velichkovskaya@gmail.com

Гребенникова Т. О., аспирант кафедры психологии

и педагогической антропологии МГЛУ;

e-mail: rougetats@gmail.com

ВЛИЯНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ТРУДОВОЙ СИТУАЦИИ НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА (на примере студентов медицинских специальностей)

В статье рассматриваются некоторые аспекты эмпирического исследования, посвященного особенностям переживания психологического стресса у студентов медицинских специальностей на разных этапах профессионального становления. Были выявлены структура и качественная специфика переживания стрессовых состояний у студентов-медиков на разных этапах профессионализации для всей выборки в целом. Были обследованы две группы испытуемых, характеризующихся различной степенью сформированности субъективного образа трудовой ситуации и модальностью эмоциональных переживаний. В каждой из групп на первый план выходят разные субъективно значимые факторы, связанные со спецификой деятельности на конкретном этапе профессионального становления.

Ключевые слова: медицинская деятельность; обучение; острый стресс; последипломное образование; профессиональная деятельность; профессиональная подготовка; профессиональное становление; стресс; субъективная оценка ситуации; субъективный образ трудовой ситуации; трудовая деятельность; хронический стресс; эмоциональная напряженность; эмоциональное состояние.

Velichkovskaya S. B., Grebennikova T. O.

Velichkovskaya S. B., Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: velichkovskaya@gmail.com

Grebennikova T. O., Postgraduate Student, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: rougetats@gmail.com

THE IMPACT OF SUBJECTIVE WORK IMAGE FORMEDNESS ON THE EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL STRESS (examplified by medical students)

The article considers the more specific aspects of the empirical research dedicated to the typical features of psychological stress which medical students experience at different stages of training. Factor analysis was conducted in order to define the structure and qualitative specifics of stress states experience in medical students at different stages of training. The sample also underwent the clusterization procedure. As a result, the sample broke into two clusters, which can be characterized by a different grade of subjective work image development and the different modality of emotional experience. The data acquired show that there is a direct interrelation between the emotional state and the negative stress effects experience. In each of the observed groups different subjectively important factors come to the fore. These factors are related to the special activity patterns at a precise stage of professional development.

Key words: medical activity; training; ocupational stress; postgraduate education; professional activity; professional training; professional formation; stress; subjective estimation of a situation; subjective work image; labor activity; chronic stress; emotional tension; emotional state.

Проблематика профессиональной адаптации личности является сегодня самостоятельным направлением практической и теоретической психологии, имеющим свой понятийный аппарат и практические исследования. К числу менее изученных, чем большинство других, аспектов профессиональной адаптации личности относится субъективное восприятие особенностей профессиональной деятельности индивидом [1; 5-7].

В эмпирическом исследовании, посвященном изучению особенностей развития психологического стресса у студентов медицинских специальностей на разных этапах обучения, была предпринята попытка установить взаимосвязи между особенностями его переживания студентами медицинских специальностей и уровнем сформированно-сти субъективного образа деятельности на разных этапах профессионального становления [1-3].

В исследовании приняли участие 102 студента, обучающиеся по специальности «Стоматология общей практики». Испытуемые были разделены на три группы - по этапам профессионального обучения. В первую группу вошли студенты I—II курсов стоматологического факультета (26 чел.), во вторую - студенты IV-VI курсов обучения

(31 чел.), в третью - интерны, проходящие обучение на факультете последипломного образования (45 чел.). Возраст испытуемых в целом по выборке варьирует от 18 до 42 лет (средний возраст - 23,8 года), в ее состав вошли 42 мужчины и 60 женщин. Интересно добавить, что более 50 % из них работают по специальности, причем на постоянной основе, начиная с младших курсов (многие имеют среднее медицинское образование, осуществляют профессиональную деятельность на позициях среднего и младшего медперсонала) [3].

Обработка и обсуждение полученных результатов были реализованы при помощи психодиагностического комплекса методик, в который вошли:

- анкета-интервью, содержащая четыре блока вопросов, касающихся: демографического статуса обследуемого, серьезных событий / стрессовых ситуаций в его жизни, особенностей образа жизни и привычек, особенностей деятельности и учебы, вызывающих наибольшие затруднения;

- методика «Шкала дифференциальных эмоций»;

- методика «Опросник для оценки уровня переживаний острого и хронического стресса»;

- методика «Анкета для оценки субъективно важных характеристик деятельности» [3].

Среди большого объема полученных данных особый интерес представляют результаты, полученные по методике «Анкета для оценки субъективно важных характеристик деятельности», которые позволили выделить наиболее значимые для каждой из исследуемых групп характеристики деятельности.

Разработанная в 70-х гг. XX в. теория субъективно важных характеристик труда Гр. Олдхема и Р. Хакмана является концептуальной основой для реализации практических исследований, направленных на формирование позитивного «образа работы» [5]. Модель Гр. Олд-хема и Р. Хакмана предполагает пять основных характеристик, или составляющих труда, создающих субъективный образ трудовой ситуации: разнообразие решаемых задач; сложность решаемых задач; значимость решаемых задач; автономия в выборе способов исполнения задач; наличие внутренней и внешней обратной связи - знания о достигнутых результатах.

Методика «Анкета для оценки субъективно важных характеристик деятельности» содержит шесть вопросов, касающихся пяти значимых характеристик трудовой деятельности (разнообразие, сложность, значимость, автономия, обратная связь), снабженных семибалльной шкалой оценки. Обобщенный показатель, индекс потенциальной мотивации (ИПМ), позволяет оценить степень значимости данной трудовой деятельности для субъекта, что опосредованно дает возможность судить и об уровне его мотивационной включенности в деятельность [4].

Для выявления структуры и качественной специфики переживания стрессовых состояний у студентов-медиков на разных этапах профессионального становления был проведен факторный анализ массивов данных для всей выборки в целом. При факторизации массива всех основных показателей использованных методик по всей выборке в целом было выведено трехфакторное решение (табл. 1).

Полученные данные можно интерпретировать следующим образом:

- фактор 1 соответствует степени сформированности субъективного образа профессиональной деятельности;

- фактор 2 связан с процессом эмоциональной регуляции переживания негативных последствий стресса;

- фактор 3 определяется отношением к деятельности с выходом на накопление стрессовой симптоматики.

В целом в факторной структуре отмечаются тесные взаимосвязи между эмоциональным состоянием и переживанием негативных последствий стресса. Неблагоприятный эмоциональный фон способствует более интенсивному накоплению стрессовой симптоматики и ее хронизации. Благоприятный фон эмоциональных переживаний, напротив, выступает в качестве «компенсаторного механизма» в преодолении стрессовых ситуаций. Следует также отметить, что формирование субъективного образа профессиональной деятельности происходит спонтанно и начинается уже в первые годы обучения, продолжаясь и на этапе последипломного образования. В каждой из обследованных групп на первый план выходят разные субъективно значимые факторы, связанные со спецификой деятельности на конкретном этапе профессионального становления.

Отдельный интерес представляют результаты кластерного анализа массивов данных по всей выборке в целом, в результате которого были выделены два кластера: «благополучный» (кластер 1) и «неблагополучный»

(кластер 2). В процессе обработки данных был исключен один испытуемый (в виду несоответствия заданным параметрам).

У студентов, вошедших в первый кластер, сформированность субъективного образа сочетается с менее острой стрессовой симптоматикой. Второй кластер напротив, характеризуется несформированностью субъективного образа профессиональной деятельности и более выраженной стрессовой симптоматикой. В результате регрессионного анализа в выделенных кластерах были установлены статистически значимые различия по каждому компоненту факторной структуры. В общем виде результаты кластерного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 1

Структура переживания стрессовых состояний у студентов-медиков на разных этапах профессионального становления

Формирование субъективного образа профессии Эмоциональная регуляция стресса Отношение к деятельности с выходом на «хрониза-цию» стресса

Вес - 3,94 % дисперсии - 32,8 Вес - 2,17 % дисперсии - 18,1 Вес - 1,26 % дисперсии - 10,5

ИПМ (0,949) Разнообразие (0,726) Сложность (0,604) Значимость (0,613) Автономия (0,757) Внутренняя обратная связь (0,602) Внешняя обратная связь (0,488) Общий индекс острого стресса (-0,796) Общий индекс хронического стресса (-0,718) Позитивные эмоции (0,740) Негативные эмоции (0,834) Тревожно-депрессивные эмоции (0,804) Общий индекс хронического стресса (0,539)

Таблица 2

Различия в факторной структуре у студентов-медиков с разным уровнем сформированности образа трудовой ситуации

Факторы Кластер 1 (п=69) Кластер 2 (п=32) Р*

Формирование субъективного образа профессии 0,12317 -0,26558 0,007

Эмоциональная регуляция стресса -0,27126 г 0,58491 0,000

Отношение к деятельности с выходом -0,48100 1,03716 0,000

на «хронизацию» стресса

* Уровень значимости

Представленные результаты по всей выборке испытуемых показывают, что в «неблагополучном» кластере оказалось намного меньше опрошенных, чем в «благополучном» (32 и 69 чел., соответственно). Такое соотношение сохраняется в дальнейшем в каждой из обследованных групп студентов-медиков. Данная тенденция может свидетельствовать о том, что учеба в медицинском вузе предоставляет достаточные условия для планомерного формирования субъективного образа будущей профессиональной деятельности и косвенно указывает на удовлетворенность студентов качеством и содержанием профессионального обучения. В рамках исследования также было осуществлено сравнение основных показателей методик в каждой обследованной группе студентов-медиков по кластерам. В общем виде результаты попарного сравнения представлены в таблицах 3-5.

В первом кластере позитивные эмоции переживаются менее интенсивно, чем во втором (р<0,05). Тем не менее, в «неблагополучном» кластере высоким является и уровень переживания негативных (р<0,05)

Таблица 3

Сравнение кластеров по основным показателям методик в группе студентов младших курсов (п=26)

Основные показатели Кластер 1 (п=17) Кластер 2 (п=9) Р*

Позитивные эмоции 26,35 30,88 0,034

Негативные эмоции 16,64 23,33 0,009

Тревожно-депрессивные эмоции 13 22,66 0,001

Общий индекс острого стресса 32,65 32,96 -

Общий индекс хронического стресса 40,98 44,84 -

Индекс потенциальной мотивации 122,62 105,02 -

Разнообразие 4,52 4,55 -

Сложность 4,94 4,33 0.107

Значимость 6,35 5,22 0.039

Автономия 3,47 4,55 -

Внутренняя обратная связь 4,58 5,55 -

Внешняя обратная связь 4,88 5,66 -

и тревожно-депрессивных эмоций (р<0,001) по сравнению с «благополучным» кластером, где соответствующие показатели значительно ниже. Хотя по общим индексам острого и хронического стресса статистически значимых различий установлено не было, из полученных данных можно заключить, что во втором кластере данные показатели выше, что может быть связано и с более выраженными негативными эмоциональными переживаниями. Студенты младших курсов, входящие в первый, «благополучный» кластер, отличаются более «адекватным» субъективным образом трудовой ситуации - они замотивирова-ны на решение сложных задач (р<0,1) и придают большое значение «полезности» своей деятельности для других (р<0,05). В отличие от них студенты, входящие во второй кластер, больше заинтересованы в возможности самостоятельной реализации деятельности и оценке ее продуктивности. Недостаточная компетентность во многих профессиональных вопросах и несформированность профессионально важных качеств препятствуют актуализации этих потребностей, что ведет к ухудшению эмоционального фона деятельности и более интенсивной хронизации стрессовой симптоматики.

Таблица 4

Сравнение кластеров по основным показателям методик в группе студентов старших курсов (п=30)

Основные показатели Кластер 1 (п=24) Кластер 2 (п=6) Р*

Позитивные эмоции 25,29 31,50 0,048

Негативные эмоции 15,70 27 0,009

Тревожно-депрессивные эмоции 14,04 23 0,000

Общий индекс острого стресса 39,24 30,19 0,037

Общий индекс хронического стресса 46,78 43,17 -

Индекс потенциальной мотивации 115,53 77,60 -

Разнообразие 4,87 4,50 -

Сложность 4,66 4,50 -

Значимость 5,41 5,50 0,038

Автономия 4,58 3,33 0,042

Внутренняя обратная связь 4,75 4,83 -

Внешняя обратная связь 4,58 4,50 -

Из данных, отображенных в таблице 4, следует, что студенты «неблагополучного» кластера характеризуются более интенсивными эмоциональными переживаниями, как позитивными, так и негативными. Возможно, именно этим разнообразием и насыщенностью эмоционального фона объясняется и более низкий показатель общего индекса острого стресса в данном кластере. У испытуемых, вошедших в «неблагополучный» кластер, стрессовая симптоматика практически сразу преобразуется в хронические комплексы. Интересно, что студенты старших курсов, вошедшие в первый кластер, в среднем более мотивированы, чем студенты второго кластера, несмотря на более высокие показатели общих индексов острого и хронического стресса.

Полученные данные могут косвенно указывать на то, что это связано с высокой заинтересованностью студентов в профессиональной самореализации. Они проявляют самостоятельную трудовую активность, расширяют профессиональный кругозор и спектр практических навыков и умений, охотнее обращаются к сокурсникам и старшим товарищам, преподавателям с целью получить максимально объективную оценку результатов собственной деятельности. Студенты второго кластера, напротив, гораздо менее замотивированы на профессиональное саморазвитие, скорее реактивны и склонны к созиданию, самоанализу.

В группе интернов, как следует из данных таблицы 5, отмечается та же тенденция, что и при сравнении показателей по кластерам в предыдущих двух группах - второй кластер характеризуется более интенсивными позитивными эмоциональными переживаниями, чем первый. При этом в первом кластере показатели по блокам негативных и тревожно-депрессивных эмоций значимо ниже, как и показатель общего индекса хронического стресса. Следовательно, эмоциональный фон в первом кластере благоприятнее и способствует более эффективной регуляции стрессовых состояний.

Следует также отметить, что интерны первого кластера демонстрируют большую уверенность в собственных способностях, чем интерны второго. Они готовы нести полную ответственность за принятые решения, мотивированы на решение сложных профессиональных задач во всех доступных сферах компетенции. Интерны второго кластера больше погружены в собственные переживания, испытывают потребность в постоянном внутреннем и внешнем контроле деятельности,

в подтверждении значимости решаемых ими задач. Возможно, они испытывают неуверенность в собственной компетентности и по этой причине избегают личной ответственности, предпочитая более простые, рутинные задачи.

Полученные результаты дают основание предполагать, что отсутствие целостного субъективного образа профессиональной деятельности ведет к усугублению симптоматики как острого, так и хронического стресса, а также оказывает негативное влияние на модальность эмоциональных переживаний, что выражается в высоких показателях по блокам острых негативных и тревожно-депрессивных эмоций. Напротив, сформированный субъективный образ способствует смягчению стрессовой симптоматики и обеспечивает высокий уровень адаптации к стрессу и регуляции деятельности, а также нивелирует переживания негативных последствий стресса в виде целостных хронических проявлений.

Таблица 5

Сравнение кластеров по основным показателям методик в группе интернов (п=45)

Основные показатели Кластер 1 (п=29) Кластер 2 (п=16) Р*

Позитивные эмоции 25,53 30,87 -

Негативные эмоции 16,53 22,87 0,005

Тревожно-депрессивные эмоции 14,21 20,12 0,001

Общий индекс острого стресса 33,85 35,01 -

Общий индекс хронического стресса 36,09 43,88 0,064

Индекс потенциальной мотивации 130.54 90,18 0,041

Разнообразие 5,14 4,81 -

Сложность 4,50 3,93 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значимость 5,39 5,81 -

Автономия 4,96 2,87 0,000

Внутренняя обратная связь 5,03 5,87 0,023

Внешняя обратная связь 5,03 5,68 0,040

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Величковская С. Б., Гребенникова Т. О. Особенности образа трудовой ситуации на ранних этапах профессионального становления (на примере студентов медицинских специальностей) // Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. - М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2015. - С. 53-66. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 8 (719). Сер. Педагогические науки).

2. Величковская С. Б. Особенности развития и переживания негативных последствий стресса у студентов медицинских специальностей на разных этапах обучения // Психолого-педагогические проблемы развития образования. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2013. - С. 90-98. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 16 (622). Сер. Педагогические науки).

3. Гребенникова Т. О. Развитие психологического стресса у студентов медицинских специальностей на разных этапах профессионального становления: дипломная работа. - М. : МГЛУ, 2014. - 68 с.

4. Леонова А. Б., Величковская С. Б. Субъективный образ профессиональной среды как регулятор развития стресса // Тезисы 2-й Российской конференции по экологической психологии. - М. : ПИ РАО, 2000. - С. 228 - 229.

5. Организационная психология: учебник / под общ. ред. А. Б. Леоновой. -М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 429 с.

6. Потапкин А. А. Ситуационно-операциональная решетка как метод профессиональной психодиагностики (на материале деятельности специалистов по операциям с недвижимостью): дис. ... канд. психол. наук. - М. : 2004. - 167 с.

7. Пряжникова Е. Ю., Егоренко Т. А. Проблема профессионального становления личности. // Современная зарубежная психология. - Вып. № 2, 2012. - С. 111 - 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.