Научная статья на тему 'Динамика адаптационных возможностей студентов: соотношение эмоциональных особенностей и личностных свойств'

Динамика адаптационных возможностей студентов: соотношение эмоциональных особенностей и личностных свойств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
910
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / ДИНАМИКА / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бичерова Е. Н.

В статье раскрывается актуальность исследования проблемы обусловленности социально-психологической адаптации субъективными и объективными факторами. Особое внимание уделяется рассмотрению соотношения эмоциональных особенностей и личностных свойств в структуре социально-психологической адаптации в зависимости от курса обучения. В результате эмпирического исследования были установлены статистически значимые различия между эмоционально-личностными особенностями и показателями уровней социально-психологической адаптации у студентов разных курсов обучения, обнаружены корреляционные взаимосвязи между эмоциональными особенностями личности (агрессивностью, тревожностью) и адаптационными возможностями, а также выявлена положительная динамика адаптационных возможностей у студентов от первого к четвертому курсу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика адаптационных возможностей студентов: соотношение эмоциональных особенностей и личностных свойств»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ДИНАМИКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ: СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ

Е.Н. БИЧЕРОВА*

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», Брянск

В статье раскрывается актуальность исследования проблемы обусловленности социально-психологической адаптации субъективными и объективными факторами. Особое внимание уделяется рассмотрению соотношения эмоциональных особенностей и личностных свойств в структуре социально-психологической адаптации в зависимости от курса обучения. В результате эмпирического исследования были установлены статистически значимые различия между эмоционально-личностными особенностями и показателями уровней социально-психологической адаптации у студентов разных курсов обучения, обнаружены корреляционные взаимосвязи между эмоциональными особенностями личности (агрессивностью, тревожностью) и адаптационными возможностями, а также выявлена положительная динамика адаптационных возможностей у студентов от первого к четвертому курсу.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, адаптационные возможности, личность, эмоциональные особенности, личностные свойства, динамика, студенческий возраст.

Введение

Одним из перспективных подходов к комплексному изучению человека является концепция адаптации. Адаптация в психологии понимается как процесс приспособления и активного взаимодействия индивида со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях, что в значительной мере определяет степень адаптированно-сти личности.

Адаптированность рассматривается с нескольких позиций: как «состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и вну-

© Бичерова Е.Н., 2017

* Для корреспонденции:

Бичерова Елена Николаевна

кандидат психол. наук, доцент кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского E-mail: [email protected]

тренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности, идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, и переживает состояние самоутверждения» [14, с. 46] и как результат успешной социально-психологической адаптации личности [13, 22]. В свою очередь, социально-психологическая адаптация, по Г. Олпорту и А. Маслоу, представляет собой сложный динамический процесс взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению ценностей личности и среды [19, 25].

В процессе социально-психологической адаптации к новым условиям знания и умения играют значительно меньшую роль, чем некоторые эмоциональные особенности человека [11, с. 212].

Поэтому изучение эмоциональных особенностей личности, формирующих устойчивость или неустойчивость как личностные качества, которые влияют на

уровень социально-психологической адаптации студентов, представляет собой достаточно актуальную проблему, связанную с задачами последующего профессионального становления молодежи. По мнению К. Изарда, Р. Лазаруса, Ч. Спилбергера и др., эмоциональный компонент является одним из центральных в формировании адаптивных способностей [3, 8, 24, 27]. Так, Ч. Спилбергер отмечает, что актуально переживаемым эмоциям придается важное значение в опосредовании поведенческих реакций [27].

Рассматривая адаптивную и мотивирующую функции эмоций в контексте реакций на ситуацию и направленности на приспособление к ней, исследователи различают эмоции по знаку переживаний: положительные и отрицательные [8], затрудняющие взаимодействие человека с окружающим миром и облегчающие конструктивное поведение [25]. Так, цель адаптации в гуманистической психологии представляется как «достижение позитивного духовного здоровья» и как результат - развитие определенных личностных характеристик у адаптирующегося субъекта (Роджерс К., Франкл В.) [15, 17, 26].

Критериями конструктивного поведения, по А. Маслоу, служат копинг-реакции, направленные на осознание и разрешение проблем, детерминированные соответствием ценностей личности и требований социальной среды. Неконструктивные реакции проявляются, например, в агрессии и фиксации и направлены не на осознание и разрешение проблем, а на устранение негативных переживаний конфликтной или стрессовой ситуации [25]. Эффективные копинг-стратегии позволяют человеку справиться с трудными ситуациями и уменьшить их негативное влияние на личность [2].

В психоанализе процесс социально-психологической адаптации рассматривается как триада конфликта, тревоги и защитных реакций. Эффективность адапти-рованности личности, согласно З. Фрейду

и Э. Эриксону, определяется ее эмоциональным состоянием, характеризующимся степенью переживания тревоги [18, 21]. Соответственно, различают два уровня адаптированности личности: адаптиро-ванность (отсутствие тревоги у индивида) и неадаптированность (наличие клинического проявления тревоги) [4].

Выделенные критерии эффективности адаптации связаны с понятием адаптационных возможностей личности, то есть тех свойств, которые обеспечивают способность человека к адаптации. Адаптационные возможности человека характеризуются способностью быстро и эффективно ликвидировать или компенсировать воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды [1].

Принимая во внимание вышесказанное, мы считаем целесообразным изучить в ряду адаптационных возможностей именно те эмоциональные состояния и особенности личности, которые наибольшим образом (как показал анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблемы адаптации личности) оказывают влияние на степень социально-психологической адаптирован-ности личности. Основываясь на концепциях адаптации З. Фрейда, Э. Эриксона и А. Маслоу [18, 21, 25], в нашем исследовании был сделан акцент как раз на изучении состояния переживания тревоги и состояния агрессии как показателей успешной (неуспешной) социально-психологической адаптации личности.

Имея в виду, что одна из функций социально-психологической адаптации - это включение субъекта в социальную деятельность и повышение уровня социальной активности личности, обеспечивающей эффективность овладения будущей профессиональной деятельностью [16], то становится очевидным своевременность изучения проблемы адаптации, особенно в связи с возрастающей потребностью в разработке методов повышения эффективности подготовки студентов. В свою очередь,

профессиональное становление студентов зависит от успешности вузовской адаптации, а эффективность подготовки студентов в вузе зависит от объективных и субъективных факторов.

Исходя из теоретического анализа проблемы обусловленности социально-психологической адаптации различными факторами, представляется актуальным изучение динамики адаптационных возможностей личности и роли эмоциональных особенностей и личностных свойств в успешности адаптации лиц студенческого возраста.

Методика

С целью изучения соотношения эмоциональных особенностей и личностных свойств в структуре социально-психологической адаптации в зависимости от курса обучения было проведено эмпирическое исследование, гипотезами которого послужили предположения о том, что: 1) имеются различия между эмоционально-личностными особенностями и различия в показателях уровней социально-психологической адаптации у студентов разных курсов обучения; 2) существует взаимосвязь между эмоционально-личностными особенностями и уровнями социально-психологической адаптации студентов в зависимости от курса обучения.

В исследовании приняли участие студенты первого, третьего и четвертого курсов в возрасте 17-22 лет. Общий объем выборки составил 72 человека.

Для решения поставленных задач использовался следующий диагностический инструментарий:

1. Шкала самооценки реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера (в модификации Ю.Л. Хани-на), позволяющая выявить состояние тревоги и тревожности как свойства личности путем субъективной оценки переживаний, ощущений и действий [9].

2. Опросник диагностики состояния агрессии (Басс А., Дарки А.), предназна-

ченный для оценки агрессивных и враждебных реакций [5, 20].

3. Метод диагностики социально-психологической адаптации (Роджерс К., Дай-монд Р.), дал возможность проанализировать личностные качества, связанные с уровнями адаптации по шкалам: самоприятие, приятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию [6].

4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» МЛО-АМ (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), предназначенный для изучения адаптационных возможностей личности с учетом особенностей нервно-психического и социально-психологического развития [12].

Результаты и обсуждение

В начале исследования респондентам была предложена шкала Спилбергера - Ха-нина для определения личностной и ситуативной тревожности, целью которой служит выявление состояния тревоги и тревожности как свойства личности.

На основе полученных данных можно отметить следующее: большинство студентов первого и 4-го курсов имеет высокий уровень реактивной тревожности (по 47% респондентов). Это означает, что они склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности. Также у студентов первого курса (54% испытуемых) и 4-го курса (33% испытуемых) наблюдаются высокие показатели по шкале личностной тревожности, что дает основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетенции и престижа. Среди студентов 3-го курса преобладает средний уровень реактивной тревожности (47% респондентов) и низкий уровень личностной тревожности (47% опрошенных), что может свидетельствовать о том,

что у них оценка своего состояния в стрессовых ситуациях является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания [7].

Далее были изучены агрессивные и враждебные реакции как показатели состояния агрессии студентов с помощью опросника А. Басса - А. Дарки. Анализ средних значений по опроснику диагностики состояния агрессии А. Басса - А. Дарки свидетельствует о том, что наиболее выраженными характеристиками для студентов первого курса являются «Раздражение», «Подозрительность», а также «Вербальная агрессия» и «Чувство вины». Опираясь на выраженность средних показателей по шкалам, можно сделать вывод, что для студентов первого курса характерны высокий уровень выражения негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов, а также высокий уровень выраженности убеждений субъектов в том, что они поступают зло и ощущают угрызения совести. Рассматривая низкие показатели по другим шкалам, можно сказать, что у них не выявлена тенденция ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Проанализировав средние значения по опроснику А. Басса - А. Дарки, можно сказать, что для студентов 3-го курса наиболее характерны такие эмоциональные особенности, как «Раздражение», «Подозрительность», «Вербальная агрессия», «Чувство вины», и менее выражены такие, как «Физическая агрессия» и «Негативизм».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что для студентов 3-го курса характерны высокий уровень готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость), а также высокий показатель недоверия и осторожности по отношению к людям и убеждение в том, что другие люди планируют и приносят вред. Также для них свойственно отрицание физической силы против другого лица и активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Анализ средних значений по опроснику диагностики состояния агрессии А. Басса - А. Дарки свидетельствует о том, что наиболее выраженными характеристиками для студентов 4-го курса являются «Косвенная агрессия», «Вербальная агрессия» и «Чувство вины».

Опираясь на указанные результаты, можно говорить о том, что студенты 4-го курса имеют высокий показатель агрессии, неявным путем направленной на другое лицо или ни на кого не направленной. Также на высоком уровне находится выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Респонденты рассматриваемой группы склонны к ощущаемым угрызениям совести из-за наличия у них убеждения в том, что они не могут достичь поставленных целей.

Самый низкий показатель среди студентов 4-го курса выявлен по шкале «Негативизм»; поэтому можно сказать о том, что у них отсутствует оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Для того чтобы выявить различия между уровнями выраженности враждебности и агрессивности, сравнивались средние значения по индексам агрессии среди студентов 1-, 3- и 4-го курсов: индексы враждебности и агрессивности у студентов всех курсов находятся в пределах нормы. Это свидетельствует о том, что агрессивность и враждебность проявляются у студентов чаще как формы психологической защиты, направленные на устранение чувства тревоги. При этом необходимо заметить, что индекс враждебности наиболее выражен у студентов 3-го курса, что говорит о возможном проявлении реакции, развивающей негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Данный показатель менее выражен у студентов первого курса, что говорит об отсутствии этой реакции. Наиболее высокий уровень индекса агрессивности также имеют студенты

3-го курса, что может демонстрировать наличие у них деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объект-ных отношений. Для студентов 4-го курса характерны средние показатели по всем шкалам.

На следующем этапе эмпирического исследования был применен метод диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса - Р. Даймонда. Анализ полученных результатов установил, что большинство (53%) студентов первого курса имеет низкий уровень выраженности исследуемых показателей. Это подтверждает низкую адаптированность и недостаточную приспособленность к социальному окружению.

По шкалам принятия других людей и неудовлетворенности своими отношениями с окружающими выявлен низкий показатель у 46% первокурсников, что говорит о склонности большинства первокурсников к конфликтам с окружающими их людьми. Также по шкале «Эмоциональный комфорт» 61% студентов первого курса обнаруживают низкий уровень, что свидетельствует о наличии тревожности и беспокойства как маркеров общего эмоционального фона. По шкале интернальности большинство первокурсников имеет средний показатель: у них присутствует ориентация на достижение жизненных целей, на личную ответственность и компетентность.

Анализ полученных данных продемонстрировал, что для испытуемых 3-го курса в одинаковой степени характерны высокий (40%) и средний (40%) уровни социально-психологической адаптации, что свидетельствует о высокой степени приспособленности к социальной среде, удовлетворенности своим положением в обществе и отношениями с окружающими людьми (46%), о высоком эмоциональном комфорте (73%) и принятии себя (67%).

Далее рассмотрим итоги исследования социально-психологической адаптации студентов 4-го курса. Из этих резуль-

татов вытекает, что большинство студентов 4-го курса имеет средний уровень адаптации (46%); следовательно, они имеют тенденцию к адаптированности и обладают хорошей способностью приобщения к социальной среде. Можно отметить также высокие показатели по шкалам «Самопринятие» (53%) и «Принятие других» (46%).

Необходимо отметить низкие показатели у большинства студентов 4-го курса по шкалам «Эмоциональный комфорт» и «Интернальность». Это может свидетельствовать о том, что им присущи внутренняя напряженность и возможны внутри-личностные конфликты.

На следующем этапе исследования респондентам был предложен многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик.

Анализ результатов позволил обнаружить, что в основном студентам первого курса свойственна удовлетворительная группа адаптации (46%). Это говорит о том, что большинство лиц этой группы обладает признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Функциональное состояние в начальных этапах адаптации может быть нарушено.

Анализируя приведенные результаты, можно отметить, что большинство студентов 3-го курса относится к нормальной адаптационной группе, по этой шкале они имеют наибольший показатель (46%). Следовательно, лица этой группы хорошо адаптируются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и соци-

ализации. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Результаты указывают на то, что большинство студентов 4-го курса (53%) также относится к нормальной группе адаптации. Поэтому функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остается в пределах нормы, работоспособность сохраняется, и, как правило, они не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью [7].

На заключительном этапе исследования для проверки гипотезы и подтверждения статистической значимости полученных результатов были использованы

Статистические различия между показате;

в зависимости

методы математической статистики посредством компьютерной программы SPSS Statistics 17.0.

Для того чтобы выяснить, существуют ли значимые различия между эмоционально-личностными особенностями, а также обнаруживаются ли статистические различия в показателях уровней социально-психологической адаптации у студентов в зависимости от курса обучения, был применен критерий Краскела - Уоллиса, предназначенный для оценки различий одновременно между тремя выборками по уровню какого-либо признака.

Полученные результаты отражены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

ли эмоциональных особенностей студентов курса обучения

Шкала 1 курс 3 курс 4 курс H-критерий Краскела -Уоллиса Значимость

Реактивная тревожность 42,2 31,2 41,6 9,991 0,007

Личностная тревожность 41,8 32,9 40,6 5,497 0,064

Физическая агрессия 3,1 2,3 3,5 5,315 0,070

Косвенная агрессия 3,7 3,6 5,8 12,831 0,002

Раздражение 5,3 4,5 3,8 2,959 0,228

Негативизм 2,7 2,1 2,6 1,961 0,375

Обида 3,5 3,4 3,5 0,096 0,953

Подозрительность 5,9 5,8 4,1 5,977 0,05

Вербальная агрессия 6,9 6,3 5,1 4,346 0,114

Чувство вины 6,2 5,2 5,6 2,709 0,258

Индекс враждебности 6,8 9,8 9,3 12,789 0,02

Индекс агрессивности 17,2 21 19 4,76 0,93

Примечание: п/ж обозначены статистически значимые различия

Как видно, выявляются статистически значимые различия на уровне 0,01 между студентами 1-, 3- и 4-го курсов по шкалам «Реактивная тревожность», «Косвенная агрессия». Таким образом, статистически доказано, что показатель реактивной тре-

вожности и косвенной агрессии от первого курса к 4-му возрастает. Кроме того, были найдены статистические различия на уровне 0,05 по шкалам подозрительности и индекса враждебности. По шкале «Подозрительность» замечена тенденция к снижению

показателя к 4-му курсу по шкале «Косвенная агрессия», то можно предполагать, что к этому времени респонденты узнают больше негативных сторон их социального окружения; в связи с этим повышается и показатель индекса враждебности.

Таблица 2

Статистические различия между показателями уровней адаптации студентов в зависимости от курса обучения

показателя. На наш взгляд, эти различия связаны с тем, что к 4-му курсу студенты серьезно и ответственно подходят к решению возникающих проблем и имеют достаточную сформированность профессионального самосознания. Что касается возрастания

Шкала 1 курс 3 курс 4 курс H-критерий Краскела -Уоллиса Значимость

Адаптация 41,2 81,1 67,8 33,323 0,000

Самоприятие 80,7 94,2 66,6 22,412 0,000

Приятие других 21,5 68,1 51,5 30,259 0,000

Эмоциональный комфорт 39,7 77,2 54,3 22,438 0,000

Интернальность 15,9 92,4 64 38,654 0,000

Стремление к доминированию 14,7 71,2 54,4 24,656 0,000

Личностный адаптивный потенциал 57,6 14,5 29,5 39,247 0,067

Поведенческая регуляция 42,3 8,6 25,9 36,695 0,000

Коммуникативный потенциал 28,2 4,4 5,6 29,599 0,000

Моральная нормативность 16,9 2,6 5,5 34,209 0,000

Примечание: п/ж обозначены статистически значимые различия

При анализе результатов, полученных при помощи Н-критерия Краскела -Уолли-са, обнаружены статистически значимые различия на уровне 0,01 по шкалам: «Адаптация», «Приятие других», «Эмоциональный комфорт», «Интернальность», «Стремление к доминированию»: статистически доказано, что показатели признака по этим шкалам возрастают. По шкалам «Самоприятие», «Поведенческая регуляция», «Коммуникативный потенциал» и «Моральная нормативность» заметна тенденция к снижению признака от 1-го к 4-му курсу. Анализируя данные, можно предположить, что к 4-му курсу у студентов вырабатываются адаптационные способности и умение быстро налаживать контакты; также студенты приобретают способность к самостоя-

тельности. Снижение признака по шкалам говорит о том, что к старшим курсам студенты начинают сравнивать себя не с личностным, а с профессиональным идеалом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее для подтверждения гипотезы о том, что существует взаимосвязь между эмоциональными особенностями и социально-психологической адаптацией студентов в зависимости от курса обучения, был использован статистический пакет SPSS 17.0; в частности, был использован коэффициент линейной корреляции К. Пирсона.

Результаты, полученные в ходе корреляционного анализа эмоциональных особенностей и социально-психологической адаптации студентов первого курса, отражены в таблице 3.

Примечание: * - уровень значимости корреляций <0,05; ** - уровень значимости корреляций <0,01

Таблица 3

Взаимосвязь эмоциональных особенностей и социально-психологической адаптации студентов (первый курс)

Шкалы Косвенная агрессия Вербальная агрессия Чувство вины Индекс агрессивности

Адаптация 0,325 -0,330 0,181 -0,018*

Самоприятие 0,655** -0,591* 0,378 -0,280

Приятие других 0,189 -0,043 0,002 0,138

Эмоциональный комфорт 0,332 -0,334 -0,056 -0,249

Интернальность 0,198 -0,178 0,125 -0,383

Стремление к доминированию 0,596* -0,302 0,238 0,006

Личностный адаптивный потенциал -0,473 0,231 -0,591* -0,044

Поведенческая регуляция -0,124 -0,017 -0,082 -0,527*

Коммуникативный потенциал 0,159 -0,202 0,138 -0,228

Моральная нормативность 0,142 0,326 -0,288 -0,551*

Корреляционный анализ эмоциональных особенностей и социально-психологической адаптации показал, что имеется значимая корреляция на уровне 0,05 между показателями «Косвенная агрессия» и «Стремление к доминированию». Эти данные позволяют утверждать, что чем выше уровень косвенной агрессии студентов, тем ярче выражено стремление к доминированию.

При более детальном изучении проблемы взаимосвязи эмоциональных особенностей и социально-психологической адаптации у студентов первого курса продемонстрированы статистически значимые корреляционные связи на уровне 0,01 между показателем косвенной агрессии и шкалой самоприятия. Наличие таких корреляционных связей показывает, что чем выше уровень самоприятия, тем больше проявляется косвенная агрессия.

Кроме того, установлены значимые корреляционные связи на уровне 0,05 между показателями «Вербальная агрессия» и «Самоприятие». Наличие этих корреляционных связей свидетельствует о том, что чем выше уровень вербальной агрессии,

тем ниже показатель объективной оценки собственных качеств и любви к себе, такому как есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Рассматривая значимые корреляционные связи на уровне 0,05 между показателями «Чувство вины» и «Личностный адаптивный потенциал» у студентов первого курса, можно считать, что чем выше личностный адаптивный потенциал, тем ниже чувство вины, и, наоборот, чем выше показатель чувства вины, тем ниже уровень личностного адаптивного потенциала. Также была выявлена корреляционная связь между индексом агрессивности и показателями уровня адаптации, поведенческой регуляции, моральной нормативности, что говорит о том, что чем ниже индекс агрессивности, тем выше уровень адаптации, выше показатели поведенческой регуляции и моральной нормативности у студентов.

Результаты, полученные в ходе корреляционного анализа эмоциональных особенностей и социально-психологической адаптации студентов 3-го курса, приведены в таблице 4.

Таблица 4

Взаимосвязь эмоциональных особенностей и социально-психологической адаптации студентов (3-й курс)

Шкалы Косвенная агрессия Индекс враждебности

Адаптация 0,345 0,093

Самоприятие 0,326 -0,090

Принятие других 0,112 -0,021

Эмоциональный комфорт 0,481 -0,516*

Интернальность 0,435 0,273

Стремление к доминированию 0,207 0,188

Личностный адаптационный потенциал -0,530* -0,093

Поведенческая регуляция -0,513 -0,165

Коммуникативный потенциал -0,488 -0,304*

Моральная нормативность -0,393 -0,276

Примечание: * - уровень значимости корреляций <0,05; ** - уровень значимости корреляций <0,01

Корреляционный анализ эмоциональных особенностей и социально-психологической адаптации продемонстрировал, что существует значимая корреляция на уровне 0,05 между косвенной агрессией и личностным адаптивным потенциалом. Эта корреляционная связь свидетельствует о том, что для студентов 3-го курса в большей степени характерен высокий уровень адаптивного потенциала, при низком уровне косвенной агрессии. Также установлены корреляционные связи между показателями «Индекс враждебности» и «Эмоциональный комфорт». Поэтому можно сказать, что студенты данной выборки находятся в зоне высокого эмоционального комфорта, так как у них низкий уровень зависти и подозрительности.

Говоря о значимых корреляционных связях на уровне 0,05 между показателями индекса враждебности и коммуникативного потенциала, можно сделать вывод о том, что, чем ниже уровень индекса враждебности, тем выше комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих высокий уровень взаимодействия студентов с окружающими.

Далее была изучена взаимосвязь эмоциональных особенностей и социально-психологической адаптации у студен-

тов 4-го курса. Полученные результаты отображены в таблице 5.

Анализируя данные таблицы корреляционного анализа эмоциональных особенностей и социально-психологической адаптации, были выявлены статистически значимые корреляционные связи на уровне 0,01 между показателями «Реактивная тревожность» и «Моральная нормативность». Указанные факты позволяют утверждать, что чем выше уровень реактивной тревожности студентов, тем ярче выражена способность адекватно воспринимать студентом предлагаемую для него определенную социальную роль. Также были найдены статистически значимые связи между показателями «Личностная тревожность» и «Моральная нормативность». Это дает повод считать, что чем выше склонность к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований, тем большее значение студенты придают моральной нормативности [7, с. 266].

Рассматривая значимые корреляционные связи на уровне 0,05 между показателями «Обида» и «Личностный адаптивный потенциал», можно заключить, что чем ниже уровень выражения неуважения к другому человеку заведомо оскорбительным для него обращением с ним, тем выше адаптационные способности.

Примечание: * - уровень значимости корреляций <0,05; ** - уровень значимости корреляций <0,01

Таблица 5

Взаимосвязь эмоциональных особенностей и социально-психологической адаптации студентов (4-й курс)

Шкала Реактивная тревожность Личностная тревожность Обида Индекс агрессивности

Адаптация 0,288 0,030 -0,219 0,643**

Самоприятие 0,042 0,247 -0,302 0,482

Принятие других 0,208 -0,012 -0,025 0,484

Эмоциональный комфорт 0,169 -0,014 0,063 0,771**

Интернальность 0,310 0,101 -0,092 0,879**

Стремление к доминированию 0,288 0,272 -0,308 0,660**

Личностный адаптационный потенциал -0,093 0,250 -0,518* -0,502

Поведенческая регуляция 0,127 -0,123 0,205 0,174

Коммуникативный потенциал 0,119 0,021 0,350 -0,019

Моральная нормативность 0,655** 0,702** -0,204 -0,037

Также была установлена корреляционная связь между индексом агрессивности и показателями уровня адаптации, эмоционального комфорта, стремления к доминированию. Это свидетельствует о том, что: во-первых, чем выше индекс агрессивности, тем наиболее ярко выражен уровень приспособленности к окружающей среде; во-вторых, чем выше показатель индекса агрессивности, тем выше зона эмоционального комфорта; в-третьих, чем ярче проявлен индекс агрессивности, тем сильнее развито стремление к доминированию, поведенческой регуляции и моральной нормативности у студентов 4-го курса.

Таким образом, нашли свое подтверждение наши гипотезы о том, что существуют значимые различия между эмоционально-личностными особенностями и социально-психологической адаптацией студентов разных курсов обучения, а также о том, что имеется взаимосвязь между эмоционально-личностными особенностями и уровнями социально-психологической адаптации студентов в зависимости от курса обучения.

Заключение

Анализируя результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, мы можем сделать следующие выводы и обобщения:

1. У большинства студентов-первокурсников отмечаются высокие показатели по шкале личностной тревожности и ярко выражены показатели реактивной тревожности. Также студенты первого курса характеризуются высоким уровнем выражения негативных чувств, низкой адаптирован-ностью и недостаточной приспособленностью к социальному окружению.

2. Для студентов 3-го курса характерны умеренные (средние) уровни личностной и реактивной тревожности, высокий уровень готовности к выражению негативных чувств при малейшем поводе в форме вспыльчивости и грубости, а также высокий уровень недоверия и осторожности по отношению к людям. У большинства студентов 3-го курса отмечается высокая степень адаптированности к социальной среде.

3. Большинство студентов 4-го курса имеет ярко выраженный показатель реактивной тревожности и высокие показатели по шкале личностной тревожности. Также студенты 4-го курса характеризуются средним уровнем адаптации, что говорит о положительной тенденции к адаптирован-ности и обладанию хорошей способностью приобщения к социальной среде.

4. Индексы враждебности и агрессивности у студентов всех курсов находятся в пределах нормы. Это свидетельствует о том, что агрессивность и враждебность проявляются у студентов чаще как формы психологической защиты, направленные на устранение чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта в мотивацион-но-потребностной сфере личности.

5. Статистически доказано, что от первого к 4-му курсу студенты начинают серьезно и ответственно подходить к решению возникающих проблем и приобретают достаточную сформированность профессионального самосознания. Также к этому времени респонденты узнают больше негативных сторон своего социального окружения, в связи с чем вырастает и показатель индекса враждебности. Необходимо отметить, что к 4-му курсу у студентов вырабатываются адаптационные способности и умение быстро налаживать контакты, а также они приобретают способность к самостоятельности. К старшим курсам студенты начинают сравнивать себя не с личностным, а с профессиональным идеалом.

6. Обнаружены корреляционные связи между эмоциональными особенностями личности и социально-психологической адаптацией. У студентов первого курса наблюдается высокий показатель чувства вины, следовательно, низкий уровень адаптационных возможностей. Студентам 3-го курса в большей степени присущ высокий уровень адаптационных возможностей при низком уровне косвенной агрессии. Также была установлена корреляционная связь между индексом агрессивности и по-

казателями уровня адаптации у студентов 4-го курса, что говорит о наиболее ярко выраженном уровне приспособленности к социуму при высоком индексе агрессивности.

Литература:

1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФиС, 1982. - 176 с.

2. Бичерова Е.Н. Личностные и ситуативные факторы выбора копинг-стратегий студентов младших и старших курсов в ситуации оценивания // Психология и психотехника. - 2016. - № 7. - C. 565-573. DOI: 10.7256/2070-8955.2016.7.20679.

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕРСЭ, 2008.

- 528 с.

4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 336 с.

5. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. - С. 80-84.

6. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Фе-тискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института психотерапии, 2002. -C. 193-197.

7. Ежикова Е.И., Бичерова Е.Н. Взаимосвязь эмоциональных особенностей и социально-психологической адаптации студентов разных курсов // Сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 13. - Брянск: РИО Б ГУ, 2016. - С. 264-267.

8. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 439 с.

9. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбер-гер, адаптация Ю.Л. Ханина) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002.

- С. 124-126.

10. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2007. - Т. 22. -№ 1. - С. 16-25.

11. Меньшикова Л.В. Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе: дис. ... доктора психол. наук.

- Новосибирск, 1998. - 370 с.

12. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклако-ва и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. - С. 549-558.

13. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

14. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. - Ереван: АН Армении, 1988. -265 с.

15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. Исениной М.М. / Под ред. Исениной Е.И. - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.

16. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Психология вузовской адаптации. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 115 с.

17. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

18. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. -144 с.

19. Allport G.W. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. - New Haven: Yale University Press, 1955.

20. Buss A.H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // Journal of Consulting Psychology. - 1957. - Vol. 21. -Р. 343-348.

21. Erickson E.H. Identity Youth and Crisis. -New York, 1968.

22. Eysenck H.J. The Biological Basis of Behavior.

- Thomas, Springfield, 1959.

23. Eysenck H.J, Arnold W, Meili R (Eds.). Encyclopedia of Psychology. - New York, 1972.

24. Lazarus R. Psychological Stress and the Coping Process. - New York: McGraw-Hill Book Co., 1966.

25. Maslow A.H. Motivation and Personality. -New York: HarperCollins Publishers, 1987.

26. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. - Boston, 1961.

27. Spielberger C.D. On the relationship between manifest anxiety and intelligence // Journal of

Consulting Psychology. - 1958. - Vol. 22. - P. 220-224.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Spielberger C.D., Gorsuch R.L., & Lushene R.E. The State-Trait Anxiety Inventory: Test manual. - Palo Alto, CA: Consulting Psychologist Press, 1970.

References:

1. Agadzhanyan NA. Adaptatsiya i rezervy or-ganizma. Moscow: FiS 1982: 176 (in Russian).

2. Bicherova YeN. Lichnostnyye i situativnyye faktory vybora koping-strategiy studentov mladshikh i starshikh kursov v situatsii ot-senivaniya. Psikhologiya i psikhotekhni-ka 2016; 7:565-573. DOI: 10.7256/20708955.2016.7.20679 (in Russian).

3. Bodrov VA. Psikhologicheskiy stress: razvitiye i preodoleniye. Moscow: PERSE 2008: 528 (in Russian).

4. Bondarenko AF. Psikhologicheskaya po-moshch': teoriya i praktika. Moscow: Nezavi-simaya firma «Klass» 2001: 336 (in Russian).

5. Diagnostika sostoyaniya agressii (opros-nik Bassa - Darki). Diagnostika emotsion-al'no-nravstvennogo razvitiya. Red. i sost. Dermanova IB. St-Petersburg 2002: 80-84 (in Russian).

6. Diagnostika sotsial'no-psikhologicheskoy ad-aptatsii (K Rodzhers, R Daymond). Fetiskin NP, Kozlov VV, Manuylov GM. Sotsial'no-psik-hologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. Moscow: Izd-vo Instituta psik-hoterapii 2002: 193-197 (in Russian).

7. Yezhikova Yel, Bicherova YeN. Vzaimosvy-az' emotsional'nykh osobennostey i sotsi-al'no-psikhologicheskoy adaptatsii studentov raznykh kursov. Sbornik nauchnykh rabot studentov i aspirantov. Vyp. 13. Bryansk: RIO BGU 2016: 264-267 (in Russian).

8. Izard K. Emotsii cheloveka. Moscow: Izd-vo MGU 1980: 439 (in Russian).

9. Issledovaniye trevozhnosti (ChD Spielberger, adaptatsiya YuL Khanina). Diagnostika emot-sional'no-nravstvennogo razvitiya. Red. i sost. Dermanova IB. St-Petersburg 2002: 124-126 (in Russian).

10. Maklakov AG. Lichnostnyy adaptatsion-nyy potentsial: yego mobilizatsiya i prog-nozirovaniye v ekstremal'nykh usloviyakh. Psikhologicheskiy zhurnal 2007; 22(1):16-25 (in Russian).

11. Men'shikova LV. Psikhologicheskiye zakono-mernosti razvitiya individual'nosti studentov v vuze: dis. ... doktora psikhol. nauk. Novosibirsk 1998: 370. (in Russian).

12. Mnogourovnevyy lichnostnyy oprosnik «Adaptivnost'» (MLO-AM) AG Maklakova i SV Chermyanina. Prakticheskaya psikhodi-agnostika. Metodiki i testy: Uchebnoye pos-obiye. Red. i sost. Raygorodskiy DYa. Samara 2001: 549-558 (in Russian).

13. Nalchadzhyan AA. Psikhologicheskaya ad-aptatsiya: mekhanizmy i strategii. Moscow: Eksmo, 2010: 368 (in Russian).

14. Nalchadzhyan AA. Sotsial'no-psikhicheskaya ad-aptatsiya lichnosti: formy, mekhanizmy i strategii. Yerevan: AN Armenii 1988: 265 (in Russian).

15. Rogers K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stano-vleniye cheloveka. Per. s angl. Iseninoy MM. Pod red. Iseninoy Yel. Moscow: Progress 1994: 479 (in Russian).

16. Smirnov AA, Zhivayev NG. Psikhologiya vu-zovskoy adaptatsii. Yaroslavl': YarGU 2009: 115 (in Russian).

17. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla. Moscow: Progress 1990: 368 (in Russian).

18. Freud A. Psikhologiya «Ya» i zashchitnyye mekhanizmy. Moscow: Pedagogika-Press 1993: 144 (in Russian).

19. Allport GW. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven: Yale University Press 1955.

20. Buss AH, Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility. Journal of Consulting Psychology 1957; 21:343348.

21. Erickson EH. Identity Youth and Crisis. New York 1968.

22. Eysenck HJ. The Biological Basis of Behavior. Thomas, Springfield 1959.

23. Eysenck HJ, Arnold W, Meili R (Eds). Encyclopedia of Psychology. New York 1972.

24. Lazarus R. Psychological Stress and the Coping Process. New York: McGraw-Hill Book Co. 1966.

25. Maslow AH. Motivation and Personality. New York: HarperCollins Publishers 1987.

26. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston 1961.

27. Spielberger CD. On the relationship between manifest anxiety and intelligence. Journal of Consulting Psychology 1958; 22:220-224.

28. Spielberger CD, Gorsuch RL & Lushene RE. The State-Trait Anxiety Inventory: Test manual. Palo Alto, CA: Consulting Psychologist Press 1970.

THE DYNAMICS OF STUDENTS' ADAPTIVE ABILITIES: THE RATIO OF EMOTIONAL CHARACTERISTICS AND PERSONAL TRAITS

E.N. BICHEROVA Academician I.G. Petrovsky Bryansk State University, Bryansk

In this work, we study the dependence of social and psychological adaptation on subjective and objective factors. Particular attention is paid to the investigation of the ratio of emotional characteristics and personal traits in the structure of social and psychological adaptation of students of different years of study. As a result of the empirical study, statistically significant differences were found between emotional and personal characteristics and indicators of social and psychological adaptation in students of different years of study, as well as the correlation between the emotional characteristics (aggressiveness, anxiety) and adaptive abilities, and positive dynamics of adaptive abilities in students from the first to the fourth year.

Keywords: social and psychological adaptation, adaptive abilities, personality, emotional characteristics, personal traits, dynamics, student age.

Address:

Bicherova Elena, Ph.D.

Associate Professor of the Department of General and Professional Psychology

of the Bryansk State University, Bryansk, Russia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.