Научная статья на тему 'Сравнительный анализ факторов, влияющих на адаптацию в учебной группе студентов КГУ им. Н. А. Некрасова и курсантов военной академии РХБЗ'

Сравнительный анализ факторов, влияющих на адаптацию в учебной группе студентов КГУ им. Н. А. Некрасова и курсантов военной академии РХБЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / САМОПРИЯТИЕ / ПРИЯТИЕ ДРУГИХ / КОМФОРТНОСТЬ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ADAPTATION / PERSONAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / SELF-CONCEPT / ACCEPTANCE OF OTHERS / COMFORT / INTERNALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салахутдинова Елена Сергеевна

В статье рассматривается сравнительная характеристика некоторых аспектов проблемы адаптации студентов и курсантов 1 курса. Особое внимание уделяется личностным психологическим особенностям. Полученные результаты представлены в виде диаграмм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Салахутдинова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of factors affecting the students adaptation in groups in State university of Kostroma and Military academy

They consider the comparitive analysis of some aspects of the students adaptation of the first year. Particular attention is paid to the personal psychological characteristics. The results are shown in the graphs.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ факторов, влияющих на адаптацию в учебной группе студентов КГУ им. Н. А. Некрасова и курсантов военной академии РХБЗ»

УДК 376

Салахутдинова Елена Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Lenochka_8936@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АДАПТАЦИЮ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ СТУДЕНТОВ КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА И КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ РХБЗ

В статье рассматривается сравнительная характеристика некоторых аспектов проблемы адаптации студентов и курсантов 1 курса. Особое внимание уделяется личностным психологическим особенностям. Полученные результаты представлены в виде диаграмм.

Ключевые слова: адаптация, личностные психологические особенности, самоприятие, приятие других, комфортность, интернальность.

Йля решения проблемы адаптации студентов 1 курса в учебной группе необходимо, в первую очередь, выявить слабые ленов нового коллектива. С помощью различных методик и тестов мы обследовали студентов 1 курса КГУ им. Н.А. Некрасова и курсантов 1 курса Военной Академии войск РХБЗ и ИВ. В исследовании принимало участие 150 студентов и 50 курсантов.

При рассмотрении динамики адаптационного процесса важную роль играют личностные психологические особенности, такие как внутренний и внешний контроль, самооценка, самоприятие себя и других, стремление к доминированию, эмоциональный комфорт. Перечисленные особенности, кроме того, необходимо рассматривать в качестве критериев оценки эффективности адаптации.

Диагностировать показатели адаптации и дезадаптации мы можем с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации, предложенной в 1954 г. К. Роджерсом и Р. Даймондом. Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся и студентов в школах и вузах. Предложенные шкалы как измерительный инструмент обнаружили высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний адаптации и дезадаптации, но и особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей.

Существует адаптированная А.К. Осницким форма опросника. В таблице-ключе переработанного им опросника приведены установленные границы определения адаптации или дезадаптации, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем. В опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Шкала «Самоприятие» отражает степень дружественности-враждебности по отношению к соб-

ственному «Я». Высокие баллы по этой шкале означают одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкие баллы - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению.

Шкала «Приятие других» отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. Высокие баллы по этой шкале означают принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкие баллы -критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе.

Шкала «Эмоциональный комфорт». Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокие баллы - это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на негативном - наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.

Шкала «Интернальность» отражает в какой степени человек ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие значения говорят о том, что человек ответственен, полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности. Низкие баллы - человек полагает, что происходящие ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.).

Шкала «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели - склонность к подчинению, мягкость, покорность.

Эскапизм - уход от решения проблем.

Полученные результаты сведем в таблицу, сравним, таким образом, показатели по всем возможным шкалам у студентов и курсантов (табл. 1).

Как мы видим из приведенной таблицы, критически относятся к себе, имеют низкую самооценку и не одобряют себя в целом 54% студентов и 61%

© Салахутдинова Е.С., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

163

Таблица 1

Сравнительная характеристика студентов и курсантов по показателям адаптации

Студенты Курсанты

О моприятие»

ниже нормы 17%

норма

0%

выше нормы

29%

54%

ниже нормы норма выше нормы

16%

0%

23%

61%

Шкала «Приятие других»

ниже нормы ■ норма ■ выше нормы

ниже нормы ■ норма ■ выше нормы

219

Шкала «Эмоциональный комфорт»

ниже нормы ■ норма ■ выше нормы

ниже нормы ■ норма ■ выше нормы

Шкала «Интернальность»

ниже нормы ■ норма ■ выше нормы

ниже нормы ■ норма ■ выше нормы

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

Шкала «Стремление к доминированию»

Шкала «Эскапизм»

і ниже нормы ■норма ■ выше нормы

і ниже нормы ■ норма га выше нормы

курсантов. Враждебно относятся к другим, раздражаются, ожидают негативного отношения к себе со стороны других 62% студентов и 64% курсантов. Всего у 44% студентов и 57% курсантов преобладают положительные эмоции и ощущение благополучия.

Показатели интернальности - степени ощущения себя активным, отвечающим за свои успехи или неуспехи - находятся в норме или выше нормы у 51% студентов и всего лишь у 33% курсантов. Это объясняется образом жизни военных - подчиненность уставу, распорядку дня, приказам офицеров и начальства учебного заведения.

Стремление к доминированию, желание превосходства наблюдается у 18% студентов и 42% курсантов. Что так же объясняется спецификой военного учебного заведения.

Желание уйти от проблемы наблюдается у 27% студентов и 54% курсантов.

Из проведенного исследования можно сделать четкие выводы о том, на какие черты личности стоит обратить внимание при работе с курсантами и студентами первый курсов в различных учебных заведениях. Усугубляться проблема адаптации в дальнейшем может возникшими трудностями с учебой и другими особенностями жизни коллектива.

Библиографический список

1. Психологический центр «Гелиос». - Режим доступа: http://rasstanovki-rostov.m/?page_id=618.

2. Oksanochka.com. Персональный сайт. - Режим доступа: http://www.oksanochka.com/003/001/ 024_1^Ыт1.

3. PSYLAB - энциклопедия психодиагностики. - Режим доступа: http://psylab.info.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.