Научная статья на тему 'Динамика морфофизиологического состояния студентов младших курсов при биокоррекции организма'

Динамика морфофизиологического состояния студентов младших курсов при биокоррекции организма Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ / БИОПРЕПАРАТ «СЕЛЕНЕС+» / СВЕТОСЕАНС / МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / BIOPREPARATION «SELENES+» / JUNIOR STUDENTS / PHOTOCHROMIC SESSION / MORPHOPHYSIOLOGICAL STATUS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Табаков Станислав Геннадьевич, Ремизова Надежда Михайловна, Григорьев Венямин Геннадьевич, Шуканов Александр Андреевич

Физиологически обоснована целесообразность комплексного назначения студентам 1 – 2 курсов биопрепарата «Селенес+» и профилактического фотохромосеанса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Табаков Станислав Геннадьевич, Ремизова Надежда Михайловна, Григорьев Венямин Геннадьевич, Шуканов Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF MORPHOPHYSIOLOGICAL CONDITION OF JUNIOR STUDENTS AT BIOCORRECTION OF THEIR ORGANISMS

The article physiologically substantiates the expedience of complex prescription of biopreparation «Selenes+» and preventive photochromic sessions to the firstand second-year students.

Текст научной работы на тему «Динамика морфофизиологического состояния студентов младших курсов при биокоррекции организма»

УДК 378.172: [615.831+615.3]

ДИНАМИКА МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ БИОКОРРЕКЦИИ ОРГАНИЗМА

DYNAMICS OF MORPHOPHYSIOLOGICAL CONDITION

OF JUNIOR STUDENTS AT BIOCORRECTION OF THEIR ORGANISMS

С. Г. Табаков, Н. М. Ремизова, В. Г. Григорьев, А. А. Шуканов

S. G. Tabakov, N. M. Remizova, V. G. Grigoryev, A. A. Shukanov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Физиологически обоснована целесообразность комплексного назначения студентам 1-2 курсов биопрепарата «Селенес+» и профилактического фотохромосеанса.

Abstract. The article physiologically substantiates the expedience of complex prescription of bio-preparation «Selenes+» and preventive photochromic sessions to the first- and second-year students.

Ключевые слова: студенты младших курсов, биопрепарат «Селенес+», светосеанс, мор-фофизиологический статус.

Keywords: junior students, biopreparation «Selenes+», photochromic session, morphophysiolog-ical status.

Актуальность исследуемой проблемы. Известно, что оценка силы и характера адаптогенного влияния на организм и определение его адаптационного потенциала могут служить объективным прогностическим критерием для разработки научно обоснованных превентивных мер.

Особую актуальность и научно-практическую значимость изучение этой проблемы приобретает для юношеского периода онтогенеза (17-20 лет), для студенческой молодежи, находящейся на завершающем этапе формирования основных физиологических систем [2], [3], [4].

Поэтому целью нашей работы является исследование становления и развития структурно-функционального состояния у студентов младших курсов при назначении биологически активной добавки «Селенес+» и профилактического фотохромосеанса.

Материал и методика исследований. Проведены две серии экспериментов и лабораторных исследований с привлечением 30 студентов 1-2 курсов в возрасте 17-20 лет Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, которые были разделены на три группы по 10 юношей в каждой.

По результатам медицинского осмотра в МУЗ «Городская больница № 2» г. Чебоксары и индивидуального опроса исследуемые студенты-юноши были допущены в основную медицинскую группу с проведением дополнительных тренировочных занятий, включающих следующие физические упражнения:

1) оздоровительная ходьба (10-15 мин);

2) комплекс упражнений восточной гимнастики с дыхательными упражнениями (15-20 мин);

3) подвижные игры - мини-футбол (20 мин);

4) комплекс восстановительных упражнений - элементы восточной гимнастики с дыхательными упражнениями (15-25 мин) [1].

В обеих сериях экспериментов у студентов исследуемых групп изучали уровень физического развития (состояние здоровья). Для этого в начале (сентябрь, февраль) и в конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий 1-1У учебных семестров проводили оценку параметров антропометрии, биохимической, гематологической картины и сердечно-сосудистой системы. Студентам 1 и 2 курсов за 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) назначали биопрепарат «Селенес+» (II и III группа) согласно рекомендациям Мин-здравсоцразвития РФ перорально по 1 драже ежедневно. Юноши III группы в указанные сроки дополнительно проходили двухнедельный профилактический сеанс фототерапии прибором «Аверс-Лайт» в течение 20-25 минут ежедневно путем чрезкожного освещения области кубитальной вены в локтевом сгибе.

Результаты исследований и их обсуждение. На основании проведения двух серий экспериментов и лабораторных исследований с применением новых физиологических, биохимических, гематологических и биометрических методов разработан научно обоснованный метод комплексного назначения студентам младших курсов за 1 месяц до начала зимней и летней экзаменационных сессий биологически активной добавки «Селенес+» с профилактическим фотохромосеансом (ежедневно пероральный прием по 1 драже и чрезкожное освещение области кубитальной вены в локтевом сгибе в течение 2 недель по 20-25 мин соответственно).

Работа построена на известных научных данных о нейроэндокринноиммунной организации растущего организма и согласуется с опубликованными фактами отечественных и зарубежных специалистов в области возрастной физиологии. Научная идея базируется на обобщении передового опыта применения селенорганических биопрепаратов, инновационных средств оздоровления и их биологической эффективности для организма человека.

В условиях моделируемых опытов у обучающихся III группы в конце первого и второго курсов рост, масса тела были больше на 2,2-3,5 % (Р>0,05), число эритроцитов, лейкоцитов, концентрация гемоглобина в крови, уровень селена (рис. 1, 2) и активность антиоксидантной системы в ее сыворотке - на 4,1-39,5, а активность перекисного окисления липидов, наоборот, - меньше на 16,3-24,5 % (Р<0,05-0,01) по отношению к контрольным значениям.

Установлено, что к концу 4 семестра студенты данной группы достоверно превосходили сокурсников контрольной группы по систолическому объему кровообращения и коэффициенту выносливости, что свидетельствует о функционировании сердечнососудистой системы организма в условиях достаточного физиологического комфорта.

Выявлено, что физиолого-биохимические реакции, обеспечивающие функционально устойчивое становление и развитие морфофизиологического состояния этих студентов, объективно отражают высокий уровень их адаптированности к режиму обучения в высшей школе.

■•2;

3 группа

80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

сентябрь декабрь январь февраль май июнь

Периоды учебных семестров, мес.

Рис. 1. Характер изменений концентрации селена у первокурсников

Примечание: * - здесь и далее знак достоверных различий между студентами контрольной и опытных групп

80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

1;

2;

3 группа

*

__•

сентябрь декабрь январь февраль

май

июнь

Периоды учебных семестров, мес. Рис. 2. Характер изменений концентрации селена у первокурсников

*

По количественным и качественным показателям антропометрии, гемопоэтиче-ской и гемодинамической систем среднее положение между юношами I (контроль) и III групп занимали их ровесники II группы в условиях применения биогенного соединения «Селенес+».

Таким образом, при комплексном назначении студентам 1, 2 курсов биогенного соединения «Селенес+» и сеанса фототерапии происходят положительные изменения количественных и качественных показателей соматометрии, гематологического, биохимического профилей и гемодинамической системы.

Резюме. Экспериментально доказана биологическая эффективность использования студентам младших курсов испытываемой селеносодержащей биоактивной добавки в комплексе с сеансом светотерапии, способствующих оптимизации их адаптогенеза к режиму обучения в высшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов, А. В. Особенности адаптации студентов к условиям обучения в вузе в зависимости от разных режимов двигательной активности / А. В. Агафонов, А. А. Шуканов // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов и студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. - 2008. - № 1 (11). - Т. 1. - С. 36-42.

2. Бадиков, В. И. Кровообращение. Физиология. Курс лекций / В. И. Бадиков ; под ред. К. В. Судакова. -М. : Медицина, 2000. - С. 319-365.

3. Нигматуллина, Р. Р. Функциональная активность 5-НТ4-рецепторов у детей с врожденными пороками сердца / Р. Р. Нигматуллина, Л. М. Миролюбов, А. А. Мустафин // Бюллетень экспериментальной медицины и биологии. - 2006. - № 12. - С. 675-677.

4. Черешнев, В. А. Иммунофизиология: проблемы и перспективы развития : материалы Всерос. науч. конф. «Дни иммунологии». Санкт-Петербург, 20-23 мая, 2002 / В. А. Черешнев, Б. Г. Юшков // Медицинская иммунология. - 2002. - Т. 4. - № 2. - С. 135-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.