УДК [615.32+615.831.8]:613.6-057.87
ИЗУЧЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СЕЛЕНОСОДЕРЖАЩЕГО БИОПРЕПАРАТА И ФОТОСЕАНСА НА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ, ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА
IMPACT OF SELENIUM-CONTAINING BIOPREPARATION AND PHOTOSEANSE ON ANTHROPOMETRIC, HEMATOLOGIC AND BIOCHEMICAL PARAMETERS
OF FIRST-YEAR STUDENTS
C. Г. Табаков, А. В. Панихина
S. G. Tabakov, A. V. Panikhina
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Совместное применение студентами 1 курса биоактивной добавки «Селенес+» и фотосеанса сопровождается морфофизиологическими эффектами организма.
Abstract. The combined use of bioactive additive «Selenes +» and photoseanse is accompanied by morphophysiological effects of a first-year student's body.
Ключевые слова: студенты, «Селенес+», «Плацебо», фотосеанс, соматометрия, кровь.
Keywords: students, «Selenes+», «Placebo», photoseanse, somatometry, blood.
Актуальность исследуемой проблемы. Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи являются приоритетными задачами в государственной политике Российской Федерации. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых отмечается ухудшение функционального состояния организма студентов в начальный период обучения в вузе. Это обусловлено их приспособлением к новым социально-бытовым условиям, спецификой умственной деятельности (восприятие и переработка больших объемов информации при дефиците времени, состояние повышенного нервно-психического напряжения, выполнение значительной части учебной работы в вечернее и ночное время), выраженной гиподинамией, нарушением режима питания, сна и отдыха, а также многими другими стрессовыми факторами [1], [2].
Научно доказано, что истощение антиоксидантного потенциала и угнетение иммунного статуса организма усиливаются на фоне дефицита селена в пищевых продуктах. Будучи необходимым компонентом ряда ферментных и детоксицирующих систем клеток, селен участвует в подавлении процессов свободнорадикального окисления клеточных структур и оказывает иммуностимулирующее действие. Известно, что недостаточное поступление селена в организм вызывает постепенное развитие обменных нарушений и хронических заболеваний. Чувашская Республика входит в число селенодефицитных регионов России, что подчеркивает необходимость применения витаминно-минеральных комплексов, содержащих селен [3].
Фотосеанс синим спектром света (420-495 нм) широко применяется в профилактической и восстановительной медицине, а также в терапии целого ряда заболеваний. Так, научно обоснованы такие эффекты синего света, как снижение вязкости крови, дезагрегация тромбоцитов, вазодилатация, активизация фагоцитоза, аэробного фосфорилирования, индукция синтеза супероксиддисмутазы, цитокинов и т. д. В последние годы отмечен повышенный интерес к использованию синего света, поглощаемого фоторецепторами (НАДФ-оксидаза, NO-синтаза, система цитохромов), посредством которых осуществляются многие фотохимические процессы [4], [5].
В связи с вышеизложенным целью нашей работы является изучение характера изменений антропометрического, гематологического и биохимического спектров у студентов 1 курса в условиях комплексного назначения биогенного вещества «Селенес+» с фотохромосеансом.
Материал и методика исследований. В исследованиях участвовали 30 здоровых студентов-первокурсников 17-20 лет физико-математического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, разделенных на I (контрольная), II и III (опытные) группы по 10 человек в каждой. За 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) первокурсникам опытных групп назначали «Плацебо» (II группа) и «Селенес+» (III группа) согласно рекомендациям Мин-здравсоцразвития РФ перорально по 1 драже в сутки и ежедневный фотохромосе-анс прибором «Аверс-Лайт» по 20-25 минут в течение двух недель. Светосеанс студентов осуществлялся путем чрезкожного освещения области кубитальной вены в локтевом сгибе.
В начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимней (январь) и летней (июнь) экзаменационных сессий 1-2 учебных семестров у студентов сравниваемых групп изучали параметры соматометрии (рост, массу тела, индекс Кетле (ИК)), гематологического (число эритроцитов и лейкоцитов, уровень гемоглобина в крови) и биохимического (активность перекисного окисления липидов, антиоксидантной системы, концентрация селена в ее сыворотке) профилей.
Результаты исследований и их обсуждение. Изучение характера колебаний соматометрических параметров показало, что у исследуемых первокурсников они повышались в возрастном аспекте от 176,20±1,76-179,50±2,39 до 176,78±1,70-180,50±2,28 см (Р>0,05).
Динамика массы тела юношей в целом соответствовала характеру изменений их ростовых показателей (67,50±1,31-69,00±2,87 против 68,70±1,48-70,56±1,28 кг).
ИК волнообразно менялся на протяжении 1 курса, находясь в пределах колебаний физиологической нормы (21,46±1,07-21,83±0,44 у. е.) для юношей 17-20 лет (Р>0,05).
При анализе гематологических данных установлено (рис. 1), что у контрольных студентов число эритроцитов в крови постепенно снижалось от начала к концу 1-2 учебных семестров (5,18±0,10-5,42±0,08 против 5,20±0,12-5,32±0,03 млн/мкл).
В то же время у ровесников опытных групп оно волнообразно повышалось от 5,29±0,04-5,73±0,37 до 5,42±0,04-5,71±0,04 млн/мкл. При этом в периоды зимней и летней экзаменационных сессий (январь, июнь) студенты III группы достоверно превосходили по количеству эритроцитов сверстников как I, так и II группы.
7 дд □ I; ■ II; □ III группы
ч '
и *• *•
6,00 -
IЁ11Ш
сентябрь декабрь январь февраль май июнь Периоды учебных семестров
Рис. 1. Динамика количества эритроцитов у первокурсников
Примечание:* - здесь и далее знак достоверности между студентами контрольной и опытных групп, • - опытных групп
Если уровень гемоглобина в крови первокурсников I группы повышался с начала теоретического обучения (сентябрь) к его концу (декабрь) от 165,40±2,12 до 167,70±1,53 г/л с последующим волнообразным снижением к концу летней экзаменационной сессии (июнь) до 164,30±0,92, то у их ровесников опытных групп он зигзагообразно повышался в возрастном аспекте (166,50±1,36-176,80±1,04 против 169,60±1,25-172,10±0,65 г/л). При этом юноши II и III групп достоверно превосходили по данному гематологическому показателю контрольные значения соответственно в январе, июне и январе, феврале, июне.
Выявлено, что уровень селена в сыворотке крови юношей I и II групп незначительно повышался в связи с их взрослением от 47,91±1,50-49,41±1,30 до 47,95±1,32-50,79±1,52 мкг/л (Р<0,05), а у сверстников III группы волнообразно и заметно нарастал от начала к концу 1 курса (50,07±0,41 против 77,50±1,84 мкг/л). Следует отметить, что эти первокурсники в условиях комплексного использования биопрепарата «Селенес+» с фотосеансом значительно превосходили по данному биохимическому параметру ровесников контрольной и второй («Плацебо»+фотосеанс) групп, начиная с января и до июня включительно (Р<0,001).
Установлено, что если активность перекисного окисления липидов (ПОЛ) у юношей I группы волнообразно повышалась по мере их взросления от 3,67±0,11 до 3,93±0,11 тУ, то у сверстников II группы она в течение 1 курса была в узком диапазоне колебаний (3,87±0,18-3,90±0,18 тУ).
Иная закономерность выявлена в динамике активности ПОЛ у первокурсников III группы, которая в возрастном аспекте неуклонно снижалась от 3,70±0,08 до 3,38±0,18 тУ. Причем изучаемый биохимический параметр крови у юношей I и II групп был достоверно выше, чем таковой у сверстников III группы, начиная соответственно с декабря, февраля и до конца исследований (июнь).
■ 3 группы
% 2
1,83 1,60 1,37 1,14 0,91 0,69 0,46 0,23 -0,00
сентябрь декабрь январь февраль май июнь
Периоды учебных семестров
Рис. 2. Динамика активности АОСу первокурсников
Характер изменений активности антиоксидантной системы (АОС) исследуемых студентов не соответствовал динамике активности ПОЛ. Так, если активность изучаемого биохимического фактора крови юношей I и II групп находилась в узком диапазоне колебаний физиологической нормы и без достоверной разницы в ней, то у первокурсников III группы активность АОС волнообразно увеличивалась по мере взросления и достоверно превышала таковую у ровесников 2-х других групп (рис. 2).
Резюме. В моделируемых экспериментальных условиях у студентов 1 курса выявлены положительные морфофизиологические эффекты. Причем они при комплексном назначении первокурсникам биопрепарата «Селенес+» с фотохромосеансом (III гр.) были значительно выражены, чем в условиях использования «Плацебо» совместно со светосе-ансом (II гр.).
ЛИТЕРАТУРА
1
2
1. Щепин, О. П. Медико-демографические проблемы в Российской Федерации / О. П. Щепин, Е. А. Тишук // Вестник РАМН. - 2005. - № 9. - С. 3-6.
2. Севрюкова, Г. А. Современные подходы к проблеме здоровья студентов: физиологический аспект / Г. А. Севрюкова, О. Н. Москвина // Физиология адаптации : мат. II Всерос. науч.-практ. конф. - Волгоград, 2010. - С. 330-333.
3. Русаков, Н. В. Геохимические провинции страны и здоровье населения / Н. В. Русаков, Т. Ю. Завистяева // Гигиена и санитария. - 2006. - № 5. - С. 100-102.
4. Узунова, А. Н. Эффективность динамической фотохромотерапии в реабилитации подростков с хроническим гастродуоденитом / А. Н. Узунова, Н. А. Романова, М. А. Богданова, Е. А. Пилипенко // Физиотерапия. Бальнеология. Реабилитация. - 2008. - № 5. - С. 44-47.
5. Федорова, Т. Н. Применение хемилюминесцентного анализа для сравнительной оценки антиоксидантной активности некоторых фармакологических веществ / Т. Н. Федорова // Эксперим. и клин. фармакология. - 2003. - Т. 66. - № 5. - С. 56-58.