Научная статья на тему 'Динамика морфофизиологического статуса студентов младших курсов в условиях применения биопрепарата «Селенес+» в комплексе с дополнительными физическими упражнениями'

Динамика морфофизиологического статуса студентов младших курсов в условиях применения биопрепарата «Селенес+» в комплексе с дополнительными физическими упражнениями Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО / ВТОРОГО КУРСОВ / БИОПРЕПАРАТ «СЕЛЕНЕС+» / КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кузьмина Наталья Александровна, Панихина Анна Витальевна

Научно обоснована биологическая эффективность применения студентами младших курсов биопрепарата «Селенес+» в комплексе с дополнительными тренировочными занятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кузьмина Наталья Александровна, Панихина Анна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика морфофизиологического статуса студентов младших курсов в условиях применения биопрепарата «Селенес+» в комплексе с дополнительными физическими упражнениями»

УДК 613.6+615.831+616-003.725

ДИНАМИКА МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ МЛА ДШИХ КУРСОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ БИОПРЕПАРАТА «СЕЛЕНЕС+»

В КОМПЛЕКСЕ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

DYNAMICS OF MORPHOPHYSIOLOGICAL STATUS OF JUNIOR STUDENTS IN TERMS OF USING BIOPREPARATION

«SELENES+» IN COMPLEX WITH ADDITIONAL PHYSICAL EXERCISES

Н. А. Кузьмина, А. В. Панихина N. A. Kuzmina, A. V. Panikhina

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Научно обоснована биологическая эффективность применения студентами младших курсов биопрепарата «Селенес+» в комплексе с дополнительными тренировочными занятиями.

Abstract. Biological effectiveness of junior students’ using biopreparation «Selenes+» in complex with additional physical exercises is scientifically substantiated.

Ключевые слова: студенты первого, второго курсов, биопрепарат «Селенес+», комплекс физических упражнений, морфофизиологическое состояние.

Keywords: junior students, biopreparation «Selenes+», complex of physical exercises, morpho-physiological status.

Актуальность исследуемой проблемы. Адаптация студентов к условиям обучения в высшей школе имеет ряд характерных особенностей, которые предъявляют высокие требования к состоянию здоровья молодых людей. Это связано с вхождением студентов младших курсов в новый социальный коллектив (группа, курс, факультет, общежитие и т. д.), приспособлением к новым условиям обучения, специфическими особенностями умственной деятельности (восприятие и переработка разнообразной информации при дефиците времени, выполнение значительной части учебной работы в вечернее и ночное время, нерегулярное питание и др.), выраженной гиподинамией (отсутствием в вузе собственной базы по физическому воспитанию) и многими другими социально-экономическими и экологическими факторами, которые прямо или опосредованно сказываются на функциональном состоянии организма [1], [2], [3], [4].

Следовательно, научное обоснование физиологических механизмов адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе и разработка инновационных средств их оздоровления являются актуальной проблемой современной физиологии человека.

В этой связи целью нашей работы является изучение совершенствования морфофизиологических процессов у студентов-юношей младших курсов при использовании биогенного соединения «Селенес+» и комплекса дополнительных физических упражнений.

Материал и методика исследований. В опытах участвовали 30 студентов-юношей первого, второго курсов в возрасте 17-20 лет факультета «Автомобили и автомобильное хозяйство» Чебоксарского политехнического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет им. В. С. Черномырдина», разделенных на три группы по 10 человек в каждой.

В обеих сериях опытов у студентов сравниваемых групп оценивали уровень физического развития (состояние здоровья). Для этого в начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий 1-1У учебных семестров проводили оценку гематологических и биохимических показателей, а также состояния сердечно-сосудистой системы (ССС). Студентам первого и второго курсов за 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) назначали «Плацебо» (II группа) и биопрепарат «Селенес+» (III группа) согласно рекомендациям Министерства здравоохранения и социального развития РФ перорально по 1 драже ежедневно. При этом юноши всех групп занимались физической культурой в соответствии с программой ФГОС ВПО для основной медицинской группы (ОМГ). Кроме того, для обучающихся II и III групп проводили комплекс дополнительных тренировочных занятий два раза в неделю по 90 минут, который включал следующие физические упражнения:

1) оздоровительную ходьбу (10-15 мин);

2) комплекс упражнений восточной гимнастики с дыхательными упражнениями (15-20 мин);

3) подвижные игры - мини-футбол (20 мин);

4) комплекс восстановительных упражнений - элементы восточной гимнастики с дыхательными упражнениями (15-25 мин).

Результаты исследований и их обсуждение. Установлено, что в первой серии опытов рост исследуемых студентов постепенно увеличивался по мере их взросления от 173,13±2,22-174,98±1,58 до 174,43±2,16-177,26±1,38 см без достоверной разницы в межгрупповом сопоставлении.

Характер изменений массы тела в целом соответствовал динамике ростовых показателей, которая у юношей сравниваемых групп волнообразно менялась от 69,83±1,3071,10±2,79 до 72,79±1,04-68,25±2,03 кг. При этом в конце первого курса (июнь) изучаемый соматометрический показатель у студенческой молодежи III группы заметно превышал контрольное значение (Р<0,05).

Анализ характера колебаний гематологического спектра показал, что если количество эритроцитов у первокурсников контрольной группы незначительно понижалось в возрастном аспекте от 5,24±0,06 до 5,22±0,03 млн/мкл, то у их однокурсников опытных групп оно, наоборот, волнообразно повышалось (5,31±0,05-5,39±0,09 против 5,40±0,045,71±0,04 млн/мкл).

Следует отметить, что юноши III группы в условиях комплексного применения биопрепарата «Селенес+» и дополнительных физических упражнений значительно превосходили по исследуемому гематологическому параметру сверстников I, II групп, начиная соответственно с декабря, января и до конца первого года обучения (Р<0,05-0,001).

Аналогичная закономерность выявлена в динамике концентрации гемоглобина в крови, которая у студенческой молодежи III группы в течение января, февраля, мая, июня была достоверно выше таковой у ровесников как I (контроль), так и II («Плацебо» + комплекс дополнительных тренировочных занятий) групп.

Выявлено, что число лейкоцитов у наблюдаемых студентов постепенно снижалось от начала первого учебного года к его концу и находилось в пределах колебаний физиологической нормы (6,82±0,12-7,04±0,50 против 6,46±0,17-6,79±0,13 тыс./мкл; Р>0,05)

При оценке биохимического профиля установлено (рис. 1), что если у юношей I и II групп уровень селена в сыворотке крови постепенно снижался по мере их взросления от 48,20±1,69-51,29±1,29 до 46,15±1,32-47,98±1,81 мкг/л, то у их ровесников III группы он волнообразно повышался (50,23±1,34 против 90,04±5,76 мкг/л).

Важным является выявленный факт о том, что первокурсники III группы, начиная с зимней экзаменационной сессии (январь) и до завершения учебного года (июнь), превосходили однокурсников I и II групп по изучаемому биохимическому показателю соответственно на 28,5-85,1 и 22,1-77,6 % (Р<0,01-0,001), что обусловлено прежде всего применением испытуемого селеноорганического биогенного соединения.

I; ----------II; ---------III группы

100

90

12 80 1 70

& 60 Л X

§ 50

о

Л

>■ 40 30 20 10 0

сентябрь

декабрь январь февраль

*

*

*

Периоды учебных семестров Рис. 1. Динамика концентрации селена у первокурсников

Примечание: * - здесь и далее знак достоверных различий между студентами контрольной и опытных групп; • - опытных групп

В течение второго года обучения (вторая серия исследований) у студентов сравниваемых групп рост и масса тела медленно увеличивались от 174,71±2,119177,98±1,365 до 177,31±1,754-179,57±0,990 см и от 69,26±2,048-74,39±0,915 до 70,99±1,636-76,84±0,500 кг соответственно. Причем во все сроки исследований второго курса юноши III группы превосходили контрольных сверстников по массе тела на 7,48,2 % (Р<0,05).

Если число эритроцитов в крови студентов контрольной группы медленно уменьшалось в связи с их взрослением от 5,24±0,163 до 5,18±0,077 млн/мкл, то у их ровесников II и III групп, напротив, зигзагообразно увеличивалось (5,24±0,109 против 5,38±0,056 и 5,35±0,091 против 5,75±0,040 млн/мкл). При этом юноши III группы при назначении биогенного соединения «Селенес+» и комплекса дополнительных тренировочных занятий достоверно превосходили по данному гематологическому показателю студентов I, II групп, начиная с декабря, мая соответственно и до завершения второго курса.

Характер колебаний уровня гемоглобина в целом соответствовал таковому числа эритроцитов. Так, у наблюдаемой студенческой молодежи он повышался в возрастном аспекте от 162,20±3,419-167,80±2,437 до 163,60±1,661-174,00±1,204 г/л.

Отмечено, что количество лейкоцитов у студентов исследуемых всех групп постепенно снижалось по мере их взросления и находилось в диапазоне колебаний физиологической нормы (6,36±0,121-6,69±0,317 против 6,30±0,062-6,68±0,124 тыс./мкл) без достоверного различия в межгрупповом разрезе.

При изучении динамики биохимических параметров крови установлено, что в течение второй серии опытов концентрация селена в сыворотке крови наблюдаемых юношей колебалась в диапазоне от 48,01±1,536-61,25±3,284 до 49,52±0,81282,30±2,802 мкг/л (рис. 2). При этом во все сроки исследований студенты III группы, принимавшие «Селенес+», превосходили своих сверстников I и II групп на 24,4-77,3 % (Р<0,01-0,001).

Если активность перекисного окисления липидов (ПОЛ) у студенческой молодежи I и II групп в возрастном аспекте медленно повышалась (3,11 ±0,192-3,18±0,192 против 3,73±0,082-3,84±0,026 тУ), то у их ровесников III группы, наоборот, волнообразно снижалась от 3,69±0,050 до 3,04±0,015 тУ. Причем юноши этой группы достоверно уступали по данному биохимическому показателю сверстникам I, II групп, начиная соответственно с сентября, декабря и до конца второго года обучения.

Иная закономерность обнаружена в характере изменений активности антиокси-дантной системы (АОС), которая у второкурсников I и II групп медленно и зигзагообразно повышалась по мере взросления от 1,19±0,015-1,20±0,016 до 1,22±0,027-

1,34±0,15 тУ/с, а у однокурсников III группы («Селенес+» + комплекс тренировочных занятий) неуклонно возрастала от 1,14±0,014 до 1,59±0,020 тУ/с. Следует отметить, что активность АОС у юношей этой группы во все сроки наблюдений была значительно выше таковой у их ровесников I и II групп (Р<0,05-0,001).

В значительной мере способность организма приспосабливаться к факторам окружающей среды определяет состояние ССС, так как она наиболее чувствительна к внешним и внутренним воздействиям и активно участвует в адаптивноприспособительной деятельности организма, обеспечивая постоянство его внутренней среды [5], [6].

■I;-----------------II;

■ III группы

а сп л к

и

я

о

£

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

сентябрь декабрь январь февраль

май

июнь

Периоды учебных семестров

*

*

*

*

*

*

Рис. 2. Динамика концентрации селена у второкурсников

При оценке характера колебаний параметров ССС выявлено, что частота сердечных сокращений (ЧСС) у исследуемых первокурсников волнообразно повышалась в возрастном аспекте от 73,80±2,691-74,30±1,817 до 83,00±1,396-84,30±0,709 уд./мин (Р>0,05).

Изучение динамики значений двойного произведения (ДП), характеризующего уровень потребления кислорода миокардом, показало, что у исследуемых первокурсников они нарастали от начала к концу учебного года (89,99±2,51-91,64±2,629 против 107,59±2,208110,06±1,216 у. е.) и были без достоверной разницы в межгрупповом сравнении.

Важно отметить тот факт, что параметры ДП у студентов подопытных групп были максимальными в течение как зимней, так и летней экзаменационных сессий.

Аналогичная закономерность выявлена в характере изменений пульсового давления (ПД), которое у юношей сравниваемых групп волнообразно повышалось по мере их взросления от 46,40±1,806-47,70±2,470 до 50,20±1,300-52,20±0,917 мм рт. ст. Причем максимальные значения ПД у исследуемых студентов отмечены в периоды и зимней, и летней экзаменационных сессий, разница в которых в течение наблюдений была недостоверной.

Подобная же закономерность обнаружена у студенческой молодежи всех групп в характере колебаний показателей артериального систолического давления (АДс), которые также зигзагообразно повышались в возрастном аспекте (121,60±0,678123,300±1,095 против 128,70±0,709-131,20±0,624 мм рт. ст.), имея максимальные значения в ходе зимней и летней экзаменационных сессий (Р>0,05).

Динамика параметров артериального диастолического давления (АДд) всецело соответствовала характеру изменений таковых АДс.

Показатели среднединамического давления (СДД) у изучаемых студентов повышались от начала обоих семестров (сентябрь, февраль) к их завершению (январь, июнь) соответственно от 90,20±1,616-91,57±1,145 до 95,67±0,637-97,97±1,047 и от 88,80±0,52889,77±1,188 до 95,23±0,730-96,40±0,586 мм рт. ст. (Р>0,05).

Оценка динамики значений минутного объема крови (МОК), характеризующего выбрасываемое сердцем в аорту или легочную артерию общее количество крови в течение 1 мин, показала, что у исследуемой студенческой молодежи он волнообразно увеличивался по мере взросления (3294,70±85,131-3432,02±103,51 против 3592,55±109,2573715,54±93,056 мл) без достоверного различия в межгрупповом аспекте.

При изучении характера колебаний систолического объема крови (СОК), характеризующего количество выбрасываемой желудочками крови за период одной систолы, выявлено, что у юношей всех групп он, наоборот, уменьшался от начала первого учебного года к его концу от 44,68±1,823-46,67±2,397 до 42,60±1,097-44,30±1,171 мл; Р>0,05). Показатели СОК на протяжении первой серии наблюдений у контрольных студентов несколько превышали таковые у сверстников III группы, что косвенно свидетельствует о состоянии повышенного напряжения деятельности ССС организма первых.

Оценка характера изменений состояния ССС показала, что ЧСС у исследуемой молодежи второго года обучения увеличивалась в возрастном аспекте от 75,30±0,97678,30±1,205 до 76,20±0,943-84,50±0,814 уд./мин, достигая максимума в период как зимней (январь), так и летней (июнь) экзаменационных сессий. Следует отметить, что в течение четвертого семестра студенты контрольной группы по изучаемому показателю достоверно превосходили ровесников III группы.

При анализе динамики ДП выявлено, что у юношей сравниваемых групп данный параметр возрастал от начала третьего, четвертого семестров (сентябрь, февраль) к их концу (январь, июнь) от 90,97±1,296-97,49±1,662 до 105,24±2,296-114,82±1,540 и от 93,28±2,200-106,65±1,573 до 102,79±1,168-110,86±1,179 у. е. Необходимо отметить тот факт, что во все сроки исследований значения ДП у второкурсников контрольной группы были значительно выше таковых у сокурсников III группы. Это опосредованно свидетельствует о более интенсивной работе сердечной мышцы у юношей I группы в условиях меньшего потребления кислорода миокардом.

Установлено, что ПД у исследуемой студенческой молодежи зигзагообразно повышалось по мере ее взросления (47,20±0,624-48,40±0,714 против 48,40±0,71449,60±1,100 мм рт. ст.) без достоверной разницы в межгрупповом аспекте.

Аналогичная закономерность обнаружена в динамике значений АДс, которые у юношей в течение второго года обучения волнообразно повышались от 120,80±0,374124,50±0,512 до 123,70±0,976-131,20±0,860 мм рт. ст. Причем максимальные его показатели у студентов сравниваемых групп выявлены в периоды как зимней, так и летней экзаменационных сессий. Следует отметить, что во все сроки исследований параметры второкурсников I группы значительно превосходили таковые ровесников III группы (Р<0,05-0,001).

Характер изменений АДд всецело соответствовал динамике АДс, который у исследуемых юношей волнообразно нарастал от начала к концу второго курса (72,40±0,74877,00±1,140 против 74,10±0,687-83,10±1,036 мм рт. ст.), достигая наивысших параметров в январе и июне (зимняя и летняя экзаменационные сессии).

Подобная же закономерность выявлена в характере колебаний значений СДД.

Анализ динамики параметров объема крови показал, что значения МОК у второкурсников зигзагообразно уменьшались от начала третьего к концу четвертого семестров (3359,28±83,817-3415,80±89,947 против 3334,21±104,004-3293,88±103,810 мл).

Характер изменений СОК у изучаемых студентов в целом соответствовал динамике МОК. Во все сроки исследований различия в показателях МОК и СОК были недостоверными.

Резюме. Физиологически обоснована биологическая эффективность комплексного применения студентам-юношам младших курсов биогенного соединения «Селенес+» с дополнительными физическими упражнениями, выразившегося положительными изменениями гематологического и биохимического профилей, а также параметров сердечнососудистой системы организма.

Установлено, что в моделируемых условиях исследований показатели студенческой молодежи III группы («Селенес+» + комплекс тренировочных занятий) в конце первого и второго курсов превосходили контрольные значения по массе тела, количеству эритроцитов, уровню гемоглобина в крови, концентрации селена и активности антиокси-дантной системы в ее сыворотке.

В течение теоретического обучения и экзаменационных сессий студенты III группы находились в состоянии менее выраженного напряжения сердечно-сосудистой системы, обусловленного оптимизацией соотношения реакций свободнорадикального окисления и активности антиоксидантной системы организма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтынова, Н. В. Физиологическая адаптация студенток младших курсов к учебным нагрузкам в вузе / Н. В. Алтынова, Н. И. Анисимов, А. А. Шуканов // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. -2010. - № 1 (65). - С. 8-12.

2. Быков, Е. В. Сравнительная оценка функционального состояния кардиореспираторной системы детей с различным уровнем двигательной активности / Е. В. Быков, М. Н. Прокопьева // Материалы VI Российского научного форума «РеаСпоМед». - М., 2006. - С. 23-24.

3. Ванюшин, Ю. С. Влияние типов адаптации кардиореспираторной системы на физическую работоспособность спортсменов / Ю. С. Ванюшин, Р. Р. Хайруллин // Физиологические механизмы адаптации растущего организма : материалы IX Всероссийской научно-теоретической конференции. - Казань, 2008. - С. 26-27.

4. Гребнева, Н. Н. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири / Н. Н. Гребнева, Г. Кривощеков, А. Б. Загайнова. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос-университета, 2001. - 108 с.

5. Лучницкая, Е. С. Функциональные особенности гемодинамики подростков в условиях различной двигательной активности : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / Е. С. Лучницкая. - Ярославль, 2007. -19 с.

6. Ситдиков, Ф. Г. Функциональное состояние симпато-адреналовой системы и особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у младших школьников / Ф. Г. Ситдиков, М. В. Шайхелисламова, А. А. Ситдикова // Физиология человека. - М. : Наука, 2006. - № 6. Т. 32. - С. 22-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.