УДК 612-057.875
МИКРОЭЛЕМЕНТНАЯ КОРРЕКЦИЯ АНТРОПОМЕТРИИ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
MICROELEMENT CORRECTION OF ANTHROPOMETRY AND CARDIOVASCULAR SYSTEM OF FIRST-YEAR AND SECOND-YEAR STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY
А. В. Панихина, И. Ю. Пахомова, Н. М. Ремизова А. V. Paniknina, I. Y. Pakhomova, N. M. Remizova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Экспериментально доказано стабилизирующее влияние биопрепарата «Селе-нес+» на показатели антропометрии и состояние сердечно-сосудистой системы студентов младших курсов технического вуза при адаптации к условиям обучения в вузе.
Abstract. It is experimentally substantiated that the biological preparation «Selenes+» influences the anthropometry parameters and the state of cardiovascular system of first-year and second-year students of technical universities in a stabilizing way in terms of their adaptation to studying at an institute of higher education.
Ключевые слова: студенты младших курсов, биопрепарат «Селенес+», антропометрия, сердечно-сосудистая система, адаптация.
Keywords: first-year and second-year students, biological preparation «Selenes+», anthropometry, cardiovascular system, adaptation.
Актуальность исследуемой проблемы. Известно, что адаптация студентов младших курсов к комплексу факторов, специфичных для высшего образования, представляет собой сложный многоуровневый морфофизиологический процесс, который сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных механизмов организма [1]. Особенно большую нагрузку испытывают на себе студенты технических специальностей. Поэтому физиологическая эффективность адаптации организма к условиям обучения в вузе во многом зависит от полноценности пищевого рациона студентов, насыщенности его макро- и микроэлементами.
На территории Чувашской Республики выделяют 7 экологических районов, почва и вода которых отличаются по микроэлементному составу. При этом вся территория Чувашии относится к району с дефицитом такого важного микроэлемента, как селен. Положение усугубляется одновременной недостаточностью йода. Установлено, что селен оказывает непосредственное влияние на синтез и функциональную активность тиреоидных гормонов, входя в состав йодтиронин-5-дейодиназы. Дефицитное поступление в орга-
низм селена вызывает нарушение обмена веществ, в том числе липидного метаболизма, снижение иммунитета и нарушение функционирования щитовидной железы, а также угнетение организма в целом на почве расстройств как в скелетных мышцах, так и миокарде [2], [3], [4].
В связи с вышеизложенным целью работы является изучение динамики антропометрических параметров и сердечно-сосудистой системы студентов младших курсов вуза для обоснования микроэлементной коррекции адаптогенеза организма к условиям обучения в высшей школе.
Материал и методика исследований. Проведены две серии экспериментов и лабораторных исследований в течение I, II, III, IV учебных семестров (1-2 курсы) с привлечением 30 студентов-юношей в возрасте 17-20 лет факультета «Автомобили и автомобильное хозяйство» Чебоксарского политехнического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет им. В. С. Черномырдина», разделенных на три группы по 10 человек в каждой. По результатам медицинского осмотра в МУЗ «Городская больница № 2» г. Чебоксары и индивидуального опроса все юноши были зачислены в основную медицинскую группу.
В обеих сериях опытов у студентов сравниваемых групп в начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий I-IV учебных семестров проводили оценку динамики соматометрических параметров, а также состояния сердечно-сосудистой системы (ССС). Студентам за один месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) назначали плацебо (II группа) и биопрепарат «Селенес+» (III группа) согласно рекомендациям Министерства здравоохранения и социального развития РФ перорально по 1 драже ежедневно. Студенты I группы препаратов не получали (контроль).
Для описания состояния антропометрии и сердечно-сосудистой системы (ССС) использовали следующие методы исследований: определение роста, массы тела, индекса Кетле (ИК); определение частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (АДс) и диастолического (АДц) артериального давления, систолического (СОК) и минутного (МОК) объемов кровообращения, пульсового давления (ПД), среднединамического давления (СДД), двойного произведения (ДП), индекса функциональных изменений (ИФИ), коэффициента выносливости (КВ).
Полученные в ходе исследований данные подвергали статистической обработке. Для сравнения значений переменных использовали U-критерий Манна-Уитни. Статистически значимыми считали различия при р<0,05.
Результаты исследований и их обсуждение. Установлено, что в первой серии экспериментов рост исследуемых студентов постепенно увеличивался по мере их взросления от 173,10±4,33-174,30±2,76 до 173,67±4,33-175,06±2,78 см без достоверной разницы в межгрупповом сопоставлении.
Масса тела у студентов сравниваемых групп волнообразно колебалась на протяжении 1 курса с тенденцией к увеличению в возрастном аспекте. Так, у юношей контрольной группы данный показатель в начале (сентябрь) и в конце (июнь) учебного года менялся в диапазоне 64,75±5,14-65,16±5,03 кг; в условиях применения плацебо -66,05±5,67-66,16±5,86 кг, биопрепарата «Селенес+» - 65,90±4,15-65,99±4,23 кг соответственно (P>0,05).
Индекс Кетле (ИК), характеризующий физиологическую избыточность или недостаточность массы тела, у исследуемых студентов по мере их взросления варьировался от 21,53±1,15-21,71±1,37 до 21,49±1,10-21,52±1,40 у. е., находясь в пределах колебаний физиологической нормы для данной возрастной категории (Р>0,05). Межгрупповые различия в данном показателе были недостоверны.
При оценке состояния ССС выявлено, что ЧСС у исследуемых юношей волнообразно повышалась в возрастном аспекте от 70,40±3,689-73,40±4,941 до 77,10±2,36182,10±4,803 уд./мин (Р>0,05). Мы считаем, что увеличение ЧСС свидетельствует о мобилизации функции кровообращения и, как следствие, указывает на определенное напряжение механизмов адаптации.
Изучение динамики значений ДП, характеризующего уровень потребления кислорода миокардом, показало, что у исследуемых первокурсников эти показатели повышались от начала к концу учебного года (74,85±4,24-80,96±5,18 против 96,46±4,33107,32±7,92 у. е.) без достоверной разницы в межгрупповом сравнении. Причем значения ДП у исследуемых студентов были максимальными в течение как зимней, так и летней экзаменационных сессий.
Аналогичная закономерность выявлена в характере изменений ПД, которое у юношей сравниваемых групп волнообразно повышалось по мере их взросления от 38,0±3,9141,8±2,88 до 46,5±3,36-52,5±3,92 мм рт. ст. При этом максимальные значения ПД у исследуемых студентов отмечены в периоды обеих экзаменационных сессий 1 курса (Р>0,05).
Показатели АДс студенческой молодежи всех групп зигзагообразно повышались в возрастном аспекте (107,00±6,727-110,80±4,521 против 124,50±4,535-130,50±4,250 мм рт. ст.), имея максимальные значения в ходе зимней и летней экзаменационных сессий. Разница между показателями студентов всех групп была недостоверной.
Динамика параметров АД всецело соответствовала характеру изменений таковых АД.
Показатели СДД у изучаемых студентов повышались от начала обоих семестров (сентябрь, февраль) к их завершению (январь, июнь) от 81,00±4,890-82,93±3,625 до 94,83±3,106-99,17±2,589 и от 85,33±3,114-85,53±3,042 до 92,13±1,893-95,50±2,299 мм рт. ст. соответственно (Р>0,05).
При анализе динамики значений СОК, характеризующих количество выбрасываемой желудочками крови за период одной систолы, выявлено, что у исследуемых они нелинейно менялись от начала к концу первого учебного года (68,34±2,655-70,24±2,574 против 66,83±1,949-69,77±2,398 мл; Р>0,05). Следует отметить, что показатели СОК у студентов контрольной группы на протяжении первой серии наблюдений были выше таковых у их сверстников III группы, что, по нашему мнению, свидетельствует о состоянии повышенного напряжения деятельности ССС организма первых.
Оценка динамики МОК, характеризующего выбрасываемое сердцем в аорту или легочную артерию общее количество крови в течение 1 мин, показала, что у изучаемых первокурсников он волнообразно увеличивался по мере взросления (4912,26±401,4665166,40±411,454 против 5281,34±368,452-5727,98±387,797 мл) без достоверного различия в межгрупповом аспекте.
Установлено, что ИФИ, отражающий адаптационные возможности организма, у исследуемых юношей увеличивался от начала первого курса к его концу (1,81±0,1271,90±0,102 против 2,20±0,080-2,36±0,108 у. е.). При этом максимальные значения ИФИ отмечены во время зимней и летней экзаменационных сессий (2,37±0,159-2,54±0,130 и 2,20±0,080-2,36±0,108 у. е. соответственно).
Исследование характера изменений КВ, выражающего ослабление или усиление возможностей ССС, показало, что у первокурсников его значения в целом соответствовали динамике ИФИ (Р>0,05).
Итак, на основании полученных результатов в первой серии экспериментов следует резюмировать, что в течение и теоретического обучения, и экзаменационных сессий студенты III группы, принимавшие биогенное соединение «Селенес+», находились в состоянии менее выраженного напряжения деятельности ССС, обусловленном микроэлементной коррекцией липидного обмена и, как следствие, оптимизацией биоравновесия между реакциями свободнорадикальной оксидации и активности антиоксидантной защиты организма.
Во второй серии экспериментов выявлено, что у студентов сравниваемых групп рост и масса тела увеличивались от 173,97±4,330-175,23±2,791 до 174,39±4,231175,43±2,695 см и от 65,85±5,368-66,72±6,184 до 67,13±5,222-68,44±6,356 кг соответственно (Р>0,05).
Установлено, что у изучаемых второкурсников ИК неравномерно повышался от начала экспериментов к их концу (21,49±0,784-21,66±1,527-21,98±1,063-22,12±1,604 у. е.) без достоверного различия в межгрупповом сопоставлении. При этом значения ИК находились в пределах физиологической нормы для данной возрастной группы.
Анализ динамики ЧСС показал, что у исследуемых юношей 2 курса она постепенно увеличивалась в возрастном аспекте от 76,60±5,325-75,20±6,147 до 76,50±1,84782,30±3,834 уд./мин (Р>0,05). Причем в ходе как зимней (январь), так и летней (июнь) экзаменационных сессий у студентов всех групп имели место признаки тахикардии, что свидетельствует о напряженной деятельности ССС организма.
Значения ПД колебались в течение 2 курса, имея тенденцию к увеличению в периоды сессий.
Аналогичная закономерность обнаружена в динамике значений АДс, которые у студентов анализируемых групп с возрастом менялись от 120,60±4,314-125,40±3,444 до 121,70±1,566-127,00±1,643 мм рт. ст. (Р>0,05).
Характер изменений параметров АД в целом соответствовал динамике значений АДс. Следует отметить, что у исследуемых юношей значения АД были максимальными в периоды зимней и летней сессий, что косвенно говорит о склонности мелких кровеносных сосудов организма к системному спазму в условиях экзаменационного стресса.
Исследования показали, что у наблюдаемой студенческой молодежи значения СОК в начале III (сентябрь) и в конце IV (июнь) учебных семестров лежали в диапазонах 63,82±3,081-67,81±2,463 и 65,77±1,733-70,10±1,738 мл соответственно.
Параметры МОК студентов изучаемых групп волнообразно увеличивались по мере их взросления от 4757,61±330,623-5202,56±432,134 до 5356,04±131,132-5536,86±335,022 мл (Р>0,05).
Выявлено, что во все сроки исследований у второкурсников контрольной группы значения ДП были выше таковых у сверстников III группы, применявших биопрепарат «Селе-нес+». Этот факт опосредованно свидетельствует о более интенсивной работе сердечной мышцы у контрольных юношей в условиях меньшего потребления кислорода миокардом.
Установлено, что значения СДД у исследуемых второкурсников в сравниваемых группах волнообразно увеличивались в возрастном аспекте от 91,43±5,022-93,33±2,721 до 89,30±1,861-95,33±1,839 мм рт. ст. и были максимальными в период зимней экзаменационной сессии. Так, в январе студенты I группы превосходили по изучаемому показателю ССС ровесников III группы на 3,5 %, а в июне - на 6,8 % (Р<0,05).
При оценке динамики ИФИ выявлено, что у второкурсников сопоставляемых групп он волнообразно повышался в ходе исследований (2,14±0,141-2,23±0,090 против 2,16±0,060-2,34±0,052 у. е.) и находился в пределах колебаний физиологической нормы, что, по нашему мнению, отражает состояние удовлетворительной адаптации организма к режиму обучения в высшей школе.
КВ у исследуемых юношей зигзагообразно менялся в течение 2 курса от 1,61±0,135-1,88±0,245 до 1,58±0,072-1,73±0,139 у. е. (Р>0,05).
Резюме. В условиях микроэлементной коррекции морфофизиологического состояния студентов экспериментально доказано стабилизирующее влияние селеноорганического биопрепарата «Селенес+» на состояние антропометрии и сердечно-сосудистой системы студентов младших курсов технического вуза в период адаптации к условиям обучения в вузе. Средние значения по изучаемым антропометрическим показателям и состоянию ССС между студентами I (контроль) и III («Селенес+») групп занимали сверстники II (плацебо) группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А. А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам здоровья студенческой молодежи / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. - 2000. - № 5. - С. 5-12.
2. Гмошинский, И. В. Селен в питании человека / И. В. Гмошинский // Приложение № 14 к Российскому журналу гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии «Материалы XVI сессии Академической школы-семинара имени А. М. Уголева “Современные проблемы физиологии и патологии пищеварения”». -2001. - Т. XI. - № 4. - С. 121-127.
3. Голубкина, Н. А. Характеристика пищевой цепи переноса селена в условиях Чувашии / Н. А. Голубкина, Д. В. Широков // Микроэлементы в медицине. - 2003. - Т. 4. - № 2. - С. 11-15.
4. Тарасова, Л. В. Селен, марганец и цинк в сыворотке крови больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки / Л. В. Тарасова, Е. А. Хохлова, Т. Е. Степашина // Казанский медицинский журнал. -2010. - Т. 91. - № 3. - С. 366-371.