Научная статья на тему 'Коррекция физиологического статуса студенток 1-2 курсов биогенным соединением «Селенес+»∗'

Коррекция физиологического статуса студенток 1-2 курсов биогенным соединением «Селенес+»∗ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
3502
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / "СЕЛЕНЕС+" / АДАПТАЦИЯ / СТРЕСС / МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Панихина Анна Витальевна, Алтынова Надежда Витальевна, Шуканов Александр Андреевич

Прием студентками младших курсов биопрепарата «Селенес+» сопровождается корригированием морфофизиологического статуса организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Панихина Анна Витальевна, Алтынова Надежда Витальевна, Шуканов Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция физиологического статуса студенток 1-2 курсов биогенным соединением «Селенес+»∗»

УДК 612.017.2:378

КОРРЕКЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОК 1-2 КУРСОВ БИОГЕННЫМ СОЕДИНЕНИЕМ «СЕЛЕНЕС+»*

CORRECTION OF THE PHYSIOLOGICAL STATUS OF THE FIRST AND SECOND-YEAR FEMALE STUDENTS WITH THE HELP OF BIOGENOUS MIXTURE «SELENES+»

А. В. Панихина, Н. В. Алтынова, А. А. Шуканов A. V. Panikhina, N. V. Altynova, A. A. Shukanov

ГОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Прием студентками младших курсов биопрепарата «Селенес+» сопровождается корригированием морфофизиологического статуса организма.

Abstract. Taking Biologic product «Selenes +» by the first and second-year female students contributes to the correlation of the morphophysiological status of their constitution.

Ключевые слова: студентки, «Селенес+», адаптация, стресс, морфофизиологическое состояние.

Keywords: female students, «Selenes+», adaptation, stress, morphophysiological condition.

Актуальность исследуемой проблемы. Наблюдаемое в последние годы повышение уровня заболеваемости студенческой молодежи, особенно младших курсов обучения, приобретает выраженную социальную значимость. Поэтому сохранение и укрепление здоровья граждан, в том числе учащейся молодежи, является одной из приоритетных задач российского государства [4], [5], [6].

Роль селена в организме человека многообразна. Наиболее существенны его функции в качестве антиокислительного и антистрессового факторов. Они осуществляются путем снижения избыточного количества свободных радикалов и стимуляции иммунных процессов организма. Поэтому поиск новых иммунокорригирующих селеносодержащих препаратов является актуальной проблемой современной биологии и биотехнологии [1], [2], [3].

В этой связи целью нашей работы явилось изучение особенностей физиологического состояния организма студенток младших курсов биопрепаратом «Селенес+».

Материал и методика исследований. Проведены две серии экспериментов и лабораторных исследований с участием 30 студенток основной медицинской группы в возрасте 17-20 лет (по 10 чел. в каждой группе) факультета естествознания и дизайна среды ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» в течение 1, 2, 3, 4 учебных семестров (1-2 курсы). Студенткам первого и второго курсов обучения за 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) назначали

* Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ, проект № 09-06-22606 а/В.

плацебо (II группа) и «Селенес+» (III группа) согласно рекомендациям Минздравсоцраз-вития РФ перорально по 1 драже ежедневно. Ровесницы I группы плацебо и «Селенес+» не принимали (контроль).

В обеих сериях экспериментов у студенток сравниваемых групп оценивали уровень физического развития (состояние здоровья). Для этого в начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий НУ учебных семестров проводили оценку показателей антропометрии, биохимической картины крови и сердечно-сосудистой системы (ССС) с применением клинико-физиологических, биохимических и математических методов исследований.

Результаты исследований и их обсуждение. В ходе первой серии экспериментов установлено, что рост у исследуемых студенток увеличивался по мере их взросления от 162,52±2,78-164,14±1,33 до 163,83±2,84-164,93±1,33 см без достоверной разницы в меж-групповом разрезе.

Характер изменений массы тела у первокурсниц сравниваемых групп в целом соответствовал динамике их ростовых показателей, к концу первого года обучения масса тела составила 51,33±1,29-52,53± 1,18 кг (Р>0,05).

Значения индекса Кетле (ИК), характеризующего физиологическую избыточность или недостаточность массы тела, находились в пределах колебаний физиологической нормы (18,85±0,62-19,84±0,68 у. е.) в соответствии с возрастом исследуемых студенток (17-20 лет). Причем минимальные значения изучаемого индекса имели студентки I (контрольной) группы, максимальные - ровесницы III группы в условиях применения «Селенес+» (Р>0,05) .

сентябрь декабрь январь февраль май июнь Периоды учебных семестров

Рік. 1. Динамики кониенінімиїии селена с сыео/юшке кроси и ера ом рении

Выявлено, что концентрация селена в сыворотке крови студенток-первокурсниц I, II и III групп (рис. 1) в начале теоретического обучения (сентябрь) составила соответственно 65,90±9,232; 62,30±4,775 и 64,90±8,008 мкг/л. В течение как зимней (январь), так и летней (июнь) экзаменационных сессий у учащейся молодежи III группы она была достоверно выше по сравнению с таковой у их ровесниц I и II групп, что напрямую связано с применением селеносодержащего биогенного соединения «Селенес+».

Если активность перекисного окисления липидов (ПОЛ) у студенток контрольной группы повышалась от начала теоретического обучения (сентябрь, февраль) к периодам экзаменационных сессий (январь, июнь) соответственно от 4,46±0,355-4,51±0,188 до 4,60±0,281-4,62±0,243 тУ, то у их сверстниц II и III групп, наоборот, она медленно сни-

жалась (4,13±0,170-4,64±0,404 против 3,81±0,235-4,32±0,178 тУ). Причем в июне активность ПОЛ в сыворотке крови первокурсниц III группы, применявших «Селенес+», была ниже, чем у ровесниц I и II групп на 17,3 и 11,6 % соответственно (Р<0,05).

Иная закономерность обнаружена в характере изменений активности антиокси-дантной системы (АОС): у студенток III группы в январе, феврале и июне она была достоверно выше значений девушек контрольной и II групп.

Оценка характера колебаний состояния ССС показала, что частота сердечных сокращений (ЧСС) у исследуемых первокурсниц волнообразно менялась в возрастном аспекте от 81,50±0,680-84,40±4,039 до 77,60±2,193-84,90±5,207 уд/мин (Р>0,05).

Аналогичная закономерность выявлена в динамике значений пульсового давления (ПД): эти значения у девушек сравниваемых групп в течение первого и второго учебных семестров волнообразно колебались от 39,70±3,225 до 50,80±2,764 мм рт. ст. Причем максимальные значения ПД имели место в периоды как зимней, так и летней экзаменационных сессий.

Отмечено, что показатели систолического артериального давления (САД) у учащейся молодежи сравниваемых групп имели тенденцию роста от начала экспериментов (сентябрь) к их концу (июнь) от 115,70±4,555-118,10±5,707 до 118,00±4,410-122,50±2,028 мм рт. ст., и различие в них было незначительным (Р>0,05).

Характер колебаний значений диастолического артериального давления (ДАД) всецело соответствовал динамике таковых САД. При этом у исследуемых студенток относительно высокие параметры ДАД наблюдались в начале теоретического обучения и первого (сентябрь), и второго (февраль) учебных семестров, а также в периоды обеих экзаменационных сессий (январь, июнь).

При анализе динамики значений систолического объема крови (СОК), характеризующих количество выбрасываемой желудочками крови за период одной систолы, выявлено, что у исследуемой студенческой молодежи они уменьшались от начала к концу первого учебного года (21,35±4,363-25,57±3,046 против 21,07±2,653-23,46±3,567 мл; Р>0,05). Следует отметить, что показатели СОК у студенток контрольной группы на протяжении первой серии наблюдений были выше значений их сверстниц III группы, что свидетельствует о состоянии повышенного напряжения деятельности ССС организма первых.

При оценке характера колебаний объемной скорости кровотока в сосудистой системе большого круга кровообращения установлено, что динамика значений минутного объема крови (МОК) в основном соответствовала таковой параметров СОК. Так, у исследуемых первокурсниц значения МОК снижались в возрастном аспекте от 1727,63±330,074-2085,84±250,749 до 1656,59±288,463-1874,51±233,890 мл (Р>0,05).

Анализ характера изменений значений двойного произведения (ДП) у исследуемых студенток показал, что на протяжении первого-второго учебных семестров они были ниже у девушек III группы в условиях использования биопрепарата «Селенес+» (77,45±6,621-105,89±6,160 у. е.) по отношению к контрольным параметрам (81,92±5,916122,37±5,419 у. е.), что косвенно свидетельствует об уровне меньшего потребления кислорода миокардом.

Аналогичная закономерность имела место в динамике значений СДД (показатель согласованности регуляции сердечного выброса и периферического сопротивления): значения данного параметра также в течение наблюдений были ниже у студенческой молодежи III группы.

При оценке динамики значений вегетативного индекса Кердо (ВИК), характеризующего исходный вегетативный тонус организма, установлено, что на начальном этапе обучения в вузе (сентябрь) исследуемые студентки были отнесены преимущественно к группе эйтоников (I группа - 70 %, II - 80 %, III группа - 70 %). Необходимо отметить, что в течение зимней экзаменационной сессии (январь) число девушек с положительными значениями ВИК во всех группах резко возросло, что свидетельствует о повышении активности симпатического отдела вегетативной нервной системы (симпатикотоники 60-80 %). В дальнейшем к началу летней экзаменационной сессии (июнь) у подавляющего большинства студенток сравниваемых групп значения ВИК равнялись 0 (эйтоники 50-90 %).

Расчет индекса функциональных изменений (ИФИ), выражающего адаптивные возможности организма, показал, что у наблюдаемой учащейся молодежи в течение первого и второго учебных семестров он был менее 3,50 у. е., что подтверждает отсутствие срыва адаптации.

При анализе динамики значений коэффициента выносливости (КВ) у первокурсниц выявлена тенденция волнообразного их снижения от начала учебного года к его завершению (1,85±0,173-2,11±0,232 против 1,66±0,137-2,07±0,143 у. е.; Р>0,05).

В течение второго года обучения (вторая серия исследований) у студенток сравниваемых групп рост и масса тела увеличивались от 164,26±2,917-165,57±1,596 до 166,01±3,726-166,48±2,980 см и от 50,82±2,365-53,47±1,838 до 52,35±2,424-55,02±2,728 кг соответственно (Р>0,05).

Установлено, что ИК у изучаемых второкурсниц волнообразно повышался от начала экспериментов к их концу (18,83±0,704-19,26±0,920 - 19,03±0,861-19,99±1,095 у. е.) без достоверного различия в межгрупповом сопоставлении. Причем минимальные значения данного индекса наблюдались в периоды зимней и летней экзаменационных сессий.

Выявлено, что концентрация селена в сыворотке крови наблюдаемых девушек (рис. 2) колебалась в диапазоне 60,50±3,868-66,20±4,392 - 61,60±4,874-107,90±5,816 мкг/л. Причем во все сроки исследований студентки III группы, принимавшие «Селе-нес+», превосходили своих сверстниц I группы (контроль) на 9,4-75,2 % (Р<0,05-0,001).

Если активность ПОЛ у второкурсниц контрольной группы волнообразно повышалась по мере их взросления от 3,98±0,403 до 4,40±0,164 тУ, то у их ровесниц II и III групп она неуклонно усиливалась от сентября (2,86±0,241-3,64±0,269 тУ) до января (3,79±0,203-4,27±0,120) с тенденцией дальнейшего ослабления к июню (3,03±0,3153,56±0,251 тУ). При этом активность ПОЛ контрольных девушек в сентябре (начало теоретического обучения), январе и июне (зимняя и летняя экзаменационные сессии) была достоверно выше, чем у сверстниц III группы (Р<0,05-0,01).

Противоположная закономерность выявлена в динамике активности АОС, которая у наблюдаемых девушек зигзагообразно повышалась по мере их взросления от 1,27±0,081-1,38±0,103 до 1,39±0,091-1,57±0,123 тУ/с. Во все сроки исследований, за исключением сентября, активность АОС в сыворотке крови студенток III группы была выше контрольных значений на 4,3-12,9 % (Р>0,05).

Анализ динамики значений ЧСС показал, что у исследуемых второкурсниц они волнообразно увеличивались в возрастном аспекте от 75,20±5,467-77,40±3,662 до 81,30±6,783-90,00±3,873 уд/мин (Р>0,05).

с;

й

■г»

■У1

5

В

£

XI

3

О

^3

Причем в ходе как зимней (январь), так и летней (июнь) экзаменационных сессий у студенток всех групп имели место признаки тахикардии, свидетельствующие о напряженной деятельности ССС организма.

Характер колебаний ПД в целом соответствовал динамике ЧСС. При этом значения ПД у контрольных второкурсниц в январе и июне превалировали таковые у их ровесниц III группы на 15,0 и 5,0 % соответственно без достоверной разницы в межгрупповом разрезе.

Аналогичная закономерность обнаружена в динамике значений САД: у студенток анализируемых групп в течение второго года обучения эти значения повышались от 103,00±4,544-108,50±2,401 до 106,90±7,815-117,00±3,178 мм рт. ст. (Р>0,05).

Характер изменений параметров ДАД всецело соответствовал динамике таковых САД. Следует отметить, что у исследуемых девушек значения ДАД были максимальными в периоды и зимней, и летней экзаменационных сессий, это свидетельствует о склонности мелких кровеносных сосудов к системному спазму во взаимосвязи с гиподинамией.

Выявлено, что у наблюдаемой студенческой молодежи значения СОК волнообразно уменьшались от начала третьего к концу четвертого учебных семестров (20,50±5,03123,67±1,930 против 18,56±1,572-22,02±3,291 мл).

Иная закономерность установлена в динамике показателей МОК. Если у студенток контрольной группы значения МОК зигзагообразно увеличивались по мере их взросления от 1774,44±129,548 до 18043,17±252,280, то у их ровесниц III группы, наоборот, они снижались (1790,74±223,224 против 1738,76±200,421 мл). При этом у контрольных девушек параметры МОК в январе и июне были выше значений у их сверстниц III группы соответственно на 15,7 и 4,0 % (Р>0,05).

Подобная же закономерность выявлена в характере колебаний ДП. Необходимо подчеркнуть, что во все сроки исследований у второкурсниц контрольной группы значения ДП были выше таковых у сверстниц III группы, принимавших биопрепарат «Селе-нес+». Этот факт опосредованно свидетельствует о более интенсивной работе сердечной мышцы у контрольных девушек в условиях меньшего потребления кислорода миокардом.

Установлено, что значения среднединамического давления (СДД) у исследуемых второкурсниц волнообразно увеличивались в возрастном аспекте от 77,87±2,45383,17±3,462 до 80,50±5,510-89,27±1,987 мм рт. ст. и были максимальными в период зимней экзаменационной сессии. Так, в январе студентки I группы превосходили по изучаемому показателю ССС ровесниц III группы на 5,6 % (Р<0,05).

сентябрь декабрь январь февраль май Периоды учебных семестров

□ I группа

□ II группа

□ III групп

Рис. І.Дпшілчікн конш'нпцнтнн селение сыворотке кроенешороку{кнни

Анализ динамики ВИК у контрольных девушек показал, что если в сентябре, декабре, июне среди них число эйтоников и симпатикотоников было равным (по 50 %), то в январе, феврале, мае симпатикотоники преобладали над эйтониками (70 против 30 %).

Иная закономерность имела место у студенток III группы. Так, в сентябре, декабре, феврале среди них эйтоники (60-80 %) преобладали над симпатикотониками (20-40 %), а в мае, напротив, симпатикотоники - над эйтониками (60 против 40 %). В периоды как зимней (январь), так и летней (июнь) экзаменационных сессий соотношение между ними было равнозначным (по 50 %).

Оценка динамики значений ИФИ показала, что во все сроки исследований у студенческой молодежи I и II групп они были более высокими, особенно в периоды обеих экзаменационных сессий (состояние стресс-чувствительности организма), а у их ровесниц III группы - относительно низкими (состояние повышенной стресс-резистентности), обусловленными приемом биогенного соединения «Селенес+».

Иная закономерность выявлена в динамике значений КВ: у исследуемых студенток в течение второго года обучения эти значения были, напротив, меньшими в контрольной группе (2,04±0,149-2,20±0,188) и большими в III группе (2,08±0,255-2,32±0,573 у. е.).

Средние значения по изучаемым антропометрическим показателям, биохимическому профилю крови, состоянию ССС между второкурсницами контрольной и III групп занимали сверстницы II группы, применявшие плацебо.

Резюме. Научно обоснована эффективность коррекции роста, развития, биохимического профиля крови, становления и развития сердечно-сосудистой системы у студенток младших курсов биогенным соединением «Селенес+». При этом экспериментально доказано, что студентки III группы, принимавшие «Селенес+», превосходили контрольных ровесниц к концу IV учебного семестра по росту, массе тела, индексу Кетле на 0,54,9 % (Р>0,05), концентрации 8е, активности антиоксидантной системы - на 12,9-75,2 % (Р<0,01-0,001), а по активности перекисного окисления липидов в сыворотке крови, наоборот, уступали на 19,0 % (Р<0,05).

Средние значения по исследованным параметрам антропометрии, биохимической картины крови, гемодинамической и ССС между студентками I (контроль) и III («Селе-нес+») групп имели их ровесницы II (плацебо) группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтынова, Н. В. Коррекция физиологического состояния организма студенток младших курсов биопрепаратом «Селенес+» : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.03.01 / Н. В. Алтынова. - Чебоксары, 2010. - 17 с.

2. Боряев, Г. И. Теория и практика применения селеносодержащего препарата «Селенес» / Г. И. Боряев, Ю. В. Кравченко. - Пенза, 2008. - 64 с.

3. Голубкина, Н. А. Исследования роли лекарственных растений в формировании селенового статуса населения России : автореф. дис. ... д-ра биол. наук : 03.00.13 / Н. А. Голубкина. - М., 1999. - 47 с.

4. Зубков, С. М. Особенности адаптации организма студентов НП курсов подготовительной группы к стандартным и дифференцированным программам физической подготовки : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / С. М. Зубков. - Челябинск, 2008. - 23 с.

5. Штаборов, В. А. Соотношение общих и местных реакций иммунной защиты у жителей севера : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / В. А. Штаборов. - Архангельск, 2009. - 17 с.

6. Юсупов, Р. А. Эколого-физиологические обоснование методов и средств оптимизации качества жизни и охраны здоровья населения (по материалам Республики Татарстан) : автореф. дис. ... д-ра биол. наук : 03.00.13 / Р. А. Юсупов. - М., 2007. - 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.