Научная статья на тему 'Воздействие биопрепарата «Селенес+» в комплексе с дополнительными занятиями оздоровительной аэробикой на организм студенток младших курсов'

Воздействие биопрепарата «Селенес+» в комплексе с дополнительными занятиями оздоровительной аэробикой на организм студенток младших курсов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
174
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ МЛАДШИХ КУРСОВ / "СЕЛЕНЕС+" / СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ И РЕСПИРАТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анисимов Николай Иванович, Алтынова Надежда Витальевна, Шуканов Александр Андреевич, Кузьмина Наталья Александровна

Научно обоснована эффективность воздействия сочетанного применения иммунокорректора и дополнительного комплекса физических упражнений на организм студенток 1-2 курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анисимов Николай Иванович, Алтынова Надежда Витальевна, Шуканов Александр Андреевич, Кузьмина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воздействие биопрепарата «Селенес+» в комплексе с дополнительными занятиями оздоровительной аэробикой на организм студенток младших курсов»

УДК 612.063

ВОЗДЕЙСТВИЕ БИОПРЕПАРАТА «СЕЛЕНЕС+» В КОМПЛЕКСЕ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТОК МЛАДШИХ КУРСОВ

THE COMBINED EFFECT OF THE BIOLOGICAL MEDICINE «SELENES+» AND HEALTH-IMPROVING AEROBICS ON THE ORGANISM OF FEMALE STUDENTS

Н. И. Анисимов1, Н. В. Алтынова2, А. А. Шуканов1, Н. А. Кузьмина1

N. I. Anisimov1, N. V. Altynova2, A. A. Shukanov1, N. A. Kuzmina1

1ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары,

2 Чебоксарский политехнический институт (филиал)

ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет»

Аннотация. Научно обоснована эффективность воздействия сочетанного применения иммунокорректора и дополнительного комплекса физических упражнений на организм студенток 1-2 курсов.

Abstract. The effectiveness of the combined use of the immunocorrector and an additional complex of physical exercises on the organism of junior female students is scientifically proved in the article.

Ключевые слова: студентки младших курсов, «Селенес+», соматометрические и респираторные показатели.

Keywords: junior female students, «Selenes+», somatometrical and respiratory indicators.

Актуальность исследуемой проблемы. Студенческий возраст в онтогенетическом аспекте представляет собой период, когда заканчивается биологическое созревание человека и все морфофункциональные показатели достигают своих дефинитивных размеров. Поэтому качество здоровья в этот период служит контролем эффективности функционирования организма и позволяет упорядочить последовательную деятельность по оздоровлению подрастающего поколения [2], [3], [5].

В ракурсе современных психофизиологических и социологических исследований между правильно организованной физической деятельностью студента и его умственной нагрузкой существует тесная связь, обеспечивающая поддержание высокого уровня здоровья, работоспособности и успеваемости [1], [4], [6].

В этой связи целью нашей работы явилось изучение особенностей адаптации студенток младших курсов к условиям обучения в вузе с учетом использования биопрепарата и дополнительного комплекса физических упражнений.

Материал и методика исследований. Проведены две серии экспериментов и лабораторных исследований с участием 60 студенток в возрасте 17-20 лет ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» в течение первого-четвертого учебных семестров (1-2 курсы).

По данным медицинского осмотра в МУЗ «Городская больница № 2» г. Чебоксары и индивидуального опроса исследуемые студентки были зачислены в основную медицинскую группу.

В обеих сериях экспериментов у студенток сравниваемых групп оценивали уровень физического развития (состояние здоровья). Для этого в начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий первого-четвертого учебных семестров проводили оценку сома-тометрических (рост, масса тела, индекс Кетле (ИК), весо-ростовой индекс (ВРИ), окружность грудной клетки (ОГК), жировой, костный, мышечный компоненты состава массы тела), физиометрических (силовой индекс ведущей кисти (СИ)) показателей и параметров дыхательной системы (жизненная емкость легких (ЖЕЛ), жизненный индекс (ЖИ)), а также определяли адаптационный потенциал (АП) сердечно-сосудистой системы учащейся молодежи. При этом девушки всех исследуемых групп занимались физической культурой в соответствии с программой для основной медицинской группы. Ровесницам

II и III групп за 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) назначали соответственно «Плацебо» и «Селенес+» согласно рекомендациям Минздравсоцразвития РФ перорально по 1 драже ежедневно в комплексе с дополнительными занятиями оздоровительной аэробикой.

Занятия проводились 2 раза в неделю по 90 минут и включали следующие физические упражнения:

1) разминка (8-10 мин);

2) танцевальная степ-аэробика (40 мин);

3) комплекс специальных упражнений, направленный на развитие физических качеств (30 мин);

4) комплекс восстановительных и дыхательных упражнений (10-12 мин).

Результаты исследований и их обсуждение. Характер изменений массы тела у

первокурсниц сравниваемых групп в целом соответствовал динамике их ростовых показателей, которая к концу 1 года обучения составила 51,33±1,29 - 52,53±1,18 кг (Р>0,05).

Значения индекса Кетле, характеризующего физиологическую избыточность или недостаточность массы тела, находились в пределах колебаний физиологической нормы (18,85±0,62 - 19,84±0,68 у.е.) в соответствии с возрастом исследуемых студенток (17-20 лет). Причем минимальные значения изучаемого индекса имели студентки I (контрольной) группы, максимальные - ровесницы III группы в условиях применения «Селенес+» и дополнительного комплекса физических упражнений (Р>0,05) .

Значения ВРИ у изучаемых первокурсниц от начала к концу учебного года волнообразно увеличивались от 319±9,6 - 333±6,8 до 337±4,3 - 348±8,0 г/см. Причем студентки

III группы в течение второго семестра достоверно превосходили по данному параметру сверстниц остальных групп.

Выяснено, что показатели ОГК у исследуемых также увеличивались в возрастном аспекте (80,0±1,1 - 84,8±2,9 против 82,8±0,4 - 86,4±1,4 см). Следует отметить, что значения данного параметра в течение 1 года обучения у контрольных студенток были достоверно ниже, чем у их ровесниц экспериментальных групп, на 3,9-5,0 %.

Состав массы тела - соотношение ее компонентов: жировой, мышечной и костной массы - является одним из важнейших показателей морфофизического развития и состояния организма. Так, у испытуемых абсолютная величина жирового компонента в связи с их взрослением медленно снижалась от 10,9±0,3 - 12,5±0,1 до 10,8±0,2 - 12,0±0,3 кг.

При этом в конце 1 года обучения его максимальное значение было отмечено у студенток

III («Селенес+» + дополнительный комплекс физических упражнений), а минимальное -

II («Плацебо» + дополнительный комплекс физических упражнений) групп (Р<0,05).

Характер изменений относительной величины жирового компонента всецело соответствовал динамике его абсолютной величины. Следует отметить, что у девушек опытных групп в условиях дополнительной двигательной активности происходило более выраженное снижение относительной величины жирового компонента в возрастном аспекте на фоне одновременного повышения массы тела.

Масса абсолютного мышечного компонента в течение 1 курса у изучаемых студенток постепенно нарастала от 19,6±0,3 - 21,6±0,2 до 20,2±0,2 - 23,1±0,1 кг. Причем студенческая молодежь III группы в конце первого семестра достоверно превосходила по данному параметру значения I и II групп на 1,6 и 2,9 кг, в конце второго семестра - на 2,0 и 2,0 кг соответственно.

Динамика относительной величины мышечного компонента всецело соответствовала его абсолютным показателям. Так, в конце второго семестра относительная величина мышечного компонента студенток III группы была выше, чем у ровесниц из контрольной группы, на 3,9 % (Р<0,05).

Иная закономерность обнаружена в динамике абсолютного костного компонента. Так, у изучаемой молодежи его значения в течение первого и второго учебных семестров практически не изменялись (8,4±0,1 - 8,6±0,2 кг). Необходимо отметить, что показатели относительной величины костного компонента у первокурсниц сравниваемых групп изменялись пропорционально динамике массы их тела.

Одним из показателей физического развития является сила мышц. Для установления мышечной силы используют определение силы мышц кисти по силовому индексу кисти. Выявлено, что значения СИ у студенческой молодежи наблюдаемых групп волнообразно возрастали от начала 1 курса к его концу (44,9±2,2 против 54,9±1,4 %). При этом значения данного показателя у девушек II группы значительно превышали таковые сверстниц I и III групп как в конце первого, так и в конце второго семестров (Р<0,05).

Важнейшим функциональным показателем физического развития является жизненная емкость легких. Так, показатели ЖЕЛ у изучаемых первокурсниц неизменно повышались от начала учебного года к его концу от 2720±60,4 - 2796±44,3 до 2792±69,0 -2995±54,1 мл. Причем максимальные значения респираторного показателя у всех групп исследуемых студенток были зафиксированы в мае.

Иная закономерность имела место в характере колебаний ЖИ. Если у студенток контрольной группы по мере взросления он волнообразно повышался от 52,6±1,3 до 53,1±1,6, то у сверстниц II и III групп медленно понижался от 51,8±1,0 - 54,1±1,5 до 51,1±1,1 - 53,3±1,7 мл/кг (Р>0,05).

Установлено, что АП, выражающий интегральный показатель адаптации организма студенток сравниваемых групп (рис. 1), снижался от начала первого к концу второго семестров (1,83±0,09 - 1,91±0,06 против 1,62±0,04 - 1,64±0,06 у. е.). Следует отметить факт превышения данного показателя у студенток II группы в конце 1 курса по отношению к контрольному параметру на 7,4 % (Р<0,05). В предэкзаменационный период второго семестра у всех девушек значения АП были достаточно высокими, что свидетельствовало о напряжении механизмов адаптации. При этом студентки в условиях сочетанного применения препарата «Селенес+» и дополнительного комплекса физических упражнений испытывали меньшее напряжение.

2,5

2 -

сентябрь декабрь январь февраль май июнь

Периоды учебных семестров

Рис. 1. Динамика значений АП у первокурсниц:

□ I; □ II; □ III групп

Итак, экспериментально доказано положительное влияние дополнительных занятий оздоровительной аэробикой на антропометрический, дыхательный профили и состояние общего физического развития студенток 1 курса, что сопровождается достаточно эффективной реализацией морфофизиологических механизмов адаптации организма в процессе обучения в высшей школе, особенно у студенческой молодежи, в условиях применения биопрепарата.

В течение 2 года обучения (вторая серия исследований) у студенток сравниваемых групп рост и масса тела увеличивались от 164,26±2,917 - 165,57±1,596 до 166,01±3,726 -166,48±2,980 см и от 50,82±2,365 - 53,47±1,838 до 52,35±2,424 - 55,02±2,728 кг соответственно (Р>0,05).

Установлено, что ИК у изучаемых второкурсниц волнообразно повышался от начала экспериментов к их концу (18,83±0,704 - 19,26±0,920 - 19,03±0,861 - 19,99± 1,095 у. е.) без достоверного различия в межгрупповом сопоставлении. Причем минимальные значения данного индекса наблюдались в периоды зимней и летней экзаменационных сессий.

Значения ВРИ у контрольных второкурсниц постепенно повышались в возрастном аспекте (337±6,4 против 341±5,6), у их ровесниц экспериментальных групп индекс практически не изменялся.

Установлено, что показатели ОГК медленно нарастали у девушек исследуемых групп (82,0±1,4 - 85,1±1,2 против 82,9±0,9 - 86,5±1,0 см). При этом значения ОГК второкурсниц II группы в обозначенные сроки наблюдений были выше контрольных значений на 3,5-4,3 % (Р<0,05). Ровесницы III группы в конце четвертого учебного семестра также достоверно превосходили сверстниц I группы.

Установлено, что студенческая молодежь III группы во второй серии опытов превосходила ровесниц II группы по значениям абсолютной величины жирового компонента на 1,0-0,9 и 2,2-2,7 кг (Р<0,05).

Характер изменений относительной величины жирового компонента соответствовал динамике его абсолютной величины.

Анализ динамики мышечной массы показал, что если значения абсолютного мышечного компонента у студенток III и I групп несколько увеличивались от начала к концу

2 курса (20,5±0,2 - 22,8±0,1 против 20,8±0,2 - 23,3±0,1), то у их ровесниц из II группы, напротив, снижались (от 20,8±0,7 до 20,6±0,1 кг). Причем девушки III группы по данному антропометрическому параметру превосходили сверстниц контрольной и II групп в конце теоретических обучений третьего и четвертого семестров на 2,3-2,5 и 2,0-2,7 кг соответственно (Р<0,05).

Характер изменений относительной величины мышечного компонента всецело соответствовал динамике его абсолютной величины.

Динамика показателей СИ в основном коррелировала с характером изменений параметров ОГК. Выявлено, что девушки контрольной группы уступали по изучаемому индексу ровесницам II и III групп в течение 2 курса соответственно на 11,4-23,3 % и 5,116,9 % (Р<0,05).

Иная закономерность обнаружена в динамике показателей ЖЕЛ, которая у изучаемых второкурсниц неизменно повышалась в возрастном аспекте от 2880±38,3 - 2940±41,2 до 3000±44,5 - 3250±37,2 мл. Кроме того, в сентябре, декабре, мае девушки, применявшие иммунокорректор в сочетании с дополнительным комплексом физических упражнений, достоверно превосходили по изучаемому параметру дыхательной системы сверстниц контрольной группы.

2,5

2 -

1,5

£

1 -

0,5 -

сентябрь декабрь январь февраль май июнь

Периоды учебных семестров

Рис. 2. Динамика значений АП у первокурсниц:

□ I; □ II; □ III групп

Установлено, что ЖИ у студенток всех групп волнообразно повышался от начала к концу 2 курса. При этом девушки контрольной группы в декабре, феврале и мае уступали сверстницам из II и III экспериментальных групп по исследуемому показателю на 5,6-12,7 и 4,9-5,9 % соответственно (Р<0,05).

0

У студенческой молодежи 2 курса значения АП (рис. 2) несколько снижались от начала теоретического обучения в третьем семестре к концу теоретического обучения в четвертом семестре (1,68±0,03 - 1,75±0,03 против 1,61±0,01 - 1,73±0,05 у. е.). Максимальные значения параметра наблюдались в периоды как летней, так и зимней экзаменационных сессий. При этом студентки II группы по изучаемому интегральному показателю адаптации уступали сверстницам III и, особенно, I групп. Так, у девушек контрольной группы во все сроки наблюдений превышение параметров АП по отношению к ровесницам опытных групп составило соответственно 4,1-7,4 % (Р<0,01) и 3,5-6,1 % (Р<0,05).

Итак, экспериментальные данные, полученные во второй серии наблюдений, позволяют заключить, что прием студентками иммунокорректора нового поколения «Селе-нес+» в комплексе с дополнительными физическими упражнениями давал более выраженное физическое развитие, способствовавшее быстрой адаптации организма к условиям обучения в вузе.

Резюме. Исследованные физиолого-биохимические реакции, обеспечивающие рост, развитие, физическую зрелость, совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной системы, у студенческой молодежи 2 курса находились в причинноследственной связи с состоянием их здоровья и коррелировали с разным уровнем двигательной активности.

Резистентные возможности организма у всех групп испытуемых студенток находились в пределах нормы и свидетельствовали об отсутствии срыва и напряжения механизмов адаптации. Однако оценка динамики значений АП показала, что во все сроки исследований у студенческой молодежи I и II групп они были более высокими, особенно в периоды обеих экзаменационных сессий (состояние стресс-чувствительности организма), а у ровесниц III группы - относительно низкими (состояние повышенной стресс-резистентности), обусловленными приемом биогенного соединения «Селенес+» в комплексе с дополнительными занятиями оздоровительной аэробикой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко, Е. В. Проблема оптимизации двигательной активности как компонента здоровой жизнедеятельности обучающихся в средней и высшей школе / Е. В. Бондаренко // Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения. - М., 2008. - С. 25-27.

2. Васильев, В. Н. Комплексная программа коррекции нарушений адаптации студентов младших курсов / В. Н. Васильев, Д. А. Андреев, Н. И. Жукова, А. И. Нестеренко, И. Ю. Якимович // Мат. XX съезда фи-зиол. общества им. И. П. Павлова. - М. : Издат. дом «Русский врач», 2007. - С. 172-173.

3. Зубков, С. М. Особенности адаптации организма студентов НИ курсов подготовительной группы к стандартным и дифференцированным программам физической подготовки : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / С. М. Зубков. - Челябинск, 2008. - 19 с.

4. Литвинова, Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности : автореф. дис. ... д-ра биол. наук : 03.00.13 / Н. А. Литвинова. -Томск, 2008. - 20 с.

5. Хайруллина, А. Р. Особенности адаптационных реакций на учебные нагрузки у студентов-спортсменов 18-20 лет : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / А. Р. Хайруллина. - Челябинск, 2006. - 22 с.

6. Шунайлова, Н. Ю. Изменения иммунных показателей в процессе адаптации к физической нагрузке : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / Н. Ю. Шунайлова. - Казань, 2006. - 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.