Научная статья на тему 'Специфичность морфофизиологического состояния организма студенток младших курсов при использовании биопрепарата «Селенес+»∗'

Специфичность морфофизиологического состояния организма студенток младших курсов при использовании биопрепарата «Селенес+»∗ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
155
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ МЛАДШИХ КУРСОВ / "СЕЛЕНЕС+" / СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ И ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Анисимов Николай Иванович, Алтынова Надежда Витальевна, Шуканов Александр Андреевич

Научно обоснована эффективность коррекции роста, развития и гематологического профиля у студенток 1-2 курсов биогенным соединением «Селенес+».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Анисимов Николай Иванович, Алтынова Надежда Витальевна, Шуканов Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфичность морфофизиологического состояния организма студенток младших курсов при использовании биопрепарата «Селенес+»∗»

УДК 57.022

СПЕЦИФИЧНОСТЬ МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК МЛА ДШИХ КУРСОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БИОПРЕПАРАТА «СЕЛЕНЕС+»*

PECULIARITY OF THE MORPHOPHYSIOLOGICAL CONDITION OF THE BODI IN THE FIRST AND SECOND-YEAR FEMALE STUDENTS WITH THE HELP OF BIOGENOUS MIXTURE «SELENES+»

Н. И. Анисимов, Н. В. Алтынова, А. А. Шуканов N. I. Anisimov, N. V. Altynova, A. A. Shukanov

ГОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Научно обоснована эффективность коррекции роста, развития и гематологического профиля у студенток 1-2 курсов биогенным соединением «Селенес+».

Abstract. Efficiency of the growth, development and hematologic profile in the first and second-year female students with the help of biogenous mixture «Selenes+» is scientifically proved.

Ключевые слова: студентки младших курсов, «Селенес+», соматометрические и гематологические показатели.

Keywords: junior female students, «Selenes+», somatometry, hematologic inficator.

Актуальность исследуемой проблемы. Обучение в высшей школе - достаточно сложный и длительный процесс, имеющий ряд характерных особенностей и предъявляющий высокие требования к пластичности психофизиологических перестроек организма молодых людей. При этом адаптация студентов младших курсов к условиям жизни в вузе протекает достаточно напряженно, что связано с их вхождением в новый социальный коллектив, приспособлением к новым условиям обучения, специфическими особенностями умственной деятельности, выраженной гиподинамией и многими другими социально-экономическими и экологическими факторами, которые прямо или опосредованно сказываются на состоянии психического и соматического здоровья студентов [1], [2], [3], [4], [5].

В этом ракурсе сохранение и укрепление здоровья граждан, в том числе учащейся молодежи, является одной из актуальных задач российского государства. Поэтому целью наших исследований явилось научное обоснование коррекции морфофизиологического статуса у студенток 1-2 курсов биогенным соединением «Селенес+».

Материал и методика исследований. Проведены две серии экспериментов и лабораторных исследований с участием 30 студенток основной медицинской группы в возрасте 17-20 лет (по 10 чел. в каждой группе) факультета естествознания и дизайна

* Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ, проект № 09-06-22606 а/В.

среды ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» в течение 1-4 учебных семестров. Студенткам 1-2 курсов обучения за 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) назначали плацебо (II группа) и «Селенес+» (III группа) согласно рекомендациям Минздравсоцразвития РФ перорально по 1 драже ежедневно. Студенткам контрольной группы плацебо и «Се-ленес+» не назначали (I группа).

В обеих сериях экспериментов у исследуемых студенток оценивали уровень физического развития (состояние здоровья). Для этого в начале (сентябрь, февраль), в конце (декабрь, май) теоретического обучения, в период зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий НУ учебных семестров проводили оценку показателей соматомет-рического и гематологического профилей организма с применением общепринятых в физиологии современных тестов.

Результаты исследований и их обсуждение. В течение 1 серии экспериментов (первый год обучения) выявлено, что рост у исследуемых студенток увеличивался по мере их взросления от 162,52±2,78-164,14±1,33 до 163,83±2,84-164,93±1,33 см без достоверной разницы в межгрупповом разрезе.

Характер изменений массы тела у первокурсниц сравниваемых групп в целом соответствовал динамике их ростовых показателей, к концу первого года обучения масса тела составила 51,33±1,29-52,53±1,18 кг (Р>0,05).

Значения индекса Кетле (ИК), характеризующего физиологическую избыточность или недостаточность массы тела, находились в пределах колебаний физиологической нормы (18,85±0,62-19,84±0,68 у. е.) в соответствии с возрастом исследуемых студенток (17-20 лет).

Пер і юлы учебных семестров Рис. 1. Дишшина ноличеаттртщюпитов у переонурсннп

(---) I: (-) П; (—) Ш групп

Причем минимальные значения изучаемого индекса имели студентки I (контрольной) группы, максимальные - ровесницы III группы в условиях применения «Селенес+» (Р>0,05) .

Установлено, что число эритроцитов в крови студенток I и II групп снижалось от начала учебного года к его концу (4,31±0,115 против 4,30±0,206 и 4,52±0,119 против 4,39±0,113 млн/мкл соответственно), а у девушек III группы, напротив, возрастало от

4,49±0,116 до 4,60±0,999 млн/мкл (рис. 1). При этом его превышение у первокурсниц III группы, применявших испытуемый биопрепарат, по отношению к контрольным значениям составило 4,2-9,0 % с достоверной разницей в январе (зимняя экзаменационная сессия) и мае (конец теоретического обучения 2 семестра).

Характер изменений концентрации гемоглобина в крови студенток сравниваемых групп (рис. 2) в целом соответствовал динамике количества эритроцитов. Во все сроки исследований девушки III группы превосходили своих сверстниц из I группы по уровню этого гематологического показателя на 3,5-11,9 % (Р>0,05).

Выявлено, что число лейкоцитов у анализируемых первокурсниц имело тенденцию снижения от начала 1 к концу 2 учебного семестров (7,07±0,805-7,28±0,809 против 6,20±0,425-6,58±0,445 тыс/мкл) без существенных различий в межгрупповом разрезе.

Анализ динамики скорости оседания эритроцитов (СОЭ) показал, что у исследуемых студенток она волнообразно понижалась в возрастном аспекте от 4,70±1,266 до 3,60±1,288, от 5,40±1,308 до 3,20±1,179 и от 4,50±1,055 до 3,00±0,548 мм/ч в I, II и III группах соответственно. Причем максимальные значения изучаемого параметра у девушек сравниваемых групп наблюдались в декабре, минимальные - в июне (Р>0,05).

Во все сроки исследований средние значения по гематологическому профилю имели студентки II группы в условиях применения плацебо.

сентябрь декабрь январь февраль май нюнь

Периоды учебных семестров Рік. 2. Динамика уровня :смо:ло оннау первокурсник

□ I. *П; ОШ групп

В ходе 2 года обучения (вторая серия исследований) у студенток сравниваемых групп рост и масса тела увеличивались от 164,26±2,917-165,57±1,596 до 166,01±3,726166,48±2,980 см и от 50,82±2,365-53,47±1,838 до 52,35±2,424-55,02±2,728 кг соответственно (Р>0,05).

Установлено, что у изучаемых второкурсниц ИК волнообразно повышался от начала экспериментов к их концу (18,83±0,704-19,26±0,920 - 19,03±0,861-19,99±1,095 у. е.) без достоверного различия при межгрупповом сопоставлении. Причем минимальные значения данного индекса наблюдались в периоды зимней и летней экзаменационных сессий.

Выявлено, что в процессе наблюдений количество эритроцитов в крови девушек контрольной группы волнообразно снижалось по мере их взросления от 4,32±0,085 до 4,27±0,113 млн/мкл (рис. 3). Иная закономерность была отмечена у студенток опытных групп. Так, у них в обозначенные сроки исследований число эритроцитов имело тенденцию к медленному росту (4,40±0,158-4,51±0,103 против 4,55±0,1134,92±0,107 млн/мкл). Причем студенческая молодежь, принимавшая биогенное соединение «Селенес+», во все сроки наблюдений превосходила своих сверстниц из I и II групп соответственно на 8,4-15,2 и 4,7-8,1 % (Р<0,05-0,01).

Характер изменений уровня гемоглобина исследуемых второкурсниц (рис. 4) в целом соответствовал динамике числа эритроцитов. Так, если у студенток I и II групп данный гематологический параметр в течение экспериментов снижался от 125,70±2,248 до 120,20±5,417 и от 128,50±2,822 до 126,50±5,197 г/л соответственно, то у их сверстниц III группы, наоборот, медленно повышался в возрастном аспекте (131,50±3,437 против 134,00±3,017 г/л). При этом у второкурсниц III группы достоверное превышение концентрации гемоглобина в крови в сравнении с контрольными показателями имело место в декабре (конец теоретического обучения 3 семестра), январе (зимняя экзаменационная сессия) и июне (летняя экзаменационная сессия).

2

:=г

о

е-

2

сь,

о

о

£

•V

гг

2

К

~

6

О

сентябрь декабрь

январь

февраль

июнь

Периоды учебных семестров

Риг- 3- -7..............................V"".........................:

(----) I: (-----) П: (—) Ш групп

сентябрь декабрь январь февраль май нюнь

Периоды учебных семестров Риг. 4. Динамика уроеня гемоглобина у второкурсниц

□ I; ЯП. аш групп

Иная закономерность установлена в динамике числа лейкоцитов в крови студенток сравниваемых групп, которое имело тенденцию к снижению от начала 3 к концу 4 учебного семестра (6,15±0,857-6,83±0,647 против 5,01±0,328-6,02±0,821 тыс/мкл) без существенных различий в межгрупповом разрезе.

Динамика значений СОЭ в целом соответствовала характеру изменений количества лейкоцитов. Так, они в период второй серии опытов у второкурсниц плавно снижались от 4,10±1,011-4,70±1,074 до 4,00±1,072-4,30±1,074 мм/ч (Р>0,05).

Резюме. Экспериментально доказано, что студентки, применявшие новый иммунокорректор отечественного производства «Селенес+», превосходили контрольных ровесниц к концу IV учебного семестра по росту, массе тела, индексу Кетле на 0,5-4,9 % (Р>0,05), количеству эритроцитов и уровню гемоглобина в крови - на 5,3-8,1 % (Р<0,05).

Промежуточное положение по изученным показателям соматометрии и гематологической картины между студентками I и III групп занимали их ровесницы II группы (плацебо).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ванюшин, Ю. С. Типы кардиореспираторной системы на физическую нагрузку / Ю. С. Ванюшин, Г. А. Павлова // Материалы XIX съезда Физиологического общества им. И. П. Павлова. - Екатеринбург, 2004. -С. 169-170.

2. Гаврилова, И. Н. Вегетативные проявления реакций срочной и долговременной адаптации студенток к условиям образовательной деятельности : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / И. Н. Гаврилова. -Тюмень, 2007. - 26 с.

3. Димитриев, Д. А. Влияние экзаменационного стресса и психоэмоциональных особенностей на уровень артериального давления и регуляцию сердечного ритма у студенток / Д. А. Димитриев, А. Д. Димитриев, Ю. Д. Карпенко, Е. В. Сапёрова // Физиология человека. - 2008. - Т. 34. - № 4. - С. 1-8.

4. Измайлова, М. А. Адаптивные изменения физиологического статуса юношей и девушек ингушской национальности в процессе обучения в вузе : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / М. А. Измайлова. -Майкоп, 2009. - 22 с.

5. Холоднюк, Т. А. Роль индивидуальных психофизиологических показателей школьников в процессе адаптации к условиям предпрофильной подготовки и профильного обучения : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / Т. А. Холоднюк. - Челябинск, 2009. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.