УДК 613.6+615.831+616 - 003.725
ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЙ И БИОХИМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛИ СТУДЕНТОК МЛАДШИХ КУРСОВ В МОДЕЛИРУЕМЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
HEMATOLOGICAL AND BIOCHEMICAL PROFILES OF FIRST AND SECOND-YEAR GIRL STUDENTS IN SIMULATED CONDITIONS OF EXPERIMENTS
Т. А. Привалова, С. Г. Табаков, В. Г. Григорьев T. A. Privalova, S. G. Tabakov, V. G. Grigoryev
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Комплексное назначение студенткам 1-2 курсов биопрепарата «Селенес+» с профилактическим фотосеансом сопровождается стимулированием гемопоэза и антиоксидантной защиты организма.
Abstract. The complex prescription of biopreparation «Selenes +» along with phototherapy to first and second-year girl students is accompanied with stimulation of haemopoiesis and antioxidant defence of the body.
Ключевые слова: студентки младших курсов, биопрепарат «Селенес+», фотосеанс, кровь, адаптация.
Keywords: first and second-year girl students, biopreparation «Selenes+», phototherapy, blood, adaptation.
Актуальность исследуемой проблемы. Известно, что адаптация студентов к комплексу факторов, специфичных для высшего и среднего специального образования, представляет собой сложный многоуровневый морфофизиологический процесс, который сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных механизмов организма [4].
В условиях нервно-психического напряжения у студентов 1 и 2 курсов обнаруживаются выраженные индивидуальные различия в устойчивости к эмоциональному стрессу, связанные с изменением механизмов регуляции гомеостаза и в конечном итоге эффективной адаптацией или ее срывом. При этом может возникнуть дисбаланс между скоростью образования активных форм кислорода, реакциями свободнорадикального окисления и уровнем функциональной активности антиоксидантной системы организма [1], [2], [3].
В этом контексте разработке и применению инновационных методов оздоровления обучающихся уделяется недостаточно внимания. Следовательно, разработка и внедрение комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на оптимизацию адаптогенеза студентов младших курсов в условиях обучения в вузе, являются актуальной проблемой современной физиологии и биотехнологии.
В связи с вышеизложенным целью нашей работы явилось изучение динамики гематологических и биохимических показателей у студенток 1-2 курсов в условиях комплексного применения биогенного вещества «Селенес+» с фотохромосеансом.
Материал и методика исследований. В исследованиях участвовали 36 здоровых студенток 1-2 курсов ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», разделенных на I (контрольную), II и III (опытные) группы по 12 человек в каждой. По данным медицинского осмотра исследуемые девушки были отнесены к основной медицинской группе (ОМГ). За 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) студенткам II и III групп назначали «Селенес+» согласно рекомендациям Минздравсоцразвития РФ перорально по 1 драже ежедневно. Девушки III группы в указанные сроки дополнительно проходили оздоравливающий двухнедельный фотохромосеанс светотехническим устройством «Аверс-Лайт» ежедневно в течение 20-25 минут. Светосеанс осуществлялся путем чрезкожного освещения области кубитальной вены в локтевом сгибе.
В начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимней (январь) и летней (июнь) экзаменационных сессий 1-4 учебных семестров у студенток сравниваемых групп изучали гематологические показатели: количество эритроцитов (млн/мкл) - турбидиметрическим методом, уровень гемоглобина (г/л) - колоро-метрически гемиглобинцианидным методом с использованием гематологического анализатора Mini-Screen/P, число лейкоцитов (тыс./мкл) - с использованием счетной камеры Горяева; биохимические параметры сыворотки крови: концентрацию селена - флюори-метрическим методом с использованием флюориметра «Флюорат-02-3М»; активность перекисного окисления липидов (ПОЛ) и антиоксидантной системы (АОС) - методом индуцированной хемилюминесценции на биохемилюминометре БХЛ-06. Забор крови осуществлялся квалифицированными специалистами в условиях лаборатории МУЗ «Городская больница № 2» с добровольного письменного согласия исследуемых студенток и их родителей.
Результаты исследований и их обсуждение. Оценка полученных гематологических данных показала, что количество лейкоцитов (рис. 1) у наблюдаемых студенток волнообразно возрастало от начала к концу первого года обучения (6,15±1,71 против 6,53±1,12-7,95±1,29 тыс./мкл). При этом первокурсницы III группы в условиях комплексного назначения биопрепарата «Селенес+» и профилактического фотохромосеанса в периоды зимней (январь) и летней (июнь) экзаменационных сессий достоверно превосходили контрольных ровесниц по данному гематологическому фактору, их показатели находились в пределах колебаний физиологической нормы для данной возрастной категории.
Если число эритроцитов у студенток I группы в течение наблюдений находилось в узком диапазоне колебаний (4,26±0,09-4,24±0,15 млн/мкл), то у их ровесниц опытных групп оно зигзагообразно повышалось от 4,23±0,09-4,31±0,08 до 4,38±0,16-4,59±0,08 млн/мкл. Причем изучаемый параметр у девушек III группы в январе и июне превышал контрольные значения соответственно на 6,3 и 6,9 % (Р<0,05).
Аналогичная закономерность выявлена в динамике концентрации гемоглобина в крови. Так, у студенческой молодежи III группы в январе, феврале, июне она достоверно превосходила таковую у их сверстниц контрольной группы.
□I, ЯП, СШ группы
сентябрь декабрь январь февраль май нюнь
Пер поды учебных семестров, мес Рис. 1. Динамика числа лейкоцитов у первокурсниц
Примечание: * - здесь и далее знак достоверных различий между студентками контрольной и опытных групп
Промежуточное положение по числу лейкоцитов, эритроцитов, уровню гемоглобина между девушками I (ОМГ) и III групп занимали их сокурсницы II группы (ОМГ+биопрепарат «Селенес+»).
При анализе биохимического профиля выявлено, что если уровень селена в сыворотке крови первокурсниц контрольной группы по мере их взросления не претерпевал больших колебаний (60,00±2,34-62,15±1,86 мкг/л), то у их ровесниц опытных групп он волнообразно возрастал, достигая максимальных значений в периоды зимней и летней экзаменационных сессий (соответственно 80,43±2,03-87,34±2,53 и 89,98±3,81-92,04±4,76 мкг/л), что обусловлено применением биогенного соединения «Селенес+». При этом в течение января-июня изучаемый биохимический параметр у девушек II и III групп был значительно выше по сравнению с таковым у их сокурсниц I группы (Р<0,05).
Установлено, что активность ПОЛ у студенческой молодежи I группы волнообразно увеличивалась в возрастном аспекте от 4,71±0,21 до 4,88±0,22 тУ, а у первокурсниц опытных групп она зигзагообразно снижалась (4,51±0,13-4,54±0,16 против 4,27±0,224,45±0,14 тУ). Следует отметить, что данный биохимический показатель у контрольных студенток в обозначенные сроки исследований был выше такового у их ровесниц II и III групп, разница в нем к концу 1 курса была достоверной.
Иная закономерность выявлена в характере колебаний активности АОС. Так, если у девушек I группы она зигзагообразно уменьшалась по мере взросления (1,29±0,07 против 1,13±0,03 тУ/с), то у их ровесниц опытных групп - неуклонно увеличивалась от 1,32±0,07-1,34±0,11 до 1,74±0,08-1,86±0,04 тУ/с. Причем студентки II и III групп в течение 2 семестра 1 курса по исследуемому параметру значительно превосходили однокурсниц контрольной группы (Р<0,05).
Снижение активности ПОЛ на фоне повышения активности АОС у студенток опытных групп обусловлено, на наш взгляд, антиоксидантным действием компонентов биопрепарата «Селенес+»: селена, входящего в состав ключевых ферментов АОС - глутатионпе-роксидазы и супероксиддисмутазы, а также низкомолекулярных антиоксидантов - аскорбиновой кислоты и токоферола.
□ I; □ П, □ Ш группы
=1
£
й
Пер йоды учебных семестров, мес Рис. 2. Динамика числа лейкоцитов у второкурсниц
Изучение динамики числа лейкоцитов показало (рис. 2), что у испытуемых второкурсниц оно зигзагообразно увеличивалось от начала к концу учебного года (6,20±1,57— 6,34± 1,16 против 6,41±2,48-7,57±1,78 тыс./мкл). Причем девушки III группы существенно превосходили контрольных ровесниц по данному гематологическому показателю в периоды как зимней, так и летней экзаменационных сессий (Р<0,05). Следует отметить, что повышение числа лейкоцитов носило кратковременный характер и было обусловлено воздействием на организм фотосеанса в синей области спектра.
Данный эффект лежит в основе механизма иммуностимулирующего действия фототерапии, отмечен в медицинской практике и в настоящее время научно обоснован.
Установлено, что если число эритроцитов у девушек контрольной группы волнообразно уменьшалось от начала к концу учебного года (4,27±0,06 против 4,25±0,08 млн/мкл), то у их ровесниц опытных групп оно повышалось от 4,31±0,09-4,32±0,06 до 4,37±0,17— 4,53±0,06 млн/мкл. При этом по данному параметру второкурсницы III группы в январе и июне достоверно превосходили сверстниц контрольной группы.
Динамика уровня гемоглобина в целом соответствовала характеру изменений количества эритроцитов. У студенток, принимавших биопрепарат «Селенес+» в комплексе с фотосеансом, уровень гемоглобина в периоды обеих экзаменационных сессий был значительно выше контрольных значений (Р<0,05).
Отмечено, что концентрация селена в крови второкурсниц I группы в течение наблюдений колебалась в узких пределах - от 58,70±2,86 до 63,42±4,12 мкг/л. В то же время у сокурсниц II и III групп она волнообразно нарастала (72,24±3,56-73,05±3,41 против 88,16±3,66-93,11±4,36 мкг/л), достоверно превышая контрольные параметры во все периоды исследований.
Если активность ПОЛ у студенток I и III групп зигзагообразно повышалась в возрастном аспекте (4,24±0,15-4,28±0,31 против 4,38±0,10-4,42±0,11 тУ), то у их сверстниц II группы - снижалась от 4,21±0,17 до 4,16±0,08 тУ. При этом девушки в условиях назначения биоактивной добавки «Селенес+» (II группа) достоверно уступали ровесницам контрольной и III групп по изучаемому биохимическому фактору соответственно в июне и январе, июне.
Другая закономерность отмечена в динамике активности АОС, которая у исследуемых второкурсниц волнообразно возрастала от 1,26±0,07 до 1,27±0,03 тУ/с в I группе, от 1,32±0,06 до 1,59±0,06 - во II, от 1,30±0,06 до 1,68±0,07 тУ/с - в III группе. Следует отметить, что студентки опытных групп по этому показателю превосходили своих сокурсниц контрольной группы, начиная с декабря и до конца исследований (Р<0,05).
Резюме. Установлено, что при комплексном назначении студенткам младших курсов биопрепарата «Селенес+» и профилактического фотосеанса происходят стабилизация биоравновесия процессов свободнорадикального окисления и антиоксидантной системы, а также активизация лейкопоэза, которые способствуют оптимальной адаптации организма к условиям обучения в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горохов, М. М. О некоторых методологических подходах к решению проблемы мониторинга общественного здоровья / М. М. Горохов, С. Б. Пономарев, В. А. Тененев, А. Б. Александров, А. А. Половнико-ва, А. В. Серебренников // Интеллектуальные системы в производстве. - 2007. - № 2. - С. 142-144.
2. Блинков, И. Л. Микроэлементы : краткая клиническая энциклопедия / И. Л. Блинков, А. К. Стародубцев, С. Ш. Сулейманов, Е. В. Ших. - Хабаровск : Центр, 2004. - 210 с.
3. Голубкина, Н. А. Характеристика пищевой цепи переноса селена в условиях Чувашии / Н. А. Голубкина, Д. В. Широков // Микроэлементы в медицине. - 2003. - Т. 4. - № 2. - С. 11-15.
4. Александров, М. Т. Лазерная клиническая биофотометрия (теория, эксперимент, практика) / М. Т. Александров. - М. : Техносфера, 2008. - 584 с.