Научная статья на тему 'Динамика соматометрического, гематологического и биохимического профилей у второкурсниц в условиях применения биопрепарата «Селенес+» и фотохромосеанса'

Динамика соматометрического, гематологического и биохимического профилей у второкурсниц в условиях применения биопрепарата «Селенес+» и фотохромосеанса Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
114
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / "СЕЛЕНЕС+" / ФОТОХРОМОСЕАНС / АНТРОПОМЕТРИЯ / КРОВЬ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Привалова Тамара Анатольевна, Табаков Станислав Геннадьевич, Егорова Ольга Николаевна, Рогашова Ирина Юрьевна

Комбинированное назначение биогенного соединения «Селенес+» с фотохромосеансом оказывает модулирующее влияние на морфофизиологическое состояние организма студенток 2 курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Привалова Тамара Анатольевна, Табаков Станислав Геннадьевич, Егорова Ольга Николаевна, Рогашова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика соматометрического, гематологического и биохимического профилей у второкурсниц в условиях применения биопрепарата «Селенес+» и фотохромосеанса»

УДК 613.6+615.831+616 - 003.725

ДИНАМИКА СОМАТОМЕТРИЧЕСКОГО, ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОГО И БИОХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ У ВТОРОКУРСНИЦ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ БИОПРЕПАРАТА «СЕЛЕНЕС+»

И ФОТОХРОМОСЕАНСА

DINAMICS OF SOMATOMETRIC, HEMATOLOGIC AND BIOCHEMICAL PROFILES OF FEMALE SECOND-YEAR STUDENTS IN THE CONDITIONS OF USING BIOPREPARATION «SELENES+» AND PHOTOCHROMIC TREATMENT

Т. А. Привалова, С. Г. Табаков, О. Н. Егорова, И. Ю. Рогашова T. A. Privalova, S. G. Tabakov, O. N. Egorova, I. Y. Rogashova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Комбинированное назначение биогенного соединения «Селенес+» с фотохромосеансом оказывает модулирующее влияние на морфофизиологическое состояние организма студенток 2 курса.

Abstract. The combined prescription of biogenic compound «Selenes+» and photochromic treatment has a modulating effect on the morphophysiological state of female second-year students.

Ключевые слова: студентки, «Селенес+», фотохромосеанс, антропометрия, кровь, адаптация.

Keywords: students, «Selenes+», photochromic treatment, anthropometry, blood, adaptation.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальной проблемой современной физиологии и биотехнологии становится поиск и применение научно обоснованных методов и средств оздоровления обучающихся [1].

Динамический процесс адаптации на фоне непрерывного морфологического и функционального развития составляет сущность студенческого возраста. Селен играет большую роль в процессах жизнедеятельности, являясь одним из важных пищевых антиоксидантов. Дефицит селена наблюдается во многих регионах России, в том числе Чувашской Республике, и является одной из причин постепенного развития обменных нарушений и хронических заболеваний [2], [3].

Одним из перспективных направлений профилактической и восстановительной медицины является проведение фотохромосеанса. Доказано, что фотохромосеанс синим спектром света является одним из модулирующих факторов влияния на физиологобиохимические процессы организма (светозависимое фосфорилирование, кровяное давление, имуннологические реакции, циркадианный цикл) [4].

В связи с вышеизложенным целью нашей работы является изучение характера изменений показателей антропометрии, гематологического и биохимического спектров у студенток 2 курса в условиях комплексного назначения биогенного вещества «Селенес+» с фотохромосеансом.

Материал и методика исследований. В исследованиях участвовали 36 здоровых студенток-второкурсниц 17-20 лет факультета естествознания и дизайна среды Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, разделенных на I (контрольная), II и III (опытные) группы по 10 человек в каждой. За 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) 2 курса студенткам II и III групп назначали «Селенес+» согласно рекомендациям Минздравсоцразвития РФ перорально по 1 драже ежедневно. Девушки III группы в указанные сроки дополнительно проходили оздоравли-вающий двухнедельный фотохромосеанс прибором «Аверс-Лайт» в течение 20-25 минут ежедневно. Светосеанс осуществлялся путем чрезкожного освещения области кубиталь-ной вены в локтевом сгибе.

В начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимней (январь) и летней (июнь) экзаменационных сессий 3-4 учебных семестров у студенток сравниваемых групп изучали параметры соматометрии (рост, массу тела, индекс Кетле (ИК)), гематологической (число лейкоцитов, эритроцитов) и биохимической (концентрацию селена, активность антиоксидантной системы (АОС) в сыворотке крови) картины.

Результаты исследований и их обсуждение. При анализе состояния соматомет-рии выявлено, что у исследуемых второкурсниц антропометрические показатели постепенно повышались по мере взросления. Так, их рост увеличивался от 167,50±2,83 до 168,10±2,85 в I группе, от 167,45±2,95 до 167,95±3,81 - во II, от 167,60±2,90 до 168,60±3,35 см - в III группе (Р>0,05).

Масса тела девушек сравниваемых групп в целом соответствовала характеру изменений их ростовых показателей и составляла 56,21±4,87, 56,10±2,66, 56,23±3,55 кг в сентябре против 57,25±2,79, 57,35±2,86 и 57,63±2,68 кг - в июне (Р>0,05).

Установлено, что значения ИК волнообразно колебались с тенденцией к повышению в возрастном аспекте, находясь при этом в пределах физиологической нормы (19,67±1,79-19,75±2,08 у. е.) для девушек 17-20 лет (Р>0,05).

При оценке характера колебаний числа лейкоцитов выявлено, что если у девушек

I (контроль) и II («Селенес+») групп оно постепенно снижалось (от 6,20±1,57-6,32±0,93 до 6,08±1,37-6,13±0,84 тыс./мклА то у ровесниц III группы («Селенес+»+фотохромосеанс) -неуклонно повышалось (от 6,23±0,59-6,42±0,63 до 6,45±0,64-7,18±0,69 тыс./мкл). На протяжении 4 учебного семестра количество лейкоцитов у студенток всех групп имело тенденцию нарастания от начала теоретического обучения к летней экзаменационной сессии (6,09±0,72-6,73±0,49 против 6,64±0,71-7,21±0,82 тыс./мкл; Р>0,05). При этом в январе и феврале исследуемые девушки III группы достоверно превосходили сверстниц I и

II групп по данному гематологическому показателю.

Выявлено, что от начала к концу третьего учебного семестра у обучающихся контрольной группы число эритроцитов в крови постепенно снижалось от 4,27±0,06 до 4,20±0,11 млн/мкл. В то же время у сокурсниц опытных групп оно волнообразно повышалось (4,31±0,09-4,32±0,06 против 4,36±0,08-4,37±0,05 млн/мкл) (рис. 1). При этом в периоды зимней и летней экзаменационных сессий разница между показателями девушек контрольной и опытных групп была достоверной.

Анализ активности АОС (рис. 2) показал, что если у студенток I группы она колебалась с тенденцией к росту от начала к концу 2 курса (1,18±0,03—1,26±0,07 против 1,19±0,07-1,27±0,03 тУ/с), то у девушек опытных групп - закономерно увеличивалась (1,25±0,05-1,38±0,07 против 1,68±0,07-1,75±0,08 тУ/с), достоверно превышая контрольные значения.

84-5

* 4

0 3.5

1 з

* 2-5

н "> В -£ 1Л

в 1 и 1

Є 0,5

о

И

* * * * * *

сентябрь декабрь январь февраль маіі

Периоды учебных семестров, мес

июнь

□ 1, Ш1, Е2 Ш группы

Рис. 1. Динамика числа эритроцитов у второкурсниц

Примечание: * - здесь и далее знак достоверности между студентками контрольной и опытных групп

Я

Н

м

Н

1,8

1.6

1,4

1,2

1

0,8

0.6

0,4

0,2

0

*

.о'''* ------

сентябрь декабрь январь февраль май Периоды учебных семестров, мес

июнь

■I.

-II.---------III группы

Рис. 2. Динамика активности АОС

Установлено, что концентрация селена в сыворотке крови второкурсниц I группы составила 58,70±2,86-63,42±4,12, II - 69,04±2,96-88,55±3,15, III - 71,53±2,36-93,11±4,36 мкг/л. Причем студентки опытных групп существенно превосходили контрольных ровесниц по уровню изучаемого микроэлемента (Р<0,05).

Резюме. Выявлено, что сочетанное применение второкурсницам биопрепарата «Селенес+» и фотохромосеанса сопровождается выраженными морфофизиологическими эффектами организма (рост числа эритроцитов, лейкоцитов, уровня гемоглобина в крови, концентрации селена, активности антиоксидантной системы в кровяной сыворотке), которые способствуют оптимизации адаптогенеза организма к условиям обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Литвинова, Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности : автореф. дис. ... д-ра биол. наук : 03.00.13 / Н. А. Литвинова. - Томск, 2008. - 38 с.

2. Гмошинский, И. В. Минеральные вещества в питании человека. Селен: всасывание и биодоступность / И. В. Гмошинский, В. К. Мазо // Вопросы питания. - 2006. - № 5. - С. 15-21.

3. Голубкина, Н. А. ХарактеТристика пищевой цепи переноса селена в условиях Чувашии / Н. А. Голубкина, Д. В. Широков // Микроэлементы в медицине. - 2003. - Т. 4. - № 2. - С. 11-15.

4. Василенко, А. М. Спектральная фототерапия: биофизические и медико-технические основы метода / А. М. Василенко, Е. М. Рукин, В. А. Шмыгов // Рефлексотерапия. - 2004. - № 3 (10). - С. 36-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.