Научная статья на тему 'Особенности состояния сердечно-сосудистой системы у студенток младших курсов при использовании биогенного соединения «Селенес+» и светосеанса'

Особенности состояния сердечно-сосудистой системы у студенток младших курсов при использовании биогенного соединения «Селенес+» и светосеанса Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
138
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / "СЕЛЕНЕС+" / СВЕТОСЕАНС / АНТРОПОМЕТРИЯ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Привалова Тамара Анатольевна, Шуканов Александр Андреевич

Комплексное назначение биопрепарата «Селенес+» со светосеансом оказывает корригирующее влияние на гемодинамический статус студенток 1-2 курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Привалова Тамара Анатольевна, Шуканов Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности состояния сердечно-сосудистой системы у студенток младших курсов при использовании биогенного соединения «Селенес+» и светосеанса»

УДК 613.6+615.831+616 - 003.725

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОК МЛА ДШИХ КУРСОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БИОГЕННОГО СОЕДИНЕНИЯ «СЕЛЕНЕС+» И СВЕТОСЕАНСА

PECULIARITIES OF CARDIOVASCULAR SYSTEM OF JUNIOR STUDENTS WHEN USING BIOGENIC COMPOUND «SELENES +» AND LIGHT TREATMENT

Т. А. Привалова, А. А. Шуканов T. A. Privalova, А. А. Shukanov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Комплексное назначение биопрепарата «Селенес+» со светосеансом оказывает корригирующее влияние на гемодинамический статус студенток 1-2 курсов.

Abstract. The complex prescription of biopreparation «Selenes+» and light treatment has a corrective effect on the hemodynamic status of first- and second-year students.

Ключевые слова: студентки, «Селенес+», светосеанс, антропометрия, сердечнососудистая система, адаптация.

Keywords: students, «Selenes+», light treatment, anthropometry, cardiovascular system, adaptation.

Актуальность исследуемой проблемы. Адаптация студентов младших курсов к новой социально-бытовой среде сопровождается значительной нагрузкой компенсаторноприспособительных систем организма, которая зачастую приводит к повышению заболеваемости студентов, снижению эффективности обучения. Исследованиями последних лет установлено, что современные студенты характеризуются неудовлетворительными показателями здоровья, высоким уровнем тревожности, низкими показателями социального оптимизма [1]. В этой связи образовательный процесс настоятельно нуждается в совершенствовании форм и методов анализа состояния здоровья и адаптации учащейся молодежи на всех этапах обучения в вузе. Актуальной задачей современной физиологии и биотехнологии является разработка и внедрение научно обоснованных методов и средств оздоровления студентов [2].

Система кровообращения общепризнана как универсальный индикатор адаптационной деятельности организма. Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС) часто используется в физиологических исследованиях, так как гемодинамические изменения в различных органах обычно возникают на фоне метаболических и структурных изменений в миокарде, что приводит к снижению его сократительной способности и развитию нарушений кровообращения [2].

Научно доказано участие селена в энергетическом обеспечении нормальной работы миокарда и модулирующее влияние света синей области спектра на реологические свойства крови, тонус сосудистых стенок и, в конечном счете, величину артериального давления, что свидетельствует о положительной роли данных факторов в оптимизации адаптационного процесса [3], [4], [5].

В связи с вышеизложенным целью нашей работы является исследование характера колебаний гемодинамических показателей у студенток 1-2 курсов в условиях комбинированного применения биопрепарата «Селенес+» и светосеанса.

Материал и методика исследований. В исследованиях участвовали 36 здоровых студенток 1-2 курсов факультета естествознания и дизайна среды Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, разделенных на I (контрольная), II и III (опытные) группы по 12 человек в каждой. За 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) студенткам II и III групп назначали «Селенес+» согласно рекомендациям Минздравсоцразвития РФ перорально по 1 драже ежедневно. Девушки III группы в указанные сроки дополнительно проходили оздоравливающий двухнедельный фотохромосеанс светотехническим устройством «Аверс-Лайт» ежедневно в течение 20-25 минут. Светосеанс осуществлялся путем чрезкожного освещения области куби-тальной вены в локтевом сгибе.

В начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимней (январь) и летней (июнь) экзаменационных сессий 1-4 учебных семестров у студенток сравниваемых групп изучали гемодинамические параметры: частоту сердечных сокращений (ЧСС), двойное произведение (ДП), пульсовое (ПД), систолическое (АДс), диастолическое (АДд), среднединамическое (СДД) давление, минутный (МОК) и систолический (СОК) объем крови, индекс функциональных изменений (ИФИ).

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ состояния ССС показал, что ЧСС студенток всех экспериментальных групп волнообразно повышалась от начала к концу 1-4 учебных семестров (76,30±3,81-78,80±2,87 против 83,90±3,58-88,30± 4,72 уд./мин; Р>0,05), что обусловлено нарастанием утомления и психоэмоционального напряжения в обозначенные сроки.

При изучении динамики ДП, характеризующего уровень потребления кислорода миокардом, у исследуемых девушек установлено колебание значений в диапазоне 81,34±2,174-86,45±3,677 у. е. в межсессионные периоды с тенденцией к росту до 85,20±4,311-94,59±4,201 у. е. во время экзаменационных сессий (Р>0,05). Высокие значения ДП в январе и июне обусловлены более интенсивной и напряженной работой сердечной мышцы, в ходе которой обеспечиваются возросшие потребности в кислороде различных органов и систем, задействованных в реакциях адаптации.

Оценка колебаний ПД (рис. 1, 2) выявила наименьшие значения показателя в начале теоретического обучения и предэкзаменационные периоды, а наибольшие - во время экзаменов во всех исследуемых группах (Р>0,05). В-целом, ПД у испытуемых студенток характеризовалось постепенным ростом значений в возрастном аспекте от 45,60±3,88747,40±2,806 до 50,00±3,025-54,20±4,917 мм рт. ст.

Значения артериального кровяного давления являются информативными диагностическими параметрами ответной реакции организма студенток на учебные нагрузки. Установлено, что АДс в течение всего периода исследований имело тенденцию к повышению от начала учебных семестров к их концу во всех экспериментальных группах. При этом максимальные значения данного показателя выявлены у девушек контрольной группы во время экзаменационных сессий (123,60±5,488-128,20±3,624 мм рт. ст.). У ровесниц II («Селенес+») и III («Селенес+»+светосеанс) групп значения АДс находились в пределах 120,90±3,781-125,30±3,255 мм рт. ст. (Р>0,05).

60

50

в, 40

І 30

3 20

10

сентябрь декабрь январь февраль май нюнь Периоды учебных семестров, мес

□ I, ПП. □ III группы

Рис. 1. Динамика ПД первокурсниц

111111

сентябрь декабрь январь февраль май июнь Периоды учебных семестров, мес

□ І. ШІ. □ IIIгруппы

Рис. 2. Динамика ПД второкурсниц

Характер колебаний значений АДц всецело соответствовал динамике таковых АДс. Однако как на первом, так и на втором году обучения в январе и июне студентки опытных групп имели более высокие показатели в сопоставлении с контрольной группой. Так,

диапазон изменений АДд во время экзаменов составлял 67,80±3,145-73,00±3,775 в I группе, 69,50±3,297-76,60±4,843 - во II; 71,75±4,145-75,70±3,817 мм рт. ст. - в III группе (Р>0,05).

Аналогичная закономерность наблюдалась в характере изменений параметров СДД, отражающих согласованность регуляции сердечного выброса и периферического сопротивления. Значения СДД у изучаемых девушек волнообразно повышались от начала к концу учебных семестров, причем в периоды экзаменов данный показатель у студенток, принимавших «Селенес+» и биопрепарат в комплексе с фотохромосеансом, был выше на 3,26-9,12 % по сравнению с контрольной группой (Р>0,05).

Систолический и минутный объем крови (СОК и МОК соответственно) являются параметрами адаптации гемодинамической производительности сердца к меняющимся потребностям организма. Изучение динамики СОК показал, что у всех исследуемых студенток он постепенно возрастал в течение учебных семестров, достигая максимальных значений во время экзаменационных сессий (65,43±6,016-70,80±4,730 мл; Р>0,05).

Параметры объемной скорости кровотока в сосудистом русле большого круга кровообращения у студенток находились в прямой зависимости от СОК и не имели существенных межгрупповых различий. Наименьшие значения МОК отмечены в начале (4340,70±202,444-4593,82±208,953 мл), а наибольшие - в конце 1-4 учебных семестров (4902,21±267,3395-5179,21±172,297 мл).

Анализ ИФИ показал, что на протяжении двух лет наблюдений у всех изучаемых студенток значения данного показателя колебались в пределах физиологической нормы для данной возрастной группы (17-20 лет) и соответствовали удовлетворительному состоянию механизмов адаптации. Установлено, что ИФИ имел тенденцию к волнообразному снижению от начала первого к концу второго года обучения (2,24±0,067-2,26±0,081 против 2,16±0,037-2,21±0,054 у. е.) как в контрольной, так и в опытных группах, что указывает на повышение стресс-резистентности организма студенток. Максимальных величин ИФИ достигал во время экзаменационных сессий (2,25±0,079-2,29±0,047 у. е.), что связано с повышенным психоэмоциональным напряжением и утомлением обучающихся в этот период (Р>0,05).

Резюме. Экспериментальным путем установлено, что применение биоактивной добавки «Селенес+» и светосеанса оказывало корригирующее влияние на работу сердечнососудистой системы студенток младших курсов в условиях учебных нагрузок, что подтверждается различием с контрольными значениями по ряду гемодинамических параметров (ПД, АДс, АДд, СДД).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, P. M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - М. : Медицина, 1997. - 236 с.

2. Пономарев, С. Б. Моделирование риска болезней адаптации в молодом возрасте / С. Б. Пономарев, А. Б. Александров, А. А. Половникова, А. Л. Чубаров, В. А. Тененев. - Ижевск : Издательство ИжГТУ, 2007. - 230 с.

3. Борелла, П. Взаимосвязь между микронутриентами и сердечно-сосудистыми заболеваниями: эпидемиологическое подтверждение / П. Борелла, А. Барджеллини, П. Джакобацци, И. Марчези, С. Ровести // Микроэлементы в медицине. - 2005. - Т. 6. - № 2. - С. 21-26.

4. Рукин, Е. М. Спектральная фототерапия: общие принципы и методические основы метода / Е. М. Рукин, А. М. Василенко // Рефлексотерапия. - 2006. - № 1 (15). - С. 18-20.

5. Кирьянова, В. В. Изучение антиноцицептивного действия светодиодного излучения длиной волны 470 нм / В. В. Кирьянова, П. И.Гузалов // Физиотерапия. Бальнеология. Реабилитация. - 2011. - № 2. - С. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.