Научная статья на тему 'Корреляция антропометрических, гематологических, биохимических и гемодинамических параметров у студентов младших курсов'

Корреляция антропометрических, гематологических, биохимических и гемодинамических параметров у студентов младших курсов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ / БИОПРЕПАРАТ «СЕЛЕНЕС+» / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ И ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ / АДАПТАЦИЯ / BIOGENIC COMPOUND «SELENES+» / JUNIOR STUDENTS / CORRELATION AND DISPERSION ANALYSIS / ANALYSIS OF VARIANCE / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Панихина Анна Витальевна

Выявлены взаимосвязи между назначением студентам и студенткам младших курсов биогенного соединения «Селенес+» и становлением, развитием их морфофизиологического состояния, сопровождающихся эффективной реализацией механизмов адаптации учащейся молодежи к условиям обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Панихина Анна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF ANTHROPOMETRIC, HEMATOLOGICAL, BIOCHEMICAL AND HEMODYNAMICAL PARAMETERS OF JUNIOR STUDENTS

The article reveals the interconnection between the prescription of biogenic compound «Selenes+» to junior students and the formation, development of their morphophysiological status accompanied by effective implementation of the mechanisms of adaptation of students to the conditions of studying at university.

Текст научной работы на тему «Корреляция антропометрических, гематологических, биохимических и гемодинамических параметров у студентов младших курсов»

УДК 612-057.875

КОРРЕЛЯЦИЯ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ, ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ, БИОХИМИЧЕСКИХ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

CORRELATION OF ANTHROPOMETRIC, HEMATOLOGICAL, BIOCHEMICAL AND HEMODYNAMICAL PARAMETERS OF JUNIOR STUDENTS

А. В. Панихина

А. V. Panikhina

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Выявлены взаимосвязи между назначением студентам и студенткам младших курсов биогенного соединения «Селенес+» и становлением, развитием их морфофизиологическо-го состояния, сопровождающихся эффективной реализацией механизмов адаптации учащейся молодежи к условиям обучения в вузе.

Abstract. The article reveals the interconnection between the prescription of biogenic compound «Selenes+» to junior students and the formation, development of their morphophysiological status accompanied by effective implementation of the mechanisms of adaptation of students to the conditions of studying at university.

Ключевые слова: студенты младших курсов, биопрепарат «Селенес+», корреляционный и дисперсионный анализ, адаптация.

Keywords: junior students, biogenic compound «Selenes+», correlation and dispersion analysis, analysis of variance, adaptation.

Актуальность исследуемой проблемы. Известно, что адаптация студентов к комплексу факторов, специфичных для высшего и среднего специального образования, представляет собой сложный многоуровневый морфофизиологический процесс, который сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных механизмов организма [2], [4]. Как утверждают Е. В. Малышева и др., у студентов 1 и 2 курсов в условиях нервно-психического напряжения обнаруживаются выраженные индивидуальные различия в их устойчивости к эмоциональному стрессу, связанные с изменением механизмов регуляции гомеостаза и, в конечном итоге, эффективной адаптацией или ее срывом [3]. При этом проведение корреляционного и дисперсионного анализа позволяет объективно судить об адаптированности организма студентов к специфическим условиям обучения в высшей школе, что представляет актуальную проблему современной физиологии.

В связи с изложенным выше целью работы является изучение взаимосвязей ростовых, обменных и иммунологических процессов студентов и студенток младших курсов с совершенствованием морфофизиологического статуса организма в условиях применения селеносодержащего биопрепарата «Селенес+».

Материал и методика исследований. Проведены четыре серии экспериментов и лабораторных исследований в течение I, II, III, IV учебных семестров (1-2 курсы) с привлечением 30 студентов факультета «Автомобили и автомобильное хозяйство» Чебоксарского политехнического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет им. В. С. Черномырдина» и 30 студенток факультета естествознания и дизайна среды ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» в возрасте 17-20 лет. Участники были разделены на группы по 10 человек в каждой. По данным медицинского осмотра в МУЗ «Городская больница № 2» г. Чебоксары и индивидуального опроса все юноши и девушки были зачислены в основную медицинскую группу.

Студентам за один месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) назначали плацебо (II группа) и биопрепарат «Селенес+» (III группа) согласно рекомендациям Министерства здравоохранения и социального развития РФ перорально по 1 драже ежедневно. Студенты I группы препаратов не получали (контроль).

Во всех сериях опытов у учащейся молодежи сравниваемых групп в начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий ^^ учебных семестров изучали динамику гематологических, биохимических параметров. Затем оценивали корреляционные отношения между изучаемыми показателями путем расчета непараметрического коэффициента ранговой корреляции Спирмена (г) и проводили дисперсионный анализ с определением F-критерия Фишера для независимых выборок. Статистически значимыми считали различия при Р<0,05.

Результаты исследований и их обсуждение. По мнению Р. М. Баевского, изучение корреляционных отношений позволяет понять сущность процессов роста и развития организма [1]. Кроме того, коэффициент ранговой корреляции Спирмена позволяет судить о тесноте и направленности связи между изучаемыми параметрами.

Так, в конце первого курса положительно направленные взаимосвязи сильной и средней плотности у студентов контрольной группы были выявлены между количеством эритроцитов и концентрацией гемоглобина (г=0,72; Р<0,05), систолическим артериальным давлением (АДс) и массой тела (г=0,72; Р<0,05), диастолическим артериальным давлением (АДд) и числом эритроцитов (г=0,76; Р<0,05), ростом и массой тела (г=0,67; Р<0,05), пульсовым давлением (ПД) и массой тела (г=0,67; Р<0,05), активностью пере-кисного окисления липидов (ПОЛ) и АДд (г=0,55; Р>0,05), количеством эритроцитов и лейкоцитов (г=0,63; Р<0,05), среднединамическим давлением (СДД) и массой тела (г=0,55; Р>0,05), индексом Кетле (ИК) и СДД (г=0,60; Р>0,05). Отрицательно направленные корреляционные отношения были свойственны для активности антиоксидант-ной системы (АОС) и ПОЛ (г=-0,95; Р<0,05), систолического объема кровообращения (СОК) и количества эритроцитов (г=-0,67; Р<0,05), коэффициента выносливости (КВ) и массы тела (г=-0,53; Р>0,05), СОК и уровня гемоглобина (г=-0,50; Р>0,05), ПД и концентрации гемоглобина (г=-0,60; Р>0,05), КВ и ИК (г=-0,50; Р>0,05), ИК и уровня селена (г=-0,53; Р>0,05).

У юношей II группы было обнаружено наличие положительных корреляционных отношений между массой тела и ростом (г=0,90; Р<0,05), АДд и АДс (г=0,72; Р<0,05), ПД и активностью ПОЛ (г=0,71; Р<0,05), СОК и интенсивностью ПОЛ (г=0,68; Р<0,05), АДд и ростом (г=0,58; Р>0,05), двойным произведением (ДП) и АДд (г=0,61; Р>0,05), уровнем гемоглобина и количеством эритроцитов (г=0,55; Р>0,05), активностью ПОЛ и числом эритроцитов (г=0,52; Р>0,05). Отрицательно направленные связи зафиксированы между индексом функциональных изменений (ИФИ) и уровнем селена (г=-0,78; Р<0,05), концентрацией селена и ДП (г=-0,78; Р<0,05), активностью АОС и ПОЛ (г=-0,80; Р<0,05), ПД и активностью АОС (г=-0,68; Р<0,05), СДД и уровнем селена (г=-0,66; Р<0,05), минутным объемом кровообращения (МОК) и активностью ПОЛ (г=-0,55; Р>0,05), СОК и ростом (г=-0,52; Р>0,05), АДс и концентрацией селена (г=-0,63; Р>0,05), активностью АОС и АДс (г=-0,63; Р>0,05), уровнем селена и АДд (г=-0,57; Р>0,05), частотой сердечных сокращений (ЧСС) и концентрацией селена (г=-0,53; Р>0,05), МОК и уровнем селена (г=-0,50; Р>0,05), МОК и активностью ПОЛ (г=-0,55; Р>0,05), СДД и активностью АОС (г=-0,56; Р>0,05), КВ и числом эритроцитов (г=-0,60; Р>0,05).

Коэффициенты корреляции для изучаемых параметров у студентов III группы составляли: г=0,68 - для СОК и уровня селена, г=0,50 - ИК и концентрации селена, г=0,56 -КВ и концентрации гемоглобина, г=0,55 - количества эритроцитов и уровня гемоглобина, г=0,54 - интенсивности ПОЛ и концентрации гемоглобина, г=-0,61 - активности АОС и ПОЛ, г=-0,62 - количества лейкоцитов и роста, г=-0,58 - интенсивности ПОЛ и роста, г=-0,57 - СОК и количества эритроцитов, г=-0,55 - СОК и концентрации гемоглобина, г=-0,50 - СОК и интенсивности ПОЛ, г=-0,51 - количества эритроцитов и ПД, г=-0,53 -ПД и концентрации гемоглобина (Р>0,05).

В конце второго курса корреляционный анализ показал наличие достоверных отношений высокой тесноты между показателями АДс и АДд (г=0,79), роста и числа лейкоцитов (г=-0,72), количества эритроцитов и АДд (г=0,72), уровня селена и АДд (г=0,72), активности ПОЛ и ИК (г=-0,75) у студентов I группы; массы и роста (г=0,71), активности АОС и СОК (г=-0,83), уровня гемоглобина и ПД (г=0,74), числа лейкоцитов и интенсивности ПОЛ (г=-0,78) - II группы; роста и активности АОС (г=-0,74), АДд и АДс (г=0,89), гемоглобина и активности АОС (г=0,70), АДс и активности АОС (г=-0,75), активности АОС и АДд (г=-0,74), ПД и ЧСС (г=-0,80), СОК и СДД (г=-0,87), активности АОС и ИФИ (г=-0,72), СДД и активности АОС (г=-0,78) - III группы.

Полученные нами данные согласуются с мнением Е. Н. Симзяевой о том, что повышение числа и степени выраженности корреляционных отношений свидетельствует о том, что для достижения положительного результата адаптации в функциональную систему вовлекается большое число компонентов [5].

У девушек контрольной группы к концу первого года обучения были обнаружены корреляционные отношения высокой плотности и положительной направленности между СОК и ИК (г=0,70; Р<0,05), а также отрицательной направленности - между МОК и ростом (г=-0,72; Р<0,05), АДс и уровнем гемоглобина (г=-0,70; Р<0,05), ЧСС и концентрацией селена (г=-0,83; Р<0,05), вегетативным индексом Кердо (ВИК) и ростом (г=-0,70; Р<0,05), ИФИ и числом эритроцитов (г=-0,77; Р>0,05). Связи массы тела и АДс (г=0,68; Р<0,05) роста и АДд (г=0,63; Р>0,05), ВИК и АДс (г=-0,69; Р<0,05), уровня селена и АДс (г=0,67; Р<0,05), ИК и ПД (г=0,69; Р<0,05), роста и СОК (г=-0,61; Р>0,05), ИФИ и уровня гемоглобина (г=-0,69; Р<0,05), СДД и уровня гемоглобина (г=-0,68; Р<0,05), количества эритроцитов и активности ПОЛ (г=-0,64; Р<0,05), роста и СДД (г=0,58; Р>0,05), массы

тела и ПД (г=0,58; Р>0,05), КВ и массы тела (г=-0,63; Р>0,05), АДс и АДд (г=0,57; Р>0,05), уровня гемоглобина и АДд (г=-0,60; Р>0,05), МОК и ИК (г=0,52; Р>0,05), концентрации гемоглобина и МОК (г=0,55; Р>0,05), ВИК и уровня селена (г=-0,50; Р>0,05), СДД и количества эритроцитов (г=-0,52; Р>0,05), ИК и активности АОС (г=-0,50; Р>0,05), числа лейкоцитов и интенсивности ПОЛ (г=0,60; Р>0,05), уровня гемоглобина и селена (г=-0,50; Р>0,05), активности АОС и ПОЛ (г=-0,52; Р>0,05) были средней силы.

Сильная положительная связь у студенток II группы выявлена между показателями роста и АДс (г=0,90; Р<0,05), средняя - между показателями роста и ПД (г=0,63; Р<0,05), числа эритроцитов и АДд (г=0,67; Р<0,05), ИФИ и активности ПОЛ (г=0,50; Р>0,05), количества эритроцитов и СДД (г=0,53; Р>0,05), ПД и числа лейкоцитов (г=0,59 Р>0,05), ИФИ и уровня селена (г=0,68; Р<0,05), активности АОС и количества лейкоцитов (г=0,61; Р>0,05). Отрицательные корреляционные отношения отмечены для роста и КВ (г=-0,66; Р<0,05), СОК и количества эритроцитов (г=-0,54; Р>0,05), КВ и числа лейкоцитов (г=-0,61; Р>0,05), количества эритроцитов и активности ПОЛ (г=-0,60; Р>0,05).

У студенток III группы зафиксированы сильные положительные отношения АДд и АДс (г=0,85; Р<0,05), активности ПОЛ и массы тела (г=0,72; Р<0,05), активности АОС и ПД (г=0,72; Р<0,05), активности АОС и ДП (г=0,73; Р<0,05); средние положительные отношения АДс и активности АОС (г=0,69; Р<0,05), ДП и АДд (г=0,64; Р<0,05), активности АОС и ИФИ (г=0,66; Р<0,05), числа лейкоцитов и активности АОС (г=0,69; Р<0,05), СОК и ЧСС (г=0,56; Р>0,05), ЧСС и ПД (г=0,54; Р>0,05), ЧСС и уровня гемоглобина (г=0,56; Р>0,05), активности АОС и СДД (г=0,50; Р>0,05), КВ и количества эритроцитов (г=0,56; Р>0,05). Для показателей интенсивности ПОЛ и ДП (г=-0,52; Р>0,05), числа лейкоцитов и уровня гемоглобина (г=-0,50; Р>0,05), активности АОС и ПОЛ (г=-0,56; Р>0,05) были характерны средние отрицательные взаимосвязи.

У девушек контрольной группы в конце второго года обучения были зафиксированы статистически значимые (Р>0,05) взаимосвязи АДс и АДд (г=0,87), ВИК и АДс (г=-0,72), массы тела и числа эритроцитов (г=-0,64), ИФИ и количества эритроцитов (г=-0,68), активности АОС и ПОЛ (г=0,70), числа эритроцитов и ДП (г=-0,78).

Корреляционный анализ показателей студенток II группы выявил достоверные взаимосвязи между АДс и АДд (г=0,67), АДд и ДП (г=0,78), активностью ПОЛ и СОК (г=-0,79), интенсивностью ПОЛ и ПД (г=-0,74), активностью ПОЛ и КВ (г=0,71), АДс и активностью АОС (г=0,73), активностью АОС и СДД (г=0,75).

Студентки, принимавшие биопрепарат, обнаружили сформировавшиеся корреляционные отношения между АДд и АДс (г=0,80), МОК и ростом (г=-0,71), ЧСС и СОК (г=-0,75), массой тела и ПД (г=0,66), ВИК и ростом (г=-0,64), ВИК и АДс (г=-0,73), АДд и ДП (г=0,75), АДс и количеством лейкоцитов (г=-0,69), ДП и числом лейкоцитов (г=-0,66), активностью АОС и ЧСС (г=-0,65), СОК и активностью АОС (г=0,73), активностью АОС и ИФИ (г=0,71), ДП и активностью АОС (г= 0,82).

Итак, количество и характер взаимосвязей между изучаемыми показателями студентов и студенток, объективно отражающими адаптивные процессы в организме, закономерно изменяются в зависимости от различных периодов 1 и 2 курсов. При этом отмечено разное количество корреляционных отношений сильной и средней степени в исследуемых группах обучающихся, что адекватно выражает разную степень адаптированно-сти организма к условиям обучения в вузе.

Для изучения эффекта влияния испытываемого биопрепарата на характер изменения морфофизиологического состояния студентов и студенток младших курсов был проведен дисперсионный анализ (табл. 1).

Таблица 1

Динамика влияния моделируемого фактора на организм

Пол Юноши Девушки

—^^Пар аметр Семестр " Критерий Фишера, F Достоверность различий, P Критерий Фишера, F Достоверность различий, P

I 1,02 Р>0,05 1,50 Р>0,05

II 2,05 Р<0,05 2,61 Р<0,05

III 2,53 Р<0,05 1,77 Р>0,05

IV 4,94 Р<0,001 2,27 Р<0,05

Применение дисперсионного анализа ANOVA позволяет исследовать значимость различия между средними значениями параметров с помощью сравнения дисперсий. Разделение общей дисперсии на несколько источников позволяет сравнить вызванную различием между группами дисперсию с дисперсией, вызванной внутригрупповой изменчивостью. Сравнивая компоненты дисперсии друг с другом посредством F-критерия Фишера, можно определить, какая доля общей вариативности результативного признака обусловлена действием регулируемых факторов [6].

Таким образом, дисперсионный анализ позволил подтвердить эффект влияния фактора на изучаемые параметры. При этом у юношей достоверная разница между группами по совокупности показателей была обнаружена в конце II, III и IV семестров; а у девушек -в конце II и IV семестров. Значения критерия Фишера по уровню селена у юношей составляли: 12,13 (Р<0,001) в I семестре; 34,49 (Р<0,001) - во II; 38,62 (Р<0,001) - в III; 116,50 (Р<0,001) - в IV. У девушек эти значения в разные семестры составляли соответственно 7,7 (Р<0,01); 48,78 (Р<0,001); 11,86 (Р<0,001); 55,18 (Р<0,001).

Резюме. Результаты корреляционного и дисперсионного анализа свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи назначения студентам и студенткам младших курсов биопрепарата «Селенес+» с активизацией физиолого-биохимических реакций, обеспечивающих функционально устойчивое развитие и становление морфофизиологи-ческого статуса организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, P. M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / P. M. Баевский, А. П. Берсенева. - М. : Медицина, 1997. - 236 с.

2. Димитриев, Д. А. Влияние экзаменационного стресса и психоэмоциональных особенностей на уровень артериального давления и регуляцию сердечного ритма у студенток / Д. А. Димитриев, А. Д. Димитриев, Ю. Д. Карпенко, Е. В. Саперова // Физиология человека. - 2008. - Т. 34. - № 4. - С. 1-8.

3. Малышева, Е. В. Нейрогуморальное обеспечение иммунного гомеостаза / Е. В. Малышева, Д. В. Черкасов, А. В. Гулин // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - Т. 16. Вып. 1. - С. 327-333.

4. Меньшикова, М. В. Психофизиологические особенности адаптации студентов к учебе в медицинском вузе : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 19.00.02 / М. В. Меньшикова. - Архангельск, 2003. - 21 с.

5. Симзяева, Е. Н. Влияние двигательной активности на особенности адаптации организма студенток с отклонениями в состоянии здоровья к условиям обучения в вузе : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / Е. Н. Симзяева. - Чебоксары, 2002. - 19 с.

6. StatSoft, Inc. (2012). Электронный учебник по статистике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.