Научная статья на тему 'Корригирование адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе биопрепаратом «Селенес+»∗'

Корригирование адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе биопрепаратом «Селенес+»∗ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ / ПЕРВОКУРСНИКИ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / "СЕЛЕНЕС+"

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кузьмина Наталья Александровна, Табаков Станислав Геннадьевич, Панихина Анна Витальевна, Шуканов Александр Андреевич

Прием студентами 1 курса биогенного соединения «Селенес+» сопровождается положительной коррекцией морфофизиологического статуса организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кузьмина Наталья Александровна, Табаков Станислав Геннадьевич, Панихина Анна Витальевна, Шуканов Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корригирование адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе биопрепаратом «Селенес+»∗»

УДК 612.017.2 :378

КОРРИГИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ БИОПРЕПАРАТОМ «СЕЛЕНЕС+»*

ADAPTATION OF THE FIRST YEAR STUDENTS TO THE SYSTEM OF EDUCATION AT THE UNIVERSITY WITH THE HELP OF THE FOOD SUPPLEMENT «SELENS+»

Н. А. Кузьмина, С. Г. Табаков, А. В. Панихина, А. А. Шуканов N. A. Kuzmina, S. G. Tabakov, A. V. Panikhina, A. A. Shukanov

ГОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Прием студентами 1 курса биогенного соединения «Селенес+» сопровождается положительной коррекцией морфофизиологического статуса организма.

Abstract. T aking the biogenic compound «Selenes+» by the first year students is accompanied by the correction of the morphophysiological status of their organism.

Ключевые слова: студенты, адаптация, первокурсники, физиологический статус, «Селенес+».

Keywords: students, adaptation, first year students, physiological status, «Selenes+».

Актуальность исследуемой проблемы. В последние годы все большую тревогу вызывает состояние здоровья молодого поколения нашей страны. Поэтому одной из основных задач является приведение образовательного процесса в соответствие с психофизиологическими возможностями учащихся. Для решения этой задачи необходимо знание особенностей адаптации студентов младших курсов к учебным нагрузкам [1], [2].

Согласно современным представлениям биологическое значение селена для живых организмов в первую очередь определяется его антиоксидантным и иммуномодулирующим действием. При пониженной обеспеченности организма селеном и соответственно при низком содержании этого микроэлемента в крови у человека наблюдается снижение уровня неспецифической резистентности на фоне неблагоприятных факторов окружающей среды. Следовательно, включение селенсодержащих биологически активных добавок в рацион учащейся молодежи приобретает особенную актуальность [3], [4].

В контексте изложенного выше целью наших исследований явилось изучение особенностей адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе с учетом использования биопрепарата «Селенес+».

Материал и методика исследований. Проведена серия экспериментов и лабораторных исследований на базе Чебоксарского политехнического института (филиала) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» с участием 30 юношей в возрасте 17-18 лет (по 10 чел. в каждой группе) основной медицинской группы. Испы-

* Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ, проект № 09-06-22606 а/В.

туемые в течение 1и 2 учебных семестров были разделены на 3 группы: I группа - контрольная, студенты II группы принимали плацебо, III группы - «Селенес+» перорально по 1 драже ежедневно согласно рекомендациям Минздравсоцразвития РФ. Первокурсникам II и III групп за 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) назначали плацебо и «Селенес+» соответственно.

В начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимней (январь) и летней (июнь) экзаменационных сессий 1-2 семестров проводили оценку гематологической, биохимической картины и состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) учащейся молодежи с применением современных клинико-физиологических и математических методов исследований.

Результаты исследований и их обсуждение. Установлено, что в ходе экспериментов количество эритроцитов в крови первокурсников I и II групп уменьшалось от начала к концу 1 семестра (5,41±0,07 против 5,20±0,12 и 5,73±0,06 против 5,34±0,09 млн/мкл) соответственно. В течение 2 семестра, напротив, оно возрастало от начала теоретического обучения (5,18±0,11-5,20±0,121 млн/мкл) к концу летней экзаменационной сессии (5,33±0,095,40±0,08 млн/мкл). В то же время число эритроцитов у первокурсников III группы имело тенденцию плавного повышения в возрастном аспекте от 5,30±0,079-5,49±0,121 млн/мкл до 5,48±1,21-5,76±0,063 млн/мкл. Различие в количестве эритроцитов у студентов сравниваемых групп на протяжении 1 и 2 семестров носило недостоверный характер.

Характер изменений уровня гемоглобина в целом соответствовал динамике числа эритроцитов.

Отмечено, что если количество лейкоцитов в крови исследуемых студентов 1 курса заметно увеличивалось от начала к концу 1 учебного семестра (6,82±0,528-7,54±0,488 против 6,97±0,019-8,25±0,252 тыс./мкл), то во 2 семестре этот гематологический показатель, наоборот, неуклонно снижался к концу исследований от 7,64±0,337-7,87±0,317 до 6,22±0,13-6,82±0,127 тыс./мкл).

Активность перекисного окисления липидов (ПОЛ) у студентов контрольной группы в течение 1 курса волнообразно повышалась по мере их взросления с пиком ее значений в периоды как зимней (январь), так и летней (июнь) экзаменационных сессий (4,97±0,188 и 4,84±0,143 шУ соответственно).

о Периоды учебных семестров

о

&

>> Рис. 1. Динамика ПОЛ в сыворотке крови первокурсников

Если активность изучаемого биохимического параметра у студенческой молодежи III группы от начала к концу 1 учебного семестра имела тенденцию незначительного снижения (4,70±0,184-3,89±1,601 шУ), то она заметно снижалась по мере взросления студентов от начала 2 семестра к его концу (3,59±0,191-2,89±0,120 шУ).

Активность ПОЛ у студентов в условиях применения биопрепарата «Селенес+» к концу 1 курса была на 40,28 % ниже, чем в контроле (Р<0,001).

Противоположная закономерность выявлена в динамике активности антиоксидант-ной системы (АОС) у студентов III группы: в течение 1 курса она волнообразно повышалась от 1,11±0,036-1,57±0,089 шУ/с и значительно превышала контрольные параметры в периоды и зимней, и летней экзаменационных сессий (Р<0,01-0,001).

Во все сроки исследований по активности изучаемых биохимических показателей крови промежуточное положение между первокурсниками контрольной и III групп занимали их ровесники II группы (плацебо).

Анализ динамики значений частоты сердечных сокращений (ЧСС) показал, что этот параметр у исследуемых первокурсников волнообразно увеличивался от начала как 1, так и 2 учебных семестров к их концу. Причем максимальные значения ЧСС отмечены в периоды и зимней (89,90±3,54-92,10±3,69 уд/мин), и летней (82,50±1,60187,60±2,76 уд/мин) экзаменационных сессий, что свидетельствует о выраженных признаках тахикардии (Р>0,05).

100

90

80 щ .■

к

■'

£ ■'

и ■■■

и ■■

10 о

Также отмечено, что характер изменений пульсового давления (ПД) у юношей сравниваемых групп в течение первого года обучения волнообразно колебался от начала 1 курса (сентябрь) к его концу (июнь) от 48,40±4,718-52,80±2,385 до 46,10±3,25956,90±1,572 мм рт. ст. При этом максимальные значения ПД имели место в течение как зимней, так и летней экзаменационных сессий.

Динамика показателей систолического артериального давления (САД) в целом соответствовала характеру колебаний ЧСС. Так, значения САД у исследуемой студенческой молодежи сравниваемых групп имели тенденцию роста от начала экспериментов (сентябрь) к их концу (июнь) от 119,60±1,24-122,30±3,69 до 128,40±0,954136,80±1,56 мм рт. ст. (Р>0,05).

Характер изменений параметров диастолического артериального давления (ДАД) в основном соответствовал динамике значений САД.

сентябрь декабрь январь февраль май июнь

Периоды учебных семестров Рис. 2. Динамика значений ЧСС первокурсников

При анализе динамики значений систолического объема крови (СОК), характеризующих количество выбрасываемой желудочками крови за период одной систолы, выявлено, что если у юношей I (контроль) и III («Селенес+») групп они в течение 1 и 2 учебных семестров неуклонно снижались от 24,58±1,595-26,55±2,90 до 20,96±2,43124,09±0,937 мл соответственно, то у их сверстников II группы (плацебо) - снижались волнообразно (25,46±3,626-27,22±2,597 против 22,18±1,363-25,51±1,666 мл).

Значения минутного объема крови (МОК) у студентов сравниваемых групп в 1 семестре медленно нарастали от начала теоретического обучения к периоду зимней сессии и лежали в пределах 1771,40± 131,479-1931,83±206,15 против 1904,24±220,06-2200,57±203,88 мл/мин. Во 2 учебном семестре имело место волнообразное увеличение изучаемого показателя ССС. Таким образом, рост МОК у студентов в период экзаменационных сессий является показателем напряженного функционирования ССС, стресса и утомления.

При анализе динамики параметров двойного произведения (ДП), характеризующих напряжение сердечной мышцы и уровень потребления кислорода миокардом, выявлено, что на всем протяжении 1 курса они были ниже у юношей III группы (87,23±2,482-116,57±2,936) по сравнению с параметрами студентов I и II групп (87,05±4,315-122,27±4,437 у. е.).

Расчет адаптационного потенциала (АП), выражающего критерий приспособляемости организма человека к меняющимся факторам внешней среды, показал, что в течение всего учебного года отмечалось напряжение адаптационных возможностей у исследуемых юношей. Он волнообразно повышался, достигая максимальных значений в ходе как зимней (2,06±0,042-2,46±0,028 у. е.), так и летней (2,08±0,071-2,53±0,055 у. е.) экзаменационных сессий. Этот факт свидетельствует о состоянии относительного напряжения в реализации адаптивных реакций организма.

Резюме. Научно обоснована физиологическая целесообразность корригирования адаптации студентов 1 курса к условиям обучения в вузе с применением биопрепарата «Селенес+». Установлено, что юноши III группы («Селенес+») превосходили контрольных ровесников к концу 2 учебного семестра по активности антиоксидантной системы на 25,77 % (Р<0,001) и уступали по числу лейкоцитов крови на 12,1 % (Р<0,005) и активности перекисного окисления липидов в сыворотке крови на 40,28 % (Р<0,001).

Экспериментально доказано, что студенты III группы («Селенес+») имели достаточно высокий уровень антиоксидантного потенциала и, как следствие, эффективную защиту от гидропероксидного стресса, что способствовало более эффективной адаптации организма к условиям обучения в вузе.

Промежуточное положение по изученным гематологическим и биохимическим параметрам и состоянию ССС между первокурсниками I (контроль) и III («Селенес+») групп занимали их ровесники II (плацебо) группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтынова, Н. В. Коррекция физиологического состояния организма студенток младших курсов биопрепаратом «Селенес+» : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.03.01 / Н. В. Алтынова. - Чебоксары, 2010. - 17 с.

2. Бусловская, Л. К. Адаптация студентов и школьников к учебным нагрузкам / Л. К. Бусловская // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1. - С. 38-38.

3. Голубкина, Н. А. Оценка уровня потребления селена беременными женщинами в отдельных регионах России и Украины / Н. А. Голубкина, М. В. Шагов // Тезисы I Всероссийского конгресса с международным участием «Питание детей: XXI век». - М. : Институт питания РАМН, 2000. - 28 с.

4. Тутельян, В. А. Селен в организме человека / В. А. Тутельян, В. А. Княжев, С. А. Хотимченко. -М. : РАМН, 2002. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.