Научная статья на тему 'Динамика физиологического состояния студентов 2 курса при разных режимах двигательной активности и использовании биопрепарата «Селенес+»'

Динамика физиологического состояния студентов 2 курса при разных режимах двигательной активности и использовании биопрепарата «Селенес+» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ 2 КУРСА / "СЕЛЕНЕС+" / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузьмина Наталья Александровна, Табаков Станислав Геннадьевич, Панихина Анна Витальевна

Установлена причинно-следственная связь между динамикой морфофизиологического состояния второкурсников и назначением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузьмина Наталья Александровна, Табаков Станислав Геннадьевич, Панихина Анна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика физиологического состояния студентов 2 курса при разных режимах двигательной активности и использовании биопрепарата «Селенес+»»

УДК 371.72:616-072.8

ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ПРИ РАЗНЫХ РЕЖИМАХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ БИОПРЕПАРАТА «СЕЛЕНЕС+»

DYNAMICS OF SECOND-YEAR STUDENTS’ PHYSIOLOGICAL STATE IN TERMS OF DIFFERENT MOTOR ACTIVITY MODES AND USE OF BIOLOGICAL PREPARATION «SELENES+»

Н. А. Кузьмина, С. Г. Табаков, А. В. Панихина

N. A. Kuzmina, S. G. Tabakov, A. V. Panikhina

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Установлена причинно-следственная связь между динамикой морфофизиологического состояния второкурсников и назначением биопрепарата «Селенес+» совместно с дополнительными физическими занятиями.

Abstract. Cause-and-effect relation between the dynamics of second-year students’ morphophysi-ological state and the prescription of biological preparation «Selenes+» along with extra physical exercises has been determined.

Ключевые слова: студенты 2 курса, «Селенес+», оздоровительная аэробика, морфофизиологический статус, адаптация.

Keywords: second-year students, «Selenes+», health-improving aerobics, morphophysiological status, adaptation.

Актуальность исследуемой проблемы. Состояние здоровья молодежи является необходимым и определяющим условием благополучия общества, его прогрессивного развития [1], [2]. Однако сложившаяся в нашей стране обстановка расширяет круг факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье студентов, и делает эту категорию населения еще более уязвимой в социальном и медицинском аспекте.

Начальный период обучения в вузе для студентов является ответственным как в социальном, так и физиологическом отношении. Новые условия обучения, высокая суммарная учебная нагрузка, большой объем, новизна и сложность материала, которым должен овладеть студент, предъявляют к организму повышенные требования. В процессе учебных занятий в институте создаются достаточные предпосылки для развития утомления у обучающихся, что приводит к различным расстройствам адаптации [3], [4]. Состояние здоровья студенческой молодежи во многом определяется его адаптационными резервами, характером и направленностью взаимодействия в системе организм - среда -поведение. Для решения данной проблемы необходимо проследить, как происходят процессы адаптации студентов к обучению в вузе.

В этой связи целью нашего исследования явилось изучение психофизиологического состояния студентов 2 года обучения.

Исходя из поставленной цели, выдвинуты следующие задачи исследования: 1) изучить показатели гематологии и параметры функционального состояния сердечнососудистой системы (ССС); 2) оценить индивидуально-психологические особенности студентов 2 курса.

Материал и методика исследований. Проведена серия экспериментов и лабораторных исследований на базе Чебоксарского политехнического института (филиала) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» с участием 30 юношей основной медицинской группы в возрасте 18-19 лет (по 10 человек в каждой группе) в течение 3, 4 учебных семестров. Студенты были разделены на 3 группы: I группа -контрольная, II группа - студенты принимали «Плацебо», III группа - «Селенес+» перорально по 1 драже ежедневно согласно рекомендациям Минздравсоцразвития РФ. Второкурсникам II и III групп назначали «Плацебо» и «Селенес+» за 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май). При этом юноши всех исследуемых групп дополнительно занимались оздоровительной аэробикой 2 раза в неделю по 90 минут.

В начале (сентябрь, февраль) и конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимней (январь) и летней (июнь) экзаменационных сессий проводили оценку гематологических (число эритроцитов, лейкоцитов, уровень гемоглобина) параметров и состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) определением систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД соответственно), частоты сердечных сокращений (ЧСС), пульсового давления (ПД), систолического и минутного объема крови (СОК и МОК соответственно), индекса функциональных изменений (ИФИ) учащейся молодежи с применением современных клинико-физиологических и математических методов исследований. Оценку индивидуально-психологических особенностей второкурсников проводили с помощью тепинг-теста, шкалы личностной и ситуативной тревожности Спилберга.

Результаты исследований и их обсуждение. В ходе эксперимента было установлено, что количество эритроцитов в крови студентов III группы увеличивалось от начала 3 и 4 семестров к их концу от 5,35±0,09 до 5,76±0,06 и от 4,75±0,16 до 5,28±0,20 млн/мкл соответственно. Иная закономерность была обнаружена у студентов I и II групп. Так, их значения волнообразно снижались к периодам экзаменационных сессий.

Уровень гемоглобина в крови студентов I группы волнообразно снижался в течение 2 года обучения, тогда как у их сверстников из III группы в условиях применения биогенного соединения «Селенес+» он, напротив, возрастал.

Отмечено, что число лейкоцитов у второкурсников контрольной группы неуклонно увеличивалось в течение 3 и 4 семестров от 5,38±0,30 до 5,52±0,28 и от 7,16±1,14 до 7,75±0,39 тыс./мкл соответственно. У студентов III группы данный гематологический показатель снижался на протяжении учебного года от 7,25±0,78 до 5,07±0,42 тыс./мкл (рис. 1).

Показатели ЧСС у исследуемых студентов волнообразно повышались в течение семестров, достигая максимальных значений в периоды экзаменационных сессий. Так, в январе значения ЧСС студентов I группы составляли 87,60±2,96, II группы - 88,50±2,04 и III группы - 87,40±2,52 уд./мин.

01 ' * , ”, ”, V, V, * г

сентябрь декабрь январь февраль май июнь

□ I группа

□ II группа

□ III группа

Периоды учебных семестров Рис. 1. Динамика количества лейкоцитов в крови студентов

Аналогичная закономерность выявлена в динамике ПД, которая у учащейся молодежи сравниваемых групп в течение 3 и 4 учебных семестров имела тенденцию стойкого повышения от начала теоретического обучения в семестрах к периодам экзаменов (январь, июнь) и лежала в диапазонах 43,20±3,94 - 51,10±1,89 и 44,40±2,02 - 53,90±1,63 мм рт. ст. соответственно.

Исследования показали, что диапазон значений САД находился в пределах физиологической нормы. Отмечено, что данный параметр у юношей всех групп исследований возрастал в течение года, причем максимальные значения приходились на периоды зимней и летней экзаменационных сессий (130,70±1,24 и 130,50±1,05 - I группа, 132,50±1,47 и 124,50±1,12 - II группа, 129,10±0,82 и 123,70±0,97 мм рт. ст. - III группа соответственно) (рис. 2).

35

м>

я

»

л

п

Я

а

а

30

25

20

10

сентябрь декабрь январь февраль

□ I группа

□ II группа

□ III группа

Периоды учебных семестров Рис. 2. Значения САД студентов

Характер колебаний значений ДАД всецело соответствовал динамике САД. При анализе динамики значений СОК, характеризующих количество выбрасываемой желудочками крови за период одной систолы, выявлено, что у студенческой молодежи они уменьшались от начала к концу учебного года (20,29±2,11 - 20,90±1,23 против 17,43±1,83 - 23,19±1,48 мл). Следует отметить, что показатели СОК у контрольных студентов на протяжении второго года обучения были выше аналогичных значений у их сверстников III группы, что может свидетельствовать о состоянии повышенного напряжения деятельности ССС организма первых.

Установлено, что динамика значений МОК сопряжена с параметрами СОК. Так, у второкурсников I и II групп значения МОК зигзагообразно увеличивались в возрастном аспекте (1529,60±165,51 - 1543,61±372,7 - 1603,95±101,65 - 1858,48±100,32 мл/мин), тогда как у их ровесников III группы наблюдалось снижение данных значений (1529,60±165,51 против 1343,94±146,46 мл/мин) (рис. 3).

□ I группа

□ II группа

□ III группа

сентябрь декабрь январь февраль май июнь

я

Периоды учебных семестров Рис. 3. Значения МОК студентов

Показатели ССС свидетельствуют о выраженных психофизиологических сдвигах и нарушениях в регуляторных механизмах ритма сердца, наблюдаемых у студентов в период экзаменационной сессии.

Параллельно с изучением физиологических параметров проводился анализ типологических особенностей студентов с помощью методик психодиагностики. Были проанализированы личностная (ЛТ) и ситуативная (СТ) тревожности (шкала Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина) и определены свойства нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест) [2].

Показатель ЛТ студентов в декабре варьировался от 35 до 57 баллов. Параметр ситуативной тревожности лежал в диапазоне от 32 до 55 баллов. Следует отметить, что ЛТ и СТ в обычный учебный день у большинства студентов по установленной шкале были умеренными. Так у 60,5 % студентов ЛТ была оценена как умеренная; у 39,5 % -высокая; СТ у 75 % студентов - умеренная, у 25 % - высокая.

В период зимней экзаменационной сессии диапазон колебаний значений ЛТ и СТ значительно увеличивался от 29 до 65, от 27 до 65 баллов соответственно. Достаточно высокий уровень ЛТ человека, вероятнее всего, может говорить о проблемах коммуникативного характера, проявляющихся у него в самых различных жизненных ситуациях. Низкий уровень тревожности студента говорит о его недостаточной мотивации к учебной деятельности и пониженной ответственности за результаты учебы. Иногда очень низкая тревожность является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

В период летней сессии у 74,7 % студентов отмечался умеренный, у 19,4 % - высокий, у 5,9 % - низкий уровень ЛТ. По СТ можно косвенно оценить степень выраженности психоэмоционального стресса в данный момент времени. Так, у 20,5 % студентов была высокая тревожность, у 75,5 % - умеренная, у 4 % - низкая.

На основе теппинг-теста определяли силу нервных процессов студентов. Сильная нервная система, как известно, выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Установлено, что сильной нервной системой обладают 10 % испытуемых, средней - 50 %, слабой - 40 %.

Тем самым прослеживается тенденция к снижению выраженности отрицательных психологических сдвигов студентов от начала 3 к концу 4 семестра.

Резюме. Экспериментально доказано, что студенты III группы в условиях применения биогенного соединения «Селенес+» в комплексе с дополнительными занятиями оздоровительной аэробикой имели более высокие показатели морфофизиологического состояния организма по сравнению с контрольными значениями. Среднее положение между студентами-второкурсниками первой (контроль) и третьей («Селенес+») групп по изученным параметрам соматометрии, гемотологической и психофизиологической картины занимали их сверстники второй («Плацебо») группы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Агаджанян, Н. А. Надежда XXI века - студенческая молодежь: здоровье, образование, семья, профессия / Н. А. Агаджанян // Здоровье студентов : сб. тез. междунар. науч.-практ. конф. - М. : Изд-во РУДН, 1999. - С. 4-9.

2. Копаев, В. П. Гармонизация умственных и физических нагрузок как условие повышения эффективности обучения студентов физкультурных вузов / В. П. Копаев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 5. - С. 22-23.

3. Попова, Ю. А. Дистресс у студентов младших курсов в процессе обучения в вузе / Ю. А. Попова, А. А. Никоноров // I съезд физиологов СНГ : научные труды. - М. : Медицина-Здоровье, 2005. - Т. 2. -С. 279.

4. Паршукова, О. И. Селен и его функции у жителей Европейского Севера : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / О. И. Паршукова. - Сыктывкар, 2008. - 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.