Научная статья на тему 'Оценка гематологических и биохимических показателей студентов младших курсов в условиях применения селеносодержащего препарата'

Оценка гематологических и биохимических показателей студентов младших курсов в условиях применения селеносодержащего препарата Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ / БИОПРЕПАРАТ «СЕЛЕНЕС+» / ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / АДАПТАЦИЯ / BIOLOGICAL PREPARATION «SELENES+» / FRESHMEN AND SOPHOMORES / HEMATOLOGICAL AND BIOCHEMICAL PARAMETERS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Панихина А. В., Пахомова И. Ю.

Доказано, что назначение студентам младших курсов биогенного соединения «Селенес+» сопровождается биобалансом интенсивности реакций свободнорадикального окисления и активности антиоксидантной системы организма и, как следствие, высокими гематологическими и биохимическими параметрами, что способствует эффективной адаптации организма к условиям обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Панихина А. В., Пахомова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF HEMATOLOGICAL AND BIOCHEMICAL PARAMETERS OF FRESHMEN AND SOPHOMORES IN CONDITIONS OF APPLICATION OF SELENIUM PREPARATION

T is proved that the prescription of the biogenic compound «Selenes+» to freshmen and sophomores is accompanied by the biological balance of intensity of reactions of free-radical oxidation and the activity of antioxidant system of the organism, and as a consequence, by the high hematological and biochemical parameters, which contributes to the effective adaptation of the organism to the conditions of studying at the university.

Текст научной работы на тему «Оценка гематологических и биохимических показателей студентов младших курсов в условиях применения селеносодержащего препарата»

УДК 612-057.875

ОЦЕНКА ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ И БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СЕЛЕНОСОДЕРЖАЩЕГО ПРЕПАРАТА

ASSESSMENT OF HEMATOLOGICAL AND BIOCHEMICAL PARAMETERS OF FRESHMEN AND SOPHOMORES IN CONDITIONS OF APPLICATION OF SELENIUM PREPARATION

А. В. Панихина, И. Ю. Пахомова

А. V. Paniknina, I. Y. Pakhomova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Доказано, что назначение студентам младших курсов биогенного соединения «Селенес+» сопровождается биобалансом интенсивности реакций свободнорадикального окисления и активности антиоксидантной системы организма и, как следствие, высокими гематологическими и биохимическими параметрами, что способствует эффективной адаптации организма к условиям обучения в вузе.

Abstract. It is proved that the prescription of the biogenic compound «Selenes+» to freshmen and sophomores is accompanied by the biological balance of intensity of reactions of free-radical oxidation and the activity of antioxidant system of the organism, and as a consequence, by the high hematological and biochemical parameters, which contributes to the effective adaptation of the organism to the conditions of studying at the university.

Ключевые слова: студенты младших курсов, биопрепарат «Селенес+», гематологические и биохимические параметры, адаптация.

Keywords: freshmen and sophomores, biological preparation «Selenes+», hematological and biochemical parameters, adaptation.

Актуальность исследуемой проблемы. Наблюдаемое в последние два десятилетия повышение уровня заболеваемости студенческой молодежи, особенно на младших курсах обучения, приобретает выраженную социально-экономическую значимость. Поэтому научное обоснование и внедрение инновационных методов и средств оздоровления обучающихся являются актуальной проблемой современной физиологии, валеоло-гии и биотехнологии [3].

Известно, что Чувашская Республика характеризуется как дефицитный регион по содержанию в почве и воде многих важнейших микроэлементов, в том числе селена. Поэтому становится очевидной необходимость коррекции селенового статуса жителей Чувашии этим микроэлементом. Особенно это актуально для таких категорий населения, как дошкольники, школьники, студенты и беременные женщины [2].

Эссенциальный микроэлемент селен, входя в состав глутатионпероксидазы, способствует снижению концентрации перекисных продуктов, что лежит в основе целого ряда биологических эффектов - антидистрофического, радиопротекторного, гемопо-этического, повышению в целом пролиферативных потенций различных видов тканей [1], [3], [4], [5], [6].

В связи с изложенным выше цель нашей работы - изучить гематологические и биохимические профили студентов младших курсов в условиях применения биоактивной добавки «Селенес+».

Материал и методика исследований. В исследованиях приняли участие 30 студентов-юношей 1-2 курсов в возрасте 17-20 лет факультета «Автомобили и автомобильное хозяйство» Чебоксарского политехнического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет им. В. С. Черномырдина», разделенных на три группы по 10 человек в каждой. По результатам медосмотра все студенты были зачислены в основную медицинскую группу. В обеих сериях экспериментов у юношей сравниваемых групп в начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий 1-1У учебных семестров изучали следующие параметры: гематологические - определение в крови количества эритроцитов (млн/мкл), уровня гемоглобина (г/л), числа лейкоцитов (тыс./мкл); биохимические - определение в сыворотке крови концентрации селена, активности перекисного окисления липидов (ПОЛ) и антиоксидантной системы (АОС).

Студентам за один месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) назначали плацебо (II группа) и биопрепарат «Селенес+» (III группа) согласно рекомендациям Министерства здравоохранения и социального развития РФ перорально по 1 драже ежедневно. Студенты I группы препаратов не получали (контроль).

Обработку результатов проводили методом вариационной статистики с использованием непараметрического и-критерия Манна-Уитни. Значимость различий считали достоверной при Р<0,05.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ характера колебаний гематологического спектра показал, что если количество эритроцитов в крови у первокурсников I и II групп незначительно колебалось в возрастном аспекте от 5,16±0,08-5,17±0,12 до 5,19±0,13-5,23±0,14 млн/мкл, то у их однокурсников III группы оно волнообразно повышалось от 5,17±0,12 до 5,30±0,15 млн/мкл. Причем максимальное число эритроцитов у исследуемых студентов было зафиксировано в пред- и экзаменационный периоды (декабрь, январь, май, июнь).

Следует отметить, что юноши III группы в условиях применения биопрепарата «Селенес+» достоверно превосходили по исследуемому гематологическому параметру сверстников I и II групп в конце 1 курса.

Аналогичная закономерность выявлена в динамике концентрации гемоглобина. Так, в течение экспериментов первокурсники III группы превосходили сверстников контрольной и II групп по данному гематологическому показателю на 0,3-5,9 % (Р>0,05).

Выявлено, что число лейкоцитов у наблюдаемых студентов постепенно снижалось от начала к концу первого учебного года и находилось в пределах колебаний физиологической нормы (6,70±0,56-6,84±0,63 против 6,43±0,42-6,62±0,57 тыс./мкл; Р>0,05).

При оценке динамики биохимического профиля установлено, что если у юношей I и II групп уровень селена в сыворотке крови постепенно снижался по мере их взросления от 67,14±4,28-67,22±3,20 до 65,35±3,41-66,28±2,64 мкг/л, то у их ровесников

III группы он повышался (67,08±3,21 против 84,17±1,86 мкг/л). Его колебания находились в прямой зависимости от назначения биопрепарата, достигая нормальных физиологических значений для лиц данного возраста к январю и июню.

Причем важным является выявленный нами факт, что первокурсники III группы (рис. 1), начиная с зимней экзаменационной сессии (январь) и до завершения учебного года (июнь), превосходили однокурсников I и II групп по изучаемому биохимическому показателю соответственно на 20,1-28,8 и 17,5-27,1 % (Р<0,05-0,001).

90

80

70

А -

П О А

60 —

50 —

40 —

30 —

20 —

10 —

1

-

□ I группа

□ II группа

□ III группа

сентябрь декабрь январь февраль май ию

Периоды учебного года Рис. 1. Динамика концентрации селена у студентов 1 курса

Примечание: здесь и далее знак достоверных различий * ной и опытной; • - опытных групп

между показателями студентов контроль-

Отмечено, что активность ПОЛ у студентов исследуемых групп заметно увеличивалась от начала теоретического обучения первого семестра (сентябрь) к концу второго семестра (июнь) от 4,53±0,158-4,59±0,078 до 4,48±0,055-4,80±0,032 тУ. При этом юноши I, II групп существенно превосходили по данному биохимическому параметру ровесников III группы в июне (Р<0,05-0,005).

Иная закономерность обнаружена в динамике активности АОС. У первокурсников всех групп она постепенно увеличивалась от начала к концу учебного года (1,26±0,067-1,30±0,073 до 1,36±0,019-1,44±0,024 тУ/с). Причем студенты III группы в конце первого года обучения по активности АОС достоверно превосходили ровесников из I (контроль) и II (плацебо) групп.

Установлено, что во второй серии опытов число эритроцитов в крови второкурсников I и II групп медленно уменьшалось по мере их взросления от 5,32±0,148-5,40±0,298 до 5,25±0,062-5,29±0,113 млн/мкл, в то время как у их ровесников III группы оно осталось примерно на том же уровне к концу учебного года (5,43±0,256 против

*

*

0

5,43±0,051млн/мкл). При этом юноши III группы при назначении биогенного соединения «Селенес+» достоверно превосходили по данному гематологическому показателю студентов I группы в июне (Р<0,05).

Характер колебаний уровня гемоглобина в целом соответствовал динамике числа эритроцитов. Так, у наблюдаемой студенческой молодежи он повышался в возрастном аспекте от 148,80±5,928-152,60±3,938 до 148,70±1,484-155,00±2,145 г/л.

Выявлено, что число лейкоцитов в крови студентов сравниваемых групп неравномерно менялось в течение всего 2 курса и было в диапазоне 6,02±0,268-6,49±0,294 тыс./мкл). Разница в данном показателе во все сроки исследований была недостоверной.

Л

я

&

И

о &

>'

120

100

80

60

40

20

□ I группа

□ II группа

□ III группа

сентябрь декабрь январь февраль май июнь

Периоды учебного года

Рис. 2. Динамика концентрации селена у студентов 2 курса

При изучении динамики биохимического профиля крови установлено, что в течение второго учебного года концентрация селена в сыворотке крови наблюдаемой студенческой молодежи находилась в диапазоне от 66,41±3,725-80,51±1,257 до 67,02±2,694-96,55±1,230 мкг/л (рис. 2). Причем показатели студентов III группы («Селенес+») на всех этапах исследований имели достоверное превосходство по отношению к контрольным (Р<0,05-0,001).

Анализ характера изменений активности ПОЛ студентов показал тенденцию к ее волнообразному изменению по мере их взросления с пиками возрастания в периоды сессий. Активность ПОЛ у студенческой молодежи в начале и конце 2 курса составляла 4,37±0,189-4,71±0,172 и 4,63±0,049-4,96±0,091 тУ соответственно. Причем юноши III группы заметно уступали по данному биохимическому показателю сверстникам контрольной и II групп в декабре, мае и июне (Р<0,05-0,01).

*

*

*

*

*

*

0

Активность АОС у второкурсников всех групп волнообразно менялась в течение учебного года, понижаясь к середине III и IV семестров и увеличиваясь к их концу. Следует отметить, что активность АОС у юношей III группы в сравнении с таковой у их ровесников I и II групп в период летней экзаменационной сессии была выше на 12,9 и 7,5 % соответственно (Р<0,05).

Резюме. Доказано, что в экспериментальных условиях к концу 2 курса студенты III группы превосходили ровесников контрольной группы по антропометрическим параметрам на 4,2-7,7 % (Р<0,05), числу эритроцитов, концентрации гемоглобина в крови, уровню селена, активности антиоксидантной системы в кровяной сыворотке - на 4,244,1 %, а по активности перекисного окисления липидов в ней, напротив, уступали на 4,3-6,7 % (Р<0,05-0,01).

Промежуточное положение по изучаемым показателям соматометрии, гематологической и биохимической картины между студентами I (контроль) и III («Селенес+») групп занимали их ровесники II (плацебо) группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гмошинский, И. В. Микроэлемент селен: роль в процессах жизнедеятельности / И. В. Гмошин-ский, Е. К. Мазо, В. А. Тутельян, С. Л. Хотимченко // Экология моря : сб. науч. тр. - Архангельск, 2005. -Вып. 54. - С. 5-19.

2. Голубкина, Н. А. Характеристика пищевой цепи переноса селена в условиях Чувашии / Н. А. Голубкина, Д. В. Широков // Микроэлементы в медицине. - 2003. - Т. 4. - № 2. - С. 11-15.

3. Сабурцев, С. А. Анализ адаптационных возможностей студентов медицинского колледжа по данным кардиоинтервалографии / С. А. Сабурцев, A. B. Савельева // Материалы II Региональной научно-практической конференции «Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса». - Арзамас, 2008. - С. 120-123.

4. Тутельян, В. А. Селен в организме человека: метаболизм, антиоксидантные свойства, роль в канцерогенезе / В. А. Тутельян, В. А. Княжев, Н. А. Голубкина. - М. : Изд-во РАМН, 2002. - 224 с.

5. Burk, R. F. Selenoprotein P: an extracellular protein with unique physical characteristics and a role in selenium homeostasis / R. F. Burk, K. E. Hill // Annu Rev. Nutr. - 2005. - Vol. 25. - P. 215-235.

6. Rayman, M. P. Selenium and Vitamin E Supplementation for Cancer Prevention / M. P. Rayman, G. F. Jr. Combs, D. Waters // JAMA. - 2009. - Vol. 301 (18). - P. 1876.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.