УДК 613.6+615.831+616 - 003.725
ДИНАМИКА МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПЕРВОКУРСНИЦ В УСЛОВИЯХ НАЗНАЧЕНИЯ БИОПРЕПАРАТА «СЕЛЕНЕС+» И ФОТОТЕРАПИИ
DYNAMICS OF MORPHOPHISIOLOGICAL STATUS OF FEMALE FIRST-YEAR STUDENTS BY MEANS OF USE OF BIOPREPARATION
«SELENES +» AND PHOTOTHERAPY
Т. А. Привалова, Н. А. Кузьмина, С. Г. Табаков, А. А. Шуканов T. A. Privalova, N. A. Kuzmina, S. G. Tabakov, А. А. Shukanov
ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Комплексное назначение биогенного соединения «Селенес+» с фототерапией оказывает стимулирующее влияние на структурно-функциональное состояние организма первокурсниц.
Abstract. The complex prescription of biogenic compound «Selenes+» and phototherapy exerts stimulating influence on the structural and functional state of female first-year students.
Ключевые слова: студентки, «Селенес+», фототерапия, антропометрия, гемодинамиче-ская и сердечно-сосудистая системы.
Keywords: female students, «Selenes+», phototherapy, anthropometry, hemodynamic and cardio-vascular systems.
Актуальность исследуемой проблемы. Охрана здоровья учащейся молодежи считается одной из важнейших социальных задач государства. Известно, что успешность адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе определяется морфофизиологическим состоянием их организма [1].
Одно из необходимых условий обеспечения здоровья - адекватное поступление в организм биофильных микроэлементов, что особенно важно в юношеском возрасте, когда все метаболические процессы протекают наиболее интенсивно, а механизмы их регуляции отличаются недостаточной зрелостью. Селен является важнейшим пищевым антиоксидантом и эссенциальным микроэлементом, дефицит которого наблюдается во многих регионах нашей страны, в том числе в Чувашской Республике [2]. Применение немедикаментозных методов активизации защитно-приспособительных реакций организма, в частности фототерапии, представляет собой перспективное направление в профилактике иммунодефицитного состояния учащейся молодежи [3], [4].
В связи с вышеизложенным целью нашей работы является изучение показателей соматометрии, гемодинамической и сердечно-сосудистой систем у студенток 1 курса в условиях совместного назначения биогенного вещества «Селенес+» с фототерапией.
Материал и методика исследований. В исследованиях участвовали 30 здоровых студенток-первокурсниц 17-20 лет факультета естествознания и дизайна среды ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», разделенных на I (контрольная), II и III (опытные) группы по 10 человек в каждой. За 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) студенткам 1 курса II и III групп назначали «Селенес+» согласно рекомендациям Минздравсоцразвития РФ перорально по 1 драже ежедневно. Девушки III группы в указанные сроки дополнительно проходили оздоравливающий двухнедельный сеанс фототерапии прибором «Аверс-Лайт» в течение 20-25 минут ежедневно, его лечебно-профилактический эффект основан на иммуностимулирующем действии синего спектра света на организм. Фототерапия осуществлялась путем чрезкожного освещения области кубитальной вены в локтевом сгибе.
В начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимней (январь) и летней (июнь) экзаменационных сессий 1-2 учебных семестров у студенток сравниваемых групп изучали параметры антропометрии (рост, масса тела, индекс Кетле), биохимической картины крови (активность перекисного окисления липидов, антиоксидантной системы), вариабельности сердечного ритма (ВСР).
Результаты исследований и их обсуждение. Выявлено, что у наблюдаемых девушек рост увеличивался по мере взросления от 166,30±2,47 до 167,00±2,43 см в I группе, от 165,10±2,70 до 166,25±2,83 см во II группе, от 165,45±1,90 до 167,05±2,35 см в III группе (Р>0,05). Масса тела у студенток сравниваемых групп волнообразно колебалась на протяжении 1 года обучения с тенденцией к увеличению в возрастном аспекте. Так, у девушек контрольной группы данный показатель в начале и конце учебного года менялся в диапазоне 54,74±3,80-55,40±3,03 кг; принимавших биопрепарат «Селенес+» - 53,53±3,3655,35±2,70 кг; проходивших курс приема биопрепарата и фототерапии - 52,16±2,8255,55±1,63 кг соответственно, межгрупповые различия были недостоверными.
Значения индекса Кетле (ИК), характеризующего физиологическую избыточность или недостаточность массы тела, у исследуемых первокурсниц варьировались от 19,04±0,92-19,73±1,01 в начале до 19,84±0,89-20,01±0,77 у. е. в конце учебного года, находясь в пределах колебаний физиологической нормы для данной возрастной категории (Р>0,05).
Анализ характера изменений активности перекисного окисления липидов (ПОЛ) у студенток 1 курса показал тенденцию к ее нарастанию в течение как 1, так и 2 учебных семестров от 3,91±0,21-3,35±0,07 до 4,48±0,43-3,98±0,22 шУ в I группе, от 4,04±0,163,11±0,61 до 4,38±0,41-4,07±0,22 шУ во II группе. Иная закономерность выявлена в динамике данного биохимического параметра у ровесниц III группы, которая характеризовалась повышением активности ПОЛ от начала к концу теоретического обучения обоих семестров (4,11±0,13-3,58±0,07 в сентябре и феврале против 4,27±0,09-3,90±0,13 шУ в декабре и мае) с последующим снижением в периоды зимней и летней экзаменационных сессий (4,04±0,13 и 3,80±0,14 шУ соответственно). Причем в январе отмечено достоверное превышение активности ПОЛ у девушек I группы по сравнению с таковой у их ровесниц III группы.
При оценке колебаний активности антиоксидантной системы (АОС) установлено (рис. 1), что если у студенческой молодежи контрольной группы она в возрастном аспекте волнообразно уменьшалась (1,15±0,01-1,22±0,06 против 1,03±0,03-1,15±0,07 шУ/с), то у девушек из II и III групп - повышалась (0,93±0,05-1,34±0,06 против 1,28±0,08-
1,48±0,06 шУ/е). При этом отмечено превышение активности изучаемого биохимического параметра у студенток опытных групп по отношению к контрольным значениям в январе и июне на 6,8-11,4 % (Р<0,05).
Рис. 1. Динамика активности антиоксидантной системы у первокурсниц
Анализ вариабельности сердечного ритма является общепринятым методом исследования и оценки состояния регуляторных систем организма, обеспечивающих поддержание сердечно-сосудистого гомеостаза. ВСР содержит колоссальный информативный материал, отражающий особенности протекания адаптации организма к новым жизненным условиям [5].
Изучение статистических ^БКК, р№К50), геометрических (81) и спектральных (рЬР, рИР, ЬР/ИР) параметров ВСР выявило ее неоднозначную динамику в разных экспериментальных группах (рис. 2). Так, у исследуемых студенток происходило увеличение значений в течение 1 семестра от 86,20± 17,46 до 87,40± 16,34 мс в I группе и от
59,50± 11,19 до 67,50± 12,50 мс в III группе. В то же время у ровесниц II группы наблюдалось снижение данного показателя (88,10±33,79 против 76,90±25,76 мс). Противоположная закономерность в характере изменений отмечена в течение 2 семестра. Они у
студенток I и III групп постепенно уменьшались (90,20±11,23-72,44±41,27 против 50,30±13,43-41,27±9,33 мс), а во II - возрастали от 37,26±10,44 до 39,64±14,52 мс (Р>0,05).
Оценка колебаний р№К50 показала, что значения параметра волнообразно менялись в возрастном аспекте, снижаясь у студенток контрольной группы и принимавших «Селенес+» (10,25±7,38 -37,90±5,31 против 6,24±4,14-19,76±3,26 %) и незначительно повышаясь у их сверстниц, проходивших курс приема биопрепарата и фототерапии (7,65±3,68 против 11,10±6,14 %), причем достоверной разницы в межгрупповом разрезе не выявлено.
Установлено, что значения стресс-индекса ^) у девушек всех групп имели тенденцию к росту от начала к концу учебных семестров (73,55±21,34-190,70±91,90 против 103,20±45,88-213,10±62,56 у. е.; Р>0,05).
При анализе показателей частотной области обнаружено, что у изучаемых студенток значения рЬР и ЬР/ИР были минимальными в начале теоретического обучения (34,91±6,58-38,84±4,83 и 1,42±0,57-1,95±0,72 % соответственно), максимальными - во время обеих экзаменационных сессий (38,66±5,94-41,37±5,95 и 1,45±0,40-2,65±0,94 %). Параметры рИР в течение как 1, так и 2 учебных семестров, напротив, снижались, достигая наименьших значений в январе (24,48±6,78-33,64±7,13 %) и июне (18,15±7,8938,70±6,20 %) по сравнению с показателями в сентябре (31,58±9,62-40,19±9,59 %) и феврале (36,60±4,99-45,52±8,93 %).
Выявленные колебания параметров ВСР свидетельствуют о повышении активности симпатического отдела ВНС с одновременным снижением парасимпатического тонуса от начала к концу как 1, так и 2 учебных семестров у девушек исследуемых групп (Р>0,05).
Резюме. Выявлено, что первокурсницы в условиях комбинированного назначения биопрепарата «Селенес+» и фототерапии в течение как теоретического обучения, так и экзаменационных сессий находились в состоянии менее выраженного напряжения гемо-динамической и сердечно-сосудистой систем, что обусловлено оптимизацией биоравновесия между интенсивностью реакций свободно-радикального окисления и активностью антиоксидантной системы организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А. А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам здоровья студенческой молодежи / А. А. Баранов // Рос. педиатр. журн. - 2000. - № 5. - С. 5-12.
2. Владимиров, Ю. А. Физико-химические основы фотобиологических процессов : учеб. пособие / Ю. А. Владимиров, А. Я. Потапенко. - М. : Высш. шк., 1989. - 199 с.
3. Карандашев, В. И. Фототерапия / В. И. Карандашев, Е. Б. Петухов, В. С. Зродников. - М. :
Медицина, 2001. - 365 с.
4. Попов, В. В. Вариабельность сердечного ритма. Возможности применения в физиологии и клинической медицине / В. В. Попов, Л. Н. Фрицше // Украинский медицинский вестник. - 2006. - № 2 (52). - С. 1-8.
5. Тутельян, В. А. Селен в организме человека: метаболизм, антиоксидантные свойства, роль в канцерогенезе / В. А. Тутельян, В. А. Княжев, Н. А. Г олубкина и др. - М. : Изд-во РАМН, 2002. - 224 с.