Научная статья на тему 'Коррекция физиологического состояния студентов младших курсов при использовании фототерапии и биопрепарата «Селенес+»'

Коррекция физиологического состояния студентов младших курсов при использовании фототерапии и биопрепарата «Селенес+» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ 1 КУРСОВ / "СЕЛЕНЕС+" / ФОТОТЕРАПИЯ / ГЕМОДИНАМИЧЕСКАЯ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМЫ / АНТРОПОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Табаков Станислав Геннадьевич, Кузьмина Наталья Александровна, Панихина Анна Витальевна, Привалова Тамара Анатольевна, Шуканов Александр Андреевич

Прием биогенного соединения «Селенес+» с фототерапией оказывает корригирующее влияние на морфофизиологический статус студентов 1 курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Табаков Станислав Геннадьевич, Кузьмина Наталья Александровна, Панихина Анна Витальевна, Привалова Тамара Анатольевна, Шуканов Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция физиологического состояния студентов младших курсов при использовании фототерапии и биопрепарата «Селенес+»»

УДК 612-057.875: [615.831+612.392.69]

КОРРЕКЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОТОТЕРАПИИ

И БИОПРЕПАРАТА «СЕЛЕНЕС+»

CORRECTION OF PHYSIOLOGICAL CONDITION

OF FRESHMAN STUDENTS BY MEANS OF USE OF PHOTOTHERAPY AND BIOPREPARATION «SELENES +»

С. Г. Табаков, Н. А. Кузьмина, А. В. Панихина, Т. А. Привалова, А. А. Шуканов S. G. Tabakov, N. A. Kuzmina, A. V. Panikhina, T. A. Privalova, А. А. Shukanov

ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Прием биогенного соединения «Селенес+» с фототерапией оказывает корригирующее влияние на морфофизиологический статус студентов 1 курсов.

Abstract. Taking biogenic compound «Selenes+» along with phototherapy exerts corrective influence on the morphophysiological status of freshman students.

Ключевые слова: студенты 1 курсов, «Селенес+», фототерапия, гемодинамическая и сердечно-сосудистая системы, антропометрия.

Keywords: freshman students, «Selenes+», phototherapy, hemodynamic and cardio-vascular systems, anthropometry.

Актуальность исследуемой проблемы. На состояние здоровья студенческой молодежи оказывает влияние сложный комплекс разнообразных факторов, среди которых особое место принадлежит учебной нагрузке, связанной с интенсивной умственной деятельностью, нарушением режима труда и отдыха, гиподинамией, стрессовыми ситуациями. В многочисленных физиолого-гигиенических исследованиях отмечается ухудшение функционального состояния организма юношей в процессе адаптации к учебной деятельности в вузах. В связи с этим изучение состояния здоровья учащихся и разработка мер по его укреплению является одной из важнейших государственных задач [1], [2].

Одно из необходимых условий обеспечения здоровья - адекватное поступление в организм биофильных микроэлементов, что особенно важно в юношеском возрасте, когда все метаболические процессы протекают наиболее интенсивно, а механизмы их регуляции отличаются недостаточной зрелостью.

Селен чрезвычайно важен для нормальной работы иммунной и антиоксидантной систем организма человека, поскольку является необходимым компонентом ряда ферментных и детоксицирующих систем клеток. Важнейшей функцией селена является подавление процессов свободнорадикального окисления клеточных структур с после-

дующим иммуностимулирующим действием. Коррекция селенодефицитного состояния большей части российского населения биогенными соединениями селена является актуальной проблемой здравоохранения [4], [5], [6].

Еще одним ключевым подходом к решению проблемы снижения заболеваемости среди учащейся молодежи является оздоровление с помощью естественных методов -света, воздуха, воды и движения. Свет оказывает влияние на человеческий организм, являясь возбудителем энергии во всех клетках, тканях и органах, на которые он действует. Достигается эффект восстановления организма изнутри. Полезное световое излучение попадает в клетку организма больного или ослабленного человека, возбуждая в ней все естественные физиологические процессы, обмен веществ, повышая общий тонус. Посредством проникновения светового излучения в организме достигается эффект насыщения клеток кислородом, повышение иммунитета, снятие синдрома усталости. Одним из методов светолечения является фототерапия, имеющая в своей основе принцип воздействия света с определенными длинами волн на организм. Свет определенного спектра исходит от искусственных источников в течение определенного времени и эффективен в лечении различных физиологических расстройств.

В этой связи целью нашей работы явилось изучение антропометрических параметров, показателей сердечно-сосудистой и гемодинамической систем у студентов

I курса в условиях применения биогенного вещества «Селенес+» и фототерапии.

Материал и методика исследований. В исследованиях принимали участие 30 студентов 1 курса 17-20 лет автомобильного факультета Чебоксарского политехнического института (филиала) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет», разделенных на I (контрольная), II и III (опытные) группы по 10 человек в каждой. За 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) студентам

II и III групп назначали «Селенес+» согласно рекомендациям Минздравсоцразвития РФ перорально по 1 драже ежедневно. Юноши III группы в указанные сроки дополнительно проходили оздоравливающий двухнедельный сеанс фототерапии в течение 20-25 минут ежедневно прибором «Аверс-Лайт», лечебно-профилактический эффект которого основан на иммуностимулирующем действии синего спектра света на организм. Фототерапия осуществлялась путем чрезкожного освещения области кубитальной вены в локтевом сгибе.

В начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимней (январь) и летней (июнь) экзаменационных сессий 1-2 учебных семестров у студентов сравниваемых групп изучали параметры антропометрии (рост, масса тела, индекс Кетле), биохимической картины крови (активность перекисного окисления липидов, антиоксидантной системы), вариабельности сердечного ритма (ВСР).

Результаты исследований и их обсуждение. В ходе эксперимента было установлено, что рост у исследуемых студентов увеличивался по мере их взросления от 175,90±2,55-177,30±2,36 до 178,02±1,41-179,08±2,09 см, тогда как масса тела волнообразно менялась в течение семестров с незначительными снижениями в периоды зимней и летней сессий.

Так, у юношей контрольной группы данный показатель в начале и конце учебного года менялся в диапазоне 65,80±3,00-69,12±0,52 кг; принимавших биопрепарат «Селе-нес+» - 66,30±3,09-66,64±1,24 кг; проходивших курс приема биопрепарата и фототерапии - 65,60±2,92-68,84±1,01 кг соответственно. Межгрупповые различия в данном параметре были недостоверными.

Для изучения физиологической избыточности или недостаточности массы тела рассчитывали индекс Кетле (ИК) по общепринятым в физиологии современным методикам. Значения ИК находились в пределах физиологической нормы для данной возрастной группы (20,72±0,74-22,30±0,38 кг/м2).

Активность ПОЛ у студентов контрольной группы в течение 1 курса волнообразно повышалась по мере их взросления с пиком ее значений в периоды зимней (январь) и летней (июнь) экзаменационных сессий (4,97±0,188 и 4,84±0,143 шУ соответственно).

Если активность изучаемого биохимического параметра у студенческой молодежи III группы имела тенденцию незначительного снижения от начала к концу 1 учебного семестра (4,70±0,184-3,89±1,601 шУ), то от начала 2 семестра к его концу она снижалась заметно(3,59±0,191-2,89±0,120 шУ).

Активность ПОЛ у студентов в условиях применения биопрепарата «Селенес+» к концу 1 курса была на 40,28 % ниже, чем в контроле (Р<0,001).

Противоположная закономерность выявлена в динамике активности АОС у студентов III группы, которая в течение 1 курса волнообразно повышалась от 1,11±0,036 до 1,57±0,089 шУ/с и значительно превышала контрольные параметры в периоды и зимней, и летней экзаменационных сессий (Р< 0,01-0,001).

Изменение активности антиоксидантной системы (АОС) представлено на рис. 1.

О 1,5

и

о

<

л

н

< 0,5

сентябрь декабрь январь февраль

Периоды учебных сесместров

2

1

0

□ I; НИ;

ЕЭ Ш группа

Рис. 1. Динамика активности антиоксидантной системы у первокурсников

Вариабельность сердечного ритма (ВСР) является мощнейшим неинвазивным методом исследования состояния регуляторных систем организма при самых разных патологических состояниях.

Анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) является общепринятым методом исследования и оценки состояния регуляторных систем организма, обеспечивающих поддержание сердечно-сосудистого гомеостаза. ВСР содержит колоссальный информативный материал, отражающий особенности протекания адаптации организма к новым жизненным условиям [6].

Изучение геометрических (81), статистических (8БКК, р№К50) и спектральных (рЬР, рИР, ЬР/ИР) параметров ВСР показало ее неоднозначную динамику в разных экспериментальных группах (рис. 2). К примеру, в течение 1 семестра у студентов наблюдалось увеличение значений от 89,40±18,56 до 90,60±17,44 мс в I группе и от

62,70±13,21 до 70,80±15,60 мс в III группе. А у юношей II группы наблюдалось снижение данного показателя (91,30±37,99 против 80,10±28,86 мс). Противоположная закономерность в характере изменений отмечена в течение 2 семестра. Они у студен-

тов I и III групп постепенно уменьшались (93,50±13,33-75,74±44,32 против 53,50±16,62-44,50±12,44 мс), а во II - возрастала от 41,36±13,66 до 43,84±17,86 мс (Р>0,05).

Колебания р№К50, число пар кардиоинтервалов с разностью более 50 мс в процентах к общему числу кардиоинтервалов, в массиве показали, что значения параметра волнообразно менялись в возрастном аспекте у студентов контрольной группы и принимавших «Селенес+» (14,44±5,44-41,96±3,61 против 9,44±4,14-23,46±5,19 %) и незначительно повышаясь у их сверстниц, проходивших курс приема биопрепарата и фототерапии (9,80±5,90 против 13,60±8,20 %), причем достоверной разницы в межгруппо-вом разрезе не выявлено.

Выявленные колебания параметров ВСР свидетельствуют о повышении активности симпатического отдела ВНС с одновременным снижением парасимпатического тонуса от начала к концу как 1, так и 2 учебных семестров у юношей исследуемых групп (Р>0,05).

Резюме. Экспериментально доказано, что студенты первого курса в условиях совместного назначения биопрепарата «Селенес+» и фототерапии в течение как теоретического обучения, так и экзаменационных сессий находились в состоянии менее выраженного напряжения гемодинамической и сердечно-сосудистой систем, что обусловлено оптимизацией биоравновесия между интенсивностью реакций свободнорадикального окисления и активностью антиоксидантной системы организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гмошинский, И. В. Микроэлемент селен: роль в процессах жизнедеятельности / И. В. Гмошинский, Е. К. Мазо, В. А. Тутельян, С. Л. Хотимченко // Экология моря. - 2000. - № 54. - С. 5-19.

2. Голубкина, Н. А. Оценка селенового статуса организма при приеме селенопирана / Н. А. Голубкина, Я. А. Соколов, С. Л. Хотимченко, В. П. Тихонов, А. Ф. Цыб // Микроэлементы в медицине. - 2005. -№ 6. - С. 33-36.

3. Казин, Э. М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности / Э. М. Казин, В. И. Иванов, Н. А. Литвинова, М. Г. Березина, Е. С. Гольдшмидт, А. М. Прохорова // Физиология человека. - 2002. - № 3. - Т. 28. - С. 23-29.

4. Попов, В. В. Вариабельность сердечного ритма: возможности применения в физиологии и клинической медицине / В. В. Попов, Л. Н. Фрицше // Украинский медицинский вестник. - 2006. - № 2 (52). -С. 1-8.

5. Тутельян, В. А. Селен в организме человека / В. А. Тутельян, В. А. Княжев, С. Л. Хотимченко и др. - М. : Изд-во РАМН, 2002. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.