Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШАХТЕРОВ КАРАГАНДИНСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШАХТЕРОВ КАРАГАНДИНСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Б.E. Алтынбеков, Г.M. Пичхадзе, Ю.Н. Зубцов, А.Е. Шалыгин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional standards of physical development have been set on the basis of anthropometric screening of a fairly representative group of miners. Changes in the basic anthropometric variables over 13 years are analyzed. As has been pointed out, the physical development level in miners of the Karaganda coal area is characterized by sufficiently high indices.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШАХТЕРОВ КАРАГАНДИНСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА»

tob — природоведением (третье место) и русской литературой (четвертое), русской литературой и историей (пятое). При этом все 5 ведущих предметов по трудности четко подразделяются на 3 группы: математика (1-я группа), русский язык и природоведение (2-я группа), русская литература и история (3-я группа). Русскую литературу и историю, по-видимому, можно рассматривать по трудности как близкие предметы, несмотря на то что между ними имеется выраженное различие в баллах. На это указывает то, что эти предметы занимают 2 последних места с суммой баллов меньше 200, а также то, что по числу КУО высшей трудности они идентичны.

Таким образом, анализ трудности ведущих учебных предметов на основе психологической и психофизиологической оценки умственной работы показал, что наиболее трудным предметом является математика (первое место); заметно уступают ей по трудности русский язык и природоведение, занимающие соответственно второе и третье место. Наименее трудные предметы — русская литера-

тура и история (четвертое и пятое места). При гигиенической рационализации учебного расписания все предметы по сравнительной трудности можно рассматривать в 3 уровнях: трудные — математика, средней трудности — русский язык и природоведение, ниже средней трудности (близкие к легким) — русская литература и история.

Поступил» 01.06.83

Summary. Psychological structure of the key mental operations and a 4-point scoring grade adopted in our schools formed a basis for determining the degree of difficulty involved in mastering the main subjects studied at school in forms 2—4. Mathematics was found to be the most difficult subject for children to learn (303 points), the next (in terms of difficulty) is Russian (255.7 points), then comes natural history (246.4 points), the Russian literature (188.5 points) and history (136 points). Proceeding from a hygienic rationalization of an educational process at school, the authors suggest to regard all the subjects studied at school in terms of 3 levels of difficulty: difficult ones — mathematics, medium difficult ones — Russian and natural history, the least difficult ones — the Russian literature and history.

УДК 613.6-07:57?.61]-057.622

Б. Е. Алтынбеков, Г. М. Пичхадзе, Ю. И. Зубцов, А. Е. Шалыгин

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШАХТЕРОВ КАРАГАНДИНСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

Карагандинский медицинский институт

В задачу данных исследований входили оценка физического развития горняков современных угольных шахт и его динамики за последние 12—13 лет, создание стандартов физического развития, которые послужили бы основой для разработки ориентировочных норм, потребностей в энергии и основных пищевых веществах, а также оптимизации условий труда в угольной промышленности нашего региона.

С этой целью изучено физическое развитие шахтеров Карагандинского угольного бассейна — одного из крупнейших в стране с наибольшей механизацией процесса добычи угля. Следует отметить, что обследованию подвергались горняки тех же шахт, что и при разработке стандартов в 1968 г. Это позволило оценить динамику физического развития за указанный период и учесть комплекс изменений, происшедших в экономическом и культур-но-бытовом укладе жизни шахтеров Караганды.

Антропометрические исследования проводили общепринятыми методами, материал обрабатывали с использованием методов вариационного, корреляционного и регрессионного анализа.

В разработку вошли данные обследования более 1200 лиц преимущественно (более 70%) русской национальности. Обследованные были разделены на 7 возрастных групп с интервалом 5 лет, начиная с 20-летнего возраста. В каждой возрастной группе было 121 —125 человек.

Основные параметры физического развития (стандарты) показывают, что рост горняков 167,2— 172,1 см, разница средних 0,2—4,9 см. Средняя длина тела всей совокупности горняков 169,6 см. Максимальный рост (172,1 см) отмечен у молодых шахтеров (21—25 лет). У шахтеров 36—45 лет длина тела приближается к средней для всей совокупности. С увеличением возраста рост горняков становится меньше. Уменьшение длины тела взрослого населения с возрастом является одной из биологических закономерностей процесса старения. Оно связывается с возрастной перестройкой скелета и происходит за счет уплощения межпозвоночных хрящей, увеличения физиологической кривизны позвоночника, уменьшения толщины суставных хрящей, частичного уплощения свода стопы (Жданов Д. А., Никитюк Б. А., 1964). Кроме того, при генерализованном исследовании, как в данном случае, когда сравнению подлежали разные возрастные группы через длительные промежутки времени, выявлены более высокие величины за счет наслоения эффекта акселерации физического развития и повышения в связи с этим ростовых показателей у современного молодого населения.

Вариабельность длины тела оказалась небольшой при достаточной однородности этого признака во всех возрастных группах, о чем свидетель-

Таблица 1

Средние основные антропометрические показатели горняков Карагандинского угольного бассейна по результатам обследований (М±т)

Год обследования

Возраст, годы 1981 Р

1968

Рост, см

21—25 170,5±0,23 172,1 ±0,46 <0,001

26—30 169,8±0,12 171,1 ±0,46 <0,001

31—35 169,1±0,12 170,9±0,49 <0,001

36—40 168,0±0,13 168,6±0,49 >0,05

41—45 168,1 ±0,19 168,8±0,37 >0,05

46—50 168,1 ±0,27 167,7±0,42 >0,05

Старше 50 167,0±0,28 167,2±0,52 >0,05

Масса тела, кг

21—25 66,9±0,26 69,9±0,61 <0,001

26—30 67,9± 0,16 70,4±0,71 <0,001

31—35 68,8±0,16 73,7±0,75 <0,001

36—40 68,9±0,18 73,6±0,77 <0,001

41—45 69,1 ±0,25 74,4±0,71 <0,001

46—50 68,9±0,39 73,8±0,76 <0,001

Старше 50 69,1 ±0,44 76,4± 1,08 <0,001

Окружность грудной клетки, см

21—25 26—30 31—35 36—40 41—45 46—50 Старше 50

94,6±0,20 95,6±0,11 96,6±0,12 96,9±0,13 97,2±0,17 96,7±0,29 97,6±0,30

96,0±0,41 97,5±0,39 99,8±0,47 100,8±0,46 101,2±0,42 101,9±0,45 102,7±0,63

<0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

Таблица 2

Стандарты жирового компонента тела, тощей массы, процент жира тела у шахтеров различного возраста Карагандинского угольного бассейна

Возраст, годы Чясло обсле- М ±т

дованных а

Количество жира тела, кг

21—25 172 12,02±0,42 5,50

26—30 198 13,61 ±0,48 6,70

31—35 164 16,12±0,55 7,05

36—40 136 17,01±0.60 7,02

41—45 249 17,65±0,56 8,89

46—50 204 17,36±0,66 9,39

Старше 50 121 20,99±0,77 8,43

Процент жира тела

21—25 172 16,81 ±0,46 6,08

26—30 198 18,77±0,52 7,34

31—35 164 21,38±0,58 7,48

36—40 136 22,63±0,65 7,64

41—45 249 22,91±0,56 8,89

46—50 204 22,69±0,66 9,38

Старше 50 121 26,74±0,73 8,05

Тощая масса тела, кг

21—25 172 57,91±0,44 5,75

26—30 198 57,27±0,49 6,89

31—35 164 57,56±0,52 6,66

36—40 136 56,55±0,52 6,04

41—45 249 56,80±0,45 7,05

46-50 204 56,47±0,50 7,14

Старше 50 121 55,37±0,62 6,78

ствовали среднеквадратические отклонения (3,4— 3,8 см) и коэффициенты вариации (5,97—6,44%).

Масса тела в отличие от его длины с возрастом не уменьшалась, а увеличивалась, достигая максимума в возрасте 50 лет и старше.

Следует отметить характерную особенность, связанную с повышением массы тела и окружности грудной клетки у горняков с увеличением их возраста. Аналогичную тенденцию можно проследить у шахтеров Караганды по материалам антропометрического исследования 1963 г., у горняков Криворожского бассейна и Донбасса. Это связано с тем, что рост заканчивается раньше, чем окончательное формирование тела (наращивание массы, развитие грудной клетки, зависящие от уровня физической активности, особенности питания и

др.)-

Представляет интерес сравнение основных антропометрических показателей шахтеров Караганды по результатам исследований, проведенных в 1968 и 1981 гг., поскольку в последние 15—20 лет происходило бурное техническое перевооружение, повышался уровень жизни трудящихся и т. д. Результаты этих сопоставлений приведены в табл. 1. Сравнительный анализ показателей длины, массы тела и окружности грудной клетки по возрастным группам показывает, что современные горняки имеют большую длину тела, особенно это вы-

ражено у молодых рабочих (Я < 0,001). С увеличением возраста показатели роста сближаются, практически не различаясь у шахтеров старше 45 лет (Р >0,05). Наиболее выраженные изменения отмечены в старших возрастных группах.

Как известно, прирост массы тела может происходить за счет мышечного компонента либо жировой массы. Для выяснения значимости указанных компонентов в формировании увеличенной массы тела произведено расчетное определение их по способу Матейки (Дьяконов М. М., 1978) с привлечением данных о толщине кожно-жировых складок. Результаты этого исследования показали (табл. 2), что у горняков всех возрастных групп тощая масса тела имеет близкие показатели, в то время как количество жира резко увеличено у лиц старших возрастных групп соответственно с повышением массы тела. Другими словами, увеличение массы тела горняков старших возрастных групп происходит исключительно за счет ее жирового компонента. Утверждать в качестве главной причины такой динамики гипокинезию в связи с научно-технической революцией было бы не совсем правильно, поскольку труд современных горняков характеризуется значительными энергозатратами (Алтынбеков Б. Е. и др., 1980). Очевидно, можно говорить лишь о некотором снижении тяжести труда, но сохранении пищевых привычек на уровне удовлетворения более высоких энергозатрат. В то же время в подобных условиях большая

т

роль, вероятно, принадлежит качественной и количественной сторонам питания, в отношении которых установлены значительные отступления от рекомендуемых норм и правил рационального питания (Пичхадзе Г. М., Алтынбеков Б. Е., 1980).

Масса тела горняков различных возрастных групп составляет 69,9—76,4 кг при различии средних показателей от 0,1 до 6,5 кг. Наиболее выражен прирост массы тела в возрастной группе 31— 35 лет и 50 лет и старше. Горняки 31—50 лет имеют массу тела, близкую средней всей совокупности. Исключение составила группа горняков 41— 45 лет, масса тела которых достоверно больше средней. Колебания массы тела выражены значительнее, чем роста (среднеквадратическое отклонение 8,1 —11,8 кг). Коэффициент вариации также имеет более широкие пределы колебаний (11,57— 15,52%).

Окружность грудной клетки у горняков меняется аналогично массе тела. В зависимости от возраста окружность грудной клетки колебалась в пределах 96—102,7 см при арифметической разнице средних показателей от 0,4 до 6,7 см. Средне-квадратические отклонения и коэффициенты вариации окружности грудной клетки занимают среднее положение между соответствующими показателями роста и массы, приближаясь к первым.

Следовательно, исходя из результатов проведенного исследования, можно констатировать, что уровень физического развития шахтеров Караганды достаточно хороший.

Выводы. 1. Повышение массы тела у современных шахтеров старших возрастных групп связано с увеличением жирового компонента тела.

2. Систематическая оценка физического развития целесообразна для своевременного выявления сдвигов антропометрических показателей у промышленных рабочих.

Литература. Алтынбеков Б. £., Пичхадзе Г. М., Зубцов Ю. Н. — В кн.: Объединенный съезд гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов Казахстана. 3-й. Материалы. Алма-Ата, 1980, с. 80— 81.

Дьяконов М. М. — Воен.-мед. ж., 1978, № 1, с. 50—52. Жданов Д. А., Никитюк Б. А. —Арх. анат., 1964,

№ 3, с. 28—42. Пичхадзе Г. М., Алтынбеков Б. Е. — В кн.: Объединенный съезд гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов Казахстана. 3-й. Материалы. Алма-Ата, 1980, с. 48.

Поступила 16.06.83

Summary. Regional standards of physical development have been set on the basis of anthropometric screening of a fairly representative group of miners. Changes in the basic anthropometric variables over 13 years are analized. As has been pointed out, the physical development level in miners of the Karaganda coal area is characterized by sufficiently high indices.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК С 16.3 + 614.4 + 616.9-036. 21:378.6611.001.57

Г. И. Румянцев, Н. Н. Бемева, Т. А. Быстрова, В. А. Кудашева, В. К. Куралесина, В. П. Ласкина, М. В. Прохорова, Т. А. Рощи на

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ

I ММИ им. И. М. Сеченова

Современный этап научно-технической революции требует воспитания специалистов высшей квалификации, с широким кругозором, подготовленных к постоянному восприятию нового, к углублению знаний, необходимых для практического применения. Важнейшим условием выполнения этих задач является систематическая целенаправленная работа по совершенствованию обучения и коммунистического воспитания студентов, проводимая на санитарно-гигиеническом факультете I ММИ им. И. М. Сеченова.

Преподавание на всех кафедрах факультета осуществляется на основе единой методической си-

стемы, обеспечивающей единство учебной и воспитательной работы, создающей условия для прочного и творческого усвоения студентами возрастающих объемов профессиональных знаний. Для решения проблемы управления содержанием обучения на факультете сформулированы основы разработки модели специалиста — гигиениста и эпидемиолога. Такая модель активно отражает наиболее существенные стороны деятельности врача определенного профиля, совокупность теоретических знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых выпускнику вуза для успешной профессиональной деятельности. Решающее |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.