FORMATION OF THE BASIC MOVEMENTS IN PRESCHOOL CHILDREN PHYSICAL
TRAINING
V.А. Tishchenko, S. Solomonenko
Studied the dynamics of physical performance, functional status, and level of physical health of students under the influence of systematic ZNU athletics. Results of the study given the opportunity to state the high efficiency of the training program, which helped optimize the parameters of the physical condition of the body of students.
Key words: physical condition, functional status, physical performance, athletics.
Tishchenko Valeria Alekseevna, candidate of Sciences, associate professor, ms.valeri71@,mail.ru, Ukraine, Zaporizhzhya, ZaporizhzhyaNationalUuniversity,
Solomonenko Snezhana, student, ms. valeri 71 @mail. ru, Ukraine, Zaporozhye, Zaporizhzhya National University
УДК 796.011
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ
А.С. Ушаков, А.В. Ненашева, Н.Е. Клещенкова
Оценка состояния здоровья и физического развития студентов 1-го курса и учащихся 11 классов с физико-математическим и гуманитарным уклоном. Обследование проводилось по показателям антропометрических данных (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Так же была проведена оценка полученных данных по таблицам центильного типа.
Ключевые слова: учащиеся 11 классов, студенты, сравнительный анализ физического развития.
Актуальность выбора юношеского возраста для проведения мониторинга обусловлена тем, что данный возрастной период является стадией онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек 16-20 лет. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма [1].
Физическое развитие (ФР) определяется следующими основными показателями: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки. Существуют дополнительные показатели: мышечная сила рук, жизненная емкость легких, отложение подкожной жировой клетчатки, становая сила. Пользуясь полученными данными, можно сделать вывод как об уровне здоровья (высокий, средний, низкий), так и гармоничности физического развития. Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к
тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии [2].
Организация и методы исследования. В обследовании принимали участие учащиеся 11 классов с физико-математическим (п=30) и гуманитарным уклоном (п=30) и студенты 1-го курса (п=30). Для определения физического развития были использованы следующие антропометрические данные: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки.
На рисунке представлена оценка состояния здоровья учащихся старших классов и студентов 1-го курса обучения по группам здоровья.
Распределение учащихся по группам здоровья
Первое рейтинговое место в структуре патологии у подростков занимает нарушение осанки. Причины данных нарушений ученые гигиенисты и медики связывают с серьезными изменениями метаболических процессов в организме ребенка, зависящих от функционального питания, социальных и экологических условий среды [3].
Далее приведены антропометрические данные учащихся 11 классов с физико-математическим и гуманитарным уклоном и студентов 1-го курса в табл. 1.
Таблица 1
Тестирование физического развития учащихся 11-Б класса с гуманитарным уклоном, 11-А класса с физико-математическим уклоном и студентов 1-го курса в начале учебного года
Показатели Группы обследованные Р
Учащиеся 11Б Учащиеся 11А Студенты 1-го курса
Юноши (1) Девушки (2) Юноши (3) Девушки (4) Юноши (5) Девушки (6)
Длина тела (см) 173,76 ±1,39 ### * 163,53 ±1,08 180,26 ±2,16 ### * 166,13 ±1,15 176,1 ±1,51 ### 162,9 ±1,32 Рэ-4<0,001 Р5-6<0,001 Р1-2<0,001 Р1-3<0,05
Масса тела (кг) 68,8 ±2,39 *** 63,46 ±3,85 л 84,47 ±2,85 *** 53,6 ±0,92 л ллл 70,0 ±1,18 *** ### 61,9 ±1,27 ### ллл Рэ-5<0,001 Р4-6<0,001 Рэ-4<0,001 Р5-6<0,001 Р1-3<0,001 Р2-4<0,05
Окружность грудной клетки (см) 83,7 ±0,42 ### *** 78,83 ±0,61 ### лл 86,63 ±0,38 ### * *** 77,8 ±0,5 ### ллл 88,9 ±0,98 ### * *** 83,1 ±0,88 ### ллл лл Р3-5<0,05 Р4-6<0,001 Р3-4<0,001 Р5-6<0,001 Р1-5<0,001 Р2-6<0,01 Р1-2<0,001 Р1-3<0,001
Примечание: * - сравнения между юношами школы и вуза (* -Р< 0,05; ** -Р< 0,01; *** - Р< 0,001); Л - сравнения между девушками школы и вуза (Л -Р< 0,05;лл -Р< 0,01; ллл -р< 0,001); # - сравнения между юношами и девушками школы и вуза (# -Р< 0,05; ## - Р< 0,01; ### - Р< 0,001).
Из анализа табл. 1 мы наблюдаем что, у студентов более высокие показатели, чем у учащихся по 2 показателям (масса тела и окружность грудной клетки), а учащиеся также имеют более высокие показатели, чем студенты по 1 показателю (масса тела у юношей). Более высокие показатели наблюдались в параллельных классах: 11-А превосходит 11-Б по 3 показателям (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки); 11Б превосходит 11-А по 1 показателю (масса тела). По всем параметрам антропометрических данных, значения статистически значимо выше у
юношей, по сравнению с девушками (школы и вуза). В показателе массы тела обследуемые юноши 11-А класса находятся в области «высоких» величин девушки учащиеся в 11-Б классе имеют область величин «выше среднего». В показателе окружности грудной клетки девушки учащиеся в 11-Б классе находятся в диапазоне «ниже среднего» и девушки учащиеся в 11-А классе находятся в диапазоне «низких величин». Показатели всех остальных обследуемых в диапазоне «средних величин».
Количественная оценка ФР может быть выражена как в абсолютных килограммы, сантиметры), так и в относительных (центильные шкалы) величинах. При этом одни из компонентов ФР более стабильны (длина тела, размеры конечностей) другие - более лабильны и подвержены внешним влияниям, как масса и состав тела. Хороший уровень ФР сочетается с высокими показателями физической подготовленности. Каждый ребенок независимо от возраста имеет свои сугубо индивидуальные характеристики, однако существует и определенная общность основных возрастных параметров, так называемая возрастная периодизация [4].
Если учесть, что вариантом нормы будет распределение детей препубертатного и пубертатного периода в центильный коридор от 10 до 90, то наиболее выраженные отклонения от этих границ наблюдается у юношей 11-А класса в показателе массы тела, и у девушек 11-А класса в показателе окружности грудной клетки. При раздельной оценке длины и массы, а также окружности грудной клетки подростков она характеризуется как средняя (25-75 центиль), сниженная (10-25 центиль), низкая (3-10 центиль), очень низкая (до 3 центиля) или выше среднего (75-90 центиль), высокая (выше 97-го центиля) [4].
На втором этапе исследования проведено изучение состояния ФР подростков и сопоставлено с данными центильных региональных оценок [5].
В табл. 2 представлены результаты центильного распределения длины тела, массы тела, окружности грудной клетки у девушек и юношей.
Как видно из табл. 2, в показателе длины тела у девушек 11-А и 11-Б класса - 60,04 % и 13,32 % случаев, соответственно, были в диапазоне высокого центильного коридора; девушек студенток - 6,66 % случаев в диапазоне низкого центильного коридора; юноши 11-А, 11-Б класса и юноши 1 курса - 19,98 %, 13,32 % и 6,66 % случаев, соответственно, в диапазоне высокого центильного коридора. В показателе массы тела у девушек 11-А класса - 26,64 % случаев в диапазоне низкого центильного коридора; девушки 11-Б класса - 19,98 % случаев в диапазоне высокого центильного коридора; юноши 11-А, 11-Б и юноши студенты - 53,38 %, 19,98 %, 13,32 %, соответственно, в диапазоне высокого центильного коридора; юноши студенты - 19,98% случаев в диапазоне низкого центильного коридора. В показателе окружности грудной клетки девушки 11-А и 11-Б класса - 60,04 % и 40,06 % случаев, соответственно, в диапазоне низкого центильного коридора.
Таблица 2
Центильное распределение показателей физического развития
Возраст 3 центиль 10 центиль 25 центиль 75 центиль 90 центиль
Длина тела (девушки, %)
11-А - 6,66 19,98 13,32 60,04
11-Б - 6,66 53,38 26,64 13,32
1 курс 6,66 26,64 46,72 19,98 -
Длина тела (юноши, %)
11-А - 19,98 40,06 19,98 19,98
11-Б - 13,32 60,04 13,32 13,32
1 курс - 19,98 53,38 19,98 6,66
Масса тела (девушки, %)
11-А 26,64 13,32 60,04 - -
11-Б - 26,64 53,38 - 19,98
1 курс - 33,3 53,38 13,32 -
Масса тела (юноши, %)
11-А - - 33,3 13,32 53,38
11-Б - 26,64 53,38 - 19,98
1 курс 19,98 - 46,72 19,98 13,32
Окружность грудной клетки (девушки, %)
11-А 60,04 26,64 13,32 - -
11-Б 40,06 33,3 26,64 - -
1 курс - 26,64 53,38 19,98 -
Ок ружность грудной клетки (юноши, %)
11-А - - 100 - -
11-Б - 26,64 73,36 - -
1 курс - 19,98 53,38 26,64 -
При анализе данных физического развития было выявлено, что показатели во всех обследованных группах не выходят за рамки референтных границ 17-18 летнего возраста. Однако при сравнении результатов студенты 1-го курса имеют меньший процент отклонений от нормы физического развития, чем учащиеся 11-А и 11-Б классов, что в первую очередь может быть связано с тем, что к достижению совершеннолетнего возраста организм сформирован более гармонично. Кроме того, при переходе в новый коллектив студенты имеют повышенную личностную мотивацию, что проявляется и в более ответственном подходе к занятиям.
Список литературы
1. Афанасиевская Ю.С. Антропометрические параметры и распределение соматотипов у лиц юношеского возраста Краснодарского края: дис. ...канд. пед. наук. Волгоград, 2011. 138 с.
2. Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс. СПб.: Виктория плюс, 2006. 112 с.
3. Мониторинг состояния здоровья и физического развития подростков 12-15 лет в различных условиях проживания / А.С. Аминов [и др.]. // Вестник ЮУрГУ. Серия: «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2013. Т. 13. № 4. С. 48-53.
4. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник / В. А. Доскин [и др.]. М.: Медицина, 1997. 288 с.
5. Узунова А.Н., Лопатина О.В., Зайцева М.Л. Физическое развитие детей. Челябинск: ЧГМА, 2002. 76 с.
Ушаков Александр Сергеевич, аспирант, ushakovas 74@,mail. ru, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (НИУ),
Ненашева Анна Валерьевна, д-р биол. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (НИУ),
Клещенкова Наталия Евгеньевна, [email protected], Россия, Челябинск, ЮжноУральский государственный университет (НИУ)
COMPARATIVE ANALYSIS OF PARAMETERS PHYSICAL DEVELOPMENT PUPILS IN GRADE 11 AND STUDENTS 1 TRAINING COURSE
A.S. Ushakov, A.V. Nenashev, N.E. Kleschenkova
Assessment of health and physical development of students 1st grade and 11th class pupils of physics and mathematics and humanities biases. The survey was conducted in terms of anthropometric measurements (body length, body weight, chest circumference). Also the findings were assessed by tables centile type.
Key words: pupil of 11th class, students, the comparative analysis of physical development.
Ushakov Alexander Sergeevich, a graduate student, ushakovas74@,mail.ru, Russia, Chelyabinsk, South-Ural State University (NIU),
Nenasheva Anna Valerevna, doctor of biological Sciences, professor, head of Departmen, [email protected], Russia, Chelyabinsk, South-Ural State University (NIU),
Kleschenkova Natalia Evgen'evna, a graduate student, [email protected], Russia, Chelyabinsk, South-Ural State University (NIU)