Научная статья на тему 'Закономерности роста и физического развития мальчиков и девочек школьного возраста Ростовской области. Общие и частные феномены'

Закономерности роста и физического развития мальчиков и девочек школьного возраста Ростовской области. Общие и частные феномены Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1695
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОНТОГЕНЕЗ / ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЯ / ONTOGENY / DEVELOPMENTAL PHYSIOLOGY / SCHOOL AGE / GENDER CHARACTERISTICS / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Войнов В.Б., Кульба С.Н.

В комплексных исследованиях особенностей роста и развития детей приняло участие более 190000 учащихся 232 образовательных организаций Ростовской области (1-11 классы). Особенности возрастных изменений длины и массы тела, ряда функциональных параметров мальчиков и девочек в целом имеют сходный характер, отражая, при этом комплекс специфических особенностей Южного региона РФ. Получены численные оценки известных гендерных особенностей: изменения роста и массы тела у девочек характеризуются отчетливым ускорением, начинающимся в 10-12 лет и завершающимся в 14 лет; ростовой скачок у мальчиков начинается на 1,5-2,0 года позже девочек в 12-13 лет и продолжается на всем периоде наших наблюдений до 17 лет. Сформированная база данных позволяет осуществлять поиск значимых для роста и развития детей факторов различной природы, принимать решения, направленные на повышения комфорта жизни школьников.19000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

pupils from the 1st to the 11th forms in 232 state school of the Rostov city region took part in multi-method research aimed at studying child growth and development. It was shown that age related changes in weight and height were typical for the Southern region of the Russian federation and were similar in boys and girls. Our data of age related changes in weight and height were consistent with the data of other studies: the body weight and height gain in girls starts at the age of 10-12 y.o. and terminates at 14, while in boys the body weight and height gain starts later, at the age of 12-13 years old, and terminates at the age of 17. This database is useful for understanding the role of different factors in child growth and development and for developing children life comfort.

Текст научной работы на тему «Закономерности роста и физического развития мальчиков и девочек школьного возраста Ростовской области. Общие и частные феномены»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ

В.Б. Воинов11 , С.Н. Кульба Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт аридных Южного научного центра РАН Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»; Ростов-на-Дону

В комплексных исследованиях особенностей роста и развития детей приняло участие более 190000 учащихся 232 образовательных организаций Ростовской области (1-11 классы). Особенности возрастных изменений длины и массы тела, ряда функциональных параметров мальчиков и девочек в целом имеют сходный характер, отражая, при этом комплекс специфических особенностей Южного региона РФ. Получены численные оценки известных гендерных особенностей: изменения роста и массы тела у девочек характеризуются отчетливым ускорением, начинающимся в 10-12 лет и завершающимся в 14 лет; ростовой скачок у мальчиков начинается на 1,5-2,0 года позже девочек - в 12-13 лет и продолжается на всем периоде наших наблюдений - до 17 лет. Сформированная база данных позволяет осуществлять поиск значимых для роста и развития детей факторов различной природы, принимать решения, направленные на повышения комфорта жизни школьников.

Ключевые слова: онтогенез, возрастная физиология, школьный возраст, ген-дерные особенности, экология

Laws of growth and physical development of school boys and girls of the Rostov city region. General and particular examples. 19000 pupils from the 1st to the 11th forms in 232 state school of the Rostov city region took part in multi-method research aimed at studying child growth and development. It was shown that age-related changes in weight and height were typical for the Southern region of the Russian federation and were similar in boys and girls. Our data of age-related changes in weight and height were consistent with the data of other studies: the body weight and height gain in girls starts at the age of 10-12 y.o. and terminates at 14, while in boys the body weight and height gain starts later, at the age of 12-13 years old, and terminates at the age of 17. This database is useful for understanding the role of different factors in child growth and development and for developing children life comfort.

Key words: ontogeny, developmental physiology, school age, gender characteristics, ecology.

Контакты:1 Войнов В.Б. - E-mail: <voinov05@mail.ru>

Время пребывания ребенка в школе - это период роста и развития, в котором организм особенно восприимчив не только к благоприятным, но, к сожалению, и к неблагоприятным воздействиям. Школьный возраст включает, по меньшей мере, два возрастных кризисных периода: кризис 7 лет и кризис подросткового возраста, в которые организм ребенка претерпевает не только поступательные количественные изменения (растет), но и существенные качественные изменения (созревает) [13]. При этом отмечается неоднозначность понятия «возрастной кризис», но акцентируется внимание на значимость «узловых моментов» онтогенеза, связанных с этапными морфофункциональными преобразованиями в организме ребенка, с существенными изменениями условий его жизни, определяющими напряжение адаптационных механизмов [5]. В эти периоды, и особенно начиная с пубертатного периода, процессы роста и развития становятся все более зависимыми от внешних факторов, включая экологические, социально-экономические и собственные усилия подростков и особенности их образа жизни, модулирующих детерминированные наследственностью линейные возрастные преобразования.

Широко распространенным является мнение о том, что школа относится к важнейшим факторам, оказывающим существенное влияние не только на процессы роста и развития, но и на свойства здоровья детей в динамике обучения. В литературе имеются сведения о том, что за время обучения число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз, а к окончанию школы 55 % учащихся уже имеют те или иные хронические заболевания [20]. Не всегда позитивно влияют на школьников инновационные процессы в системе образования, проходящие в условиях интенсификации различных нагрузок, в первую очередь, информационных [12]. При внедрении современных информационно насыщенных программ нередко доминируют факторы престижности при почти полном игнорировании оценки физических и психических затрат, которые приходится нести учащимся.

Представляется очевидным, что дети, проживающие в городских и сельских поселениях, имеют разные условия для физического и психического развития. Сельские поселения характеризуются менее высоким социально-экономическим уровнем жизни населения, в школах реализуются менее интенсивные и инновационные программы обучения, с другой стороны, - сельским детям обеспечивается больший уровень двигательной активности, у них более адекватный характер питания, снижен уровень стрессирующих факторов, по сравнению с городами региона. Однако в литературе влияние на детей факторов городской и сельской жизни описано весьма неоднозначно. Так, на пример, в работе В.Д. Сонькина с соавторами [18] показано, что, не смотря на то, что сельские регионы обладают меньшим «здоровьесберегающим потенциалом», учащиеся сельских школ характеризуются повышенной «производственной двигательной активностью». О.Б. Гятова [11] пишет, что физическое развитие школьников 7-17 лет имеет региональные особенности: у городских детей отмечается превышение длины тела, окружности грудной клетке и веса над аналогичными показателями у сельских детей. Напротив, в исследовании R. Chaves с соавторами [22], выполненного на 3049 учащихся 7-17 лет, показатели веса и индекса массы тела выше у детей сельских поселений в сравнении с аналогичными данными у детей, проживающих в городах.

В соответствии с этим, целью исследования являлось: сравнить основные параметры физического роста и развития детей школьного возраста в соответствии с

возрастом, полом и местом проживания (город/село) на примере Ростовской области.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Были проанализированы результаты обследований учащихся 1-11 классов 232 школ Ростовской области, проводившихся в рамках с сентября 2012 по март 2015 годов в рамках Проекта по созданию единого здоровьеохранного образовательного пространства в системе общего образования Ростовской области. В исследованиях приняло участие 98836 девочек и 93114 мальчиков в возрасте от 7 до 17 лет (всего - 191950 человек).

Мониторинг особенностей роста, физического развития и состояния здоровья школьников реализуется с помощью аппаратно-программного комплекса «АР-МИС» - компонента Интернет-ресурса «Наша здоровая школа» [1; 2]. Комплекс оснащен необходимым набором датчиков, модулями усиления и преобразования аналоговой и цифровой информации, средствами онлайн передачи результатов анализа в единую базу данных, получения нормативных данных и обновлений программного обеспечения. Сведения об учебном классе, школе, поле, росте, массе тела вводятся вручную, все остальные исследования по комплексу значимых антропометрических и физиологических показателей, рассчитываемых коэффициентов проводятся с использованием специальных средств микропроцессорного комплекса «АРМИС»:

- антропометрические параметры: длина тела (рост, см), масса тела (кг), индекс массы тела (ИМТ=т/^, где т - массы тела (кг), h - рост (м)), сила сгибателей кисти рук, индекс силы (ИС=F/m, где F - сила кисти, лучший показатель (даН), т - масса тела (кг));

- параметры состояния сердечно-сосудистой системы (ЭКГ в трех стандартных отведениях): частота сердечных сокращений, индекс напряжения Баевского (за 5 минут), феномены аритмии и параметры кардиокомплекса; артериальное давление (осциллометрическим методом);

- параметры системы дыхания (спирометрия): частота дыхания, жизненная емкость легких, скоростные и объемные параметры выдоха, пробы Генчи и Штанге;

- параметры состояния центральной нервной системы: количественные характеристики нервно-мышечной координации - время простой и сложной зрительно-моторной реакции;

- параметры состояния сенсорных систем: острота зрения по кольцам Лан-дольта, слуховая чувствительность по методу субъективной тональной аудиомет-рии.

На основании полученных данных создается заключение о процессе роста ребенка (по параметрам роста и массы тела), уровне развития ребенка (описывается по параметрам массы тела, жизненной емкости легких, силе сгибателей кисти рук и др.), текущем функциональном состоянии ребенка (частота сердечных сокращений, время простой и сложной зрительно-моторной реакции и т.д.).

Автоматизацию диагностического процесса экспертная система комплекса обеспечивает с использованием процедур Байеса, трансформируя получаемые при

обследовании человека данные в качественную информацию в понятиях «норма»

- «не норма» состояния анализируемой системы организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной, зрительной, слуховой) и комплекса антропометрических параметров. Обследования одного ребенка проводятся медицинской сестрой или сертифицированным специалистом на базе школы - в течение 40 минут. В момент обследования необходимо, чтобы ребенок находился в состоянии спокойного бодрствования. С родителями каждого из детей, принявших участие в мониторинге, заключены договора, определяющие порядок проведения обследований и использования полученных результатов. После обследования системой формируется заключение о наличии факторов риска снижения функциональных возможностей ребенка, в случае выраженных нарушений учащийся направляется на консультацию к врачу-педиатру.

В рамках данной статьи проводится анализ следующих параметров и рассчитываемых показателей: масса тела, длина тела (рост) индекс силы, индекс массы тела. Антропометрические измерения проводятся по стандартной методике [8]. В частности, рост детей измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом с точностью до 0,1 см, а масса тела - в нижнем белье с помощью напольных медицинских весов с точностью до 0,1 кг.

Результаты обследования распечатываются, один экземпляр передается родителям ребенка, второй хранится в личном деле обучающегося в медицинском кабинете. Все полученные при обследовании детей обезличенные результаты используются для дальнейшего анализа в базе данных информационной системы. Информация сопровождается сведениями о месте (образовательная организация, учебный класс) и времени обследования, о поле и возрасте ребенка.

Для расчета центильных кривых зависимости исследуемых параметров от возраста применялась программа LM Schartmarker Light версия 2.54, разработанная Х. Паном и Т. Коулом, которая использует известный параметрический метод

- LMS, основанный на преобразовании исходных значений наблюдений в нормальное распределение. Для такой трансформации Коул и Грин [20] предложили использовать преобразование Бокса-Кокса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты анализа длины и массы тела обучающихся всех возрастов представлены в таблицах 1-2 и рисунках 1-2. Как можно видеть, возрастные особенности исследуемых параметров у мальчиков и девочек имеют сходный характер. При этом на графиках (рис. 1 -2) изменения роста и массы тела девочек отчетливо видно некоторое «ускорение», начинающееся с 10-12 лет и «замедление», начинающееся с 14 лет. Ростовой скачок у мальчиков начинается в 12-13 лет и продолжается на всем периоде наших наблюдений - до 17 лет. Динамика изменений параметров мальчиков представляется более монотонной. Несмотря на то, что в работе использованы дискретные параметрические характеристики возрастных групп при их обсуждении мы будем использовать допущение о возрастной динамике исследуемых параметров.

Таблица 1

Длина тела школьников женского и мужского пола всей совокупности исследуемых по возрастным группам

Возраст Женщины Мужчины

Среднее Станд. откл. Число обсл. Среднее Станд.откл. Число обсл.

7 127,05 6,11 5545 127,79 6,13 5440

8 131,17 6,61 8228 132,02 6,47 8319

9 136,74 6,93 9065 137,34 6,85 8796

10 142,89 7,66 9979 142,64 7,08 9907

11 149,55 7,91 10382 148,05 7,84 10043

12 155,24 7,58 10056 154,02 8,88 9829

13 159,67 6,91 10099 161,61 9,38 9652

14 162,25 6,55 10432 168,09 8,77 9958

15 163,40 6,50 10864 172,56 7,88 10171

16 164,15 6,51 8083 175,12 7,15 6517

17 164,71 6,35 6103 176,90 6,68 4482

Таблица 2

Масса тела школьников женского и мужского пола всей совокупности исследуемых по возрастным группам

Возраст Женщины Мужчины

Среднее Станд. откл. Число обсл. Среднее Станд. откл. Число обсл.

7 26,46 5,75 5544 27,41 6,04 5432

8 28,82 6,70 8228 30,04 6,88 8320

9 32,48 7,79 9072 33,78 8,16 8799

10 36,82 9,16 9980 37,65 9,25 9904

11 41,59 10,17 10378 41,78 10,39 10044

12 46,60 10,77 10048 46,39 11,55 9821

13 51,04 10,64 10090 52,61 12,47 9620

14 54,10 10,27 10414 58,32 12,25 9920

15 55,52 9,69 10836 62,68 11,45 10122

16 56,07 9,51 8063 66,28 11,07 6526

17 56,39 9,32 6086 68,66 10,57 4536

Рис. 1. Центильные коридоры параметра - длина тела школьников женского и мужского пола исследуемых возрастных групп

Рис. 2. Центильные коридоры параметра - масса тела школьников женского и мужского пола исследуемых возрастных групп

Статистическое сопоставление групповых оценок роста и развития девочек и мальчиков позволило отметить их достоверные различия. Представленные сведения отражают основные тендерные особенности в динамике возрастных изменений. Практически во всех, кроме отмеченных звездочками на рисунке 3, парах

сравнения различия достоверны на уровне значимости Р<0,05 по критерию Стью-дента для независимых выборок. В начальной школе, на возрастном интервале 1112 лет девочки достоверно выше мальчиков, масса тела десятилетних девочек так же больше. При этом индекс массы тела (ИМТ) во всех группах сравнения, за исключения 13-14 лет, отражает лидирование мальчиков. Как правило, и, особенно, в старших классах мальчики имеют большую массу тела, при одинаковом с девочками росте.

Рис. 3. Результаты обобщенного анализа роста (длины тела) и физического развития (ИМТ, сила правой руки, индекс силы) учащихся в диапазоне возрастов 7-17 лет. Отмечены пары сравнения, в которых различия по критерию Стьюдента не

достоверны (Р>0,05).

Обозначения:

А- длина тела (см); Б - индекс массы тела (кг/м2); В - сила правой руки (даН); Г - индекс силы (даН/кг)

На графике А - кривая (правая шкала) - число обследованных из группы «девочки» по возрастным группам; правомерно для всех графиков. На графике Б - кривая (правая шкала) - число обследованных из группы «мальчики» по возрастным группам; правомерно для всех графиков.

Начиная с 13 лет, имеет место существенное лидирование мальчиков не только в росте и в массе тела, но и в функциональных показателях развития - силе сгибателя кисти и в индексе силы.

Результаты основных статистических характеристик исследуемых параметров были ожидаемы и соответствуют известным закономерностям роста и развития детей [3; 17]. Полученные эмпирические данные позволяют провести сопоставление усредненных параметров с известными международными и национальными нормами роста и развития детей.

На рисунке 4 сопоставлены 10-й, 25-й, 75-й и 90-й центили ИМТ школьников Ростовской области и центили предложенные в 2007 г. Всемирной организацией здравоохранения (нормативы ВОЗ) [http://www.who.int/growthref/who2007_bmi_ forage/en/].

Мальчики

30 28

б 8 10 12 14 16 18

Возраст (годы)

-----Ростовская обл.

-Нормативы ВОЗ

Рис. 4. Сравнение сглаженных центилей индекса массы тела мальчиков (А) и девочек (Б) Ростовской области с нормативами ВОЗ

Различия на уровне 10-й и 25-й центилей сравнительно невелики. Существенная разница наблюдается для 75-й и 90-й центилей у девочек на всем диапазоне рассматриваемых возрастов - у школьников Ростовской области эти центили проходят значительно выше, до 14 лет разница может превышать 10 пунктов. У мальчиков превышение международных норм характерно в возрастных группах -с 7 до 14 лет. Следовательно, популяция детей Ростовской области характеризует-

ся большими по сравнению с международными стандартами показателями массы тела, приведенной к росту обследуемых.

Рис. 5. Сравнение сглаженных центилей индекса массы тела мальчиков (А) и девочек (Б) Ростовской области с общероссийскими данными (нормативы РФ)

Сопоставление с общероссийскими данными (Рис. 5; нормативы РФ) [16] показывает существенно лучшую согласованность по сравнению с международными стандартами. Наши данные в целом аналогичны центильным коридорам, рассчитанным при обследовании школьников в детских Центрах здоровья в 2010-2012 годах - свыше 200 тысяч детей из 77 субъектов Российской Федерации. Некоторые различия, которые можно видеть на возрастных этапах 7 и 12 лет могут, вероятно, быть отнесены к ошибкам измерений.

Полученный в нашем исследовании цифровой материал позволяет говорить об адекватности методов измерения и анализа, о статистической добротности полученных данных.

Был проведен сравнительный анализ показателей роста и развития обучающихся школ городов и сел области, участвующих в проекте. Наиболее интересным показателем для нас представляется рост ребенка, так как, несмотря на кажущуюся генетическую «предопределенность» основных закономерностей онтогенеза, по мнению ведущих специалистов в области ауксологии [9], именно рост является весьма чутким индикатором качества социально-экономических условий, в которых проживает ребенок.

В качестве фиксированного фактора нами был выбран пол и два случайных фактора: I (Локализация) - статус населенного пункта, в котором проживают школьники, согласно административному делению области («город»; «село»); II (Возраст) - возрастная группа («младшие» (от 7 до 9 лет) и «старшие» (от 15 до 17 лет)).

Выявлена достоверная зависимость (Р<0,0002) каждого из исследованных параметров от фактора «возраст» (табл. 3, 4). «Параметры силы» зависят, кроме того, от фактора «локализация» и от сочетания «возраст» и «локализация». Старшеклассники из сельской местности - самые сильные.

Таблица 3

Результаты двухфакторного дисперсионного анализа всего массива результатов обследования по четырем параметрам (Критерий Фишера/Вероятность).

Девочки

Факторы Параметры

Длина тела ВМ1 Сила правой руки Индекс силы

Локализация 3,20 0,08 0,42 0,52 4,56 ^' 0,03 8,92 0,00

Возраст 1278,3 ^-"^ ^^^ 0,00 592,21 ^-^ 0,00 1299,26^---'' 0,00 966,33 ^--^' 0,00

Сочетание Локализация х Возраст 0,0 ^^^ 0,96 0,86 ^^ 0,36 5,67 ^^ 0,02 7,96 ^^ 0,00

Таблица 4

Результаты двухфакторного дисперсионного анализа всего массива результатов обследования по четырем параметрам (Критерий Фишера/Вероятность).

Мальчики

Факторы Параметры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Длина тела ВМ1 Сила правой руки Индекс силы

Локализация 1,1 ^^^ ^^^ 0,30 0,12 0,73 17,77 0,00 37,31 ^^^ 0,00

Возраст 2872,8 ,-^-^ ^^^ 0,00 601,25 ^--^ ^^^ 0,00 3286,55^--^ 0,00 2537,65^-"' 0,00

Сочетание Локализация х Возраст 1,1 ^^ ^^ 0,31 0,17 ^^ ^^ 0,68 6,02 ^^ 0,01 15,28 ^^ 0,00

Иллюстрации выявленных зависимостей приводятся на рисунках 6-8.

Рис. 6. Результаты сопоставления роста (длина тела, BMI) и функциональных параметров физического развития (сила правой руки, индекс силы) учащихся в диапазоне возрастов 7-17 лет, проживающих в городах и селах Ростовской области. Девочки Обозначения:

А- длина тела (см); Б - индекс массы тела ( кг/м2); В - сила правой руки (даН).

На графике А - кривая (правая шкала) - число обследованных из группы «Город» по возрастным группамфиков.

На графике Б - кривая (правая шкала) - число обследованных из группы «Село» по возрастным группам.

Рис. 7. Результаты сопоставления роста (длина тела, ИМТ) и функциональных параметров физического развития (сила правой руки, индекс силы) учащихся в диапазоне возрастов 7-17 лет, проживающих в городах и селах Ростовской области. Мальчики Обозначения - аналогично рис. 6

Рис. 8. Центильные коридоры параметра - индекс силы школьников женского и мужского пола исследуемых возрастных групп

Как можно видеть на рисунке 6, рост тела городских девочек на всех возрастных интервалах больше, чем у их сельских сверстниц. Для индекса массы тела до 12 лет имеет место лидирования городских девочек, а с 15 лет очевидно доминирование сельских девочек. У мальчиков городских и сельских школ антропометрические показатели, за исключением индекса массы тела, достоверно не отличаются, по этому показателю доминируют сельские школьники (рис. 7).

Абсолютные силовые характеристики и у девочек, и у мальчиков изменяются в динамике взросления сходным образом. Сельские жители, начиная с 12-13 лет (у девочек, а у мальчиков - еще раньше) сильнее своих городских сверстников.

Обращает на себя внимание показатель силы, приведенной к массе тела - индекс силы (рис. 8). Во всем возрастном диапазоне показатель выше у сельских жителей. У девочек различия отмечаются в форме прогрессии, начиная с 8 лет. У мальчиков динамика более сложной формы. И у городских, и у сельских жителей, начиная с 13 -летнего возраста, имеет место значительный прирост относительной силы - проявляется мужская модель развития подростков с акцентом на прирост мышечной массы и рост физической силы. Но во всех возрастных группах лидирование сельских жителей остается выраженным с ее повышением к 16-17 годам. Последнее позволяет предполагать для подростков сельских школ в сравнении с городскими школьниками отличие состава тела - увеличение относительной доли мышечной ткани.

Таким образом, современные исследования процессов роста и развития человека не могут пройти мимо таких глобальных понятий, как: акселерация, секуляр-ный тренд, ретардация; принципиальным является анализ значимости влияния на процессы развития детей не только экологических, но и социально-экономических факторов [9; 10]. Общая картина развития детей этнических и социальных групп, проживающих в различных регионах, представляется весьма пестрой. Последнее определяет необходимость исследования процессов изменения региональных нормативов с целью проведения оценки «нормальности» развития детей, что лежит в основе представлений о количественной оценке их здоровья.

Несмотря на достаточно подробный анализ в литературе сложных зависимостей процессов роста ребенка от внешних факторов, еще более сложным является его развитие, в данном случае, физическое развитие (ФР). Очевидно, что этот процесс определяет степень приближения не только размеров и формы тела ребенка к возрастной норме, но и обеспечивает модификацию его функциональных возможностей. Зафиксированные в данный момент времени функциональные возможности отражают уровень физического развития ребенка, о котором говорится, на пример, в работах В.В. Бунака [6] и П.Н. Башкирова [4]. Так, по В.В. Бунаку, ФР - есть некоторая условная мера физической дееспособности организма, определяющая запас его физических сил, наработанных навыков и стереотипов, обнаруживающийся при одномоментном испытании. При таком подходе понятие «развитие» близко понятию «созревание» (maturation), отражающему процесс достижения функциональных возможностей в своем развитии некоторых целевых для рассматриваемого возрастного этапа значений [7]. Следует отметить, что в данном процессе развертываются не только те процессы, которые закреплены наследственными факторами, условно, объективные процессы, но и процессы,

связанные с адаптацией к условиям жизни конкретных индивидов. Речь идет о жизненном опыте, опыте функционального реагирования, формирующем индивидуальную норму реакции на тот или иной фактор. Очевидно, что эти процессы непосредственно взаимосвязаны со структурными и функциональными преобразованиями в организме.

В работе показаны известные общие неравномерности развития детей мужского и женского пола относительно друг друга и временной шкалы с акцентом на значимости пубертатных преобразований [3; 17].

Особый интерес вызывают результаты обследований большого числа детей, проживающих в регионах с различными социально-экономическими условиями. Очевидно, что при таком рассмотрении значимыми могут быть и природные факторы, и этническая структура исследуемых групп населения.

Описанные в работе факты соответствуют известным в литературе [14, 15], но полученный для Ростовской области значительный статистический материал и охват чрезвычайно важного для всего онтогенеза возрастного периода (7-17 лет) позволяет говорить о существенности выявленных закономерностей, требующих дальнейшего уточнения. В первую очередь речь идет о более глубоком, на основании все увеличивающейся базы данных, изучении фактов различий центильных показателей Индекса массы тела детей Ростовской области от нормативов ВОЗ. Во-вторых, необходим поиск формализованных данных, описывающих градиенты экологических, экономических и образовательных условий в которых живут дети отдельных городов и районов области, что позволит выявить оценить степень зависимости параметров роста и развития школьников от внешних факторов.

Выявленные зависимости уже сегодня должны быть использованы в практической педагогике, при организации работ по формированию, развитию и сохранению здоровья школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам обследований более 190000 школьников 232 образовательных организаций Ростовской области РФ (охват более 20 %) определены региональные половозрастные нормы физического развития детей и подростков 7-17 лет. Показано хорошее согласование норм физического развития детей и подростков Ростовской области с данными, полученными в различных регионах Российской Федерации за последние 5 лет, и их существенное отличие от норм ВОЗ

Современные представления о росте и развитии ребенка достаточно ясно описывают неравномерный характер этих процессов. В первую очередь речь идет о возрастной периодизации, раскрывающей значимость критических и сенситивных периодов развития, специфичных для различных систем органов, о значимости пубертатного периода [19]. Особенности возрастных изменений длины и массы тела, ряда функциональных параметров мальчиков и девочек Ростовской области в целом имеют сходный характер. При этом наблюдается ряд гендерных особенностей: изменения роста и массы тела у девочек характеризуются отчетливым ускорением, начинающимся в 10-12 лет и завершающимся в 14 лет. Ростовой скачок у мальчиков начинается на 1,5-2 года позже девочек - в 12-13 лет и продолжается на всем периоде наших наблюдений - до 17 лет.

Общие феномены развития реализуются не только в соответствии с объективными законами онтогенеза, но и отзывчивы к комплексу факторов условий жизни школьников. Нами показано, что школьники Ростовской области, проживающие в сельской местности, имеют более высокие показатели физического развития в сравнении с школьниками, проживающими в городах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айдаркин Е.К. Разработка диагностического модуля для экспресс-диагностики состояния здоровья учащихся / Е.К. Айдаркин, О.М. Бахтин, Л.Н. Иваницкая, С.Н. Кульба, А.Г. Глумов, М.И. Леднова, В.В. Хренкова // Валеоло-гия. - 2010. - № 1. - С. 81-86.

2. Айдаркин Е.К. Теоретические основы и практические шаги по обеспечению здоровья детей в школьных образовательных учреждениях Ростовской области / Е.К. Айдаркин, В.Б. Войнов, В.Б. Кульба, Е.Н. Пожарская, Л.К. Чаусова // Валеология. - 2013. - №2. - С. 67-76.

3. Баранов А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216 с.

4. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека / П.Н. Башкиров. - М.: МГУ, 1962. - 460 с.

5. Безруких М.М. Возрастные особенности развития произвольных движений у детей и подростков // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Шевляги-ной. - М., 2000. - С. 222-228.

6. Бунак В.В. Опыт типологии пропорций тела и стандартизации главных антропометрических размеров / В.В. Бунак // Учен. записки МГУ. - 1937. - Вып. 10. - С. 70-102.

7. Войнов В.Б. Механизмы функционального созревания высшей нервной деятельности в цикле сон-бодрствование, обеспечивающие адекватность адаптации ребенка к школе: Дисс. ... докт. биол. наук. - Ростов-на-Дону, 2011. - 325 с.

8. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: учебно-методическое пособие. - Ленинград: Изд-во ЛПМИ, 1986. -56 с.

9. Година Е.З. Новое о старом: проблема акселерации соматического развития в 21 веке // Материалы 2-й Международной научной конференции "Актуальные проблемы спортивной морфологии и интегративной антропологии» (МосГУ. 29-30 мая 2006 г.). - М., 2006. - С. 18-21.

10. Година Е.З. Секулярный тренд: итоги и перспективы // Физиология человека. - 2009. - №6. - С. 128-135.

11. Гятова О.Б. Некоторые особенности физического развития городских и сельских школьников // Наука - здравоохранению: Материалы Северо-Кавказской научно-практической конференции. - Нальчик, 1999. - С. 158-160.

12. Ильченко Е.Г. Новые информационные технологии и здоровье общества // Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Актуальные проблемы, тактика и стратегия действий. Материалы IV Всероссийского

Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. 15-16 мая 2014. - Санкт-Петербург: ООО «Эри», 2014. - С. 135-136.

13. Козловская Г.В. Основные стадии психического развития. Понятие ди-зонтогенеза // Патология психического развития (под ред. А.С. Тиганова). - М.: Медгиз, 1998. - С. 45-56.

14. Кузнецова М.В. Особенности физического развития студенческой молодежи Оренбуржья: Дисс. ... канд. мед. наук. - Оренбург, 2005. - 119 с.

15. Мельник В.А.. Таблицы оценки физического развития школьников города Гомеля; Методические рекомендации для педиатров, научных сотрудников, клинических ординаторов, аспирантов, студентов медицинских вузов / В.А. Мельник, Н.В. Козакевич, А.А. Козловский. - Гомель: ГомГМУ, 2012. - 32 с.

16. Руднев С.Г. Биоимпедансное исследование состава тела населения России / С.Г. Руднев, Н.П. Соболева, С.А. Стерликов, Д.В. Николаев, О.А. Старунова, С.П. Черных, Т.А. Ерюкова, В.А. Колесников, О.А. Мельниченко, Е.Г. Пономарёва. - М.: РИО. ЦНИИОИЗ, 2014. - 493 с.

17. Сонькин В.Д. Особенности роста и физического развития ребенка в пост-натальный онтогенез // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). - М.: Союз педиатров России, 2000. - С. 185221.

18. Сонькин В.Д. Компоненты качества жизни современных российских школьников / В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, А.Г. Макеева, В.В. Сонькин // Новые исследования. - 2008. - № 3(16). - С. 4-23.

19. Фарбер Д.А., Безруких М.М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиол. чел. - 2001. - т.27, № 5. - С. 8-16.

20. Чиркова О.Ю. Прогнозирование и раннее выявление психоневрологических нарушений у школьников // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. № 3. - С.38-42.

21. Cole T.J., Green P.J. Smoothing Reference Centile Curves - the LMS Method and Penalized Likelihood // Statistics in Medicine. - 1992. - 11(10). - P. 1305-1319.

22. Chaves R., Baxter-Jon A., Souza M., Santos D., Maia J. Height, weight, body composition, and waist circumference references for 7-to 17-year-old children from rural Portugal // Journal of Comparative Human Biology. - 2015, http://dx.doi.org/10.1016/jjchb.2014.03.007

23. WHO BMI-for-age, 2007.

http ://www. who.int/growthref/who2007_bmi_for_age/en/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.