Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.И. Румянцев, Н.Н. Беляева, Т.А. Быстрова, В.А. Кудашева, В.К. Куралесина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ»

т

роль, вероятно, принадлежит качественной и количественной сторонам питания, в отношении которых установлены значительные отступления от рекомендуемых норм и правил рационального питания (Пичхадзе Г. М., Алтынбеков Б. Е., 1980).

Масса тела горняков различных возрастных групп составляет 69,9—76,4 кг при различии средних показателей от 0,1 до 6,5 кг. Наиболее выражен прирост массы тела в возрастной группе 31— 35 лет и 50 лет и старше. Горняки 31—50 лет имеют массу тела, близкую средней всей совокупности. Исключение составила группа горняков 41— 45 лет, масса тела которых достоверно больше средней. Колебания массы тела выражены значительнее, чем роста (среднеквадратическое отклонение 8,1 —11,8 кг). Коэффициент вариации также имеет более широкие пределы колебаний (11,57— 15,52%).

Окружность грудной клетки у горняков меняется аналогично массе тела. В зависимости от возраста окружность грудной клетки колебалась в пределах 96—102,7 см при арифметической разнице средних показателей от 0,4 до 6,7 см. Средне-квадратические отклонения и коэффициенты вариации окружности грудной клетки занимают среднее положение между соответствующими показателями роста и массы, приближаясь к первым.

Следовательно, исходя из результатов проведенного исследования, можно констатировать, что уровень физического развития шахтеров Караганды достаточно хороший.

Выводы. 1. Повышение массы тела у современных шахтеров старших возрастных групп связано с увеличением жирового компонента тела.

2. Систематическая оценка физического развития целесообразна для своевременного выявления сдвигов антропометрических показателей у промышленных рабочих.

Литература. Алтынбеков Б. £., Пичхадзе Г. М., Зубцов Ю. Н. — В кн.: Объединенный съезд гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов Казахстана. 3-й. Материалы. Алма-Ата, 1980, с. 80— 81.

Дьяконов М. М. — Воен.-мед. ж., 1978, № 1, с. 50—52. Жданов Д. А., Никитюк Б. А. —Арх. анат., 1964,

№ 3, с. 28—42. Пичхадзе Г. М., Алтынбеков Б. Е. — В кн.: Объединенный съезд гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов Казахстана. 3-й. Материалы. Алма-Ата, 1980, с. 48.

Поступила 16.06.83

Summary. Regional standards of physical development have been set on the basis of anthropometric screening of a fairly representative group of miners. Changes in the basic anthropometric variables over 13 years are analized. As has been pointed out, the physical development level in miners of the Karaganda coal area is characterized by sufficiently high indices.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК С 16.5 + 614.4 + 616.9-636. 21:378.6611.001.57

Г. И. Румянцев, Н. Н. Бемева, Т. А. Быстрова, В. А. Кудашева, В. К. Куралесина, В. П. Ласкина, М. В. Прохорова, Т. А. Рощи на

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ

I ММИ им. И. М. Сеченова

Современный этап научно-технической революции требует воспитания специалистов высшей квалификации, с широким кругозором, подготовленных к постоянному восприятию нового, к углублению знаний, необходимых для практического применения. Важнейшим условием выполнения этих задач является систематическая целенаправленная работа по совершенствованию обучения и коммунистического воспитания студентов, проводимая на санитарно-гигиеническом факультете I ММИ им. И. М. Сеченова.

Преподавание на всех кафедрах факультета осуществляется на основе единой методической си-

стемы, обеспечивающей единство учебной и воспитательной работы, создающей условия для прочного и творческого усвоения студентами возрастающих объемов профессиональных знаний. Для решения проблемы управления содержанием обучения на факультете сформулированы основы разработки модели специалиста — гигиениста и эпидемиолога. Такая модель активно отражает наиболее существенные стороны деятельности врача определенного профиля, совокупность теоретических знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых выпускнику вуза для успешной профессиональной деятельности. Решающее |

значение для оптимальной подготовленности студента к будущей профессии имеет соответствие целей обучения в институте реальному содержанию его труда на рабочем месте. Таким образом, основой модели специалиста является его деятельность, так как только исходя из нее может быть осуществлен научно обоснованный отбор содержания обучения, разработаны и введены мероприятия, способные обеспечить соответствие вузовской подготовки требованиям практики специалистов данного профиля.

Созданные на факультете шесть презентивных моделей деятельности врачей-профилактиков (по гигиене труда, коммунальной гигиене, гигиене питания, гигиене детей и подростков, радиационной гигиене и эпидемиологии) позволили внести коррективы в преподавание не только гигиенических, но и ряда общетеоретических и клинических дисциплин. Были конкретизированы цели и содержание обучения студентов, осуществлена коррекция ряда занятий, намечены пути усиления интеграции в преподавании гигиенических дисциплин, уточнен перечень практических навыков и знаний-умений, стали шире использоваться в учетном процессе реальные материалы из практической деятельности врачей профилактической медицины, усилена связь работы студенческого НИИ и научных кружков с запросами практической санитарной службы, внесены изменения в материально-техническое оснащение кафедр.

Данные модели деятельности специалиста были учтены при пересмотре государственных документов, определяющих содержание и организацию обучения в вузе — учебного плана и учебных программ по всем дисциплинам санитарно-гигиенического факультета. В новом учебном плане осуществляется последовательное преподавание общественных дисциплин, обеспечивается планомерное формирование марксистско-ленинского мировоззрения будущего врача. В основе учебного плана сохранен принцип сочетания глубокой теоретической и достаточной клинической подготовки гигиениста и эпидемиолога с его подготовкой на профильных кафедрах. Учебный план обсуждался центральной проблемной методической комиссией по гигиене Минздрава СССР, а также на заседании Научного совета по гигиене при АМН СССР с активным участием заведующих кафедрами, педагогов и научных сотрудников.

В настоящее время гигиеническими кафедрами созданы новые учебные программы, одобренные центральной проблемной учебно-методической комиссией по гигиеническим дисциплинам Минздрава СССР. Таким образом, материалы презентивной модели специалиста, разработанной на санитарно-гигиеническом факультете I ММИ им. И. М. Сеченова, нашли отражение в учебных программах по соответствующим дисциплинам. Например, с учетом модели деятельности специалиста при пе-. реработке программы по гигиене детей и подростков были внесены изменения в такие разделы, как

организация летней оздоровительной работы, содержание и формы организационно-методической работы врача санэпидстанции, гигиена политехнического и трудового обучения, задачи профессиональной консультации подростков, гигиенические проблемы обучения учащихся ПТУ и др.

Программа по гигиене питания дополнена современными данными, связанными с постоянным внедрением в пищевую промышленность новых технологических схем и методов производства продуктов питания, использованием полимерных материалов, широким применением пищевых добавок различного целевого назначения и др. Программой предусмотрено освещение вопросов, связанных с гигиеническим нормированием и охраной продуктов питания как объекта окружающей среды, включен новый раздел, посвященный первичной алиментарной профилактике распространенных, наиболее связанных с нарушениями питания хронических заболеваний.

В программу по радиационной гигиене введены некоторые вопросы частной гигиены труда при работе с радиоактивными источниками, медико-санитарного обслуживания работающих с радиоактивными веществами, эффективности обезвреживания радиоактивных отходов и др.

В программе по гигиене труда основные дополнения внедрены с учетом внедрения новых технологических схем и производственного оборудования, подлежащих гигиенической оценке (шум и вибрация, лазеры, статическое электричество, магнитные поля и другие, неизвестные ранее химические факторы).

В программу по коммунальной гигиене включены дополнительные вопросы, среди которых гигиенические требования к искусственному пополнению запасов подземных вод, гигиенические вопросы проектирования и эксплуатации грунтовых систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, гигиенические подходы к обработке и повторному использованию городских сточных вод в промышленном водоснабжении, трансформация химических веществ в атмосферном воздухе, особенности размещения территориально-производственных комплексов, планировки и застройки сельскохозяйственных районов, планировка, застройка, благоустройство временных поселков.

Во всех новых программах с учетом материалов разработки модели специалиста указаны конечные цели подготовки врача определенного профиля, виды деятельности, а также перечень знаний-умений, необходимых для достижения цели.

Существенно переработана программа проведения субординатуры с целью соотнесения задач обучения в XII семестре с задачами практической деятельности врача санэпидстанции. В нее включены работа санитарного врача с советскими и партийными органами, прием населения и рассмотрение писем и жалоб населения по вопросам, входящим в компетенцию санэпидстанции, материалы по организационно-правовым основам Го-

2 Гигиена и санитария № 1

— 33 —

сударственного санитарного надзора, организационно-методической деятельности врача санэпидстанции. Уточнена и дополнена тематика научно-практических работ студентов, тематика лекций и занятий в XII семестре.

Пересматривается программа учебной и производственной практики с целью усиления преемственности, большей практической направленности, укрепления связи обучения с производственной деятельностью санэпидстанции.

Работа над презентивной моделью деятельности специалиста позволила установить более тесные связи студенческого НИИ факультета и научных студенческих кружков кафедр с запросами практической санитарной службы, что нашло отражение в тематике выполняемых студентами научных исследований.

Следует подчеркнуть, что данные модели специалиста положены в основу «Квалификационной характеристики врача-гигиениста и эпидемиолога», выпущенной Минздравом СССР, которая введена во всех медицинских вузах страны. Квалификационная характеристика устанавливает и определяет профессиональное назначение врача-гигиениста и эпидемиолога, а также квалификационные требования к нему. Разработанная и утвержденная квалификационная характеристика определяет объем знаний и практических навыков выпускника санитарно-гигиенического медицинского института и санитарно-гигиенического факультета медицинского вуза. При этом особого внимания

заслуживает перечень не только обязательных навыков по специальности, но и навыков общеврачебных, элементов неотложной помощи. Приведенный в квалификационной характеристике перечень общеврачебных манипуляций и приемов, которыми обязаны владеть гигиенист и эпидемиолог, четко отражен в программах в процессе подготовки студентов санитарно-гигиенического факультета на соответствующих клинических кафедрах.

Внесены изменения в программу повышения квалификации преподавателей, приезжающих на факультет из медицинских вузов страны. Пересмотрен список лекций и научных семинаров.

Таким образом, материалы, полученные в результате разработки презентивной модели деятельности врачей-гигиенистов и эпидемиологов, оказали всестороннее влияние на организацию и содержание учебного процесса на санитарно-гигиеническом факультете I ММИ им. И. М. Сеченова. Однако задачи подготовки в вузе должны быть ориентированы на специалиста будущего, т. е. прогностическую модель, в основу которой положен прогноз развития гигиенической науки и практики здравоохранения.

На факультете активно ведется разработка прогностической модели деятельности врача-гигиениста и эпидемиолога, основные положения которой будут учтены при научном обосновании организации учебного процесса.

Поступала 13.07.83

УДК 614. »/.4:061.6:658.388.3

Ю. Н. Почкин, Ф. Ф. Даутов, Т. И. Карпова, Л. М. Климовицкая

ОПЫТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ЛАБОРАНТОВ САНЭПИДСТАНЦИЙ НА ВЫЕЗДНЫХ ЦИКЛАХ

Институт усовершенствования врачей им. В. И. Ленина, Казань

Сложность и трудоемкость выполняемых исследований, возросшая роль их результатов обусловливают повышенные требования к врачам-лаборантам санэпидстанций в отношении их профессиональной подготовленности и квалификации. Среди различных форм повышения профессионального уровня врача общепризнанным считается обучение на циклах усовершенствования в системе институтов усовершенствования врачей и на факультетах повышения квалификации (ФПК) медицинских институтов.

В связи с этим на кафедре общей гигиены Казанского института усовершенствования врачей им. В. И. Ленина с 1965 г. проводится усовершенствование врачей-лаборантов санитарно-гигиенических лабораторий коммунальных отделений санэпидстанций страны. За 18 лет повысили свою квалификацию более 800 врачей-лаборантов, из них около 600 из санэпидстанций РСФСР. Из других республик усовершенствование прошло не-

значительное число врачей-лаборантов: из Украинской— 35, из Казахской—11, из Киргизской — 13. Необходимо отметить недостаточную требовательность к врачам-лаборантам в области повышения квалификации в ряде союзных республик. Так, за 18 лет из Грузинской ССР на усовершенствовании не было ни одного специалиста, из Белорусской ССР только 2 врача-лаборанта прошли обучение в Казанском институте усовершенствования врачей. Несколько лучше решается этот вопрос в республиках Средней Азци. Поскольку очные циклы обучения данного контингента врачей комплектовались в основном за счет специалистов санэпидстанций РСФСР, а в других институтах усовершенствования врачей страны подобные циклы не проводились, врачи-лаборанты санэпидстанций союзных республик до последних лет в силу ряда причин не могли повышать свою квалификацию путем усовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.