Г
УДК 378.661.3/.4
Г. И. Румянцев, И. М. Новикова
РОЛЬ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
Решения XXV съезда КПСС определили программу деятельности высшей школы, призванной готовить специалистов высокой квалификации для всех отраслей народного хозяйства, в том числе медицины. Руководством к действию для преподавателей и ученых высшей школы являются важнейшие постановления ЦК КПСС и Совета Министров ^ СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979), «О дальнейшем улучшении идеологической и политико-воспитательной работы», «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (1972). Эти документы свидетельствуют о серьезном внимании ЦК КПСС и Совета Министров СССР к развитию высшего образования в стране. Они открывают новые возможности для совершенствования профессиональной подготовки и идейно-политического воспитания молодых специалистов.
В свете этих постановлений большие и ответственные задачи стоят перед санитарно-гигиениче-скими факультетами медицинских вузов, готовя-у щих врачей профилактической медицины.
В постановлениях подчеркивается, что наряду с хорошей профессиональной подготовкой необходимо повысить идейно-политическое воспитание студентов и привить им качества, необходимые для их будущей деятельности. От уровня подготовки санитарных врачей зависят успех их практической деятельности и эффективность участия в оздоровлении окружающей среды.
В настоящее время подготовка врачей профилактической медицины осуществляется на 27 санитарно-гигиенических факультетах медицинских вузов страны, а также на санитарно-гигиеническом факультете Вильнюсского университета.
На факультетах санитарно-гигиенического профиля работают 1215 научных работников и педагогов, в том числе 111 докторов и 678 кандидатов ^медицинских наук. Здесь ведется подготовка кадров врачей-профилактиков. К факультетам, призванным готовить санитарных врачей и эпидемиологов высокой квалификации, в первую очередь
относится санитарно-гигиенический факультет I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова (I ММИ) (организованный впервые в мире в 1930 г. и в 1980 г. отмечающий 50-летний юбилей). Этим же занимается Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт, санитарно-гигиенические факультеты Киевского, Донецкого, Ростовского медицинских институтов и др.
Огромная заслуга в создании санитарно-гигиенического факультета в I ММИ принадлежит таким ведущим ученым-гигиенистам и организаторам здравоохранения, как Н. А. Семашко, А. В. Мольков, И. Д. Страшун, С. И. Каплун, А. В. Рейслер, С. Н. Черкинский, П. М. Ивановский и др. Уже в мае 1931 г. учебно-методическим сектором Наркомпроса РСФСР впервые был утвержден типовой учебно-производственный план санитарно-гигиенических факультетов, составленный преподавателями института под руководством первого декана факультета проф. И. Д. Страшуна. В этом плане изложены принципиальные положения, касающиеся подготовки врача-гигиениста и эпидемиолога. В частности, подчеркнуто, что «студенты санитарно-гигиенического факультета должны овладеть врачебным мышлением на базе марксистско-ленинской теории, методикой исследования внешней среды, пониманием этиологии и патогенеза заболеваний и вытекающей отсюда профилактики и мер борьбы с заболеваниями». Эти установки и в настоящее время актуальны. Постоянная работа по усовершенствованию учебного процесса, повышению идейно-политического уровня преподавания и укреплению материальной базы факультета содействовала успешной подготовке крайне необходимых кадров санитарных врачей. Одновременно осуществлялся процесс комплектования и становления профессорско-преподавательского состава кадров преподавателей в области гигиены, эпидемиологии и организации здравоохранения. На факультете создан профессорско-преподавательский коллектив, успешно решающий вопросы методики преподавания на санитарно-гигиенических факультетах. На гигиенических кафедрах I ММИ
1*
— 3 —
готовились проекты программ преподавания, методические указания и другие материалы, широко используемые Наркомздравом в его руководящей методической работе. В 1937 г. создан ученый совет санитарно-гигиенического факультета, которому было дано право принимать диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. При деканате организованы комиссии: методическая, по руководству производственной практикой, по работе с аспирантами, по связи с молодыми врачами — выпускниками факультета. На протяжении всего периода существования факультета большое внимание уделялось учебному плану подготовки специалистов профилактического профиля. За прошедший период учебный план претерпел много изменений и неоднократно перерабатывался с целью дальнейшего усовершенствования. Это связано главным образом с тем, что новое дело — специальная подготовка санитарных врачей, — не имеющее ничего аналогичного в прошлом и впервые начатое в нашей стране, не могло сразу принять законченные организационные формы. Первоначально факультет готовил специалистов узкого профиля по одной из отраслей санитарного дела. В связи с этим были созданы следующие отделения: промышленно-санитарное, эпидемиологическое, жилищно-коммунальное, пищевое. Преподавание на них резко дифференцировалось, но учебный план в целом был построен на общих принципах. В первоначальном плане, рассчитанном на четырехлетнее обучение, значительное место занимали технические и общетеоретические дисциплины; курс клинических дисциплин был резко сокращен. На преподавание общественно-политических дисциплин отведено 8% учебного времени, незначительное время планировалось на изучение иностранного языка. В 1932 г. увеличено число часов на преподавание технических и общетеоретических дисциплин при дальнейшем сокращении курса клинических дисциплин. Общий срок обучения снижен до З1/^ лет. С 1935 г. восстановлен пятилетний срок обучения, уменьшено число отделений на санитарно-гигиеническом факультете, а в 1937 г. полностью ликвидировано разделение факультета на отделения, резко сокращен курс технических дисциплин и увеличено число часов на преподавание клинических дисциплин. В 1938 г. введен единый план обучения на санитарно-гигиеническом факультете. В этом плане отсутствовали технические дисциплины, увеличен объем преподавания общемедицинских и теоретических дисциплин, а также значительно расширен объем клинических и специальных гигиенических дисциплн. Последующее изменение учебного плана в 1946 г., предусматривающее шестилетнее обучение студентов, преследовало цель поднять уровень теоретической и особенно практической подготовки врачей. В шестилетнем плане обучения предусмотрено значительное увеличение объема преподавания всех дисциплин. На преподавание клинических дисциплин на санитарно-гигиеническом фа-
культете отведено то же число часов, что на лечебном факультете при пятилетнем сроке обучения. Значительно расширился объем преподавания гигиенических дисциплин и эпидемиологии. С 1949 г. значительно увеличен объем комплексной сани-тарно-противоэпидемической производственной практики. В 1950 г. впервые введена в 12-м семестре профильная подготовка студентов по отдельным гигиеническим дисциплинам, значение которой в общей подготовке специалиста-профилактика трудно переоценить. Именно в период прохождения предварительной специализации в 12-м семестре, работая в санэпидстанции, студент может творчески осмыслить все изученное им на специальных кафедрах, попробовать свои,силы в области практического здравоохранения и выполнить научно-практическую работу, имеющую как теоретическое значение, так и выход в практику в виде гигиенических рекомендаций. Учебный план санитарно-гигиенических факультетов неоднократно подвергался изменению при активном участии кафедр санитарно-гигиенического факультета I ММИ. Значительно позднее были организованы другие санитарно-гигиенические факультеты, деятельность которых основывалась на опыте санитарно-гигиенического факультета I ММИ.
В последние годы проведена большая работа по составлению и обсуждению нового учебного плана, утвержденного в 1976 г. В нем предусматривалось последовательное преподавание общественных дисциплин на протяжении всех лет обучения в вузе и тем самым обеспечивалось планомерное формирование марксистско-ленинского мировоззрения будущего врача. В основу нового учебного плана положен принцип сохранения глубокой биологической и достаточной клинической подготовки врача-гигиениста и эпидемиолога. Вместе с тем он содержит изменения, обеспечивающие углубление теоретических знаний по профильным гигиеническим дисциплинам и эпидемиологии, позволяет приблизить практическую подготовку студентов к их будущей практической деятельности. Предусматривается система подготовки, обеспечивающая последовательное и планомерное формирование гигиенического мышления у будущего врача-гигиениста и эпидемиолога. В новый учебный план включен курс «Введение в специальность», что дает возможность с первых дней обучения в вузе знакомить студентов с избранной специальностью, раскрыть перед ними особенности советской профилактической медицины, ее объем, характер и перспективы развития. В соответствии с новым учебным планом пересмотрены и переработаны учебные программы, отражающие последние достижения гигиенической науки и практики.
Опыт работы но новому учебному плану на санитарно-гигиенических факультетах показал, что, несмотря на обновление, программы еще имеют существенные недостатки, основным из которых является недооценка значения фундаментальных исследований. В ряде программ встречаются не-
нужные разделы, а иногда отсутствуют новые проблемные вопросы. Это еще раз заставляет подходить С особой СТЕеТСТЕеННССИЮ К р*2Рг^стке ПР0_ граммы, охватывающей все стороны подгстовки специалиста.
Естественно, при разработке учебной программы необходимо исходить в первую очередь из модели специалиста, отражающей деятельность вра-ча-гигиениста и эпидемиолога. На основании модели специалиста можно научно обоснованно определить цели высшего медицинского сбразования; она необходима для интеграции учебного процесса в вузе, оценки значимости межпредметных связей и организации взаимодействия кафедр вуза в совместной учебной деятельности, уточнения целей обучения по различным дисциплинам и отбора учебного материала.
Модель специалиста—критерий в организации воспитательной работы по формированию личности врача, так как она выделяет его главные черты, которые должны быть сформированы в стенах института. Модель врача-гигиениста и эпидемиолога позволяет внести изменения в обучение студентов с учетом требований практической санитарно-эпидемиологической службы, приблизив процесс г обучения к жизни. В дальнейшем совершенствовании учебно-методическсй работы особую роль играют методические конференции по координации учебного процесса. Только за последние 10 лет санитарно-гигиеническими факультетами проведено 4 всесоюзных учебно-методических конференции, на которых были цирско обсуждены Еспрссы улучшения качества подготовки специалистов.
В повышении качества подготовки специалистов большую роль играют учебные материалы (учеб-' ники, практические руководства, методические пособия и др.). За последние 10 лет для студентов санитарно-гигиенических факультетов изданы 32 учебника и практических руксЕодстЕа. Таксе количество учебников должно вполне удовлетворять 1 запросы преподавания.
Опыт последних лет показал, что, несмотря на выпуск значительного количества учебнсй литературы, необходимо повышение требований к ряду учебников и практических руксЕсдств. Следует строго подходить к Еыбору авторского коллектива при утверждении планов издания учебников и включать в авторский состав только ученых с большим опытом педагогической работы. Опыт I ММИ, в частности санитарно-гигиенического факультета, свидетельствует о том, что в подготовке специалиста большее значение имеет внедрение в учебный процесс единой методической системы, обеспечивающей научно обоснованный подход к обучению и воспитанию студентов.
I В повышении качества подготовки специалистов /важное значение имеет обеспечение вуза необхо-* димой материальной базой. За последние годы материальная база санитарно-гигиенических факультетов многих институтов (Донецкого, Киев-
ского, Ростовского, Карагандинского, Ташкентского и др.), несомненно, улучшилась, однако еще значительное число факультетов не имеет достаточных условий для обеспечения высокого уровня подготовки специалистов (в Пермском, Омском и других институтах). Еще много предстоит сделать, чтобы на профильных гигиенических кафедрах были созданы оптимальные условия подготовки врачей профилактического профиля, назрела необходимость утверждения Министерством здравоохранения СССР табельного оборудования, используемого как в учебных целях, так и в практической работе. Укрепление материальной;, базы учебных заведений следует рассматривать как важнейший фактор обеспечения научно-технического и социального прогресса гигиенической науки и практики. В повышении качества подготовки специалистов большую роль играют санэпидстанции, являющиеся основной базой учебно-производственной подготовки. Вопрос об утверждении положения о базовых санэпидстанциях не терпит отлагательства. Утверждение этого положения, оснащение санэпидстанций необходимой аппаратурой и оборудованием позволят значительно улучшить подготовку субординаторсв и стажеров. Определяя значение санитарно-гигиенических факультетов, нельзя не сказать об их роли в подготовке специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук). На протяжении многих лет кафедры санитарно-гигиенического факультета готовили не только молодых специалистов, но и ученых-гигиенистов и эпидемиологов. К сожалению, в последние 10 лет имеется тенденция к резкому сокращению числа аспирантских мест, что в определенной степени сбуслсвит сокргшение педагогического состава.
В век технического прогресса появляются новые задачи, направленные на охрану здоровья населения и оздоровление окружающей среды, а это, несомненно, связано с дальнейшим увеличением потребности ео врачах гигиенического профиля.
Если в 1£50 г. в стране подготовлен 1691 гигиенист и эпидемиолог, а в 1970 г. — 2719, то в 1980 г. их подготовлено 4260. Значительно возросло число выпускников в Казахской ССР и Азербайджанской ССР.
С ростом числа выпускаемых специалистов и усложнившимися задачами, стоящими перед санитарно-эпидемиологической службой, в значительной степени возрастает и ответственность за качественную подготовку гигиенических кадров. Поэтому в решении поставленных задач возрастает роль Центральной проблемной учебно-методиче-ской комиссии Министерства здравоохранения СССР в дальнейшем совершенствовании учебного процесса и четком координировании всех разделов учебно-методической и идейно-воспитательной работы на санитарно-гигиенических факультетах медицинских институтов.
Поступила 10/VI 1980 г.