Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА '

ИЗ ИСТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА »

распределении ассигновании на питание детей. Проведя на этом заседании все свои предложения, В. М. Бонч-Бруевич вернулась домой, слегла и больше не поднялась с постели. 30/IX в 2 часа ночи она скончалась от воспаления легких. Безвременно оборвалась жизнь видного деятеля партии, строителя советского здравоохранения и школьно-санитарного дела, сердечного, отзывчивого человека, друга детей.

В «Правде» в связи с кончиной В. М. Бонч-Бруевич 1/Х 1918 г. был помещен некролог, в котором говорилось, что пролетариат потерял в лице Веры Михайловны «великую духовную силу, а сотрудники — незаменимого товарища».

В тот же день В. И. Ленин направил В. Д. Бонч-Бруевичу письмо с выражением своего сочувствия:

«Дорогой Владимир Дмитриевич! Только сегодня утром мне передали ужасную весть. Я не могу поехать в Москву, но хотя бы в письме хочется пожать Вам крепко, крепко руку, чтобы выразить любовь мою и всех нас к Вере Михайловне и поддержать Вас хоть немного, поскольку это может сделать человек, в Вашем ужасном горе. Заботьтесь хорошенько о здоровье дочки. Еще раз крепко, крепко жму руку.

Ваш В. Ленин»1.

Поступила 22/Х 1970 г.

УДК 378.661.3/.4(470.23)(091>

ИЗ ИСТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

В. М. Мерабишвили Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт ведет свое начало от организованного в 1907 г. В. М. Бехтеревым Психоневрологического института. С осени 1911 г. в институте был открыт медицинский факультет а, а через 2 года Г. В. Хлопиным в нем была создана самостоятельная кафедра гигиены. Гигиена преподавалась на IV курсе медицинского факультета в течение всего года. В преподавательский состав кафедры были избраны приват-доцент С.-Петербургского женского медицинского института доктор медицины А. Ф. Сулима-Самойло, П. И. Васильева и несколько позднее Л. М. Горовиц-Власова. Г. В. Хлопин возглавлял кафедру гигиены Психоневрологического института до конца 1918 г.

Проект дополнений к уставу института предусматривал на медицинском факультете 48 кафедр, среди которых кафедра гигиены, кафедра общественной медицины и санитарии, а также самостоятельная кафедра фабричной медицины. Однако в действительности были образованы только кафедра гигиены и факультативный курс общественной медицины и фабричной гигиены. Курс общественной гигиены включался и в учебный план юридического факультета, где в 1913 г. соответствующие лекции читал 3. Г. Френкель.

В соответствии с запросами времени институт в первые годы Советской власти наряду с врачами клинического профиля выпускал также специалистов по эпидемиологии. Курс бактериологии с 1911 по 1920 г. вел проф. С. И. Златогоров. На борьбу с сыпным тифом были призваны профессора и преподаватели Р. Я. Голант, В. А. Гервер, П. И. Васильева и многие дру-

1 В. И. Лени н. Поли. собр. соч., т. 50, с. 186—187.

г Ленинградский государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства (ЛГАОРСС), ф. 2555, оп. 1, д. 1, л. 4—5.

гие. Часть преподавателей и студентов, которые широко привлекались в больницах в борьбе с сыпным тифом, погибла на этом посту. После ухода Г. В. Хлопина кафедру гигиены возглавил в 1919 г. известный гигиенист и эпидемиолог проф. В. П. Кашкадамов; в то же время здесь преподавал Н. Н. Клодницкий.

В 1919 г. курсом общественной медицины (переименованным в 1922 г. в курс социальной гигиены) было положено начало существованию второй кафедры профилактического цикла. Организатором и руководителем новой кафедры был 3. Г. Френкель.

В 1920 г. Психоневрологический институт получил название Института медицинских знаний (ГИМЗ). В 1923 г. А. С. Грибоедов создает кафедру гигиены воспитания (предшествовавшая кафедре гигиены детей и подростков), которая имела специальную клинику. К осени 1925 г. была образована последняя из четырех обязательных для того времени профилактических кафедр — кафедра гигиены труда. Возглавил ее проф. Б. Б. Койранский. С 1927 г. в течение 3 лет на кафедре военной гигиены преподавал Ф. Г. Крот-ков, ныне академик АМН СССР 1. Для координации работы и улучшения методики преподавания в ГИМЗ были созданы предметные комиссии, в том числе и гигиеническая предметная комиссия, председателем которой в течение многих лет был 3. Г. Френкель. Предметные комиссии занимались организацией научной работы, деятельностью студенческих научных кружков, подготовкой научных кадров.

Большим достижением в развитии гигиенических кафедр была организация в 1925 г. Профилактического института (наряду с Анатомическим и Физиологическим). Значительную роль в подготовке врачей, привитии им социально-гигиенического мышления играли организованные в Профилактическом институте ГИМЗ музей гигиены и здравоохранения, статистический кабинет и кабинет санитарного просвещения 2.

Организация Профилактического института значительно повысила интерес студентов к предметам гигиенического профиля; число студентов, занимающихся научной работой на них, увеличилось до 70, причем часть выпускников (30—40 в год), пройдя первичную специализацию в санитарно-профилактической области, шла на работу в качестве санитарных врачей.

В 1930 г. ГИМЗ был переведен из ведения Наркомпроса в ведение Нар-комздрава и стал называться II Ленинградским медицинским институтом; в том же году в нем открылся наряду с лечебно-профилактическим санитар-но-профилактический факультет 3. Открытие нового факультета повлекло за собой учреждение 2 новых гигиенических кафедр — коммунальной гигиены и гигиены питания. Кафедру коммунальной гигиены возглавил доц. Н. 3. Дмитриев, а кафедру гигиены питания — доц. П. В. Романов (с 1935 г.— проф. В. В. Кизеветтер). Студенты санитарно-профилактического факультета в первый период его существования получали специализацию по 4 отделениям: врачей здравпунктов; врачей пищевой санитарии; жилищно-коммунальных врачей и врачей промышленной санитарии.

В начале 1935 г. для санитарного факультета было выделено специальное здание в центре города (2-я Советская ул., д. 4), где разместились все гигиенические и некоторые родственные им кафедры. Здесь же организуются различные гигиенические лаборатории, оборудуется гигиенический музей, многие экспонаты которого были подготовлены студентами, принимавшими участие в работе студенческого научного кружка.

Деятельность гигиенических кафедр не замыкалась стенами института, а выходила далеко за ее пределы. Его ученые принимали активное участие в различных всесоюзных совещаниях, где выступали с обстоятельными докладами по улучшению преподавания гигиенических дисциплин, совершенствованию программ, форм и методов обучения.

1 ЛГАОРСС, ф. 2556, оп. 4, д. 8, л. 69.

2 ЛГАОРСС, ф. 2556, оп. I, д. 564, л. 117.

8 ЛГАОРСС, ф. 3081, оп. 5, д. 385, л. 57.

С началом Великой Отечественной войны санитарно-гигиенический факультет 11 Ленинградского медицинского института, как и санитарно-гигиенические факультеты других медицинских вузов страны, был временно закрыт. Особенность обучения студентов по общей гигиене в военный период заключалась в том, что практические занятия носили характер микролекций, особое внимание уделялось вопросам военной гигиены, резко была ограничена возможность проведения лабораторных исследований, в частности по разделу гигиены питания, так как не было продуктов. Научная деятельность гигиенических кафедр не прекращалась. Кафедрой социальной гигиены была разработана система мероприятий по охране здоровья детей О—4 лет, анализировались сдвиги санитарно-демографических показателей в осажденном Ленинграде (3. Г. Френкель; Т. С. Соболева). Кафедра общей гигиены разработала ряд практических рекомендаций по упорядочению водоснабжения, канализации, благоустройству бомбоубежищ и др. (Р. А. Ба-баянц; А. Л. Иориш). Кафедра гигиены труда разработала мероприятия по борьбе с обморожениями во фронтовых условиях (Б. Б. Койранский)1. Несмотря на невероятно тяжелые условия работы в блокированном Ленинграде, регулярно проводились заседания научного общества гигиенистов и санитарных врачей, организованного еще в 1924 г. при активном участии ученых института, в частности проф. 3. Г. Френкеля, возглавлявшего его с момента основания в течение более 25 лет.

Война показала важность дальнейшего усиления санитарно-эпидемиологической службы СССР. В 1946 г. II Ленинградский медицинский институт был преобразован в Ленинградский санитарно-гигиени-ческий медицинский институт. При этом учитывался опыт, накопленный II Ленинградским медицинским институтом по подготовке санитарных кадров (за довоенный период институтом было выпущено более 1500 санитарных врачей), а также мощная сеть передовой санитарной организации Ленинграда.

Одной из главных задач Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института было определить оптимальные условия обучения санитарного врача, имеющего достаточную клиническую подготовку и глубокие знания по профильным гигиеническим дисциплинам. Деятельность вуза предусматривает разработку методических указаний к проведению практических занятий, выработку унифицированных методик обучения, единых учебных программ по различным дисциплинам для студентов санитарно-гигиенических факультетов, внедрение непрерывной производственной практики студентов на протяжении всего периода обучения, применение прогрессивных методов его (программированный контроль, комплексные лекции и даже практические занятия).

В институте проведено значительное число научных исследований по гигиене, многие из которых впервые или в числе первых начали развиваться в нашей стране. К таким проблемам можно отнести: изучение влияния фтора на здоровье населения (С. В. Моисеев), проблема микроклимата в производственной среде (Б. Б. Койранский), пылевая проблема (Е. А. Вигдорчик), разработка вопросов промышленного освещения (Д. А. Зильбер), социальная гигиена (3. Г. Френкель), загрязнение воздушного бассейна (Р. А. Бабаянц), патология вибрационной и шумовой болезни (Е. Ц. Андреева-Галанина), история гигиены и санитарной организации в России и СССР (Б. С. Сигал).

При 2 кафедрах имеются клиники: профессиональных заболеваний при кафедре гигиены труда и алиментарных заболеваний при кафедре гигиены питания.

С 1948 по 1970 г. институт выпустил 9614 санитарных врачей, а всего за время его существования — 19 312 врачей, из них 11 177 санитарных врачей. Наряду с учебной, учебно-методической и научно-исследователь-ской работой гигиенические кафедры ведут подготовку научных кадров.

1 ЦГА РСФСР, ф. 464, оп. 1, ед. хр. 1659, 1672, л. 22, 83—84.

Обучая студентов, профессорско-преподавательский состав старается полнее раскрыть перед ними облик санитарного врача как глубоко принципиального общественного деятеля, непримиримого к санитарным нарушениям, обладающего большим идейно-политическим кругозором, всесторонне подготовленного специалиста, с серьезной эрудицией и широким диапазоном научно-практических и культурных запросов и интересов.

Поступила 23/11 1970 г.

УДК 614:374(476.ту.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В БЕРЕЗОВСКОМ РАЙОНЕ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

Е. П. Косяченко Березовская санэпидстанция

Санитарно-просветительная работа в районе ведется в соответствии с приказом министра здравоохранения БССР № 138 от 31/ХП 1964 г. и направлена на широкую пропаганду медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди населения с учетом санитарного состояния и благоустройства населенных пунктов, уровня инфекционной заболеваемости и эпидемиологического прогноза.

Общее оперативное и организационно-методическое руководство са-нитарно-просветительной работой возложено на главного санитарного врача района и кабинет санитарного просвещения. Согласно штатному расписанию, в кабинете санитарного просвещения имеется 1 ставка врача, которую занимает фельдшер Л. Р. Ковальчук, и 1 ставка инструктора санитарного просвещения, которую занимает медицинская сестра М. А. Потап-чук. Работа кабинета планируется — составляются годовой и месячные планы, предусматривающие участие всего врачебного и среднего медицинского персонала в санитарном просвещении.

Применяются все доступные формы и методы его. Наиболее прогрессивной формой санитарного просвещения являются народные университеты здоровья. С сентября 1968 г. действует головной народный универсистет здоровья при Березовской хлебопекарне. Работу его возглавляет специально созданный Совет, председателем которого является главный санитарный врач Березовской санэпидстанции Е. П. Косяченко; проректором университета является В. Б. Виткевич, заместитель главного врача района по Березовской районной больнице, секретарем совета — Л. Р. Ковальчук, заведующая кабинетом санитарного просвещения, членом совета— А. С. Шевколович, технолог Березовской хлебопекарни. Заседания совета народного университета здоровья проводятся регулярно 1—2 раза в месяц; на них обсуждаются вопросы, связанные с подготовкой лекций, заслушиваются их конспекты.

Головной народный университет здоровья имеет филиал при Березовской районной больнице, обслуживающий младший медицинский персонал. Филиал организован в 1969 г. и занимается по двухгодичной программе. Занятия в головном народном университете здоровья и в его филиале проводятся 2 раза в месяц. После лекций демонстируются диафильмы, на все вопросы слушателей даются подробные ответы. Слушатели регулярно посещают занятия.

Кабинет санитарного просвещения обеспечивает лекторов специальными папками, которые помогают им лучше подготовиться к лекциям. Тематика занятий планируется в соответствии с примерным учебным планом двухгодичных народных университетов здоровья, разработанным Центральным институтом санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР и Научно-методическим советом по пропаганде медицинских знаний. Кроме теоретических занятий, проводятся и практические, осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.